Тема 3. Психофизиология сенсорных процессов. Психофизиология движений — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Тема 3. Психофизиология сенсорных процессов. Психофизиология движений

2017-09-10 369
Тема 3. Психофизиология сенсорных процессов. Психофизиология движений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психофизиология

 

Методическое пособие

 

Челябинск

Издательство ЮУрГУ


 

1. Образовательно-профессиональные требования

к дисциплине «Психофизиология»

1.1. Место дисциплины «Психофизиология» в системе подготовки психологов

В соответствие с государственными образовательными стандартами 2000 года, регламентирующих подготовку специалистов и бакалавров по психологии, психофизиология относится к федеральному компоненту цикла «Общепрофессиональные дисциплины». Приведённые в данных указаниях программы разработаны для подготовки студентов, изучающих психологию на дневной форме обучения (специальность 020400 «Психология» и направление 52100 «Психология»), а также для студентов заочной формы (специальность 020400 «Психология»).

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Психофизиология»:

В силу интегративного характера дисциплины «Психофизиология», требования к уровню освоения её содержания перекликаются с требованиями, предъявляемыми к смежным с ней дисциплинам «Физиология центральной нервной системы», «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем», «Общая психология» и др. Согласно п.2.2.3. ГОС «Требования по общепрофессиональным дисциплинам», специалист должен:

— понимать принципы переработки информации в центральной нервной системе человека; физиологию движения, памяти, обучения, эмоциональных состояний, принятия решений;

— иметь представление о природе и функциях психики и сознания в жизнедеятельности человека и человеческих общностей;

— знать механизмы волевой регуляции, виды и функции эмоций;

— знать психофизические механизмы ощущений, закономерности восприятия и порождения предметного образа;

— понимать сущность мышления как высшей формы познавательной деятельности; генезис и многообразие ее разновидностей;

— знать виды и функции речи, виды и феномены внимания и памяти, законы их развития;

— иметь общие представления о нейронных механизмах психических процессов и состояний, методах психофизиологической экспертизы качества среды, об индивидуальной устойчивости к стрессу, индивидуально-типологических характеристиках, о коррекции и восстановлении психического и физического здоровья.

В связи с этим в обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по специальности 020400 — «Психология» и направлению 52100 — «Психология» при изучении психофизиологии должно входить рассмотрение следующих вопросов:

— принципы переработки информации в центральной нервной системе;

— психофизиология высших психических функций;

— психофизиология сенсорных процессов, движений, памяти, обучения, функциональных состояний и эмоций;

— психофизиология ориентировочно-исследовательской деятельности и принятия решений;

— когнитивная психофизиология;

— прикладная психофизиология;

— системная психофизиология;

— психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология);

— методы психофизиологического исследования.

 

1.3. Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины

Изучение дисциплины «Психофизиология» базируется на знаниях, полученных студентами в процессе изучения курсов «Анатомия центральной нервной системы» и «Физиология центральной нервной системы», «Физиология ВНД и сенсорных систем». Для изучения дисциплины «Психофизиология» студент должен иметь представления о нейронных механизмах, лежащих в основе психики, об основных нейронных системах и их взаимодействиях в процессе формирования эмоций и т.д.

 

2. Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины

2.1. Целью изучения дисциплины «Психофизиология» является углубление знаний нейронных механизмов регуляции психических функций и функционального состояния организма, а также с методами психофизиологического исследования.

2.2. Задачами преподавания и изучения дисциплины «Психофизиология» являются:

— формирование представлений о нейронных механизмах формирования психических процессов и состояний;

— знакомство с психофизиологическими методами исследования, их возможностями и перспективами развития;

— формирование у студентов понимания правил построения психофизиологического эксперимента и использования прикладной психофизиологии для решения практических задач в области исследования трудовой деятельности человека, учебного процесса, диагностики функционального состояния организма, эмоций, мышления, внимания и др.


