Неуставные молитвы за богослужением — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Неуставные молитвы за богослужением

2017-09-30 224
Неуставные молитвы за богослужением 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Очень интересные источники для обсуждения этой темы - старые русские Служебники, как рукописные, так и просто старопечатные (по которым староверы служат). Там есть много красивых и проникновенных молитв для разных моментов службы, которые вполне можно, как мне кажется, использовать опционально, т. е. если есть желание как-то подчеркнуть какой-то момент службы - ведь речь не идет о замене положенных молитв, а лишь о дополнении их - причём о дополнении молитвами, имевшими богослужебное употребление в Русской Церкви.

Если у кого-то нет дониконовского чина литургии, я могу выложить; а вообще - сейчас как раз работаю над статьёй о древнейших русских Служебниках (XIII-XIV вв.), там, в том числе, собираюсь дать тексты всех встречающихся в этих рукописях молитв, не вошедших в последующие печатные издания Служебника. Этими молитвами вполне можно пользоваться (а как минимум стоит хотя бы ознакомиться - все-таки, когда-то они были обязательной частью русского чина литургии).

28 августа 2006 http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=3&t=395

 

Особенности богослужения коптов

Нет, у коптов нет литургических танцев - это у эфиопов танцы. Тарелочки, в которые у эфиопов бьёт "регент", тоже выглядят достаточно скромно даже для нашего северного глаза, а звучат - примерно, как кадило с немелодичными бубенцами - если бы в него стали кадить в такт пению (а греки в монастырях, кстати, так и делают - при помощи кацеи).

И вообще коптская служба внешне чем-то даже напоминает русскую - все женщины в платках, да и одеты примерно, как наши многолетние прихожанки; стоят мужчины и женщины каждые на своей половине храма (только наоборот - женщины по правую руку от входа), при каждении храма все кланяются священнику.

Что же до причащения - причащаются действительно раздельно Телом и Кровью - но на тех службах, которые я видел, они причащались вне алтаря. У царских врат ставился столик, и с него священник причащал сначала Телом (сначала мужчины, потом женщины, причём у каждого - свой собственный плат), а затем - со лжицы! - Кровью.

28 июня 2006 http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=24&t=46&start=75

Антиминс

Исторически антиминс (в современном смысле этого слова; есть ещё и другой, более древний, смысл: "стол для установки на него дискоса и чаши во время Причащения", таких столов было много в храме Св. Софии) возник как способ "транслировать" освящение престола в пространстве и времени.

Прототип антиминса - куски ткани, которые прикладывали к святым мощам, и которые затем сами почитались как святыня. Практика делать это была очень распространена в Церкви первого тысячелетия; при помощи таких кусков ткани даже освящали храмы, используя их вместо св. мощей.

Антиминсы (в современном смысле слова) впервые фиксируются как платы, которыми обтирают с престола душистое вино и св. миро во время его освящения.

Т. е. по происхождению антиминс - НЕ "документ" на право служения, а способ "перенести" освящение престола в пространстве и времени от уже освящённого престола к новому (который по каким-либо причинам нельзя освятить полным чином).

В старину антиминс приклеивали или прибивали к престолу до его облачения, так что антиминс (в развёрнутом виде; но древние антиминсы и были невелики - где-то 10 на 10 см) постоянно находился _под_ индитией, никогда не был виден и никогда не менялся, покуда был цел сам престол. При этом на антиминсе, что вполне естественно, записывалась информация о том, кем и когда храм был освящён. Но суть антиминса - не в этой информации; просто так было удобно - не на престоле же писать. А записать эту информацию требовалось - в более древних храмах, освященных до изобретения антиминса, этой цели служили т. н. строительные надписи на одной из стен храма.

На Руси традиция помещать антиминс _под_ индитию сохранялась до Никона, а у старообрядцев и у униатов сохраняется до настоящего времени. Затем - где-то в 16 веке - греки придумали новую практику: держать антиминс _поверх_ индитии, заворачивая его в илитон и раскрывая за каждой литургией. Это, кстати, лишило илитон его собственной литургической функции - из плата для евхаристических крошек (чем он был на протяжении полутора тысячелетий, аналогично латинскому корпоралу) он превратился фактически в защитную обёртку для антиминса. Еще раз кстати: в современной практике греки часто даже и не используют илитон, обходясь одним антиминсом.

