Природа - особа легкомысленная — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Природа - особа легкомысленная

2017-09-10 192
Природа - особа легкомысленная 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Нам, взрослым, конечно, нелегко приходится. Что поделать! Ноша ро - дителя должна быть увесистее «детской клади». Да вдобавок надо помнить: с окончанием пубертатных «катаклизмов» - гормональных бурь, эмоциональ - ных взрывов, ледниковых периодов - конфликт отцов и детей не исчезает. Он лишь переносится в другую плоскость и, с большей долей вероятности, ста - новится скрытым, затяжным, глубоким. Не думайте, что наше основное заня - тиепугать читателей. Наоборот. В первую очередь нам бы хотелось пред - ложить вам схему поэтапного освоения «правил игры в мир взрослых лю - дей», на которое обречена вся «юность мира». И заоднокартину типичных ошибок «зрелости мира».

 

Когда наступает новый этап взросления, многим свойственна одна и та же ошибка: слава богу, ребенок вырос! И теперь он совсем - совсем взрос - лый, будет думать своей головой, а я, наконец, смогу вздохнуть спокойно. Увы! Когда подростки становятся юношами и девушками, их половое созре - вание, действительно, завершается. В первобытные времена это фактически означало завершение индивидуального развития, поскольку основной функ - цией рода человеческого являлась функция репродуктивная, а социальные навыки были максимально приближены стайному существованию. Инфор - мацию, необходимую для адаптации в первобытном обществе, потомки пе - щерных людей усваивали намного быстрее, чем сегодня. И в десять - двенадцать лет из них выходили отличные охотники, рыбаки, собиратели, матери, отцы и члены племени. Но в ходе развития общественных отношений жизненно важный объем информации, как и срок его усвоения, постоянно увеличивается. Мы созреваем все позже и позжене только в психологиче -


ском плане, но и в физиологическом: удлиняющаяся продолжительность жизни отодвигает начало репродуктивного периода, задерживая человека на стадии освоения мира «с детской интенсивностью». Природа дальновидна: у физически взрослых людей темпы и жажда познания серьезно снижается по сравнению с аналогичными свойствами детской психики. Теперь им следует (согласно законам эволюции) пересмотреть приоритеты и направить свою деятельность к другим целям, а именно к продолжению рода.

 

Но человек уже давно поступает наперекор природепрактически с самого момента выделения в отдельный вид. Французский писатель Жюль Ренар мрачно шутил по этому поводу: «Богу недурно удалась природа, но с человеком у него вышла осечка». Действительно, биологическая программа,

 

до жестокости равнодушная к отдельной биологической единице и занятая исключительно созданием все более и более жизнеспособных видов - не са - мая авторитетная покровительница и наставница даже для семейства пралю - дей. Вместо несокрушимого здоровья, изрядной плодовитости и отменно ра - ботающих органов эволюция направила всю «энергию прогресса человека» в одну точкув познание себя и мира. Наш «жизненный инструмент» - не мощные челюсти, не быстрые ноги и не репродуктивная функция, а, конечно же, мозг, способный обрабатывать и, главное, запоминать информацию.

 

По мере развития человечества биологическая программа устаревает все безнадежнее, а потребности взрослого человека все основательнее отли - чаются от потребностей «милого и непосредственного создания», макси - мально близкого к природе, каковым, до определенного возраста, является ребенок. Первоисточником тех проблем, к которым приходит вчерашний подросток по окончании этапа полового созревания, следует назвать двойст - венность восприятияи внутреннего, и внешнего. Молодого человека счи - тают взрослым, дееспособным, ответственным (по крайней мере, в юридиче - ском смысле). Он и сам хотел бы видеть себя таким. Но реальность не под - тверждает его притязаний: попытки заявить о себе в рамках профессиональ - ной деятельности чаще всего купируются окружающими; а его стремление удалиться от социальных проблем в зону эмоциональных «релаксантов» вы - зывает возмущение. Прессинг и со стороны близких, и со стороны «дальних»- условно говоря, внешнее давлениескладываются в обстановку весьма не - благоприятную.