 

3. Объем дисциплины, виды учебной работы и её распределение по темам при изучении на очной и заочной формах обучения (табл. 1)

Таблица 1

Состав и объём дисциплины психофизиология

Вид учебной работы Очная форма обучения Заочная форма обучения
Всего часов Семестр Всего часов Семестр
Общая трудоёмкость дисциплины в том числе:   IV   IV
Аудиторные занятия   IV   IV
Лекции (Л)   IV   IV
Семинары (С), практические занятия (ПЗ) и лабораторные работы (ЛР)   IV   IV
Самостоятельная работа (СРС)   IV   IV
Курсовой проект (работа)    
Реферат и (или) другие виды самостоятельной работы    
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) Зачёт IV Зачёт IV

4. Содержание дисциплины

4.1. Название тем для изучения, их краткое содержание и объём занятий по видам учебной работы в часах для студентов очной (табл.2) и заочной (табл. 3) форм обучения

Таблица 2

Разделы дисциплины, виды и объём занятий для студентов очной формы обучения

Номер раздела, темы Наименование разделов, тем дисциплины Объем в часах по видам
Всего Л ПЗ, С и ЛР СРС
  Психофизиология как наука: история развития, предмет и объект изучения, связь с другими науками. Методы психофизиологического исследования        
        Окончание таблицы 2
Номер раздела, темы Наименование разделов, тем дисциплины Объем в часах по видам
Всего Л ПЗ, С и ЛР СРС
  Принципы переработки информации в центральной нервной системе. Психофизиология высших психических функций        
  Психофизиология сенсорных процессов. Психофизиология движений        
  Психофизиология функциональных состояний        
  Психофизиология эмоций; психофизиология стресса, профилактика стресса        
  Системная психофизиология        
  Психофизиология сознания. Психофизиология сна        
  Психофизиология интеллекта.        
  Когнитивная психофизиология. Психофизиология внимания, и памяти        
  Психофизиология речевых процессов        
  Прикладные аспекты психофизиологии: психофизиология трудовой деятельности, психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология), сравнительная психофизиология, социальная, возрастная и экологическая психофизиология        
Итого        
               

 


Таблица 3

Разделы дисциплины, виды и объём занятий для студентов заочной формы обучения

Номер раздела, темы Наименование разделов, тем дисциплины Объем в часах по видам
Всего Л ПЗ, С и ЛР СРС
  Психофизиология как наука: история развития, предмет и объект изучения, связь с другими науками. Методы психофизиологического исследования        
  Принципы переработки информации в центральной нервной системе. Психофизиология высших психических функций        
  Психофизиология сенсорных процессов. Психофизиология движений        
  Психофизиология функциональных состояний        
  Психофизиология эмоций; психофизиология стресса, профилактика стресса        
  Системная психофизиология        
  Психофизиология сознания и психофизиология сна        
  Психофизиология интеллекта        
  Когнитивная психофизиология. Психофизиология внимания, и памяти        
  Психофизиология речевых процессов        
  Прикладные аспекты психофизиологии: психофизиология трудовой деятельности, психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология), сравнительная психофизиология, социальная, возрастная и экологическая психофизиология        
Итого        

4.2. Содержание (и методические рекомендации) разделов

и тем дисциплины

Тема 1. Психофизиология как наука: история развития, предмет и объект изучения, связь с другими науками. Методы психофизиологического исследования

Целью изучения данной темы является знакомство с психофизиологией как наукой, историей её становления, с наиболее близкими дисциплинами. Определяется предмет и объект исследования психофизиологии и её основные разделы. Рассматриваются инвазивные и неинвазивные методы, используемые в психофизиологии. При изучении данной темы необходимо обратить внимание на интегративный характер психофизиологии, её тесную связь с естественными науками (нейробиологией, психобиологией, физиологией, анатомией и гистологией ЦНС) и психологией. При рассмотрении методов психофизиологии следует обратить внимание на то, что инвазивные методы используются преимущественно в исследовательских целях для получения фундаментальных знаний о нейронных механизмах психических процессов и состояний, а неинвазивные — в прикладных диагностических исследованиях, для оценки состояния ЦНС, активности тех или иных блоков мозга, а также для оценки функционального состояния организма.

