К проведению занятий по программе — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

К проведению занятий по программе

2017-09-10 334
К проведению занятий по программе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К проведению занятий по программе

«Азбука Берегоши»

Класс

Тема 1. Встреча с Берегошей и его друзьями

Цель. Актуализировать и углубить знания, полученные во 2 и 3 классах.

Рекомендации по проведению занятий

 

Повторение изученного во 2 и 3 классах рассчитано на 2 часа. Первое занятие является организационным и служит для подготовки к конкурсу знатоков и актуализации знаний. На этом же занятии можно зачесть и обсудить Обращение Берегоши к четвероклассникам. Второе занятие посвящено проведению самого конкурса. Важно организовать интересную и увлекательную деятельность учащихся, придать занятиям практическую направленность.

Практический материал к урокам

Обращение Берегоши к четвероклассникам

(По книге Е. Грачевой: Энергосбережение для всех и каждого. Челябинск: ОГУП «Энергосбережение», 2002. — Глава 11. Энергосбережение как принцип жизни: вопрос ребром)

Хочется подытожить все сказанное ранее.

Итак, нам не хватает энергии, и чем дальше, тем острее. Нам не хватает ее ни тактически, ни стратегически. Не хватает потому, что мы пока что теряем ее на каждом шагу. Теряем на управленческом уровне, теряем на несовершенных технологиях производства и доставки энергии, теряем дома, не умея эффективно ее использовать.

А планета истощена. Она стучится к нам землетрясениями и ураганами, зимними ручьями и летними морозами. А мы все лежим на старой-престарой печи, ждем, пока над нами лично не грянет гром...

Но даже если представить, что мы вдруг чудесным образом отремонтировали все трубы, внедрили самые эффективные технологии, утеплились до невозможности... боюсь, нам все равно не хватит. Потому что одна проблема все-таки останется. Может быть, одна из самых главных. Это наш образ жизни.

Увы, в нашем бытии пока еще слишком много самых нерациональных и ненужных трат. Цивилизация мало-помалу становится Молохом, поглощающим нас в своем бездонном желудке.

Но что дальше? «Вы что, всерьез думаете, что мы можем как-то изменить ситуацию в стране и в мире?» Да, вполне всерьез. Ведь все без исключения великие дела в мире начинались с того, что однажды один-единственный человек, такой же, как мы, брал и закладывал первый кирпич будущего построения. Дорогу осилит идущий.

Рекомендации по проведению уроков

 

Первое занятие по теме целесообразно начать с повторения изученного в третьем классе, используя ребусы и загадки, а затем перейти к знакомству с содержанием сказки «Как солнышко электрическую лампочку зажгло», работе над которой можно посвятить два занятия. На первом занятии учащиеся анализируют содержание сказки, опираясь на следующие вопросы:

1. На что обиделась электрическая Лампочка?

2. С кем встретился мальчик, когда искал ответ на свой вопрос?

3. К какому выводу пришел мальчик?

4. За что Миша попросил прощения у Лампочки?

5. Что пожелала Лампочка мальчику?

На втором занятии на основе сказки может быть организована ролевая игра по инсценированию сказки и поиску в ней героев — возобновляемых источников энергии. Помочь в поиске героев смогут загадки о них. Для закрепления материала в конце занятия можно использовать игру «Найди слова». Таким образом, у детей на подсознательном уровне закрепится представление о возобновляемых источников энергии.

Третье занятие учитель начинает с беседы о возобновляемых источниках энергии. Затем детям предлагается групповая работа по сочинению сказок. Главными героями сказок будут Вода, Ветер и Солнце. Учащимся предлагаются следующие виды работы:

1. Отбор прилагательных для характеристики главного героя из большого числа различных прилагательных: холодный, теплый, чистый, прозрачный, темный, грязный, угрюмый, сильный, мощный, слабый, яркий, жгучий, ослепительный, могучий, красивый, жаркий и т. д.

2. Составление характеристики главного героя с использованием отобранных прилагательных и других слов. Предание герою волшебных качеств.

3. Сочинение сюжета сказки по плану или набору картинок.

4. Защита сказки каждой группой.

