Что такое иммунизация (вакцинация) — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Что такое иммунизация (вакцинация)

2017-09-10 177
Что такое иммунизация (вакцинация) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Костромской области»

 

Здоровье, по определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

По мнению академика Ю.П. Лисицына, «...здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно – состояние, которое позволяет человеку вести нестесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие».

Эксперты ВОЗ определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре группы таких факторов. Соотношение их применительно к нашей стране выглядит следующим образом: состояние окружающей среды 20%, генетические факторы 20%, социально-экономические факторы и образ жизни 45%. При этом на медицинское обеспечение приходится 10 – 15%.

По состоянию на 01 января 2016 года на территории Костромской области проживает 125380 детей (из них 64065 мальчика и 61315 девочки).

Состояние здоровья подрастающего поколения является индикатором благополучия общества и закономерно рассматривается как один из важнейших медико-социальных приоритетов государства. Среди детского населения области в 2015 году зарегистрировано 268428 случаев заболеваний острыми и хроническими болезнями, из которых 237370 случаев – с впервые установленным диагнозом.

Структура общей заболеваемости детского населения соответствует предшествующему году, на первых ранговых местах находятся:

1 место – болезни органов дыхания – 67,7% (2014 г. – 67,7 %);

2 место – травмы и отравления – 4,8% (2014 г. – 5%);

3 место – болезни глаза и его придаточного аппарата – 3,7% (2014 г. – 3,4%);

4 место – болезни органов пищеварения – 3,5% (2014 г. – 3,4%).

В структуре общей заболеваемости подростков на первых ранговых местах находятся:

1 место – болезни органов дыхания – 38,4% (2014 г. – 37,5%);

2 место – болезни глаза и его придаточного аппарата – 10,5% (2014 г. – 9%);

3 место – травмы и отравления – 8,8% (2014 г. – 9,8%);

4 место – болезни мочеполовой системы – 5,6% (2014 г. – 6,3%).

Вышеуказанная структура заболеваемости отражает все случившиеся заболевания за год и может включать неоднократные респираторные инфекции, травмы, обострения хронических заболеваний. Она не в полной мере отражает статус здоровья конкретного ребенка.

Для того, чтобы оценить статус здоровья конкретного ребенка третий год в Костромской области, как и в России проводится диспансеризация несовершеннолетних в соответствии с приказом МЗ РФ № 1346н от 21 декабря 2012 года «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них».

В 2015 году осмотрено 113473 ребенка, что составило 100% выполнение плана (2014 году – 44568 детей). По результатам проведенных профилактических осмотров было выявлено 67564 заболеваний. Из них, впервые выявлены заболевания у 33222 детей. В целом же структура заболеваний у детей от 0 – 17 лет выглядит следующим образом:

на 1 месте – болезни органов пищеварения;

на 2 месте – болезни глаза и его придатков;

на 3 месте – болезни эндокринной системы и расстройства питания.

По уровню физического развития нормальное физическое развитие имеют 100866 детей (88% от всех осмотренных); для сравнения: в 2014 г. – 30863 человека (69%), в 2013 году – 78%. По результатам профилактических осмотров:

 

Группа здоровья 2012 год 2013 год 2014 год 2015год
I группа 32,3 30,6 31,8  
II группа 44,0 43,1 42,1 42,9
III группа 21,4 23,8 24,0 16,5
IV группа 1,8   1,6 0,5
V группа 0,5 0,5 0,5 0,2

 

Анализ данных позволяет установить, что только 36% детей могут считаться абсолютно здоровыми (I группа здоровья), 42,9% имеют функциональные отклонения (II группа здоровья), 16,5% детей страдают хроническими болезнями в стадии компенсации (III группа) и 0,5% – хроническими болезнями в стадии субкомпенсации (IV группа здоровья).

Относительно образовательного процесса интересным представляется анализ заболеваемости по возрастным группам.

