Е) Западная культура ХХ века. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Е) Западная культура ХХ века.

2017-09-10 466
Е) Западная культура ХХ века. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

107.Какие оценки имеют место относительно феномена кризиса западной культуры в ХХ в.?

108.Почему в связи с Первой мировой войной небезосновательно было говорить о надвигающейся варваризации Запада?

109.Почему не дихотомия «культура – варварство» определяет существо культурной ситуации Запада в ХХ в.?

110.Какой симптом является главным при характеристике культурной ситуации на Западе в ХХ в.? (Какое противоречие определяет существо культурной ситуации на Западе в ХХ в.?) В чем наглядно проявился этот симптом/выразилось это противоречие? Как более уместно можно представить это противоречие?

111.Охарактеризуйте феномен научно-технического прогресса. Какие обстоятельства (установки, мировоззренческие принципы) сделали возможным научно-технический прогресс?

112.Какие два вида отношений заключены в таком виде деятельности как труд, производство? Что осталось в XX в. неизменным в качестве высшей цели, что было характерно и для XIX в.?

113.Как интенсификация, разделение (специализация) и механизация производства влияют на отмену человеческого в человеке? На какую цель направлена механизация?

114.Докажите, что буржуазность не являлась доминирующей тенденцией в культуре XIX в., что для буржуа-работника характерно было неприятие собственной культуры и отречение от собственной буржуазности.

115.Что объединяет культуры XIX в. и XX в. и в чем в этом плане состоит различие между ними?

116.Какие процессы, связанные с ростом производительности труда, способствуют сближению пролетариата и буржуазии в ХХ в.?

117.Что объединяет рабочего-станочника и ученого-физика с культурологической позиции? Какими факторами обусловлено подобное сходство? Как можно назвать этот человеческий тип?

118.Художник и человек-работник в художественном производстве: в чем состоит принципиальное различие между ними? Почему в ХХ в. доминирует человек-работник и в художественной сфере?

119.Каким образом и почему человек-работник сводит к потреблению искусство? Каков при этом результат?

120.Почему термин «массовая культура» не совсем корректен? Соотнесите массовую культуру ХХ в. и низовую культуру Средневековья. В чем состоит основной парадокс массовой культуры?

121.Поясните, почему человек-работник ни свободного времени, ни досуга не ведает? Как можно назвать то время, когда человек-работник не на работе, и определить бытийствование человека-работника в это время?

122.Почему героизм и святость чужды душе человека-работника?

123.Какой вопрос необходимо поставить с позиций культурологии, говоря о научно-технической революции (НТР) как о характеристике ХХ в.? О какой тенденции в связи с этим целесообразно говорить?

124.В чем заключается существо техники?

125.Как соотносятся между собой наука и техника в условиях НТР?

126.В каких случаях природа обслуживает лишь тело человека, а в каких случаях является воплощением внутреннего мира человека?

127.Что дает техника homo faber, какие потребности человека удовлетворяет, на что воздействует?

128.Какова логика создания технических изобретений (на примере космических кораблей)? Какие вопросы при этом не возникают? В чем проявляется двойственное влияние техники на тело человека?

129.Что бессильна преобразовать техника и почему? Как понимается труд в предшествующей секуляризации культуре и в секуляризованной культуре?

 

ТЕМА 11. НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.

 

1. Какая формула применима к русской культуре в связи с рассмотрением ее в курсе культурологии, который освещает западную культуру в целом, вне национальных модификаций?Ответ пояснить.

А) Особенности исторического пути Руси-России.

2. Какое самоощущение было свойственно России, русскому народу уже в XIX в.? Можно ли объяснить эту особенность русского самоощущения хронологически – возрастом этнической общности и почему?

3. В чем состоит специфика периодизации культурно-исторического времени Руси-России?

4. В чем заключается особенность идентификации западного человека и русского человека? Как эти обстоятельства сказались на самосознании западного и русского человека в аспекте «переживания» своего исторического возраста?

5. Почему некорректно применять западную периодизацию к истории русской культуры? Какие магистральные изменения на культурно-историческом пути Руси-России могут свидетельствовать о появлении устойчивого ощущения молодости русского народа?

6. Какое событие обусловило вхождение Руси в сверхэтническую культурную общность? Охарактеризуйте состояние западной культуры в период, предшествовавший приобщению России к Западу и до 1453 г.

7. Чем обусловлена ситуация культурного одиночества Руси со второй половины XV в. по XVII в.? Как можно оценить данную ситуацию для Руси? (При оценке целесообразно проводить сравнение с языческим этноцентризмом.)

8. Что явилось причиной своего рода периферийности Руси по отношению к Западу? В какой творческой отрасли состоялось преодоление периферийности Руси уже в XII в.? Ответ сопроводить примерами.

9. Какой процесс, происходящий в культурном бытии Московской Руси в XVII в. и имеющий основание в культурном одиночестве Руси, обуславливал проблематичность существования национальной культуры?

10. В виде каких событий проявился катастрофизм культурно-исторического бытия Руси-России? Какую природу имеет каждая катастрофа? Дать краткую характеристику каждой катастрофы в культурно-историческом бытии Руси-России.