С целью обучения распознаванию возобновляемых источников энергии в природе четвертое и пятое занятия могут быть проведены в виде экскурсий. Экскурсии в соответствии с особенностями организации познавательной деятельности учащихся будут проведены как иллюстративная или исследовательская (в зависимости от объекта исследования и местных условий). Учащиеся проводят поиск и наблюдение возобновляемых источников энергии и делают записи.

Структура занятия-экскурсии:

1. Организационный этап (объявление темы занятия, целеполагание).

2. Подготовительный этап (изучение маршрута экскурсии, мотивация, повторение правил безопасного поведения в природе, бережного отношения к ней, составление плана экскурсии).

3. Основной этап (наблюдения за объектами природы, исследовательская деятельность, игры, минипроекты).

4. Заключительный этап (подведение итогов экскурсии, выводы, рефлексия).

Заключительное занятие проводится в виде игры-путешествия, где ученики продемонстрируют свои знания по теме «Уроки Энергоши».

Энергия Солнца

Почти вся энергия, которую мы потребляем, исходит от Солнца. Даже такие невозобновляемые источники энергии, как нефть, уголь и газ, образовались благодаря энергии Солнца. Энергия воды также получается за счет солнечной энергии, испаряющей воду и поднимающей пар в высокие слои атмосферы. Энергия ветра, используемая в ветряных двигателях, возникает в результате различного нагревания Солнцем земли в разных местах. Без Солнца жизнь на Земле прекратится. За 15 мин Солнце посылает нам столько энергии, сколько хватает человечеству на целый год. Из всех существующих возобновляемых источников энергии, Солнце, наряду с ветром, является доступным и экологически чистым. Чтобы использовать его энергию, необходимо решить такие вопросы: уловить его наибольший поток, сохранить и передать тепло потребителю без потерь. Если мы научимся использовать энергию Солнца, то сможем решить энергетические проблемы в будущем. Идея отапливать дома энергией солнечного излучения известна с древнейших времен, когда наши предки строили дома окнами на юг. При простых архитектурных приспособлениях, путем удачного расположения окон, стен и крыши можно сэкономить тепло, а значит и деньги.

Что касается зарубежных стран, этот вопрос поднимается там на государственном уровне. Например, в Германии действует специальная программа «Сто тысяч крыш», в США — «Миллион крыш», эти программы побуждают людей устанавливать локальные гелиоприемники.

Биоэнергия

Энергия, которая получается из различных видов биологической массы называется биоэнергией. Откуда же взялась энергия, заключенная в биомассе? От Солнца. В результате фотосинтеза из простых химических веществ —углекислого газа и воды синтезируются органические вещества и выделяется кислород. Запасенная через фотосинтез в биомассе солнечная энергия сама может служить потом источником энергии. Обычно это тепловая энергия. Биомассой называют вещества, из которых состоят растения, животные и продукты их жизнедеятельности. Путем химических или биохимических процессов биомасса может быть превращена в биотопливо: газообразный метан, жидкий метанол, твердый древесный уголь.

Существую важные источники биомассы:

· отходы лесной и деревообрабатывающей промышленности;

· отходы целлюлозно-бумажной промышленности;

· биологические отходы в сельском хозяйстве;

· сельскохозяйственные технические культуры (рапс и др.);

· органические бытовые и промышленные отходы;

· сточные воды.

Самый старый способ преобразования биомассы в биоэнергию — сжигание древесины. Более половины вырубаемой древесины сжигается для получения тепла. После сгорания древесины в воздух попадают загрязняющие его вещества.

 

Ферментация навоза

Рис. 38. Получение биогаза  

Даже навоз может служить источником энергии! Как топливо используется не только навоз, но и продукты его переработки. Перерабатывают навоз чаще совместно с отходами коммунального хозяйства. Оба вида биомассы содержат микроорганизмы, которые в определенных условиях (при 50-60 оС, без доступа воздуха) разлагают органические вещества до биогаза. Этот процесс обязательно происходит с участием особых веществ — ферментов — и поэтому называется ферментацией. Основной составляющей биогаза является метан, при сгорании которого выделяется тепло. Установки для ферментации навоза очень удобно использовать на фермах, полностью обеспечивая их потребности в энергии. Ферментация навоза очень экономичная технология (рис. 38). Недостатками получения и использования биогаза являются его повышенная взрывоопасность и возможность заражения человека паразитами, обитающими в разлагающейся биомассе.

