Глава 11. Административные правонарушения на транспорте — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Глава 11. Административные правонарушения на транспорте

2017-09-30 257
Глава 11. Административные правонарушения на транспорте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Статья 11.1. Действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене

 

Комментарий к статье 11.1

 

1. Объектом всех содержащихся в комментируемой статье правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте.

Объективную сторону правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 и 3 комментируемой статьи, представляют совершенные умышленно или по неосторожности повреждения железнодорожного пути или оставление на них различных предметов, что может привести к нарушению движения. Обязательным признаком объективной стороны будет выступать наличие реальной угрозы нарушения движения железнодорожного транспорта вследствие противоправных действий виновного лица.

Субъектами данных правонарушений могут быть как граждане, достигшие 16 лет, так и должностные лица.

С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной или неосторожной формами вины.

2. С объективной стороны правонарушения, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи, могут быть выражены действиями (бездействием) виновного лица, направленными на нарушение или игнорирование установленных законодательно требований к габаритам грузов при их погрузке и выгрузке.

Данное правонарушение характеризуется специальным субъектом, поскольку оно может быть совершено только должностными лицами железнодорожного транспорта, осуществляющими контроль за погрузкой в вагоны и выгрузкой грузов из вагонов.

С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной или неосторожной формами вины.

3. С объективной стороны правонарушение, предусмотренное ч. 4, характеризуется прямым нарушением установленных на железнодорожном транспорте с учетом временного режима прохода поездов правил проезда грузовым транспортом и прогона скота через железнодорожные пути, а также правил выпаса скота (время, расстояние от железнодорожного пути и т.п.).

Объективная сторона состава административного правонарушения, содержащегося в ч. 5 комментируемой статьи, характеризуется не только проходом через железнодорожные пути в неустановленных местах, но и движением по путям, создающим помехи для движения поездов и нарушающим его безопасность.

Субъектами административного состава, предусмотренного ч. 4 статьи, могут быть граждане и должностные лица, в то время как к административной ответственности по ч. 5 могут быть привлечены только граждане.

С субъективной стороны данные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

 

Статья 11.2. Утратила силу. - Федеральный закон от 28.12.2009 N 380-ФЗ.

 

Статья 11.3. Действия, угрожающие безопасности полетов

 

Комментарий к статье 11.3

 

1. Безопасность полетов воздушных судов гражданской авиации представляет собой состояние авиационной транспортной системы, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска (Государственная программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 06.05.2008 N 641-р).

Комментируемая статья предусматривает составы правонарушений и ответственность лиц, совершивших действия, угрожающие безопасности полетов.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности полетов.

Аэродром - это участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Вертодром - участок земли или определенный участок поверхности сооружения, предназначенный полностью или частично для взлета, посадки, руления и стоянки вертолетов. Посадочная площадка - участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов (п. п. 1, 1.1, 7 ст. 40 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 N 60-ФЗ).

На поверхности искусственных покрытий и препятствий, расположенных в пределах аэродромной территории, располагаются символы, в т.ч. принятые для опознавания аэродромов, вертодромов или посадочных площадок.

Иных знаков на данной территории располагаться не должно, и нарушение данного запрета образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 1 комментируемой статьи.

2. Без разрешения администрации аэропорта, аэродрома, вертодрома или посадочной площадки запрещается использование пиротехнических изделий на территории аэропорта, аэродрома, вертодрома или посадочной площадки либо в полосе воздушных подходов к аэродрому, вертодрому или посадочной площадке.

Нарушение данного запрета образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую установлена ч. 2 комментируемой статьи.

3. Повреждение оборудования аэродрома, вертодрома или посадочной площадки, аэродромных знаков либо воздушного судна образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 3 комментируемой статьи.

4. Проход либо проезд без разрешения по территории аэропорта (за исключением аэровокзала) или аэродрома либо объекта радио- или светообеспечения полетов образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую установлена ч. 4 комментируемой статьи.