В возрасте от 0 до 4 лет осмотрено 29286 детей (25%). У них выявлено 8993 заболеваний, что составляет 30,7 случаев на 100 детей, то есть у каждого третьего ребенка выявлено заболевание. В структуре выявленных заболеваний:

· на первом месте заболевания органов пищеварения (17,2%), причем практически все заболевания относятся к проблеме полости рта, анатомическим дефектам (паховые и пупочные грыжи) и не отмечается ни одного воспалительного заболевания (гастрит, дуоденит);

· на втором – заболевания глаза (12%);

· на третьем – заболевания органов дыхания (11,9%);

· на четвертом – заболевания эндокринной системы и расстройства питания (11,8%), причем на дефицит веса приходится 49,7%, а на избыток – 29%);

· на пятом – врожденные аномалии (7,5%);

· на шестом – заболевания костно-мышечной системы (5,1%), в том числе сколиоз 0,6%.

В возрасте от 5 до 9 лет осмотрено 35444 ребенка (31,2%). У них выявлено 20013 заболеваний, что составляет 56,4 случая на 100 детей, то есть уже у каждого второго есть заболевание.

· на первом месте заболевания органов пищеварения (28%), причем уже у 3% детей имеется диагноз хронический гастродуоденит;

· на втором – заболевания эндокринной системы и расстройства питания (13,8%), причем на дефицит веса приходится 20,6%, а на избыток – 49,3%);

· на третьем – заболевания глаза (12,1%);

· на четвертом – заболевания органов дыхания (12,1%);

· на пятом – врожденные аномалии (8,2%);

· на шестом – заболевания костно-мышечной системы (7,2%), в том числе сколиоз 15,5%.

Таким образом, в данной возрастной категории мы видим увеличение количества воспалительных заболеваний желудочно-кишечного тракта, на второе место выходят расстройства питания (алиментарно-зависимые) с увеличением доли избыточного веса и ожирения, в стабильном проценте присутствуют заболевания глаза и увеличивается количество нарушений осанки и сколиозов.

В возрасте от 10 до 14 лет обследовано 35125 детей (30,9%). У них выявлено 21542 заболевания, что составляет 61,3 случая на 100 детей, т.е. у двух детей из трех выявляется заболевание.

· на первом месте заболевания глаза (22%);

· на втором – заболевания эндокринной системы и расстройства питания (21,9%), причем на дефицит веса приходится 16,4%, а на избыток и ожирение – 49,%;

· на третьем – заболевания органов пищеварения (18,2%), причем уже у 14,8% детей имеется диагноз хронический гастродуоденит;

· на четвертом – заболевания костно-мышечной системы (5,1%), в том числе сколиоз 29%;

· на пятом – заболевания органов дыхания (11,9%).

В возрасте от 15 до 17 лет обследовано 13621 ребенок (12%). У них выявлено 17016 заболеваний, что составляет 124 случая на 100 детей – у каждого подростка в среднем имеется 1 или 2 заболевания:

· на первом месте заболевания глаза (28,1%);

· на втором – заболевания органов пищеварения (18,2%), причем уже у 23% детей имеется диагноз хронический гастродуоденит, язвенная болезнь;

· на третьем – заболевания эндокринной системы и расстройства питания (17%), причем на дефицит веса приходится 20,5%, а на избыток и ожирение – 37,1%;

· на четвертом – заболевания костно-мышечной системы (10,9%), в том числе сколиоз 36,7%;

· на пятом – заболевания органов дыхания (6,1%).

Таким образом, к завершению обучения в школе в структуре заболеваемости на первых позициях болезни, формирующиеся под воздействием социальных и поведенческих факторов.

Удельный вес заболеваний органов пищеварения в разрезе муниципальных образований Костромской области:

 

Высокий процент заболеваний отмечается в Парфеньевском, Нерехтском, Октябрьском районах, г. Нерехта; низкий процент – в Судиславском, Галичском, Костромском районах.

Удельный вес заболеваний глаза в разрезе муниципальных образований Костромской области:

 

 

Высокий процент в Межевском, Октябрьском, Антроповском, Буйском районах; низкий процент – в Судиславском, Красносельском, Чухломском районах.