11. Какая черта русской культуры появилась на почве катастрофизма культурно-исторического бытия Руси-России? Какое различие в отношении духовной родины можно обнаружить между западным и русским человеком?

 

 

Б) Русская культура и природа.

 

12. Сравните размеры и численность населения Руси-России и Запада в указанный период? Какое предварительное в аспекте понимания культуры в ее первоначальном смысле можно сделать на основе предпринятого сравнения?

13. В чем заключается особенность ландшафта на Западе и в Руси-России?

14. Чем можно объяснить (чем может быть обусловлена) природность культуры в русской традиции? В чем заключается особенность восприятия природы русским человеком?

15. Что составляет главное отличие русского города (на примере Москвы) от городов Запада в период от Средневековья и вплоть до XIX в. (хотя эта особенность организации городов сохраняется и по настоящее время)?

16. Как характеризует русский город русский критик, поэт, публицист, мемуарист Аполлон Григорьев? Какое название он дает этому типу города?

17. Какова автономная единица типично русского города? Какой вид поселения характерен для Запада, и какова идеология этого поселения?

18. Как охарактеризовать человека, живущего столетиями на бесконечных и однообразных просторах Руси-России? Ответ пояснить.

19. Какой индивидуально-человеческий тип изначально был характерен русской культуре? Сопоставьте этот индивидуально-человеческий тип с соответствующими индивидуально-человеческими типами Запада. Какое изменение со временем происходит с первоначальным индивидуально-человеческим типом Руси?

20. В чем заключается парадокс, который отражает специфику русской географии и дух воинского сословия в Руси-России?

21. Почему крестьянское начало доминировало в русском народе с Московской Руси?

 

 

В) Культура Киевской Руси.

22. Как в самых общих чертах решается вопрос о начале русского народа?

23. Каковы исторические ориентиры и основание для возникновения самосознания русского народа?

24. Какой фактор абсолютно необходим для формирования Руси как культурно-исторической реальности?

25. В каком смысле можно говорить о двояком основании русской культурно-исторической реальности?

26. В чем состоит двоякое отношение к вопросу возникновения государственной власти на Руси в связи с «Повестью временных лет»?

27. Что роднит точку зрения на возникновение государства по «Повести временных лет» с «Младшей Эддой», и в чем видится различие между ними?

28. Насколько реальной является тема призвания варягов для начала Руси и возникновения государственности на Руси по «Повести временных лет»? В каком аспекте эту тему можно вполне логично истолковать?

29. Как трактуется крещение Руси в «Повести временных лет»? Каковы сомнительные места этой трактовки?

30. Почему Киевская Русь в период правления Владимира Святославовича должна была принять крещение? Какая судьба была уготована некрещеному народу?

31. Почему крещение Руси в народном сознании осмыслялась через ситуацию выбора веры, как об этом сообщает «Повесть временных лет»? С каким решающим фактором связан выбор Руси в пользу Византии?

32. Поясните ситуацию двоеверия

а) после официального крещения Киевской Руси в 988 г.;

б) в языческий период истории Руси в связи с развитием язычества.

33. Как «Повесть временных лет» свидетельствует о крещении киевлян? Какую культурологическую интерпретацию можно дать этому свидетельству?

34. По каким параметрам русская культура в течение двух с половиной столетий после крещения Руси имеет сходство с культурой германо-романских народов?

35. В чем состоит инаковость Руси по отношению к Западу с XI в. по XIII в.? (Сравните особенности культурной жизни Руси и Запада в указанный период.)

36. Какую характеристику литературе Древней Руси дает Д. С. Лихачев? Каков важнейший признак древнерусской литературы?

37. В чем усматривается коренное отличие русской литературы киевского и московского периодов от западной и великой русской литературы XIX в.?

38. Охарактеризуйте Четьи-Минеи и летописные своды как памятники древнерусской литературы. Как можно прокомментировать эти сборники и своды в отношении проявления индивидуально-личностного начала?

39. Какой характер имела древнерусская словесность? Каково было отношение к чтению и жизни у древнерусского человека? Какую роль играла словесность в жизни человека в Древней Руси? Как авторы произведений осмысляли свое призвание?

40. Какой характер имело образование в русских землях в XII-XIII вв., и в связи с какими обстоятельствами оно складывалось иначе, чем на Западе и в Византии?

41. Что указывает на то, что в Киевской Руси не сложилось рыцарской культуры, как это имело место на Западе?

42. В чем состоит сходство и различие известного и величайшего памятника литературы Киевской Руси «Слово о полку Игореве» и французского рыцарского эпоса «Песнь о Роланде»?

43. Как можно объяснить различие между «Словом о полку Игореве» и «Песнью о Роланде» в изображении героики события?

44. Почему в Киевской Руси и, в частности, в «Слове о полку Игореве» мир героев существует иначе, нежели на средневековом Западе?

45. Как проявлялась индивидуальная свобода у князей-дружинников в русских землях и чем она заканчивалась?

46. В чем заключается отличие культуры Киевской Руси от современной ей средневековой культуры Запада относительно тенденции формирования индивидуально-личностного начала?

