Окружающей среды и природопользования — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Окружающей среды и природопользования

2017-09-30 219
Окружающей среды и природопользования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов

 

Комментарий к статье 8.1

 

1. Целью введения рассматриваемой нормы в систему законодательства об административных правонарушениях является обеспечение соблюдения при производстве технологических работ по планированию, технико-экономическому обоснованию проектов, проектированию, размещению, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации различных объектов требований технологического порядка, направленного на охрану окружающей среды, соблюдение экологических требований.

Положениями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлены общие требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, в том числе и к отдельным специальным объектам.

По своей конструкции состав административного правонарушения, предусмотренный комментируемой статьей, является формальным, т.е. административная ответственность за него наступает с момента совершения противоправных действий, составляющих объективную сторону.

Следует отметить, что административная ответственность по рассматриваемой статье наступает в случае наличия всех необходимых признаков состава правонарушения, при условии что они не образуют состав преступления, предусмотренного ст. 246 УК РФ, устанавливающей уголовную ответственность за нарушение экологического законодательства при проведении вышеуказанных видов работ.

2. Объективную сторону изучаемого административного правонарушения составляют действия (бездействие), заключающиеся в несоблюдении экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

В качестве проектирования в комментируемой статье понимается совокупность технологических процедур, осуществляемых на основе специального решения уполномоченными на то лицами и влекущих определенные правовые последствия. Под размещением объектов подразумевается деятельность, направленная на пространственное определение месторасположения сооружения или иного объекта. Понятие строительства включает в себя создание, возведение на месте старых новых зданий, строений, сооружений. Под реконструкцией следует понимать изменение параметров объектов капитального строительства, составляющих их частей и качества инженерно-технического обеспечения. Существующая в строго определенной юридической форме процедура сдачи вновь возведенного или реконструированного объекта исполнителем и приемки его специально уполномоченными лицами, в том числе и проверка документации, фактического состояния объекта, пробный запуск, введение в действие называются вводом в эксплуатацию. Под эксплуатацией же объекта понимается его использование в соответствии с существующим назначением.

3. Субъективная сторона рассматриваемого административного правонарушения может быть выражена в формах как умысла, так и неосторожности.

В качестве субъектов административной ответственности за совершение состава правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, могут выступать лица, уполномоченные в силу закона, договора или распоряжения на ведение работ с соблюдением экологических требований. Таким образом, в данной норме административного права закреплен специальный субъект правонарушения.

 

Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами

 

Комментарий к статье 8.2

 

1. Комментируемая статья введена в состав КоАП РФ в целях административно-правового урегулирования соблюдения установленного порядка обращения с отходами, возникающими в процессе производства и потребления, другими опасными веществами для предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду.

Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ введен общий перечень установленных запретов и ограничений, существующих в области обращения с отходами и опасными веществами.

2. В качестве объекта рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных воздействий в результате деятельности человека по обороту опасной группы веществ и материалов, создания и сохранения экологической безопасности населения и территорий. Предметом противоправных действий в данном составе являются отходы производства и потребления и иные опасные вещества.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления следует понимать остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В качестве опасных веществ и объектов подразумеваются органические и неорганические, биологические химические и радиоактивные вещества и соединения, которые при потреблении их организмом или при попадании в окружающую среду могут вследствие происходящих процессов распада или поглощения причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде.

3. Совершение действий (бездействия), заключающихся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами составляет объективную сторону рассматриваемого правонарушения. При этом действия могут заключаться в использовании методов, приемов и способов, запрещенных или противоречащих требованиям действующего законодательства, а бездействие будет выражаться в невыполнении виновным лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими правилами, установленными в сфере обращения опасных веществ и объектов.

Рассматриваемый состав административного правонарушения является формальным, в связи с чем административная ответственность по комментируемой статье наступает с момента совершения действий или бездействия, составляющих объективную сторону.

4. В качестве субъектов данного административного правонарушения могут выступать должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере обращения опасных веществ и объектов.

Субъективную сторону рассматриваемого административного состава может характеризовать как умышленность действий виновного лица, так и неосторожность.

 

Статья 8.3. Нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами

 

Комментарий к статье 8.3

 

1. В целях правового регулирования порядка обращения с пестицидами законодателем было принято большое количество нормативных актов, направленных на минимизацию отрицательного воздействия таких веществ на окружающую среду, живые организмы.

Основными нормативными актами в указанной сфере действующего законодательства являются Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ, Федеральный закон от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами".

