Способность взрослых к обучению — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Способность взрослых к обучению

2017-09-10 2744
Способность взрослых к обучению 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

 

Утверждение о возможности пожизненного движения в обра­зовательном пространстве может быть подкреплено научными све­дениями о возрастной психофизиологической динамике особенностей познавательной деятельности. С психофизиологической точки зрения чрезвычайно значимым для андрагогики является вопрос: не исчезает ли с возрастом у человека способность к обучению? Не утрачивает ли он свойство обучаемости как перевода новой информации из содержания образо­вания в индивидуальные структуры в необходимом объеме и темпе! Оказывается, природа создала все необходимые биологические и нейрофизиологические предпосылки для информационно-обучающего взаимодействия с миром, окружающей средой, другими людьми на всем протяжении нашей жизни. Многолетние исследо­вания возрастных особенностей мышления показали, что оно остается активным в любой из периодов, однако в его структуре происходят изменения, о которых полезно знать.

Принято различать три основных вида мышления: образное, вербально-логическое и наглядно-действенное (практическое).

В возрасте 18—25 лет у человека преобладают образное и вер­бальное мышление. Практическое мышление начинает «догонять» их после 21 года и в период с 27 до 38 лет опережает. На этом фоне приблизительно после 30 и до 40 лет способность к образному мышлению начинает превышать способность к вербальному. При этом к 40 годам происходит приспособление интеллектуальных структур к особенностям и природе трудовой деятельности (свое­образное уподобление им).

После 40 и вплоть до 55 лет обычно наблюдаются снижение доли практического мышления и выравнивание активности его образных и вербально-логических форм. Причем после 50 лет вер­бальное мышление начинает превалировать над образным. По мень­шей мере, дважды за это время у человека снижаются возможно­сти памяти. Обычно это происходит в 34—35 и 45 — 50 лет. Однако за счет компенсаторных возможностей организма, перегруппи­ровки мыслительных функций, сильной мотивации и осознания возрастной динамики своих способностей взрослый человек спо­собен справиться с указанными изменениями.

С возрастом содержание информационных запросов претер­певает изменения в содержательном отношении, причем у муж­чин и женщин динамика этих изменений различна. В качестве при­мера рассмотрим данные исследований, проведенных в 90-е годы XX столетия учеными Института образования РАО.

В период 18 — 25 лет, характеризующийся необходимостью про­фессионального выбора, адаптации к трудовой деятельности, вы­работки индивидуальных форм ее реализации, мужчины преиму­щественно хотят получать дополнительные сведения, связанные со сферой труда, а также областями, сопутствующими успешно­сти их карьеры (иностранный язык, компьютер, экономика, орга­низация труда, взаимодействие с коллегами).

Вопросы здоровья, культуры, семьи (вплоть до 40 лет) игра­ют в системе их образовательных запросов второстепенную роль. У женщин этого возраста помимо желания получить образование в сфере профессиональной деятельности значительно более вы­сокий ранг, нежели у мужчин, занимают проблемы здоровья и семьи. Такое положение сохраняется для них и в последующий период — 35 — 40 лет, что свидетельствует о четко выраженной в образовательных потребностях функциональной специализации.

Начиная с 40 лет и до конца жизни как у мужчин, так и у женщин на первый план выдвигается потребность в получении дополнительной информации о сохранении и укреплении здо­ровья. Это вполне естественно. На втором месте для мужчин про­должает оставаться познавательный интерес в области профес­сиональной деятельности, в то время как для женщин потреб­ность в обучении в данном направлении резко отступает на дальний план (4-е место — в период 41 — 55 лет и предпоследнее — после 56 лет).

Некоторые различия наблюдаются и в мотивации образователь­ных потребностей мужчин и женщин. Например, для сферы по­следипломного образования следом за общим мотивом возмож­ности улучшения материального положения для мужчин распола­гаются стремление к профессиональным достижениям, обществен­ному уважению и признанию (внешняя ориентация), а для жен­щин — стремление к самовыражению, саморазвитию, высокая творческая познавательная активность (внутренняя ориентация).

 

 

5. Трудности и препятствия в образовании взрослых

 

В мире, где наблюдается лавинообразное нарастание информа­ции, то, что было выучено десять, а то и пять лет назад, оказыва­ется неактуальным сегодня. Современный школьник и, конечно, студент по ряду вопросов оказываются более информированными, более «продвинутыми», нежели их родители, а тем паче дедушки и бабушки. Взрос­лый оказывается безоружным перед фактом своей некомпетентности, функциональной неграмотности, чаще всего не понимая, что это естественная ситуация, требующая осоз­нанного постоянного образовательного движения.

Однако и здесь человека ожидают препятствия. Навыки обуче­ния и самообразования у взрослого были сформированы в совер­шенно иной, нежели сегодняшняя, ситуации. Приход нового сто­летия сопровождается сменой стратегий работы с информацией.

Человека старше 40 лет приводят в недоумение множественность, вариативность, дискретность, клиповость сведений, которые по­ступают к нему из окружающего мира. Его смущает невозмож­ность охватить весь массив знаний даже в своей отрасли. Факти­чески перед ним вновь встает знакомая школьная задача — на­учиться учиться. Прежде всего работе в информационных средах с помощью компьютерной техники. Это диктует необходимость ос­ваивать новый тип информационного общения — дистанцион­ный, интерактивный в составе сетевых субъектов.

Чем старше человек, тем сложнее ему включаться в образова­тельные процессы в силу множества внутренних преград, скла­дывавшихся годами. Кратко рассмотрим наиболее распространен­ные из них.

Психофизиологические. У некоторых взрослых людей возника­ет внутренний барьер в отношении своей способности к обучению. Он в какой-то мере основан на мифе о снижении способности к восприятию, запоминанию, воспроизведению учебной инфор­мации с возрастом. Однако учеными доказано, что успешно обу­чаться можно в любом возрасте. Просто в разные периоды жизни на первый план выступают различные функции памяти, иные типы внимания, меняется мотивация, но в целом взрослый че­ловек всегда способен к выработке соответствующих индивиду­альных способов оптимальной работы с информацией. Это ста­новится возможным, если он владеет знаниями о своих особен­ностях как субъекта обучения и сформированной устойчивой мо­тивацией к обучению.

Социально-психологические. Многим взрослым людям бывает некомфортно, иногда просто страшно оказаться в позиции учени­ка. Особенно это касается лиц, занимающих определенное соци­альное положение на административной лестнице. Психологиче­ски они не готовы к оборачиванию ситуации и добровольному превращению в «объект» педагогического влияния.

Социальные. Отсутствие востребованности нового уровня обра­зованности со стороны социума или его избыточность для про­фессионального статуса зачастую делает для взрослого человека бессмысленным продолжение (наращивание) своего образования.

Психолого-педагогические. Несформированностъ установки на не­обходимость для современного человека пожизненного образования. Непрерывности обучения может также препятствовать отсутствие необходимых для этого знаний о себе как существе познающем, о своих способностях, особенностях восприятия и усвоения учеб­ного материала, информационных потребностях. Наконец, чело­век просто может не знать о существующих формах образования взрослых.

Поскольку для взрослого человека любого возраста обучение становится одним из способов самореализации в профессии или в жизни в целом, он всегда хочет знать, зачем ему учить именно этот материал. Тем самым, в отличие от ребенка, его смысловые уста­новки и мотивация обучения гораздо более осознанны и отличаются четкостью и проявленностью.

 

6. Позиция взрослого в образователь­ном процессе.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.