Особенности осуществления и документирования этапов сестринского процесса. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности осуществления и документирования этапов сестринского процесса.

2017-09-30 391
Особенности осуществления и документирования этапов сестринского процесса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Профилактика.

Раннее распознавание уже появившегося эмоционально­го отвержения ребенка еще до того, как это отношение укре­пилось у родителей, позволяет надеяться на благоприятный прогноз от вмешательства. В предупреждении нарушений родительского воспитания наиболее важно предвидеть об­стоятельства, которые могут к этому привести. Отношение матери к будущему ребенку можно предположить еще во время беременности по ее эмоциональному состоянию. Ино­гда достаточно обсудить с ней причины создавшихся обстоя­тельств в семье, помочь осмыслить ситуацию, разъяснить возможные последствия эмоционального отвержения для по­следующего развития личности ребенка и проблем не возникает. С целью изменения формирующегося негативного от­ношения к ребенку у родителей можно привлекать других членов семьи, исходя из их положительного жизненного опыта в воспитании своих детей.

В редких случаях, требуется более активные вмешатель­ства - психотерапия или фармакотерапия с тем, чтобы снять явные психологические или психопатологические пережива­ния.

Изучение проблемы «нежеланных» детей показало, что эти дети даже в школьном возрасте отличаются нарушенной способностью к адаптации в обществе, школе, среди сверст­ников (особенно часто, это проявляется у мальчиков).

Реакция на болезнь у детей проявляется различно, в за­висимости от психологических особенностей родителей:

1. Крайне сосредоточенные на своем здоровье родители, создают в семье атмосферу страха, неуверенности, ожидания болезней, а при их появлении - ждут неблагополучного исхода.

2. Родители эгоистичные, стремящиеся жить напоказ, из всего извлекать для себя преимущества, даже болезнь ребен­ка стараются использовать для привлечения внимания к себе.

3. Родители самонадеянные и очень уверенные в своих силах и возможностях нередко недостаточно уделяют внима­ния своему ребенку во время болезни.

Атмосфера, складывающаяся в семье во время болезни ребенка, во многом зависит от того, как его воспитывают. Если ребенку до болезни не хватало заботы, внимания и любви, то и во время болезни в такой семье его не обеспечат всем необходимым.

Некоторые родители, поняв и осознав, что до болезни они уделяли мало внимания своему ребенку, перестраивают­ся и обеспечивают его всем необходимым.

В тех семьях, где ребенок окружен чрезмерным внима­нием, где пытаются предупредить каждое его желание, где восхищаются его любым поступком, соответственно во вре­мя болезни эта забота еще больше усиливается. В этих случа­ях необходимо предупреждать их, что в своих добрых наме­рениях они могут нанести определенный вред, так как это проявляется в излишней заботе, организации слишком уто­мительных для больного ребенка занятий, длительных чте­ний и др.

На ситуацию, складывающуюся вокруг больного ребен­ка, иногда влияют отношения, которые формируются у роди­телей с медицинским персоналом. Уважение к знаниям и до­верие к медицинскому персоналу во всем, делают мать не только незаменимым помощником в лечебном процессе и уходе, но и создают атмосферу доброжелательности, взаимо­понимания, надежды, веры в скорый и благополучный исход болезни. Ребенок остро чувствует настроение родителей, у него улучшается настроение и общее состояние, когда о нем заботятся родители, не только верящие в отдаленный успех лечения, но осознающие правильность всего того, что ему назначается.

ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА ЗДОРОВЬЯ

Без знаний о том, как относится ребенок к своему здоро­вью, невозможно составить представление о внутренней кар­тине болезни. Без знаний о психоло­гии здоровья трудно сформиро­вать представление о реакции личности ребенка на болезнь и оказать ему адекватную психологическую поддержку.

Оценка психологии здоровья ребенка проводится по трем основным показателям:

• настроение;

• поведение;

• реакции на те или иные изменения окружающей среды.

При этом очень существенно различать состояние и са­мочувствие.

Состояние - это отражение истинного положения орга­низма и его функций. Оно установлено в результате дополнительных физикальных, функциональных и лабораторно-инструментальных ис­следований различных органов и систем.

Самочувствие - это отражение чувств и настроения, ис­пытываемые человеком. Самочувствие субъективно и не все­гда точно отражает состояние здоровья.

