Христианский тип культуры как взаимодействие конфессий — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Христианский тип культуры как взаимодействие конфессий

2017-09-10 334
Христианский тип культуры как взаимодействие конфессий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Христианский тип культуры как взаимодействие конфессий

ПЛАН:

Основные положения христианства

Иисус Христос как основатель религии

Православие и католицизм: причины раскола

Протестантизм

Основные положения христианства

Догматы христианства

Христианство (от греческого слова christos – «помазанник», «Мессия») зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине.

Это изначальное родство с иудаизмом – чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, – священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей).

Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов.

Для понимания христианства необходимо знать его основные положения. Ими являются:

Прирожденная греховность человека и идея спасения

Неповиновение Адама и Евы – в христианстве грех настолько тяжкий, что он погубил добрую природу не только самого первого человека, но и всех его потомков.

Прошло много тысячелетий, пока Бог смилостивился и явил Христа, принявшего мученическую смерть за грехи людей.

Добровольная смерть Иисуса Христа – это жертва за все грехи людей.

Бог-отец послал сына на землю, и тот претворил волю отца, а не свою, и молился отцу о защите людей.

Символ веры и формула крещения – «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Все верующие («по вере вашей да будет вам») могут обрести по смерти загробную жизнь через искупительную жертву Христа после Страшного Суда.

В христианстве выражено равенство перед Богом всех людей, грехи которых, как детей Божьих, искуплены кровью Христа.

Для спасения требовалось покаяние, причем не путем внешних действий, а путем внутренних усилий – принесением в жертву собственного сердца, своей души.

Вера в воскрешение из мертвых

Признать воскресение Иисуса Христа – значит приобщиться к надежде на воскресение из мертвых.

Идея воскрешения из мертвых важна тем, что если воздаяния нет при жизни, то оно осуществляется после смерти.

Воскресение во плоти – один из основных догматов христианства, вошедший в символ веры.

Идея воскрешения из мертвых важна тем, что если воздаяния нет при жизни, то оно осуществляется после смерти.

Второе пришествие

После второго пришествия Христа на земле установится Царствие Божие – тысячелетнее царство добра и справедливости.

Таким образом, вера в непорочное зачатие, боговоплощение, воскрешение, вознесение, второе пришествие – суть христианства.

Содержание христианства почти необозримо, оно охватывает все стороны человеческой жизни и мышления.

«Свод» основных положений, называемых Символом веры был принят на Никейском и Константинопольском Вселенских (с участием всех церквей) Соборах в 325 г. и 381 г. и состоит из 12 частей, которые выражают основные догматы веры, т.е. утверждения, не требующие доказательств.

Положений Символа веры

Вот их сокращенное изложение:

1. Вера в Единого Бога-Отца, Творца и Вседержителя всего видимого и невидимого.

2. Вера в то, что Иисус Христос есть Сын Божий, что Он извечен, рожден, а не сотворен и имеет одну сущность с Богом Отцом.

3. Вера в то, что Иисус Христос ради спасения людей сошел на землю и воплотился от Духа Святого у Девы Марии.

4. Вера в то, что Он страдая, был распят и погребен.

5. Вера в Воскресение Христово на третий день после Распятия.

6. Вера в Его вознесение и пребывание одесную (по правую руку) Отца.

7. Ожидание второго пришествия Иисуса Христа для будущего суда над живыми и мертвыми, наступление Его вечного царства для праведных.

8. Вера в Духа Святого, третье лицо Святой Троицы, который исходит от Бога-Отца.

9. Вера в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Признание необходимости единого (одного) крещения для оставления грехов.

11. Ожидание воскресения умерших.

12. Вера в будущую жизнь (блаженство) для достойных после суда Иисуса Христа.

Таинства

Таинство крещения

В 10-й части говорится только о таинстве крещения. Но их установлено семь. Таинства – это не постижимые разумом действия, сообщающие принимаемому их Божественную благодать и готовящие его к вечному блаженству. Благодать же есть спасительное воздействие, подаваемое людям Святым Духом.