  Рис. 39. Схема действующей модели генератора биогаза

 

 

Учащиеся могут выполнить минипроект по сборке действующей модели и исследованию генератора биогаза (рис. 39). На установке можно продемонстрировать выделение метана при разложении навоза или компоста, проведя. Используйте колбу с некоторым количеством навоза и таким же количеством воды (для того, чтобы разложение проходило хорошо, колбу надо держать при температуре 30–350C, позаботьтесь об изоляции колбы). Соберите газы с поверхности воды с помощью пластиковой трубки и пробирки. Обратите внимание на то, что до тех пор, как можно будет собирать метан, пройдет около недели.

 

Энергия ветра

Около 1 % солнечной энергии, которую получает Земля, приводит в движение атмосферные воздушные массы. Это происходит, когда воздух начинает перемещаться из-за разницы температур в различных местах Земли. В целом эта энергия в 100 раз превышает все энергопотребление в мире. Но только маленькая часть этой энергии используется на практике.

Ветроэлектрические установки способны обеспечивать электроэнергией метеостанции, лесопункты, фермерские хозяйства, коттеджи. Средняя мощность такой установки с диаметром колеса в 5 м составляет в наших условиях около 4,2 кВт.

Человечество научилось использовать энергию ветра на ранней стадии своего развития. Уже 3000 лет назад человек пускался в плавание на большие расстояния, использую ветровую энергию. Сегодня ветряные источники энергии переживают свое второе рождение и используются все больше и больше.

Рис. 40. Модель ветровой турбины с вертикальным валом, которую могут изготовить учащиеся  

Изменчивая природа ветра рождает основную проблему ветроэнергетики — переменную в каждый момент времени мощность ветряной электростанции. Как и любая новая отрасль человеческой деятельности, ветроэнергетика оказывает влияние на окружающую среду. Шум от ветроагрегатов, столкновение птиц с лопастями ветротурбин, влияние ветроэнергетических установок на радиосигналы — вот аргументы, наиболее часто используемые против развития ветроэнергетики.

С учащимися можно осуществить минипроект по разработке и строительству ветровых турбин. Пускай учащиеся построят модели ветряных мельниц с вертикальным валом (рис. 40), испробовав несколько конструкций. Данное упражнение требует некоторого количества пластиковых бутылок, немного стоек для реторт, пластилина, кнопок и электрического фена с подачей холодного воздуха Поток воздуха от фена представляет ветер.

Учащимся надо посчитать количество оборотов их ветряной турбины с вертикальным валом в минуту и записать этот график в качестве результата эксперимента. Они должны попробовать это три-четыре раза и рассчитать средний график скорости вращения турбины.

Учащиеся могут продолжить эксперимент, сделав турбины с разным количеством крыльев или с одинаковым числом крыльев, но разной площадью поверхности. К турбинам можно приклеить кусочки пластика, если надо увеличить поверхность крыльев. Каждую ветряную турбину надо испытывать с одним и тем же феном с одинаковым напором воздуха и на одинаковом расстоянии. Каждый раз учащиеся должны в среднем записывать три-четыре показателя.

Следует рекомендовать учащимся сравнить свои результаты с результатами других так, чтобы у них было больше данных для выводов о ветряных мельницах из пластиковых бутылок. В конце исследования учащиеся должны смочь составить отчет о наиболее эффективной конструкции ветряной турбины из пластиковой бутылки. У них должно быть достаточно данных, для того, чтобы сделать общие выводы о ветряных турбинах с вертикальным валом. Можно предложить конструкции турбин с горизонтальным валом, пропеллерные, барабанные и др.

Гидроэнергия

Рис. 41. Схема гидростанции

Многие тысячелетия верно служит человеку энергия, заключенная в текущей воде. Когда наступил век электричества, произошло возрождение водяного колеса в виде водяной турбины. Электрические генераторы, производящие энергию, необходимо было вращать, а это вполне успешно могла делать вода. Так появились гидроэлектростанции (ГЭС) — рис. 41.