Удельный вес заболеваний эндокринной системы и расстройства питания разрезе муниципальных образований Костромской области:

Высокий процент в г. Волгореченске, Кадыйском, Сусанинском районах; низкий – в Судиславском, Нерехтском, Парфеньевском районах.

Удельный вес заболеваний костно-мышечной системы и расстройства питания в разрезе муниципальных образований Костромской области:

 

 

Высокий процент в Межевском, Парфеньевском районах и г. Волгореченске; низкий процент – в Судиславском, Вохомском, Костромском районах.

 

Распространенность факторов риска развития неинфекционных и школьно - обусловленных заболеваний среди детей, образ жизни подрастающего поколения явились основанием для обоснования и внедрения современной единой системы формирования здорового образа жизни и профилактики неинфекционных и школьно - обусловленных заболеваний среди детей и подростков, межсекторального взаимодействия в создании профилактической среды в образовательных организациях.

Развитие системы формирования здорового образа жизни и профилактики неинфекционных и школьно - обусловленных заболеваний нашло отражение в Новой Концепции о единой профилактической среде, которая была обсуждена и одобрена на Первой Глобальной конференции по здоровому образу жизни и профилактике неинфекционным заболеваний (Москва, 28 – 29 апреля 2011 года).

 


Рекомендации по проведению акции «Неделя здорового питания» в рамках «Волны здоровья – Кострома»  

 

 

Главными целями проведения образовательной акции «Неделя здорового питания» в образовательных организациях Костромской области (далее - Акция) являются:

· увеличение охвата обучающихся, воспитанников организованным качественным питанием;

· воспитание культуры питания у детей, подростков и учащейся молодежи, приобщение их к здоровому образу жизни;

· ознакомление родителей (законных представителей) с основными факторами, способствующими формированию здорового и безопасного образа жизни у обучающихся, воспитанников.

Наиболее эффективной для организации и проведения Акции является технология модульного построения образовательной акции, которая предполагает 3 основных этапа:

1). Подготовительный этап. Акция является средством привлечения внимания обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к рациональной организации питания, как неотъемлемой составляющей здорового образа жизни. Подготовка и проведение Акции в образовательной организации предусматривает целый комплекс мероприятий.

Для проведения Акции в образовательной организации создается оргкомитет в составе представителей педагогического коллектива образовательной организации; представителей органов ученического самоуправления; представителей родительской общественности. При этом общее руководство осуществляется директором образовательной организации или его заместителем, а организационно-методическое руководство – оргкомитетом, по соответствующему распределению обязанностей.

2). Этап реализации. Тематическая неделя разбивается на модули, освещающие основы здорового питания:

· основные принципы здорового питания на разных возрастных этапах жизни человека;

· еда «живая» и «мертвая», правила приготовления пищи;

· витамины, макро- и микроэлементы;

· традиционные блюда русской народной кухни; кухни народов мира.

Каждый модуль включает в себя несколько компонентов (которые могут варьироваться): для обучающихся, воспитанников – тематические линейки, уроки здоровья, творческие конкурсы, классные часы и интерактивные встречи, акции, ярмарки и т.д.; для родителей (законных представителей) – родительские собрания, встречи с интересными людьми, консультации представителей учреждений здравоохранения и т.д.; для педагогов – круглые столы и практико-ориентированные семинары по теме «Пропаганда рационального питания», консультации представителей учреждений здравоохранения и т.д.

3). Этап подведения итогов.

Для подготовки и проведения образовательной акции «Неделя здорового питания» можно использовать:

· Методические рекомендации по формированию культуры здорового питания обучающихся, воспитанников, разработанные сотрудниками Института возрастной физиологии РАО М.М. Безруких, Т.А. Филипповой, А.Г. Макеевой (письмо департамента воспитания и социализации детей министерства образования и науки Российской Федерации от 12 апреля 2012 года № 06 – 731);

· Подборку брошюр* «Законы здорового питания», «Планируем здоровое питание» и «Витамины и здоровье»;

· Подборку буклетов* «Питание детей раннего возраста», «Питание детей дошкольного возраста», «Питание школьника», «Питание взрослого населения», «Питание в пожилом возрасте», «Принципы здорового питания», «Правильное питание ребенка», «Рекомендации по правильному питанию для детей, с избыточной массой тела и ожирением», «Питание при избыточном весе»;

· Плакаты* «Здоровое питание», «Типы ожирения и их осложнения», «Избыточная масса тела, ожирение», «Здоровое питание /Для чего Вам это нужно?», «Правила безопасного питания»;

· Видеоролики о здоровом питании.

