Тема 16 дидактика как теория обучения — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Тема 16 дидактика как теория обучения

2017-09-30 509
Тема 16 дидактика как теория обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕМА 16 ДИДАКТИКА КАК ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

 

Дидактикаобщая теория обучениявсем предметам.

 

Основоположник:

1675 Ян Амос Коменский «Великая дидактика»

 

Ж.-Ж.Руссо

И.Г.Песталоцци

И.Ф.Гербарт

Дж.Дьюи

 

Частные дидактики - методики обучения отдельным предметам.

 

Основные задачи дидактики – разработка проблем: чему учить, как учить, когда учить, где учить, кого учить и зачем учить.

 

ФУНКЦИИ ДИДАКТИКИ

 

Познавательная – дидактика открывает и констатирует факты, связанные, систематизирует, обобщает и объясняет их и устанавливает зависимость между ними.

 

Практическая – дидактика представляет педагогам теоретические предпосылки и нормы, применение которых на практике повышает эффективность их деятельности.

 

Или:

- теоретическая (диагностическая и прогностическая) и

- нормативная, инструментальная.

 

 

ПРЕДМЕТ ДИДАКТИКИпроцесс обучения

 

 

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ДИДАКТИКИ

 

ОБУЧЕНИЕ – целенаправленный процесс взаимодействия учителей и учащихся, в ходе которого осуществляется образование,

вносится существенный вклад в воспитание и развитие личности (Бабанский Ю.К.).

 

Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина[1] означает целенаправленную, последовательную передачу (транс­ляцию) общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных усло­виях семьи, школы, вуза, сообщества.

 

Обучение – целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности обучающихся по овладению ими знаниями, умениями и навыками, развитию их творческих способностей.

 

ПРЕПОДАВАНИЕ – упорядоченная деятельность педагога по реализации образовательных задач /Коджаспирова/.

 

УЧЕНИЕпознавательная деятельность обучаемых, направленная на овладение суммой знаний, умений и навыков, способов учебной деятельности.

Учение - одна из основных форм деятельности организма.

 

 

Учение является основным фактором психического развития: на его основе развивается человеческая личность.

Само же развитие - сложный многоплановый процесс, а не простая сумма выученного.

 

ОБУЧАЕМОСТЬ

 

Обучаемость -

это общая способность индивида к усвоению новых знаний, формированию умений и навыков.

 

Обучаемость характеризует уровень психического развития человека, сформированность у него обобщенных способов действий.

 

Важнейшим показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая необходима учащемуся для достижения заданного результата.

 

Обучаемость - способность к овладению новым учебным материалом (новыми знаниями, действиями, новыми формами деятельности).

 

"Обучаемость" — способность к усвоению знания, учебного материала,

Возможность примененять индивидуальную систему знаний,

Способность решать теоретические и практические задачи.

 

Обучаемость, основываясь на способностях (в частности, особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи) и познавательной активности субъекта,

по разному проявляется в разных деятельностях и в разных учебных предметах.

ОБУЧЕННОСТЬ

 

Обученность - это тезаурус, или запас усвоенных понятий и способов деятельности.

Обученность — система знаний, умений и навыков, соответствующая норме — заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату.

 

"Обученность" - объем сведений, информации, имеющихся в памяти, и элементарных умений и навыков по их воспроизведению.

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

 

Процесс обучения – совокупность последовательных и взаимосвязанных действий (совместная деятельность) учителя и учащихся, направленных на решение образовательных задач.

 

ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ

 

образовательная (усвоение знаний, формирование умений и навыков);

 

воспитательная (формирование мировоззрения, убеждений, способов поведения и деятельности, системы идеалов, отношений, потребностей);

развивающая

(развитие сенсорных способностей, двигательной, интеллектуальной, волевой, эмоциональной и мотивационной сфер).

 

СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Вариант А.

 

- целевой,

- содержательный,

- мотивационный,

- организационно-деятельностный,

- контрольно-регулировочный

- оценочно-результативный компоненты.

 

Вариант Б.

- деятельность педагога,

- деятельность ученика,

- предмет изучения (содержание)

- средства обучения

 

ПРЕПОДАВАНИЕ И УЧЕНИЕ

 

Различаются две взаимосвязанные стороны процесса обучения:

Индуктивно-аналитической и

дедуктивно-синтетической.

