Ангела мирна, верна наставника и хранителя (какого?) просим — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Ангела мирна, верна наставника и хранителя (какого?) просим

2017-09-30 425
Ангела мирна, верна наставника и хранителя (какого?) просим 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С прошением об "ангеле мира" не все просто.

Идея о том, что молящегося, идущего из храма домой, сопровождает этот ангел, восходит к эпохе Второго Храма, т. е. к дохристианскому преданию ещё Ветхозаветной Церкви (см. об этом подробнее в статье H. Engberding-а Zum besseren Verstaendnis einiger diakonaler Aufforderungen des byzantinischen Ritus (OS. 1964. Vol. 13), а также в книге R. Taft-а Great Entrance (R., 1978)). Эта идея сохранилась не только в христианском, но и в иудейском предании (где рассказывается что-то вроде того, что в пятницу вечером мужчину, идущего из синагоги, сопровождают два ангела - хороший и плохой. Если, войдя домой, мужчина видит накрытый субботний стол и горящие субботние свечи (это должна обеспечить жена или мать), плохой ангел отступает; ну и наоборот).

В христианском предании этот "ангел мира" обычно отождествляется с Ангелом-хранителем, но иногда (у некоторых Отцов) - с Самим Христом.

Но, на самом деле, главное не то, кого именно понимать под "ангелом мира", а то, что прошение об "ангеле мира" - это как бы сигнал, предвещающий окончание службы. Просительные ектении когда-то завершали собой службы, о чём свидетельствуют главопреклонные молитвы, всегда - кроме ектении после великого входа, у которой своя история, - идущие вскоре после просительной ектении. Главопреклонная молитва - древняя замена ещё более древнего возложения руки предстоятеля на каждого молящегося, т. е. преподание каждому персонального благословения перед выходом того из храма (отсюда же происходит, кстати, и целование Креста в конце литургии).

(Напомню, на вечерне и на утрене сейчас по одной главопреклонной молитве (а то, что идет после них - добавление к древнейшей основе службы), а на литургии - три: оглашенных (которые после этого должны уйти), НЕпричащающихся верных (после просительной ектении "Вся святыя" и "Отче наш"; именно с тем, что уйти могут не все, а только НЕпричащающиеся, диакон говорит здесь "Главы ваша" вместо "Главы наша"), причащающихся верных (=заамвонная молитва; диакон неспроста стоит на ней с преклоненной головой - соответствующего возгласа здесь нет, поскольку имеет место прямое приглашение)).

Т. е. раз мы молимся об "ангеле мира" - значит, мы думаем о том, что скоро для нас или хотя бы для какой-то части молящихся служба подойдёт к концу. "Ангел мира" - это та Божия помощь, которая не должна оставить нас вне храма. Если в храме мы все - под "крилом крилу" Самого Бога, то вне храма нас должен охранять "ангел мира".

В общем, прошение об "ангеле мира" - это прошение о том, чтобы и вне храма, среди житейских волн, мы оставались сохранены так же, как в самом храме.

16 октября 2006 http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=8&t=444

 

"Главы ваша" вместо "Главы наша" и уход НЕпричащающихся верных

НЕпричащающихся верных (после просительной ектении "Вся святыя" и "Отче наш"; именно с тем, что уйти могут не все, а только НЕпричащающиеся, диакон говорит здесь "Главы ваша" вместо "Главы наша"), причащающихся верных (=заамвонная молитва; диакон неспроста стоит на ней с преклоненной головой - соответствующего возгласа здесь нет, поскольку имеет место прямое приглашение)).

Я там неправильно выразился - не _должны_ уйти (верных, в отличие от оглашенных, никто не выгоняет), а _могут_ уйти.

Эту практику (дать людям законную возможность уйти до причащения) ввели где-то в конце IV века - когда причащение происходило под двумя видами, а храмы были большими, оно длилось долго и непричащающиеся начинали со скуки плохо себя вести (об этом подробно говорит, например, свт. Иоанн Златоуст). Вот для них и ввели дополнительную главопреклонную молитву - чтоб не ждали.

В литургии свт. Василия эту молитву сейчас переделали в молитву перед причащением (я имею в виду содержание самой молитвы; переделали потому, что с заменой огромных базилик небольшими храмами и уменьшением времени причащения давным-давно позабыли, зачем она была когда-то введена), а вот в литургии Злаутоста она доныне осталась по содержанию примерно такой же, как и ее пара - заамвонная молитва (т. е. в ней говорится о мирских делах - и это понятно, ведь люди возвращаются из храма к своим повседневным заботам).

