Урок 5. СУТКИ И НЕДЕЛЯ (с.20-23) — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Урок 5. СУТКИ И НЕДЕЛЯ (с.20-23)

2017-09-10 642
Урок 5. СУТКИ И НЕДЕЛЯ (с.20-23) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задачи урока: сформировать представление о связи естественных единиц измерения времени «сутки», «неделя» с движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи; познакомить детей с древними легендами, объясняющими смену дня и ночи как фантастического действия волшебных существ; расширять способы творческой активности детей — вербальной, изобразительной и др.

Планируемые результаты: уметь по схеме в учебнике дать научное объяснение смены дня и ночи и связать с этим явлением две естественные единицы измерения времени — сутки и неделю.

Ход урока

1. Орг. класса

2. Повторение пройденного

Учитель начинает урок с чтения отрывка из стихотворения Г. Новицкой «Сказка о найденном времени»:


Прислушайся к часам ты:

— Тик-так, тик-так, тик-так, —

Поет веселый гномик

По имени Тик-Так.

Когда сойдутся стрелки,

Он знает, что вот-вот

К нему Румяный Полдень

Поговорить зайдет.

А разбегутся стрелки —

Его разыщет брат,

Веселый Добрый Вечер,

Как много лет назад.

Его сменяя, Полночь

Тихонечко придет,

По имени Тик-Така

Чуть слышно назовет.

Пробудет до рассвета

И убежит опять.

И станет с Добрым Утром

Тогда Тик-Так играть.

А лишь сойдутся стрелки,

И в комнату вот-вот

К Тик-Таку снова Полдень

Поговорить зайдет.


– Ребята, о чем это стихотворение? (О часах, о времени.) На прошлом уроке мы говорили об измерении времени. Давайте проверим, какие единицы измерения времени запомнили. (П)

3. Работа над новым

1).Игра «День-ночь».

– А теперь попробуйте догадаться, о какой единице измерения времени говорится в стихотворении. Кто хочет мне помочь? Нужны четыре помощника.

Вызвавшимся детям учитель дает игровые имена: Утро, Полдень, Вечер, Полночь. Дети берутся за руки. Учитель: «Давайте паре Утро — Полдень мы дадим общее имя — День, а пару Вечер — Полночь назовем Ночь. Какое одно общее имя можно дать всем нашим героям? Как называют время, проходящее от одного восхода солнца до другого? Какая это единица измерения времени? (Сутки.)

2).Работа с учебником.

Учитель предлагает детям, участвующим в сценке, соединиться в хоровод и двигаться кругом по часовой стрелке, при этом немного продвигаясь в сторону. Движение хоровода учитель сопровождает чтением текста первого абзаца со с. 20 учебника.

– С глубокой древности люди искали ответ на вопрос, почему же сменяются день и ночь. Вот, например, какой ответ предлагали древние греки. Прочитаем об этом в учебнике. Учащиеся читают текст мифа на с. 21 учебника. Учитель спрашивает у детей, какие еще волшебные объяснения чередования дня и ночи им известны. Предлагает придумать свои сказочные истории и выполнить задание № 1 на с. 14 рабочей тетради.

4. Физминутка

5. Смена дня и ночи

1) Проблемный вопрос.

– Мы познакомились с фантастическими объяснениями смены дня и ночи. А теперь узнаем, как наука отвечает на этот вопрос. Вот наши помощники заспорили: Девочка считает, что Солнце ходит вокруг Земли и попеременно освещает то одну, то другую ее сторону. А Мальчик говорит, что это Земля вращается вокруг Солнца и потому объяснение Девочки неправильно. Ребята, поднимите руки те, кто согласен с Мальчиком. А кто поддерживает Девочку? Давайте вспомним урок „Мы — жители Вселенной“. Мы тогда познакомились с тем, как устроена Вселенная. И знаем, что раскаленное небесное тело — звезда Солнце — находится в центре, а планеты — холодные небесные тела, в том числе и наша Земля, — вращаются вокруг него. Вот такой небесный танец. Значит, объяснение Девочки, почему происходит смена дня и ночи, неправильно.

2). Работа со статьей учебника.

– На какой стороне горизонта солнце восходит, а на какой заходит? Что такое Северный полюс, Южный полюс?

Чтение текста на с. 20—21 учебника о вращении Земли вокруг воображаемой оси. Предлагает рассмотреть схему в учебнике на с. 20, которая подсказывает правильный ответ на вопрос о причинах смены дня и ночи, и обсуждает ее с детьми.

3).Ролевая игра.

Далее учитель предлагает ученикам попробовать себя в роли Земли и Солнца. На голову одного из желающих надевает бумажный ободок с изображением земного шара. Другой ученик держит в руках включенный фонарик. «Земля» кружится вокруг «Солнца», одновременно вращаясь вокруг своей воображаемой оси.

4).Работа в тетради.

