Два начала европейской культуры и ее кризис — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Два начала европейской культуры и ее кризис

2017-09-10 396
Два начала европейской культуры и ее кризис 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Значительное место в концепции культуры Ницше занимает его анализ европейской культуры.

В работе «Рождение трагедии из духа музыки» (1872) он выявил два фундаментальных начала европейской культуры – дионисийское и аполлонийское.

Разные полюсы человеческой культуры он отождествляет с образами древнегреческих богов Диониса и Аполлона.

Они олицетворяют два противоборствующих начала и одновременно выражают всю полноту жизни.

Мир Диониса – это стихийный, неуправляемый, хаотичный мир эмоций.

Он выражается через стихию звуков, обращается исключительно к слуху, и связан с первичным трагическим переживанием жизни.

Поэтому дионисийское начало воплощается в трагедии и музыке.

Мир Аполлона связан с гармонией, спокойствием, красотой и четкой формой.

Аполлонийское начало связано с замещением трагического переживания жизни прекрасными формами в изобразительных, пластических искусствах.

Противопоставление аполлонийского и дионисийского начал началось еще в античности, так как, по мнению Ницше, именно греки в полной мере ощутили трагичность бытия, а также скорбь и восторг, являющиеся первопричиной творчества.

Соединяясь и растворяясь друг в друге, эти два начала должны восстановить давно разорванное единство природы и человека.

Однажды этого удалось добиться в античной трагедии, в которой оба начала проявляют себя в равной степени.

Вновь этого удастся добиться лишь после появления сверхчеловека, который сможет окончательно примирить эти два начала.

Оценивая состояние современной ему европейской культуры, Ницше отмечает, что она находится в состоянии кризиса.

Показателями кризиса Ницше считает недостаточность питания, преждевременное эротическое развитие, которое является бичом молодежи, вступающей в жизнь уже развращенной и неспособной избавиться от позорных наклонностей, а также алкоголизм, который стал привычкой.

Свидетельством кризисного состояния европейской культуры, с точки зрения Ницше, также является широкое распространение декадентского искусства, которое служит не духовному возвышению человека, а направлено на подавление его воли.

В перспективе европейскую культуру ожидает печальная судьба, но после того как она достигнет низшей точки в своем развитии, начнется новый подъем и цикл повторится.

 

1.3. Неокантианство (баденская школа)

Представители этой школы (Генрих Риккерт (1863-1936), Вильгельм Виндельбанд (1848-1915)) попытались установить фундаментальное отличие «наук о культуре» от «наук о природе».

Они пришли к выводу о том, что различие между этими науками заключается не в предмете, а методе познания, исследования.

Науки о природе стремятся установить сходное, повторяющееся в явлениях природы, законы их развития.

Для естественных наук характерен генерализирующий метод – выделяющий общее в вещах.

Науки о культуре пытаются объяснить единичные, однократные культурно-исторические факты, которые нельзя подвести под понятие общего закона.

Для гуманитарных наук характерен индивидуализирующий метод – подчёркивающий неповторимость, уникальность явления.

По мнению неокантианцев, науки о природе и науки о культуре различаются их отношением к ценностям.

Культура имеет ценностную природу.

Познание культурно-исторического факта и состоит в его отнесении к определённого рода ценности – политической, религиозной, моральной, эстетической.

По мнению неокантианцев, ценности – это не объективная реальность, а идеальное бытие, идеалы истины, добра и красоты, которые носят абсолютный, вневременной характер.

По словам Г. Риккерта, «без идеала человек в духовном смысле не может правильно жить».

Ценности, воплощённые в идеалах, придают смысл человеческой жизни, выступают как духовные опоры, ориентиры жизни человека, его деятельности, культурного развития общества.

 

Школа диффузионистов

В конце XIX-начале XX вв. эволюционные представления о культуре были подвергнуты критике баденской школой неокантианства и представителями культурно-исторической школы диффузионистов – немецкими исследователями Фридрихом Ратцелем (1844-1904) и Лео Фробениусом (1873-1938).

Ф. Ратцель рассматривал общества и культуры различных народов в неразрывной связи с природными условиями.

Нерасторжимая связь между человеком и «землей» – основополагающий принцип разработанной им антропогеографии.

В историю науки Ратцель вошел прежде всего как один из наиболее ярких представителей географического детерминизма.

Лео Фробениус выдвигает теорию «культурного круга».

В соответствии с ней любой предмет рассматривается как творческий акт, который возникает лишь однажды в истории и, возникнув однажды, распространяется по всему миру.

Исследователь проводит аналогию кругами от брошенного в воду камня.

Диффузионисты о культуре как сочетании творчества и заимствования

Развитие культуры объясняется в соответствии с данным подходом не закономерной линейной эволюцией от примитивного к более высокому уровню, а случайным сочетанием творчества и заимствования.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.