Миропомазание

По вероучению, миропомазание подает помощь к благочестивой жизни.

Покаяние (или исповедь)

Исповедь состоит в открытии своих грехов священнику в доверительной беседе (один на один).

Грех понимается как нарушение нравственных законов православия. Священник отпускает грехи от имени Христа и допускает к таинству причащения.

Таинство брака (Венчания)

Состоит в благословении священником жениха и невесты на совместную жизнь и воспитание детей.

Двунадесятые праздники

Кроме семи таинств важную роль в христианстве играют другие обряды и праздники.

Отношения человека с Богом в религиях опосредуются ритуалами, следованием канонов, почитанием праздников.

В христианстве это двунадесятые праздники и Пасха:

Двунадесятые праздники (Рождество Богоматери (Девы Марии), Введение во храм Девы Марии, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление (Крещение), Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Троица (Пятидесятница), Успение Богоматери, Крестовоздвижение) – наиболее значительные праздники православной церкви.

Благовещение (7 апреля)

События Благовещения описаны единственным евангелистом – апостолом Лукой.

В своём Евангелии он сообщает, что в шестой месяц после зачатия праведной Елисаветою святого Иоанна Предтечи Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира.

Сретение (15 февраля)

На сороковой день после рождества Христова и по исполнении дней законного очищения Пречистая Богородица вместе со святым Иосифом пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Христа.

По закону Моисееву, родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев (то есть первых сыновей) на сороковой день после рождения.

При этом полагалось в благодарность Богу принести жертву.

Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом и принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.

Славянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча».

Сретение – это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом. Симеон Богоприимец был человек праведный и благочестивый – по преданию, один из семидесяти двух учёных толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II Филадельф (285 – 247 до н. э.) поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык.

Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст. Но ангел Господень остановил руку святого Симеона и уверил его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества пророка Исайи.

Симеон долго ждал исполнения обещания Божия: он жил, по преданию, около 300 лет. И вот в этот день по внушению Духа Святого он пришёл в храм. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон взял Его на руки.

Пасха

1. В христианстве: ежегодный весенний праздник, посвящённый чудесному воскресению распятого на кресте Спасителя; Светлое воскресение Христово.

2. В иудаизме: ежегодный весенний праздник, посвящённый выходу евреев из Египта.

1.3.9. История возникновения праздника Пасхи

История возникновения праздника Пасхи уходит своими корнями в глубину веков.

В Библии в главе «Исход» повествуется, что еврейский народ, бывший в рабстве у египтян, терпел от своих хозяев великие мучения и притеснения. Но, несмотря на это, они уповали на милость Божью и помнили о данном им завете и о земле обетованной.

Среди евреев был один человек по имени Моисей, которого Бог и избрал себе пророком. Отдав в помощь Моисею его брата Аарона, Господь творил через них чудеса и насылал на египтян различные казни числом 10.

1.3.9. Микеланджело
Буонарроти
Моисей

1.3.9. Жертвенный агнец

Египетский фараон долго не желал отпустить своих рабов на свободу. Тогда Бог повелел израильтянам вечером заколоть на каждое семейство по одному годовалому ягнёнку мужского пола и без порока. А кровью его помазать перекладины дверей своего жилища. Ягнёнка нужно было съесть за ночь, не ломая его костей. Ночью ангел Божий прошёл по Египту и умертвил всех египетских первенцев от скота до человека, а еврейские жилища не тронул. В страхе фараон изгнал израильтян из страны. Но когда те подходили к берегам Красного моря, он опомнился и погнался за своими рабами. Однако Бог разверз воды морские и провёл евреев по морю, как по суше, а фараон был потоплен. В честь этого события с тех пор и до сего дня евреи празднуют Пасху, как освобождение от египетского плена.