5. Приказом Минтранса РФ от 13.07.2006 N 82 утверждена Инструкция по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, которая определяет порядок организации движения спецтранспорта и средств механизации на аэродроме, действия водителей и должностных лиц, ответственных за руководство подъездом (отъездом) спецмашин при обслуживании воздушных судов.

Нарушение установленного порядка организации движения специального транспорта и средств механизации на аэродроме образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которую установлена ч. 5 комментируемой статьи.

6. Приказом Росаэронавигации от 28.11.2007 N 119 утверждены Федеральные авиационные правила "Размещение маркировочных знаков и устройств на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других объектах, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов", которые определяют организацию и порядок размещения маркировочных знаков и устройств на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других объектах, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов.

Невыполнение установленных Правил образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 6 комментируемой статьи.

Субъектом правонарушения могут являться:

- гражданин - физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое совершило действия, угрожающие безопасности полетов;

- должностное лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, совершившей действия, угрожающие безопасности полетов (по ч. ч. 1, 2, 6 комментируемой статьи);

- юридическое лицо, которое совершило действия, угрожающие безопасности полетов (по ч. ч. 1, 2, 6 комментируемой статьи).

Субъективную сторону составляет вина в форме умысла или неосторожности.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных в области авиации. По ч. ч. 1 - 4 комментируемой статьи протоколы об административных правонарушениях вправе также составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях по ч. ч. 1, 3 - 6 комментируемой статьи рассматриваются органами, уполномоченными в сфере авиации (ч. 1 ст. 23.42 КоАП РФ), по ч. 2 комментируемой статьи - судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 11.3.1. Нарушение требований авиационной безопасности

 

Комментарий к статье 11.3.1

 

1. Комментируемая статья предусматривает составы правонарушений и ответственность лиц, совершивших нарушение требований авиационной безопасности.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с обеспечением авиационной безопасности.

Нормы, правила и процедуры по авиационной безопасности установлены Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 897. Их нарушение образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую установлена ч. 1 комментируемой статьи.

В целях осуществления охраны периметра аэропорта устанавливается ограждение, а также организуются контрольно-пропускные пункты. Ограждение аэропорта оборудуется инженерно-техническими системами, обеспечивающими воспрепятствование несанкционированному проникновению лиц и транспортных средств на территорию аэропорта (п. 6 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.02.2011 N 42).

2. Непринятие мер по содержанию ограждений контролируемой территории или зоны ограниченного доступа либо наземных сооружений аэропорта, аэродрома или вертодрома образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую установлена ч. 2 комментируемой статьи.

Предполетный досмотр пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты производится в целях обеспечения авиационной безопасности, охраны жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов и авиационного персонала гражданской авиации, предотвращения возможных попыток захвата (угона) воздушных судов и других актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации преступных элементов, а также незаконного провоза оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте по условиям авиационной безопасности (п. 4 Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных Приказом Минтранса России от 25.07.2007 N 104).

Тем же Приказом утвержден Перечень опасных веществ и предметов, запрещенных (разрешенных с соблюдением требуемых условий) к перевозке на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами в зарегистрированном багаже и вещах, находящихся при пассажирах. В частности, запрещено перевозить:

- взрывчатые вещества, средства взрывания и предметы, ими начиненные;

- сжатые и сжиженные газы;

- легковоспламеняющиеся жидкости;

- воспламеняющиеся твердые вещества;

- окисляющие вещества и органические перекиси;

- токсичные вещества;

- радиоактивные материалы;

- едкие и коррозирующие вещества;

- ядовитые и отравляющие вещества;

- оружие.

Не допускаются к перевозке воздушным транспортом в качестве багажа предметы, которые могут причинить вред воздушному судну, лицам или имуществу, находящимся на борту воздушного судна, животные и птицы (за исключением комнатных животных (птиц) и служебных собак), насекомые, рыбопосадочный материал, пресмыкающиеся, грызуны, подопытные и больные животные, а также предметы и вещества, воздушная перевозка которых в качестве багажа запрещена законодательством РФ, международными договорами Российской Федерации, а также законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка (п. 140 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82).

