Сцилла и Харибда общественного мнения — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Сцилла и Харибда общественного мнения

2017-09-10 203
Сцилла и Харибда общественного мнения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В этом душераздирающем сюжете о том, как социальная среда уминает

и утаптывает незрелую, неопытную личность, прослеживается одна стран - ность. Ведь термином «социальная среда» обозначается не мифическое чудо - вищеэдакая помесь Сциллы и Харибды, им обозначаются родственники, друзья и знакомые терроризируемой личности. Откуда, спрашивается, столь злонамеренное отношение, прямо - таки саботаж родственных чувств? О со - держании так называемых «родственных чувств» мы поговорим позже, а по - ка остановимся на тех проблемах, которые нам создает наш круг общенияда мы и сами себе их создаем, подменяя индивидуальное внимание психоло - гическими играми, развлечениями и ритуалами. Соблазн великвот почему многие из нас преследуют именно эти эгоистические цели, а вовсе не «помо - гают ближнему». Разве что у ближнего те же потребности: разрядить и сни - зить все, что давит на мозгии без лишних трат.

Ритуальные и игровые формы поведения преобразуются в стандартные формулы, советы, предложения: конечно, тебе стоит приглядеться к этому


парню, конечно, тебе уже пора замуж, конечно, мы плохого не посоветуемХотя вероятность «посоветовать плохое» весьма велика. И не из - за тайной злонамеренности, как может показаться на первый взгляд, а именно из - за «ритуального сопереживания»: ведь у него разные цели с индивидуальным сопереживанием.

 

Ритуальное (или, если хотите, игровое) сопереживание служит эгоистическим по - требностям, индивидуальноеальтруистическим.

Есть и более серьезные отличия: в частности, в ходе реального обще - ния, происходящего между личностями, а не между игроками, возникает обмен информацией, а игровое общениене что иное, как обмен ходами на пути к победе или к проигрышу. Конкретная ситуация, взятая из жизни кон - кретного человека, превращается не то в шахматную партию, не то в газет - ную статьюИ отношение к ней соответствующее: без ответственности, без желания помочь, без личной связии это вполне логичное «ограничение». Ни к шахматным фигуркам, ни к «бумажным человечкам» подобные чувства испытывать попросту невозможно. А информацияЕе легко исказить, прак - тически не меняя основного содержания. Этим искусством в совершенстве владеют идеологи и, как результат, «рупоры общественности», которым пуб - лика так охотно верит. А зря.

 

Проблема усугубляется некоторыми «особенностями национального сексизма». Наше общество до крайности жестоко относится к женщине. И, как ни странно, все потому, что именно женщина служит для социума стерж - нем. Говоря языком истории, Россияпатриархальная страна, скрывающая свою матрифокальность. Переводя на разговорный язык, мужчина правит, женщина делает. Поэтому на женских плечах традиционно лежит огромная нагрузка. Женская запуганность и неразборчивость, примитивное, «биологи - зированное» поведение женщины в Россиивот «плющ», которым, согласно старой шутке американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта, архитекторы нашего общества могут прикрыть свои ошибки.

 

Готовность взять в мужья кого придется, отказаться от карьеры ради материнства, «поднимать семью» любой ценойчаще всего ценой своих собственных потребностей и амбицийвот «общественно - полезные» свой - ства «женщины русской земли»36, описанной еще Некрасовым.

 

Высокая избирательность, эгоистические побуждения, уверенность в себевсе это расшатывает, разрушает экономические структуры, построенные на заниженной само - оценке человека, на его готовности «хоть как - то прожить».

Положение женщин в этих структурахбазисное: обеспечивать чело - веческими ресурсами не только настоящее, но и будущее страны. Так что выбраться из социальной «паутины» ролей и обязанностей женщине особен - но сложно. Социум, будто чары, насылает страхи, используя запугивающую идеологию, упреки в пренебрежении к традициям, могучий комплекс вины и прочее психологическое оружие. Дожидаться момента, когда условия не про - сто улучшатся, но это улучшение достигнет, наконец, лиц женского полапричем как в мегаполисах, так и в глубинкезначит, дожидаться полного


 

36 Некрасов Н. Мороз, Красный нос.


решения проблем российской экономики и морали. Представляете, сколько времени это займет?