Тема 2. Принципы переработки информации в центральной нервной системе. Психофизиология высших психических функций

Изучение данной темы основывается на знаниях студентов, полученных ими в процессе изучения курсов «Физиология центральной нервной системы» и «Физиология ВНД и сенсорных систем». Материал данной темы достаточно подробно изучался студентами в рамках данных дисциплин, поэтому при подготовке данной темы студенту необходимо восстановить и интегрировать все знания, полученные по данной тематике. Дополнительно рассматриваются методы диагностики и изучения индивидуальных различий работы анализаторов, а также сенсомоторная координация глаз при осмотре сцены.

Лабораторные работы

Тематика, содержание, характер и цели лабораторных работ, предусмотренных по дисциплине «Психофизиология» представлены в табл. 4.

Таблица 4

Тематика, содержание, характер и цели лабораторных работ по психофизиологии для студентов очной и заочной форм обучения

№ лаб. работы Номер темы Тема и краткое содержание лабораторной работы Характер и цель лабораторной работы Кол-во часов
    Методы психофизиологического исследования: полиграфическое исследование изменения основных показателей функционирования ЦНС и организма в целом при выполнении различных нагрузок (решение пространственных и математических задач, эмоциогенное стимулирование, физические нагрузки) Работа выполняется на добровольцах, с помощью комплекса «Kanon» регистрируются изменения показателей при различных видах нагрузок. Цель работы состоит в демонстрации целостной реакции организма на любой вид нагрузки, а также в демонстрации преимуществ параллельной записи физиологических показателей  
       
      Продолжение таблицы 4
№ лаб. работы Номер темы Тема и краткое содержание лабораторной работы Характер и цель лабораторной работы Кол-во часов
    Психофизиология сенсорных процессов 1. Последовательный цветовой контраст. 2. Изучение характеристик последовательных образов Работа выполняется в компьютерном классе, студент получает возможность изучить некоторые закономерности переработки зрительной информации: феномен последовательного цветового контраста последовательных образов.  
    Психофизиология функциональных состояний 1. Определение функционального состояния центральной нервной системы по вероятностным параметрам времени простой сенсомоторной реакции на световой и звуковой сигнал. 2. Определение функционального состояния центральной нервной системы по вероятностным параметрам времени и точности сенсомоторной реакции выбора На компьютере выполняется тестирование студентов с помощью методик, используемых для исследования функционального состояния. Полученные индивидуальные результаты студенты сопоставляют со статистической нормой и оценивают своё функциональное состояние. Цель работы продемонстрировать способы диагностики функционального состояния организма по сенсомоторным пробам.  
    Психофизиология внимания и памяти 1. Внимание: а) переключаемость внимания; б) избирательность внимания; в) устойчивость внимания; г) объём внимания; д) концентрация внимания   Работа выполняется на компьютере, по собственным полученным результатам путём сопоставления со статистической нормой студент оценивает состояние своего внимания и память. Цель работы продемонстрировать способы диагностики внимания и памяти.  
       
