Тема 1. Криминология как наука, ее место в системе наук — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Тема 1. Криминология как наука, ее место в системе наук

2017-09-30 240
Тема 1. Криминология как наука, ее место в системе наук 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1. Криминология как наука, ее место в системе наук

При изучении вопросов темы необходимо знать содержание таких понятий как наука, ее предмет, объект, метод, методология, диалектика. Методологическая база криминологии (система принципов и способов организации и построения ее деятельности), как и любой другой науки, определяет научную достоверность исследований и их результатов, понимание вопросов темы обеспечит системность получаемых в ходе изучения курса криминологии знаний о преступности, общих закономерностях ее функционирования в обществе, основных направлениях борьбы с преступностью.

 

ВОПРОСЫ

1. Предмет криминологии, его элементы (преступность, причины преступности, личность преступника, механизм преступного поведения, предупреждение преступности). Система криминологии.

2. Функции криминологии (описательная, объяснительная, прогностическая, эвристическая), ее задачи.

3. Методология криминологии.

4. Уголовно-статистический метод, его этапы (статистическое наблюдение, группировка и сводка, статистический анализ). Организация статистического учета преступлений в Российской Федерации.

5. Место криминологии в системе юридических наук.

 

ЗАДАНИЕ

Какое из приведенных высказываний о криминологии как науке на ваш взгляд верно? Свой ответ обоснуйте.

 

… криминологию следует считать по содержанию социально-правовой наукой, а по принадлежности – юридической учебной дисциплиной…, криминология – это самостоятельная наука о преступности и рациональных методах ее предупреждения…

Криминология. Ред. В.Н. Бурлаков, Н.М. Кропачев

 

…Криминология… общетеоретическая наука для наук криминального цикла (уголовного, уголовно- процессуального, уголовно-исполнительного права, криминалистики, ОРД, судебной психологии и др.). …Соотношение криминологии и этих наук можно сравнить с соотношением теории государства и права и других юридических дисциплин…

Криминология. Ред. А.И. Долгова.

 

Криминология – социолого-правовая наука, которая изучает преступность, личность преступника, причины и условия преступности, пути и средства ее предупреждения и преодоления в нашем обществе.

Криминология. Ред.Б.В. Коробейников,

Н.Ф. Кузнецова, Г.М. Миньковский., М. 1988г

 

Литература

1. О ЕДИНОМ УЧЕТЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Приказ от 29 декабря 2005г. Генеральная Прокуратура РФ № 39, МВД РФ № 1070, Министерство ГО и ЧС РФ №1021, Министерство Юстиции РФ №253, ФСБ РФ № 780…

2. Ли Д. Криминология: статистический метод и системный подход // Уголовное право №1, 2002.

3. Лунев В.В. Выборочный метод в криминологии М., 1988г.

4. Курс советской криминологии: Предмет. Методология. Преступность и ее причины / Под ред. В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, В. В. Лунева. М.,1985.

Тема 2. Криминологическое учение о преступности.

 

Для отечественной криминологии характерна теоретическая разработанность понятия преступность, обилие концепций, выдвинутых различными авторами. При анализе концепций преступности необходимо особое внимание уделить практической значимости определения преступности. Так же необходимо четко разграничивать признаки преступности (массовость, общественная опасность, уголовная противоправность и др.) от ее характеристик.

В ходе изучения темы у студентов должны быть сформированы навыки анализа статистических данных о состоянии преступности и оценки ее внешних и внутренних характеристик. В связи с этим важно выполнить предлагаемые к теме практические задания.

 

ВОПРОСЫ

1. Охарактеризуйте основные концепции преступности, выдвинутые отечественными авторами.

2. Назовите признаки преступности, раскройте их содержание. В чем заключается общественная опасность преступности?

3. Раскройте содержание внешних характеристик преступности (общая распространенность; антисоциальная направленность; мотивационная направленность; территориальная, социально-групповая, социально-отраслевая распространенность).

4. Раскройте содержание внутренних характеристик преступности (организованность, активность, устойчивость)

5. Что такое «показатели преступности» и «коэффициенты преступности». Назовите способы определения уровня, структуры и динамики преступности.

6. Назовите общемировые закономерности изменения характеристик преступности, чем они объясняются? Проявляются ли общемировые тенденции изменений преступности в России?

 

ЗАДАНИЕ 1.