 

А на данном этапе, как, впрочем, и всегда, социуму требуется особа, нацеленная на выживание, не разбирающая, что подходит ей, а что нет. Идеология старается «запрограммировать» соответствующим образом мак - симальное количество девушек. И те, кто не имеет никакой поддержкини внешней, от понимающих близких, ни внутренней, от укоренившихся амби - ций, - становится покорной жертвой идеологического насилия. Противосто - ять такому обхождению можно и нужно. Но не на демонстрациях с лозунга - ми в руках, а внутри себя. То есть прежде всего не принимать на веру стерео - типы, сложившиеся в массовом сознании задолго до нашего рождения. И не бояться «идеологических страшилок», которыми современную женщину за - гоняют в рамки «некрасовского образа», многострадального и многотерпели - вого. Тем более, что многие из этих «страшилок» верны только на первый взгляд.

В частности, с первой половины прошлого века до сегодняшних дней в анналах идеологии присутствует устрашающая история о «мужчинодефици - те». Расплывчатые, но неприятные данныекакие - то мизерные проценты, какие - то десятые доли мужчины, приходящиеся на женскую душу в городах

и селахвсе они прочно оседают в мозгу. И большинство женщин, чья жизнь в браке не задалась, пытается утешиться рассуждениями следующего рода: «Ну, я, слава богу, хоть замужем. А сколько сейчас пьяниц, наркома - нов, уголовников, психов разных?!» Мы можем сказать, сколько. По послед - ним подсчетам, мужчин репродуктивного возраста (то есть не детей и не дряхлых старцев) в России около 20 миллионов. Причем неподходящих для брака лицтех, кто страдает алкоголизмом и различными формами наркоза - висимости, находится в местах заключения и т. п. – около 9 миллионов. Оста - ется 11 миллионов. Разумеется, можно взглянуть на эту ситуацию следую - щим образом: «Ну все! На мою долю точно не хватит! При таком положении в стране с мужиками …» С этой позиции рассматривает статистику общест - венное мнение. Оно же, капля за каплей, формирует мнение индивидуальное. Естественно, при таком раскладе о достоинствах избранника речи быть не может. Он сам по себе подарок, по факту существования. Вот почему на про - сторах нашей родины молодые девушки, как правило, страдают от занижен - ной самооценки и повышенной тревожности по поводу вероятногоили, точнее, невероятного - замужества.

А между тем, есть и другой взгляд на вещи. Спросите себя: неужто среди 11 миллионов мужчин – 11 миллионов только в России - не найдется ничего подходящего мне, особенно если искать с умом? Стоит приглядеться к этим цифрам: мужчин миллионы, а требуется одинпо крайней мере, один на данный момент в качестве мужа. Если бы вам, например, довелось выби - рать себе пару босоножек среди 11 миллионов пар, вас бы похоронил Эве - рест коробок с обувьюи никакое МЧС не сумело бы вас откопать. Только это, пожалуй, и помешает свободному выбору личности, нуждающейся в бо - соножках. Или в мужчине.


Когда мы счастливыто есть когда уровень тревожности минималь - ный, нам и в голову не приходит вычислять, к какой категории нас относит социологияк 80 % или к 0,3 %? Это наша жизнь, а не социологический опрос.

 

Ориентация на «массовый результат» появляется только в тех случаях, когда нам хочется гарантий.

 

Чтобы беспроигрышно, безошибочно, беспроблемно получить все то, чего хочется. Правда, в статистике никаких стопроцентных гарантий не пре - дусмотрено, ни для кого. Из любого большинства всегда найдутся исключе - нияхоть один процент, хоть два, а чаще десять, двадцать и более. Причем в численном эквиваленте это могут оказаться сотни тысяч человек. Немалень - кая компания? Потому - то и не следует апеллировать к статистике, когда речь заходит об индивидуальности. Приглядевшись к ситуации, понимаешь: про - блема заключается отнюдь не в статистических выкладках, а в желании по - лучить моральную поддержку. Кстати, искать эту поддержку следует в соб - ственном мировоззрении, а не в среднем арифметическом итоге какого - то опроса. Ведь наше желание решить задачу напрямую зависит от установки на успехили на поражение.