Непринятие мер по недопущению проникновения на борт воздушного судна лиц, ручной клади или багажа, груза, почты, бортовых запасов, не прошедших досмотра, либо предметов или веществ, запрещенных к перевозке воздушными судами, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую установлена ч. 3 комментируемой статьи.

Доставка либо содействие в доставке на борт воздушного судна лиц, ручной клади или багажа, груза, почты, бортовых запасов, не прошедших досмотра, либо предметов или веществ, запрещенных к перевозке воздушными судами, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую установлена ч. 4 комментируемой статьи.

3. Субъектом правонарушения могут являться:

- гражданин (по ч. 4 комментируемой статьи);

- должностное лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, совершившей нарушение требований авиационной безопасности (ст. 2.4 КоАП РФ);

- юридическое лицо, которое совершило нарушение требований авиационной безопасности.

Субъективную сторону составляет вина в форме умысла или неосторожности.

Протоколы об административных правонарушениях по комментируемой статье вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных в области авиации (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ)

Дела об административных правонарушениях по комментируемой статье рассматриваются органами, уполномоченными в сфере авиации (ч. 1 ст. 23.42 КоАП РФ).

 

Статья 11.4. Нарушение правил использования воздушного пространства

 

Комментарий к статье 11.4

 

1. Комментируемая статья предусматривает составы правонарушений и ответственность лиц, совершивших нарушение правил использования воздушного пространства.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с обеспечением исполнения правил использованием воздушного пространства.

Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 утверждены Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, которые устанавливают порядок использования воздушного пространства Российской Федерации в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства.

Пользователи воздушного пространства - физические и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

Нарушение данным лицом Правил использования воздушного пространства образует объективную сторону административного правонарушения.

Если нарушение совершено лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, нарушение квалифицируется по ч. 2 комментируемой статьи.

Если нарушение повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, то деяние будет квалифицироваться как преступление, предусмотренное ст. 271.1 УК РФ.

2. Субъектом правонарушения могут являться:

- гражданин - физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, нарушившее правила использования воздушного транспорта;

- должностное лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, совершившей нарушение правил использования воздушного транспорта (ст. 2.4 КоАП РФ);

- юридическое лицо, которое совершило нарушение правил использования воздушного пространства.

Субъективную сторону составляет вина в форме умысла или неосторожности.

Протоколы об административных правонарушениях по комментируемой статье вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере использования воздушного пространства (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях по комментируемой статье рассматриваются органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере использования воздушного пространства (ч. 1 ст. 23.43 КоАП РФ), либо судьями в случаях, если орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере использования воздушного пространства, передает его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 11.5. Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов

 

Комментарий к статье 11.5

 

1. Комментируемая статья предусматривает составы правонарушений и ответственность лиц, совершивших нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности эксплуатации воздушных судов.

Объективную сторону правонарушения составляют следующее.

Гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам). Сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) выдается на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям. Использование гражданского воздушного судна, имеющего сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам), выданный на основании указанного акта оценки, для осуществления коммерческих воздушных перевозок не допускается (п. 1 ст. 36 Воздушного кодекса РФ).

Постановлением Правительства РФ от 12.09.2011 N 766 утверждены Правила допуска к эксплуатации государственных воздушных судов.

Приказом Минтранса РФ от 17.04.2003 N 118 утверждены Федеральные авиационные правила "Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения".

Нарушение порядка допуска к выполнению полетов воздушных судов либо правил подготовки и выполнения полетов, если эти действия по неосторожности повлекли причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 1 комментируемой статьи.

При этом законодатель определил причинение легкого вреда здоровью как кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

Те же действия, повлекшие по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 комментируемой статьи.

Под причинением средней тяжести вреда здоровью законодатель понимает неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

2. Действующим законодательством предусмотрены правила эксплуатации воздушных судов.

