Военная сила в международных отношениях — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Военная сила в международных отношениях

2017-09-10 2172
Военная сила в международных отношениях 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Выше мы уже отмечали влияние мощи государств и военной силы на международную безопасность. В связи с этим особого внимания заслуживает более детальное рассмотрение военной силы и военной мощи государства в контексте их влияния на систему международных отношений и международную безопасность.

В наиболее обобщенном виде исследования роли и места государственной мощи и силы, как основных средств во взаимоотношениях государств, находят свое развернутое воплощение в трудах ученых американской «школы политического реализма» (Г.Моргентау, К.К.Норр).

Основополагающие положения этой школы:

· основной закон политики: силовые отношения между государствами являются определяющими при решении международных проблем;

· мощь государства определяет уровень силового воздействия на другие страны в кризисных ситуациях;

· национальные возможности страны по широкому спектру характеристик, таких как вооруженные силы, уровни технологии и народонаселения, географические факторы, природные ресурсы, типы государственного правления и идеологии, оказывают решающее влияние на результаты ее внешней политики, а также решение международных конфликтов, которые возникают вследствие несовместимости или несовпадения национальных интересов различных государств на международной арене.

Совершенно очевидно, что любая война ведется с использованием военной силы. Существование мировых центров силы невозможно без угрозы применения или непосредственного применения силы, в том числе и военной. Это проявляется:

1) В наличии военной силы, которая существует и применяется для реализации внешнеполитических потребностей мирового центра (центров) силы, а также для обеспечения непрерывности и нужной (для центра силы) направленности глобализационных процессов.

2) В подавлении политических, экономических, военных, и информационных действий государств, которые не хотят вписываться в структуры, определяемые мировым центром (центрами) силы.

Исходя из этого, многие государства стремятся иметь достаточную военную силу, чтобы отстаивать свои интересы на международной арене. Военная сила – это часть военной мощи государства, которая предназначена для непосредственного применения в системе международных отношений.

Военный потенциал государства (потенциальная военная мощь) раскрывает возможности, которые могут быть использованы государством для реализации своих национальных интересов военными средствами.

В каждый момент времени военный потенциал содержит как уже реализованную военную мощь, так и потенциальную, нереализованную, но которая может быть реализована при определенных условиях.

Военная мощь государства представляет собой совокупность выделенных и реализованных на данный период сил и средств, предназначенных для защиты его национальных интересов и достижения внутренних и внешних целей вооруженными средствами.

Располагая определенной военной мощью, политическая элита страны в соответствии со своими потребностями использует ее для реализации внутри страны и на международной арене.

Военная мощь и военная сила государства применительно к системе международных отношений – далеко не одно и то же. По своему генезису военная сила – порождение военной мощи, которая и определяет возможности военной силы государства в межгосударственных отношениях.

Обладание значительной военной мощью еще не предполагает ее активного и решительного использования в системе международных отношений. Она может так и остаться «вещью в себе», неиспользованной возможностью, если политическая элита не преследует решительных целей и не ставит их перед своими вооруженными силами. Военная мощь становится силой, обеспечивающей достижение определенных целей, только тогда, когда она вступает в активное взаимодействие с военной мощью других государств.

Таким образом, военная мощь государства в плане ее воздействия на систему международных отношений предстает в большей степени как определенная потенциальная возможность воздействия, но не как само воздействие.

Военная сила, предполагает в первую очередь, именно воздействие на другое государство или группу стран. Для такого воздействия в военно-политической области основным инструментом, находящимся в распоряжении государства и его политического руководства, является военная мощь государства. Тогда, военная сила государства представляет собой степень и интенсивность реального воздействия его военной мощи в политических целях на другое государство, группу государств или систему международных отношений.

Для военной политики государства военная сила – основное средство, с помощью которого политическая элита может реализовать свои внешнеполитические потребности.

Таким образом, военная сила государства представляет собой степень и интенсивность реального воздействия его военной мощи на другое государство, группу стран или систему международных отношений в целом. При этом степень и интенсивность применения военной силы, объекты ее приложения определяются, в первую очередь, военной политикой государства.

Вместе с тем, достижение конкретных военно-политических целей возможно не только путем использования военной силы, но и путем действия других структурных элементов его внешнеполитической силы, в частности, политической силы государства.