Зачем греки придумали разворачивать/сворачивать антиминс? Это связано с эволюцией воздУха, который стали делать не большим (с плащаницу размером; собственно, плащаница - это и есть воздУх), а маленьким, каким он остаётся и сейчас.

Почему стал не нужен большой воздУх? Это произошло из-за прекращения практики использования многих дискосов и чаш (что было нормой в Византии). Но большой воздУх нёс на себе определённую иконографию - и вот она-то и переместилась на антиминс. Т. е. антиминс, кроме своей изначальной функции "трансляции" освящения, приобрёл ещё и дополнительную функцию - иконографическую.

В свою очередь, разворачивание антиминса породило практику целовать сначала просто его вообще, а затем конкретнее - архиерейскую подпись на нем (просто для того, чтобы не стирать хрупкое иконографическое изображение).

Отсюда уже оставался только один шаг до того, чтобы уже в XX веке сторонники "евхаристической экклесиологии" во всех ее вариантах навесили на антиминс еще и третью функцию - "документа от епископа на право служения". Только никаких исторических оснований у этой функции нет, исключительно спекулятивные.

Ну а к настоящему времени уже многие настолько уверовали в эту абсолютно надуманную функцию антиминса, что встречаются даже архиереи, "переподписывающие" антиминсы, поступая на кафедру. Не удивлюсь, если за это еще и определенный взнос собирают. Получаются вроде как "подъемные" для нового архиерея. В этом смысле получается практично, так что за этим, возможно, будущее.

Но раньше такого не бывало. В Музеях Кремля и ГИМе хранится около 10000 старых русских антиминсов, собранных по синодальному указу незадолго до революции. Я видел наиболее интересную часть этого собрания - несколько десятков антиминсов, включая древнейшие сохранившиеся антиминсы XV в., антиминс Успенского собора, освящённый Никоном, и проч. Нигде нет никаких "переподписываний".

6 июня 2010

Можно попросить вас уточнить источник, в котором можно увидеть, что антиминсы "впервые фиксируются как платы, которыми обтирают с престола душистое вино и св. миро во время его освящения" и датировку этих фактов?

1. Слово "антиминс" имеет два значения - современное (особым образом освященный плат для совершения Евхаристии) и ныне не употребляемое (столик для Причащения). Ныне не употребляемое фиксируется раньше современного, как минимум, на два века. Но это другая история.

2. Первое упоминание в византийских текстах о заменяющих престол освященных плате _или доске_ (пока ещё без использования самого термина «антиминс») содержится в датируемом 809 годом 4-м ответе прп. Феодора Студита Навкратию (PG. 99. Col. 1056). Преподобный объясняет необходимость использования этих предметов невозможностью совершения литургии на осквернённых иконоборцами престолах. Свидетельство преподобного подтверждается посланием иконоборческих императоров Михаила II и Феофила к каролингскому императору Людовику Благочестивому от 10 апреля 824 года, где, в частности, сказано, что «некоторые из них [иконопочитателей], презирая Церковь, в обычных домах используют доски с изображениями в качестве престолов и на них совершают священное Таинство» (Mansi. T. 14. Col. 420). Наконец, патриарх Константинопольский святитель Никифор Исповедник († 828) впервые называет эти доски или платы словом «антиминс». Из этих свидетельств ясно видна какая-то связь первоначального антиминса с иконой. Однако нигде в более поздних византийских источниках уже не предполагается, что антиминс может быть иконой - только платом. Кроме того, никаких свидетельств о том, как именно освящались антиминсы-иконы, не сохранилось.

3. Зато уже в константинопольском чине освящения храма в редакции X века и позднейших (в редакции VIII века антиминс ещё не упоминается) прямо говорится, что антиминсы суть платы, которыми отирается душистое вино и св. миро во время освящения храма, а затем кладут под индитию и служат на них семь дней литургию - и это их, собственно, и освящает (см. перевод этого чина).