Приведенные данные изобразите в виде таблиц, графиков, диаграмм (секторной, столбчатой). Абсолютные величины приведите в относительные.

В Читинской области в течение 2000 года было зарегистрировано 30721 преступление. Из них причинение тяжкого вреда здоровью - 871, убийств – 432, в т.ч. на почве быта – 233, краж – 13339 (в том числе из квартир – 4342, краж из автотранспорта – 277), грабежей – 1815, разбоев – 301, преступлений, совершенных с применением оружия- 127. Преступлений, совершенных ранее судимыми лицами – 6981, находящимися в состоянии алкогольного опьянения – 4907, несовершеннолетними – 2332, лицами, совершившими преступления в группе – 4818. Так же было зарегистрировано 1183 преступлений, совершенных в общественных местах. Количество лиц, совершивших преступление, составило – 20138 (из них несовершеннолетние – 2637, лица без постоянного источника дохода – 12239, женщины – 2712).

В течение 2001 года в Читинской области было зарегистрировано 32903 преступление. Из них причинение тяжкого вреда здоровью - 969, убийств – 535, в т.ч. на почве быта – 238, краж – 13969 (в том числе из квартир – 4822), грабежей – 2039, разбоев – 380, преступлений, совершенных с применением оружия - 109. Преступлений, совершенных ранее судимыми лицами – 7001, находящимися в состоянии алкогольного опьянения – 4507, несовершеннолетними – 2752, лицами, совершившими преступления в группе – 4519. Так же было зарегистрировано 1205 преступлений, совершенных в общественных местах. Число лиц, совершивших преступление, составило – 20623 (из них несовершеннолетние – 2805, лица без постоянного источника дохода – 12666, женщины – 2602).

ЗАДАНИЕ 2.

Дайте характеристику состояния преступности в Читинской области, используя приведенные данные. Сравните состояние преступности в Читинской области с общероссийскими показателями.

В Читинской области в 2004-2005 году зарегистрировано:

 

Вид преступлений    
Кража    
Грабеж    
Разбой    
Вымогательство    
Мошенничество    
Убийство    
Причинение ТВЗ    
изнасилование    
хулиганство    
     
всего    

В 2004 году в группе было совершено 2992, в состоянии алкогольного опьянения – 3015 преступления, а в 2005 в группе – 3028, в состоянии алкогольного опьянения –3302 преступления.

Несовершеннолетними совершено в 2004 году 2271 преступление, в 2005 – 2386 преступлений.

Выявлено лиц, совершивших преступления

В 2004 году всего 14270, из них женщин – 2194, несовершеннолетних – 2354, учащихся –1212, лиц без постоянных источников дохода – 8532.

В 2005 году – всего16067, из них женщин –2687, несовершеннолетних – 2332, учащихся – 1076, лиц без постоянных источников дохода – 9852.

Численность населения Читинской области составила: в 2004 году – 1135,7 тыс. человек, в 2005 году –1128, 2 тыс. человек.

 

 

В России в 2004, 2005 было зарегистрировано преступлений:

 

Вид преступлений    
Кража    
Грабеж    
Разбой    
Вымогательство    
Мошенничество    
Убийство    
Причинение ТВЗ    
изнасилование    
хулиганство    
     
всего    

В 2004 году в группе было совершено 250763, в состоянии алкогольного опьянения – 301407 преступлений, а в 2005 в группе –246669 и 311799 преступлений в состоянии алкогольного опьянения.

Несовершеннолетними в 2004 году совершено 154414 преступления, в 2005 –154734 преступления.

Выявлено лиц, совершивших преступления:

В 2004 году – всего 1222504, из них женщин – 13%, несовершеннолетних – 151890, учащихся – 8,6%, лиц без постоянных источников дохода – 58,8%.

В 2005 году – всего 1297123, из них женщин – 178446, несовершеннолетних – 151890, учащихся – 107942, лиц без постоянных источников дохода –781751.

Численность населения России составила: в 2004 году - 142, 8 млн. человек, в 2005 году – 143 млн. человек.

 

Литература:

1. Курс советской криминологии: Предмет. Методология. Преступность и ее причины /Под ред. В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, В. В. Лунева. М.,1985.

2. Криминология; учебник для вузов. Ред. Долгова А.И. М., 2003.

