Жизнь и разум во Вселенной (2 ч) — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)

2017-09-10 412
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Предметные результаты позволяют:

· систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.


11. Тематическое планирование.

№ п/п Тема Общее количество часов Количество часов теории Практические работы Контрольные работы Основные виды учебной деятельности учащегося
  Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии.     · Поиск примеров, подтверждающих практическую направленность астрономии. · Применяет знания, полученные в курсе физики, для описании устрой­ства телескопа. Характеризует преимущества наблюдений, проводи­мых из космоса.
  Практические основы астрономии.       · Подготовка презентации об истории названий созвездий и звезд. · Применяет знания, полученные в курсе географии, о составлении карт в различных проекциях. · Работает со звездной картой при орга­низации и проведении наблюдений · Характеризует отличительные особенности суточного движения звезд на полюсах, экваторе и в сред­них широтах Земли. · Характеризует особенности су­точного движения Солнца на полю­сах. экваторе и в средних широтах Земли · Изучает основные фазы Луны. Описывает порядок их смены. Анализирует причины, по которым Луна всегда обращена к Земле одной стороной. · Описывает взаимное расположение Земли, Луны и Солнца в моменты затмений. · Объясняет причины, по которым за­тмения Солнца и Луны не происхо­дят каждый месяц · Подготовка и презентация сообще­ния об истории календаря. · Анализирует необходимость введения часовых поясов, високосных лет и нового календарного стиля.
  Строение Солнечной системы.       · Подготовка и презентация сообще­ния означении открытий Коперни­ка и Галилея для формирования научной картины мира. Объясняет петлеобразное движе­ние планет с использованием эпи­циклов и дифферентов. · Описывает условия видимости пла­нет, находящихся в различных кон­фигурациях. · Решает задачи на вычисление звезд­ных периодов обращения внутрен­них и внешних планет. · Анализирует законы Кеплера, их значе­ния для развития физики и астрономии. · Решает задачи на вычисление рас­стояний планет от Солнца на основе третьего закона Кеплера. · Решает задачи на вычисление рас­стояний и размеров объектов. · Построение плана Солнечной систе­мы в принятом масштабе с указани­ем положения планет на орбитах. Определение возможности их на­блюдения на заданную дату. · Решает задачи на вычисление мас­сы планет. · Объясняет механизм возникнове­ния возмущений и приливов. · Подготовка и презентация сообщения о КА, исследующих природу тел Солнечной системы.
  Природа тел Солнечной системы.         · На основе знаний физических зако­нов объясняет явления и процес­сы, происходящие в атмосферах планет. Описывает и сравнивает природы планет земной группы. Объяснение причин существующих различий. · Подготовка и презента­ция сообщения о результатах исследований планет земной группы. · Подготовка и презентация сообще­ния по этой проблеме. Участие в дискуссии. · На основе знаний законов физики описание природы планет-гигантов. Подготовка и презентация сообще­ния о новых результатах иоследований планет гигантов, их спутников и колец. · Анализирует определение поня­тия «планета». · Описывает внешний вид астеро­идов и комет. · Объясняет процессы, происходя­щие в комете, при изменении ее рас­стояния от Солнца. · Подготовка и презентация сообще­ния о способах обнаружения опасных космических объектов и предотвращения их столкновения с Землей. · На основе знания законов физики описывает и объясняет явления ме­теора и болида. · Подготовка сообщения о падении наиболее известных метеоритов.
  Солнце и звезды.         · На основе знаний физических зако­нов описывает и объясняет явления и процессы, наблюдаемые на Солн­це. · Описывает процессы, происходя­щие при термоядерных реакциях протон-протонного цикла. · На основе знаний о плазме, получен­ных в курсе физики, описывает обра­зование пятен, протуберанцев и других проявлений солнечной ак­тивности. · Характеризует процессы солнеч­ной активности и механизма их влияния на Землю. · Определяет понятие «звезда». Указывает положение звезд на диа­грамме «спектр — светимость» согласно их характеристикам. · Анализирует основные группы диаграммы. · На основе знаний по физике описывает пульсацию цефеид как авто­колебательного процесса. · Подготовка сообщения о способах обнаружения «экзопланет» и полу­ченных результатах. · На основе знаний по физике оценивает время свечения звезды по извест­ной массе запасов водорода; для описания природы объектов на ко­нечной стадии эволюции звезд.
  Строение и эволюция Вселенной.     · Описывает строение и структуру Галактики. · Изучает объекты плоской и сфе­рической подсистем. · Подготовка сообщения о развитии исследований Галактики. · На основе знаний по физике объяс­няет различные механизмы ра­диоизлучения. · Описывает процесс формирования звезд из холодных газопылевых об­лаков. · Определяет типы галактик. · Подготовка сообщения о наиболее интересных исследованиях галак­тик, квазаров и других далеких объектов. · Применяет принцип Доплера для объяснения «красного смещения». · Подготовка сообщения о деятель­ности Хаббла и Фридмана. Доказывает справедливость за­кона Хаббла для наблюдателя, рас­положенного в любой галактике. · Подготовка и презентация сообще­ния о деятельности Гамова и.лауреа­тов Нобелевской премии по физике за работы по космологии.
  Жизнь и разум во Вселенной.       · Подготовка и презентация сообще­ния о современном состоянии науч­ных исследований по проблеме существования внеземной жизни во Вселенной. · Участвует в дискуссии по этой пробле­ме.
Всего          