В целях обеспечения безопасности при обращении с опасными химическими веществами, относящимся к средствам защиты растений, законодателем была введена рассматриваемая норма административного права.

Действие комментируемой статьи распространяется на деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих испытания, хранение, транспортировку и применение пестицидов и агрохимикатов - веществ, используемых в сельскохозяйственном производстве, лесном хозяйстве.

2. В качестве объекта административного правонарушения выступают общественные отношения в области сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства и обеспечения безопасности применяемых в них средств, создания надлежащих условий труда и обеспечения экологической безопасности населения, его бытовых условий.

Предметом правонарушения являются пестициды. Под пестицидами понимаются химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев, предуборочного подсушивания растений, состоящие из биологически активной пестицидной части, использование которой приводит к воздействию на тот или иной вид вредного организма или на рост и развитие растений.

3. Объективную сторону данного административного состава характеризуют действия или бездействие, состоящие в нарушении правил хранения, перевозки, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами.

Комментируемая статья предусматривает ответственность за формальный состав административного правонарушения, то есть ответственность возникает независимо от наступления негативных последствий с момента совершения противоправных действий, охватываемых объективной стороной.

4. В качестве субъектов административных правонарушений могут выступать должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Совершение рассматриваемого состава административного правонарушения возможно только с умышленной формой вины.

Следует отметить, что дела указанной категории рассматриваются должностными лицами органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, органов транспортного контроля и надзора в зависимости от характера действий, составляющих объективную сторону правонарушения. Однако, в случае если будет установлена необходимость применения более строгого наказания, предусмотренного санкцией статьи, в виде административного приостановления деятельности, такое дело подлежит передаче на рассмотрение суду.

 

Статья 8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе

 

Комментарий к статье 8.4

 

1. Деятельность по проведению экологической экспертизы регламентируется положениями Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".

В соответствии со ст. 1 указанного Федерального закона под экологической экспертизой понимается установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий. Она осуществляется на основе ряда принципов, в том числе обязательности ее проведения до принятия решения о реализации объекта экспертизы.

2. В качестве объекта рассматриваемого состава административного правонарушения выступают общественные отношения в области обеспечения экологического правопорядка, законности и экологической безопасности. Предметом - деятельность по осуществлению экологической экспертизы.

Рассматриваемые составы административных правонарушений являются формальными, поскольку ответственность за них наступает с момента совершения виновным лицом действий, составляющих объективную сторону составов, нарушающих требования законодательства об экологической экспертизе.

3. Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, заключается в финансировании (предоставлении кредитов, выделении финансовых средств) строительства, закупке оборудования, технологий и т.п. при отсутствии положительного заключения экологической экспертизы - в случаях когда заказчик получил отрицательное заключение или не прошел повторной экспертизы после доработки материалов.

Предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи правонарушение с объективной стороны заключается в совершении действий (бездействия), направленных на полное или частичное отступление от указанной документации и заключения, замене технологий, материалов, сроков выполнения тех или иных работ.

По объективной стороне состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, заключается в совершении действий, направленных на отказ от регистрации по непредусмотренным законодательством основаниям, закрепленным в ст. 24 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ.

4. Субъектами данного правонарушения могут быть граждане и юридические лица, как заказчики, так и реализующие объект, подлежащий государственной экологической экспертизе, а также должностные лица органов, принимающих решение о реализации объекта без прохождения процедуры государственной экологической экспертизы или до нее, а равно должностные лица органов, уполномоченных на организацию проведения государственной экологической экспертизы.

Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, также могут быть банковские и кредитные учреждения, их должностные лица, осуществившие финансирование деятельности, не получившей положительного заключения государственной экологической экспертизы.

5. С субъективной стороны все рассматриваемые составы административных правонарушений характеризуются умышленной формой вины.

 

Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации

 

Комментарий к статье 8.5

 

1. Целью рассматриваемой статьи является обеспечение государственного и общественного контроля за деятельностью, которая по своему характеру может нанести ущерб здоровью человека и нации в целом, а также среде обитания.

Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения населения экологической информацией, экологической безопасности, соблюдения конституционного права граждан на доступ к экологической информации и других связанных с ним прав.

Предметом правонарушения будет выступать существующая в письменной, визуальной, устной форме или базе данных экологическая информация о состоянии воды, воздуха, почвы, фауны, флоры, земли и отдельных природных объектов, вредных воздействиях или мерах, вредно влияющих или могущих влиять на эти объекты, видах деятельности или мерах, направленных на их охрану, включая административные меры и программы управления охраной окружающей среды.

2. Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения составляют действия или бездействие, направленные на сокрытие или искажение имеющейся информации в сфере экологии.

При этом под сокрытием информации следует понимать недоведение полностью или в части ее до сведения лиц, имеющих право на получение или нуждающихся в получении данных, указанных в диспозиции нормы, когда информация была обязательной или была необходима для воздействия на события, факты или явления, создающие опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.

Под искажением информации подразумевается сообщение неполных или неверных данных, официальных прогнозов и оценок относительно фактов, событий или явлений.

Несвоевременность сообщения полной и достоверной экологической информации означает нарушение сроков ее доведения до заинтересованных лиц или органов либо сообщение в установленный срок лишь части необходимой информации, не отвечающей требованиям полноты и достоверности, а восполняющих ее сведений - после установленных сроков.

3. С субъективной стороны рассматриваемый состав характеризуется умышленной или неосторожной формами вины, при этом искажение экологической информации возможно только с умышленной формой вины.

В качестве субъектов административной ответственности в комментируемой статье выступают должностные лица, юридические лица, обязанные в силу осуществляемой ими деятельности или возложенных полномочий предоставлять экологическую информацию.

 

Статья 8.6. Порча земель

 

Комментарий к статье 8.6

 

1. Объектом правонарушения являются отношения в области охраны земель (почв).

В качестве предмета выступает земля как природный ресурс, неотъемлемый компонент биосферы, необходимое условие существования жизни, базис любой деятельности человека, включающая в себя все виды земельных участков независимо от форм собственности, характера владения, степени освоенности и использования человеком для удовлетворения своих потребностей.

2. Объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляют действия по вывозу, выносу за пределы участка, переносу для использования на другом земельном участке в целях облегчения доступа к запасам полезных (в том числе общераспространенных) ископаемых, в ходе строительства - для освобождения строительных площадок плодородного слоя почвы. В целях привлечения к административной ответственности и выявления в действиях виновного лица признаков объективной стороны правонарушения необходимо установить факт перемещения земли и отсутствие разрешения на него.

Под самовольным снятием плодородного слоя почвы понимается его отделение от поверхности земли без разрешения. Самовольное перемещение плодородного слоя почвы подразумевает под собой осуществленное без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы.

В ч. 2 комментируемой статьи предусматривается ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы. Объективная сторона данного правонарушения заключается в совершении таких действий, как насыпка поверх плодородного слоя почвы другого грунта, залив его бетоном, асфальтом, приведение в негодность при заготовке древесины и т.п. Уничтожение плодородного слоя почвы возможно и вследствие механического воздействия при строительстве, прокладке дорог, в результате невыполнения мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта.

Под порчей земель понимаются действия (бездействие), направленные на частичное или полное разрушение плодородного слоя земли в результате умышленных или неосторожных действий, либо частичной утраты плодородного слоя или ухудшения его физических, химических или биологических свойств, а также снижения природно-хозяйственной ценности земель.

В качестве обязательного признака объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, выступает способ порчи земель в результате привнесения в нее нехарактерных физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов. В качестве таких способов законодатель выделяет: нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, иными опасными веществами или отходами производства и потребления.

3. Субъектами рассматриваемых правонарушений могут выступать граждане, должностные лица и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.

С субъективной стороны рассматриваемые составы административных правонарушений характеризуются как умышленной, так и неосторожной формами вины.

4. Федеральным законом от 02.04.2014 N 61-ФЗ внесены изменения, связанные с повышением размеров административных штрафов, налагаемых за совершение указанных видов правонарушений.

По части первой данной статьи максимальный размер административного штрафа, налагаемого на граждан, повышен до трех тысяч рублей (ранее - до одной тысячи пятисот рублей), на должностных лиц - до десяти тысяч рублей (ранее - до трех тысяч рублей), на юридических лиц - до пятидесяти тысяч рублей (ранее - до тридцати тысяч рублей).

За совершение действий, предусмотренных частью второй по новому Закону на граждан может быть наложен административный штраф в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей, на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Санкцией части второй для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и для юридических лиц предусмотрено также альтернативное наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ч. 2 ст. 1064 ГК РФ и ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате порчи земель, помимо указанной административной ответственности несут обязанность по возмещению вреда, причиненного окружающей среде.

