Программно-методическое обеспечение — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Программно-методическое обеспечение



Содержание технологии отражено в авторской программе «Арлекино» МДОУ ЦРР №50 «Синяя птица» (Авторский коллектив МДОУ №50. Программа «Арлекино» – развитие театрального творчества посредством театрализованной деятельности. – Тольятти, 1997).

IV. СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Важно не то, что активно производит субъект,

а чем наполнена его активность.

Н.Е. Щуркова

Социально-воспитательные технологии – это группа социальных технологий, ориентированных на осуществление важнейшей функции общества – подготовку подрастающего поколения к включению в общественную жизнь, к нормальному функционированию в обществе.

Педагогическая технология развития

самостоятельности детей дошкольного возраста

И.В. Груздова

(Тольяттинский государственный университет, г.о. Тольятти)

В.И.Корнилова, И.М. Сухомазова

(МДОУ детский сад №69 «Веточка», г. о. Тольятти)

Среди актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста немаловажное место занимает задача формирования самостоятельности ребенка, способности произвольно направлять активность и продумывать способы действий. Известно, что основы самостоятельности (как произвольность поведения) ребёнок приобретает в детстве. Современные подходы к дошкольному воспитанию ориентируют практиков на необходимость предоставления достаточно большого количества времени для реализации потребностей детей, их самовыражения в разных видах деятельности. Современная стратегия образования ставит во главу угла необходимость формировать у ребенка такие качества, которые бы позволили ему быть компетентным в разнообразных видах деятельности, в том числе и художественной.

В списке компетенций, принятых в 1996 г. Советом Европы, названы 5 ключевых, которыми должно овладеть подрастающее поколение. Среди обозначенных компетенций выделяется ряд личностных качеств, связанных с умением самостоятельно осуществлять практическое дело, в частности – уметь организовывать, планировать свою деятельность, распределять свое время, уметь организовывать свое рабочее место, добиваться результата (С.Е. Шишов).

Технология развития самостоятельности детей дошкольного возраста, авторами которой являются Л.В. Куцакова, В.В. Гербова, С.Л. Новоселова, нацелена на формирование у детей навыков организации собственной деятельности (трудовой, игровой и пр.).

Таблица 1 - идентификация технологии развития

самостоятельности детей дошкольного возраста



ПРИЗНАКИ ТЕХНОЛОГИИ Идентификационные характеристики технологии
Название технологии Технология развития самостоятельности детей дошкольного возраста. Авторы: Л.В. Куцакова, В.В. Гербова, С.Л. Новоселова.
Уровень применения Политехнология (интегративная, проникающая).
Философская основа Диалектическая, прагматическая.
Ведущий фактор развития личности Социогенная.
Научная концепция освоения опыта Развивающего обучения и воспитания, деятельностная.
Ориентация на сферы и ключевые компетентности индивида ЗУН (информационная - сфера знаний), действенно-практическая, ключевых компетентностей.
Характер содержания Общеобразовательная, воспитательная, общекультурная.
Вид педагогической деятельности Обучающая (дидактическая), воспитательная, развивающая.
Тип управления учебно-воспитательным процессом Классическое, традиционное обучение, система малых групп.
Методы и способы воспитания и обучения Активные, объяснительно-иллюстративные, проблемные, убеждения, наглядные, практические, развивающие и саморазвития.
Организационные формы Коллективные, групповые, индивидуальные.
Подход к ребенку Деятельностно-ориентированная, средо-ориентированная, интерактивная.
Направление модернизации На основе активизации и интенсификации деятельности детей, усиления социально-воспитательных функций.
Категория обучающихся и воспитывающихся Массовая.

 

Целевые ориентации технологии распространяются на сферу развития самостоятельности детей дошкольного возраста путем формирования положительного отношения к труду, обогащения представлений об окружающей действительности и умения использовать их в игре.

Задачи, которые решает данная технология:

1. Формирование навыков организации и самоорганизации в деятельности (игровой, трудовой).



2. Развитие способности к творчеству в игре, произвольности поведения в игровой и трудовой деятельности.

3. Активизация инициативы детей при создании и реализации замыслов (целей деятельности).

Концептуальные основы технологии формирования самостоятельности разработаны отечественным психологом А.Н. Леонтьевым и конкретизируются в следующих положениях:

- деятельность – основа, средство, решающее условие развития личности;

- деятельностный подход требует перевода ребёнка в позицию субъекта, важным при этом является тот факт, что активность человека, личности, её потребность в самосовершенствовании рассматриваются не изолированно;

- развиваясь в условиях взаимоотношения с другими людьми, личность вступает в диалог;

- диалогический подход, в единстве с личностным и деятельностным, составляет сущность развивающего обучения и воспитания;

- для овладения достижениями человеческой культуры личности необходимо осуществить деятельность, аналогичную той, которая стоит за этими достижениями;

- культура при этом понимается как специфический способ человеческой деятельности;

- направленность обучения на освоение целостных процессов деятельности обеспечивает освоение позиции субъекта деятельности: ребёнок познает необходимость деятельности в повседневной жизни, может сам её организовать и участвовать в разных видах деятельности;

- условием успешности обучения является: 1) наличие прочных и осознанных знаний, умений; 2) наличие умения организовывать деятельность; 3) эмоционально-положительное отношение к деятельности; 4) наличие личностно-значимых мотивов деятельности.