 

12. Календарно-тематическое планирование

11 класс (1 час в неделю, всего — 34 часа).

№ и тема урока Содержание урока Формы и методы контроля Домашнее задание Планируемая дата урока (неделя/ месяц)
АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ (2 ч)
1.Что изучает аст­рономия. Астрономия, со связь с другими наука­ми. Развитие астрономии было вызвано практическими потребностями челове­ка, начиная с глубокой древности. Аст­рономия. математика и физика развивалнсь в тесной связи друг с другом. Структура и масштабы Вселенной. Беседа. Работа с текстом учебника и иллюстрациями. § 1  
2Наблюдения — основа астрономии. Наземные и космические приборы и ме­тоды исследования астрономических объектов. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия. Устный опрос. Беседа. § 2  
ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ (5 ч)
3.Звезды и созвез­дия. Небесные коорди­наты. Звездные карты.Практическая работа № 1 «Определение горизонтальныx небесныx координат». Звездная величина как характеристика освещенности, создаваемой звездой. Согласно шкале звездных величин раз­ность на 5 величин, различие в потоках света в 100 раз. Экваториальная система координат: прямое восхождение и склонение. Использование звездной кар­ты для определения объектов, которые можно наблюдать в заданный момент времени. Фронтальный опрос. Беседа. Практическая работа. § 3, 4  
4.Видимое движе­ние звезд на различ­ных географических широтах.   Высота полюса мира над горизонтом и ее зависимость от географической широты места наблюдения. Небесный меридиан. Кульминация светил. Определение гео­графической широты по измерению вы­соты звезд в момент их кульминации. Фронтальный опрос. Беседа. Работа с текстом учебника.   § 5  
5.Годичное движе­ние Солнца. Эклипти­ка. Практическая работа № 2 «Определение экваториальныx небесныx координат». Эклиптика и зодиакальные созвездия. Наклон эклиптики к небесному эквато­ру. Положение Солнца на эклиптике в дни равноденствий и солнцестояний. Из­менение в течение года продолжитель­ности дня и ночи на различных геогра­фических широтах. Индивидуальный опрос. Беседа. Практическая работа. § 6  
6.Движение и фазы Луны. Затмения Солн­ца и Луны. Луна — ближайшее к Земле небесное те­ло. ее единственный естественный спут­ник. Период обращения Луны вокруг Земли и вокруг своей оси — сидериче­ский (звездный) месяц. Синодический месяц — период полной смены фаз Луны.Условия наступления солнечных и лун­ных затмений. Их периодичность. Пол­ные, частные и кольцеобразные затме­ния Солнца. Полные и частные затмения Луны. Предвычисление будущих затме­ний. Фронтальный опрос. Беседа. § 7, 8  
7.Время и календарь. Точное время и определение географиче­ской долготы. Часовые пояса. Местное и поясное, летнее и зимнее время. Кален­дарь — система счета длительных про­межутков времени. История календаря. Високосные годы. Старый и новый стиль. Тестирование. Беседа. § 9  
СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (7 ч)
8.Развитие пред­ставлений о строении мира. Геоцентрическая система мира Аристотеля-Птолемея. Система эпициклов и дифферентов для объяснения петлеоб­разного движения планет. Создание Ко­перником гелиоцентрической системы мира. Роль Галилея в становлении новой системы мира. Индивидуальный опрос. Беседа. § 10  
9.Конфигурации планет. Синодический период. Внутренние и внешние планеты. Конфи­гурации планет: противостояние и со­единение. Периодическое изменение ус­ловий видимости внутренних и внешних планет. Связь синодического и сидери­ческого (звездного) периодов обращения планет. Тестирование. Беседа. § 11  
10.Законы движения планет Солнечной системы. Практическая работа № 3 «Решение задач по теме «Конфигурация планет». Три закона Кеплера. Эллипс. Изменение скорости движения планет по эллипти­ческим орбитам. Открытие Кеплером за­конов движения планет — важный шаг на пути становления механики. Третий закон — основа для вычисления относи­тельных расстояний планет от Солнца. Фронтальный опрос. Практическая работа. § 12  
11.Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Размеры и форма Земли. Триангуляция. Горизонтальный параллакс. Угловые и линейные размеры тел Солнечной систе­мы. Индивидуальный опрос. Беседа. § 13  