Первая ориентирует на наблюдение, живое созерцание и восприятие реальной действительности

и лишь затем на абстрактное мышление, обобщение, систематизацию учебного материала.

Второй вариант ориентирует на введение учителем научных понятий, принципов, законов и закономерностей,

а затем на их практическую конкретизацию.

 

УСВОЕНИЕ КАК ОСНОВНОЙ ПРОДУКТ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Усвоение — процесс приема, осмысления и сохранения полученных знаний и применения их для решения практических и теоретических задач.

 

Главными критериями усвоения выступают возможность использовать знания в форме умения решать на их основе новые задачи,

возможность экстериоризации знаний, т. е. воплощения их во внешних, практических предметных действиях.

 

 

УРОВНИ УСВОЕНИЯ

А.

Знания могут усваиваться на разных уровнях:

- репродуктивный уровень - воспроизведение по образцу, по инструкции;

- продуктивный уровень - поиск и нахождение нового знания, нестандартного способа действия.

 

Б.

УРОВНИ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ, соотносимые с соответствущими этапами их усвоения

 

1 уровень различения (или распознавания) предмета;

2 уровень его запоминания;

3 уровень понимания;

4 уровень применения.

 

+++

 

Знания, приобретаемые в процессе обучения, характеризуются различной глубиной проникновения учащихся в их сущность, что, в свою очередь, обусловлено:

 

- достигнутым уровнем познания данной области явлений;

- целями обучения;

- индивидуальными особенностями учащихся;

- уже имеющимся у них запасом знаний;

- уровнем их умственного развития;

- адекватностью усваиваемого знания возрасту учащихся.

 

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

 

«Знание принципов освобождает от знания фактов»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

- основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

- руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса.

В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в конкретно-историческом виде.

 

ТЕМА 19 МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ

 

УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ

 

Игорь Никифоров: «Критически важна мотивация, так как на уровне подсознания блокируется любой нерациональный, с точки зрения подсознания, расход энергии. Мозг потребляет ~ 25% энергии и лишней у человека нет. Именно поэтому люди годами учат иностранный язык с нулевым результатом. Инстинкты, за которыми миллионы лет эволюции, победить нельзя, но их можно обмануть и даже заставить работать на себя, если понимать как это работает».

http://weekend.rambler.ru/read/kak-vyuchit-liuboi-iazyk-za-paru-miesiatsiev-2017-01-04/?utm_campaign=brain&utm_medium=rec&utm_source=rambler&utm_content=weekend

 

Мотивы неосознаваемые.

 

№2

ИСТОЧНИКИ МОТИВОВ

 

Мотивы могут создаваться разными источниками:

Мотивация может быть

Любознательность.

Проявляется в стремлении проникнуть за пределы увиденного, активном видении мира, расшифровке его тайн; в стремлении знать больше, чем обычно дается на уроке, выяснять вопросы, возникающие, например, в результате наблюдений.

 

/Собственно/ познавательный интерес.

Яркая избирательная направленность учебных предметов; стремление проникнуть в многообразие мира, отразить в сознании его существенные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

 

Теоретический интерес.

Связан со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки.

Для этого у учеников необходимо развивать теоретическое мышление, способность к рефлексии, анализу…

 

++++++

 

В идеале в основе мотивационной сферы учения должна лежать любовь к знаниям.

 

 

ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ (ПУТИ И СРЕДСТВА) ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ:

 

А. -личность педагога,

- его профессиональная компетентность,

- его эрудиция,

- его отношение к учащимся,

· увлеченное преподавание,

· доверие к ученику,

· педагогический такт и мастерство педагога,

· гуманизация школьных отношений

 

Б. - отбор содержания образования /связь с жизнью, интерес, новизна учебного материала/;

- организация учебной деятельности,

- выбор наиболее эффективных методов, средств, форм обучения;

· чередование форм и методов обучения,

- хорошо оборудованный кабинет,

- эффективный контроль и оценивание достижений учащихся.

- использование нетрадиционных форм обучения, групповых форм работы, активных (эвристических, продуктивных) методов обучения,

- использование деловой игры;

- постановка проблемных задач, постановка творческих задач, создание творческих ситуаций; эвристическое обучение

- индивидуальный подход к учащимся, индивидуализация и дифференциация обучения.