 

* Электронные оригиналы – макеты брошюр, буклетов и плакатов размещены на портале «Образование Костромской области».

 


 

  10 принципов Правильного Питания по рекомендации ВОЗ

 

 

В Государственном центре профилактической медицины Минздрава адаптировали к российским условиям рекомендации Всемирной организации здравоохранения. Методика ВОЗ основывается на масштабных исследованиях и длительных наблюдениях, которые проводились в течение многих лет.

Медики изучали зависимость продолжительности жизни и состояния здоровья человека от его дневного рациона и образа жизни. Все рекомендации по здоровому питанию в принципе общеизвестны, однако, поскольку большинство россиян их упорно игнорируют, в стране продолжается рост сердечно-сосудистой и эндокринной заболеваемости, весьма распространено нарушение обмена веществ.

 

1. Здоровая сбалансированная диета основывается на разнообразных продуктах преимущественно растительного, а не животного происхождения.

2. Хлеб, крупяные и макаронные изделия, рис и картофель следует есть несколько раз в день, при каждом приеме пищи.

3. Разнообразные овощи и фрукты нужно употреблять несколько раз в день (более чем 500 граммов). Предпочтение — продуктам местного производства

4. Молоко и молочные продукты с низким содержанием жира и соли (кефир, кислое молоко, сыр, йогурт) необходимы в ежедневном рационе.

5. Замените мясо и мясные продукты с высоким содержанием жира на бобовые, рыбу, птицу, яйца или постные сорта мяса. Порции мяса, рыбы или птицы должны быть небольшими.

6. Ограничьте потребление «видимого» жира в кашах и на бутербродах, выбирайте низкожировые сорта мясомолочных продуктов.

7. Ограничьте потребление сахара: сладостей, кондитерских изделий, десерта.

8. Общее потребление соли, с учетом соли, содержащейся в хлебе, консервированных и других продуктах, не должно превышать одной чайной ложки (6 граммов) в день. Рекомендуется использовать йодированную соль.

9. Идеальная масса тела должна соответствовать рекомендованным границам. (Индекс массы тела в пределах 20-25. Рассчитывается по формуле Кетле: ИМТ=M(кг):H2(м), где М – масса, Н – рост.) Следует поддерживать по крайней мере умеренный уровень физической активности.

10. Выбирайте разнообразные продукты (свежие, замороженные, сушеные), в первую очередь выращенные в вашей местности. Отдавайте предпочтение приготовлению продуктов на пару или в микроволновой печи, путем отваривания, запекания. Уменьшите добавление жиров, масел, сахара в процессе приготовления пищи.

Несложные, казалось бы рекомендации. Проанализируйте свое питание. Если вы соблюдаете:

· 9 - 10 пунктов, то можно назвать ваше питание здоровым;

· 7 - 8 пунктов говорят о том, что, возможно, вы наносите ущерб своему здоровью;

· 5 - 6 – велик риск сердечно-сосудистых заболеваний и проблем, связанных с пищеварительными органами;

· менее 5 – вам нужно коренным образом пересмотреть свою систему питания, иначе ущерб, наносимый здоровью может привести к сокращению продолжительности вашей жизни.

 


 

Памятка родителям о рациональном питании ребенка

 

Уважаемые родители!

 

Рост ребенка, его физическое и умственное развитие напрямую зависит от качества питания. Поэтому крайне важно, чтобы рацион детей был сбалансирован, отвечал всем потребностям растущего организма, что стал надежным фундаментом для дальнейшей полноценной жизни и предотвратил развитие многих заболеваний.

