Первые цивилизации на Земле. Шумер, Ассирия, Персия, Вавилон — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Первые цивилизации на Земле. Шумер, Ассирия, Персия, Вавилон

2017-09-30 429
Первые цивилизации на Земле. Шумер, Ассирия, Персия, Вавилон 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы

1. Общая характеристика древних цивилизаций.

2. Шумерская цивилизация.

3. Ассирия, Персия и Вавилон как наследники шумерской цивилизации.

Время: 2 часа

 

Методические указания

Подготовка к любому семинару должна начинаться с уяснения темы и вопросов занятия. Вникнув в проблемы, выносимые на рассмотрение семинара, далее следует сориентироваться в учебной и научной литературе по теме, а также повторить лекционный материал. При подготовке к первому вопросу семинара целесообразно изучить следующие аспекты: географическое положение, природные условия и расселение жителей, границы, древних цивилизаций, экономический, социально-политический и духовный строй общества. При ответе использовать знания, полученные на предыдущем занятии.

Изучение учебного материала по второму вопросу семинара целесообразно вести по следующему алгоритму:

· заселение южной Месопотамии. Первые города-государства. Кратковременное выдвижение политических центров. Власть над Шумером г. Уммы;

· хозяйственно-экономическое развитие: широкое использование ирригации и металлургии бронзы, отделение торговли от ремесла. Объединение населения в общины, деление земли между общинами и храмами. Роль храма и храмового хозяйства. Формирование государства. Эволюция армии;

· первые централизованные государства Двуречья. Аккадское царство. Саргон Древний. Захват шумерских городов. Внешние завоевания. Создание централизованного государства. Унификация религиозных культов. Профессионализация армии. Правление преемников Саргона;

· внутренний кризис. Голодные волнения. Строительство стены против кочевников. Заселение страны амореями. Гибель третьей династии Ура.

В содержательном плане третий вопрос семинара отличается своим объёмом. Поэтому рекомендуется после прочтения и уяснения исторических фактов обобщить учебный материал, выявив характерные черты древнейших цивилизаций Ассирии, Персии и Вавилона. Особое внимание обратить на вклад каждой цивилизации в становлении современной человеческой цивилизации.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы характерные черты древнейших цивилизаций? Какие факторы предопределили расцвет данных цивилизаций?

2. Когда появилась Шумерская цивилизация? Что было характерно для Шумер? Какой вклад внесла Шумерская цивилизация в становление человечества?

3. Что общего между цивилизациями Ассирии, Персии и Вавилона? В чем причина их гибели? Какой вклад внесли данные цивилизации в становление восточной цивилизации?

 

Рекомендуемая литература:

1. Малов А.В. Египетская, шумерская, индийская и другие цивилизации древности [Текст]: Материалы для подготовки к семинарам, практическим занятиям и индивидуальным собеседованиям по "Истории мировых цивилизаций" / А. В. Малов, 2011 (Инв. №2521у).

2. Фортунатов В. В. История мировых цивилизаций. – СПб, 2011 (Инв. №1717у, 1804у).

3. Васильев Л. С. История Востока: в 2т. – М.: Высшая школа, 2004.

4. Всемирная история: Учебник для вузов /Под ред. Г. Б. Поляка,

А. Н. Марковой. – Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000.

5. История мировых цивилизаций. Учебник /Под общ. ред.

А. С. Синайского. М., 1998.

6. Мечников Л. Цивилизация и великие исторические реки. - М., 1995.

7. Моисеева Л.А. История цивилизаций: курс лекций. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

 

Тема № 3/2. Самостоятельная работа под руководством преподавателя

Египетская цивилизация

Вопросы

1. Государственная власть в Египте.

2. Инновации в Древнем Египте.

3. Религия и верования египтян.

Время: 2 часа

Методические указания

К началу учебного занятия необходимо получить в библиотеке рекомендованную литературу. В ходе занятия обучаемым предстоит досконально усвоить историю одной из самых развитых цивилизаций – общества древнего Египта. При изучении учебного материала особое внимание следует обратить на государственный строй древнего Египта (структура и характер государственной власти), реализованные в египетском обществе инновационные проекты (материальные и технические), систему религиозных верований египтян.

Для достижения этой цели часть времени в ходе самостоятельной работы будет отведена изучению исторических источников и учебной литературы. Для закрепления материала, в течение 40-45 мин в ходе занятия, спланирован просмотр учебных фильмов, которые должны помочь студентам решить поставленные преподавателем учебные задачи.