 

Установка на поражение в данном случае приходит в наше сознание прямиком из биологической программы. Эволюционные механизмы выжи - вания популяции складывались без учета человеческой личности, но это не значит, что на людей они не действуют. В психологической проблеме, о ко - торой идет речь, участвуют два компонента: страх, одна из самых мощных мотиваций; а также гормональный сдвиг, происходящий в организмах живых существ после катастрофических событийэпидемий, землетрясений, войн. Они усиливают друг друга и оказывают на сознание очень мощное влияние. Биологическая программа активизируется и вызывает сильнейшую потреб - ность в размножении. Поголовье растет, рождаемость увеличивается. Так природа старается компенсировать потери и восстановить численность попу - ляции.

 

У животных через некоторое время биохимические изменения прохо - дят, и все возвращается на круги своя. С людьми сложнее. Сознание «цепля - ет» и удерживает некоторые установки с огромной силой. Гормональный «допинг» неспособен создать устойчивую психологическую структуру, а сознание человекаеще как способно. Вот почему за период «повышения рождаемости» в психике целых поколений возникает и укореняется потреб - ность иметь побольше детейневажно, в браке или вне брака. С годами лич - ная потребность трансформируется в материнскую заботутак появляется неистовое желание подыскать пару для своего потомства, чтобы поскорее увидеть внуков. При поддержке (в основном моральной) со стороны государ - ства соответствующий взгляд «прорастает» в сознании четкими установками: любой ценой найти себе брачного партнера и оставить потомство! При том, что государству нужны все новые и новые человеческие ресурсы, возникает замкнутая система: общественное мнениеиндивидуальная установкаоб - щественное мнение.


Разве вы и ваши дети родились лишь для того, чтобы стать галочкой в социальной анкете, миллионной долей процента в статистическом отчете? Нет, конечно же. Каждой личности необходимо иметь собственную систему ценностей, критерии отбора, образ успехаНо в любом случае восприни - мать себя как заведомого неудачника нельзя. Иначе мы строим между собой

 

и успехом настоящую Китайскую стену. В результате, можно сказать, чело - век сам себя сажает в «психологическую тюрьму» и оставшиеся годы жизни смотрит на яркий, свободный, прекрасный мир через зарешеченное окошеч - ко. Дескать, как там замечательноно я - то здесь

 

Психология человека амбивалентна: она легко маскирует ловушки под «свет в кон - це тоннеля», а выходпод непроходимую топь.

Есть также тюрьмы, возникшие в результатенеконтролируемой сво - боды. То есть, конечно, не из - за свободы как таковой, а из - за отсутствия чет - кой позициивнутренней и внешней: хочу то - то и буду добиваться своего, ничего другого мне не предлагайте! Иной раз человек или сам не знает, чего хочет, или не представляет, как добиться желаемого, или не может устоять под натиском «мусома». Помните, у хоббитов так называлась «всякая вещь, которую девать было некуда, а выбросить жалкоТакого мусома в жилищах

 

у них накапливалось изрядно, и многие подарки, переходившие из рук в ру - ки, были того же свойства»37. Моральный «мусом» как раз и состоит по большей части из устаревших стереотипов, типизированных мнений, одрях - левших стандартов. Но не всегда «мусом» представляет собой сплошное пыльное старье. Некоторые писклявые звуки, изданные модой и принятые аудиторией близко к сердцуэто тоже «вещь, которую девать некуда, а вы - бросить жалко».

 

«Не нужны мне мама, ваши советы»

 

Обременительные черты «мусома» появились даже у такой соблазни - тельной сферы жизнедеятельности, каксекс. Именно по вине моды. На ру - беже тысячелетий секс не просто освободился от многих запретов - он стал элементом престижа, и у него появились качественные характеристики. Сей - час нередко можно услышать: «Мне необходим хороший сексили «Это был некачественный сексЧтобы получить качественный секс, нужен не только образцово - показательный партнер, но и самой следует быть достой - ной хорошего секса. У секса появились «спортивные стороны». Подобные «нововведения» принципиально изменили отношение к сексу со стороны женского пола.

 

В традиционном обществе секс главным образом воспринимался и применялся как оружие, с помощью которого женщина берет в плен и удер - живает выбранного ею мужчину. Кстати, многие «военные» игры по мере уменьшения кровожадности человечества перешли в категорию игр спортив - ных. Но сексне биатлон, чтобы с той же легкостью переходить из катего - рии «погранично - охранной» в категорию «спортивно - развлекательную». Слишком многое с ним связанодаже в нашу странную эпоху. Неудиви -


 

37 Толкиен Дж. Р. Р. Властелин колец.