      Окончание таблицы 4
№ лаб. работы Номер темы Тема и краткое содержание лабораторной работы Характер и цель лабораторной работы Кол-во часов
    2. Память. Исследование кратковременной памяти: а) определения критического межстимульного интервала при последовательном показе фигур; б) поиск сигнала в шуме; в) методика определения фигур, предъявленных при предварительном показе; д) определение отсутствующего элемента в серии предъявленных фигур    

Семинарские занятия

Тематика и содержание семинарских занятий, предусмотренных по дисциплине «Психофизиология» для студентов очной формы обучения представлены в табл.5

Таблица 5

Состав и объём семинаров по психофизиологии для студентов очной формы обучения

№ семи-нара Номер темы Тема и краткое содержание семинара Характер и цель семинара Кол-во часов
    Психофизиология функциональных состояний 1. Функциональные состояния: определение, подходы к выделению функциональных состояний. 2. Нейронные механизмы регуляции функциональных состояний. 3. Модулирующие системы мозга. 4. Диагностика функциональных состояний. 5. Обратная связь в регуляции функциональных состояний: виды искусственной обратной связи в психофизиологии, значение обратной связи в регуляции поведения Семинар проводится в виде собеседования и опроса по вопросам данной темы  
    Психофизиология эмоций; психофизиология стресса, профилактика стресса 1. Эмоции: определение, биологическая роль, классификация. 2. Потребности: их виды и роль в формировании эмоций. Мотивации как фактор организации поведения. 3. Лимбическая система: входящие в неё нервные структуры, их взаимодействие в процессе формирования эмоций. 4. Методы изучения роли отдельных структур в формировании эмоций. 5. Индивидуальные особенности взаимодействия структур мозга, реализующих функции эмоций, как основа темпераментов Семинар проводится в виде собеседования и опроса по вопросам данной темы  
          Продолжение таблицы 5
№ семинара Номер темы Тема и краткое содержание семинара Характер и цель семинара Кол-во часов
    6. Влияние эмоций на деятельность, объективные методы контроля эмоционального состояния человека. 7. Теория стресса, преодоление и профилактика стресса    
    Системная психофизиология 1. Основные положения системной психофизиологии. 2. Системогенез, понятие о физиологических и патологических системах, их роль в регуляции поведения. 3. Решение проблемы соотношения мозга и психики в рамках системной психофизиологии Семинар проводится в виде собеседования и опроса по вопросам данной темы  
    Психофизиология сознания 1. Сознание: определение, критерии сознания. 2. Физиологические основы сознания. 3. Бессознательные психические процессы: их виды и роль в регуляции поведения 4. Изменённые состояния сознания (медитация, гипноз), их психофизиологические признаки. 5. Психофизиология сна 6. Психофизиология сна: определение, виды сна, стадии сна, их фарактеристика. 7. Физиологические изменения во время сна. 8. Теории сна Собеседование и опрос по вопросам данной темы  
    Психофизиология интеллекта 1. Определение интеллекта, его диагностика. 2. Психофизиологические подход к изучению интеллекта Разбор материала темы, оценка качества знаний по результатам собеседования  
      Окончание таблицы 5
№ семи-нара Номер темы Тема и краткое содержание семинара Характер и цель семинара Кол-во часов
    Когнитивная психофизиология. Психофизиология внимания, и памяти 1. Основные проблемы когнитивной психофизиологии. 2. Проблема внимания в психофизиологии. 3. Ориентировочный рефлекс: определение, компоненты ориентировочного рефлекса. 4. Нейронные механизмы ориентировочного рефлекса. Ориентировочно-исследовательская деятельность. 5. Методы изучения и диагностики внимания Обсуждение данного круга вопросов и проблем  
    Прикладные аспекты психофизиологии: 1. Психофизиология трудовой деятельности. 2. Психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология). 3. Сравнительная психофизиология. 4. Социальная психофизиология. 5. Возрастная психофизиология. 6. Экологическая психофизиология Разбор материала темы, оценка качества знаний по результатам собеседования  

7. Самостоятельная работа студентов (СРС)

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Психофизиология» предусмотрена в объеме 28 часа для студентов очной формы обучения и 48 часов для студентов заочной формы обучения. СРС состоит в самостоятельной подготовке студентов к семинарским занятиям по основным разделам дисциплины в соответствии с программой и содержанием дисциплины. Примерное распределение часов, предусмотренных для изучения вопросов семинаров указанно в таблицах 2 и 3. При самостоятельной подготовке студентам рекомендуется использовать литературу, приведённую в п. 9.1.