 

Статья 8.7. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв

 

Комментарий к статье 8.7

 

1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных рассматриваемой статьей, являются общественные отношения в сфере временного пользования землями, имеющими определенное целевое назначение, в иных целях и охраны земель, а предметом выступают земли независимо от форм собственности и характера владения, т.е. земельные участки, предоставленные в аренду или иное временное пользование на законных основаниях.

2. В конструкцию комментируемой статьи законодателем включены два самостоятельным формальных состава административных правонарушений, различающихся по объективной стороне.

Объективная сторона первого состава административного правонарушения характеризуется невыполнением виновным лицом возложенных на него обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, в результате проведения различных работ.

Под невыполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования их по целевому назначению, понимается бездействие лица, обязанного заботиться о состоянии земель, заключающееся в несовершении предусмотренных законом, договором аренды или субаренды, решением о предоставлении земель для тех или иных целей, во временное пользование действий. В качестве таких обязанностей может рассматриваться, например, рекультивация земель - комплекс мероприятий технического и биологического характера, направленных на восстановление нарушенных земель, возобновление обитания животных, растений, микроорганизмов.

В качестве второго самостоятельного формального состава административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, выступает несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Объективную сторону данного правонарушения составляют действия, направленные на приведение временно занимаемых земель в пригодное состояние, совершенные после истечения срока, на который они были предоставлены договором аренды, если этот срок не был продлен в установленном порядке. Так, земли должны быть приведены в порядок по завершении изыскательских работ, в том числе проводимых путем почвенных, агрохимических, геоботанических, геоморфологических, геологических, химических и иных необходимых обследований.

3. С субъективной стороны рассматриваемые правонарушения характеризуются умышленной или неосторожной формами вины.

В качестве субъектов правонарушений могут выступать физические и юридические лица, на которых в силу закона или договора возложена обязанность по приведению земель в пригодное для использования по целевому назначению состояние.

 

Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

 

Комментарий к статье 8.8

 

1. Обеспечение охраны земли является важнейшим условием нормального жизнеобеспечения населения, поскольку земля выступает как средство производства, необходимое для функционирования всех отраслей сельского хозяйства и добывающей промышленности, а также как элемент окружающей среды, находящийся в сложной взаимосвязи с другими ее составляющими.

2. В комментируемую статью законодателем включены три самостоятельных состава административных правонарушений, различающихся по объективной стороне.

В качестве объекта всех трех составов административных правонарушений являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны земель, их почвенного слоя.

Под использованием земель не по целевому назначению без соблюдения установленных для каждой категории режимов использования законодатель понимает изменение режима земель, нарушение землеустроительных проектов, результатов отводов и предоставления земельных участков; осуществление непредусмотренных видов деятельности, например, когда вместо производства сельскохозяйственной продукции осуществляется строительство какого-либо объекта и др.

В связи с этим объективная сторона первого состава административного правонарушения будет заключаться в совершении действий, направленных на использование земельного участка без соблюдения установленного для него режима эксплуатации, сознательного изменения его целевого назначения.

Второе административное правонарушение, заключающееся в неиспользовании земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях с объективной стороны характеризуется невыполнением собственником, арендатором или владельцем земельного участка принятых на себя в законном порядке обязательств по использованию такого участка в предназначенных целях и в установленный законом срок. Следует отметить, что данное административное правонарушение может быть совершено только в форме бездействия виновного лица. В качестве обязательного признака необходимо учитывать установленный для использования этого участка срок, поскольку вопрос о наличии в действиях виновного лица по неиспользованию земельного участка по назначению может быть поставлен только после истечения такого срока.

Статьей 1 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" установлен перечень мероприятий по улучшению земель, среди которых выделены агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные, противоэрозионные мероприятия, объединяемые в рамках агрохимического обслуживания. Следует отметить, что такие же мероприятия в силу действующего земельного законодательства должны проводиться и в отношении иных земель, а не только сельскохозяйственного назначения.

Объективная сторона невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по охране почв от ветровой и водной эрозии и от других процессов, ухудшающих состояние почв, выражается в бездействии - непроведении установленных мероприятий агротехнического, лесомелиоративного, гидротехнического и иного характера, предназначенных для борьбы с опустыниванием земель, образованием оврагов. Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель может заключаться в непроведении вышеуказанных и иных действий, операций и процедур, направленных на улучшение состояния и повышение качества почв, а в ряде случаев - в действиях, когда соответствующие мероприятия проводятся, но с нарушением сроков, технологий и иных требований, что фактически не дает ожидаемого и требуемого законодательством эффекта.