тельно, что женский пол растерялся. С одной стороны, что мешает женщи - нам по - прежнему вести себя согласно племенным заповедям амазонок, от - лавливающих мужчин по мере надобности? Спортивно - сексуальные правила ничуть этой стратегии не мешаютнаоборот, упрощают процедуру: побе -

 

дивший в честном соревновании в качестве приза получает соперника со всеми потрохами. С другой стороны, в отличие от амазонок, нормальные женщины испытывают потребность не только в физиологическом, но и в эмоциональном контакте с отловленным мужчиной. А способен ли «спорт - смен - сексоголик» на эмоциональные проявления?

 

Рита второй год работала в фирме и считала себя вполне зрелой и опытной особой. Сту - денческие романчики остались позади, беготня по кафешкам и танцулькам утомляла, хотелось че - го - то нового, более зрелого, основательногоНет, замуж она пока не собиралась, вот только по - добрать кавалера «по себе» было ничуть не легче, чем хорошего супруга и заботливого отца бу - дущим детям. У Риты, на первый взгляд, было все для удачного выбора: красивая внешность, а также широкий круг знакомых, который без конца пополнялсясотрудниками фирмы, посетите - лями официальных и неофициальных тусовок, друзьями приятелей и приятелями друзей. Она не - плохо ориентировалась в этом «море лиц» и могла бы замечательно устроить свою личную жизнь, ноРиту мучило ощущение, что она, будто ночник в спальне, привлекает каких - то кровососущих насекомых, только в человеческом обличьемускулистых типов с наглыми глазами и явным на - мерением «воспользоваться шансом», дяденек с разной толщины бумажниками и неприятной ух - мылкой. А то и вовсе каких - то уродов, с первых минут знакомства намекающих на ожидающие Риту «незабываемые наслаждения». Такое отношение Риту совершенно не устраивало.

 

Однажды, в минуту жизни трудную, она разоткровенничалась со своей родственницей. Нина, работавшая не то психиатром, не то психоаналитиком, долго расспрашивала Риту о мелких скучных подробностях, на первый взгляд не имеющих никакого отношения к ситуации. Потом важно изрекла: «Ты неправильно себя ведешь с мужчинами! Надо знать, на что реагируем мы и на чтоони. А ты, дорогая, ведешь себя чересчур вызывающе, активно демонстрируешь свое краси - вое тело, хорошенькое личико, вот и …» Дальше Рита даже не слушала. Опять эти нотации! Сама эта Нина красавицей и в юности не была, пылким темпераментом не обладала, да и карьеры вы - дающейся не сделалаВ общем, брать с нее пример не хотелось, и консультация Рите скорее ра - зозлила. Так все и шло «по накатанной», пока Риту не повысили. На новой должности на девушку свалилось много работы: пришлось разруливать дела, запущенные предшественником, налаживать бесперебойный ход процессаНа себя у Риты уже просто не хватало времени: ее привычная де - монстративность сменилась деловитостью, чувство ответственности пригасило категоричность. Ей было не до привычных легкомысленных уловокнадо было беречь силы и думать, как ее бу - дут воспринимать окружающие. Новая должность буквально «сожрала» имидж сексапилки - агрессорши. Забавно, но серьезные отношения с молодым человеком начались именно тогда, когда Рите стало «не до мужиков».

 

Будь Рита повнимательнее к советам «старорежимной Нины» – ей было бы проще решить свою проблему общения. Ведь проблема в том и состояла, что девушка не смогла себя, как сейчас говорят, «правильно позициониро - вать»: применяла хорошо освоенные методы «студенческого флирта», не по - нимая, что решает уже совершенно иные задачи. Для зрелых взаимоотноше - ний требовался другой образ поведения, но Рита, свыкшись с безотказными сексуальными приемами, не задумывалась над их «ролевой ограниченно - стью». Психиатр по имени Нина, вероятно, не обладала эффектной внешно - стью и сексапилом, но дала бы родственнице полезный совет.


 

Надо четко знать свои потребности и строить свои контакты с окружающими соот - ветственно этим потребностям, а не демонстрировать модное нынче высокое либидо всем подряд.


