Урок 11. Красные дни календаря — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Урок 11. Красные дни календаря

2017-09-10 580
Урок 11. Красные дни календаря 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задачи урока: познакомить детей с важнейшими праздниками современного российского гражданского календаря как способом дружеского объединения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания.

Планируемые результаты: уметь кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике; описывать празднование одного из этих праздников в своем селе.

Ход урока

1. Орг. класса

2. Повторение пройденного

Фронтальный опрос. Проверка Д.З.

3. Актуализация знаний

– Мы на прошлом уроке познакомились с праздником Ураза-байрам, который отмечают в тех семьях, где исповедуется мусульманская вера. А есть ли такие праздники, которые празднует вся страна, все люди, живущие в Российской Федерации. Какие праздники являются общими для всех граждан России, независимо от веры, от национальности, от места жительства? И как об этих праздниках узнают все жители нашей страны?

–Ребята, если вы знаете ответы на эти вопросы? (Учитель выслушивает мнения детей.)

– Давайте обратимся за помощью к календарю — хранителю времени. Но сначала вспомним, в каком порядке идут месяцы года. Для этого мне нужны будут двенадцать помощников. Каждый получит игровое имя — название месяца. А остальные должны будут помочь им встать по порядку». Для облегчения задачи лучше начать выстраивать порядок зимних месяцев, затем весенних и т. д. После установления последовательности можно усложнить задачу: учитель называет месяц, а откликнуться должны его «соседи по календарю» — месяцы, идущие до или после названного.

4. Работа над темой

– Теперь, когда мы вспомнили порядок месяцев, можно отправляться в путешествие по календарю. Посмотрите, даты календаря отмечены разными цветами. Одни напечатаны черной краской, другие — красной. Почему? Почему именно красным цветом выделяют праздничные, выходные дни?» (Красный цвет означает праздник; красный — красивый; красный цвет хорошо заметен.)

Далее учитель читает текст на с. 40—41 учебника. Рассказывает детям о конкретных праздниках, показывает расположение их дат в календаре. Предлагает догадаться, какие праздничные дни запечатлены на фотографиях рубрики «Заглянем в семейный альбом» на с. 41—42 в учебнике. Просит назвать приметы праздника, которые помогли детям ответить на вопрос. Спрашивает учащихся, как принято встречать тот или иной праздник в их семьях. Уточняет вместе с детьми, каковы традиции празднования общегражданских праздников в родном городе (селе). Учитель также напоминает о том, как отмечаются праздничные дни в школе, классе. Обсуждает с детьми, что у каждого праздника есть свои украшения, своя музыка. Подтверждает это показом соответствующей праздничной атрибутики (государственная символика России, шарики, флажки, гирлянды, плакаты, открытки).

5. Физминутка

6. Закрепление по теме

Дети придумывают и рисуют символы праздников в задании № 1 на с. 28—29 рабочей тетради, а также отвечают на вопросы рубрик «Подумаем!» и «Проверим себя» на с. 43 учебника.

7. Рефлексия

В конце занятия учитель читает выводы урока на с. 43 учебника, спрашивает у детей, кто согласен с выводами, кто хочет что-либо добавить.

8. Домашнее задание: теоретический материал на с. 40—43 учебника, задание № 2 на с. 29 рабочей тетради.

Окружающий мир

 

Урок 12. НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Задачи урока: сформировать представление о народном календаре как сокровищнице опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней; учить детей соотносить народные приметы на погоду с ощущениями, которые дают нам разные органы чувств, и с наблюдениями за живой и неживой природой.

Планируемые результаты: знать некоторые народные приметы на погоду своего края и уметь соотносить их с ощущениями, которые дают нам разные органы чувств; уметь предполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы, которые служат основой для народных примет на погоду.

Ход урока

1. Орг. класса

2. Повторение пройденного

В начале урока учитель предлагает детям ответить на вопросы рубрики «Вспомним» на с. 44 учебника.

3. Работа над темой

– Сейчас несложно узнать, какой будет погода завтра и даже через неделю. Можно послушать прогноз погоды по радио, телевизору, заглянуть в Интернет.

– А теперь представьте себе, что мы перенеслись на много лет назад. На 200 лет. Или даже на 300. Эти дети (указывает на кукол-помощников) собираются завтра рано-рано утром пойти в лес. Как они могут узнать, какой будет погода? Давайте послушаем их разговор.