Для ребенка здоровье приобретает смысл только тогда, ко­гда он начинает понимать его значение для эффективного вы­полнения той или иной деятельности в игре или учебе. Чем старше ребенок, тем сложнее психическая деятельность, тем большее значение для него имеет его физическое состояние.

Отношение ребенка к здоровью является частью само­познания или, точнее, частью его образа «Я». Образ самого себя складывается у ребенка из восприятия своего внешнего облика, своего поведения и своих качеств.

Факторы, искажающие внутреннюю картину здоровья:

• чрезмерное сосредоточение на своем состоянии;

• возникновение ипохондрических (апатичных, негативных) мыслей;

• преувеличение отдельных недомоганий (аггравация);

• болезненное стремление к исправлению реальных или воображаемых физических недостатков (например, к по­худанию).

Представления детей о строении и функциях внутренних органов имеют немалое значение для оформления внутрен­ней картины болезни. Оценка болезненных переживаний оп­ределяется представлениями ребенка о своем теле. Поэтому необходимо своевременно знакомить детей со строени­ем и функциями внутренних органов, что важно для оформ­ления внутренней картины болезни, лучше используя красочные качественные детские энциклопедии.

ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ

Болезнь ребенка меняет не только установленный сте­реотип жизни семьи, порядок взаимоотношений между роди­телями, но самого ребенка. К сожалению, во время болезни ребенка не всегда удается своевременно выявить изменения со стороны внутренних органов, психического здоровья, настроения и поведения, больные дети по-разному переносят свое заболевание.

Реакция на болезнь складывается из следующих состав­ляющих:

• самооценки и переживания множества болезненных ощущений;

• общего самочувствия;

• представлений о болезни и ее причинах.

Реакции личности больного на болезнь получила название внутренней картины болез­ни. Формирование внутренней картины болезни у детей зна­чительно отличается от таковой у взрослых и тем больше, чем младше ребенок.

Внутренняя картина болезни, сформировавшаяся у ре­бенка, может действовать и положительно, и отрицательно. Она влияет на течение заболевания, на эффективность про­водимого лечения, на сроки выздоровления, на складываю­щиеся взаимоотношения в семье и многое другое. В некото­рых случаях она оказывается причиной серьезных пережива­ний ребенка, что часто приводит к развитию невротических расстройств.

Эмоциональное отношение, вытекающее из особенностей личности ребенка, может оказаться решающим при формировании внутренней картины болезни.

В зависимости от особенностей личности ребенка раз­личают три типа эмоционального отношения к болезни:

1. Стремление к реальной оценке заболевания и его прогноза, хороший контакт с медицинским персоналом, желание вы­полнять все лечебные предписания (прагматический тип).

2. Эмоциональная недооценка симптомов, игнорирование болезни, завышенное ожидание результатов лечения (гипогнозический тип).

3. Эмоциональная избыточная напряженность, связанная с по­стоянным переживанием, преувеличением тяжести заболева­ния, неверием в успех лечения (гипергнозический тип).

Все эти типы эмоционального отношения к болезни, на­блюдающиеся в детском возрасте, формируются, как прави­ло, на основе интеллектуальной оценки своего состояния.

Вследствие недостатка знаний, неправильной оценки сведений, отсутствия критического отношения к переживае­мой болезни, возможно искажение внутренней картины бо­лезни.

Сопутствующее психотравмирующее действие на фор­мирование отношения ребенка к болезни оказывает госпита­лизация.

Госпитализация ребенка сопровождается отрывом от родителей, сверстников, учебных или других привычных занятий. Помимо этого, она связана с ограничением подвижно­сти, утратой настоящего, переживаниями, разочарованиями. Процесс госпитализации у детей до 11 лет, даже без пережи­ваний, связанных с болезнью и лечением, часто вызывает та­кой страх, что он вытесняет предварительно проведенную психологическую подготовку. Прекращение посещения дет­ского учреждения, нарушение обычного ежедневного режи­ма, отрыв от родителей, братьев, сестер, друзей по играм учебе, от привычных вещей и занятий нарушают у него чув­ство уверенности в своей безопасности. Однако, чем более самостоятелен ребенок, тем выше его приспособляемость.