Ведь Риту спасла случайность: она бросила «студенческие фишки», по - тому что была слишком занятаи ее поведение стало более естественным и «человечным». Вот она и получила то, чего хотела, но чего сознательно не добиваласьвнимания к себе как к личности. Спросите: почему прежние знакомые не видели в ней личность? Потому, что каждый современный чело - век предоставляет малознакомым людям в качестве своего «Я» не всю, как есть, подноготную, а целый набор масок и ролей. Вот Рита и выбрала, как ей казалось, наиболее привлекательнуюмаску сексуального объекта. И отно - шение к ней было соответственным, хотя девушке требовалось совсем дру - гое. Сохранись этот статус кво на долгий сроки Рита бы разочаровалась в мужчинах, присоединилась бы к обществу «сексисток - злопыхательниц», охотно обсуждала бы тему, к какому виду копытных относятся мужики, а ее эмоциональная жизнь так и осталась бы ущербной.

 

Но так уж устроен человек: он воспринимает и осмысливает только то, до чего созрел, то, что готов принять. Остальную информацию он усваивать не хочети отвергает, уничтожает, словно компьютер - зараженный файл. Это явление носит название «психической слепоты». К тому же женщина (в любом возрасте), как правило, спрашивает совета тогда, когда подсознатель - но решение уже принято. Ей нужно подтверждение ее выбора, а не чье - то мнение. Проблема усугубляется тем, что неверный личный выбор зачастую инсинуирован общественными стереотипами. В том числе и соревнователь - ным отношением к интимной жизни.

 

Немало девушек озабочены тем, что искусно воплощают «сексуально - спортивные идеалы», жертвуя собой. Но как обстоят дела с «личной жизнью» привлекательных, умелых, сексапильных «рекордсменок»? Честно говоря, не намного лучше, чем у викторианских барышень. Раскованные, эмансипиро - ванные и сексуально подкованные девушки так же часто страдают от сниже - ния либидо и даже от полного отсутствия оргазма. Все оттого, что им прихо - дится действовать в том же духе, что и героиням сентиментального романа. А именноподменять реальность иллюзорностью.

 

Если пуританские нравы не позволяли ни девушке, ни женщине демонстрировать свою сексуальность, то гиперсексуальная культура рубежа тысячелетий, наоборот, требу - ет подобной демонстрации.

 

И в том, и в другом случае от женщины ждут спектакля по общеприня - тому сценарию: «Что вы себе позволяетеили «Я вся такая неукротимая …»

- каким бы ни был индивидуальный настрой «актрисы». Современные «ис - полнительницы модных сексуальных ролей» уделяют огромное внимание внешним эффектам: «Как я выгляжу? Что обо мне думают? Какое я произво - жу впечатление? Достаточно незабываемоеОттого «суперлюбовницы» не - редко вынуждены симулировать оргазм. Им кажется, что, согласно мужским стандартам, полноценная женщина обязана переживать «оргазмический фей - ерверк». Всякий раз. Во что бы то ни стало. И если ничего феерического на горизонте не видать, мужчина, по идее, непременно «делегирует ответствен - ность» партнерше: «Это ее проблемы - она какая - то вялая, холодная, бестем - пераментная». Чтобы доказать свою «полноценность», женщина старается


продемонстрировать яркое, взрывное удовлетворение. Желание мужчины видеть мощную разрядку женщины давит на поведение партнерши и даже снижает ее реальные «шансы на оргазм»: она не в силах отвлечься ни на се - кунду и вообще чувствует себя связанной.

 

Нелегко приходится и мужчине, если он готов принять современное представление о секседемонстративный компонент, вызывая в его мозгу все те же вопросы насчет «незабываемого впечатления», нервирует и отвле - кает от полового акта как такового. Притом, что равнодушное, потребитель - ское отношение к партнерше может «дорогого стоить». Ведь для молодого человека репутация неопытного, грубого, эгоистичного любовника, неспо - собного удовлетворить женщинусамый черный из всех возможных пиаров. Репутация вчерашнего подростка, как правило, строится именно на его при - тягательности, «экстра - сексуальности» и на том самом «опыте», который по - могает указанные качества развивать и демонстрировать. Остальные атрибу - ты «крутости» могут оказаться всего лишь средствами для достижения сек - суального успеха. Причем нередко между сексуальным и социальным успе - хом ставится знак равенства.