«Девочка:

— Ну что, пойдем завтра в лес, как задумали?

Мальчик:

— Пойдем, конечно.

Девочка:

— А если дождь?

Мальчик:

— Так ты на солнце посмотри!»

– Что за странный разговор? Разве можно по виду солнца предсказать, какой будет погода? Как называются наблюдения за природой, по которым можно предсказывать погоду? Сейчас я прочитаю вам, что рассказывает об этом учебник. А вы внимательно слушайте и постарайтесь услышать те приметы, которые пригодятся нашим помощникам для похода в лес.

Учитель читает текст на с. 44—45 учебника. После прочтения берет кукол и предлагает ученикам подсказать им подходящие приметы из тех, которые только что прозвучали.

– Ребята, сейчас я еще раз прочитаю приметы, а вы постарайтесь найти к ним подходящие рисунки в учебнике. И еще подумайте, какие органы чувств помогают наблюдать эти явления. Какие еще органы чувств вам знакомы? Давайте перечислим их.

Далее учащиеся выполняют задание № 1 на с. 30 рабочей тетради, обращая внимание на то, какому народу принадлежат приведенные в задании приметы на погоду.

Продолжая урок, учитель показывает детям православный календарь и сообщает: «В этом календаре каждый день посвящен памяти какого-либо святого человека или событию Священной истории. Например, есть дни, посвященные святым Марии, Елене, Наталье. Их имена привычны для нашего слуха. Встречаются и диковинные, непривычные для нас, редкие имена. Вот, например, святая Фекла. А вот — святой Луппа. Красным цветом в этом календаре выделены часто другие дни, не такие, как в том календаре, с которым мы работали на прошлом уроке. Как вы думаете, что это за календарь?»

Учитель выслушивает мнения учеников и поясняет, что в старину простые люди, крестьяне таких календарей не имели, а в своей жизни ориентировались на церковные службы, посвященные святым людям, и давали имена святых дням их памяти. Так складывался особый, устный народный календарь. Он помогал людям считать время в году, соотносить наблюдения за погодой с днями памяти определенных святых и таким образом составлять прогноз погоды, чтобы выполнять необходимые сельскохозяйственные и домашние работы в согласии с сезонными изменениями в природе.

Затем учитель предлагает детям рассмотреть рисунки внизу с. 46 учебника и спрашивает: «О каких днях народного календаря хотел рассказать нам художник? Как вы это поняли? Подумайте, какую зиму обещают людям улетающие журавли. Почему?» Учитель предлагает детям составить рассказы по картинкам.

4. Физминутка

5. Закрепление по теме

– А сейчас давайте окинем взглядом карту нашей Родины и подумаем, подойдут ли приметы на погоду, принятые далеко на юге, например, для жителей севера нашей страны. Почему? Всегда ли оправдываются народные приметы? Свой ответ объясните.

Далее учитель предлагает кому-либо из детей побыть в роли учителя. «Учитель» задает вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 47 учебника, а другие ученики (по желанию) отвечают за кукол-помощников.

Затем дети выполняют задание № 3 на с. 31 рабочей тетради.

6. Рефлексия

В конце занятия учитель зачитывает вывод на с. 47 учебника и спрашивает у детей, что они хотели бы добавить к сказанному, как поняли главные мысли урока. Учитель просит учеников в течение года соотносить свои наблюдения за природой с народными приметами, проверять, оправдываются ли эти приметы, и делиться своим опытом с товарищами по классу.

Региональный компонент. Найдите в творчестве народов своего края старинные приметы на погоду. Соотнесите их с ощущениями, которые дают разные органы чувств. Распределите их по группам в зависимости от того, на основе наблюдений за какими явлениями живой и неживой природы они сложены. Предложите детям проверить правильность этих примет в наше время. По возможности в краеведческом музее познакомьте детей с устройством старинных календарей народов своего края. Если дети проявят заинтересованность к собиранию примет, можно сделать календарь долговременного прогноза погоды. Рядом с датами обычного календаря можно проставлять условные значки осадков, ветра, температуры. Выполните задание № 2 на с. 30 рабочей тетради.

7. Домашнее задание: теоретический материал на с. 44—47 учебника, задание № 4 на с. 31 рабочей тетради.

 

 

Окружающий мир

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.