3. С субъективной стороны все рассмотренные составы административных правонарушений могут характеризоваться как умышленной, так и неосторожной формами вины.

 

Статья 8.9. Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов

 

Комментарий к статье 8.9

 

1. Правовое регулирование вопросов рационального использования и охраны недр осуществляется Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 и иными подзаконными нормативными актами.

В качестве главных обязательных требований охраны недр выступают охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод; предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения.

2. Объектом изучаемого административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере использования и охраны земных недр и гидроминеральных ресурсов как главного источника полезных ископаемых, а также одного из составляющих элементов окружающей среды.

С объективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется действиями (бездействием), направленными на использование земных недр и гидроминеральных ресурсов без соблюдения установленных законодательством требований о сохранении и безопасности их эксплуатации.

3. В качестве субъектов правонарушений по данным составам административных правонарушений могут выступать физические и юридические лица, а также должностные лица.

Субъективная сторона может быть выражена в форме как умысла, так и неосторожности.

 

Статья 8.10. Нарушение требований по рациональному использованию недр

 

Комментарий к статье 8.10

 

1. Одним из главных требований по рациональному использованию и охране недр в соответствии со ст. 23 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 является обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов полезных ископаемых, охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку.

Объектом изучаемого административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере рационального использования и охраны земных недр.

При добыче полезных ископаемых главной обязанностью, возложенной российским законодательством на лиц, занимающихся разработкой недр, является наиболее полное и комплексное извлечение полезных ископаемых из недр, недопущение сверхнормативных потерь и выборочной отработки богатых месторождений и пластов.

Сверхнормативные потери полезных ископаемых определяются как разность между фактическими и нормативными потерями. Объем фактических потерь определяется маркшейдерской, геологической и технологическими службами предприятий не менее одного раза в год. При отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.

В связи с изложенным объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения составляют действия по осуществлению разработки земных недр и добыче полезных ископаемых, при которых виновным лицом не соблюдаются установленные действующим законодательством требования к рациональности использования недр, допускаются сверхнормативные потери, выборочная отработка богатых залежей и т.п.

2. В ч. 2 комментируемой статьи установлена ответственность за несоблюдение установленного законом порядка ликвидации или консервации предприятий по добыче полезных ископаемых, непроведение обязательного перечня предусмотренных работ. Перечень таких видов работ и мероприятий установлен Постановлением Госгортехнадзора РФ от 02.06.1999 N 33 "О порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами", Инструкцией Госгортехнадзора РФ от 22.05.2002 N 22 "О порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов".

3. Субъективная сторона рассматриваемых видов административных правонарушений характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

 

Статья 8.11. Нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр

 

Комментарий к статье 8.11

 

1. Одним из самостоятельных видов использования земных недр является их геологическое изучение, что закреплено в ст. 23 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1.

Под геологическим изучением понимаются получение данных о геологическом строении недр, процессах, протекающих в них, выявление и оценка месторождений полезных ископаемых, изучение закономерностей их формирования и размещения, выяснение горно-технических и других условий разработки месторождений полезных ископаемых и использование недр в целях, не связанных с добычей этих ископаемых.

Правовое регулирование деятельности по геологическому изучению недр осуществляются Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 и Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.05.2005 N 293.

2. Как и в ранее рассмотренных составах административных правонарушений, объектом изучаемого правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере использования и охраны земных недр как главного источника полезных ископаемых, а также одного из составляющих элементов окружающей среды.

Согласно ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 недропользователи обязаны вести геологическую документацию в процессе всех видов пользования недрами. Осуществление этой обязанности позволяет оценивать состояние месторождений полезных ископаемых, деятельность самих недропользователей с позиций наиболее полного, комплексного и безопасного освоения месторождений.

Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения составляют действия (бездействие), связанные с ведением деятельности по геологическому изучению недр без соблюдения требований действующего законодательства, а также утрата геологической документации либо непредставление ее уполномоченным органам, в порядке и в сроки, которые установлены законом.

3. Комментируемой статьей предусмотрен специальный субъект правонарушения, поскольку к административной ответственности за нарушения, предусмотренные настоящей нормой административного права, могут быть привлечены только лица, которые в соответствии со ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 могут быть пользователями недр.

С субъективной стороны изучаемые административные правонарушения могут быть совершены в форме как умысла, так и неосторожности.

 

Статья 8.12. Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах

 

Комментарий к статье 8.12

 

1. В качестве объекта рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере использования и охраны водных объектов. Предметом


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.