Экономическое и политическое сотрудничество стран — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Экономическое и политическое сотрудничество стран

2017-09-30 184
Экономическое и политическое сотрудничество стран 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Экономико-политическое сотрудничество России и Японии является одним из наиболее приоритетных и выгодных направлений взаимодействия двух стран. История развития российско-японских экономических отношений развивалась параллельно подъему политических на более высокий уровень.

Распад СССР и появление в 1991 году на международной арене новой суверенной России, провозгласившей путь на демократию и свободный рынок, обусловило становление принципиально иного по сравнению с предшествующим периодом характера отношений нашей страны с ее ведущим дальневосточным соседом – Японией. С завершением Холодной войны началом реформ в России исчезла причина военно-политической и идеологической конфронтации с Японией как неизбежного следствия прежнего советско-американского соперничества. Наряду с этим с учетом тенденции к формированию многополярного мира Россия стала подходить к Японии как к крупной самостоятельной экономической державе с растущим потенциалом политического влияния в международных делах.

Стал очевидным факт, что подъем российско-японских отношений на более прагматичный уровень будет способствовать решению важной для национальных интересов России задачи вхождения в качестве полноправного партнера в мировое сообщество, его глобальные («Большая восьмерка», Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация) и региональные, азиатско-тихоокеанские (АТЭС и др.) институты взаимодействия и сотрудничества. Кроме того, улучшение отношений с Японией было необходимым для решения более конкретных, но не менее значимых задач: эффективное задействование потенциала межгосударственного экономического сотрудничества для социально-экономического подъема районов Дальнего Востока РФ; подключение дальневосточных субъектов Федерации к взаимовыгодному сотрудничеству в субрегионе Северо-Восточной Азии; использование опыта Японии для продвижения экономических реформ России; укрепление безопасности России на дальневосточном направлении.

В декабре 1991 года Япония была одной из первых стран, которая признала Российскую Федерацию в качестве субъекта международного права и государства – правопреемника СССР. В Токио заявили о своей полной поддержке либеральных реформ в качестве долгосрочного стратегического курса и подчеркнули, что успех преобразований в России отвечает интересам всего международного сообщества, включая Японию.

Однако де-факто процесс налаживания отношений между странами шел весьма вяло. Японское руководство отошло от прежней жесткой увязки любого совместного действия в российско-японских отношениях с прогрессом в решении территориальной проблемы и стало придерживаться более гибкой, реалистичной линии, предполагающей активное развитие отношений с Россией параллельно с продолжением переговоров по мирному договору[13].

Пожалуй, первым крупным событием на пути налаживания взаимоотношений Москвы и Токио стал официальный визит Б. Н. Ельцина в японскую столицу в октябре 1993 года. Результатом визита стало подписание Токийской декларации о российско-японских отношениях – первого комплексного документа, заложившего принципиальные основы отношений между новой Россией и Японией. Документ зафиксировал намерение сторон взаимодействовать в делах строительства нового международного порядка и полной нормализации российско-японских отношений, а также углублять сотрудничество в области разоружения, развивать диалог и взаимодействие в других сферах. Тогда же был подписан и пакет из более полутора десятков иных соглашений по развитию двустороннего сотрудничества в различных областях.

С точки зрения геополитической истории, Токийские договоренности открыли путь для дальнейшей активизации российско-японских отношений по многим направлениям. В частности, были расставлены приоритеты в развитии экономического сотрудничества.

Следующий этап двусторонних переговоров является, пожалуй, одним из наиболее продуктивных в контексте развития российско-японских отношений.

1 – 2 ноября 1997 года в Красноярске состоялась первая в истории взаимоотношений России и Японии неформальная встреча руководителей двух государств. Красноярский саммит стал этапным событием в отношениях с дальневосточным соседом, положившим начало их продвижения в направлении партнерства. Б. Н. Ельцин и Р. Хасимото сформулировали новые принципы российско-японских отношений – взаимное доверие, взаимная выгода, долгосрочность, тесное экономическое сотрудничество. Значительное внимание было уделено проблеме мирного договора. Руководители стран отметили необходимость развязывания этого узла, омрачающего отношения России и Японии и договорились приложить все усилия, чтобы заключить мирный договор на основе Токийской декларации до 2000 года[14].