 

Психологи и социологи считают возраст «входа в жизнь» этапом чрез - вычайной профессиональной и эмоциональной нестабильности. Бесконечная учеба, временная работа, непрочные личные связи, конфликты с родными. И все это - на фоне социальной (а зачастую и психологической) зависимости и неопределенности. Молодежь идет на множество ухищрений, чтобы снизить психоэмоциональные и социальные нагрузки. Период, именуемый «входом в жизнь», длится приблизительно с 18 до 25 лет, хотя Карл Юнг склонялся к тому, чтобы продлить его до 35, а то и 40 лет. Почему такой «разброд» в оценках? Все зависит от конкретной социальной ситуации. Представьте же - стко регламентированное общество, в которое приходится «врастать» деся - тилетиями, где все роли распределены и контингент «новых поступлений»


строго ограничен, - здесь одному с завязыванием социальных связей не спра - виться. И вот, пожалуйста: накануне сорокалетия родители водят своих от - прысков за руку - знакомят с «нужными людьми» и ищут им «подходящую партию» - то ли брачную, то ли политическую. Совсем иначе течет время в другой социальной среде - там, где даже школу незачем оканчивать: вполне достаточно жениться, убить пару представителей враждебного племени и хо - тя бы одного туриста, надеть жене на шею ожерелье из их зубови ты уже полноценный мужчина, воин, защитник. А сколько тебе летодиннадцать или все четырнадцатьэтого никто не знает. Поскольку сам вождь умеет считать только до десяти. Здесь другие требования и другие приоритеты.

 

Итак, оставим бездонную тему «Во сколько взрослеет современный че - ловек?», заметим лишь: это годы, когда «семейная безопасность», обретенная

 

в детстве, исчерпана, а личность продолжает активно формироваться. Если согласиться с утверждением С. Л. Рубинштейна: «В качестве личности чело - век выступает как «единица» в системе общественных отношений, как ре - альный носитель этих отношений. В этом заключается положительное ядро той точки зрения, которая утверждает, что понятие личности есть общест-венная, а не психологическая категория»72, то становится понятным «прави - ло социальной паутины».

 

То, что кажется индивидуальностью, индивидуальностью не является, пока не при - обретет обширных социальных связей.

Но решение этой задачи возможно только при активном участии субъ - ектато есть самого молодого человека. Здесь проблем не избежать. Освое - ние новых «правил игры» – нелегкая задача и решить ее «в неглиже с отва - гой» невозможно. Психика вчерашнего подростка, устав от длительных пере - строек и переустановок программы, ищет «на чем бы сэкономить». А стар - шее поколение воспринимает подобное стремление «поберечь энергоресур - сы» как злостное тунеядство. И психологическое, и социальное. Хотя зачас - тую ошибается и действует во вред и молодежи, и себе. Не стоит корить себя за этот промах: мы, в некотором роде, исключение из общего правила эволю - ции. Ни природа, ни мы сами еще не знаем, как с собой обращаться. Отсюда и все проблемы вида хомо.

 

Но вернемся к современности. Предположим, родители в состоянии обеспечить финансовое подспорье подросшему чаду, но не в силах провести его за руку по всему пути самореализации. По окончании пубертатного пе - риода молодежи приходится осваивать закрытую до сих пор сферу «реальной жизни». Конечно, процесс приобретения жизненного опыта идет всю жизнь, но сейчас это сознательный опыт. Приходится формировать собственное мнение, развивать самостоятельное мышления, оценивать и анализировать полученную информацию. Молодой человек меняется не так быстро, как ре - бенок, но все - таки очень быстро. И он меняется качественно.

 

У него появляется своя система ценностей, своя система стереотипов, а также неприятная привычка впадать в крайностине столько своя, сколько


 

 

72 Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности.


общевозрастная. Папу и маму коробит примитивность и неосмотрительность желаний и поступков их «кровиночки»: ну зачем ей (ему) эти жуткие компа - нии? Знай себе шляются по тусовкам, пиво пьют, все до копейки в магазинах просаживают и т. п. Какой в этом прок? А если «кровиночка», наоборот, впа - дает в другую крайностьделает карьеру, не щадя себя, - тоже попреки: что

 

ж ты все за компьютером сидишь, в библиотеке безвылазно, никуда не хо - дишь, ни с кем не встречаешься? Когда и погулять, как не в молодости? Ро - дители волнуются, видя некоторый «перекос» в образе жизни своего ребенка. Им бы хотелось большего равновесия, гармоничного соотношения между ра - ботой и отдыхом. А молодежь, наоборот, уж если чем увлечется, то без вся - кого чувства меры тратит силы, время и средства на что - нибудь одно. В чем причина такого «западания», сильно похожего (а нередко не только похоже - го) на психологическую зависимость?

