Время и место приемки эмоций — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Время и место приемки эмоций

2017-09-10 203
Время и место приемки эмоций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Главная особенность развития личностидвойная детерминация. Ины - ми словами, на сложение нашего «Я» воздействуют два фактора: социальный (среда) и биологический (наследственность). До победы преподобного Зиг - мунда Фрейда, создавшего апологию противоборства факторов, популярно - стью пользовалась теория их конвергенции (схождения)5. Впрочем, такая приблизительность не удовлетворяла ни психологов, ни их пациентовуж очень все походило на сцену из оперы «Евгений Онегин». Дуэлянты долго - долго с печалью в голосе взывают «Не помириться ль нам, пока не обагрила - ся рука?», игнорируя суровое «Теперь сходитесь!», хотя всем грамотным лю - дям заранее известноэта встреча ничем хорошим не кончится. Наверное,


 

4 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.

5 Штерн В. Психология раннего детства.


поэтому человечество с восторгом приняло более четкую идею - идею кон - фронтации биологического и социального начал: либидозные порывы, на - правленные на получение удовольствия (избегание неудовольствия), подав - ляются общественными нормами и запретами. И даже воспитание ребенка в духе лояльности к этическим «ограничителям» в состоянии добиться «крат - кого перемирия», регулярно переходящего в партизанскую войну. Любители бурной жизни, окопавшись на теоретических позициях фрейдизма и неоф - рейдизма, ищут радость в эскалации неразрешимого внутреннего конфликта,

 

а тем временем психологи разрабатывают психологическую бомбу - теорию взаимодействия факторов.

Вариативность психологических стратегий настолько высока (и к тому же постоянно меняется в зависимости от самых разных параметроввозрас - тных, исторических, этнических и т. д.), что утвердить окончательный прин - ципконвергенция или конфронтацияпрактически невозможно. Не вдава - ясь в подробности дискуссии, длящейся почти век и собравшей вокруг про - блемы великую армаду из психологов, социологов, биологов, медиков и др., упомянем о теории взаимодействия. Согласно ей биологическое и социаль -

ное соседствуют в человеческом сознании в различных формах и в раз-личных плоскостях. Это дает некоторую свободу изысканиям. И, так ска - зать, марксисты целы, и неофрейдисты сыты.

 

Способ сосуществования природы и социума в нашем сознании до конца не выяс -

 

нен.

Раз уж наука психология целое столетие пытается, но все еще не в си - лах гармонично совместить указанные факторы, то представьте, каково про - ходится отдельной человеческой особи! Вот почему родителям необходимо настроиться на долгий и весьма нелегкий процесснелегкий и для ребенка, вырастающего из индивида в индивидуума, и для его окружения, на которое выплескиваются моря страха, агрессии и подросткового выпендрежа. Это продлится как минимум 15 лет, а то и все 20. Все системы, отвечающие за прием и анализ информации, заполняются, совершенствуются, видоизменя - ются. Но кое - чтодовольно важноеостается неизменным даже у вундер - киндов. Время обработки данных у всех людей разнится, но место обработки

 

параметр куда более постоянный. В детстве эмоциональные «файлы», фи - гурально выражаясь, попадают в папку с надписью «Миндалины». Так назы - ваются не только органы лимфатической системы в нашем горле, но и центр эмоциональной деятельности: миндалины (те, что в мозгу) – глубинные структуры, часть мозжечка. Весь мозжечок в целом отвечает за координацию движений. Его предназначение - обеспечивать древнейшие функции орга - низма, от ходьбы до глотания пищи. Поэтому устройство у мозжечка доволь - но примитивное, и появляется он в человеческом эмбрионе на ранних этапах развития плода. В свою очередь, те части мозга представителей разных видов Homo, которые сформировались в ходе эволюции позднее и получили более сложную структуру - они, соответственно, и появляются у человека позже, и действовать начинают не сразу. А тем временем жизненно важные функции выполняются примитивными отделами мозгав частности, мозжечком.


Именно поэтому мозжечок отвечает за эмоциональную реакцию на все раз - дражители в течение первых 15-18 лет жизни. Затем, по мере взросления,

 

анализ поступающих сигналов и реакция на эмоциональные раздражители отходит к лобным долям мозга.

 

Вот почему в детстве и в юности чувства охватывают нас целиком, не поддаются контролю, не позволяют себя ограничитьвсе это просто - напросто первобытная «непосредственность». И даже не первобытная, а зве - риная. Всяческая регламентация со стороны рационального мышления почти не срабатывает.

Зачастую ребенок не в силах соблюсти правило, несмотря на неизбежность наказа -

 

ния.

«Половодье чувств», воспетое искусством романтизма и апологетами фрейдизмане что иное, как отзвук инфантильного восприятия мира. Этот вывод не может не показаться сухим и рассудочным, вызывая протест не только у читательских масс, но и у масс писательских. А уж как протестуют подростки устами писателейнапример, устами актера Стивена Фрая, автора романа «Лжец»: «Как они могут наказывать нас и унижать, когда мы способ - ны испытывать чувства достаточно сильные, чтобы взорвать весь мир? Либо они знают, через что мы проходим, влюбляясь, и тогда их бессердечие, неже - лание нас предостеречь, помочь нам пройти через это не заслуживает проще - ния, - либо они никогда не чувствовали того, что чувствуем мы, и в этом слу - чае мы имеем полное право назвать их мертвецами»6.

 

Любовь как эгоизм вдвоем

 

Проблема усугубляется тем, что с подростковыми жалобами на душев - ные муки беззастенчиво соседствует неукротимая жажда любви. В юном воз - расте все мы ставим свои переживания на самый верх ценностной иерархии: создаваемые в детстве и юности «пирамиды» такого плана практически все - гда увенчаны потребностью в любви.

 

Для ребенка любовь и внимание окружающихглавная оценочная категория.

В том числе и в отношении социального статуса. Уровень собственной значимости дети и подростки сверяют по «количеству любви». Отстраненное или равнодушное восприятие добрых чувств со стороны других людейпо - добная реакция, как правило, есть следствие специфической обстановки и формирования соответствующих защитных систем. Либо ребенок подверга - ется «передозировке» любви, близкие с ним носятся, как с писаной торбой, надоедая всеобщему баловню и любимцу. Либо ситуация обратнаятогда хронический дефицит внимания вынуждает юного изгоя принять гордую по - зу «Ну и пусть, не очень - то и хотелось

И даже в описанных случаях подростки не отказываются от общест - венного одобрения окончательно и бесповоротно, а только внешне демонст - рируют свое презрение к чужому мнению. Это хороший способ доказать свою «крутость» какой - либо референтной группе (социальной категории,


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.