Профилактика. Понятие. Виды. Методы. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Профилактика. Понятие. Виды. Методы.

2017-09-10 258
Профилактика. Понятие. Виды. Методы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Профилактическая медицина

Медицинская профилактика – комплекс мероприятий, которые имеют цель устранения непосредственных причин и условий,

= порождающих заболевания,

= раннего выявления заболеваний,

= своевременного лечения и выздоровления.

 

Причины и условия, которые порождают заболевания, выявляются и проводятся органами и учреждениямиздравоохранения для предупреждения возникновений заболеваний.

 

Задачи медицинской профилактики заключаются в том, чтобы с момента рождения и на протяжении всей жизни каждого конкретного человека создать условия, которые предупреждали бы преждевременный износ организма.

 

Преждевременный износ организма проявляется:

=в возникновении заболеваний,

=временной или стойкой нетрудоспособности,

= преждевременной смерти.

 

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

 

(внутреннее стремление)

Мотивация к профилактике – это активное участие населения в профилактике путём осознанного

и привычного выполнения рекомендаций, правил, навыков и привычек здорового образа жизни, основанное на знаниях и убеждениях.

 

Выработка мотивации к профилактике – это сложная задача, которая решается путём выполнения долгосрочной программы по гигиеническому обучению и воспитанию различных групп населения: детей, родителей, педагогов, медицинского персонала.

 

Результатом работы должно быть появление мотивации к проведению профилактики среди различных групп населения.

 

Наличие мотивации определяют по результатам гигиенического обучения и воспитания: чем больше людей выполняют требования профилактики, тем выше мотивация населения.

 

В мотивации большое значение имеют:

= индивидуальный подход,

= учёт возрастных групповых и профессиональных особенностей

различных групп населения.

 

=================================================================

 

Материальная база профилактики

Кабинеты здоровья или комнаты (уголки) гигиены в школах, детских дошкольных учреждениях, на здравпунктах предприятий, комнаты гигиены полости рта в стоматологических поликлиниках.

 

Для создания кабинетов, комнат здоровья необходимо:

= разработать номенклатуру оборудования

= проекты помещений для профилактики

 

 

В школах, детских учреждениях необходимо предусмотреть выделение специального кабинета здоровья, предназначенного для:

=гигиенического воспитания детей,

=обучения их здоровому образу жизни

=знаниям и навыкам профилактики основных заболеваний.

 

В детских садах, школах желательно организовать в кабинетах здоровья, комнатах гигиены:

=осмотр детей,

=профилактическую работу с привлечением окулистов, стоматологов, ортопедов, педиатров, др.

специалистов в соответствии со школьной программой обучения.

Обучение осуществляет постоянная медсестра или гигиенист.

Работу учитывает врач в соответствии с приказом Минздрава РФ.

 

 

Персонал медицинский для профилактики

 

Относительно этой инфраструктуры пока нет чётких разработок.

При внедрении профилактики в каждом регионе создаётся структура, которая отвечает данным условиям.

 

Предлагаются рекомендации по созданию и привлечению медицинского персонала для профилактики:

1) основное звено, ведущее профилактическую работу –

средний медперсонал

2) за организаторами и исполнителями профработы закрепляются:

=организационная,

=контролирующая,

=консультативная,

=управляющая функции,

3) подготовка среднего медперсонала, ориентированного на профилактическую работу.

 

При работе с различным контингентом населения к проведению профилактических мероприятий должны привлекаться различные специалисты.

 

Эффект профилактики наступает через длительный срок (не ранее 5-10 лет от начала внедрения). Лишь спустя указанное время можно судить об эффективности профилактических мероприятий.

 

Экономический эффект может быть рассчитан с учётом объёма лечебных мероприятий.

 

=================================================================

Программы профилактики

==================================================================

 

Понятие «Образ жизни».

Образ жизни –понятие ёмкое и включает в себя =бытовую, =трудовую, =общественную,

=социально-культурную деятельность человека.

 

Структура образа жизни.