· «Древний Египет. Великое открытие» (20 мин)

· «Тайна Египетских пирамид» (20 мин)

При изучении учебного материала и просмотра учебных фильмов особое внимание обратить на характерные черты экономики, социального и политического строя, а также духовные компоненты древнего Египта. В конце занятия составить кроссворд, который должен отразить в себе изученные вопросы.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Когда появилась Египетская цивилизация? Что представлял собой государственный строй Египта? Какой вклад внесла Египетская цивилизация в становление человеческого общества?

2. Какие инновационные проекты были реализованы в Египте? Что они дали египетскому обществу?

3. Чем характеризуется система верований древних египтян? Несут ли современные религии отпечаток древнейших верований человечества, в т.ч. имевших место в древнеегипетском обществе?

 

Рекомендуемая литература:

1. Малов А.В. Египетская, шумерская, индийская и другие цивилизации древности [Текст]: Материалы для подготовки к семинарам, практическим занятиям и индивидуальным собеседованиям по "Истории мировых цивилизаций" / А. В. Малов, 2011 (Инв. №2521у).

2. Фортунатов В. В. История мировых цивилизаций. – СПб, 2011 (Инв. №1717у, 1804у).

3. Васильев Л. С. История Востока: в 2т. – М.: Высшая школа, 2004.

4. Всемирная история: Учебник для вузов /Под ред. Г. Б. Поляка,

5. А. Н. Марковой. – Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000.

6. История мировых цивилизаций. Учебник /Под общ. ред.

А.С. Синайского. М., 1998.

7. Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. - М., 1995.

8. Моисеева Л. А. История цивилизаций: курс лекций. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

 

Тема № 3/3. Индивидуальное собеседование

Египетская цивилизация

Вопросы

1. Государственная власть в Египте.

2. Инновации в Древнем Египте.

3. Религия и верования египтян.

Время: 2 часа

Методические указания

Индивидуальное собеседование проводится с каждым обучаемым отдельно, либо в составе небольших групп, по перечню выносимых на занятие проблем. Основными задачами данного вида занятия являются:

· всесторонняя оценка преподавателем знаний студентов по пройденному материалу;

· изучение преподавателем навыков и умений самостоятельной работы обучаемых с источниками и исторической литературой;

· оказание индивидуальной, учебно-методической помощи учащимся.

Готовиться к индивидуальному собеседованию необходимо исключительно по обозначенным в плане вопросам и только после их тщательного уяснения. Следует иметь в виду ограниченность времени собеседования, поэтому в процессе подготовки к занятию желательно заблаговременно продумать, а лучше — составить в конспекте краткий ответ или тезисы ответа по каждой проблеме. При подготовке использовать материал лекций, учебную и научную литературу, обратив особое внимание на вопросы индивидуального собеседования, которые глубоко не рассматривались ни в ходе лекционных, ни во время групповых занятий. В целом, собеседование будет акцентировано на изучение следующих аспектов теоретического материала:

1. Государственный строй Древнего Египта: характер, структура, особенности.

2. Египетская цивилизация в период Древнего и Среднего царств.

3. Материально-технические новшества в Древнем Египте.

4. Сельское хозяйство египтян: традиции и новации.

5.Религия и верования древних египтян.

6.Исторические личности Древнего Египта и их вклад в становление египетской цивилизации:

- Рамзес II.

- Клеопатра.

В процессе занятия каждый студент обязан провести ретроспективное моделирование угроз, чрезвычайных ситуаций в древнеегипетском обществе. При моделировании ситуации избегать фантазий, надуманных предположений, опираясь исключительно на знания по теме.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что представлял собой государственный строй Египта?

2. Что было характерно для развития Египта в период Древнего и Среднего царств?

3. Какие инновационные проекты были реализованы в Египте? Что они дали египетскому обществу?

4. Какие современные гипотезы о происхождение египетских пирамид вам известны? Какие аргументы используют авторы для доказательства своих гипотез?

5. Чем характеризуется система верований древних египтян? В чем их сущность?

6. Какие чрезвычайные ситуации могли угрожать египетскому обществу?

7. Какой вклад внесла Египетская цивилизация в становление человеческого общества?