Реакция ребенка на госпитализацию зависит от многих факторов:

• возраста ребенка и внутрисемейных отношений;

• тяжести заболевания, причины, числа и характера пре­дыдущих госпитализаций;

• предшествующей психологической подготовки ребенка перед направлением в стационар;

• возможности посещения его родителями и близкими;

• количества проводимых болезненных лечебно-диагностических манипуляций;

• средств, используемых для ослабления тревоги (психо­логическая подготовка ребенка с помощью терапевтиче­ской игры к манипуляциям, организация интересного досуга и др.);

• адекватной реакции самих родителей на госпитализацию ребенка.

Возрастные реакции детей на госпитализацию:

1. Реакция детей грудного возраста.

Грудные дети полностью зависят от людей, которые за ними ухаживают. Смена обычного окружения создает у них атмо­сферу недоверия и опасности. Медицинская сестра должна помнить, что ребенок в этом возрасте боится посторонних и разлуки с родителями. Больного ребенка раздражают гром­кие звуки, яркое освещение, резкие движения. На любой дис­комфорт он реагирует плачем, капризами, снижением аппе­тита, возбуждением или вялостью.

Реакция на госпитализацию считается нормальной, если на дискомфорт ребенок раннего возраста реагирует плачем и беспокойством, увеличением потребности в сосании.

Реакция считается тяжелой, если отмечается значи­тельная потеря аппетита, отсутствие реакции на посторон­них, снижение двигательной активности, удлинение сна.

Цель сестринского ухода:

• свести до минимума отрицательное воздействие госпита­лизации на ребенка;

• предотвратить негативное влияние госпитализации на те­чение заболевания.

Если ребенок госпитализирован с матерью, сестра должна помочь ей справиться со стрессовой ситуацией и пе­реутомлением, обучить рациональному уходу и организовать адекватное состоянию ребенка питание.

Сестринское вмешательство:

• установить спокойные доверительные отношения с ребен­ком, научиться понимать причину плача;

• не проводить травмирующих процедур в кроватке ребенка (она должна оставаться для него безопасным убежищем);

• использовать телесный контакт с ребенком, чаще брать его на руки, заворачивать в одеяло, нежно ласкать, укачи­вать перед сном и когда он плачет;

• разговаривать, напевать ему тихо песни, вступать в зри­тельный контакт в ходе общения;

• предложить ребенку соску, полностью удовлетворять воз­росшую потребность в сосании;

• чаще менять положение ребенка, если возможно, исполь­зовать детский стульчик или ходунки;

обеспечить ребенка безопасными цветными игрушками, со­ответствующими его возрасту, разрешить родителям прино­сить из дома привычные для ребенка игрушки.

2. Реакция детей от 1-го до 3-х лет.

Дети этого возраста чувствуют себя в безопасности, когда соблюдаются привычные для них стереотипы жизни: режим дня, привычная еда, способы ухода. Сестра должна выяснить об этих особенностях у родителей. Наибольший страх вызы­вает у детей этой возрастной группы разлука с родителями и изоляция. На дискомфорт дети реагируют плачем и беспо­койством.

Реакция на госпитализацию считается нормальной, если ребенок не хочет общаться ни с кем, кроме матери, громко плачет во время лечебных процедур. Когда мама уходит, ре­бенок становится агрессивным, выбрасывает игрушки из кроватки.

Реакция на госпитализацию считается тяжелой, если ре­бенок избегает зрительного контакта, закрывает голову руками, длительно монотонно плачет, становится абсолютно пассивным или очень агрессивным, не реагирует на боль. В тяжелых слу­чаях может наблюдаться фиксированный взгляд в пространство, длительный сон. Возможен регресс в поведении: сопротивление кормлению, энурез, усиленная мастурбация.

Сестринское вмешательство:

• убедить родителей в том, чтобы они проводили как можно больше времени с ребенком;

• если родители уходят, они должны предупредить об этом ребенка и быстро уйти;

• обеспечить ребенка соответствующими его возрасту иг­рушками, лучше, если это будут любимые игрушки, при­несенные из дома.

3. Реакция детей от 3-х до 6-ти лет.