Это исторически обусловленный стереотип, вид жизнедеятельности, который характеризует отношение человека к среде обитания согласно следующим категориям:

 

· условия жизни – материальные и нематериальные факторы, которые определяют и

обуславливают образ жизни;

· уровень жизни – количественная сторона условий жизни:

=размер и структура материальных и духовных потребностей населения;

=доходы, обеспеченность жильём, медицинской помощью;

=уровень образования;

=продолжительность свободного и рабочего времени и др;

· качество жизни – качественная сторона условий жизни:

=качество жилищных условий, питания;

=уровень комфорта;

=удовлетворённость работой, общением и др;

· уклад жизни – порядок общественной жизни, быта, культуры, в рамках которого проходит жизнедеятельность;

· стиль жизни – относительно устойчивый стереотип (образец):

=поведения;

=привычек;

=межличностных отношений индивида, которые формируются в процессе его

социализации и социальной группе, к которой он принадлежит;

=особенности поведения конкретных людей.

 

При исследовании стиля жизни изучают:

= отношения личности и окружающей среды в социально-психологическом, экономическом преломлении

=личные свойства человека (отношения с окружающими, привычки, др) которые обуславливают выбор

того или иного стиля жизни, что является важным для понимания возможных изменений в человеке.

 

Стиль жизни включает следующие формы поведения:

=рациональное питание

=адекватную двигательную активность

=закаливание

=уход за телом, одеждой

=поддержание гигиенических условий быта

=соблюдение рационального режима труда и отдыха

=позитивное поведение в отношении психического здоровья

=сексуальное поведение, не наносящее ущерб здоровью

=воздержание от курения, злоупотребления алкоголем, лекарствами, наркотиками

=позитивное экологическое поведение

 

Здоровый образ жизни -- означает повседневное личностно-активное гигиеническое поведение

людей, которое основано на:

· соблюдении санитарно-гигиенических норм и правил, направленное на сохранение и улучшение физического и психического здоровья

· повышение защитных и адаптационных свойств организма

· удлинение продолжительности жизни

· полноценное выполнение человеком социальных функций (труд, отдых, развлечения)

 

Критерий здорового образа жизни: = активная общественно-трудовая, коммуникативная, семейно-бытовая деятельность людей; = всестороннее проявление физических, духовных способностей человека в единстве и гармонии с природой и окружающей средой.

 

Актуальная проблема как здравоохранения, так и общества в целом – это развивающаяся склонность процессов к сохранению неблагоприятных условий в:

=сохранении и укреплении здоровья,

=увеличении средней продолжительности и качества жизни

=предупреждении преждевременной смертности.

 

Приоритетные направления деятельности по укреплению здоровья:

1) разработка государственной социальной политики, которая направлена на увеличение потенциала здоровья, её законодательное закрепление;

2) создание окружающей среды, обеспечивающей поддержание здоровья человека;

3) усиление деятельности по укреплению здоровья на местном уровне;

4) развитие и совершенствование индивидуальных умений и навыков здорового образа жизни

и профилактики заболеваний;

5) переориентация служб здравоохранения на активные действия по предотвращению заболеваний и укреплению здоровья.

Основной элемент системы укрепления здоровья, инструмент достижения целей перечисленных направлений служит:

· гигиеническое воспитание населения – оно служит информационным и образовательным

ядром профилактических программ разного уровня (рассматриваются как основа первичной профилактики)

 

================================================================

 

Формирование здорового образа жизни необходимо проводить через создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний населения о влиянии отрицательных факторов на здоровье, уменьшении их воздействия; санитарно-гигиеническое воспитание.

================================================================================

Информационные направления

И профилактики заболеваний

 

Ø повышение качества жизни

Ø снижение распространённости курения и употребления табака

Ø улучшение качества питания

Ø увеличение физической активности

Ø обеспечение широкого охвата населения иммунизацией

Ø профилактика ВИЧ-инфекции и болезней, передающихся половым путём

Ø снижение потребления алкоголя

Ø профилактика употребления наркотиков

Ø улучшение качества окружающей среды

 

====================================================================

 

 

Специалисты службы медицинской профилактики:

=координируют и совершенствуют профилактическую работу в практическом здравоохранении,

=применяют на практике технологии медицинской профилактики совместно с врачами первичного звена.

 

 

Ядром стратегии медицинской профилактики должны стать учреждения нового типа

«Центры медицинской профилактики».