Гидроэлектроэнергия — это возобновляемый энергоисточник, т.к. «топливо» — вода постоянно пополняется и в процессе производства энергии в атмосферу не выбрасываются вредные вещества. Тем не менее, водохранилища и плотины гидроэлектростанций сильно влияют на сельскую местность и могут изменить состояние природной среды. Водохранилища и плотины мешают движению рыбных косяков. Однако, если делать специальные рыбопропускные устройства в плотинах, то можно исключить этот недостаток.

 

О проблемах энергетики

(Из статьи П.Л. Капицы)

 

В организм человека попал микроб. Он размножается делением каждый час. И вот число микробов во времени начинает бешено расти — болезнь прогрессирует! … Нетрудно подсчитать, что за 3 дня число микробов достигло бы в организме астрономической цифры. И суммарный вес микробов превысил бы вес человека! Этого, конечно, быть не может. Безудержный процесс размножения микробов должен прекратиться. Либо организм человека поборет болезнь — микробы будут уничтожены, либо же они будут продолжать развиваться, и человек в конце концов погибнет. Есть и третий исход — в организме уничтожается столько же микробов, сколько их возникает. Это хроническое течение болезни, оно может продолжаться неопределенно долго. Развитие болезни и проблемы энергетики — они во многом схожи. И в энергетических делах для человека только три дорожки. Первая — остаться без энергии. Катастрофа! Другой путь — хроническое топтание на месте, так сказать, «перебиваться в энергетике с хлеба на квас» — тоже не сахар! Значит, вроде бы приемлемо лишь одно: путь третий — непрерывный рост энерговооруженности!

 

 

Стихотворение

 

Как яблоко на блюде,

У нас Земля одна.

Не торопитесь, люди,

Все выскрести до дна.

 

Не мудрено добраться

До скрытых тайников.

Разграбить все богатства

У будущих веков.

 

Мы общей жизни зерна,

Одной судьбы родня.

Нам пировать позорно

В счет будущего дня.

 

Поймите это, люди,

Как собственный приказ,

Не то Земли не будет

У каждого из нас.

 

Найди спрятанные слова

(Ученикам задания предъявляются без выделенных ответов)

А) ИПРСТХЧ НЕФТЬ РОЛДЖВАМИТЮЖДЗХЫВАРАПМС

ОРПИМТОЛДН ГАЗ ИРТЫПАМСЯХУТИРАВЮТНГИСЧ

ИМРЭДЖОЛИВАЮРИУЦЫ ТОРФ ЯЩЕЕЦЫВАРОПЛАВ

ССОРПЫВАЮБА СЛАНЦЫ ПРАЦУЕМАРОЛДНБТИОРО

СЧАВЫНГОВ УГОЛЬ ТАПРОХАМИТОЛОДОЖГШЩАЮ

 

АПРПЕТИ ВОДА МИТРУЦЫВАДУКЕРАНДЫКЕНАПРР

ТИГЛИОСЫВАЮ ВЕТЕР ИСЛОРИТАВИБАРОМИНОГЗ

СИМОТРУЦ ВОЛНЫ АКРОПАСИХОРУЦЙФЫЮЬДЪЯ

МИМРОПАТИОЛОЦУХОДУ СОЛНЦЕ ТИВИДЕЛОЖЭФ

ТИМОЛЮЖЕ БИОМАССА ВАРОЛУЦЫХАРЮЬУЫФАТ

 

Б)

о н е ф т ь п х
ы х д и л ж э р
л к с о м и т ю
а з г т о р ф м
ц у р а л и ч а
п л ю н з и й ц
у с л а н ц ы ф

 

с з п в р ф ч
х о д ю о и т
ы ж л я б д ы
н э у н к ч а
л и т е ц о в
о е г н р е б
в с ш х ъ щ р

 

Тема 3. Уроки Электроши

Цель. Дать ученикампредставления о световом режиме, электрических источниках света, экономичных источниках света; научиться решать задачи о потреблении электроэнергии; уметь применять правила сбережения электроэнергии на практике.