12.Практическая работа № 4 с планом Солнечной системы. План Солнечной системы в масштабе 1 см к 30 млн км с указанием положения планет на орбитах согласно данным «Школьного астрономического календа­ря» на текущий учебный год. Практическая работа.  
13.Открытие и при­менение закона все­мирного тяготения. Подтверждение справедливости закона тяготения для Луны и планет. Возмуще­ния в движении тел Солнечной системы. Открытие планеты Нептун. Определение массы небесных тел. Масса и плотность Земли. Приливы и отливы Фронтальный опрос. Беседа. § 14 (1-5)  
14.Движение ис­кусственных спутни­ков, космических ап­паратов (КА) в Солнеч­ной системе. Время старта КА и траектории полета к пллнетам и другим телам Солнечной сис­темы. Выполнение маневров, необходи­мых для посадки на поверхность планеты или выход на орбиту вокруг нее. Индивидуальный опрос. Беседа. § 14 (6)  
ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (8 ч)
15.Контрольная работа № 1. Солнечная сис­тема как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Контрольная работа по итогам 1 полугодия (15 мин.). Гипотеза о формировании всех тел Солнечной системы в процессе длительной эволюции холодного газопылевого облака. Объяснение их природы на основе этой гипотезы. Контрольная работа. Беседа. § 15, 16  
16.Анализ выполнения контрольной работы № 1.Земля и Луня — двойная планета. Краткие сведения о природе Земли. Ус­ловия на поверхности Луны. Два типа лунной поверхности — моря и матери­ки. Горы, кратеры и другие формы рельефа. Процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа. Результаты исследований, проведенных автоматическими аппаратами и астро­навтами. Внутреннее строение Луны. Химический состав лунных пород. Обнаружение воды на Луне. Перспективы ос­воения Луны. Фронтальный опрос. Беседа. § 17  
17.Природа планет земной группы. Практическая работа № 5 «Составление сравнительныx xарактеристик планет земной группы». Сходство внутреннего строения и хими­ческого состава планет земной группы. Рельеф поверхности. Вулканизм и тек­тоника. Метеоритные кратеры. Особен­ности температурных условий на Мерку­рии, Венере и Марсе. Отличия состава атмосферы Земли от атмосфер Марса и Венеры. Сезонные изменения в атмосфе­ре и на поверхности Марса. Состояние воды на Марсе в прошлом и в настоящее время. Эволюция природы планет. По­иски жизни на Марсе. Беседа. Практическая работа. § 18  
18.Урок-дискуссия «Парниковый эф­фект — польза или вред?». Обсуждение различных аспектов проблем, связанных с существованием парникового эффекта и его роли в фор­мировании и сохранении уникальной природы Земли. Индивидуальный опрос. Беседа.  
19.Планеты-гиган­ты, их спутники и кольца. Химический состав и внутреннее стро­ение планет-гигантов. Источники энергии в недрах планет. Об­лачный покров и атмосферная циркуля­ция. Разнообразие природы спутников. Сходство при роды спутников с планета­ми земной группы и Луной. Наличие ат­мосфер у крупнейших спутников. Стро­ение и состав колец. Фронтальный опрос. Беседа. § 19  
20.Малые тела Сол­нечной системы (асте­роиды, карликовые планеты и кометы). Астероиды главного пояса. Их размеры и численность. Малые тела пояса Койпе­ра. Плутон и другие карликовые плане­ты. Кометы. Их строение и состав. Орби­ты комет. Общая численность комет. Кометное облако Оорта. Астероидно-кометная опасность. Воз­можности и способы ее предотвращения. Тестирование. Беседа. § 20 (1-3)  
21.Метеоры, боли­ды, метеориты. Контрольная работа № 2 по теме «Природа тел Солнечной системы». Одиночные метеоры. Скорости встречи с Землей. Небольшие тела (метеороиды). Метеорные потоки, их связь с кометами. Крупные тела. Явление болида, падение метеорита. Классификация метеоритов: железные, каменные, железокаменные. Контрольная работа № 2 по теме «Природа тел Солнечной системы» (20 мин.). Беседа. Контрольная работа. § 20 (4)  
СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ (6 ч)
22. Анализ выполнения контрольной работы № 2.Солнце, состав и внутреннее строение. Источник энергии Солнца и звезд — термоядерные реакции. Перенос энер­гии внутри Солнца. Строение его атмосферы. Грануляция. Солнечная корона. Обнаружение потока солнечных нейтри­но. Значение этого открытия для физи­ки и астрофизики. Беседа § 21 (1-3)  