 

Роль среднего медперсонала

Рекомендации по ЗОЖ должны даваться человеку не по частям, а в целом.

Эти рекомендации должны носить не абстрактный характер, а основываться на фактически существующих условиях жизни и труда человека.

Необходимо также учитывать разную восприимчивость населения к медицинской информации.

Наиболее восприимчивы к пропаганде ЗОЖ беременные, больные с острыми заболеваниями и с заболеваниями в период обострения.

====================================================================

ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ

 

«Школы здоровья» (клубы) для пациентов и лиц с факторами риска --

организационная форма группового консультирования, гигиенического обучения

и воспитания целевых групп населения по приоритетным проблемам укрепления

и сохранения здоровья.

 

«Школы здоровья» для различных целевых групп (больные и члены их семей, лица с факторами риска и др) организуются в форме постоянно действующего интерактивного общения (школы больных астмой, школы больных сахарным диабетом и пр.)

 

«Школы пациентов» (здоровья) предполагают наличие:

=унифицированных программ подготовки преподавателей и обучаемых,

=соответствующего информационного обеспечения.

 

«Школа общественного здравоохранения» – организационная форма подготовки медицинских и немедицинских специалистов в области

общественного здоровья/здравоохранения на последипломном уровне

(педагогов, социальных работников, журналистов и пр.).

Это направление деятельности предполагает наличие системы:

=подготовки преподавателей

=обучающих организаций

=единых целевых программ подготовки специалистов с учётом

контингента обучаемых

=учебно-методической литературы, иного информационного обеспечения

====================================================================

 

Для организации «Школы здоровья» в ЛПУ необходимы:

1) Приказ департамента здравоохранения об организации Школы здоровья

2) Положение о Школе здоровья

3) Перечень учётно-отчётной документации для Школ здоровья

4) Методики проведения занятий в Школе здоровья

(для пациентов с сахарным диабетом, бронхиальной астмой и т.д.)

5) Оценки эффективности работы Школ здоровья

6) Организационно-методические рекомендации для проведения занятий в школах здоровья

7) в ЛПУ главный врач издаёт приказ об =организации Школы здоровья

--для каждого вида в рамках штатного расписания

(базы -- отделение, кабинет, дневной стационар и т.д.)

8) В приказе утверждается:

=руководитель Школы (врач или М/С – имеющая специальность «Управление

сестринской деятельностью»),

=порядок и формы направления пациентов на обучение в Школах

=график проведения занятий Школы на год

==================================================================

«Школы» для пациентов должны быть включены в перечень лицензируемых медицинских услуг ЛПУ. Это даёт право ЛПУ на образовательную деятельность по обучению пациентов (в системе лицензирования видов медицинской деятельности введены технологии и услуги по профилактической медицине, куда могут быть отнесены и Школы для пациентов).

=================================================================

Занятия в Школах имеют право проводить медработники:

=врачи, =фельдшера, =инструкторы по гигиеническому воспитанию,

=медсестра, прошедшая тематическое усовершенствование

Контроль за исполнением приказов и ответственность за подготовку специалистов для проведения Школ возлагается на руководителей ЛПУ.

====================================================================

В Школу для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями направляются пациенты с:

=неосложнённым течением артериальной гипертонии

=бронхиальной астмой (вне выраженного обострения)

=сахарным диабетом 2 типа (без инсулинопотребности)

 

В школу психологической подготовки семьи к рождению ребёнка направляются женщины во 2-3 триместре беременности.

В Школу для курящих пациентов направляются желающие бросить курить.

 

Обучение по групповой методике не проводится с больными:

=со значительной потерей слуха, зрения

=с интеллектуально-мнестическими и эмоционально-психическими

расстройствами

====================================================================

Цикл обучения в Школе для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями и в Школе психологической подготовки семьи:

5 занятий по 90 минут;

в поликлинике 1-2 раза в неделю;

в стационаре 3-5 раз в неделю

====================================================================

Цикл обучения в Школе для желающих бросить курить:

численность в группе 10-12 человек

2 занятия по 2часа 15 минут;

1-2 раза в неделю;

телефонное консультирование 160мин

Пациенты направляются в школу лечащим врачом, врачом Центра здоровья, также специалистами любого профиля.