 

 

Рекомендуемая литература:

1. Малов А.В. Египетская, шумерская, индийская и другие цивилизации древности [Текст]: Материалы для подготовки к семинарам, практическим занятиям и индивидуальным собеседованиям по "Истории мировых цивилизаций" / А. В. Малов, 2011 (Инв. №2521у).

2. Фортунатов В. В. История мировых цивилизаций. – СПб, 2011 (Инв. №1717у, 1804у).

3. Васильев Л. С. История Востока: в 2 т. – М.: Высшая школа, 2004.

4. Всемирная история: Учебник для вузов /Под ред. Г. Б. Поляка,

А. Н. Марковой. – Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000.

5. История мировых цивилизаций. Учебник /Под общ. ред.

А. С. Синайского. М., 1998.

6. Мечников Л. Цивилизация и великие исторические реки. - М., 1995.

7. Моисеева Л. А. История цивилизаций: курс лекций. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

 

 

Тема № 4/2. Самостоятельная работа под руководством преподавателя

Индийская цивилизация

Вопросы

1. Истоки и основные этапы складывания индийской цивилизации.

2. Культура, наука и искусство древней Индии.

3. Религии древней Индии.

Время: 2 часа

Методические указания

К началу учебного занятия необходимо получить в библиотеке рекомендованную литературу. В ходе занятия обучаемым предстоит изучить генезис древнеиндийской цивилизации. Особое внимание следует уделить духовным аспектам функционирования древнеиндийского общества, в т.ч. культуре и религии индийцев. На основе анализа сущностных черт индийской цивилизаций обучаемые должны будут в конце занятия представить в письменном виде историческое эссе объёмом не менее 20 строк на следующие темы (на выбор одна тема):

а) «Современные научные гипотезы об истоках происхождения древнеиндийской цивилизации»

б) «Основные этапы развития древнеиндийской цивилизации»

в) «Культура древней Индии: новое об известном»

г) «Наука в древнеиндийском обществе»

д) «Искусство в древней Индии: способ самовыражения или философия познания?»

е) «Вклад индийской цивилизации в становление человеческого общества»

ж) «Современная Индия: традиции и новации»

з) «Религия древних индийцев: система и постулаты»

и) «Влияние индийской культуры на становление славянской цивилизации»

В процессе подготовки к данному виду занятия целесообразно заблаговременно выбрать соответствую тему, подобрать к ней дополнительную литературу и наметить план исторического эссе. В ходе занятия возможно заслушивание работ студентов и их публичное обсуждение.

Вопросы для самоконтроля:

1. Когда появилась древнеиндийская цивилизация, и какие этапы она прошла?

2. Что было характерно для развития древнеиндийского общества?

3. Какие достижения в области культуры и науки древней Индии вам известны? Какой вклад внесла индийская цивилизация в становление человеческого общества?

4. Что представляли собой древнеиндийские религиозные верования? Сохранились ли они сегодня?

5. Чем и как можно охарактеризовать искусство древней Индии? Какие архитектурные сооружения того времени вам известны?

Рекомендуемая литература:

1. Малов А.В. Египетская, шумерская, индийская и другие цивилизации древности [Текст]: Материалы для подготовки к семинарам, практическим занятиям и индивидуальным собеседованиям по "Истории мировых цивилизаций" / А. В. Малов, 2011 (Инв. №2521у).

2. Фортунатов В. В. История мировых цивилизаций. – СПб, 2011 (Инв. №1717у, 1804у).

3. Васильев Л. С. История Востока: в 2 т. – М.: Высшая школа, 2004.

4. Всемирная история: Учебник для вузов /Под ред. Г. Б. Поляка,

А. Н. Марковой. – Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000.

5. История мировых цивилизаций. Учебник /Под общ. ред.

А. С. Синайского. М., 1998.

6. Мечников Л. Цивилизация и великие исторические реки. - М., 1995.

7. Моисеева Л. А. История цивилизаций: курс лекций. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Тема № 4/3. Индивидуальное собеседование

Индийская цивилизация

Вопросы

1. Истоки и основные этапы складывания индийской цивилизации.

2. Культура, наука и искусство древней Индии.

3. Религии древней Индии.