Опыт самостоятельной деятельности обоснован в следующих научных концепциях:

1.Ассоциативно – рефлекторная концепция обучения (И.П.Павлов, Ю.А.Самарин, И.М.Сеченов, С.Л.Рубинштейн), базирующаяся на основных представлениях условно-рефлекторной деятельности головного мозга.

Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении следующих условий:

- формировании активного отношения к познавательной деятельности;

- подачи учебного материала в определённой последовательности, поэтапно;

- демонстрация и закрепление материала в различных приёмах умственной и практической деятельности;

- применение знаний на практике.

2.Развивающая технология (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) предполагает, что организация (содержание и методы) внешних воздействий может существенно изменить темпы и границы развития ребёнка.

Усвоение опыта происходит поэтапно:

- предварительное знакомство с действием, ориентировка, мотивация к деятельности;

- материальное (материализованное) действие;

- этап внешний речи, озвучивание действий, формулировка выводов;

-этап внутренней речи, осмысление проблемы;

-этап автоматизированного действия (навык).

Содержательная сторона педагогической технологии реализуется в соответствии с принципами:

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей;

- принцип одномоментного включения всех анализаторов в процесс формирования знаний умений, навыков в той или иной практической деятельности. Данный принцип обеспечивает прочность условных связей в коре головного мозга и активность всех психических процессов;

- принцип интеграции различных видов деятельности (трудовой, игровой, художественной и др.). Этот принцип способствует более глубокому осмыслению действительности, формированию представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения;

- принцип субъектности. Предполагает активное овладение опытом деятельности, её разнообразными процессами и видами, способностью выразить себя в деятельности, самоутвердиться и проявить свое отношение к делу;

- принцип продуктивности и результативности. Подчеркивает прагматичность метода, обязательность ориентации на получение значимого для ребёнка, реального, завершенного результата;

- принцип создания потребностей в приобретении опыта самостоятельной деятельности. Предполагает уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения, организацию выставок, концертов и др.;

- принцип спиралевидности и концентричности. Предполагает возврат к ранее освоенным способам деятельности на более высоком уровне её развития.

Методической особенностью (процессуальная характеристика) технологии развития самостоятельности детей дошкольного возраста является тот факт, что ее можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на развитии активности детей, уважительном отношении к запросам и потребностям, максимальном содействии развитию ребенка как творческой личности. Ребенок рассматривается как полноправный участник образовательного процесса, взрослый выступает как лицо, заинтересованное в сотрудничестве с ребёнком. Взрослый поддерживает его инициативу при обсуждении или выполнении различных дел. Ребенок наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.

Одна из важных задач – научить детей умению организовывать самостоятельную деятельность, выдвигать цель, обозначать способы действий, последовательность их осуществления для достижения результата, заранее готовить необходимые предметы, игрушки для выполнения намеченной работы, реализовывать задуманное, применяя разнообразные способы действий, осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности.

Процесс становления самостоятельности личности имеет свой алгоритм.

Первый элемент – формирование знаний, представлений о деятельности, воспитание нравственного отношения к деятельности как к ценности и расширение игровых, познавательных, житейских интересов и потребностей.

Второй элемент – освоение позиции субъекта деятельности, связанное с обучением целостным процессам деятельности, т.е. овладение организационной основой деятельности.

Третий элемент – дальнейшее освоение позиции субъекта деятельности в повседневной жизни.

Особенность данного алгоритма заключается в том, что он реализуется в системе параллельного протекания педагогического процесса.

Технология предполагает следующие этапы развития самостоятельности детей дошкольного возраста:

- первый этап – освоение знаний и умений с учетом программных требований обучения и индивидуальных особенностей детей. Данный этап протекает в условиях организационных форм обучения и в совместной деятельности педагога с детьми;

- второй этап – овладение практическим опытом организации разных видов самостоятельной деятельности. Содержание этапа – насыщение среды пособиями и атрибутами, побуждающими ребёнка к той или иной форме активности, индивидуальная работа воспитателя с детьми в ситуациях субъект - субъектного взаимодействия. Условия взаимодействия – опора на положительное, дифференцированный подход, учет уровня овладения умениями и навыками организовывать деятельность, использование такой системы оценивания и контроля, которая переходит в самооценку и самоконтроль;

- третий этап – организация опыта деятельности в повседневной жизни (игра, труд, художественная деятельность, общение и др.).

Содержание этапов работы реализуется с помощью комплекса методов и приемов, характеризующих специфику технологии развития самостоятельности детей дошкольного возраста:

· Развивающие методы: социально-нравственные беседы,нахождение личностных смыслов, рефлексия,использование алгоритмов,активизация творческих проявлений.

· Методы саморазвития: вопросы самому себе и про себя,сопоставление своих представлений с представлениями других людей,мотивация к «пробе сил» в различных видах деятельности.

· Проблемно – поисковые методы: совместный анализ результатов труда,проблемные задания, экспериментирование с устройствами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Буре, Р.С. Учите детей трудиться / Р.С. Буре, Г.Н. Година. - М. : Просвещение, 1983.

2. Воспитание дошкольника в труде / под ред. В.Г. Нечаевой. – М. : Просвещение, 1983.

3. Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников / В.Я. Воронова. - М. : Просвещение, 1981.

4. Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте / Т.Н. Доронова, О.А. Карабанова, Е.В. Соловьева. - М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002.

5. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду / Н.Я. Короткова, Н.А. Короткова. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2000.

6. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности / Д.В. Сергеева. - М. : Просвещение, 1983.

 






Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.013 с.