· связь знаний с судьбами людей, их открывшими,

показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников,

- обучение с компьютерной поддержкой,

- применение мультимедиа-систем,

- использование интерактивных компьютерных средств,

- взаимообучение (в парах, микрогруппах),

- тестирование знаний, умений,

- показ достижений обучаемых,

 

В. - стиль взаимодействия, общения педагога и учащихся,

- благоприятный психологический климат в коллективе, положительный эмоциональный фон,

- создание ситуаций успеха и обеспечения роста достижений

- создание ситуаций самооценки, ситуаций стимулирования к самостоятельным суждениям и оценкам,

- создание ситуаций самостоятельности принятия решений, ситуаций выбора,

- создание ситуаций риска,

- создание ситуаций оказания помощи и взаимопомощи,

- создание ситуаций критики и т.д.

- соревнование (с товарищами по классу, самим собой),

 

+++++++++++++++

Мотивы, которые отрицательно влияют на процесс усвоения знаний, учебные интересы и отношение к школе:

 

- отсутствие желания учиться,

- неумение учиться,

- неумение организовывать свой учебный труд,

- отставание в учебе,

- недостаточные знания, умения и навыки,

- недисциплинированность,

- отрицательное влияние товарищей и семейной обстановки.

 

++++++++++++++++++++++++++

ИНТЕРЕС

Важнейшие предпосылки формирования у школьника интереса к учению.

 

1. Понимание им смысла учебной деятельности, осознание ее важности лично для себя. Интерес к содержанию учебного материала и к самой учебной деятельности может формироваться только при условии, что учащийся имеет возможность проявлять в учении умственную самостоятельность и инициативу.

 

2. Новизна учебного материала и его разнообразие, а также разнообразие методов преподавания. Средствами обеспечения этих свойств учебного материала и учебного процесса являются не только введение в них новой информации, знакомство учеников со все новыми объектами изучения, но и открытие новых сторон в уже известных учащимся объектах, показ им нового и неожиданного в привычном и обыденном.

 

3. Эмоциональная окраска преподавания, живое слово учителя.

Если педагог демонстрирует собственный интерес к предмету, находит яркие, убедительные примеры, умело использует интонационную окраску материала, субъективная трудность усвоения даже самого сложного учебного предмета снижается, а интерес к нему повышается.

 

ТЕМА 21

ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО СТРУКТУРА

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ

Воспитание граждан

 

3) Удовлетворение текущих и перспективных потребностей производства в экономической, социальной, культурной и других сферах в квалифицированных специалистах

 

Содержание образования должно обеспечивать:

 

- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

- интеграцию личности в системы мировой и национальных культур;

- формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

- воспроизведение и развитие кадрового потенциала общества".

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

а. педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре.

 

б. система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимися необходимо овладеть в процессе обучения.

 

Важно:

Содержание образования строится на строго научной основе;

Содержание образования включает только твердо установленные в науке факты и теоретические положения.

ТЕОРИИ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

1) Дидактический материализм (теория «материального образования»; «дидактический энциклопедизм»

Основная цель – передача как можно большего объема знаний из различных областей науки.

 

Дидактический формализм

цель — развивать ум и способности, научить учащихся мыслить.

 

Дидактический прагматизм

цель — овладеть полезными знаниями, умениями и навыками, обладание которыми позволит человеку победить в конкурентной борьбе.

 

 

СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

1 ОПЫТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — в виде ЗНАНИЙ: факты, идеи, понятия, термины, теории, концепции, закономерности

 

Знания составляют ядро содержания обучения.

На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки, умственные и практические действия;

знания являются основой нравственных убеждений, эстетических взглядов, мировоззрения.

 

Понятие "знание" многозначно и имеет несколько определений. Оно может определяться

ñ как часть сознания,

ñ как нечто общее в отражении предметного разнообразия,

ñ как способ упорядочения действительности,

ñ как некоторый продукт и результат познания,

ñ как способ воспроизведения в сознании познаваемого объекта.

 

КЛАССИФИКАЦИИ ЗНАНИЙ

 

№1

ñ донаучные;

ñ житейские;

ñ художественные (как специфический способ эстетического освоения действительности);

ñ научные (эмпирические и теоретические).

