Непростой вопрос. Как вообще помочь предвзятым людям? Думаю, имеет смысл сказать им, чтобы больше тренировались. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Непростой вопрос. Как вообще помочь предвзятым людям? Думаю, имеет смысл сказать им, чтобы больше тренировались.

2017-08-23 259
Непростой вопрос. Как вообще помочь предвзятым людям? Думаю, имеет смысл сказать им, чтобы больше тренировались. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конечно, нам хотелось бы думать, будто чудеса бывают. Раньше в айкидо приходилось часто с этим сталкиваться. Достаточно посмотреть на записи О-сэнсея или послушать о его легендарных способностях, например, об умении уворачиваться от пуль и так далее. О Тохее-сэнсее тоже ходят подобные легенды. Например, рассказывают, как однажды на отдыхе Тохей-сэнсей оглядел комнату и «постучал одного из присутствующих по плечу при помощи ки», а этот человек обернулся и посмотрел на него. Правда, лично я не слышал, чтобы Тохей-сэнсей поощрял подобные слухи. Но однажды он сидел и курил, а перед ним стояла пепельница. Тут к нему кто-то подошел и сказал: «Сэнсей, а правда вы умеете передвигать предметы при помощи ки?» Он ответил: «Да, умею». Тут он взял пепельницу и передвинул ее. А потом сказал: «Вот, пожалуйста, я только что это проделал». То есть он всегда подтрунивал над подобной чепухой. Но он прекрасно знал, что подобные слухи все равно ходят. Больше того, я не уверен, что он прилагал большие усилия, чтобы развеять заблуждение в том, будто он обладает сверхспособностями, ведь подобные слухи помогали ему распространять айкидо по всему миру. Даже сейчас многие считают, что при помощи айкидо можно творить чудеса, и многие начинают заниматься айкидо благодаря этому заблуждению. Хотя лет десять назад таких людей было гораздо больше. Я хочу сказать, что на YouTube до сих пор есть ролики, где заснято, что мастера издают боевой клич и разбрасывают при помощи ки шестерых напарников. Даже в наши дни это выглядит очень впечатляюще. Возможно, если бы вы подольше позанимались, вы поняли бы, что это глупо, и что это не имеет совершенно никакого отношения к сути наших занятий. Но для человека с улицы, который понятия не имеет о ки-айкидо и хотел бы обрести силу, это выглядит очень привлекательно.

Я бы пригласил таких людей в зал на занятия. Но с человеком с улицы, я бы, скорее всего, не стал бы даже говорить об этом. Пока он сам не начнет задавать мне вопросы, я не буду затрагивать эту тему в разговоре. Это может оказаться опасным. В смысле, раньше я заводил такие разговоры, и только сталкивался с неприятностями. Так что я перестал говорить на эти темы. Если вы хотите учиться, то будете задавать вопросы, и я помогу вам по мере сил. То же самое можно сказать и про разговоры с людьми с улицы. На них нельзя делать киатсу, потому что они не умеют открываться. Они сформировали у себя некоторые представления и ищут им подтверждения, а больше им ничего не нужно. Они не будут вас слушать, если вы будете говорить, что это все чепуха, они будут вести себя по-детски. Я хочу сказать, что наша вера в чудеса коренится в детстве, когда мы верили в Деда Мороза и прочие сказки. Но, став взрослыми, мы узнаем, что Деда Мороза не бывает, а подарки нам покупают родители. Так что пора уже отказаться от веры в чудеса. Видите ли, отчасти истоки веры в чудеса коренятся в религии. Религия насквозь пропитана верой в чудеса. В том смысле, что святых канонизируют благодаря сотворенным ими чудесам. Все религиозные культуры пропитаны этой верой. Поэтому от веры в чудеса не так-то просто избавиться и, как я уже сказал, я не разговариваю на эти темы с теми, кто пока не пришел в додзё. На занятиях в зале мы можем ощутить, что именно происходит. Но тогда нам уже не о чем будет спорить и мне не придется ничего опровергать. Как мне показать вам то, чего попросту не существует? Невозможно доказать то, чего нет.