7.1. Вопросы к практическим занятиям для студентов очной формы обучения и рекомендуемая литература

Вопросы к практическому занятию №1

Вопросы к практическому занятию №2

Вопросы к практическому занятию №3

Тема: «Психофизиология сна»

1. Психофизиология сна: виды сна, стадии сна, их характеристики. Физиологические изменения во время сна.

2. Теории сна: химические, энергетические, информационные психодинамические.

 

Учебная литература по данной теме

1. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу Общая и возрастная психофизиология. – М.: Изд. Флинта, 1997.— С.60–74.

2. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию.— 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд. Флинта, 2001.– С.85–97.

3. Александров Ю.И. Основы психофизиологии. – М.: Инфра-М, 1997.– С.244–265.

 

Вопросы к практическому занятию №4

Психофизиология

 

Методическое пособие

 

Челябинск

Издательство ЮУрГУ


 

1. Образовательно-профессиональные требования

к дисциплине «Психофизиология»

1.1. Место дисциплины «Психофизиология» в системе подготовки психологов

В соответствие с государственными образовательными стандартами 2000 года, регламентирующих подготовку специалистов и бакалавров по психологии, психофизиология относится к федеральному компоненту цикла «Общепрофессиональные дисциплины». Приведённые в данных указаниях программы разработаны для подготовки студентов, изучающих психологию на дневной форме обучения (специальность 020400 «Психология» и направление 52100 «Психология»), а также для студентов заочной формы (специальность 020400 «Психология»).

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Психофизиология»:

В силу интегративного характера дисциплины «Психофизиология», требования к уровню освоения её содержания перекликаются с требованиями, предъявляемыми к смежным с ней дисциплинам «Физиология центральной нервной системы», «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем», «Общая психология» и др. Согласно п.2.2.3. ГОС «Требования по общепрофессиональным дисциплинам», специалист должен:

— понимать принципы переработки информации в центральной нервной системе человека; физиологию движения, памяти, обучения, эмоциональных состояний, принятия решений;

— иметь представление о природе и функциях психики и сознания в жизнедеятельности человека и человеческих общностей;

— знать механизмы волевой регуляции, виды и функции эмоций;

— знать психофизические механизмы ощущений, закономерности восприятия и порождения предметного образа;

— понимать сущность мышления как высшей формы познавательной деятельности; генезис и многообразие ее разновидностей;

— знать виды и функции речи, виды и феномены внимания и памяти, законы их развития;

— иметь общие представления о нейронных механизмах психических процессов и состояний, методах психофизиологической экспертизы качества среды, об индивидуальной устойчивости к стрессу, индивидуально-типологических характеристиках, о коррекции и восстановлении психического и физического здоровья.

В связи с этим в обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по специальности 020400 — «Психология» и направлению 52100 — «Психология» при изучении психофизиологии должно входить рассмотрение следующих вопросов:

— принципы переработки информации в центральной нервной системе;

— психофизиология высших психических функций;

— психофизиология сенсорных процессов, движений, памяти, обучения, функциональных состояний и эмоций;

— психофизиология ориентировочно-исследовательской деятельности и принятия решений;

— когнитивная психофизиология;

— прикладная психофизиология;

— системная психофизиология;

— психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология);

— методы психофизиологического исследования.

 

1.3. Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины

Изучение дисциплины «Психофизиология» базируется на знаниях, полученных студентами в процессе изучения курсов «Анатомия центральной нервной системы» и «Физиология центральной нервной системы», «Физиология ВНД и сенсорных систем». Для изучения дисциплины «Психофизиология» студент должен иметь представления о нейронных механизмах, лежащих в основе психики, об основных нейронных системах и их взаимодействиях в процессе формирования эмоций и т.д.

