Недостаток произношения мягких согласных — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Недостаток произношения мягких согласных

2017-09-30 206
Недостаток произношения мягких согласных 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Специфический дефект произношения мягких соглас­ных заключается в замене их парными твердыми («да-да», «тота», «утук», «фонар» вместо дядя, тетя, утюг, фо­нарь и т. п.). Артикуляция соответственных звуков ли­шена подъема средней части спинки языка к твердому небу, необходимого для сообщения.им мягкости.

Так же как и замена звонких согласных глухими, дан­ный недостаток носит фонологический характер и обыч­но затрудняет овладение письмом. Он часто является спутником тугоухости. Попытка исправить дефект на основе подражания предполагает слуховое восприятие звучания и зрительное восприятие артикуляции мягких фонем при их сопоставлении с соответственными твер­дыми {па—пя, ма—мя, фа—фя, апа—апя, ама—амя, афа—афя и т. п.). Следует пояснить ребенку, что при произнесении твердых губных язык имеет плоскую фор­му, при мягких же его кончик упирается в нижние рез­цы, а спинка выгибается к твердому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать перед зеркалом различие в положе­нии языка и побудить ребенка воспроизвести увиденное. Можно воспользоваться и схематическим изображением профиля артикуляции твердых и мягких фонем, напри­мер га и га' (рис. 33).

Далее следует пробное повторение за логопедом сло­гов с губными и язычно-зубными парными мягкими сог­ласными: па—пя, апа—апя, ап—апь, та—тя, ата—атя, ат — ать, ма — мя, ама — амя,. фа—фя. афа—афя, аф—афь / и т. п. В случае успешного воспроизведения мягких полезно сразу же использовать примерные слова с мягкими согласными (пять, Катя, мяч и т. п.).

Если прямое подражание окажется неэффективным, можно попробовать обходной путь. Ребенку предлагается произнести гласный и, а затем слог пи. При наличии смягчения фонемы п в позиции перед данным гласным надо предложить несколько раз повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая и, в результате чего может получиться отчетливое п (мяг) с некоторым придыханием. Тогда следует перейти к сочетанию апи, которое должно произноситься сначала громко, затем шепотом и наконец так, чтобы первый гласный звучал громко, а второй шепотом и кратко. Так можно получить сочетание апь. Закрепив полученное таким образом мягкое п', можно перейти к открытому слогу пя, сначала отделяя согласную фонему от гласной (п'— а), а затем сливая их. Далее можно пе­рейти к слогам с другими глас­ными, к словам и к работе над другими губными мягки­ми согласными (м', ф (мяг), в'), следуя тому же пути.

В более трудных случаях, когда попытки вызвать мягкие согласные по подражанию оказываются безу­спешными или малоэффективными, рекомендуется применение механического способа, который состоит в сле­дующем. В качестве исходной используется фонема т, от которой с помощью механического воздействия на язык ставится фонема т'. Выбор данной пары согласных опре­деляется тем, что фонема т' может отличаться от фоне­мы г (так же, впрочем, как д' от д, к' от н и л' от л) не только подъемом спинки языка (верхний вариант арти­куляции), но и опущенным к нижним резцам кончиком языка (нижний вариант артикуляции), что показано на рис. 34. Благодаря этому, предложив ребенку произнести несколько раз фонему г или слог та и удерживая при этом кончик языка шпателем за нижними резцами (при­жимая передний край языка), можно автоматически по­лучить фонему г' в изолированном виде (т'т'т') или в от­крытом слоге (тя, тя, тя). Такой эффект достигается тем, что механическое удерживание языка внизу вынуждает образование смычки с помощью его спинки, что неизбеж­но вызывает ее подъем к нёбу.

Аналогичным путем из слога ат получается ат'. Такой способ постановки г' представляет собой не что иное, как выполнение первого этапа механической постановки к от т (см. выше). После того как и результате упражнений с помощью шпателя, а затем и собственного пальца ре­бенка артикуляция будет закреплена, следует отказаться от механических средств и проделывать дальнейшие упражнения на основе самостоятельного воспроизведе­ния фонемы т' в разных слогах и словах.


Тот же механический способ применяется при поста­новке д' от д и н' от я.

Усвоив на примере язычно-зубных смычных принцип образования мягких согласных от парных твердых пу­тем подъема спинки языка к нёбу, ребенок легче овладевает последующими мягкими, которые целесообразно ставить в следующем порядке: ф', в', п\ б',м', с', з', р', л'.

Что касается фонем к', г' и х', то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило, встречаются лишь перед гласными и, э (кирпич, гиря, хитрый, на руке, на ноге, о петухе и т. п.) и усваиваются в этой позиции (особенно перед фонемой и) без труда.

Закрепляя мягкие согласные на материале слогов, слов и фраз, необходимо уделить специальное внимание упраж­нениям, направленным на их дифференцирование (не только в произношении, но и на слух) с твердыми, а так­же соответственным упражнениям в чтении и письме.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.