Ученик: иными словами, сэнсей, вы считаете, что все три прозвучавшие сегодня вопроса относятся к одному и тому же. Нас всех интересует, как объяснять новичкам, что такое ки. Мы все боремся с неверными представлениями, потому что вера в чудеса, возможно, изначально присутствует в каждом из нас.

Но я хотел уточнить такие термины как «какудайхо» и «шучухо». Мы раньше уже говорили об этом в частной беседе, но я все равно хочу спросить, каким из терминов, по вашему мнению, лучше пользоваться. Имеет ли смысл говорить по-английски: «расширение ки» или лучше употребить японское слово «какудайхо», когда мы хотим выразить ту мысль, что ки расширяется? В детских группах ни одна из этих формулировок не встречает понимания. Лично я просто говорю, что ки расширяется. Допустимо ли это или есть какой-то более удачный способ выразить эту мысль?

Вообще-то, говорить можно все, что угодно. Я люблю пользоваться японскими терминами при обучении айкидо. Мне нравится слово «какудайхо». Но оно не срабатывает. Я хочу сказать, что слова не помогают ученикам. Если вы хотите направлять учеников, их можно направлять при помощи слов. Вы можете помочь им понять, что их осознанность постоянно растет. Люди глубоко заблуждаются относительно того, что мы подразумеваем под словом «вселенная». Для них это звезды и планеты. А для нас вселенная – это совсем иное. С этого как раз и можно начать, чтобы они не тратили время, воображая, будто парят среди планет и звезд. От таких фантазий нет никакой пользы. В результате ничего не происходит. Это просто какое-то воображаемое путешествие. Поэтому новичкам пойдет на пользу, если вы поможете им понять процесс расширения осознанности или внимания и расширить границы своих ощущений. А называть этот процесс вы можете как угодно. Можете даже придумать какое-нибудь новое название. Только не забудьте сообщить мне об этом.

Если вернуться к тому, о чем говорилось раньше, Тохей-сэнсей включил в свои высказывания о ки («Шокушу») отдельный пункт – «Определение ки». Если вы ездите по миру и преподаете айкидо, то часто будете слышать такой вопрос: «Скажите, что такое ки, только точно». Тохея-сэнсея тоже часто просили дать точное определение ки. Так и появилось 11-е высказывание о ки «Определение ки». В принципе там говорится, что это нечто очень тонкое – половина от половины от половины – что это «какудайхо» и «шучухо» одновременно. А затем в завершение Тохей-сэнсей добавляет: «Таким образом мы понимаем определение ки». Таким образом! Понимаете, для этого нужно заниматься. Не имеет смысла размышлять об этом или думать о том, что же такое ки на самом деле. Все мы слишком много думаем. На занятиях мы учимся пребывать в теле, а не в своих мыслях, учимся полностью сосредотачиваться на ощущениях в своем теле. А когда мы поглощены ощущениями в собственном теле, мы не думаем. Мы освобождаемся от мыслей. При этом мысли могут возникать, но они не мешают нам пребывать в теле. Именно поэтому мы медитируем. Именно поэтому мы занимаемся ки-дыханием. Именно поэтому я научил вас новой форме медитации – медитации всем телом. Мы можем просто сидеть и останавливать мыслительный процесс, стараться не попадаться на удочку внутреннего диалога, стараться не решать в уме всякие загадки, стараться пребывать в этом замечательном состоянии здесь и сейчас. При этом вне зависимости от обстоятельств нашей жизни мы можем каждый миг наслаждаться этим состоянием на самом глубинном уровне. Те из вас, кто занимается дольше, знают, что в этом состоянии можно находиться дольше, а тем, кто занимается меньше, остается предвкушать это состояние.

Ученик: сэнсей, вы очень интересно описали признаки расширения ки и радость, которую при этом испытываешь, вне зависимости от внешних обстоятельств. То есть вы сказали, что даже если вы находитесь на похоронах или случится что-нибудь печальное, то вы будете продолжать испытывать это состояние. И, я полагаю, что если вы попадете в аварию или на вас кто-нибудь нападет, то благодаря занятиям вы не выйдете из этого состояния. Как-то не об этом обычно думаешь, когда речь заходит о радости и умиротворенности. Так в чем же разница? Мы привыкли думать, что радость зависит от внешних обстоятельств, мы привыкли радоваться, получив что-нибудь, сделав что-нибудь или завладев чем-нибудь. Но сейчас вы говорите совсем о другом.