 

 

Г) Культура Московской Руси.

 

47. В чем наблюдалась преемственность между Московской и Киевской Русью, и в чем выразились различия между ними?

48. Какое значение для Московской Руси имел тезис Москва – третий Рим, и как он осмысливался в этот период?

49. Что представлял собой Рим как образ в сознании европейского человечества? Насколько Московская Русь – «новейший Рим» - соответствовал образу Рима?

50. В чем состоит особенность царской власти в Московской Руси?

51. Как осмыслялась власть монарха в Средневековье и Новое время на Западе?

52. В чем заключается специфичность отношений между монархом и подданными в Московской Руси по сравнению с Древним Востоком, Античностью и Средневековьем Запада?

53. Что, по сути, является фундаментальной характеристикой русского человека? Ответ конкретизировать (дать описание этого феномена, привести примеры проявления его и выявить двойственность этого явления в сознании русского человека).

54. Какая тенденция в отношении царской власти и остальных людей Московского царства сложилась к началу XVII в.? В чем состоит особенность имперского представления Московской Руси о себе как третьем Риме по сравнению с имперских духом первого Рима?

55. Какие признаки в устроении внешнеполитической жизни русских царей Московского царства свидетельствовали о самоизоляции Руси?

56. В чем проявилась тенденция открытости Западу, которая укреплялась в XVII в.? Как можно объяснить наличие двух противоположных тенденций в Московской Руси – стремление к самоизоляции и открытость Западу?

57. Какие процессы должны были произойти в Руси/России в связи с тем, чтобы преодолеть ее отчуждение от Запада?

58. Почему время между Смутой и петровскими преобразованиями называют «бунташным веком, и что было его центральным пунктом?

59. Что представлял собой церковный раскол в Русской Православной Церкви в середине XVII в.?

60. В чем видится сходство и различие между церковным расколом в Русской Православной Церкви и западной Реформацией XVI в.?

61. Почему церковный раскол в Русской Православной Церкви на поверхности касался формальных, внешних обрядовых сторон богослужения?

62. В плоскость какого вопроса вполне правомерно перенести вопрос о причине церковного раскола в Русской Православной Церкви? В чем состоит коренное различие между никонианами и старообрядцами? Какое самоощущение и видение мира характерно для старообрядцев?

63. В какой процесс было втянуто большинство православного населения Руси в правление Петра I? Сравните правящий класс Московской Руси и Запада XVII в. (в частности, на примере дневниковых записей посла Нидерландов Николаса Витсена).

64. Почему в отношении Московской Руси можно говорить об отсутствии деления культуры на высокую и низкую? Каковы ориентиры и ценности дворянского сословия в западных странах в XVI - XVII вв.?

65. Сравните дуэль, челобитную царю и судебный поединок в отношении проявления личностного начала.

66. Как ситуация отказа Никона от исполнения патриарших обязанностей и его готовность к возвращению этих обязанностей через 6 лет проясняет неустойчивость личностного бытия в Московской Руси?

Д) Культура Петербургской России. XVIII век.

 

67. Какие этапы можно выделить в русской культуре Петербургского периода? В чем состоит парадокс первого века Петербургской эпохи?

68. Сравните трактовки и состояние университетского образования и науки в России и в Западной Европе кXVIII веку?

69. Какова роль образования для дворянского сословия в России и в западной Европе?

70. Почему русская словесность XVIII века за редким исключением представляла собой опыт культурного ученичества у Западной Европы? В чем заключались и слабые попытки Запада в области литературы в XVIII веке?

71. В каком виде искусства русское растворило в себе иноземные импульсы и влияния и наиболее полно отразило «молчаливый» характер русской культуры?

72. В каком смысле французского скульптора Петра Фальконе можно считать творцом русской культуры?

73. Какие два обстоятельства указывают на необходимость возникновения Петербурга как новой столицы России при Петре I? Прокомментировать каждое обстоятельство.

74. В чем заключается смысл в основании и существовании Петербурга как новой столицы?

75. В каком смысле Петербург являет собой:

а) призрачность и нереальность;

б) прорыв к новым горизонтам и проблематичность своего существования?

76. Как складывалась ситуация культурного двоемирия в Петербургский период? (В качестве примера используйте фрагмент из «Записок» княгини Екатерины Дашковой.)

77. Какой характер имели отношения между властью и сословиями в России в XVIII веке? Кем во всеобщем восприятии русских людей являлись Петр I и русские императрицы XVIII века?

78. В чем выразилось отсутствие внутренней свободы, индивидуального достоинства и чести в русском образованном человеке в XVIII веке?

79. В чем усматривается основное различие секуляризации культуры в России и на Западе?

80. Какое положение имела русская православная Церковь в XVIII-XIX веках в России? В чем заключалось противоречивость этой ситуации?

81. Какую политику в отношении Просвещения, его распространения проводила власть на Западе и в России?

82. В чем проявилась двойственность просветительской миссии русского самодержавия?

83. Какую роль играл русский императорский двор для русской культуры? (Пояснить, в частности, на примере оды Г. Р. Державина «Фелица».)

 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.