23.Солнечная ак­тивность и ее влияние на Землю. Проявления солнечной активности: сол­нечные пятна, протуберанцы, вспыш­ки, корональные выбросы массы. По­токи солнечной плазмы. Их влияние на состояние магнитосферы Земли. Магнитные бури, полярные сияния и другие геофизические явления, влияю­щие на радиосвязь, сбои в линиях элек­тропередачи. Период изменения солнеч­ной активности. Фронтальный опрос. Беседа § 21 (4)  
24.Физическая природа звезд. Звезда — природный термоядерный ре­актор. Светимость звезды. Многообразие мира звезд. Их спектральная классифи­кация. Звезды-гиганты и звезды-карли­ки. Диаграмма «спектр — светимость». Тестирование. Беседа § 22  
25.Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Звездные скопления. Их масса, плотность, состав и возраст. Модели звезд. Индивидуальный опрос. Беседа. § 23  
26.Переменные и нестационарные звез­ды. Контрольная работа № 3 по теме «Солнце и звезды». Цефеиды — природные автоколебательные системы. Зависимость «период — светимость». Затменно-двойные звезды. Вспышки Новых —явление в тесных системах двойных звезд. Открытие «эк­зопланет» — планет и планетных систем вокруг других звезд. Контрольная работа № 3 по теме «Солнце и звезды» (15 мин.). Беседа. Контрольная работа. § 24  
27.Анализ выполнения контрольной работы № 3.Эволюция звезд. Практическая работа № 6 «Решение задач по теме «Xарактеристики звезд». Зависимость скорости и продолжитель­ности эволюции звезд от их массы. Вспышка Сверхновой — взрыв звезды в конце ее эволюции. Конечные стадии жизни звезд: белые карлики. нейтрон­ные звезды (пульсары), черные дыры. Беседа. Практическая работа.  
28.Проверочная ра­бота. Проверочная работа по темам: «Стро­ение Солнечной системы», «Природа тел Солнечной системы», «Солнце и звезды». Проверочная работа.  
СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (5 ч)
29.Наша Галактика. Размеры и строение Галактики. Распо­ложение и движение Солнца. Плоская и сферическая подсистемы Галактики. Ядро и спиральные рукава Галактики. Вращение Галактики и проблема «скры­той массы». Беседа. § 25 (1, 2)  
30.Наша Галактика. Радиоизлучение межзвездного вещест­ва. Его состав. Области звездообразова­ния. Обнаружение сложных органических молекул. Взаимосвязь звезд и межзвездной среды. Планетарные туманности — остатки вспышек Сверхно­вых звезд. Тестирование. Беседа. § 25 (3, 4)  
31.Другие звезд­ные системы — галак­тики. Спиральные, эллиптические и непра­вильные галактики. Их отличительные особенности, размеры, масса, количество звезд. Сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик. Квазары и радиога­лактики. Взаимодействующие галактики. Скопления и сверхскопления галак­тик.   § 26  
32. Космология на­чала XX в. Основы совре­менной космологии. Общая теория относительности. Стаци­онарная Вселенная А. Эйнштейна. Вы­вод Л. Л. Фридмана о нестационарности Вселенной. «Красное смешение» в спектрах галактик и закон Хаббла. Рас­ширение Вселенной происходит одно­родно и изотропно. Гипотеза Г. А. Гамова о горячем начале Вселенной, ее обоснование и подтверж­дение. Реликтовое излучение. Теория Большого взрыва. Образование химиче­ских элементов. Формирование галактик и звезд. Ускорение рас ширения Все­ленной. «Темная энергия» и антитя- готение. Беседа. § 27  
ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ (2 ч).
33.Урок-конференция «Одино­ки ли мы во Вселен­ной?» Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для раз­вития жизни. Поиски жизни на плане­тах Солнечной системы. Сложные орга­нические соединения в космосе. Совре­менные возможности радиоастрономии и космонавтики для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании. Конференция. § 28  
34.Промежуточная аттестация. Контрольная работа № 4 по итогам года (1 час). Контрольная работа.  
           

 

 


 

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.

13. Оценка тестовых работ учащихся

«5» - 85% - 100%

«4» - 65% - 84%

«3» - 41% - 64%

«2» - 21% - 40%

«1» - 0% - 20%

14. Методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса, цифровые образовательные ресурсы.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.