====================================================================

В соответствии с тематикой Школы здоровья и конкретного занятия принимать участие в занятиях могут:

=участковый (семейный) врач

=кардиолог

=диетолог

=эндокринолог

=врач или инструктор по ЛФК

=пульмонолог

=акушер-гинеколог

=психотерапевт или психолог

====================================================================

Отчёт о работе Школы предоставляется ежегодно в период сдачи годового статотчёта ЛПУ, форма №30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении»

и по форме «Сведения о деятельности ЛПУ по медицинской профилактике»

====================================================================

Задачи «Школ здоровья»

1) Школы для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями

· повышение информированности пациентов о заболеваемости и факторах риска

· повышение ответственности пациентов за сохранение своего здоровья

· формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию

· мотивация к оздоровлению

· приверженность к лечению и выполнению рекомендаций врача

· формирование у пациента умений и навыков по:

=самоконтролю за состоянием здоровья

=снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих факторов

риска (питание, отказ от вредных привычек, управление стрессом, двигательная активность)

· в случаях обострений и кризов – оказание первой доврачебной помощи

· составление плана индивидуального оздоровления

 

2) Школы психологической подготовки семьи к рождению ребёнка

· информирование семьи о психологических аспектах протекания

беременности и родов

· формирование отношения женщины к родам как естественному

физиологическому процессу

· снижение уровня тревоги женщины за исход беременности и родов

· мотивация женщины на грудное вскармливание ребёнка

· повышение информированности будущих мам об особенностях психофизического развития, питания и ухода за ребёнком первого года жизни

· укрепление внутрисемейных отношений

 

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

МЕДСЕСТРЫ-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ БОЛЬНЫХ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ

 

1. Общие положения

1.1. На должность медсестры-преподавателя назначается специалист с высшим образованием по специальности "Сестринское дело",

со средним медицинским образованием по специальности:

"Лечебное дело"

"Сестринское дело"

имеющий желание и способности к преподавательской работе, прошедший обучение по работе в Школе здоровья для больных артериальной гипертензией

1.2. Назначается и отстраняется главным врачом ЛПУ по согласованию с руководителем школы.

1.3. Непосредственно подчиняется руководителю школы.

1.4. В своей деятельности руководствуется настоящей инструкцией, Положением о школе здоровья для больных артериальной гипертензией (приложение №… к приказу), приказом МЗ РФ от 24.01.2003 N 4 "О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с артериальной гипертензией в Российской Федерации", а также другими методическими документами по роду своей деятельности.

 

2. Медсестра-преподаватель обязана:

2.1. Организовать работу школы здоровья для больных артериальной АГ,

обращая внимание на ведение документации:

=представлять в установленные сроки отчеты о работе школы;

=систематически работать над совершенствованием своего труда и повышением

личной квалификации. Раз в 5 лет проходить повышение квалификации;

=следить за соблюдением должного санитарно-эпидемиологического режима

=соблюдать правила трудовой дисциплины.

2.2. Проводить занятия в школе по установленной программе так, чтобы каждый пациент-слушатель школы посещал занятие не реже 1 раза в месяц.

2.3. Заполнять учетные формы:

=журнал посещаемости;

=обработка данных тестирования по качеству усвоенного материала.

2.4. Во время обучения контролировать прохождение пациентами скринин-

говых обследований:

=консультация офтальмолога;

=ЭКГ;

=исследование крови на содержание глюкозы.

2.5. Обучить пациентов:

=методам самоконтроля (измерение АД, массы тела, вычисление индекса массы тела)

=основам диетологии и принципам составления суточного рациона питания;

=правилам поведения и самопомощи при гипертоническом кризе;

=ведению дневника самоконтроля;

=другим знаниям, навыкам в соответствии с темпланом занятий.

2.6. Проводить индивидуальные консультации для пациентов.

2.7. Осуществлять контроль за ведением дневников самоконтроля.

2.8. Обеспечивать пациентов справочной литературой.

 

3. Медсестра-преподаватель имеет право:

3.1. Самостоятельно составлять расписание занятий в школе здоровья для больных артериальной гипертензией в соответствии с тем. планом.