 

С одной стороны, мужчины в юности действительно гиперсексуальны,

с другойсекс является самым распространенным средством для повышения самооценки в молодежной среде. Позднее у большинства людей возникают другие, менее «биологические» способы поднять самоощущение, но в моло - дом возрасте и сознание, и организм сильнее подвержены инстинктивному, наследственному поведению.

Конкуренция в сексуальной сфересвоего рода «игры молодых», подготавливаю - щие почву для «взрослой» конкуренции в сфере социальной.

Соревновательность в сексезакон, безупречно действующий в дикой природев человеческом обществе работает с перебоями. Все потому, что животное ведет инстинкт, а человекаэмоции, что не одно и то же. Ин - стинкт не знает сомнений и не видит препятствий, а наша эмоциональная сфера основана на страхах и аффектах, зачастую измененных до неузнавае - мости 38. И потому конкуренция в интимных делах может вовсе отвратить от сексуальной сферы робких, замкнутых, не уверенных в себе людейтех, ко - му особенно необходима любовь и вообще средство повысить свою само - оценку. Но скажите: кто в юности не чувствовал себя замкнутым и неуверен - ным?

 

Когда возникло странное представление о сексе как о спортивном со - стязании, общество в первую очередь принялось сетовать на падение нравов, хотя главная проблема заключалась в другом: в коренном изменении воспри - ятия сексуальной сферы. Из области наслаждений оно переместилось в об - ласть нагрузок. Ведь удовольствие от «испытания на прочность» невелико

 

 

38 Аффектотносительно кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное пережи - вание (ярость, ужас, отчаяние и т. п.). Сопровождается резкими выразительными движениями, криком, пла - чем. Отщепленный аффект «отделяется» от своей идеи и «присоединяется» к тем идеям, которые более при - емлемы для сознания, ущемленный аффект подавляется вместе с относящимся к нему психическим содер - жанием, существует также инверсия аффекта, превращающая аффект в собственную противоположность.


примерно то же, что и при посещении тренажерного зала. Попахали, попоте - ли и ушли с чувством глубокогоморального удовлетворения. Позабыв про удовлетворение сексуальноекакой секс в спортзале или на театральной сцене? Максимум, что здесь может быть, - это имитация сексуальных дви - жений и реакций. И всеради впечатления, произведенного на публику.

 

Взрослый человек понимает, что секста сфера жизни, в которой не стоит никому ничего доказывать.

Для молодежи сексспособ самоутверждения, личный компонент, превращенный в демонстративный.

 

Зрелая личность понимает, что и к себе, и к сексуальному партнеру на - до относиться по - человечески: прощать ошибки и слабости, дарить внимание

 

и ласку, и главное - не равнять индивидуальные особенности по «мировому стандарту» - два безупречно красивых человека любят друг друга на дизай - нерских простынях. Тем более, что именно в сексе нет ничего стандартного, все глубоко личное. Поиск и выбор партнера, формирование индивидуаль - ных сексуальных предпочтений и собственного варианта сексуального пове - дениядовольно сложная, но неизбежная сторона взросления. Конечно, в этой области сознательное и бессознательное, биологическое и социальное так переплетены между собой, что неспециалисту очень трудно разобраться в побуждениях, заставляющих человека совершать те или иные поступки. И зачастуюдовольно глупые. Родители время от времени только диву дают - ся: что это с моим сыном / дочкой происходит? С чего вдруг такое вызываю - щее / подавленное поведение? Неужели он так распущен / закомплексован? Не мы ли, родители, виноваты? Или это друзья его настроили? Может, лучше избавиться от друзей, они плохо на него влияют? Или, напротив, ему надо побольше общаться со сверстниками?

Спрашивается, чем родители могут помочь ребенку в решении его коммуникативныхи особенно, сексуальных - проблем? Ввести сексуаль - ный ликбез с посещением лекций и семинаров? Поощрять сексуальные экс - перименты молодежи? Или, наоборот, ограничить сексуальную свободупо крайней мере настолько, чтобы не возникало никаких «олимпийских ассо - циаций» и «спортивных соревнований» там, где не следовало бы? Или просто не обращать вни


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.586 с.