Питание детей должно наиболее полно удовлетворять как энергетические, так и ростовые нужды. Потребность в калориях детей младшего школьного возраста 7 – 10 лет составляет 2400 ккал, дети в возрасте 11 – 13 лет должны получать 2400 - 2700 ккал мальчики и 2300 - 2500 ккал девочки в сутки, в 14 – 17 лет потребность составляет 2400 - 3000 ккал для юношей и 2300 - 2600 ккал для девушек.

Дети занимающийся спортом, должен получать на 300 - 500 ккал в сутки больше.

Правильно организованное питание, обеспечивающее организм всеми необходимыми ему пищевыми веществами: белками, жирами, углеводами, витаминами и минеральными веществами, необходимыми для гармоничного роста и развития детей. Белки – 15% - 16%, из них не менее 60% животного происхождения; жиры – 30%, из них не менее 30% растительного жиры; углеводы – 55% - 56%, из них простые не более 20%, пищевые волокна – не менее 20г/сутки.

Соотношение белков, жиров и углеводов примерно равно 1:1:4. Потребность в белке детей в связи с интенсивными процессами их роста и развития и составляет 1,3 – 1,5 г на 1 кг веса тела.

Рацион ребенка должен быть максимально разнообразным. Только при включении в повседневное питание всех основных групп продуктов – мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами. Исключение тех или иных из названных групп продуктов неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей. Ежедневный рацион ребенка должен содержать около 15 наименований разных продуктов питания. В течение недели рацион питания должен включать не менее 30 наименований разных продуктов питания.

Рекомендации Всемирной организации здравоохранения построены по принципу светофора.

Зелёный свет — еда без ограничений — это хлеб грубого помола, цельные крупы и не менее 400 г в сутки овощей и фруктов.

Желтый свет — мясо, рыба, молочные продукты — только обезжиренные и в меньшем количестве, чем «зеленые» продукты.

Красный свет — это продукты, которых нужно остерегаться: соли, сахар, масло, кондитерские изделия особенно газированных напитков. Чем реже употребление такие продукты, тем лучше.

Не стоит забывать и о режиме питания. Ребенок должен питаться не менее 4 раз в день, а желательно 5 - 6 раз в день. Промежутки между отдельными приемами пищи не должны превышать 4 – 5 часов. Таким образом, обеспечивается лучшее переваривание и усвоение пищи, а также исключается чувство голода. Промежуток между ужином и завтраком следующего дня (ночной промежуток) не должен превышать 12 часов.

Калорийность в течении суток распределяется следующим образом: завтрак – 20% - 25%; второй завтрак – 5%; обед – 30% - 35%; полдник – 10% - 15%; ужин – 20% - 25%; на ночь – 5%, т.е. за время пребывания в школе учащийся должен получить 60 - 65% суточного рациона.

Поэтому каждый школьник должен получать двухразовое горячее питание в школе: для первой смены – завтрак и обед, а при учебном процессе во 2-ю смену – обед и полдник.

Учащиеся в первую смену в 7.30 – 8.30 должны получать завтрак (дома, перед уходом в школу), в 11.00 – 12.00 – горячий завтрак в школе, в 14.30 – 15.30 – после окончания занятий – обед в школе (обязательно для учащихся групп продленного дня) или дома, а в 19.00 – 19.30 – ужин (дома).

Учащиеся во вторую смену в 8.00 – 8.30 должны получать завтрак (дома), в 12.30 – 13.00 – обед (дома, перед уходом в школу), в 16.00 – 16.30 – горячее питание в школе (полдник), в 19.30 – 20.00 – ужин (дома).

Прием пищи должен проходить в спокойной обстановке. Отдавать предпочтение лучше блюдам, приготовленным на пару, отварным, тушенным; желательно исключить из питания жгучие и острые специи, уксус, майонез, кетчупы. Необходимо стремиться к тому, чтобы готовые блюда были красивыми, вкусными, ароматными и готовились с учетом индивидуальных вкусов детей.

Меню можно составить таким образом:

1). Завтрак должен состоять: из закуски (сыр, салат, порционные овощи, фрукты), горячего блюда (молочная каша, блюда из творога и яиц, мясо, рыба, тушеные овощи) и горячего напитка (чай, молоко, какао).