3.2. Получать информацию для выполнения своих функциональных

обязанностей.

3.3. Вносить предложения по улучшению оказываемой медицинской

помощи пациентам.

3.4. Участвовать в конференциях, семинарах, лекциях.

3.5. Принимать активное участие в общественной жизни коллектива.

 

4. Медсестра-преподаватель школы здоровья несет ответственность:

=за качественную постановку работы кабинета;

=за качественное ведение документации;

=за соблюдение трудовой дисциплины и правил техники безопасности.

 

====================================================================

Пример

Школа профилактики

«Йоддефицитные заболевания»

=Цикл образовательной подготовки состоит из четырех занятий, продолжительностью

1 час каждое.

=Работа школы строится на групповой и индивидуальной основе:

-в течение 4-х дней подряд

-или по 2 раза в неделю в течение 2-х недель

-или в течение одного семинарского дня.

 

Йоддефицитные заболевания

Йоддефицитные заболевания относятся к числу наиболее распространенных неинфекционных заболеваний человека. По данным ВОЗ около 2 миллиардов жителей Земли живут в условиях йодного дефицита, приводящего к развитию таких заболеваний, как:

= эндемический зоб,

=гипотериоз,

=умственная и физическая отсталость.

В России более или менее выраженный дефицит йода наблюдается практически на всей территории. Наиболее широко дефицит йода и эндемический зоб распространены в предгорных и горных местностях, в числе которых Северный Кавказ.

План занятий

1) Проблема ЙДЗ. Распространение в России, регионе, области.

Щитовидная железа и ее гормоны. Роль йода в организме.

Нормы ежедневного потребления.

Анкетирование с целью определения уровня знаний проблемы

 

2) Знакомство с йоддефицитными заболеваниями. Характеристика

йодсодержащих продуктов, лекарственных и народных методов лечения

ЙДЗ (синий йод, средства фитотерапии)

3) Профилактика ЙДЗ с помощью йодированной соли. Характеристика соли

и ее качества. Показ видеофильма о ЙДЗ.

4) Обсуждение наиболее часто задаваемых вопросов по проблеме ЙДЗ.

5) Заключительное анкетирование. Раздача буклетов по профилактике ЙДЗ.

 

===========================================================================================================================================================

Занятие

Занятие

Занятие

Занятие

Занятие

АНКЕТА для слушателя

Школы профилактики ЙДЗ

Предварительное тестирование

1. Как Вы полагаете, есть ли связь между нашим здоровьем и тем, как мы питаемся? да нет
2. Интересуетесь ли Вы информацией на упаковке продукта?    
3. Что привлекает Ваше внимание на упаковке? (если N° 3 "да") =цена =срок годности =содержание жиров =калорий =углеводов =витаминов =микроэлементов =другое да ………… ………….. …………. …………. …………… …………… ………….. …………. нет
4. Знаете ли Вы, что такое микроэлементы (или микронутриенты)? да нет
5. Отметьте из списка то, что, по-вашему, является микроэлементами (микронутриентами): (если на N° 4 "да") =железо =пластмасса =йод =уголь =фтор да ………… ………….. …………. …………. …………… нет
6. Можно ли заболеть, если в организме не хватает йода? да нет
7. Знаете ли Вы про йодированную соль? да нет
8. Употребляют ли Вашей семье йодированную соль? да нет
9. Как Вы думаете, зачем нужна йодированная соль: =чтобы похудеть =чтобы не было йододефицита =другое да ………… ………….. ………….   нет

 

 