Рекомендации по проведению занятий

Первое занятие по теме организуется в виде заочного путешествия. Заинтересовать учащихся можно с условным использованием для путешествия «машины времени», демонстрационных материалов, деталей одежды различных эпох: Древнего Рима, Древней Руси, 18–19 вв. Герои разных времен, роли которых исполняют сами дети, рассказывают об истории электрической лампочки. В конце занятия можно провести викторину и поговорить о правилах энергосбережения.

Закрепить знания, полученные на первом занятии, поможет инсценировка стихотворения С. Маршака и В. Лебедева «Вчера и сегодня». С данного вида работы можно начать занятие по теме «Понятие о световом режиме». После рассказа учителя об основных составляющих светового режима в учреждении образования, учащимся может быть предложена игровая деятельность на понимание нового материала.

Занятие по теме «Знакомство с электрическими источниками света» целесообразно провести через организацию групповой практической деятельности. В игре учащиеся познакомятся с электрическими источниками света. После знакомства с рассказом Л.Л. Сикорука «Лампочки на елке» дети могут под руководством учителя изготовить елочные игрушки с лампочкой и батарейкой.

Важно помнить, что опыты с электричеством напряжением в 220 вольт должны быть исключены, потому что напряжение в электросети опасно для жизни, и без специальных навыков эти опыты могут привести к несчастному случаю.

Изготавливать для елки самодельную гирлянду тоже не стоит, так как такая гирлянда пожароопасная. Лучше всего использовать гирлянды заводского изготовления. Для того, чтобы объяснить детям, как электричество попадает в лампочку, достаточно вывернуть ее из патрона. Игрушки с лампочкой и батарейкой совершенно безопасны, и хорошо бы сделать некоторые из них и снабдить выключателями, которые описаны в рассказе. Можно привлечь к этой работе учителя физики или родителей.

Занятие по теме «Экономичные источники света» можно провести в форме практической работы с использованием материалов книги «Секреты Люми».

Работа творческой лаборатории по сочинению загадок и головоломок об источниках света, уже хорошо знакомая детям, поможет развить их творческие способности, закрепить знания об источниках света и способах энергосбережения.

К занятию по теме «Решение задач, содержащих проблемы потребления электроэнергии» учитель может подойти творчески, используя предложенный ниже либо подобранный самостоятельно материал.

«Разведка бережливых дел» в школе и дома, на проведение которой отведено 2 ч, может быть организована вариативно, по усмотрению учителя. Первый вариант предполагает разработку проекта по теме «Бережливость в моем доме» (в школе) в течение всего отведенного на данную тему времени. Вторым вариантом предусматривается первоначальный поиск проблемных зон энергосбережения в школе с последующим выпуском листовки, призывающей к эффективному использованию электроэнергии. На основании «Разведки» на втором занятии по теме группами учащихся разрабатывается и защищается мини-проект.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовка (определение темы и цели проекта).

2. Планирование (определение источников информации, определение способов ее сбора и анализа, определение способов представления результатов, распределение заданий и обязанностей между членами команды, выработка плана действий, формулировка задач).

3. Исследование: сбор информации, решение промежуточных задач (анкетирование, устные опросы, изучение литературных источников, использование возможностей Интернета, систематизация данных).

4. Анализ и обобщение (анализ информации, оформление результатов, формулировка выводов).

5. Представление проекта (доклад, комикс, плакат, буклет, журнал и т.п.).

6. Коллективное обсуждение и самооценка.

Подробную информацию о работе над проектом можно найти в книгах А.И. Савенкова «Маленький исследователь: как научить младшего школьника приобретать знания» (Ярославль, Академия развития, 2002), Н.И. Запрудского «Современные школьные технологии» (Минск, «Сэр-Вит», 2004).

На обобщающем занятии по теме «Уроки Электроши» учащиеся демонстрируют свои знания и умения, участвуя в различных конкурсах и выполняя творческие задания.

Учитывая важность изучаемых вопросов для сохранения жизни на Земле и благополучного существования нынешних и будущих поколений, целесообразно включить учащихся в активную внеурочную деятельность по отслеживанию случаев неэффектиного энергопользования и принятию посильных мер по исправлению ситуации. Эту деятельность важно каждому ученику начать с себя и своей семьи. Помогут в этом «Дневники бережливых дел».

