II. Словарно-орфографическая работа — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

II. Словарно-орфографическая работа

2017-09-10 235
II. Словарно-орфографическая работа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

- Сейчас мы проверим, насколько вы внимательны.

- Угадайте словарное слово по его значению, запишите сло­во в строку, поставьте ударение, подчеркните «опасное» место. (У детей на столах находятся карточки с кроссвордом.)

 

 

 

               
               
               
           
               
          1  

1) Страна, в которой мы живем. (Беларусь.)

2) Верхняя женская или мужская одежда. (Пальто.)

3) Учебное помещение для занятий. (Класс.)

4) Ученики, школьники, малыши, дети — все они... (ребята.)

5) Лиственное дерево с белым стволом. (Береза.)

6) Красна девица сидит в темнице, а хвост — на улице. (Морковь.)

Самопроверка: сверить с записью на доске (или провести взаимопроверку).

- Ребята, если вы внимательно посмотрите на слова в кроссвор­де, то заметите «спрятавшееся» слово, которое будет подсказкой для дальнейшей работы. (Слово «состав».)

— Как вы понимаете значение этого слова? (Составсо­вокупность предметов, людей, образующих какое-нибудь целое: состав числа, офицерский состав, состав поезда и т. д.)

Вспомните, как называются слова, которые имеют несколько значений.

О составе чего мы будем говорить на уроке русского языка, вы узнаете из минутки чистописания.

III. Чистописание

* * *

Наш девиз не забываем И все чаще повторяем: Я тетрадь свою открою И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою:

Ручку я вот так держу!

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

 

С//о//с//т//а//в//с//л//о//в//а//

IV. Сообщение темы и цели урока

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Пред­положения учеников.)

* * *

Друзья! Наша задача такова —

Открыть всем, как устроены слова,

Какие их морфемы составляют,

Какую роль в словах они играют. (П. Чесноков.)

Все на свете из чего-то состоит: лес — из деревьев, облака — из множества водяных капель. Речь — из... (предложений), пред­ложения — из... (слов). А слова также состоят из «строительного материала».

— Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уро­ке? (Состав слова.)

— Как вы считаете, для чего нужно знать состав слова? (Чтобы грамотно писать, правильно определять орфограммы в словах.)

V. Изучение нового материала

- Что является строительным материалом для дома? (Ответы.) А вот «строительные блоки» для слова или ча­сти слова называются морфемами.

Работа с учебником (упражнение 128, с. 84).

Посмотрите на «домик», в котором живут части слова, и скажите, сколько их. Назовите их. (Ответы.)

— С какой частью слова мы уже с вами знакомы? (С корнем.)

— В каких «комнатах» живут постоянные «жильцы»? (Отве­ты.) Почему вы так решили?

— А в какой «комнате» «жильцы» все время меняются?

— А почему они меняются?

— Итак, из каких частей состоит слово? (Ответы.)
Наблюдение над особенностями окончания
как изменяе­мой части слова.

- Прочитайте текст, записанный на доске. О чем говорится в тексте? Какое слово повторяется чаще других? (Ответы.)

- Книга — твой лучший друг и учитель. В книге много интересного и полезного. С книгой дружи, не пачкай ее. Не рви книгу.

- Выпишите в столбец слово «книга» так, как оно звучит в тексте.

Книга.

В книге.

С книгой.

Книгу.

- Сравните эти слова. Чем они похожи и чем отличаются? Най­дите часть слова, которая изменяется, обозначьте ее следую­щим образом: 

— Какая часть слова изменяется в этих словах? (Окончание.)

- Ребята, когда мы изменяем слово, то образуются формы одного и того же слова. Они различаются только окончаниями, все остальные части слова остаются неизменными, и значение слова не меняется.

— А как «получить» формы слова? (Изменить слово по во­просам.)

— Итак, что такое окончание? (Ответы.)

— С помощью какого знака мы обозначаем окончание? (О)
Наблюдение за ролью окончания как средства выраже­ния связи слов в предложении.

- На доске записана пословица: «Что записано (перо), не выру­бить (топора)».

- Прочитайте пословицу. Можете ли вы объяснить ее смысл? Почему?

— Связаны ли слова пословицы друг с другом по смыслу?

— Что нужно сделать? Что получилось? Прочитайте.
Запишите пословицу правильно, выделите окончания в изме­ненных словах.

— Итак, какую работу выполняют здесь окончания? (Связы­вают слова в предложении.)

Работа с учебником (правилос. 86).

— Что такое окончание? Для чего оно служит? (Ответы.)
Физкультминутка

Упражнения выполняются согласно тексту.

Покачайтесь, Встаньте на носок, на пятку,

Покружитесь, Поскачите-ка вприсядку,

Потянитесь, Глубоко теперь вдохните,

Распрямитесь, Сядьте тихо, отдохните.

Приседайте, приседайте, Все в порядок приведите

Пошагайте, пошагайте. И писать, друзья, начните.

VI. Закрепление изученного

Работа с учебником (упражнение 131, с. 85 (работа в парах)).

Прочитайте текст. Все ли вам было понятно? Почему?

— Что нужно для этого сделать? (Изменить окончание в форме слова «очки».)

Поставьте вопросы от выделенных слов к формам слова «очки». Запишите их в столбец. Выделите окончания в разных формах этого слова.

Найдите в тексте выражение, близкое по смыслу к словосоче­танию «плохое зрение», и составьте с ним предложение. (Устно.)

Проверка.

— Итак, что такое окончание? Для чего оно служит?

— Ребята, каким образом «получаются» формы слова? (Ког­да мы слово изменяем по вопросам.)

Что изменяется в формах слова? (Окончание.)
Дифференцированная работа.

1 группа — упражнение 132, с. 86,

2 группа — прочитайте, спишите, вставляя пропущенные буквы; найдите разные формы одного и того же слова, выдели­те в них окончание.

** *

Белые ша..ки на белых б..резах.

Белый зайчи..ка на белом сн..гу.

Белый узор на в..твях от м..роза.

По белому снегу на лыжах б..гу. (Л. Яхнин.)
3 группа
— прочитайте, к фразам из первого столбца подбе­рите синонимы из второго столбца, соединив их линией. Выпиши­те формы слова «рука», выделите в них окончания.
Подать руку. Отучить.

Дать руку на отсечение. Умелец.

Дать по рукам. Помочь.

Мастер на все руки. Поручиться.

Проверка.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.