Теоретико-методологические основы истории мировых цивилизаций — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Теоретико-методологические основы истории мировых цивилизаций

2017-09-30 186
Теоретико-методологические основы истории мировых цивилизаций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы

1. Понятие, общие признаки, структура и содержание цивилизаций.

2. Динамика цивилизационного развития.

3. Основные цивилизационные концепции исторического развития народов.

Время: 2 часа

Методические указания

В процессе рассмотрения первого вопроса необходимо обсудить сущность, общие признаки, структуру и содержание понятия «цивилизация». Используя знания полученные в ходе самостоятельной работы, следует выделить характерные признаки данного термина. Представить структуру цивилизации в виде схемы. Быть готовым к публичной защите своего проекта (модели) перед всей аудиторией.

При подготовке ко второму вопросу необходимо повторить материал лекций, проанализировать данные в таблице «Цивилизационная динамика исторического развития», а также проштудировать соответствующий раздел учебной литературы. В ходе семинарского занятия на базе имеющихся знаний студентам предстоит выявить цивилизационную динамику российского общества. При рассмотрении данного вопроса использовать знания, полученные в ходе изучения дисциплины «История».

Третий вопрос семинара предполагает осмысление основных положений и проведение сравнительного анализа цивилизационных концепций А.Тойнби, Г.Бокля, Н.Я. Данилевского. Быть готовым к проведению письменной работы по данному вопросу.

Темы докладов (сообщений):

1.Проблемы периодизации истории Древнего Мира.

2.Теория осевого времени К. Ясперса.

Требования по подготовке рефератов:

а) раскрыть содержание вопроса

б) владеть терминологией и литературой по теме

в) связать материал с задачами решаемыми МЧС России

При докладе использовать мультимедийную систему и имеющиеся на кафедре методические материалы.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем сущность цивилизации? Какое содержание вкладывается в данное понятие?

2. Чем характеризуется динамика цивилизационного развития?

3. Каковы основные этапы и особенности российской цивилизации?

4. Что представляют собой основные цивилизационные концепции А.Тойнби, Г.Бокля, Н.Я.Данилевского?

5. Каким образом авторы данных концепций применяют теоретический материал к изучению истории человечества?

 

Рекомендуемая литература:

1. Фортунатов В. В. История мировых цивилизаций. – СПб, 2011 (Инв. №1717у, 1804у).

2. История России: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008 (Инв. № 1408у, 578у).

3. Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка, А.Н. Марковой. – Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000.

4. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. - М., 2003.

5. Дайниченко П.Г. Полный энциклопедический справочник. История России в картах, схемах, таблицах, М., 2003.

6. История мировых цивилизаций. Учебник /Под общ.ред. А.С. Синайского. М., 1998.

7. Мечников Л. Цивилизация и великие исторические реки. - М., 1995.

8. Моисеева Л. А. История цивилизаций: курс лекций. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

9. Семенникова Л.И Отечественная история: учебник для вузов-9-е изд., М., 2008 (Инв. №1777у).

 

Тема № 2/2. Самостоятельная работа под руководством преподавателя

Первые цивилизации на Земле. Шумер, Ассирия, Персия, Вавилон

Вопросы

1. Общая характеристика древних цивилизаций.

2.Шумерская цивилизация.

3.Ассирия, Персия и Вавилон как наследники шумерской цивилизации.

Время: 2 часа

Методические указания

К началу учебного занятия необходимо получить в библиотеке рекомендованную литературу. В ходе занятия обучаемым предстоит выявить сущностные черты древних цивилизаций на основе сравнительного анализа Шумер, Ассирии, Персии и Вавилона. На основе анализа сущностных черт древних цивилизаций обучаемые должны будут составить таблицу «Основные черты древнейших цивилизаций Среднего Востока» по форме, установленной преподавателем.

Для достижения этой цели часть времени в ходе самостоятельной работы будет отведена изучению исторических источников и учебной литературы. Для закрепления материала, в течение 35-40 мин в ходе занятия, спланирован просмотр учебных фильмов, которые должны помочь студентам решить поставленные преподавателем учебные задачи.

¾ «Загадки древности» (15 мин)

¾ «Персия» (20 мин)

При изучении учебного материала и просмотра учебных фильмов особое внимание обратить на характерные черты экономики, социального и политического строя, а также духовные компоненты древнейших цивилизаций Востока. После осмысления учебного материала оформить таблицу на отдельном листке бумаги и сдать свою работу преподавателю на проверку.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Когда появилась Шумерская цивилизация? Что было характерно для Шумер? Какой вклад внесла Шумерская цивилизация в становление человечества?

2. Что общего между цивилизациями Ассирии, Персии и Вавилона? В чем причина их гибели? Какой вклад внесли данные цивилизации в становление восточной цивилизации?

3. Каковы характерные черты древнейших цивилизаций? Какие факторы предопределили расцвет данных цивилизаций?

 

Рекомендуемая литература:

1. Малов А.В. Египетская, шумерская, индийская и другие цивилизации древности [Текст]: Материалы для подготовки к семинарам, практическим занятиям и индивидуальным собеседованиям по "Истории мировых цивилизаций" / А. В. Малов, 2011 (Инв. №2521у).

2. Фортунатов В. В. История мировых цивилизаций. – СПб, 2011 (Инв. №1717у, 1804у).

3. Васильев Л. С. История Востока: в 2т. – М.: Высшая школа, 2004.

4. Всемирная история: Учебник для вузов /Под ред. Г. Б. Поляка,

А. Н. Марковой. – Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000.

5. История мировых цивилизаций. Учебник /Под общ. ред.

А. С. Синайского. М., 1998.

6. Мечников Л. Цивилизация и великие исторические реки. - М., 1995.

7. Моисеева Л. А. История цивилизаций: курс лекций. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

 

 

Тема № 2/3. Семинар


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.