Дети, как правило, реагируют негативной реакцией на рас­ставание с родителями. Дискомфорт поведения выражается плачем, общим беспокойством, потливостью, покраснением лица, повышением температуры, учащением пульса. В отли­чие от детей младшего возраста, дошкольники могут выра­зить свои проблемы словами.

Реакция на госпитализацию считается нормальной, если отмечается снижение аппетита, он скучает по родителям, трудно вступает в контакт, сопротивляется процедурам.

Реакция на госпитализацию считается тяжелой, если ребенок становиться замкнутым, его преследуют тяжелые сны и фантазии, отмечаются вспышки гнева и агрессии, рег­ресс поведения.

Сестринское вмешательство:

• установить с ребенком доверительные отношения;

• дать ребенку возможность высказать свои страхи и фантазии;

• обеспечить игрушками и играми в соответствии с возрастом;

• при подготовке к процедурам использовать терапевтиче­скую игру;

• обеспечить частый контакт с родителями.

4. Реакция детей от 6-ти до 12-ти лет.

Дети реагируют на госпитализацию более адекватно, но не всегда понимают, что с ними происходит. Больше всего они боятся потери друзей, неизвестности и независимости, все еще нуждаются в присутствии родителей, скучают по дому.

Реакция на госпитализацию считается нормальной, если они отрицают свою болезнь, хуже спят, в играх утрачивают чувство меры, проявляют склонность к грубым играм, сопро­тивляются лечению, нуждаются в поддержке родителей.

Реакция на госпитализацию считается тяжелой, если они гиперактивны, их беспокоят бессонница и ночные кош­мары, отмечается регресс в поведении и отсутствие желания выздороветь.

Сестринское вмешательство:

• создать атмосферу доверия;

• проводить доверительные беседы;

• попросить ребенка выразить свои тревоги посредством рисунка;

• создать круг общения со сверстниками;

• создать условия для продолжения учебы, если это воз­можно по состоянию здоровья;

• при подготовке к инвазивным процедурам использовать терапевтическую игру.

4. Реакция детей от 12-ти до 15-ти лет.

Дети реагируют на госпитализацию, в основном, адекватно, так как владеют многими механизмами преодоления стрессо­вых ситуаций. Но они больше всего боятся изменения своей внешности в связи с заболеванием, потери независимости, ослабления дружеских отношений со сверстниками. Подро­стков может преследовать страх неизвестности, смерти.

Реакция на госпитализацию считается нормальной, если они просят о помощи, рассказывают о том, что у них болит, вы­ражают нетерпение и непослушание, не признают авторитета врача и сестры, не подчиняются внутреннему распорядку.

Реакция на госпитализацию считается тяжелой, если они безразличны к своему заболеванию, замкнуты, не верят, что больны, проявляют апатию.

Сестринское вмешательство:

• доверительно обсудить с ребенком состояние его здоро­вья, план лечения;

• позволить ему принять участие в планировании сестрин­ского ухода;

• поощрять самоуход;

• обеспечить продленный сон и достаточный отдых;

• организовать общение со сверстниками, поддерживать положительные эмоции;

• создать условия для продолжения учебы, если это воз­можно по состоянию здоровья

Реакции на госпитализацию у детей могут быть за­тяжными, поэтому даже после выписки обнаруживаются те или иные изменения:

• нарушение поведения, непослушание, трудности при­способления, раздражительность, эмоциональная взрыв­чатость;

• расстройство сна и аппетита;

• речевые дефекты;

• реже - непроизвольное мочеотделение.

Представление ребенка об окружающем мире и, в част­ности, о болезнях отражает мировоззрение родителей. Еще в большей степени это относится к чувствам, испытываемым родителями во время болезни ребенка.

Возможные проблемы родителей в отношении к болез­ни ребенка:

• чувство вины за развитие заболевания;

• негодование из-за поведения ребенка, приведшего к бо­лезни;

• отчаяние в связи с кажущимся или реальным плохим исходом;

• безразличное отношение в связи с отрицанием болезни или ее серьезности.

Аналогичные чувства формируются у больных детей, что чаще всего связано со схожими переживаниями их родителей. Поэтому родительское неудовольствие еще более уси­ливает и без того имеющуюся у большинства детей вину за свое поведение, как им представляется, вызвавшее болезнь. Отрицание родителями серьезности заболевания формирует пренебрежительное отношение к болезни самого ребенка.