 

2. Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины

2.1. Целью изучения дисциплины «Психофизиология» является углубление знаний нейронных механизмов регуляции психических функций и функционального состояния организма, а также с методами психофизиологического исследования.

2.2. Задачами преподавания и изучения дисциплины «Психофизиология» являются:

— формирование представлений о нейронных механизмах формирования психических процессов и состояний;

— знакомство с психофизиологическими методами исследования, их возможностями и перспективами развития;

— формирование у студентов понимания правил построения психофизиологического эксперимента и использования прикладной психофизиологии для решения практических задач в области исследования трудовой деятельности человека, учебного процесса, диагностики функционального состояния организма, эмоций, мышления, внимания и др.


 

3. Объем дисциплины, виды учебной работы и её распределение по темам при изучении на очной и заочной формах обучения (табл. 1)

Таблица 1

Состав и объём дисциплины психофизиология

Вид учебной работы Очная форма обучения Заочная форма обучения
Всего часов Семестр Всего часов Семестр
Общая трудоёмкость дисциплины в том числе:   IV   IV
Аудиторные занятия   IV   IV
Лекции (Л)   IV   IV
Семинары (С), практические занятия (ПЗ) и лабораторные работы (ЛР)   IV   IV
Самостоятельная работа (СРС)   IV   IV
Курсовой проект (работа)    
Реферат и (или) другие виды самостоятельной работы    
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) Зачёт IV Зачёт IV

4. Содержание дисциплины

4.1. Название тем для изучения, их краткое содержание и объём занятий по видам учебной работы в часах для студентов очной (табл.2) и заочной (табл. 3) форм обучения

Таблица 2

Разделы дисциплины, виды и объём занятий для студентов очной формы обучения

Номер раздела, темы Наименование разделов, тем дисциплины Объем в часах по видам
Всего Л ПЗ, С и ЛР СРС
  Психофизиология как наука: история развития, предмет и объект изучения, связь с другими науками. Методы психофизиологического исследования        
        Окончание таблицы 2
Номер раздела, темы Наименование разделов, тем дисциплины Объем в часах по видам
Всего Л ПЗ, С и ЛР СРС
  Принципы переработки информации в центральной нервной системе. Психофизиология высших психических функций        
  Психофизиология сенсорных процессов. Психофизиология движений        
  Психофизиология функциональных состояний        
  Психофизиология эмоций; психофизиология стресса, профилактика стресса        
  Системная психофизиология        
  Психофизиология сознания. Психофизиология сна        
  Психофизиология интеллекта.        
  Когнитивная психофизиология. Психофизиология внимания, и памяти        
  Психофизиология речевых процессов        
  Прикладные аспекты психофизиологии: психофизиология трудовой деятельности, психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология), сравнительная психофизиология, социальная, возрастная и экологическая психофизиология        
Итого        
               

 


Таблица 3

Разделы дисциплины, виды и объём занятий для студентов заочной формы обучения

Номер раздела, темы Наименование разделов, тем дисциплины Объем в часах по видам
Всего Л ПЗ, С и ЛР СРС
  Психофизиология как наука: история развития, предмет и объект изучения, связь с другими науками. Методы психофизиологического исследования        
  Принципы переработки информации в центральной нервной системе. Психофизиология высших психических функций        
  Психофизиология сенсорных процессов. Психофизиология движений        
  Психофизиология функциональных состояний        
  Психофизиология эмоций; психофизиология стресса, профилактика стресса        
  Системная психофизиология        
  Психофизиология сознания и психофизиология сна        
  Психофизиология интеллекта        
  Когнитивная психофизиология. Психофизиология внимания, и памяти        
  Психофизиология речевых процессов        
  Прикладные аспекты психофизиологии: психофизиология трудовой деятельности, психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология), сравнительная психофизиология, социальная, возрастная и экологическая психофизиология        
Итого        