 

Понятие о световом режиме

Извлечение из СанПиН 14-46-96 «Санитарные правила и нормы устройства, содержания и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений» с изменениями и дополнениями от 20 декабря 2002 г.

 

Световой режим (глава 4)

Основные помещения зданий общеобразовательных учреждений должны иметь естественное и искусственное освещение. Допускается верхнее (или верхнее и боковое) естественное освещение рекреаций, холлов, залов спортивных, ритмики, бассейнов. Допускается освещение вторым светом проходных коридоров, не являющихся рекреационными, раздевальных при спортивных залах и бассейнах, залах ритмики.

Направление основного светового потока естественного освещения в учебных помещениях должно быть левостороннее.

Рабочие поверхности парт и столов должны иметь матовое или с незначительным блеском покрытие светлых тонов: светло-зеленого, зеленовато-голубого, голубовато-зеленого, зеленовато-желтого или с сохранением текстуры древесины. Классная доска должна быть зеленого, темно-коричневого, темно-голубого цвета.

При отделке помещений должны использоваться отделочные материалы, разрешенные Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Во избежание уменьшения светоотражения ограждающих поверхностей плакаты, стенгазеты и т.п. следует развешивать на противоположной классной доске стене так, чтобы верхний край этих предметов не располагался выше 1,75м от пола. Шкафы и другое оборудование предпочтительнее устанавливать у задней стены помещения. Цветы рекомендуется помещать в переносные цветочницы высотой 65–70 см от пола; высота цветов, расставленных на подоконниках, не должна превышать 15 см.

Шторы, используемые для затемнения учебных кабинетов и других помещений, в нерабочем положении не должны закрывать световые оконные проемы.

Источники искусственного освещения (оптимальными являются люминесцентные лампы) должны обеспечивать достаточное освещение всех помещений.

Рис. 54. Устройство люминесцентной лампы низкого давления

Существуют нормативы искусственной освещенности в помещениях общеобразовательного помещения.

В учебных и производственных мастерских кроме общего освещения должно быть оборудовано местное электроосвещение у станков.

В помещениях для трудового обучения устанавливаются пылевлагозащищенные светильники. Не допускается применение открытых (незащищенных) электроламп.

Светильники с люминесцентными лампами укомплектовываются пускорегулирующими аппаратами с пониженным уровнем шума.

Расстояние между рядами светильников и внутренней (наружной) стеной должно быть 1,5 м; между двумя рядами светильников — 2 м.

Электросветильники в спортивных залах, где проводятся спортивные и подвижные игры или гимнастические упражнения с мячом, должны оборудоваться защитной арматурой.

Электросветильники должны очищаться по мере загрязнения, но не реже 1 раза в 3 месяца.

 

Экономичные источники света

Весь ХХ век люди стремились повысить эффективность источников света. Так были изобретены различные газоразрядные лампы: люминесцентные, ртутные лампы, натриевые и металлогалогенные лампы.

Газоразрядные лампы — это лампы, в которых используется свечение разреженного газа под действием электрического тока. Такие лампы мы можем видеть в рекламных светящихся надписях названий магазинов, парикмахерских и т.п. Для светящихся ламп в виде трубок стали применять неон, аргон и другие газы. Параллельно создавались лампы и светящиеся трубки с парами металлов.

В 1931 г. академик С.И. Вавилов предсказал возможность применения в газоразрядных лампах люминофоров (веществ, которые при определенных условиях могут светиться). Эта идея была реализована в люминесцентных лампах низкого давления (рис. 54).

Рис. 55. Некоторые виды люминесцентных ламп: прямые, кольцевые, U-образные, W-образные

Они стали первыми газоразрядными источниками света, которые наряду с лампами накаливания нашли массовое применение для освещения. Этому способствовали высокая эффективность люминесцентных ламп (в настоящее время световая отдача в 2–5 и срок службы в 5–15 раз выше, чем у ламп накаливания). На рис. 55 показаны некоторые виды люминесцентных ламп (прямые, кольцевые, U-образные, W-образные).