На формирование внутренней картины болезни ребенка положительное влияние оказывает доброжелательное, чуткое отношение медицинского персонала (понятные разъяснения, использование психологических, лекарственных средств для уменьшения болезненности в процессе обследования, подго­товки к процедурам и операциям и т. д.). В противном случае отношение к болезни может носить гипер- или гипогнозический характер. Внимательное отношение к психологическому состоянию больного ребенка своевременно смягчает его от­рицательную реакцию, исправляет неправильные представ­ления о болезненных ощущениях и лечении. Создание благо­приятной окружающей среды, вовлечение специалистов, ро­дителей к разнообразию досуга, созданию игровых про­грамм, уголков для игр, красочному оформлению интерьеров лечебных учреждений способствуют ослаблению тревожного беспокойства маленьких пациентов и тем самым содейству­ют адекватному отношению их к болезни и лечению.

Однако для правильного формирования внутренней кар­тины болезни, подхода и успешного проведения лечения необ­ходимо выяснить, какое понятие о болезни имеет ребенок:

• узнать, что больше всего его угнетает и от чего он страдает;

• получить от него сведения о восприятии им симптомов заболевания;

• на понятном для ребенка языке выяснить его понимание причины и механизма болезни;

• его предположения об исходе заболевания и возможных результатах лечения.

При подготовке ребенка к лечению обязательно нужно учитывать особенности детской личности. Необходимо зара­нее готовить ребенка любого возраста к госпитализации, ле­чебным процедурам, манипуляциям и операциям.

Основные принципы создания адекватной внутренней кар­тины болезни и психологической поддержки больного ребенка:

1. Родителям нужно быть очень осторожными во время бе­сед с ребенком, избегать наставлений и наказаний, так как настроение и состояние могут ухудшиться в связи с чрезмерным чувством вины, которое испытывает он пе­ред родителями, за то, что возникло заболевание.

2. Необходимо предоставить возможность регулярного по­сещения ребенка родителями, так как ухудшение само­чувствия маленького ребенка может быть следствием бо­язни, что родители оставили его навсегда в больнице.

3. Постоянные волнения резко ухудшают эмоциональный настрой ребенка, а пессимистическое представление об исходе заболевания, как правило, утяжеляет его течение и затягивает выздоровление. Во время лечения необхо­димо постоянно поддерживать положительный эмоцио­нальный фон ребенка.

4. Формирование понятий о здоровье, болезни, лечении, строении тела и функциях органов необходимо прово­дить своевременно и адекватно возрасту.

5. Объяснять происходящее в организме больного ребенка и выявлять его переживания следует с очень большой осто­рожностью. Нельзя, чтобы у него в ходе этих бесед возник­ло чувство страха, появилось опасение, которое он легко может перенести на свой счет. Каждый разговор о болезнях желательно заканчивать на оптимистической ноте.

6. Убедить ребенка в том, что у него имеются все возмож­ности по сохранению здоровья, многое зависит от него самого. Желательно также, чтобы он не только знал о способах сохранения здоровья, но и постепенно приобре­тал навыки его укрепления.

 

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП К ПРЕДСТОЯЩИМ МЕДИЦИНСКИМ МЕРОПРИЯТИЯМ

Возраст 1-12 месяцев.

Подготовка ребенка к процедуре:

В этом возрасте ребенок слишком мал, поэтому вся под­готовка ведется с их родителями, которых нужно проинфор­мировать о предстоящей процедуре, убедить в ее необходи­мости и безопасности. Предварительно решить с врачом вопрос о возможности присутствия родителей во время прове­дения процедуры.

Во время процедуры:

Удовлетворять все потребности ребенка, держать его в тепле, предлагать соску, нежно разговаривать, стремиться предотвращать негативные реакции, оберегать от боли.

После процедуры:

Успокоить ребенка, приласкать, покачать, по возможно­сти обеспечить контакт с родителями.

Возраст 1-3 года.

Подготовка ребенка к процедуре:

Подготовку ребенка следует начать за один час до про­цедуры, необходимо провести игру по сценарию предстоя­щего вмешательства. Для этого проиграть предстоящие ма­нипуляции на кукле с тематическими игрушками (детским фонендоскопом, термометром, шприцем и пр.), комментируя ход вмешательства.