3. Лунев В.В. Преступность ХХ век Мировой криминологический анализ. М. 1997

4. Кондратюк Л.В., Овчинский В.С. Еще раз о криминологическом понятии преступности и преступления.// Журнал российского права №9, 2004

5. Читинская область в цифрах; статистический ежегодник. Чита, 2006.

 

 

ВОПРОСЫ

1. Дайте определение понятий «детерминация», «причина», «условие», «следствие»

2. Каковы основные особенности причинных зависимостей в общественной жизни

3. Охарактеризуйте основные теории причин преступности, выдвинутые в отечественной криминологии.

4. Что представляют собой социальные противоречия, какое место они занимают в причинном комплексе преступности.

5. Дайте классификацию причин и условий преступности.

6. Изобразите схематично и прокомментируйте схему причин и условий преступности в России на современном этапе.

7. Существуют ли региональные отличия в причинах и условиях преступности? Свой ответ обоснуйте.

 

ЗАДАНИЕ 1.

Используя приведенные данные, сделайте вывод о связи различных социальных явлений и преступности.

За период с 1998 по 2005 год в Читинской области погибло:

● от убийств в 1998г - 534 человека, в 1999г.- 678 человек, 2000г.- 630, в 2001г. – 767, в 2002 - 863, в 2003 – 736; 2004г. – 727, 2005г. – 730 человек.

● от самоубийств в 1998г. – 800 человек, в 1999 – 983, в 2000г.- 969, в 2001г. – 1036, в 2002г. – 1076, в 2003г. – 887, 2004 – 878, 2005г. – 817 человек.

● от причин, связанных с употреблением алкоголя в 1998г – 336 человек, в 1999г. – 465, в 2000г – 651, в 2001г.- 760, в 2002 – 864, в 2003г. – 906, 2004г. – 839, 2005г. – 1622 человека.

За период с 1998 по 2005 год в Читинской области было зарегистрировано:

● убийств в 1998г – 420, 1999 – 417, 2000 – 447, 2001 – 547, в 2002 – 611, 2003 – 577 2004 -582, 2005 – 582 факта.

ЗАДАНИЕ 2.

Используя приведенные данные, сделайте вывод о связи различных социальных явлений и преступности.

За период с 1998 по 2005 год в Читинской области

● в органах гос. Службы занятости населения на учете в качестве безработных было зарегистрировано:

1998г.- 20400 человек, в 1999г. – 12700, 2000г. – 10200, 2001г. – 30800, 2002г. – 24600, 2003г. – 19200, 2004г.- 14900, 2005г. – 12800 человек.

● среднедушевые денежные доходы населения в месяц (в рублях) составили:

1998 – 611, 1999 – 1047, 2000 – 1405, 2001 – 2011, 2002 – 2993, 2003 – 4015, 2004 – 4799, 2005 – 5812.

За период с 1998 по 2003 год в Читинской области было зарегистрировано:

● краж:

1998г – 13309, 1999г. – 15737, 2000г. – 14113, 2001г. – 14574, 2002г. – 10584, 2003г. – 11764, 2004г. – 10913, 2005г. – 12736.

● грабежей:

1998г – 1498, 1999г. – 1787, 2000г. – 1836, 2001г. – 2052, 2002г. – 1944, 2003г. – 1850, 2004г. – 1884, 2005г. – 2222.

 

Литература

1. Курс советской криминологии: Предмет. Методология. Преступность и ее причины /Под ред. В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева. М.,1985.

2. Гилинский Я.И. Проблема причинности в криминологической науке //Сов. государство и право 1986 №8

3. Кузнецова Н.Ф Проблемы криминологической детерминации М.,1984

4. Ольков С.Г. О пользе и вреде неравенства (криминологическое исследование) // Государство и право 2004 №8

5. Антонян Ю.М. Концепция причин преступности и причины преступности в России. // Российский следователь 2004 №8

6. Читинская область в цифрах; статистический ежегодник. Чита, 2006 г.

 

 

ВОПРОСЫ

1. Понятие личности преступника, его соотношение с уголовно-правовым понятием «субъект преступления» и уголовно-процессуальными – «подозреваемый, обвиняемый, осужденный».

2. Можно ли говорить о «личности преступника как о социальном типе? Что является основным показателем общественной опасности личности преступника?

3. Структура личности преступника. Соотношение биологического и социального в структуре личности преступника.

4. Социально-демографические, социально-ролевые, социально-психологические характеристики личности преступника.

5. Понятие и содержание антиобщественной направленности личности преступника.