Первая казнь

Наказание кровью

И поднял [Аарон] жезл и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле египетской.
(Исх. 7:20,21)

Вторая казнь

Казнь лягушками

И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озера и выведи жаб на землю Египетскую. Аарон простер руку свою на воды Египетские; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую.
(Исх. 8:5,6)

 

Третья казнь

Нашествие мошек

…Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской. Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли. И были мошки на людях и на скоте. И сказали волхвы фараону: это перст Божий. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь.
(Исх. 8:17-19)

 

1.3.9. Четвертая казнь

Наказание песьими мухами

И сказал Господь Моисею: завтра встань рано и явись пред лице фараона. Вот, он пойдет к воде, и ты скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение. а если не отпустишь народа Моего, то вот, Я пошлю на тебя и на рабов твоих, и на народ твой, и в домы твои песьих мух, и наполнятся домы египтян песьими мухами и самая земля, на которой они живут; и отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим. Завтра будет сие знамение. Так и сделал Господь: налетело множество песьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю египетскую: погибала земля от песьих мух.
(Исх. 8:20-25)

 

1.3.9. Пятая казнь

Мор скота

У всех египтян вымер скот, находившийся в поле, напасть не коснулась лишь евреев. И понял тогда фараон, что Бог заботится о евреях, но заупрямился и евреев все же не отпустил (Исх. 9:3-7).

1.3.9. Шестая казнь

Язвы и нарывы

После этого Господь повелел Моисею и Аарону взять по пригоршне печной сажи и подбросить ее высоко вверх перед фараоном. Так они и сделали, и покрылись тела египтян и животных их страшными язвами и нарывами.

И испугался фараон, что всю оставшуюся жизнь будет мучиться и чесаться из-за язв и нарывов и решил отпустить-таки евреев. Но Бог укрепил сердце его и дал ему смелость поступать согласно своим убеждениям, ибо хотел, чтобы отпустил фараон евреев не из страха, но из осознания того, что ни один земной царь не может спорить с Богом. И вновь не отпустил иудеев фараон (Исх. 9:8-11).

1.3.9. Седьмая казнь

Нашествие саранчи

Подул сильный ветер, а за ветром налетели на Египет полчища саранчи, сожрав всю зелень вплоть до последней травинки на земле египетской.
И вновь просил фараон Моисея вымолить пощаду у Бога, и вновь обещал отпустить евреев. Воззвал Моисей к Богу, и подул ветер в другую сторону, и унес он всю саранчу. Но вновь укрепил Бог сердце фараона, и снова тот не отпустил сынов Израилевых.
И началась девятая казнь (Исх.10:13-15)

1.3.9. Девятая казнь

Необычная темнота

Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их (Исх. 10:22-23)

1.3.9. Десятая казнь

Казнь первенцев

В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота (Исх. 12:29)

Великий четверг – в христианстве четверг Страстной недели (Великой седмицы), в который вспоминается Тайная вечеря и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии.

Страстная пятница – по традиции, перед праздником Песах Понтий Пилат хотел отпустить одного узника, в надежде что народ будет просить за Иисуса. Однако, подстрекаемый первосвященниками, народ требует отпустить Варавву.

Иоанн подчёркивает, что распятие происходит в день Пасхи, так как заклание пасхального жертвенного агнца в ветхозаветную Пасху (Песах) есть прообраз Пасхи новозаветной – заклания Христа как Агнца Божьего за грехи мира.

Как кости пасхального агнца (перворожденного и без порока) не должны быть преломлены, так и Христу не перебивают голени, в отличие от других казнённых.

Иосиф Аримафейский и Никодим, попросив у Пилата погребения тела Иисуса, обвивают его плащаницей, пропитанной благовониями, и кладут в ближайший гроб – пещеру до наступления субботнего покоя. При погребении присутствуют Мария Магдалина и «другая Мария».

Великая суббота – первосвященники, вспомнив, что Христос говорил о своём воскресении на третий день, несмотря на текущий праздник и субботу, обращаются к Пилату поставить стражу на три дня, чтобы ученики не украли тело, изобразив тем самым воскресение учителя из мёртвых.

Воскресение Христово (первый день после субботы) – после субботнего покоя ко гробу идут жены-мироносицы. Перед ними ко гробу сходит ангел и отваливает от него камень, происходит

землетрясение, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее.