Начиная с 1951 г. начинают быстро распространяться дуговые ртутно-кварцевые лампы высокого давления с нанесенным на внутреннюю стенку внешней колбы люминофором — лампы ДРЛ. Это мощные лампы, у них высокая световая отдача, а срок службы 12–15 тыс. часов. Применяют их при уличном освещении, освещении строительных площадок, производственных помещений.

Важным достижением последнего времени является разработка и освоение производства натриевых ламп высокого давления. Натриевые лампы, в отличие от ламп ДРЛ, безопасны в экологическом отношении — они не содержат ядовитой ртути.

Рис. 56. Сравнение срока службы обычных ламп накаливания и энергосберегающих люминесцентных ламп

Наиболее экономически эффективными при освещении жилых и общественных зданий является использование компактных люминесцентных ламп.

Современные компактные люминесцентные лампы производятся с индивидуальным встроенным электронным пускорегулирующим аппаратом и цоколем, как у обычных ламп накаливания, что весьма удобно для прямой замены ламп накаливания на люминесцентные. Некоторые производители таких ламп гарантируют их работу в течение 6–8 лет, т.е. одна такая лампочка служит столько же времени и более, как шесть или даже восемь обычных ламп накаливания (рис. 56).

В табл. 2 приводятся данные о соответствии энергосберегающих ламп и обычных ламп накаливания. Таблица поможет выбрать новые энергосберегающие лампы, ориентируясь на давно привычные нам лампы накаливания. Например, в ночном светильнике была установлена лампа в 25 Вт, мы ее в соответствии с таблицей можем заменить без потери освещенности энергосберегающей лампой всего в 5 Вт.

 

Таблица 2. Соответствие мощности энергосберегающих ламп и ламп накаливания

 

Энергосберегающая лампа, Вт Обычная лампа накаливания, Вт Энергосберегающая лампа, Вт Обычная лампа накаливания, Вт
       
       
       
       
       
       
       
       

 

Примечание. Если вы наблюдательны, то заметите, что при выборе энергосберегающей лампы привычные нам необходимые ватты нужно делить на 5.

 

Таким образом, развитие источников света, совершенствование конструкций происходили на основе использования достижений фундаментальных наук, в тесной связи с развитием других отраслей науки и техники. Важнейшими научными предпосылками явилось открытие теплового действия электрического тока, открытие электрической дуги и возможности получения от нее света, развитие теории светящегося электрического разряда в газе, развитие исследований в области техники освещения и облучения. К главным техническим предпосылкам развития источников света можно отнести изобретение гальванического элемента, электрификацию, создание вакуумной техники, получение вольфрамовой проволоки, развитие техники обработки стекла, получение кварцевого стекла, организацию промышленного получения инертных газов и снижение их стоимости и др.

Отметим основные пути и направления дальнейшего развития электрических источников света. Главная проблема — повышение эффективности преобразования электрической энергии в световую, увеличение световой отдачи источников света.

Помимо экономии энергии особое значение всегда уделялось качеству освещения. Так появились получившие сейчас большое распространение зеркальные лампы направленного света, различные галогенные лампы, а также широкий спектр специальных и театрально-студийных ламп.

Качественный свет в нужном месте обеспечат правильно подобранные светильники.

С развитием источников света параллельно совершенствовались светильники. Современные требования к освещению таковы, что мало правильно подобрать мощность и типы ламп, огромное значение при освещении приобретают светильники, в которых эти лампы установлены. Самые важные части светильника — отражатель и рассеиватель. Они выбираются исходя из геометрии помещения, а также материалов стен, пола и потолка.

В учебных заведениях около 90 % информации, получаемой обучающимися, принимается с помощью зрения. Поэтому хорошее освещение рабочих мест — одно из важнейших требований охраны труда. При недостаточном освещении зрительное восприятие снижается, развивается близорукость и другие заболевания глаз.

Освещенность рабочих мест должна быть достаточной и равномерной, не оказывать слепящего действия. Немаловажное значение при этом имеет правильный выбор окраски стен помещений. При применении люминесцентных ламп наблюдается наиболее правильная цветопередача.

Не экспериментируйте с освещением — думайте о своем здоровье! Здесь важен точный расчет количества и типов используемых светильников.