6. Типология личности преступника по содержанию и устойчивости антиобщественной направленности, ее практическое значение.

 

ЗАДАНИЕ 1

Используя статистические данные, приведенные в приложении № 2, дайте сравнительную характеристику личности преступника (Россия и Читинская область).

ЗАДАНИЕ 2

Волгин, управляя автомобилем, совершил наезд на внезапно выскочившую на проездную часть девочку.

При проведении автотехнической экспертизы было установлено, что при нормальной реакции у водителя в такой ситуации была техническая возможность избежать наезда путём торможения. Следователь предъявил Волгину обвинение и, закончив расследование, направил уголовное дело в суд.

По ходатайству адвоката в суде была назначена судебно-психологическая экспертиза, в ходе которой выяснилось, что у Волгина замедленная реакция.

Введя в расчеты увеличенное время реакции эксперт авто-техник дал заключение, что Волгин не имел возможности избежать наезда путём торможения.

Какова роль генетически определенных свойств личности преступника в механизме данного преступления, можно ли говорить о том, что они являются его причиной.

ЗАДАНИЕ 3

Дайте характеристику личности преступников, определите к какому из типов по содержанию и устойчивости антиобщественной направленности их можно отнести?

Большаков и Визирев узнали о том, что в деревне Большой луг, на окраине живут престарелые люди К. (муж и жена), они держат подсобное хозяйство, получают пенсию, так как работали, возможно, имеют сбережения. Большаков и Визирев решили их ограбить, Большаков предложил привлечь Игумнова в качестве пособника, так как у него есть машина, и он должен Большакову деньги (карточный долг).

12 декабря в19.00. они подъехали к дому потерпевших. Игумнов остался в машине, Большаков и Визирев вошли во двор. Дверь в дом была открыта, в доме К. готовил ужин. Большаков потребовал отдать деньги и ценности, имеющиеся в доме, пригрозив, что подожгут дом. В это время с улицы вошла жена К. и громко закричала, Визирев достал нож и пригрозил: если она не перестанет кричать, то прирежет ее. Женщина попыталась выбежать на улицу, Визирев нанес ей 5 ножевых ранений, от которых она скончалась на месте. Большаков связал старика, позвал Игумнова и заставил убить К. После этого, Большаков и Визирев обыскали дом, но ни чего не нашли.

Большаков: 24 года, не женат, не работает, образование среднее. Источником дохода являются выигрыши от карточных игр. Состоит на оперативном учете, подозревается в мошенничестве и вымогательствах (карточные долги «выбивал», используя преданных ему молодых людей 16-17 лет) Характеризуется как жестокий, коростылюбивый человек, за деньги готов на все. На следствии свою вину признал частично, о том, что у Визирева есть нож, не подозревал, сам никого не убивал, просто хотел взять деньги. В ходе следствия неоднократно менял свои показания.

Визирев, 19 лет, учащийся техникума. В учебном коллективе характеризуется отрицательно, практически не учится, ведет праздный образ жизни, любит посещать клубы, деньги берет у родителей, они достаточно состоятельные. Когда Большаков предложил ограбить стариков, согласился не раздумывая, нож взял с собой на всякий случай: «Если бы старуха не кричала, ничего бы не произошло». С Большаковым познакомился в одном из клубов.

Игумнов, 17 лет, учится в том же техникуме, характеризуется положительно, тихий, застенчивый, учится хорошо. Зачем поехали в Большой Луг не знал, Большаков сказал: «Поедешь с нами, прощу долг». В карты с Большаковым играл несколько раз, только для того, что бы отыграться (в первый раз проиграл ему большую сумму, об этом боялся сказать родителям, так как отец очень строгий).

Когда увидел труп женщины и кровь, сильно испугался, помнит все как в тумане, После случившегося сам управлять автомобилем не мог, за рулем был Большаков. Вину признал полностью, со следствием сотрудничал, давал стабильные показания.

 

 

Литература

1. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. СПб: 2005

2. Криминология: Учебник для юридических вузов / Под ред. А.И. Долговой. М., 2000

3. Хохряков Г.Ф Криминология: Учебник. М., 1999.

4. Ильин Е.П. Мотивы и мотивация. СПб., 2002

5. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб., 2001

6. Лунеев В.В. Мотивация преступного поведения М.,1981

7. Ларин А.М. Корысть: опыт криминологического и психологического анализа. Государство и право 1993 №3.