Спустя 8 дней (Антипасха, Фомина Неделя, Красная горка). Христос вновь является ученикам, среди которых Фома, через затворённую дверь. Иисус говорит Фоме, чтобы тот вложил пальцы в раны, дабы убедиться в реальности воскресшего тела. Фома восклицает «Господь мой и Бог мой!».

В течение сорока последующих дней Христос является ученикам на море Тивериадском (в Галилее) при ловле рыбы, где восстанавливает апостольство Петра, а также более чем пяти сотням других людей.

9. Вознесение (на сороковой день после Пасхи) – двунадесятый господский праздник подвижного годового цикла православного церковного календаря, совершаемый в четверг шестой недели.

Название праздника (в западной традиции – «Восшествие») выражает одно из важнейших событий новозаветной истории – окончательное завершение Иисусом Христом времени своей земной жизни.

Согласно повествованию ап. Луки, автора третьего Евангелия и Книги Деяний апостольских, Вознесение Иисуса Христа произошло через сорок дней после Воскресения, в окрестностях Иерусалима – к востоку от города, на склоне горы Елеон (гора Олив, или Масличная гора), после прощальной беседы с апостолами (Лк. 24:50-51, Деян. 1:1-12).

Организация церкви

Православие сохраняет территориальное разделение на независимые поместные церкви. Нынче их пятнадцать, девять из которых являются патриархатами. В области канонических вопросов и обрядов у поместных церквей могут быть свои особенности. Главой Церкви православные считают Иисуса Христа.

Католицизм придерживается организационного единства в авторитете папы с разделением на церкви латинского и восточного (униатского) обряда. Монашеским орденам предоставлена значительная автономия. Главой Церкви и непререкаемым авторитетом католики считают Папу Римского.

Православная Церковь руководствуется решениями Семи Вселенских Соборов, Католическая – уже двадцати одного.

 

Причащение

•В православии Евхаристия (причащение) совершается на квасном хлебе. И священство, и миряне причащаются и Кровью (под видом вина), и Телом Христовым (под видом хлеба).

•В католицизме Евхаристия совершается на пресном хлебе. Священство причащается и Крови и Тела, а миряне – только Тела Христова.

Исповедь

Обязательной в православии считается исповедь в присутствии священника. Без исповеди к причастию человек не допускается, кроме причащения младенцев.

В католичестве исповедь в присутствии священника обязательна хотя бы только один раз в год.

Иконы

Есть православные иконы, почитаемые католиками, и католические иконы, почитаемые верующими восточного обряда.

Но все же существуют существенные различия в священных изображениях на западных и восточных иконах.

3.7. Православная икона

•Православная икона монументальна, символична, строгая. Она ни о чем не повествует и никого не поучает.

•Ее многоуровневость требует расшифровки – от буквального до сакрального смысла.

 

Отличия в иконописи

•Католическое изображение более живописно и в большинстве случаев является иллюстрацией к библейским текстам. Здесь заметна фантазия художника.

•Православная икона двумерна – только горизонталь и вертикаль, это принципиально. Пишется она в традиции обратной перспективы. Католическая икона трехмерна, писанная в прямой перспективе.

Скульптурные изображения Христа, Богородицы и святых, принятые в католических храмах, восточной церковью отвергаются.

Брак священников

Православное священство делится на белое духовенство и черное (монахов). Монахи дают обет безбрачия.

Если священнослужитель не избрал для себя монашеский путь, то он должен жениться. Все священники-католики соблюдают целибат (обет безбрачия).

Протестантизм

Протестантизм – одно из основных (наряду с православием и католицизмом) направлений в христианстве, состоящее из различных вероучений, возникших в связи с Реформацией как протест против католицизма.

В начале XVI в. в странах Западной и Центральной Европы возник широкое антифеодальное народное движение в форме борьбы против злоупотреблений католического духовенства (торговли индульгенциями*, инквизиции**) и к католической церкви в целом.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Христианский тип культуры как взаимодействие конфессий

ПЛАН:


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.