Так, вылет воздушного судна с неустраненными неисправностями запрещается, кроме случаев, предусмотренных руководством по летной эксплуатации. Разрешение на вылет воздушного судна с неисправностью или повреждением, указанным в руководстве по летной эксплуатации, дает руководитель, ответственный за технический осмотр судна (п. 6.5.1 Наставления по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России. НТЭРАТ ГА-93, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.06.1994 N ДВ-58). Тем же пунктом наставления установлены исключения, при которых допускается вылет воздушного судна, а также уполномоченные лица, выдающие разрешение на выполнение полета.

Превышать установленную для фактических условий аэродрома полетную массу и центровку воздушных судов категорически запрещается (п. 39 Инструкции об организации воздушных перевозок в авиации ФТС России, утвержденной Приказом ФТС РФ от 24.06.2009 N 1172).

Также для различных типов воздушных судов установлены нормы пассажировместимости и грузовместимости.

Взлет на воздушном судне при наличии неисправностей, с которыми запрещено начинать выполнение полета без разрешения уполномоченного органа, либо с нарушением норм пассажировместимости (грузовместимости) или ограничений по полетной массе или центровке воздушного судна образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 3 комментируемой статьи.

3. Управление воздушным судном лицом может осуществляться лишь лицом, имеющим соответствующее право. Так, Федеральными авиационными правилами, утвержденными Приказом Минтранса России от 12.09.2008 N 147, установлены требования к членам экипажа воздушных судов. Глава 8 Воздушного кодекса РФ содержит общие нормы о составе экипажа воздушного судна, их функциях, правах и обязанностях.

Управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 4 комментируемой статьи.

Обязательность и правила государственной регистрации воздушных судов установлены многочисленными нормативными актами (Воздушный кодекс РФ, Порядок государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, утвержденный Приказом Минтранса РФ от 18.11.2011 N 287; Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 02.07.2007 N 85; Федеральные авиационные правила государственной регистрации государственных воздушных судов, утвержденные Приказом Министра обороны РФ от 28.11.2002 N 460).

При включении данных о гражданском воздушном судне в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации этому воздушному судну присваиваются государственный и регистрационный опознавательные знаки, которые наносятся на воздушное судно. На государственные воздушные суда наносятся знаки государственной принадлежности и учетные опознавательные знаки (п. п. 1, 2 ст. 34 Воздушного кодекса РФ).

Управление воздушным судном, не прошедшим государственной регистрации, либо не поставленным на государственный учет, либо не имеющим государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо имеющим заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 5 комментируемой статьи.

4. Каждое гражданское воздушное судно должно иметь на борту судовые документы, соответствующие документы на каждого члена экипажа; иные документы, предусмотренные уполномоченным органом в области гражданской авиации (например, копия свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения).

Управление воздушным судном, на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством РФ, либо управление воздушным судном членом летного экипажа, не имеющим при себе документов на право управления данным типом воздушного судна, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 6 комментируемой статьи.

Запрещается выполнять или предпринимать попытки выполнять функции члена экипажа воздушного судна гражданской авиации, а также диспетчера обслуживания воздушного движения в состоянии алкогольного опьянения (п. 2.5 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации"). Федеральными авиационными правилами, утвержденными Приказом Минтранса РФ от 22.04.2002 N 50, установлены обязательность и порядок медицинского освидетельствования летного, диспетчерского состава, бортпроводников.

Управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, либо уклонение лица, управляющего воздушным судном, от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, либо передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 7 комментируемой статьи.

Совершение в нарушение приведенных ранее норм и правил допуска к полету воздушного судна, которое не прошло государственной регистрации, либо которое не поставлено на государственный учет, либо которое не имеет государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо которое имеет заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак, либо на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством РФ, либо на котором не укомплектован летный или кабинный экипаж, либо которое имеет неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация без разрешения, выдаваемого уполномоченным органом, либо на котором нарушены нормы пассажировместимости (грузовместимости) или ограничения по полетной массе или центровке воздушного судна, а равно допуск к управлению воздушным судном или его обслуживанию лица, не имеющего на то права или находящегося в состоянии опьянения, либо обслуживание воздушного судна лицом, не имеющим на то права или находящимся в состоянии опьянения, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 8 комментируемой статьи.