 

Стихи

Вчера и сегодня

С.Маршак, В. Лебедев

Лампа плакала в углу за дровами на полу:

— Я голодная, я холодная, высыхает мой фитиль.

На стекле густая пыль.

Почему — я не пойму — не нужна я никому.

А бывало, зажигали ранним вечером меня.

В окна бабочки влетали, замирали у окна.

Я глядела томным взглядом сквозь туманный абажур,

И шумел со мною рядом старый медный балагур.

Познакомилась в столовой я сегодня с лампой новой.

Говорили, будто в ней пятьдесят горит свечей.

Ну а лампа! На смех курам! Пузырек под абажуром,

В середине пузырька три-четыре волоска.

Говорю я: — вы, гражданка, вероятно, иностранка.

Любопытно посмотреть, как вы будете гореть.

Пузырек у вас запаян. Как зажжет его хозяин?

А гражданка мне в ответ говорит: — вам дела нет.

Я, конечно, не стерпела.

Почему же нет мне дела?

В этом доме десять лет я давала людям свет

И ни разу не коптела, почему же нет мне дела?

Да при этом — говорю — я без хитрости горю,

По старинке, по привычке зажигаюсь я от спички —

Вот как свечка или печь. Ну, а вас нельзя зажечь.

Вы, гражданка, самозванка, вы не лампочка, а склянка!

А она мне говорит: — глупая вы баба, фитилек у вас горит

Чрезвычайно слабо, между тем, как от меня льется свет

Чудесный, потому что я родня молнии небесной!

Мне не нужно керосина. Мне со станции машина

Шлет по проволоке ток. Не простой я пузырек!

Если вы соедините выключателем две нити

Зажигается мой свет. Вам понятно или нет? —

Стеариновая свечка робко вставила словечко:

Вы сказали, будто в ней пятьдесят горит свечей?

Обманули вас бесстыдно: ни одной свечи не видно!

Все о безопасности

(Вредные советы Григория Остера)

Если вы еще не твердо

В жизни выбрали дорогу

И не знаете, с чего бы

Путь свой жизненный начать,

Бейте лампочки в подъездах —

Люди вам спасибо скажут.

Вы поможете народу

Электричество сберечь.

 

Решение шуточных задач

1. Окна работы мамы выходят прямо на квартиру, где она живет. И каждый день с ужасом она смотрит на них после 12 часов дня, когда Вася уходит в школу: не начался ли пожар из-за того, что он не выключил: газ, утюг, свет. Она подбегает к окошку каждые пять минут. Сколько раз она подбежала к окошку, если известно, что она начала бегать в 12 часов дня, а пожар начался в 15 часов?

2. Мальчик пишет на заборе «Берегите электроэнергию, воду и газ», На каждые три буквы тратит 62 см длины забора. Поместиться ли на заборе его призыв, если вся длина забора равна 6 м 16 см.

3. За время летних каникул Вовочка в целях экономии электричества стрелял из рогатки в фонарные лампочки. Сколько раз родители Вовочки платили штраф, если известно, что лампочки в фонарях вкручивали 3 раза в июне, 9 раз в июле и 14 раз в августе.

4. Петя закончил учебный год на одни десятки. Но родители в этот раз не купили ему никакого подарка. «С экономией ты не дружишь», — сказали они. Оказывается, Петя всегда, уходя в школу, забывал выключать свет. А мама, приходя с работы, снимала показания счетчика и выяснила, что в месяц они должны заплатить:

Февраль — 180 кВт×ч

Март — 150 кВт×ч

Апрель — 160 кВт×ч.

Почему родители не купили Пете подарка по окончании учебного года.

5. За час беспрерывно горящих лампочек нужно заплатить 2800 руб. Сколько денег нужно заплатить за свет, если он горит 12 ч, 15 ч, 18 ч?

6. В первый месяц у Семена Семеновича нагорело 108 кВт×ч, а за второй в два раза больше, чем в первом месяце. В третьем месяце — в 4 раза меньше, чем во втором. Всего Семен Семенович заплатил за 138 кВт×ч. Сколько кВт×ч осталось оплатить хозяину квартиры?

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.