Время: 2 часа

 

Методические указания

Индивидуальное собеседование проводится с каждым обучаемым отдельно, либо в составе небольших групп, по перечню выносимых на занятие проблем. Основными задачами данного вида занятия являются:

· всесторонняя оценка преподавателем знаний студентов по пройденному материалу;

· изучение преподавателем навыков и умений самостоятельной работы обучаемых с источниками и исторической литературой;

· оказание индивидуальной, учебно-методической помощи учащимся.

Готовиться к индивидуальному собеседованию необходимо исключительно по обозначенным в плане вопросам и только после их тщательного уяснения. Следует иметь ввиду ограниченность времени собеседования, поэтому в процессе подготовки к занятию желательно заблаговременно продумать, а лучше — составить в конспекте краткий ответ или тезисы ответа по каждой проблеме. При подготовке использовать материал лекций, учебную и научную литературу, обратив особое внимание на вопросы индивидуального собеседования, которые глубоко не рассматривались ни в ходе лекционных, ни во время групповых занятий. В целом, собеседование будет акцентировано на изучение следующих аспектов теоретического материала:

1. Происхождение древнеиндийской цивилизации.

2. Основные этапы развития древнеиндийской цивилизации.

3. Культура древней Индии.

4. Наука в древнеиндийском обществе.

5. Искусство в древней Индии.

6. Вклад индийской цивилизации в становление человеческого общества.

7. Религия древних индийцев: система и постулаты.

8. Влияние индийской культуры на становление славянской цивилизации.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Когда появилась древнеиндийская цивилизация, и какие этапы она прошла?

2. Что было характерно для развития древнеиндийского общества?

3. Какие достижения в области культуры и науки древней Индии вам известны? Какой вклад внесла индийская цивилизация в становление человеческого общества?

4. Что представляли собой древнеиндийские религиозные верования?

5. Чем и как можно охарактеризовать искусство древней Индии? Какие архитектурные сооружения того времени вам известны?

 

Рекомендуемая литература:

1. Малов А.В. Египетская, шумерская, индийская и другие цивилизации древности [Текст]: Материалы для подготовки к семинарам, практическим занятиям и индивидуальным собеседованиям по "Истории мировых цивилизаций" / А. В. Малов, 2011 (Инв. №2521у).

2. Фортунатов В. В. История мировых цивилизаций. – СПб, 2011 (Инв. №1717у, 1804у).

3. Васильев Л. С. История Востока: в 2 т. – М.: Высшая школа, 2004.

4. Всемирная история: Учебник для вузов /Под ред. Г. Б. Поляка,

А. Н. Марковой. – Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000.

5. История мировых цивилизаций. Учебник /Под общ. ред.

А. С. Синайского. М., 1998.

6. Мечников Л. Цивилизация и великие исторические реки. - М., 1995.

7. Моисеева Л. А. История цивилизаций: курс лекций. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

8. История России с древнейших времен до наших дней: в 2-х т. / Под ред. А. Н. Сахарова. Т. 1. – М., 2010 (Инв. № 2082у).

 

 

Тема № 5/2. Самостоятельная работа под руководством преподавателя

Китайская цивилизация

Вопросы

1. Основные этапы становления и развития китайской цивилизации.

2. Государственное устройство, культура и быт древнего Китая.

3. Религиозно-философские системы Китая.

4. Наука и искусство древнего Китая.

Время: 2 часа

Методические указания

В ходе занятия обучаемым предстоит изучить генезис древнекитайской цивилизации, государственное устройство, культуру и быт Древнего Китая. Особое внимание следует уделить духовным аспектам функционирования древнекитайского общества, в т.ч. науке и искусству. Для закрепления материала, в течение 40-45 мин в ходе занятия, спланирован просмотр учебных фильмов, которые должны помочь студентам решить поставленные преподавателем учебные задачи.

¾ «Из коллекции Музея Императорского Дворца».(20 мин.)

¾ «Великая китайская стена».(40 мин.)

В заключительной части работы следует для самоконтроля ответить на проверочные вопросы.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Когда появилась древнекитайская цивилизация, и какие этапы она прошла?

2. Что было характерно для развития Древнего Китая?

3. Какие достижения в области культуры и науки древнего Китая вам известны? Какой вклад внесла китайская цивилизация в становление человеческого общества?

4. Что представляла собой религиозно-философская система Древнего Китая?

5. Чем и как можно охарактеризовать искусство древнего Китая? Какие архитектурные сооружения Китая того времени сохранились до настоящего времени?