Причина заключается именно в необходимости самоидентификации личности как общественной единицы, а на практикев самом процессе по - иска и налаживания общественных связей. Ранее мы упомянули об «эмоцио - нальном максимализме», когда чувства охватывают мозг подростка и «тор - моза» отказывают. Даже после перехода роли «эмоциональных тормозов» от миндалин мозжечка к лобным долям мозга, компульсивный (охватывающий) характер переживания некоторое время сохраняется. Так что «гиперчувстви - тельность» еще до конца не «испарилась» из сознания (вернее, из подсозна - ния) молодого человека. Прежде чем он перестанет жить аффектами, тре - бующими «здесь и сейчас удовлетворения», пройдет определенное времяи, возможно, немалое. Из - за этой особенности мироощущения какая - нибудь выбранная наудачу «стезя» может захватить молодого человека целиком, а хорошо просчитанный и тщательно сбалансированный «жизненный сцена - рий» не вызовет особого интереса и дождется разве что формального вопло - щения. И все потому, что здесь приоритеты детей и родителей нередко кате-горически не совпадают.

Одна из причин «семейных войн» - уже упомянутый принцип «я бы на твоем месте». Папа и мама, пытаясь «осчастливить» свое чадо «подарками судьбы», о которых в свое время мечтали, исключают вероятность других предпочтений. Они выстраивают приблизительно такую схему: у меня не было возможностей достичь успеха из - за отсутствия тех или иных условий; я добивался своего долго и тяжко; но теперь - то я обеспечу своего ребенка всем необходимым; а значит, мой ребенок пройдет этот путь намного быстрее. Вопрос «А хочет ли наше чадо вообще вступать на указанный путькак - то не приходит чадолюбивым родственникам в голову. И даже если сын / дочь намеревается следовать по стопам папы / мамы, ему / ей может совсем не по - нравиться, что окружающие видят в нем только папенькиного / маменькиного сынка / дочку, продолжателя родительских заветов.

Проблема усугубляется тем, что так называемая «жизненная цель» у человека появляется не сразу. Лишь в романических жизнеописаниях и рек - ламных роликах про замечательных людей все выглядит так эффектноОн / она сразу понял / понялаэто судьба! Ему / ей предназначено открыть но -


вый материк, изобрести пенициллин, создать автомобильную империю, вы - играть конкурс «Мисс мира». Тогда, поправив идеально сухой памперс, гени - альное дитя смело взглянуло в лицо грядущему». Нет, не в памперсы и даже не в школьную форму было одето гениальное дитя, когда пересчитывало веснушки грядущего.

 

Конечное оформление жизненной цели наступает в довольно зрелом возрасте, в лучшем случае - накануне двадцатипятилетия.

Но процесс, как уже было сказано, начинается задолго до этого собы - тия. И человеку необходимы целихотя бы в форме «общего направления».

 

В качестве «указателя» используется стандартный образ успешного деятеля, взятый, как правило, из списка, предоставленного масс - медиа: звезды, поли - тики, бизнесмены, ученые. И все поголовнопрославленные и богатые. Ни - кто не стремится умереть в безвестности и нищете, вспоминая о миновавшем благоденствии. Наоборот, большинству свойственны завышенные требова - ния и чрезмерные запросы. «Кто преуспевает в малом, тот не способен дос - тичь большего», как сказал Блез Паскаль.

В наше время довольно часто специфика образа жизни, выбранного в свое время родителями, вызывает у детей внутренний протест. Неважно, за - служенно или незаслуженно. Главное, что младшие вовсе не желают «быть как мама с папой» - им подавай свое собственное, индивидуальное. Откуда только он берется, этот самый «усредненный образ индивидуального»? Как мы уже писали, первые шаги в самостоятельную жизнь отмечены формиро - ванием системы социальных ориентиров. В качестве «вешек» на этом пути выступают ценности, принятые в молодежном сообществе. Чтобы понять их природу, необходимо осознать стандарты, на которых базируется молодеж - ная субкультура. То есть нарисовать общую картину стереотипов, руководя - щих поведением и мироощущением молодых людей.