Собственно же чин освящения антиминса как отдельного литургического объекта появляется только с XIV века (как я писал 10 лет назад здесь; впрочем, уже после публикации той статьи я обнаружил чин освящения антиминса в рукописи Brit. Lib. Gr. 39584, которая в библиотечном описании датирована XII веком, но у меня есть сомнения в этой датировке- свитки, написанные литургическим минускулом XII века, часто оказываются имитацией, выполненной в XIII или даже XIV веке) - и, как нетрудно видеть, является сокращением чина освящения храма.

4. Поэтому-то я и написал, что "антиминсы впервые фиксируются как платы, которыми обтирают..." - мы ничего не знаем про то, как освящались и как конкретно использовались антиминсы-иконы (да и сам факт генетической связи "антиминсов" иконопочитателей с нашими антиминсами не столь очевиден - может быть, их вовсе нужно связывать с антиминсами-столиками). Т. е. в современном смысле слова антиминс впервые фиксируется как раз-таки как "плат, которым обтирают..."

Кстати, из этого не следует, что подобный плат не был подписан.

Разумеется, был подписан. Я же написал про строительную надпись. Т. е. смысл надписи на антиминсе был не в "праве служить литургию там-то", а в "фиксации дня освящения такого-то храма".

То, что антиминс крепили под престолом, также не исключает его надписания.

Не _под_ престолом, а _на_ престоле, но под индитией. Действительно, не исключает. Я этого и не имел в виду.

В какое время произошла эволюция плата для св. миро в прибиваемый антиминс?

Никакой эволюции. Антиминсы-платы освящались пачкой (как и сейчас), когда случалось освящение какого-нибудь видного храма. Затем они хранились у "начальника антиминсов" и выдавались по мере необходимости для освящения менее важных храмов. В момент выдачи на них и фиксировался факт освящения.

В свою очередь, тот факт, что ещё долго существовали храмы, где служили без антиминса, подтверждается посланием Константинопольского патриарха Мануила II Харитопулоса к Роману Диррахийскому (XIII в.). А этот факт уничтожает саму идею антиминса как "права служить" и подтверждает идею антиминса как способа "передать" освящение от одного храма (где освящается собственно престол и где поэтому антиминс не нужен) другому (куда выдаётся антиминс).

И я не вижу смысла в документировании даты постройки храма на ветхой материи и последующего ее прятания под индитию.

Почему обязательно "ветхой"? Не ветхой, а новой. Ветхой материя только много лет спустя становилась.

Еще раз повторю то, что выше написал: как минимум, на Руси (с Византией сложнее, т. к. огромное количество памятников уничтожено, а оставшиеся в руках греков церкви давно уже переделаны самими греками; наши же церкви были изучены прот. К. Никольским, а незадолго до революции началась большая работа по собиранию и описанию всех вообще пришедших в негодность, но сохранившихся антиминсов; антиминсы собрать успели - см. выше, - но случилась революция) до патриарха Никона включительно _все_ антиминсы носили на себе указания о дате освящения храма и _все_ находились под индитиями. Т. е. в дониконовской Руси смысл в "в документировании даты постройки храма на... материи и последующего ее прятания под индитию" видели, и важно именно это, как исторический факт, а не то, видится ли в этом смысл уже человеку нашего времени.

Вот, к примеру, что написано на антиминсе из Никольского придела собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова монастыря (антиминс сохранился, сейчас выставлен в музее в Ферапонтовом монастыре; представляет собой неказистый кусок холста сантиметров примерно 9 на 12, на котором ничего, кроме надписи, нет и который был изначально пришит к срачице св. престола): "Освятися олтарь Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа в церкви святаго чюдотворца Николы в лето 6[9]99-е, при благовернем и боголюбивом князе Иване Васильевиче всея Руси, при архиепископе нашем Тихоне Ростовском и Белозерском, при отце нашем игумене Генадье, месяца сентевриа 8".

7 июня 2010 http://ustav.livejournal.com/727074.html

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.