Во время процедуры:

Удовлетворять все потребности ребенка: создать спо­койную обстановку, ласково беседовать, держать за руку, предупреждать боль, по возможности обеспечить присутст­вие матери.

После процедуры:

Взять ребенка на руки, ласково разговаривать, похва­лить его за смелость, отвлечь интересными занятиями.

Детям раннего возраста инвазивные вмешательства не следует проводить в его кроватке, так как она должна оста­ваться для него безопасным убежищем.

Возраст 3-6 лет.

Подготовка к процедуре:

Подготовку детей надо начинать за 2-4 часа до вмеша­тельства, так как в этом возрасте они боятся телесных повре­ждений. В ходе терапевтической игры ребенка готовят к про­цедуре, можно показать какие-нибудь медицинские инстру­менты, спокойно и доступно ответить на все его вопросы о предстоящих манипуляциях.

Во время процедуры:

Удовлетворять все потребности ребенка: создать атмо­сферу доверия, предложить ему выразить свои чувства, эмо­ции, фантазии и страхи, связанные с процедурой, по возмож­ности, во время манипуляций применять обезболивание.

После процедуры:

Обеспечить общение с родителями или побыть рядом с ним, отвлечь интересным занятием, пока он не почувствует себя комфортно.

Возраст 6-12 лет.

Подготовка к процедуре:

Начинается за 1-2 дня, в ходе терапевтической игры можно использовать куклы, макеты, рисунки, показ видео­фильмов о ходе операции или предстоящей манипуляции. Честно и доступно объяснить ход вмешательства, терпеливо отвечать на все вопросы ребенка.

В этом возрасте дети боятся травмирующих факторов, телесных повреждений, изменения внешности.

Во время процедуры:

Удовлетворять все потребности ребенка: создать атмо­сферу комфорта, предложить ему выражать свои эмоции, от­влекать от отрицательных реакций.

После процедуры:

Обеспечить доброжелательную атмосферу, общение с родителями, поощрять его смелость, похвалить за терпение и рассеять его сомнения и страхи.

Возраст 12-15 лет.

Подготовка к процедуре;

Подготовку необходимо начать за несколько дней до вмешательства, отдельно от родителей.

В ходе терапевтической игры можно использовать ри­сунки, схемы и пр. Дать правдивую информацию о ходе предстоящей процедуры и предоставить ему самостоятельно все обдумать и настроиться на вмешательство.

Во время процедуры:

Удовлетворять все потребности ребенка: создать атмо­сферу сотрудничества, иллюзию равноправного участия, возможность комментировать свои ощущения. При чувстве страха и болевых ощущениях применять методы релаксации, дыхательные упражнения, точечный массаж и другие.

После процедуры:

Обсудить с ним его ощущения и предоставить возмож­ность поделиться ими со сверстниками.

 

 

Примеры взаимодействия лекарственных средств

 

Механизм Эффект действия Препараты
Фармакологическая несовместимость. Инактивация. Отрицательный эффект. Гидрокортизон инактивируется гепарином (при смешивании в одном шприце).
   
Фармакологическое взаимодействие. По- тенцирование действия. Усиление эффекта. Средства для наркоза потенцируют седативные средства, антигистаминные - нейролептики, наркотические анальгетики - противосудорожные средства.
Фармакологическое взаимодействие. Ан- тагонизм. Ослабление эффекта. Резерпин, анаприлин антагонисты индометацина, налок- сон - наркотических анальге­тиков. Витамин К антагонист анти­коагулянтов непрямого дей­ствия.
 
Изменения рН желудочного содержимого. Влияние на двигательную активность желудка и кишечника. Снижение скорости всасывания. Бикарбонат натрия снижает всасывание тетрациклина, аспирина, альмагель - изониазида, все антациды сни- жают всасывание аминазина.

Особенности влияния лекарственных средств на эм­брион и плод.

Лекарственные средства могут губительно действовать на мужские и женские половые клетки, вызывая хромосом­ные аберрации и мутацию генов.

Вероятность повреждения мужских половых клеток зна­чительно меньше, чем женских, так как сперматогенез длится всего около 64 дней. У женщин овогенез начинается внутри­утробно и продолжается на протяжении всего репродуктив­ного возраста.