Россия рассматривает военную силу как надежную гарантию для обеспечения своего суверенитета и территориальной целостности. Российская военная доктрина носит оборонительную направленность. Военная политика России категорически отрицает стремление к военному превосходству и саму войну как средство решения проблем во взаимоотношениях с другими государствами.

Политическая элита РФ видит цель военной политики государства не в погоне за военным превосходством, а в сохранении военно-стратегического паритета на минимальном уровне, который рассматривается ею как важный фактор обеспечения мира и международной безопасности на основе баланса сил в системе международных отношений.

Таким образом, военная сила России имеет компенсационный, вынужденный характер и призвана обеспечить поддержание устойчивого динамического равновесия в международных отношениях.

Необходимо отличать военную силу от прямого, непосредственного военного насилия. Насилие вооруженное есть форма социальной борьбы, крайний способ принуждения противника путем применения или угрозы применения вооруженной силы. То есть вооруженное насилие есть крайняя форма действия военной силы.

Вооруженное насилие может применяться в двух основных видахнепосредственном (открыто военном, физическом) и опосредованном (скрытом, потенциальном). В первом случае оружие вводится в действие открыто, а во втором случае оно выступает в качестве угрозы, то есть воздействует на состояние его духа, сознание и волю.

Вооруженное насилие является основной формой действия военной силы государства на международной арене. Независимо от того, как применена военная сила: в виде прямой агрессии или учений у границ сопредельного государства с целью оказать на него давление, в виде военно-морской блокады портов или помощи в организации военного переворота – форма действия военной силы одна – вооруженное насилие.

К основным видам вооруженного насилия относятся: вооруженное восстание, партизанская борьба, вооруженный террор, военная блокада, демонстрация военной силы, военные перевороты, войны, военные конфликты, размещение военных баз на чужой территории.

Многие государства используют в качестве средства своей военной политики скрытые формы насилия. К ним можно отнести следующие формы:

1) Продажа, передача, поставки оружия за рубеж, хранение его на территории других стран. Торговля оружием занимает одно из ведущих мест в экспорте крупных государств и рассматривается ими как одно из действенных средств влияния на союзников, воздействия на районы нестабильности.

Поставки и продажа оружия зарубежным странам – это не просто бизнес. Это политика глобализационного проекта. Оружие, поставленное в развивающиеся страны, приводит к искривлению их экономической структуры, росту задолжностей, нерешенности социальных проблем, теснее привязывает их к поставщику оружия через систему инструкторов, советников, обучения специалистов, поставку запасных частей.

Размещение оружия на территории дружественных стран также является одной из форм действия военной силы. Процесс размещения оружие государством-союзником обеспечивает втягивание государства-хозяина в орбиту агрессивных замыслов, зачастую без ведома его правительства. Страны, предоставившие свою территорию для размещения оружия, попадают под политическое влияние «патрона», становятся заложником в проводимой им политике, поскольку право на применение складированного оружия, а главное, выбор момента его применения и объекта, к которому оно будет приложено, принадлежит старшему партнеру.

2) Оказание помощи государствам в разработке военных доктрин, создании и развитии вооруженных сил, а также военными специалистами.

Названные формы действия военной силы ведут к усилению зависимости государства от военной силы старшего партнера. В частности, офицерский состав, прошедший подготовку в учебных центрах других государств, часто отличается крайне реакционными взглядами и стремится противодействовать любым прогрессивным изменениям в своей стране.

Крупные поставки современного оружия в развивающиеся страны требуют подготовки обслуживающего персонала. Следовательно, возникает и такая форма действия военной силы государств, как аппарат советников, инструкторов и прочих «специалистов», численность которых может достигать многих тысяч.

3) Строительство и оказание помощи в строительстве предприятий военного назначения, развитии инфраструктуры военного характера. Это одна из форм наращивания военной силы государства путем увеличения его совокупной военной мощи, втягивания в гонку вооружений максимального количества стран, перекладывания на них бремени военных расходов.

Гонка вооружений обременительна даже для развитых стран, которые стремятся поспевать за военно-политическим курсом, навязываемым США. Например, многим странам НАТО за последние годы пришлось поднять уровень своего военного бюджета с 1% до 2,5-3% ВВП, для того чтобы начать процесс поставки в свои вооруженные силы новейшие системы и комплексы высокоточного оружия.