2). Обед: обязательно горячее первое, овощной салат, второе блюдо из птицы, мяса, рыбы с гарниром, кисель, компот или фруктовое пюре.

3). Полдник: стакан молока, простокваши, ряженки или кефира, печенье, ватрушка или булочка, желательно фрукты.

4). Ужин обычно состоит из молочных, крупяных, овощных, творожных и яичных блюд. Непосредственно перед сном можно дать ребенку стакан кисломолочного напитка (кефира, простокваши, йогурта и т.п.) или молока с хлебом, булочкой.

Родители в ответственности за то, как организовано питание их детей. Задача каждого родителя сформировать у ребенка приверженность к здоровому образу жизни.

 

Главный внештатный специалист диетолог

департамента здравоохранения Костромской области

Г.В. Колесникова.

 


Мифы об иммунизации

Костромской области»

 

Здоровье, по определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

По мнению академика Ю.П. Лисицына, «...здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно – состояние, которое позволяет человеку вести нестесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие».

Эксперты ВОЗ определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре группы таких факторов. Соотношение их применительно к нашей стране выглядит следующим образом: состояние окружающей среды 20%, генетические факторы 20%, социально-экономические факторы и образ жизни 45%. При этом на медицинское обеспечение приходится 10 – 15%.

По состоянию на 01 января 2016 года на территории Костромской области проживает 125380 детей (из них 64065 мальчика и 61315 девочки).

Состояние здоровья подрастающего поколения является индикатором благополучия общества и закономерно рассматривается как один из важнейших медико-социальных приоритетов государства. Среди детского населения области в 2015 году зарегистрировано 268428 случаев заболеваний острыми и хроническими болезнями, из которых 237370 случаев – с впервые установленным диагнозом.

Структура общей заболеваемости детского населения соответствует предшествующему году, на первых ранговых местах находятся:

1 место – болезни органов дыхания – 67,7% (2014 г. – 67,7 %);

2 место – травмы и отравления – 4,8% (2014 г. – 5%);

3 место – болезни глаза и его придаточного аппарата – 3,7% (2014 г. – 3,4%);

4 место – болезни органов пищеварения – 3,5% (2014 г. – 3,4%).

В структуре общей заболеваемости подростков на первых ранговых местах находятся:

1 место – болезни органов дыхания – 38,4% (2014 г. – 37,5%);

2 место – болезни глаза и его придаточного аппарата – 10,5% (2014 г. – 9%);

3 место – травмы и отравления – 8,8% (2014 г. – 9,8%);

4 место – болезни мочеполовой системы – 5,6% (2014 г. – 6,3%).

Вышеуказанная структура заболеваемости отражает все случившиеся заболевания за год и может включать неоднократные респираторные инфекции, травмы, обострения хронических заболеваний. Она не в полной мере отражает статус здоровья конкретного ребенка.

Для того, чтобы оценить статус здоровья конкретного ребенка третий год в Костромской области, как и в России проводится диспансеризация несовершеннолетних в соответствии с приказом МЗ РФ № 1346н от 21 декабря 2012 года «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них».

В 2015 году осмотрено 113473 ребенка, что составило 100% выполнение плана (2014 году – 44568 детей). По результатам проведенных профилактических осмотров было выявлено 67564 заболеваний. Из них, впервые выявлены заболевания у 33222 детей. В целом же структура заболеваний у детей от 0 – 17 лет выглядит следующим образом:

на 1 месте – болезни органов пищеварения;

на 2 месте – болезни глаза и его придатков;

на 3 месте – болезни эндокринной системы и расстройства питания.