 

ВОПРОСЫ

1. Криминологическое понятие преступного поведения, его соотношение со смежным уголовно-правовым понятием «преступление»

2. Назовите основные элементы механизма преступного поведения. Охарактеризуйте их.

3. Криминогенная ситуация: понятие, виды, значение в механизме совершения преступления. Роль поведения жертвы в механизме преступления.

4. Криминогенная мотивация и антиобщественная направленность как причины преступного поведения. Функции мотивации.

5. Особенности механизма совершения преступлений в состоянии аффекта, в состоянии опьянения. Особенности механизма совершения неосторожных преступлений.

 

Сообщение: «Роль поведения жертвы в механизме преступного поведения»

 

ЗАДАНИЕ.

Охарактеризуйте механизм данного преступления.

1 июля 2000 г. Василевский был в гостях у своего знакомого Раера, после чего приехал в квартиру к Устинову, где они договорились совершить разбойное нападение на Раера и завладеть его имуществом. При этом Василевский должен был обеспечить доступ в квартиру потерпевшего. Ночью 2 июля 2000 г. они приехали к дому, где жил Раер. Устинов имел при себе пистолет и два патрона, о чем знал Василевский.Желая проникнуть в квартиру потерпевшего, Устинов и Василевский неоднократно звонили в дверь холла лестничной площадки, но им не открывали дверь. Только в 01 час. 15 мин. потерпевший открыл дверь Василевскому, который обманным путем, под предлогом выпить кофе, проник в квартиру, вслед за ним вошел Устинов. Василевский зашел в ванную комнату, а Устинов прошел в комнату к Раеру.С целью убийства и последующего завладения имуществом Раера Устинов напал на него, выстрелил из пистолета ему в голову с расстояния не более 1 м, но пуля попала в мягкие ткани шеи, причинив сквозное пулевое ранение, повлекшее легкий вред здоровью, после чего потерпевший попытался убежать из квартиры. Устинов хотел нанести ему удар рукояткой пистолета по голове, но потерпевшему удалось уклониться, и удар пришелся по плечу. Потерпевший позвал соседей на помощь, вследствие чего Устинов не смог довести свой умысел на убийство до конца. Когда потерпевший выбежал из квартиры, Василевский и Устинов завладели его имуществом общей стоимостью 44 015 руб. 50 коп.С Василевским Раер познакомился на вечере у общих знакомых, после этого несколько раз встречал его на улице, 1 июля пригласил его домой, показать новую квартиру, которую приобрел в престижном районе города. Устинова Раер видел впервые. Василевский 1972 г.р., не женат, не работает, завсегдатай престижных баров, ресторанов, знаком со многими известными и состоятельными людьми (как правило знакомства «шапочные», случайные

Литература:

1. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. СПб: 2005

2. Криминология: Учебник для юридических вузов / Под ред. А.И. Долговой. М., 2000

3. Хохряков Г.Ф Криминология: Учебник. М., 1999.

4. Ильин Е.П. Мотивы и мотивация. СПб., 2002

5. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб., 2001

6. Лунев В.В. Мотивация преступного поведения М.,1981

7. Ларин А.М. Корысть: опыт криминологического и психологического анализа. Государство и право 1993 №3.

8. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. М. 1998

9. Ривман Д.В, Устинов С.В. Виктимология СПб 2000

 

 

ЗАДАНИЕ 1.

Издательство Совета Европы в Страсбург в марте 1999г. выпустило в свет брошюру, посвященную различным аспектам политики борьбы с преступностью и уголовного права в странах Европы, переживающих период значительных изменений, перед этим были приняты Рекомендации № R/96/8 комитета министров стран-участниц Совета Европы, 5 сентября 1996 г., а также пояснительный меморандум к данным рекомендациям. Ознакомьтесь с ними и сформулируйте основные принципы борьбы с преступностью.

 

ЗАДАНИЕ 2. Изучите ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Каких из субъектов профилактики можно отнести к специализированным, неспециализированным, частично специализированным, почему?