Хромосомные аномалии могут вызываться цитостатиками и антибиотиками. Доказано мутагенное действие фено­барбитала.

Различают 3 вида патологического действия лекарств на организм будущего ребенка:

• эмбриотоксическое;

• тератогенное;

• фетотоксическое.

Эмбриотоксическое действие может возникнуть в пер­вые три недели после оплодотворения яйцеклетки и вызвать ее повреждение или гибель. Эмбриотоксическим действием обладают следующие препараты: гормоны, антиметаболиты (6-меркаптопурин, фторурацил и др.), ингибиторы белкового и углеводного обмена, салицилаты, барбитураты, сульфани­ламиды, фторсодержащие средства.

Тератогенное действие может проявиться с 4 по 8 неде­лю беременности и вызвать различные нарушения нормаль­ного развития плода (врожденные пороки развития органов и систем). Варианты порока развития зависят от срока бере­менности и от того, какие органы формируются в период приема лекарственного средства.

По степени опасности развития тератогенного эф­фекта лекарственные средства делятся на три группы:

1. Чрезвычайно опасные - это метотрексат, андрогены, гор­мональные пероральные противозачаточные средства. Реко­мендуется прекращать их применение не менее чем за 6 ме­сяцев до планируемой беременности.

2. Опасные для плода средства - противоэпилептические, противоопухолевые, пероральные противодиабетические средства.

3. Менее опасные - салицилаты, антибиотики, особенно ле-вомицетин и тетрациклин, хинин, инсулин, фторотан, анта­гонисты витамина К, нейролептики, анаприлин, мочегонные и противотуберкулезные средства (могут вызвать пороки развития плода при наличии факторов риска у беременной).

Факторы риска развития перинатальной патологии:

• возраст беременной (моложе 17 и старше 35 лет);

• нарушение функции органов элиминации лекарств (пе­чень, почки);

• высокие дозы и длительное применение лекарственного средства;

• генетическая предрасположенность.

Фетотоксическое действие выражается чрезмерным воздействием лекарств на плод, чаще в последние недели бе­ременности.

Назначение сильнодействующих лекарственных средств беременным может привести к гибели плода или развитию перинатальной патологии у новорожденного.

Рекомендации по применению групп лекарственных средств новорожденными детям первых месяцев жизни

4.

1 группа 2 группа 3 группа
Показаны к примене­нию Применять с осторожностью Противопоказаны к применению
Бензилпенициллин Анти­биотики полусинтетиче­ского ряда (оксациллин, ампициллин, метициллин) Гентамицин Канамицин, Мономицин Полимиксин-В Стрептомицин
Макролиды (эритроми­цин, олеандомицин) Цефалоспориновый ряд (цефапоридин, цефалексин, клафоран) Линкомицин Левомицетин Тет­рациклин Налидиксовая ки­слота
Противогрибковые сред­ства (нистатин, гризео-фульвин) Дигоксин Стро­фантин Сульфаниламиды
Противосудорожные средства (фенобарбитал, седуксен, натрия оксибутират) Теофиллин Салицилаты
Викасол Атропин Аминазин Борная кислота
Пирацетам Анальгин Наркотические анальгетики (груп­па морфина)

Профилактика осложнений.

 

1. Во время инфузий препаратов проводить мониторинг со­стояния, пульса, ЧДД, АД.

2. Учитывать количество введенной и выведенной жидкости.

3. Проводить контроль массы тела (грудного ребенка взве­шивать два раза в день).

4. Контролировать осмотическое давление мочи (оно долж­но быть в пределах 1,010 - 1,015).

Профилактика.

Раннее распознавание уже появившегося эмоционально­го отвержения ребенка еще до того, как это отношение укре­пилось у родителей, позволяет надеяться на благоприятный прогноз от вмешательства. В предупреждении нарушений родительского воспитания наиболее важно предвидеть об­стоятельства, которые могут к этому привести. Отношение матери к будущему ребенку можно предположить еще во время беременности по ее эмоциональному состоянию. Ино­гда достаточно обсудить с ней причины создавшихся обстоя­тельств в семье, помочь осмыслить ситуацию, разъяснить возможные последствия эмоционального отвержения для по­следующего развития личности ребенка и проблем не возникает. С целью изменения формирующегося негативного от­ношения к ребенку у родителей можно привлекать других членов семьи, исходя из их положительного жизненного опыта в воспитании своих детей.