По уровню физического развития нормальное физическое развитие имеют 100866 детей (88% от всех осмотренных); для сравнения: в 2014 г. – 30863 человека (69%), в 2013 году – 78%. По результатам профилактических осмотров:

 

Группа здоровья 2012 год 2013 год 2014 год 2015год
I группа 32,3 30,6 31,8  
II группа 44,0 43,1 42,1 42,9
III группа 21,4 23,8 24,0 16,5
IV группа 1,8   1,6 0,5
V группа 0,5 0,5 0,5 0,2

 

Анализ данных позволяет установить, что только 36% детей могут считаться абсолютно здоровыми (I группа здоровья), 42,9% имеют функциональные отклонения (II группа здоровья), 16,5% детей страдают хроническими болезнями в стадии компенсации (III группа) и 0,5% – хроническими болезнями в стадии субкомпенсации (IV группа здоровья).

Относительно образовательного процесса интересным представляется анализ заболеваемости по возрастным группам.

В возрасте от 0 до 4 лет осмотрено 29286 детей (25%). У них выявлено 8993 заболеваний, что составляет 30,7 случаев на 100 детей, то есть у каждого третьего ребенка выявлено заболевание. В структуре выявленных заболеваний:

· на первом месте заболевания органов пищеварения (17,2%), причем практически все заболевания относятся к проблеме полости рта, анатомическим дефектам (паховые и пупочные грыжи) и не отмечается ни одного воспалительного заболевания (гастрит, дуоденит);

· на втором – заболевания глаза (12%);

· на третьем – заболевания органов дыхания (11,9%);

· на четвертом – заболевания эндокринной системы и расстройства питания (11,8%), причем на дефицит веса приходится 49,7%, а на избыток – 29%);

· на пятом – врожденные аномалии (7,5%);

· на шестом – заболевания костно-мышечной системы (5,1%), в том числе сколиоз 0,6%.

В возрасте от 5 до 9 лет осмотрено 35444 ребенка (31,2%). У них выявлено 20013 заболеваний, что составляет 56,4 случая на 100 детей, то есть уже у каждого второго есть заболевание.

· на первом месте заболевания органов пищеварения (28%), причем уже у 3% детей имеется диагноз хронический гастродуоденит;

· на втором – заболевания эндокринной системы и расстройства питания (13,8%), причем на дефицит веса приходится 20,6%, а на избыток – 49,3%);

· на третьем – заболевания глаза (12,1%);

· на четвертом – заболевания органов дыхания (12,1%);

· на пятом – врожденные аномалии (8,2%);

· на шестом – заболевания костно-мышечной системы (7,2%), в том числе сколиоз 15,5%.

Таким образом, в данной возрастной категории мы видим увеличение количества воспалительных заболеваний желудочно-кишечного тракта, на второе место выходят расстройства питания (алиментарно-зависимые) с увеличением доли избыточного веса и ожирения, в стабильном проценте присутствуют заболевания глаза и увеличивается количество нарушений осанки и сколиозов.

В возрасте от 10 до 14 лет обследовано 35125 детей (30,9%). У них выявлено 21542 заболевания, что составляет 61,3 случая на 100 детей, т.е. у двух детей из трех выявляется заболевание.

· на первом месте заболевания глаза (22%);

· на втором – заболевания эндокринной системы и расстройства питания (21,9%), причем на дефицит веса приходится 16,4%, а на избыток и ожирение – 49,%;

· на третьем – заболевания органов пищеварения (18,2%), причем уже у 14,8% детей имеется диагноз хронический гастродуоденит;

· на четвертом – заболевания костно-мышечной системы (5,1%), в том числе сколиоз 29%;

· на пятом – заболевания органов дыхания (11,9%).

В возрасте от 15 до 17 лет обследовано 13621 ребенок (12%). У них выявлено 17016 заболеваний, что составляет 124 случая на 100 детей – у каждого подростка в среднем имеется 1 или 2 заболевания:

· на первом месте заболевания глаза (28,1%);

· на втором – заболевания органов пищеварения (18,2%), причем уже у 23% детей имеется диагноз хронический гастродуоденит, язвенная болезнь;

· на третьем – заболевания эндокринной системы и расстройства питания (17%), причем на дефицит веса приходится 20,5%, а на избыток и ожирение – 37,1%;

· на четвертом – заболевания костно-мышечной системы (10,9%), в том числе сколиоз 36,7%;

· на пятом – заболевания органов дыхания (6,1%).