Она не сильно отличается от аналогичных стандартов, регламенти - рующих жизнь подростка. Но в большей степени направлена на перспектив - ное развитие. Система стереотипов, как правило, жестко привязана к сущест - вующей обстановкесоциальной, экономической, этической. Поэтому опи - сать ее в подробностях невозможно: для каждой социальной группы и для каждого отрезка времени существуют свои особенности. Но есть и всеобщие закономерности: время, средства и результат достижения желаемого. Времямаксимально короткое; средствамаксимально простые; результатмакси - мально публичный. Для разъяснения возьмем стандартную ситуацию: вче - рашний тинейджер еще не понял, чего ему по жизни надо. Сейчас он хочет (в основном) продемонстрировать себя обществу, хочет привлечь к себе внима - ние, хочет быстрого успеха и т. п. Но в запасе у него главным образом физи - ческие данныесила (относительная), красота (тоже нередко весьма относи - тельная), здоровье (если не считать мелких неприятностей с кожей, волоса - ми, зубами …). Вот и пользуется вчерашний тинейджер тем, что имеетдля максимально скорого достижения максимальной известности. И конечно же, нередко добивается того, чтоему не требуется. Почему? Да хотя бы пото -


му, что не знает себя и тем более плохо представляет, в какую сторону по - вернет его личность в процессе развития.

Первые «жизненные установки» на самом деле не что иное, как различные формы эпатажа.

 

Свержение идолов и разрушение догмкрайне популярные способы самоутверждения среди подрастающего поколения. Естественно, их исполь - зует и молодежь, вышедшая из школьных стен, но не окончательно избавив - шаяся от стратегий, свойственных переходному возрасту с его «психологиче - ским бунтарством». Родителей, конечно, повергают в ужас странные намере - ния любимого чада. Им кажется, что невероятные «кульбиты» сознанияэто некий психологический дефект, пусть не патология, но наверняка девиация (психологическое отклонение). На первый взгляд такое непременно должно испортить «совсем еще ребенку» всю последующую жизнь. Скажем, родите - ли узнают, что их сын надумал попасть в книгу рекордов Гиннеса в качестве самого татуированного человека в мире, а дочка намерена на утлой лодчонке покорить экваторпапа обрушивает на своих отпрысков все громы и молнии из «штормового арсенала», а маме наверняка становится нехорошо. Но это всего лишь очень короткий этап «причудливых желаний», который быстро пройдет.

 

К тому же многие подростки в момент обострения негативизма, на эта - пе психологического бунтарства ощущают: им совершенно не нравится образ жизни родителей. Именно в силу того, что этот образ жизни становится их собственным не в результате свободного выбора, а в результате внешних об - стоятельств. Психологический акцент, соответственно, заостряет недостатки «навязанного» существования, отчего пресловутые недостатки кажутся вде - сятеро ужаснее, чем, предположим, постороннему наблюдателю. Такое «раз - дувание» негативаеще один результат компульсивного характера воспри - ятия. Старшее поколение, не имеющее представления, чем оно «этим моло - кососам» не угодило, старательно (а то и настырно) «реабилитирует» свой образ жизни в глазах младшего поколения. Все, почва для разрыва готова. В общем, живите как хотите, а нас к себе не ждите. И вот: дети, соответствен - но, выбирают противоположную модель существования, которой и придер - живаются в дальнейшем. Так разница в системах ценностей и нежелание старших понять эту разницу привели к затяжной конфронтации.

 

Слишком серьезный подход к конфликту превращает небольшое столкновение в объявление войны.

 

Взрослые, поймите: упрямство и даже некоторый нарциссизмжиз - ненно важные свойства индивида, вступающего в самостоятельную жизнь. Ему необходимо владеть средствами защиты от внешнего давления. Он обя - зан научиться отстаивать свои интересы. Притом, что круг интересов еще не сформирован окончательно. Что поделать: мы так далеко ушли от матушки - природы в плане социальном, но, в принципе, никуда не ушли в плане био-логическом, что под глазурью общественных норм скрывается пещерный человек. И он отстаивает свои хрупкие социальные позиции и претензии (часто дутые) самыми первобытными способами. Возможно, с годами он пе -


ременится и цивилизуется. Чтобы это произошло, вчерашнего подростка лучше поместить в комфортную, а не в агрессивную «семейную среду».