Полеты воздушных судов, не обеспеченных поисковыми и аварийно-спасательными средствами, запрещаются (п. 4 ст. 88 Воздушного кодекса РФ).

Выполнение полетов воздушными судами, на борту которых отсутствуют поисковые и аварийно-спасательные средства, предусмотренные законодательством РФ, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 9 комментируемой статьи.

5. Субъектом правонарушения могут являться граждане, должностные лица, юридические лица, допустившие нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов.

Субъективную сторону составляет вина в форме умысла или неосторожности.

Протоколы об административных правонарушениях по всем частям комментируемой статьи вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных в области авиации, а также по ч. 7 - должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях по комментируемой статье рассматриваются органами, уполномоченными в области авиации, по ч. ч. 1 - 6, 8 и 9 комментируемой статьи (ч. 1 ст. 23.42 КоАП РФ), а также судьями - по ч. 7 комментируемой статьи либо в случаях, если орган, уполномоченный в сфере авиации, передает его на рассмотрение судье - по ч. ч. 1 - 3, 5 комментируемой статьи (ч. ч. 1, 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

 

Статья 11.6. Действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте

 

Комментарий к статье 11.6

 

1. Транспортные средства рассматриваются действующим законодательством в качестве источника повышенной опасности, в связи с чем действующее законодательство предусматривает повышенные требования к деятельности, связанной с их эксплуатацией. В настоящее время водный транспорт становится все более доступным и востребованным. В этой связи повышается степень риска и опасности причинения вреда при эксплуатации данного вида транспорта. Обеспечение безопасности на водном транспорте выступает в качестве одной из важнейших задач законодателя.

Порядок использования поверхностных водных объектов регламентирован ст. 47 Водного кодекса РФ. Требования безопасности движения на водном транспорте определены Федеральным законом от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ"; Кодексом внутреннего водного транспорта от 07.03.2001 N 24-ФЗ; Федеральным законом от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" и иными нормативными актами. Несмотря на то что нормы комментируемой статьи по своей сути отражают три самостоятельных состава правонарушений, все они объединены общими признаками. Нарушение правил обеспечения безопасности на водном транспорте обусловлено созданием или разрушением ряда специальных объектов, а также несоблюдением установленных правил их эксплуатации. Объективную сторону правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, составляет нарушение установленных правил движения по водным объектам. При этом в качестве обязательного признака объективной стороны в рамках ч. 1 настоящей статьи КоАП РФ указывает отсутствие согласования с администрацией районов размещения отдельных объектов, а также отсутствие разрешения на проведение отдельных видов работ.

Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, является безопасность движения морского и внутреннего водного транспорта, которая напрямую зависит от соблюдения правил плавания.

2. Субъектом правонарушений выступают физические и должностные лица. Общие требования к физическим лицам, которые подлежат привлечению к ответственности, в частности, достижение возраста данного вида ответственности - 16 лет и отсутствие заболеваний, препятствующих осознанию значения своих действий и руководства ими. Должностным лицом признается физическое лицо, в обязанности которого в силу его должностного положения вменяется обеспечение безопасности на водном транспорте. Исключение из данного правила составляет ч. 3 настоящей статьи, которая рассматривает в качестве субъекта правонарушения исключительно должностных лиц, в обязанности которых вменяется эксплуатация навигационного оборудования на мостах, плотинах и других гидротехнических сооружениях.

Субъективная сторона правонарушений, установленных комментируемой статьей, охватывает собой как умысел, так и неосторожность. В качестве единственно возможной меры ответственности за совершение деяния, предусмотренного настоящей статьей, Кодекс предусматривает штраф, размеры которого варьируются не только применительно к обстоятельствам совершения правонарушения, но и с учетом категории субъектов, совершивших его.