 

№2

По локализации отражения выделяют:

 

индивидуальные знания (сознание) - совокупность чувственных и умственных образов и их связей, возникающих при взаимодействии индивида с действительностью, его личный опыт общения, труда, познания мира;

 

общественные знания - продукт обобщения, объективизации, обобществления результатов индивидуальных познавательных процессов, выраженный в языке, науке, технике, материальных и духовных ценностях, созданных поколениями людей, цивилизацией.

 

Обучение представляет собой «перевод» общественных ЗУН в индивидуальные.

 

№3

ПО ФОРМЕ ОТРАЖЕНИЯ выделяют:

 

- знаковые, вербальные знания, закодированные в знаковой, языковой форме, теоретические знания;

 

- образные, представленные в образах, воспринятых органами чувств;

 

- вещественные, существующие в предметах труда, искусства - овеществленные результаты деятельности;

 

- процедурные - те, которые заключены в текущей деятельности людей, их умениях и навыках, в технологии, процедуре трудового и творческого процесса.

 

 

№4

Классификация знаний по области и предмету познания; крупнейшие ее разделы:

гуманитарные науки

точные математические науки,

философия,

живая и неживая природа,

общество,

техника,

искусство.

 

№5

По психологическому уровню выделяют:

знание - узнавание,

знание - воспроизведение,

знание - понимание,

знание — применение.

 

№6

В зависимости от уровня усвоенных знаний повышается и степень их влияния на практическую деятельность.

Например,

“знания-знакомства” позволяют ориентироваться в обстановке лишь в самых общих чертах;

“знания-репродукции” дают возможность человеку применить полученные сведения в простой стандартной обстановке;

“знания-умения” способствуют уверенному применению усвоенных сведений в любой обстановке;

“знания-трансформации” обеспечивают, с одной стороны, творческой применение усвоенной информации, а с другой – создание (приобретение) новых знаний на основе собственного опыта практической деятельности.

 

 

№7

По степени обобщенности:

факты — явления,

понятия — термины,

связи — закономерности,

гипотезы — теории,

методологические знания,

оценочные знания.

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

1 Государственный образовательный стандарт

 

система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности,

- нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определенного уровня.

 

В образовательном стандарте выделяют два компонента

базовый, федеральный (нормативы, обеспечивающие сохранение единство образовательного пространства России),

вариативный (национально-региональный и школьный)

2 Учебный план

 

– нормативный документ, который определяет

- состав учебных предметов,

- порядок (последовательность) их изучения по отдельным годам обучения,

- недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета,

структуру и продолжительность учебного года.

 

Учебная программа

 

– это нормативный документ, очерчивающий круг основных знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по каждому отдельно взятому предмету.

Учебник

 

- учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины...

 

В.В. Давыдов:

— учебно-воспитательный процесс... осуществляется на ос­нове усвоения... содержания системы учебных предметов;

— каждый учебный предмет представляет собой своеобраз­ную проекцию той или иной «высокой» формы общественного сознания (науки, искусства, нравственности, права) в плоскость усвоения;

— стержнем учебного предмета служит его программа, т.е. систематическое и иерархическое описание тех знаний и умений, которые подлежат усвоению;

— программа, фиксирующая содержание учебного предме­та, определяет... методы преподавания, характер дидактических пособий, сроки обучения..., проектирует тот тип мышления, который формируется у школьников при усвоении ими предла­гаемого материала;

содержание учебных предметов необходимо разрабатывать в соответствии с особенностями и структурой учебной деятель­ности

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

 

В настоящее время актуальна модернизация образования на компетентностной основе: в современных условиях качество образования зависит не от объема фактических знаний индивида, а от овладения ими ключевыми компетентностями.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ компетентности:

*Компетентность — умение мобилизовать в нетипичной ситуации полученные знания и опыт; умение, способность человека мобилизовать в реальной ситуации имеющиеся знания и опыт для решения жизненных, профессиональных, учебных проблем.

«Компетентность» - высокий уровень квалификации и профессионализма специалиста, способность применить усвоенное на практике, перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.

В зарубежной литературе компетентность означает «состояние адекватного выполнения задачи», «способность к актуальному выполнению деятельности».

*В современной педагогической литературе используются два близких по смыслу термина:

компетенция

круг полномочий какого-либо органа или должностного лица;

знания, опыт в той или иной области;

внутренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования личности (знания, программы действий, системы ценностей и отношений);

компетентность — обладание компетенцией (в первом значении); обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо; актуальное, деятельностное проявление личностью компетенций.