Кстати, практика уходить на "Святая святым" (т. е. ровно после этой молитвы!) тем, кто не может или не хочет ждать до конца литургии, доныне очень даже жива.

16 октября 2006 http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=8&t=444

 

Исполнение Духа Святаго

«Читал книгу митр. Иоанна Зизиуласа "Церковь и Евхаристия", в которой наткнулся на объяснение этого литургического момента, когда после возгласа "Святая - святым" священнник влагает в Чашу Часть Агнца с известными словами.

Как известно, поначалу, в первые века верующие какой-либо Поместной Церкви сходились на Литургию, совершаемую их правящим епископом. И лишь только примерно спустя два века епископы "делегируют" свое право совершения Евхаристии пресвитерам в отдельности, в связи с увеличением количества верующих и появлением "приходов", т.к., видать, практика взяла вверх над здравым смыслом.

И чтобы сохранить единство Евхаристии, совершаемой епископом ("где епископ, там Церковь"), появился обычай перенесения диаконами (или аколуфами - типа пономарей-иподиаконов) части "епископской Евхаристии" - на евхаристические собрания-приходы, совершаемые пресвитерами. Обычай назывался Fermentum. Часть "епископского" Агнца "примешивали" к их Евхаристии, что символизировало единство общения с епископом (и как Единую Чашу Христову -?). В Риме эта практика просуществовала аж до 8 века.
Дополнительно указывать на то, что "Евхаристия на приходах является продолжением "единой Евхаристии, совершаемой епископом"" может поминовение епископа во время Анафоры и, возможно, подпись антиминса».

В Риме такая практика, действительно, была - а вот на Востоке она нигде не засвидетельствована. При этом "исполнение Чаши" испокон веков есть и на Востоке тоже. Отсюда выводы:

1) это священнодействие связано с чем-то иным;

2) Зизиулас ради подтверждения своих натянутых богословских конструкций не останавливается перед прямым подлогом - в данном случае, представлением локальной традиции как якобы вселенской.

17 апреля 2015

http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=8&t=3507&sid=b56f1bbfcac1a5f2c3fca54023f9ae92

 

Когда священник опускает в Чашу частицу Агнца должен ли он её опускать крестообразно?

Должен - тем более что в служебнике-то написано, а раз написано, то не зря.

Соответствующие указания - так же, как и предписание совершать три поклона перед возгласом "Святая святым" (это-то делаете?) и ещё ряд других - являются следом византийской (точнее, средневизантийской, см. ниже) веры в освящение Даров в момент "Святая святым". Это не означает, что византийцы не верили в эпиклезу. Конечно, они верили, что эпиклеза нужна для освящения Даров - но ведь из этого ещё не следует, что освящение происходит именно в момент эпиклезы. Эпиклеза может пониматься и как условие освящения, но не сам его момент.

В ранневизантийских источниках рассуждений о моменте освящения нет. В средневизантийскую эпоху встречается как мнение "эпиклеза = момент освящения" (редко), так и мнение "поднятие Агнца на 'Святая святым' и затем определённые действия с Чашей = момент освящения" (часто).

Только в поздневизантийскую эпоху, из-за споров с латинянами, официальным становится первое мнение (но с поправкой: кроме эпиклезы, необходимо троекратное благословение Даров, т. е. акцент на _действии_ сохранен), а второе перестаёт озвучиваться и сохраняется только в виде некоторых следов в чинопоследовании.

Тогда же, кстати, тропарь 3 часа был перемещён со "Святая святым" (а именно туда он был первоначально интерполирован - опять-таки, в связи с идеей освящения Даров в момент их поднятия/соединения, - согласно рукописям, старше 14 в.) на эпиклезу.

Вот за этим и нужно "крестить".

Конечно, в современный богословский контекст все это не очень вписывается, так что некоторым кажется нужным это отменить (а точнее, не "отменить", а просто не совершать, т. к. непонятно зачем), - но тогда, если быть последовательным, также нужно и поклоны перед "Святая святым" отменить, и ещё некоторые моменты.

Поэтому лучше ничего не отменять, а в простоте литургисать точно по Служебнику.

23 мая 2011

http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=3&t=2262&p=36817&sid=2fc984e2fdc10746ab22e84ab75ed240#p36817


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.