4.2. Содержание (и методические рекомендации) разделов

и тем дисциплины

Тема 1. Психофизиология как наука: история развития, предмет и объект изучения, связь с другими науками. Методы психофизиологического исследования

Целью изучения данной темы является знакомство с психофизиологией как наукой, историей её становления, с наиболее близкими дисциплинами. Определяется предмет и объект исследования психофизиологии и её основные разделы. Рассматриваются инвазивные и неинвазивные методы, используемые в психофизиологии. При изучении данной темы необходимо обратить внимание на интегративный характер психофизиологии, её тесную связь с естественными науками (нейробиологией, психобиологией, физиологией, анатомией и гистологией ЦНС) и психологией. При рассмотрении методов психофизиологии следует обратить внимание на то, что инвазивные методы используются преимущественно в исследовательских целях для получения фундаментальных знаний о нейронных механизмах психических процессов и состояний, а неинвазивные — в прикладных диагностических исследованиях, для оценки состояния ЦНС, активности тех или иных блоков мозга, а также для оценки функционального состояния организма.

Тема 2. Принципы переработки информации в центральной нервной системе. Психофизиология высших психических функций

Изучение данной темы основывается на знаниях студентов, полученных ими в процессе изучения курсов «Физиология центральной нервной системы» и «Физиология ВНД и сенсорных систем». Материал данной темы достаточно подробно изучался студентами в рамках данных дисциплин, поэтому при подготовке данной темы студенту необходимо восстановить и интегрировать все знания, полученные по данной тематике. Дополнительно рассматриваются методы диагностики и изучения индивидуальных различий работы анализаторов, а также сенсомоторная координация глаз при осмотре сцены.

Тема 3. Психофизиология сенсорных процессов. Психофизиология движений

Изучение данной темы преследует цель ознакомления студентов-психологов с самыми общими, основными знаниями о регуляции движений и о взаимодействии структур, осуществляющих контроль движений. Рассматривается «концепция командного нейрона» как теория, объясняющая принципы регуляции движения. Кроме того, изучаются роль различных структур мозга в формировании двигательных программ и осуществлении движений.

Тема 4. Психофизиология функциональных состояний

При изучении данной темы рассматривается проблема определения функциональных состояний (ФС), принципы их выделения и роль ФС в регуляции эффективности деятельности человека. Рассматриваются основные модулирующие системы мозга, регулирующие ФС, характеризуется их значение в регуляции активности структур мозга. Изучение темы заканчивается описанием методик, наиболее часто используемых для диагностики функциональных состояний (психологических, физиологических и биохимических), подчёркивается важность комплексного их использования. Изучение данной темы позволяет понять механизмы влияния эмоций, внимания, утомления и др. на активность организма и эффективность его адаптивных реакций.

Тема 5. Психофизиология эмоций. Психофизиология стресса, профилактика стресса

Данная тема освещает современные представления о роли эмоций в регуляции деятельности человека, их связи с потребностями и мотивациями. Рассматриваются функции эмоций и указываются структуры, их осуществляющие. Эмоции классифицируются по их знаку, силе и длительности, приводится теория Плутчика о формировании эмоций на базе первичных адаптационных поведенческих комплексов. Характеризуются компоненты эмоций и возможности их изучения с целью диагностики эмоций. Кроме того, рассматривается «концепция системы четырёх мозговых структур» П. В. Симонова, объясняющая формирование различных темпераментов.

Материал данной темы является базовым для понимания в последующем механизмов физиологических изменений в организме человека при длительном воздействии неблагоприятных факторов. Студент должен уяснить механизм сопряжения показателей деятельности организма с уровнем активации симпато-адреналовой системы, механизмы развития соматических нарушений при длительном воздействии стрессовых нагрузок, в том числе психо-эмоционального стресса. Данные знания необходимы в дальнейшем студентам для изучения тем дисциплин «Клиническая психология», «Психосоматика», «Психотерапия и психогигиена» и др.

Тема 6. Системная психофизиология


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.576 с.