АНКЕТА для слушателя

Школы профилактики ЙДЗ

Заключительное тестирование

1. Какова суточная потребность организма в йоде?   а). 10 мкг б). 100-200 мкг в). 100-200 мг
2. Может ли наш организм самостоятельно вырабатывать йод? а). да б). нет
3. Назовите основной источник поступления йода в организм человека? а). воздух б). вода в). продукты питания
4. Существует ли в России проблема йодного дефицита? а). повсеместно б). в отдаленных горных и предгорных районах в). в долинах крупных рек
5. Есть ли методы предотвращения (профилактики) дефицита йода? а). не существуют б). существуют и являются доступными в). существуют, но являются трудно доступными и дорогими
6. Какими способами можно проводить профилактику йодного дефицита? а) йодирование основных продуктов питания (соль, хлеб) б) йодирование питьевой воды в) использование пищевых добавок и лекарственных препаратов
7. Может ли регулярное потребление йодированной соли предотвратить развитие йододефицитных заболеваний? а). да б). нет
8. Кому рекомендовано потреблять йодированную соль? а) только лицам, имеющим эндемический зоб б) беременным и кормящим женщинам в) детям и подросткам г) всем без исключения
9. Есть ли противопоказания к употреблению йодированной соли? а). да б). нет
10. Нужен ли рецепт для покупки йодированной соли? а) да б) нет в) только при наличии противопоказаний
11. В каких количествах нужно потреблять йодированную соль? а) в большем количестве, в дополнении к обычной соли б) в меньшем количестве, чем обычную соль в) вместо обычной соли в прежнем количестве

 

ОПРОС

Какие продукты в Вашем рационе преобладают больше всего?  
Жиры  
сладости  
закуски  
Хлеб  
зерновые и мучные изделия  
крупы  
Фрукты  
овощи  
зелень  
Молоко  
кисломолочные продукты  
сыры  
Мясо  
птица  
рыба  
субпродукты  
бобы  
яйца  

Профилактическая медицина

Медицинская профилактика – комплекс мероприятий, которые имеют цель устранения непосредственных причин и условий,

= порождающих заболевания,

= раннего выявления заболеваний,

= своевременного лечения и выздоровления.

 

Причины и условия, которые порождают заболевания, выявляются и проводятся органами и учреждениямиздравоохранения для предупреждения возникновений заболеваний.

 

Задачи медицинской профилактики заключаются в том, чтобы с момента рождения и на протяжении всей жизни каждого конкретного человека создать условия, которые предупреждали бы преждевременный износ организма.

 

Преждевременный износ организма проявляется:

=в возникновении заболеваний,

=временной или стойкой нетрудоспособности,

= преждевременной смерти.

 

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

 

(внутреннее стремление)

Мотивация к профилактике – это активное участие населения в профилактике путём осознанного

и привычного выполнения рекомендаций, правил, навыков и привычек здорового образа жизни, основанное на знаниях и убеждениях.

 

Выработка мотивации к профилактике – это сложная задача, которая решается путём выполнения долгосрочной программы по гигиеническому обучению и воспитанию различных групп населения: детей, родителей, педагогов, медицинского персонала.

 

Результатом работы должно быть появление мотивации к проведению профилактики среди различных групп населения.

 

Наличие мотивации определяют по результатам гигиенического обучения и воспитания: чем больше людей выполняют требования профилактики, тем выше мотивация населения.

 

В мотивации большое значение имеют:

= индивидуальный подход,

= учёт возрастных групповых и профессиональных особенностей

различных групп населения.

 

=================================================================

 

Профилактика. Понятие. Виды. Методы.

Профилактика (предупредительный)– система государственных, социальных, гигиенических, медицинских и личных мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждения болезней.

 

Мероприятия по медицинской профилактике подразделяются на 2 группы: первичная и вторичная профилактика.

==================================================================

Первичная профилактика – медико-социальная профилактика для здоровых и практически здоровых лиц. Она наиболее эффективна в медицинском, социальном, экономическом отношении и имеет цель устранить причины и условия, которые вызывают возникновение заболеваний.

 

У здоровых и практически здоровых лиц, имеющих факторы риска – это как часть медицинской профилактики.

 

У детей, находящихся в «пограничных состояниях» между нормой и патологией – первичная профилактика имеет цель предотвратить возникновение заболеваний.

 

У больных – предупреждение новых заболеваний.

 

==================================================================

 

По направленности первичную профилактику подразделяют на:

= этиологическую (этиотропную) – направлена на устранение причин заболеваний; осуществляется путём санпросветработы и санитарно-гигиенических мероприятий; наиболее эффективна;

= патогенетическую – воздействие на характер этиологического фактора развития заболеваний.

 

Наиболее эффективной мерой снижения заболеваемости, смертности и нетрудоспособности населения является первичная профилактика неинфекционных заболеваний. Поэтому для практических врачей необходимо глубокое знание причин и путях развития заболеваний.