Да, я понял, спасибо. Я просто хотел убедиться, что между нами не возникнет недопонимания. Я не говорил, что это состояние ума не зависит от происходящего «вовне». В конечном счете, когда вы испытываете это состояние, такие категории как «внутри» и «вовне» утрачивают актуальность. Окружающего больше нет. Все едино. Поэтому это состояние сильнейшим образом связано с происходящим. Вы просто испытываете его, а не судите о нем, вас не терзают сомнения и колебания; это состояние ничем не обусловлено и не сопровождается никакими требованиями. Если мы считаем, будто это состояние сознания зависит от окружающих (от обстоятельств или от людей), то при этом мы автоматически задаем некие условия: нам нужны определенные люди и определенные обстоятельства, чтобы мы не чувствовали себя несчастными. Иначе получится, что если определенный человек сделает что-нибудь не то, мы тут же станем несчастными. Но на самом деле несчастными мы становимся не от дурных поступков окружающих, а от собственных суждений об этих поступках. Вы сами делаете себя несчастными.

Я хочу сказать, что всем нам знакома эта разновидность страданий. Мы все это прекрасно знаем. Есть ли среди присутствующих кто-нибудь, кто не знаком с такой разновидностью страдания? Все знакомы. Каждый из нас непрестанно мучает себя. Но, возможно, занятия помогут нам меньше мучить себя. Впрочем, бывает и так, что при некоторых жизненных обстоятельствах мы освобождаемся от предвзятых суждений, но бывают случаи, когда мы не можем от них отказаться. У каждого из нас есть болевые точки и животрепещущие темы. Но даже в таких обстоятельствах занятия помогают нам увидеть, как разум, реагируя на окружающее, моментально выводит нас из состояния умиротворенности. Я хочу сказать, что мы учимся испытывать беспричинную радость, беспричинное умиротворение, беспричинное удовольствие. У этих ощущений нет материального источника. Чтобы испытать это ощущение, не нужно делать ничего особенного. Именно поэтому мы заостряем внимание на том, что расширение ки не подразумевает никаких действий, которые влекли бы за собой результат. Ведь если вы думаете, что нужно что-нибудь делать, если вы пытаетесь найти причинно-следственную связь, то вы уже упустили это состояние, причем упустили его с самого начала. Это очень сложно объяснить новичкам, которые еще не испытали таких ощущений и пока не способны их испытывать. Это чрезмерная нагрузка для ума. Новички просто не могут перестать думать, не могут принять это состояние и испытать его. Новички рабски следуют за своим внутренним диалогом, отслеживают субъектно-объектные отношения, пребывают в относительном мире, где пытаются все наладить и все исправить – эти условия им необходимы для полного счастья. А поскольку этот процесс бесконечен, то такие люди никогда не достигают удовлетворения. Такая манера поведения становится для них источником раздражения и дискомфорта.

Так что, да, вопрос хороший. И, можете мне поверить, тут легко впасть в неверное толкование даже тем, кто уже давно занимается. Очень просто попасться на удочку минутного непонимания. Именно поэтому мы каждый день сидим в медитации. Ведь при этом лишние мысли постепенно уходят, и мы вспоминаем: «Так о чем же я тут думал? Что я там говорил? Надо же мне было так сглупить, чтобы сказать это. Эти слова сразу вернут меня к борьбе за то, чтобы в мире все стало по-моему и чтобы я стал счастлив». В этом и заключается та самая «большая ошибка», о которой я пишу в своей книге «Отпустить все» (Letting Go). Это самая большая ошибка, которую мы допускаем в жизни. Так что давайте просто учиться отпускать ситуацию. Договорились?

Благодарю всех за внимание.

Перевод статьи — Пашанина Ирина (дипломированный переводчик с английского и французского языков, [email protected]) и Кирюхин Алексей (Инструктор Московской федерации ки-айкидо, 1-й дан ки-айкидо, [email protected]).

Удерживайте вес внизу


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.