Дальнейший диалог между Президентом России и премьером Японии был продолжен в апреле 1998 года на их неформальной встрече в японском курортном местечке Кавана. Был достигнут ряд новых договоренностей по дальнейшему продвижению двусторонних отношений.

В июле 1998 года состоялся официальный визит в Японию председателя правительства России С. В. Кириенко. В ходе визита был достигнут ряд договоренностей в сфере экономики[15].

Динамично развивающиеся во второй половине 90-х годов российско-японские отношения создали предпосылки для перехода на качественно иной уровень. Такая цель была провозглашена и закреплена в Московской декларации об установлении созидательного партнерства, подписанной 13 ноября 1998 года. Лидеры двух стран подчеркнули, что развитие двусторонних отношений является одной из ключевых задач внешней политики обеих государств и в качестве главного приоритета провозгласили установление долгосрочного партнерства на принципах доверия, взаимной выгоды и тесного экономического сотрудничества.

Следующий год прошел под знаком последовательной реализации поставленной на высшем уровне задачи строительства партнерских отношений. Российско-японские переговоры продолжили движение вперед в ключе общего понимания, что созидательное партнерство предполагает широкое, активное развитие всего комплекса двусторонних связей и сотрудничества в сочетании с продолжением конструктивного решения проблемы пограничного размежевания.

В середине февраля 2000 года министр иностранных дел России И. С. Иванов посетил Японию с официальным визитом, где состоялась его встреча с премьер-министром К. Обути. Дипломат передал собеседнику личное послание Президента Путина, а в рамках визита также были проведены переговоры с министром иностранных дел Японии Ё. Коно. Принимающая сторона подтвердила неизменность следуемому курсу на развитие отношений с Россией. Этот визит И.С.Иванова показал, что отношения между Россией и Японией являются стабильными, носят поступательный характер и не подвержены конъюнктурным колебаниям. Это стало очередным хорошим знаком относительно дальнейших перспектив российско-японских связей по всем направлениям.

В начале сентября того же года состоялся официальный визит Президента РФ В. Путина в Японию. Его переговоры с новым премьер-министром И. Мори были сфокусированы на таких ключевых аспектах, как углубление двусторонних торгово-экономических связей, стратегическое сотрудничество в мировых делах и, по традиции, проблема мирного договора. Встречу можно назвать весьма успешной - по каждому из упомянутых направлений был достигнут очевидный прогресс. Впервые в истории двусторонних отношений Президент России и премьер Японии подписали Совместное заявление о взаимодействии стран в международных делах, в котором стороны не просто суммируют совпадающие или близкие подходы, но идут дальше, к реальной взаимной поддержке[16].

14 ноября 2005 года, в преддверии следующего визита президента России Владимира Путина в Японию, глава отечественного МИДа Сергей Лавров заявил, что Россия, являясь государством-продолжателем СССР, признаёт Декларацию 1956 года как существующую и готова вести территориальные переговоры с японской стороной на её базе.

Вслед за этим, 20 ноября 2005 года, на очередном раунде переговоров, В. Путин отказался подтвердить намерения России, высказанные в Токийской декларации 1993 года. В последующем выступлении по российскому телевидению Президент заявил, что четыре спорных острова находятся под суверенитетом России, это закреплено международным правом, и в этой части российская сторона не собирается ничего обсуждать[17].

Политологи говорят, что российский лидер в очередной раз хотел подчеркнуть, что позиция Москвы остается той же, что упомянута в совместной советско-японской декларации 1956 года: Советский Союз передаст Японии острова Шикотан и Хабомаи только после того, как между странами будет подписан мирный договор.

Новый всплеск страстей произошел 1 ноября 2010 года, когда Президент РФ Д. А. Медведев посетил Курильские острова, став первым российским лидером, который решился на подобный шаг. Несмотря на негативную реакцию японской стороны, Президент Медведев подчеркнул, что "все острова Курильской гряды - территория Российской Федерации. Это наша земля, и мы должны обустраивать Курилы”[18]. Японская сторона осталась непримирима и назвала данный визит достойным сожаления. Ответом МИДа России стало заявление, согласно которому никаких изменений в статусе принадлежности Курильских островов быть не может.