 

Ведущим методом первичной профилактики является санитарно-эпидемиологическая деятельность, которая осуществляется органами и учреждениями здравоохранения совместно со всеми государствен-ными и общественными организациями, учреждениями.

==================================================================

Вторичная профилактика –активное раннее выявление заболеваний предупреждение прогрессирования болезненного процесса и возможных его осложнений.

 

Проводится вторичная профилактика больным в стадии компенсации (возмещение, уравновешивание) и субкомпенсации процесса. (низкое возмещение)

 

Важное направление вторичной профилактики – активное выявление больных. Особая роль в этом отводится профилактическим осмотрам.

 

Для улучшения качества профосмотров на медицинские учреждения возлагаются:

· обязанность учёта населения,

· определение нуждающихся в различных видах помощи,

· дальнейшее активное наблюдение.

 

Выявлять сопутствующие заболевания должны также у стационарных больных.

 

При проведении профилактики заболеваний и формировании

здорового образа жизни населения необходимо помнить, что это

будет оправдано экономически только при условии комплексного

проведения профилактических мероприятий.

==================================================================

Мероприятия профилактические подразделяются на:

= государственные

= социальные

= медицинские

= организационные

= воспитательные

= административно-хозяйственные

= массовые, коммунальные (популяционные)

= групповые,

= индивидуальные,

= личные.

 

Реализуется профилактика мерами различного характера, направленными на решение конкретных задач.

 

К государственным профилактическим мероприятиям относятся меры, которые осуществляются в масштабах страны или отдельных регионов за счёт бюджета на основе:

= постановлений Правительства,

= приказов Минздрава,

= других директивных документов,

= также в плановом порядке в соответствии с выполнением

программы профилактики.

 

К этим мероприятиям относятся меры по охране и защите:

= окружающей среды

= здоровья матери и ребёнка

= условий труда

= медицинскому обслуживанию

= государственному социальному страхованию

= физическому воспитанию и др.

 

 

К социальным мероприятиям относятся меры, которые реализуются преимущественно на местном уровне:

· финансирование профилактической работы в детсадах, школах,

· организация материальной базы, уголков и комнат здоровья,

· закупка средств профилактики,

· обучение медицинского и другого персонала,

· организация выступлений,

· оформление и выпуск памяток, санбюллетеней, плакатов и др

 

 

К медицинским профилактическим мероприятиям относятся меры, связанные с организацией, содержанием и проведением:

= санпросветработы,

= гигиенического обучения и воспитания населения,

= выбора методов и форм медикаментозной профилактики,

= эпидемиологического обследования населения,

= контроля за эффективностью профилактики,

= подготовки и обучения персонала,

= участия в разработке профилактических программ.

 

Массовые профилактические мероприятия:

= санитарно-просветительная работа в средствах массовой

пропаганды и агитации (печать, радио, телевидение);

= гигиеническое обучение и воспитание в детских

дошкольных учреждениях, школах;

= фторирование воды, пищевых продуктов;

= производство гигиенических и профилактических средств;

= строительство детских садов, школ, предприятий по выпуску

гигиенических и профилактических средств.

 

Реализация этих мер узаконивается на федеральном и региональном уровнях. Но выполнение зависит от: = ответственности и инициативы местных органов власти,

= активной позиции органов здравоохранения.

Они обязаны использовать и реализовывать возможности, которые им предоставлены государственными законами, постановлениями.

 

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

По технологии реализации меры государственного, медицинского и социального характера делятся на:

· организационные,

· административно-хозяйственные,

· медицинские,

· воспитательные.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

 

 

Методы (мероприятия) профилактики по уровню применения делятся на:

 

· массовые (коммунальные) – профилактические меры, которые охватывают значительный контингент населения (фторирование, гигиеническое обучение и воспитание населения,

санпросветработа, профилактические мероприятия);

 

· групповые – профилактические мероприятия проводятся среди ограниченных групп

(школа, детсад, поликлиника, предприятие и др); к этим мероприятиям относится = медикаментозная профилактика в группах, =беседы, =уроки, =обучение; осуществляются данные мероприятия с учётом региона


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.329 с.