ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ



ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.Ю. Кузина

Тольяттинский государственный университет, г.о. Тольятти

Д.Н. Бухарева, Э.В. Макарова

МДОУ ЦРР детский сад №81 «Медвежонок», г.о. Тольятти

 

Анализ содержания понятия «основы безопасной жизнедеятельности» (ОБЖ) позволяет говорить о его потенциальных возможностях в формировании ключевых компетентностей дошкольников.

ОБЖ рассматривается как область научных знаний, системно изучающая факторы перманентных опасностей, угрожающих жизни и здоровью граждан во всем многообразии форм их жизнедеятельности, закономерности проявления, способы, средства их предвидения и предупреждения, защиты жизни и здоровья в условиях созданных этими опасностями экстремальных и чрезвычайных ситуаций.

Содержание ОБЖ направлено на воспитание и формирование человека, не являющегося носителем или источником возникновения экстремальных и чрезвычайных ситуаций.

В МДОУ ЦРР детский сад №81 «Медвежонок» обобщен опыт работы по формированию у дошкольников ключевых компетентностей в процессе реализации технологии формирования основ безопасной жизнедеятельности. Классификационные параметры данной технологии в соответствии с принятой систематизацией, предложенной Г.К. Селевко, представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Классификационные параметры педагогической технологии формирования основ безопасной жизнедеятельности

Название технологии Педагогическая технология формирования основ безопасной жизнедеятельности. Авторский коллектив МДОУ ЦРР №81 «Медвежонок».
Уровень и характер применения Макротехнология.
Философская основа Гуманистическая, природосообразная.
Методологический подход Валеологический, деятельностный, природосообразный, компетентностный.
Ведущие факторы развития Психогенные.
Научная концепция освоения опыта Деятельностная.
Ориентация на личностные сферы и структуры индивида ЗУН (информационная), СУД (операционная), СУМ (саморазвития), СДП (действенно-практическая).
Характер содержания Проникающая, валеологическая.
Вид социально-педагогической деятельности Обучающая, воспитательная, развивающая; направленная на создание условий эффективной социализации.
Тип управления педагогическим процессом Система «малых групп», программированное.
Преобладающие методы Развивающие, игровые, проблемно-поисковые.
Организационные формы педагогического процесса Групповая, индивидуальная.
Преобладающие средства педагогического процесса Практические + наглядные + вербальные. Программированные.
Подход к ребенку и характер воспитательных воздействий Личностно-ориентированная.
Направление модернизации существующей традиционной системы На основе активизации и интенсификации деятельности детей.  
Категория обучающихся Массовая, все категории

 



Целевыми ориентациями технологии являются:

Направление: стимулирование развития у детей дошкольного возраста самостоятельности и ответственности за свое поведение.

Цель: создание условий для формирования безопасного поведения детей 3-7 лет.

Задачи:

1. Формировать представления об основах безопасности жизнедеятельности у дошкольников.

2. Способствовать формированию умение вести себя соответствующим образом в различных ситуациях.

3. Создавать условия для накопления познавательного опыта, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей.

4. Обеспечивать формирование ключевых компетентностей дошкольников.

Концептуальной основой педагогической технологии формирования ОБЖ являются следующие руководящие идеи:

· Содержание ОБЖ базируется на «триаде» системы безопасности «Природа – Человек – Общество» (рис.1), где в формулу «Общество» введено не только понятие «Социума», но и результаты деятельности человека, т.е. техногенные аспекты и их воздействие на самого человека, и окружающую среду. При раскрытии содержания ОБЖ выявляются причины, порождающие нарушение гармонии взаимодействия составляющих системы «Природа – Человек – Общество», и определяются способы и направления противодействия этому процессу. Особое внимание уделяется формированию основ здорового образа жизни.

Рис.1 «Триада» системы безопасности

· Содержание ОБЖ предусматривает формирование гуманистических основ знаний и умений по сохранению здоровья и защите жизни в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, по оказанию само- и взаимопомощи в случае появления опасности. Оно предназначено для привития детям сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, умений распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека и определять способы защиты от них.



· Основы безопасной жизнедеятельности – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных, в том числе неожиданных ситуациях.

· Известно, что любая общепринятая норма становится действенным регулятором поведения человека только тогда, когда она осознанна и принята им. Поэтому наряду с традиционными формами обучения, особое внимание следует направлять на организацию таких видов деятельности, в которых дети, приобретая опыт жизненно необходимых норм поведения, могли бы применять их в реальной жизни, что и является компетентностью.

Раскрывая методические особенности (процессуальная характеристика) технологии, следует отметить, что ведущая роль в организации работы по формированию у дошкольников основ безопасной жизнедеятельности принадлежит воспитателю, а в группах для детей с общим недоразвитием речи – учителю-логопеду. Однако технологию реализуют и другие участники воспитательно-образовательного процесса – педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по ЛФК, воспитатель по изобразительной деятельности, воспитатель по компьютерному обучению, а также родители, другие близкие ребенку люди, и, наконец, сам ребенок. Взрослые стимулируют познавательную активность детей, поддерживают интерес к темам, раскрытым на занятиях, актуализируют полученный опыт.

На занятиях по компьютерной грамотности, используя развивающие компьютерные игры, педагог формирует технологическую компетентность (умение понимать и выполнять алгоритм действий, устанавливать причинно-следственные связи с помощью схем и рисунков), информационную компетентность, дети учатся ориентироваться в источниках информации, задавать вопросы на интересующую тему, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.

Основной целью занятий с педагогом-психологом («Я и общество») является научить детей решать конфликтные ситуации, осознанно воспринимать свои эмоции, чувства, переживания, а так же понимать эмоциональное состояние другого человека. Для ее реализации используются игры и упражнения, где дети моделируют ссору или спор, возникающие в процессе взаимодействия друг с другом. Подобные игры позволяют дошкольникам преодолевать негативные состояния, учиться устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации, анализировать конфликтную ситуацию и устранять ее через игру и позитивное поведение, что способствует формированию социально-коммуникативной компетентности.

На музыкальных занятиях при постановке музыкальных развлечений («Страна Светофория», «Старые сказки на новый лад»: «Три поросенка», «Семеро козлят») дети, перевоплощаясь в образы героев, моделируют действия в опасных и экстремальных ситуациях.

На занятиях по изобразительной деятельности, создавая сюжетные картины на тему: «Я дружу с любой погодой», коллажи «Растение и животные: наши друзья и наши враги» или занимаясь народно-прикладным творчеством, у детей формируются умения технологической и информационной компетентностей (организовать рабочее место, довести начатое дело до конца, использовать способы преобразования, планировать последовательность процесса).

На занятиях под руководством инструктора по физической культуре, на занятиях лечебной физкультурой и плаванием дети на практике осваивают роль физической культуры в жизни человека; осознают значимость хороших физических качеств в безопасной жизнедеятельности; учатся выбирать способы действий из усвоенных ранее (технологическая компетентность), понимают необходимость той или иной информации для своей деятельности (например, при организации новой подвижной игры), соотносят свои желания, стремления с интересами других людей (социально-коммуникативная компетентность).

Основные этапы реализации технологии представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Основные этапы технологии






Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.006 с.