П.В.Симонов: «Компетентность — это не просто обладание знаниями, но скорее потенциальная возможность решать задачи со знанием дела».

В.В.Сериков: Отличие компетентностной модели образования от знаниевой так же велико, как знакомство с правилами игры в шахматы от самого умения играть».

 

 

Компетентность – это «непринужденность в использовании интеллекта и навыков при выполнении задач, без помех со стороны избыточного чувства неполноценности»

 

Компетентность составляет основу социализации личности.

 

 

Истоки компетентностного подхода (ориентация на освоение обобщенных способов деятельности) — в работах М.Н.Скаткина, И.Я.Лернера, В.В.Краевского, В.В.Давыдова.

Педагогические технологии, ориентированные на компетентность: задачный подход, имитационно-моделирующий, проектный и контекстный способы обучения, интеграция учебной и исследовательской работы.

 

Компетентностный подход к определению содержания образованияоснован на концепции компетенций как основе формирования у обучающихся способностей решать практические задачи.

++++++++++++++++++++++++

Пять главных, ключевых компетентностей, определенные Советом Европы :

 

- политическая и социальная компетентность,

- способность жить в многокультурной обществе,

- коммуникативная культура,

- владение информационными технологиями,

- способность учиться всю жизнь.

++++++++++++++++++++++++

Сущность компетентностного подхода (по определеню ЮНЕСКО) состоит в том, чтобы научить:

- получать знания (учить учиться),

- работать и зарабатывать (учение для труда),

- жить (учение для бытия),

- жить вместе (учение для совместной жизни). Как эти компетентности реализуются в повседневной жизни?

 

++++++++++++++++++++++++++++++++++++

 

Структура ключевых компетентностей в документах по модернизации российского образования представлена в следующих формулировках:

- компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;

- компетентность в сфере гражданско-правовой деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

- компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (вкл. умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности,

- ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, иметь навыки самоорганизации);

- компетентность в бытовой сфере, включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия;

- компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности, включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность.

++++++++++++++++++

 

ВНЕПРЕДМЕТНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

 

Для обсуждения

«...А Вы знаете, где в Москве расположена улица Юшуньская? Вот, я тоже не знаю. И не хочу знать без особой необходимости. Это к вопросу: «Где находятся Ярославль и Хабаровск» во время собеседования при поступлении на факультет журналистики одного из вузов.

Тот парень абсолютно прав - гораздо важнее справочных данных способность к анализу, синтезу, дедукции, индукции, скорость мышления и пр.

 

Еще в советское время был известен "парадокс": Он - отличник и в тоже время очень ограниченный тип.

 

Нет, определенное количество базовых знаний нужно, т.как чтобы что-то искать, надо уметь и знать что искать».

 

 

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Активные методы обучения ориентированы на самостоятельное добывание знаний учащимися, активизацию их познавательной деятельности, развитие мышления, формирование практических умений и навыков.

 

Классификация активных методов обучения (Л.Г.Семушина, Н.Г.Ярошенко).

 

Неимитационные методы:

проблемная лекция,

эвристическая беседа,

учебная дискуссия,

поисковая лабораторная работа,

исследовательский метод,

самостоятельная работа с обучающей программой,

самостоятельная работа с книгой.

 

Имитационные методы:

анализ конкретных производственных ситуаций,

решение ситуационных производственных задач,

упражнения,

выполнение индивидуальных заданий,

разыгрывание ролей (имитация деловой игры),

деловая игра.

 

 

++++++++++++++++++++++++++++++++++++

 

Задания организационно-деятельностного типа.

Составьте план работы.

Напишите рецензию…

 

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

 

Средства обучения - приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства и иные виды материальных объектов, необходимые для организации образовательного процесса и реализации образовательной программы./ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ/

 

Дидактические средстваисточники получения знаний, формирования умений.

В узком смысле — учебные и наглядные пособия, технические средства...

В широком смысле — все, что способствует достижению целей образования (совокупность методов, форм, содержания, а также специальные средства обучения)

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ /А.В.Хуторской/.

 

ПО ОБЩИМ СВОЙСТВАМ.

По составу объектов.

Материальные – помещения, оборудование, инвентарь, приборы, мебель, инструменты.