Затем выполняются задания № 2 и № 3 на с. 14—15 рабочей тетради.

– Вот Земля полностью обернулась вокруг своей оси. Сколько времени прошло? (Сутки.) А как называются семь суток вместе? (Неделя.) Хорошо читающий ученик зачитывает текст на с. 22—23 учебника. Учитель предлагает детям назвать дни недели. (Презентация)

– Как по названию узнать, какой из дней недели следует вторым? пятым? четвертым?

Для закрепления знаний о днях недели дети выполняют задание № 4 на с. 15 рабочей тетради.

6. Рефлексия

Учащиеся рассматривают рисунки на с. 22 учебника, обсуждают их, а также вопросы, предлагаемые в рубрике «Подумаем!» на с. 23 учебника.

Вопросы рубрики «Проверим себя» (с. 23 учебника), зачитывает вывод урока.

7. Домашнее задание: теоретический материал на с. 20—23 учебника, задание № 5 на с. 15 рабочей тетради.

 

Окружающий мир

Урок 6. МЕСЯЦ И ГОД (с.24-27)

Задачи урока: сформировать представления детей о связи естественных единиц измерения времени «месяц» и «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли, за изменениями в природе от весны до весны, когда Земля делает полный оборот вокруг Солнца; пробуждать в детях интерес к наблюдению за живой и неживой природой: за «жизнью» Луны на ночном небе, за сменой времен года; развивать творческое воображение детей в процессе наблюдения за природой в течение года.

Планируемые результаты: уметь с помощью схемы дать научное объяснение изменению внешнего виды Луны в течение месяца; установить связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»; уметь представить единицу измерения времени «год» как последовательность двенадцати месяцев; проявлять творческую активность в создании сказочного образа «месяца» и «года» в виде антропоморфных или зооморфных существ с помощью словесного или изобразительно-прикладного творчества.

Ход урока

1. Орг. класса

2. Повторение пройденного

Фронтальный опрос.

3. Актуализация знаний

Загадка: «Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собачка лает, а достать не может». (Месяц.)

– Ребята, что такое „хлеба краюшка“? Кто хочет нарисовать на доске картинку к этой отгадке.

– А еще месяц может быть похож на серп — старинное орудие труда, которым убирали с полей рожь, пшеницу. А теперь сравним: чем по форме похожи и чем различаются краюшка хлеба и серп?» (У них одинаковая округлая с одной стороны форма; но у краюшки вторая сторона прямая, а у серпа внутренняя сторона также округлая, рожки остренькие, весь серп тоненький, а краюшка — более объемная, толстенькая.)

– Вот вам еще загадка: „Сивый жеребец, круглый, как венец, белыми очами на весь мир глядит“. Что это? (Луна.) А теперь вспомним, что такое Луна. (Холодное небесное тело, которое вращается вокруг Земли, спутник Земли.) Кто может сделать на доске рисунок, как Луна „смотрит на весь мир“?

– А теперь вопрос для самых наблюдательных: всегда ли Луна на небе выглядит одинаково, как круглый венец, как шар, как целая круглая буханка хлеба? (Нет. Луна на небе выглядит по-разному: иногда мы видим Луну в форме тонкого серпа, иногда — в виде плотной краюшки хлеба. В том и другом случаях мы называем ее месяцем.)

– Итак, какую видимую форму Луны на небе люди называют словом „месяц“? (Когда Луна видна на небе в форме серпа, краюшки хлеба.) Видите, оказывается, для разной видимой формы Луны на небе люди издавна используют два разных слова. Давайте попробуем разобраться, почему же Луна на небе выглядит по-разному и почему у слова „месяц“ есть второе значение — единица времени, которая состоит из четырех недель».

4. Работа над темой

1). Текст на с. 24—25 учебника.

2). Схема на с. 24—25 учебника.

Физминутка

6. Закрепление

Для закрепления материала дети выполняют задание № 1 на с. 18 рабочей тетради.

Далее учитель предлагает ученикам рассмотреть фотографию двусторонней игрушки-месяца вверху на с. 24 учебника и придумать собственное сказочное объяснение изменению облика Луны.

 

 

Японская сказка о лунном зайце: «Однажды в гости к зайцу зашло божество. Хозяину нечем было угостить высокого гостя. И чтобы не нарушать законов гостеприимства, заяц сам бросился в огонь, решив послужить угощением. Божество, пораженное благородством зайца, выхватило беднягу из огня и забросило на небо. Теперь заяц вечно живет на Луне, служа всем живущим на Земле примером благородства и самоотверженности».

– Правда, в ясную ночь полнолуния можно разглядеть на Луне фигуру, которая может походить на зайца или еще на каких-либо животных или людей. На самом же деле так мы даже невооруженным глазом, без наших помощников — приборов, видим лунные пейзажи — кратеры и возвышенности.

Сербская сказка в обработке С. Маршака «Отчего у месяца нет платья» о чудесных превращениях луны:



Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.