К рассматриваемой группе следует отнести и такие формы действия военной силы государства, как продажа и передача военной технологии, которые направлены на усиление военных возможностей союзников. В рамках этих форм действий военной силы осуществляются также комплексные совместные научно-технические исследования различных стран в области вооружений. Проведение совместных военных исследований позволяет союзным государствам наращивать совокупную военно-научную мощь и на этой основе обеспечить достижение абсолютного военного превосходства на региональном или глобальном уровнях.

Таким образом, военная сила государства может оказывать воздействие на систему международных отношений или ее отдельные элементы в различных формах: в форме вооруженного насилия или различного рода скрытых, опосредованных другими элементами совокупной силы государства формах.

Однако какую бы форму действия военной силы ни избрало государство, в любом случае воздействие военной силы на систему международных отношений, группу стран или отдельное государство осуществляется насильственно, так как в любых формах действия военной силы оно реализуется методами принуждения или подавления. Поэтому государства – объекты приложения военной силы мировых центров силы в скрытых формах – являются проводниками имперской политики в своих регионах и вопреки своим интересам покорно следуют в русле военно-политического курса стран-центров силы. Если же они попытаются проводить самостоятельную политику, то неминуемо станут объектом вооруженного насилия либо со стороны государств (центров сил), либо их сателлитов.

Основным структурным элементом военной силы государства являются его вооруженные силы. Они являются элементом политической организации общества и поэтому имеют четкую и законодательно оформленную структуру. Вооруженные силы предназначены для ведения боевых действий, оснащены соответствующими средствами вооруженного насилия и апробированными формами и способами их применения. Вооруженные силы являются основным средством в руках политической элиты для достижения военно-политических целей на международной арене и удержания своего влияния внутри страны путем вооруженного насилия.

Вооруженные силы играют значительную роль не только в структуре военной силы государства, но и в политической системе общества.

Стремясь добиться выгодного соотношения военных сил в мире, мировые державы не жалеют усилий и средств на совершенствование боевого состава и качественного состояния своих вооруженных сил. Приняв на вооружение доктрины, нацеленные на достижение абсолютного военного превосходства, они обеспечивают перевооружение своих вооруженных сил новейшими системами оружия и боевой техники.

Одним из структурных элементов военной силы государства выступает военно-экономическая сила. Военно-экономическая сила является материальной основой военной силы государства. Другими словами, достижение целей насилия основывается на производстве вооружения и военной технике, а их производство, в свою очередь, основывается на производстве вообще, т. е. на экономической силе.

Военно-экономическая сила определяется, в первую очередь, комплексом военных предприятий и инфраструктуры. Она определяет возможности государства по обеспечению своих вооруженных сил оружием и военной техникой, а также способность страны влиять на другие государства путем продажи, поставок оружия, боевой техники, военной технологии. Военно-экономическая сила государства активно воздействует на мировой рынок оружия, экономику других стран и оказывает непосредственное влияние на отношения между государствами.

К числу структурных элементов военной силы государства относится военно-научная сила, которая определяет степень и интенсивность воздействия военно-научной мощи государства на другие страны, систему международных отношений. Опираясь на научную мощь государства, уровень развития техники и технологий, военно-научная сила обеспечивает реализацию вполне конкретных политических и военно-политических интересов в системе международных отношений.

Развитые государства используют военно-научную силу в качестве средства давления на менее богатых и развитых союзников, на развивающиеся страны с целью усиления их политической зависимости от военной технологии старшего партнера.

Встав на путь импорта военной технологии, государство-импортер становиться зависимым от экспортера не только в военно-технической, но и в политической области.

Военно-научная сила государства не только обеспечивает своевременное пополнение военной силы новейшими средствами вооруженного насилия, но и рекомендациями по их наиболее эффективному применению. Заложенные в военные доктрины и военно-стратегические концепции, эти взгляды в немалой степени определяют интенсивность и степень воздействия военной мощи страны на систему международных отношений.

Важнейшим структурным элементом военной силы государства является моральная сила народа, воинов вооруженных сил.

Таким образом, военная сила государства предстает как величина интегрированная, воплощающая в себе не только, мощь его вооруженных сил, но и военной экономики, науки, морального духа народа и воинов вооруженных сил.