Таким образом, к завершению обучения в школе в структуре заболеваемости на первых позициях болезни, формирующиеся под воздействием социальных и поведенческих факторов.

Удельный вес заболеваний органов пищеварения в разрезе муниципальных образований Костромской области:

 

Высокий процент заболеваний отмечается в Парфеньевском, Нерехтском, Октябрьском районах, г. Нерехта; низкий процент – в Судиславском, Галичском, Костромском районах.

Удельный вес заболеваний глаза в разрезе муниципальных образований Костромской области:

 

 

Высокий процент в Межевском, Октябрьском, Антроповском, Буйском районах; низкий процент – в Судиславском, Красносельском, Чухломском районах.

Удельный вес заболеваний эндокринной системы и расстройства питания разрезе муниципальных образований Костромской области:

Высокий процент в г. Волгореченске, Кадыйском, Сусанинском районах; низкий – в Судиславском, Нерехтском, Парфеньевском районах.

Удельный вес заболеваний костно-мышечной системы и расстройства питания в разрезе муниципальных образований Костромской области:

 

 

Высокий процент в Межевском, Парфеньевском районах и г. Волгореченске; низкий процент – в Судиславском, Вохомском, Костромском районах.

 

Распространенность факторов риска развития неинфекционных и школьно - обусловленных заболеваний среди детей, образ жизни подрастающего поколения явились основанием для обоснования и внедрения современной единой системы формирования здорового образа жизни и профилактики неинфекционных и школьно - обусловленных заболеваний среди детей и подростков, межсекторального взаимодействия в создании профилактической среды в образовательных организациях.

Развитие системы формирования здорового образа жизни и профилактики неинфекционных и школьно - обусловленных заболеваний нашло отражение в Новой Концепции о единой профилактической среде, которая была обсуждена и одобрена на Первой Глобальной конференции по здоровому образу жизни и профилактике неинфекционным заболеваний (Москва, 28 – 29 апреля 2011 года).

 


Рекомендации по проведению акции «Неделя здорового питания» в рамках «Волны здоровья – Кострома»  

 

 

Главными целями проведения образовательной акции «Неделя здорового питания» в образовательных организациях Костромской области (далее - Акция) являются:

· увеличение охвата обучающихся, воспитанников организованным качественным питанием;

· воспитание культуры питания у детей, подростков и учащейся молодежи, приобщение их к здоровому образу жизни;

· ознакомление родителей (законных представителей) с основными факторами, способствующими формированию здорового и безопасного образа жизни у обучающихся, воспитанников.

Наиболее эффективной для организации и проведения Акции является технология модульного построения образовательной акции, которая предполагает 3 основных этапа:

1). Подготовительный этап. Акция является средством привлечения внимания обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к рациональной организации питания, как неотъемлемой составляющей здорового образа жизни. Подготовка и проведение Акции в образовательной организации предусматривает целый комплекс мероприятий.

Для проведения Акции в образовательной организации создается оргкомитет в составе представителей педагогического коллектива образовательной организации; представителей органов ученического самоуправления; представителей родительской общественности. При этом общее руководство осуществляется директором образовательной организации или его заместителем, а организационно-методическое руководство – оргкомитетом, по соответствующему распределению обязанностей.

2). Этап реализации. Тематическая неделя разбивается на модули, освещающие основы здорового питания:

· основные принципы здорового питания на разных возрастных этапах жизни человека;

· еда «живая» и «мертвая», правила приготовления пищи;

· витамины, макро- и микроэлементы;

· традиционные блюда русской народной кухни; кухни народов мира.

Каждый модуль включает в себя несколько компонентов (которые могут варьироваться): для обучающихся, воспитанников – тематические линейки, уроки здоровья, творческие конкурсы, классные часы и интерактивные встречи, акции, ярмарки и т.д.; для родителей (законных представителей) – родительские собрания, встречи с интересными людьми, консультации представителей учреждений здравоохранения и т.д.; для педагогов – круглые столы и практико-ориентированные семинары по теме «Пропаганда рационального питания», консультации представителей учреждений здравоохранения и т.д.

3). Эт


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.15 с.