В редких случаях, требуется более активные вмешатель­ства - психотерапия или фармакотерапия с тем, чтобы снять явные психологические или психопатологические пережива­ния.

Изучение проблемы «нежеланных» детей показало, что эти дети даже в школьном возрасте отличаются нарушенной способностью к адаптации в обществе, школе, среди сверст­ников (особенно часто, это проявляется у мальчиков).

Реакция на болезнь у детей проявляется различно, в за­висимости от психологических особенностей родителей:

1. Крайне сосредоточенные на своем здоровье родители, создают в семье атмосферу страха, неуверенности, ожидания болезней, а при их появлении - ждут неблагополучного исхода.

2. Родители эгоистичные, стремящиеся жить напоказ, из всего извлекать для себя преимущества, даже болезнь ребен­ка стараются использовать для привлечения внимания к себе.

3. Родители самонадеянные и очень уверенные в своих силах и возможностях нередко недостаточно уделяют внима­ния своему ребенку во время болезни.

Атмосфера, складывающаяся в семье во время болезни ребенка, во многом зависит от того, как его воспитывают. Если ребенку до болезни не хватало заботы, внимания и любви, то и во время болезни в такой семье его не обеспечат всем необходимым.

Некоторые родители, поняв и осознав, что до болезни они уделяли мало внимания своему ребенку, перестраивают­ся и обеспечивают его всем необходимым.

В тех семьях, где ребенок окружен чрезмерным внима­нием, где пытаются предупредить каждое его желание, где восхищаются его любым поступком, соответственно во вре­мя болезни эта забота еще больше усиливается. В этих случа­ях необходимо предупреждать их, что в своих добрых наме­рениях они могут нанести определенный вред, так как это проявляется в излишней заботе, организации слишком уто­мительных для больного ребенка занятий, длительных чте­ний и др.

На ситуацию, складывающуюся вокруг больного ребен­ка, иногда влияют отношения, которые формируются у роди­телей с медицинским персоналом. Уважение к знаниям и до­верие к медицинскому персоналу во всем, делают мать не только незаменимым помощником в лечебном процессе и уходе, но и создают атмосферу доброжелательности, взаимо­понимания, надежды, веры в скорый и благополучный исход болезни. Ребенок остро чувствует настроение родителей, у него улучшается настроение и общее состояние, когда о нем заботятся родители, не только верящие в отдаленный успех лечения, но осознающие правильность всего того, что ему назначается.

ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА ЗДОРОВЬЯ

Без знаний о том, как относится ребенок к своему здоро­вью, невозможно составить представление о внутренней кар­тине болезни. Без знаний о психоло­гии здоровья трудно сформиро­вать представление о реакции личности ребенка на болезнь и оказать ему адекватную психологическую поддержку.

Оценка психологии здоровья ребенка проводится по трем основным показателям:

• настроение;

• поведение;

• реакции на те или иные изменения окружающей среды.

При этом очень существенно различать состояние и са­мочувствие.

Состояние - это отражение истинного положения орга­низма и его функций. Оно установлено в результате дополнительных физикальных, функциональных и лабораторно-инструментальных ис­следований различных органов и систем.

Самочувствие - это отражение чувств и настроения, ис­пытываемые человеком. Самочувствие субъективно и не все­гда точно отражает состояние здоровья.

Для ребенка здоровье приобретает смысл только тогда, ко­гда он начинает понимать его значение для эффективного вы­полнения той или иной деятельности в игре или учебе. Чем старше ребенок, тем сложнее психическая деятельность, тем большее значение для него имеет его физическое состояние.

Отношение ребенка к здоровью является частью само­познания или, точнее, частью его образа «Я». Образ самого себя складывается у ребенка из восприятия своего внешнего облика, своего поведения и своих качеств.

Факторы, искажающие внутреннюю картину здоровья:

• чрезмерное сосредоточение на своем состоянии;

• возникновение ипохондрических (апатичных, негативных) мыслей;

• преувеличение отдельных недомоганий (аггравация);

• болезненное стремление к исправлению реальных или воображаемых физических недостатков (


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.126 с.