Литература:

1. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. СПб: 2005

2. Криминология: Учебник для юридических вузов / Под ред. А.И. Долговой. М., 2000

3. Хохряков Г.Ф Криминология: Учебник. М., 1999

4. Аликперов Х., Зейнамов М., Курбанова К. Допустим ли компромисс в борьбе с преступностью// Уголовное право 2001 №3

5. Аликперов Х Задачи института компромисса в борьбе с преступностью// Уголовное право 2001 № 4

6. Литвинов А.Н., Гавриш Т.С. Профилактика преступлений. От теории к практике. М. 2003

7. Портнов И.П. Профилактика преступлений в милицейской практике // Государство и право 1995 №10

8. А.В. Бабенко. Теоретические и исторические предпосылки программно-целевого планирования как основы предупреждения преступности на региональном уровне //Российский следователь, 2005 № 6

9. А Долгова. Преступность и борьба с ней: законотворчество и теоретические устои // уголовное право 2001 №4

10. Политика борьбы с преступностью и уголовное право в изменяющейся Европе //Уголовное право, 1999. № 4. С. 86-94

11. Положение о межведомственной комиссии по социальной профилактике правонарушений. Постановление Правительства РФ № 1648 от 29.12. 1997// Российская газета 29.01 1998

12. Уголовный кодекс РФ.

Т. 7 Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью.

 

1. Понятие и виды криминологических прогнозов. Методы криминологического прогнозирования.

2. Федеральные, региональные программы в области предупреждения преступности.

Задание 1

Раскройте содержание и значение особенностей криминологического прогнозирования (вероятностный характер, непрерывность, многовариантность).

 

Задание 2

Дайте аргументированный ответ на вопрос, каких специалистов следует пригласить в качестве экспертов для составления прогнозов преступности несовершеннолетних в масштабах области, города, района.

 

Задание 3

В городе «А» планируется провести в ближайшие 2-3 года крупное международное спортивное мероприятие. Определите, какие виды криминологических прогнозов следует выполнить, чтобы быть готовым к возможным осложнениям криминогенной ситуации.

 

Задание 4

Определите, какую информацию необходимо собрать для составления прогноза дальнейшего поведения лица, освободившегося их колонии после отбывания наказания за убийство.

 

Задание 5

Составьте план-программу криминологического исследования и разработки мер предупреждения совершения преступлений в микрорайоне «Северный» г. Читы.

 

Литература:

1. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. СПб: 2005

2. Криминология: Учебник для юридических вузов / Под ред. А.И. Долговой. М., 2000

3. Хохряков Г.Ф Криминология: Учебник. М., 1999

4. А.В. Бабенко Теоретические и исторические предпосылки программно-целевого планирования как основы предупреждения преступности на региональном уровне //Российский следователь, 2005, № 6

5. В.И. Гладких, А.В. Бабенко. Методологические основы разработки комплексных программ борьбы с преступностью в регионе. // "Российский следователь", 2005, № 11 Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000гг. // СЗРФ 1999 №12

6. Об областной целевой программе «Усиление борьбы с преступностью (2007-2008 гг)» № 954-ЗЧО от 27.06.2007г.

Список рекомендуемой литературы

3.2.1. Основная литература

1. Криминология [Текст]: Учеб. / В. Н. Кудрявцев, В. Е. Эминов. - М., 2010. - 800 с.

2. Криминология [Текст]: Учеб. / Под ред. А. И. Долговой. - М., 2008. - 912 с.

3. Криминология [Текст]: Учеб. / Под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. - М., 2009. - 800 с.

4. Криминология [Текст]: Учеб. / Под ред. Г. А. Аванесова. - М., 2010. - 575 с.

 

3.2.2. Дополнительная литература

4. Курганов, С. И. Криминология [Текст]: учеб. пособие / С. И. Курганов. - М., 2010. - 183 с

5. Антонян, Ю. М.Личность преступника.Криминолого-психологическое исследование [Текст] / Ю. М. Антонян, В. Е. Эминов. - М., 2010. - 368 с.

6. Островских, Ж. В.Бандитизм: криминологическая и уголовно-правовая характеристика [Текст]: учеб. пособие / Ж. В. Островских. - Иркутск, 2007. - 154 с.

7. Тамаев, Р.С. Уголовно-правовое и криминологическое обеспечение противодействия экстремизму [Текст]: монография / Р.С. Тамаев. - М., 2008. - 279 с.

8. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с преступностью: Сб.науч.тр. [Текст]: Вып.5 / Под ред. А.Л. Репецкой. - Иркутск, 2008. - 339 с.