Как видим, нынешняя ситуация по Курильскому вопросу довольно контрастно отличается от эпохи Ельцина. Если в 90-е годы и Япония, и Россия предпринимали реальные усилия для достижения соглашения путем взаимных уступок, то в 2000-е все заявления обеих сторон носят скорее декларативный характер, при этом ярко проявляется категоричность каждой страны в отстаивании собственной точки зрения и принципов.

Отличительной чертой дипломатической политики японского правительства по российскому направлению в последние годы стала крайняя неразбериха и сумбурность, вызванная разногласиями между японскими политиками. В результате официальный Токио то требует вернуть ему сразу все четыре острова, то возвращается к обсуждению вопроса о возврате двух островов согласно Договору 1956 года, то ведет речь о каком-то третьем варианте. Неудивительно, что российская власть сомневается в серьезности притязаний Японии на эти острова.

Тем не менее, Япония является одним из ключевых стратегических партнеров России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Стоит отметить, что развитие торговых связей со страной восходящего солнца также характеризуется неравномерностью, периодическим то увеличением, то сокращением товарооборота и значительным превышением российского экспорта над импортом из Японии. Однако, эксперты считают, что внешнеэкономические связи двух стран все-таки имеют отличные перспективы для стимулирования национальных экономик обеих государств.

В последнее десятилетие расширяются и инвестиционные отношения между Японией и Россией. В отечественные сектора сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг хлынул поток азиатского капитала - Япония входит в десятку крупнейших стран-инвесторов в российскую экономику.

Наибольшая доля японских инвестиций приходится на топливно-энергетическую отрасль России. Значительная часть прямых инвестиций направляется на переработку древесины и производство пиломатериалов, пищевую и рыбную промышленность, строительство, машиностроение, а также в сферу услуг (связь, гостиничный бизнес, торгово-посреднические операции и др.)[19]

Одной из главных составляющих российско-японских экономических отношений являются различные совместные проекты в области энергетики. Например, Сахалинские проекты. После того, как в мае 2003 года японские предприятия газовой отрасли и электроэнергетики приняли решение о долгосрочных поставках сжиженного природного газа в рамках проекта «Сахалин-2», участниками проекта было решено вложить новых инвестиций примерно на 10 млрд.долларов (из них 4,5 млрд.долларов – капиталовложения японских компаний), а многие японские предприятия («Синниттецу» (трубопровод), «Тиёда Како», «Тоё Инжениаринг» (предприятие по сжижению природного газа)) получают новые заказы, и весь связанный с проектом бизнес набирает обороты.

Ещё одним важным примером сотрудничества является то, что обсуждение строительства Тихоокеанского трубопровода, транспортирующего сырую сибирскую нефть на побережье Тихого океана, обретает реальные формы. В настоящее время активно проводятся совещания специалистов по трем вопросам: как будет осуществляться геологическая разведка и освоение месторождений, как составить максимально подробное технико-экономическое обоснование трубопровода, а также что будет источниками финансирования проекта. Однако решение о конкретном маршруте трубопровода российским правительством в данный момент не принимается[20].

Что касается сотрудничества двух стран, направленного на интеграцию России в мировую экономику, то Япония последовательно поддерживает скорейшее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). В настоящее время все двусторонние переговоры с Японией завершены, и Россия находится в одном шаге от вступления в эту организацию.

Расширение японо-российских торгово-экономических отношений поддерживаются не только на межправительственном уровне. Активно осуществляется взаимный обмен также и на частном уровне. В частности, в апреле 2005 года Россию посетила делегация Японо-российского комитета по экономическому сотрудничеству Федерации экономических организаций Японии (Кэйданрэн). Иностранные гости не только провели семинар по вопросам ускорения развития японо-российского бизнеса и 7-ое совместное заседание Российско-Японского и Японо-Российского комитетов по экономическому сотрудничеству, но и посетили город Екатеринбург в качестве ответного проявления вежливости на приезд в Японию миссии Уральского федерального округа.

Помимо вышеупомянутого, осуществляется сотрудничество и в сфере научно-технического обмена как на правительственном уровне в рамках Соглашения о научно-техническом сотрудничестве, так и между японскими частными предприятиями и российскими научно-исследовательскими учреждениями посредством проведения различных научных исследований на базе Международного научно-технического центра и других организаций.



Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.