Рекомендуемая литература:

1. Малов А.В. Египетская, шумерская, индийская и другие

цивилизации древности [Текст]: Материалы для подготовки к семинарам,

практическим занятиям и индивидуальным собеседованиям по "Истории

мировых цивилизаций" / А. В. Малов, 2011 (Инв. №2521у).

2. Фортунатов В. В. История мировых цивилизаций. – СПб, 2011

(Инв. №1717у, 1804у).

3. Васильев Л. С. История Востока: в 2 т. – М.: Высшая школа, 2004.

4. Всемирная история: Учебник для вузов /Под ред. Г. Б. Поляка,

А. Н. Марковой. – Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000.

5. История мировых цивилизаций. Учебник /Под общ. ред.

А. С. Синайского. М., 1998.

6. Мечников Л. Цивилизация и великие исторические реки. - М., 1995.

7. Моисеева Л. А. История цивилизаций: курс лекций. - Ростов н/Д: Феникс 2006.

 

Тема № 5/3. Индивидуальное собеседование

Китайская цивилизация

Вопросы

1. Основные этапы становления и развития китайской цивилизации.

2. Государственное устройство, культура и быт древнего Китая.

3. Религиозно-философские системы Китая.

4. Наука и искусство древнего Китая

Время: 2 часа

Методические указания

Индивидуальное собеседование проводится с каждым обучаемым отдельно, либо в составе небольших групп, по перечню выносимых на занятие проблем. Основными задачами данного вида занятия являются:

¾ всесторонняя оценка преподавателем знаний студентов по пройденному материалу;

¾ изучение преподавателем навыков и умений самостоятельной работы обучаемых с источниками и исторической литературой;

¾ оказание индивидуальной, учебно-методической помощи учащимся.

Готовиться к индивидуальному собеседованию необходимо исключительно по обозначенным в плане вопросам и только после их тщательного уяснения. Следует иметь в виду ограниченность времени собеседования, поэтому в процессе подготовки к занятию желательно заблаговременно продумать, а лучше — составить в конспекте краткий ответ или тезисы ответа по каждой проблеме. При подготовке использовать материал лекций, учебную и научную литературу, обратив особое внимание на вопросы индивидуального собеседования, которые глубоко не рассматривались ни в ходе лекционных, ни во время групповых занятий. В целом, собеседование будет акцентировано на изучение следующих аспектов теоретического материала:

1. Основные этапы становления и развития китайской цивилизации.

2. Государственное устройство Древнего Китая.

3. Материальная культура древнекитайского общества.

4. Наука в Древнем Китае.

5. Развитие искусства в Древнем Китае.

6. Вклад китайской цивилизации в становление человеческого общества.

7. Религиозно-философские системы Китая.

8. Конфуцианство в общественно-политической и повседневной жизни китайской цивилизации.

9. Научные достижения древнего Китая и их влияние на европейскую цивилизацию.

Вопросы для самоконтроля:

1. Когда появилась древнекитайская цивилизация, и какие этапы она прошла?

2. Что было характерно для развития Древнего Китая?

3. Какие достижения в области культуры и науки древнего Китая вам известны? Какой вклад внесла китайская цивилизация в становление человеческого общества?

4. Что представляла собой религиозно-философская система Древнего Китая?

5. Чем и как можно охарактеризовать искусство древнего Китая? Какие архитектурные сооружения Китая того времени сохранились до настоящего времени?

 

Рекомендуемая литература:

1. Малов А.В. Египетская, шумерская, индийская и другие цивилизации древности [Текст]: Материалы для подготовки к семинарам, практическим занятиям и индивидуальным собеседованиям по "Истории мировых цивилизаций" / А. В. Малов, 2011 (Инв. №2521у).

2. Фортунатов В. В. История мировых цивилизаций. – СПб, 2011 (Инв. №1717у, 1804у).

3. Васильев Л. С. История Востока: в 2 т. – М.: Высшая школа, 2004.

4. Всемирная история: Учебник для вузов /Под ред. Г. Б. Поляка,

5. А. Н. Марковой. – Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000.

6. История мировых цивилизаций. Учебник /Под общ. ред.

А. С. Синайского. М., 1998.

7. Мечников Л. Цивилизация и великие исторические реки. - М., 1995.

8. Моисеева Л. А. История цивилизаций: курс лекций. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

 

 

Тема № 6/2. Самостоятельная работа под руководством преподавателя


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.249 с.