Действие военной силы в форме вооруженного насилия возможно только в периоды политических кризисов, хотя остальные ее формы действия на систему международных отношений оказывают непрерывное воздействие насильственными методами принуждения и подавления. Определение конкретных форм и методов действия военной силы государства, а также объектов ее приложения – исключительная прерогатива политического руководства государства.

Военная сила государства, являясь средством достижения политических целей, предполагает достижение этих целей в ходе войны путем уничтожения или подавления противника.

Учитывая концентрацию производства (в том числе и экологически опасного), плотность населения и разрушительные возможности ядерного, а в настоящее время и обычного высокоточного оружия, можно сделать вывод, что война может привести к разрушению экономического потенциала государства и экологической катастрофе регионального и даже глобального масштаба.

Исходя из этого, наблюдается процесс трансформации функции достижения победы в войне для военной силы государств в функцию предупреждения и предотвращения войны. Военная сила государств, в данном случае, выступает уже не только как средство достижения политических целей государств, а также как гарант сохранения мира и международной безопасности.

Важнейшей функцией военной силы государства в системе международных отношений была и остается функция создания выгодного с позиций политической элиты соотношения сил, как в глобальном, так и в региональном или двухстороннем масштабе. Государство, обладающее большей военной мощью, способно оказывать соответственно большее воздействие на внешнюю среду.

Одним из путей наращивания военной силы государства является создание совокупной военной силы как следствие образования различного рода военно-политических союзов, блоков, систем коллективной обороны. Государство, входящее в состав военно-политического союза (блока) и имеющее относительно небольшие возможности собственной военной силы, получает возможность ее наращивания за счет военной силы союзников.

При создании военно-политических блоков государства достигают приращения совокупной военной силы и за счет совместного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и различных совместных программ вооружений. В этих условиях союзники также становятся гарантированным и устойчивым рынком сбыта оружия и боевой техники, что обеспечивает постоянные и высокие прибыли военно-промышленного комплекса.

Формированию совокупной военной силы способствует также распределение зон ответственности различных стран – членов военно-политической группировки по различным регионам. Проводя свою гегемонистскую политику, США как центр мировой силы, стремятся обеспечить свое присутствие во всех уголках планеты, а там, где им не удается осуществить эффективного воздействия собственной военной силой, они прибегают к помощи союзников, выполняющих жандармские функции в соответствующих регионах.

К числу функций военной силы государства следует отнести и функцию политического давления на другое государство, группу стран, систему межгосударственных отношений. Функция политического давления отражает связь политики с военной силой государства. Действие военной силы, направляемое политикой, не выступает в форме вооруженного насилия, хотя и предполагает его возможность. Политическое давление осуществляется военной силой в комплексе с другими структурными элементами совокупной силы государства: политической, экономической, дипломатической.

Военная сила как средство политического давления бывает тем эффективней, чем больше есть оснований считать, что она перерастет в вооруженное насилие, в войну. Однако достижение военно-стратегического паритета снижает вероятность использования военной силы в форме вооруженного насилия.

Военная сила государства как средство политического давления используется не только в отношении «оппонентов», но и с целью преодоления центробежных тенденций в военно-политических союзах. В этом плане широкое распространение получило присутствие войск США на территории союзных государств, проведение совместных учений и маневров, размещение военных баз на заморских территориях. Всем этим США не только крепче пристегивают союзников к своей агрессивной политике, но и оказывают постоянное давление на правительства стран с целью сохранения выгодного им политического режима в них.

Одной из основных функций американских вооруженных сил в странах-союзниках была и остается функция содействия поддержанию выгодной США социально-политической обстановки в этих государствах. Роль американских войск заключается, в частности, в том, чтобы служить опорой находящимся у власти правительствам, предоставлять им реальную возможность опереться, если потребуется, на военную силу США для решения свои внутриполитических и внешнеполитических задач.

К числу функций военной силы также можем отнести создание ситуаций политического и психологического давления на субъекты международных отношений, формирование политической и экономической неустойчивости в различных регионах мира, позволяющей расширить в них рынок вооружений и обеспечить формирование нужной политической карты региона. В настоящее время это явление получило название «управляемого хаоса».


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.