9. Фаргиев, И. А. Уголовно-правовые и криминологические основы учения о потерпевшем [Текст] / И. А. Фаргиев. - СПб., 2009. - 338 с

10. Цой, О. Р. Самоубийства в местах лишения свободы: криминологические проблемы [Текст] / О. Р. Цой. - М., 2007. - 208 с.

11. Еременко, М. О.Криминологическая теория и практика в организации ведомственного контроля за достоверностью уголовной статистики [Текст] / М. О. Еременко, Р. Скоморохов, В. Н. Шиханов. - М., 2010. - 288 с.

12. Марковичева, Е. В.Ювенальное уголовное судопроизводство. Модели, функции, принципы [Текст]: Монография / Е. В. Марковичева. - М., 2010. - 271 с.

13. Полякова, Н. И.Система предупреждения преступности несовершеннолетних: история и современность [Текст]: монография / Н. И. Полякова. - М., 2010. - 184 с.

14. Варчук, Т. В.Виктимология [Текст]: учеб. пособие / Т. В. Варчук, К. В. Вишневецкий, С. Я. Лебедев. - М., 2008. - 191 с.

 

Электронные ресурсы

 

www.elibrary.ru – Научная электронная библиотека

www.mvd.ru – Официальный сайт Министерства внутренних дел

cj.isea.ru – Официальный сайт «Криминологического журнала БГУЭП»

www.scopus.com – Международная реферативная база

www.garant.ru – Справочная правовая система «Гарант».

www.consultant.ru – Справочная правовая система «Консультант Плюс».

www.law.edu.ru – Юридическая Россия. Федеральный правовой портал.

www.supcourt.ru – Верховный суд Российской Федерации.

www.sub-praktika.narod.ru – Судебная практика.

www.edu.ru – Российское образование. Федеральный портал

Тема 1. Криминология как наука, ее место в системе наук

При изучении вопросов темы необходимо знать содержание таких понятий как наука, ее предмет, объект, метод, методология, диалектика. Методологическая база криминологии (система принципов и способов организации и построения ее деятельности), как и любой другой науки, определяет научную достоверность исследований и их результатов, понимание вопросов темы обеспечит системность получаемых в ходе изучения курса криминологии знаний о преступности, общих закономерностях ее функционирования в обществе, основных направлениях борьбы с преступностью.

 

ВОПРОСЫ

1. Предмет криминологии, его элементы (преступность, причины преступности, личность преступника, механизм преступного поведения, предупреждение преступности). Система криминологии.

2. Функции криминологии (описательная, объяснительная, прогностическая, эвристическая), ее задачи.

3. Методология криминологии.

4. Уголовно-статистический метод, его этапы (статистическое наблюдение, группировка и сводка, статистический анализ). Организация статистического учета преступлений в Российской Федерации.

5. Место криминологии в системе юридических наук.

 

ЗАДАНИЕ

Какое из приведенных высказываний о криминологии как науке на ваш взгляд верно? Свой ответ обоснуйте.

 

… криминологию следует считать по содержанию социально-правовой наукой, а по принадлежности – юридической учебной дисциплиной…, криминология – это самостоятельная наука о преступности и рациональных методах ее предупреждения…

Криминология. Ред. В.Н. Бурлаков, Н.М. Кропачев

 

…Криминология… общетеоретическая наука для наук криминального цикла (уголовного, уголовно- процессуального, уголовно-исполнительного права, криминалистики, ОРД, судебной психологии и др.). …Соотношение криминологии и этих наук можно сравнить с соотношением теории государства и права и других юридических дисциплин…

Криминология. Ред. А.И. Долгова.

 

Криминология – социолого-правовая наука, которая изучает преступность, личность преступника, причины и условия преступности, пути и средства ее предупреждения и преодоления в нашем обществе.

Криминология. Ред.Б.В. Коробейников,

Н.Ф. Кузнецова, Г.М. Миньковский., М. 1988г

 

Литература

1. О ЕДИНОМ УЧЕТЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Приказ от 29 декабря 2005г. Генеральная Прокуратура РФ № 39, МВД РФ № 1070, Министерство ГО и ЧС РФ №1021, Министерство Юстиции РФ №253, ФСБ РФ № 780…

2. Ли Д. Криминология: статистический метод и системный подход // Уголовное право №1, 2002.

3. Лунев В.В. Выборочный метод в криминологии М., 1988г.

4. Курс советской криминологии: Предмет. Методология. Преступность и ее причины / Под ред. В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, В. В. Лунева. М.,1985.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.169 с.