Судебная практика по рассмотрению правонарушений, предусмотренных настоящей статьей, достаточно обширна. При этом большинство обращений в суды связаны с оспариванием субъектами транспортной инфраструктуры административных штрафов, наложенных на них органами Ространснадзора за нарушения по обеспечению транспортной безопасности и соблюдению законодательства в данной области. Как правило, суды оставляют решения органов Ространснадзора без изменений (статистика позволяет говорить о 90% случаев оставления решения Роспотребнадзора без изменения, а жалобы без удовлетворения) <4>.

--------------------------------

<4> http://www.nalscom.ru/docs/sudebnaya_praktika/

 

Статья 11.7. Нарушение правил плавания

 

Комментарий к статье 11.7

 

1. Административным правонарушением признается нарушение установленных правил плавания судов. Состав данного правонарушения регламентирован предписаниями комментируемой статьи и включает в себя различные нарушения установленных правил плавания, которые отражают объективную сторону данного правонарушения.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1, указывает на отсутствие обязательной для плавания документации, причем такая документация не просто должна быть выдана, но и находиться на судне в течение всего периода плавания. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в отсутствии разрешения капитана порта на выход судна из порта из-за судовых документов, с некомплектным или недостаточно квалифицированным экипажем, с нарушением обязательных норм экипировки, в отсутствии обязательных в штатной или нештатной ситуации звуковых или световых сигналов, несоблюдении требований навигационных знаков, входе в порт или выходе из порта без лоцмана в случаях, когда лоцманская проводка судов обязательна, в отказе от сообщения при наличии возможности капитану встречного судна данных о названии своего судна, портах его регистрации, отправления и назначения, в игнорировании требований об обязательном предварительном осмотре буксируемого объекта и проверке необходимых для буксировки документов и др.

Часть 2 комментируемой статьи определяет объективную сторону предусмотренного ею правонарушения как превышение при управлении маломерным судном установленной скорости, игнорирование требований навигационных знаков, остановка или стоянка судна в запрещенных местах (например, в зоне пляжа, речного или морского вокзала, охраняемой акватории гидротехнических сооружений), нарушение правил маневрирования (поворотов, разворота, причаливания, обгона, расхождения судов), подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков. Следует заметить, что в отличие от нарушений, предусмотренных ч. 1, комментируемые положения являются правонарушением лишь в отношении маломерных судов, понятие которых дано в рамках примечания к комментируемой статье. Так, под маломерным судном понимается такое судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.

Часть 1 распространяет свое действие на все суда, кроме маломерных.

Ярким примером реализации положений ч. 2 комментируемой статьи выступает Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.01.2014 по делу N А21-1451/2013, согласно которому судоводитель был лишен права управления маломерным судном на срок 2 месяца на основании ч. 2 ст. 11.7 КоАП РФ за нарушение правил маневрирования. Анализ судебной практики по данному правонарушению свидетельствует о том, что в большинстве случаев предметом судебного разбирательства становится неуплата штрафа, наложенного уполномоченным должностным лицом в соответствии с предписаниями настоящей статьи.

Так, например, старшим госинспектором ГПС ФКУ "Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Самарской области" в отношении Быстрова было вынесено постановление о наложении административного штрафа в размере 300 руб. за административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 11.7 КоАП РФ. В ходе проверки было установлено, что данный штраф Быстровым не оплачен. По результатам рассмотрения дела суд признал Быстрова виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, и назначил наказание в виде административного штрафа в размере 1000 (одна тысяча) руб. <5>.

--------------------------------

<5> https://www.rospravosudie.com/law/Статья_11.7_КоАП_РФ

 

Объективную сторону правонарушений, предусмотренных ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи, составляет несоблюдение правил лоцманской проводки, а именно осуществление капитаном судна плавания без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов, необъявление или неп


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.