 

Нет, мы не призываем вручать всякому выпускнику вуза, идущему на собеседование к работодателю, каменный топор, амулет из обсидиана и клят - венное обещание зарыть, если что, труп врага на дачном участке под тепли - цей с огурцами. Снабдите вашего ребенка хотя бы верой в его начинания. Не злитесь, не паникуйте, не самоутверждайтесь на нем фразами типа «А я пре - дупреждал / предупреждалаи «Лично я бы на твоем месте …» - даже если у него не получится по его же вине: предъявляет завышенные требования, ждет идеальных условий, ищет нанимателя для уникального специалиста, хочет блестящихнет, ослепительных - перспективНекоторым личностям

 

особенно личностям незрелым - требуется время, чтобы разобраться в себе. Но, разобравшись, они не склонны сворачивать с выбранного пути. Лучше потерпеть, чем «обломать» такого согласно общепринятому шаблонуиска - лечите жизнь и ему, и себе. Хотя с «упертой творческой личностью» сосуще - ствоватьдалеко не сахар

 

С одной стороны, создание собственных связей и карьерный рост за - нимает не один год. С другой стороны, круг интересов и образ мышления для таких «упрямцев» складывается не «сообразно обстоятельствам», а «сообраз - но намерениям». Они, в некотором роде, предпочитают менять среду, нежели «ломать себя». Подобная стратегия в психологии называется «плодотворной ориентацией характера».

 

Надо признать: окружающие не очень - то хвалят и привечают «плодотворно ориен - тированных» людей.

 

Во - первых, те бывают жесткими и даже жестокими в общении. Во - вторых, ими трудно манипулировать. В - третьих, они практически никогда не раскрываются до концаи перед близкими в том числе. И наконец, они не терпят, когда их пытаются использовать в демонстративных целях. Чем ныть, сетовать и сплетничать, честолюбивым родственникам стоит поближе при - смотреться: как у их ребенка обстоят дела с ориентацией характера? Повто - рим: многие родители не видят за деревьями леса, а за исполнением роди - тельских обязанностейиндивидуальности своего отпрыска.

 

Пусть личность, формируясь, самостоятельно «выкристаллизовывает» образ счастливого, благополучного существования в качестве идеала. Кстати, близкие нередко присоединяются к младшему поколению в их выборе: разве плохо быть богатым и знаменитым? Но две вещи вызывают в них сомнениявнешние и внутренние факторы успеха. Хватит ли нашим, вроде бы ничем не примечательным, детям удачи и таланта, чтобы повторить славный путь того или иного «культового персонажа», с пафосом описанный в журнальных статьях и исторических мемуарах? Остается дать совет: нельзя забывать, что СМИ и ЖЗЛне энциклопедия жизни, а только ее бледное и весьма иска - женное отражение. Поэтому не старайтесь «подогнать» сознание своего ре - бенка под стандарт, соответствующий (или, наоборот, противостоящий) журнально - телевизионному «светлому образу». В планы вашей семьи не должны входить «конкретные задачи» - например, достичь вершин шоу -


бизнеса и устроиться там со всеми удобствами, или, напротив, выстроить личную башню слоновой кости и навек затвориться в ней с чады и домочад - цы.

 

Абстрагируйтесь от мемуаров.

Лучшее, что вы можете сделать для младшего поколенияэто помочь ему разобраться в себе. А если вам кажется, что ваши дети замышляют нечто супероригинальное, не надо сразу представлять, как «эти молокососы» пре - вращаются в татуированных энтузиастов - маргиналов, плывущих по волнам Тихого океана на прохудившемся плоту. Экстремизм пройдетабсолютно бесследно или, в крайнем случае, сохранится в форме вполне разумного хоб - би. Поэтому, дабы у молодого человека не наступила фиксация на «полупод - ростковых» мечтаниях, не стоит без конца его упрекать, вызывать на разго - вор о «жизненных планах» и т. п.

 

Повторениемать не столько учения, сколько зубрежки.

Не обращайте особого внимания на «судьбоносную мечту» – и она ис - парится через несколько месяцев (максимум через пару лет). В общем, не ка -

 

пайте ребенку на мозги и не задерживайте внимание ребенка на незрелых фантазиях. Дайте ему шанс перейти к фантазиям зрелым. А станете беско - нечно возвращаться к данной темеи сиюминутная прихоть намертво за - стрянет в памяти молодого человека, превратится в «вечный укор». Вот, ме - жду прочим, была у меня мечта! Такая мечта! Гондольером стать в Венеции: девушек возить, «О соле мио» распевая. А вот поди ж тыне склалось. И стал я, бедняга, всего - навсего стоматологом. И пожалуйста: разве теперь объяснишь хорошему, востребованному специалисту, работающему в пре - стижной клинике, что гондольервсего - навсего костюмированный лодоч - ник, которого душат конкуренция и ларингит?

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.