Идеальные – знаковые модели, образные представления, мысленные эксперименты, гипотезы, идеи, ощущения.

 

По отношению к источникам появления -

искусственные и

естественные.

 

По характеру воздействий

аудиальные (звукозапись),

визуальные (демонстрационные приборы, таблицы),

аудиовизуальные.

 

По носителю информации

бумажные,

магнитооптические (слайды),

электронные.

 

По способу изготовления

промышленные и

автономные (сделанные руками учеников или преподавателей).

 

 

ПО ГРУППАМ.

 

1. Натуральные объекты: образцы и коллекции, технические средства.

2. Изображения и отображения: модели, иллюстрации, фильмы, видеозаписи.

3. Описания предметов и явлений: посредством знаковых систем (слово, символы, знаки) – в виде таблиц, схем, графиков, учебно-методической литературы.

4. Технические средства обучения.

ЕЩЕ ОДНА КЛАССИФИКАЦИЯ

 

Слово.

Живое слово

Аудиозапись

печатное слово

 

Образ

Иллюстрации

Макеты

Видеопродукция

Натуральные объекты

 

Орудия и приспособления

Здания

Мебель

Оборудование

Компьютерная техника

Аудиовидеотехника

Материалы

Инструменты

Лабораторное оборудование

 

ТЕМА 23 ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Форма обучения -

ТЕМА 25 ПОДГОТОВКА К УРОКУ. ПЛАНИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ УРОКА

 

 

Подготовка к уроку, планирование урока

Работа с

*государственным образовательным стандартом,

*(типовым) учебным планом,

*(типовыми) учебными программами,

*учебными пособиями,

*научной и методической литературой,

*учебно-методическим комплектом.

*составление плана

 

План-конспект учебного занятия содержит

- цели, задачи, методы и приемы воспитания ребенка в границах темы занятия;

- учебные цели и задачи, расширяющие тему базовой программы;

- образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала;

- ведущие виды деятельности участников занятия;

- структура занятия и обоснование последовательности его этапов;

- содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия;

- мотивация деятельности детей на каждом этапе занятия;

- формы и способы взаимодействия с детьми, общение;

- диагностика (определение) начального уровня знаний детей, развиваемых в ходе занятия;

- приемы управления вниманием, активизация детей;

- типичные затруднения детей, причины и необходимые действия педагога для их ликвидации;

- образцы корректирующих упражнении;

- приемы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом;

- диагностика результатов занятия, подведение итогов.

ИЛИ, ИНАЧЕ:

В плане-конспекте урока отражаются: -

*дата проведения урока и его номер по тематическому плану;

*название темы урока и класса, в котором он проводится;

*цели и задачи образования, воспитания, развития школьников;

*структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;

*содержание учебного материала;

*методы и приемы работы учителя и учащихся в каждой части урока;

*учебное оборудование, необходимое для проведения урока;

*задание на дом.

 

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

 

(Схема экспертной оценки и анализа результативности занятия)

Общие сведения.

Учитель... Класс (группа)... Количество учащихся в группе... Состав учащихся на момент проведения занятия... Время проведения... Тема занятия... Тип занятия...

Цели занятия: Познавательная... Развивающая... Воспитывающая...

Пункты 2 — 5 целесообразно отразить в таблицах, исходя из уровней: оптимальный, достаточный, критический, недостаточный.

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Важно: Помимо индивидуализации можно говорить также об индивидуальном подходе

принципе педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с учениками по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;

/- ТО ЕСТЬ, РЕЧЬ ИДЕТ ОБ учете индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения /.

 

 

Индивидуальные стили учебной деятельности детей, которые нужно учитывать при подготовке и проведении учебных занятий.

Абстрактный — мыслит на уровне концепций

конкретный - прагматичен

аналитический — разбивает целое на части

синтетический — интегрирует, строит целое из частей

аудиальный — учится посредством восприятия информации на слух

визуальный — учится посредством зрительного восприятия информации

кинестетический — учится на собственном деятельностном опыте

зависимый — неспособный отделить необходимую информацию от «фоновой»

независимый — легко отделяет существенную информацию от второстепенной

импульсивный — учится методом проб и ошибок, отличается быстрой реакцией

механический — склонен использовать при обучении развитую механическую память

устный бинар


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

1.61 с.