Возрастная периодизация этапа взрослости — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Возрастная периодизация этапа взрослости

2017-09-10 658
Возрастная периодизация этапа взрослости 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Если оценивать приобретаемые знания по степени значимости для жизнедеятельности субъекта, то можно выделить следующие их качественные характеристики:

фундаментальные (определяющие на довольно длительный период миропонимание, ибо являются результатом интеграции информации, формирующей картину мира);

прикладные (необходимые «здесь и сейчас», помогающие осу­ществить определенные действия);

опережающие (знания впрок, предваряющие реально возникаю­щие в жизни проблемы и ситуации);

сопровождающие (знания, возникающие или предлагаемые из­вне параллельно появлению тех или иных типичных образователь­ных потребностей, обусловленных закономерностями в развитии жизненной проблематики);

компенсирующие (восполняющие нехватку образовательной либо общекультурной информации, необходимой для продуктивного прохождения данного периода жизнедеятельности);

корректирующие (обусловливающие изменения в личностных, поведенческих, коммуникативных и других проявлениях, не сов­падающих с социально принятыми);

развивающие (служащие стимулом к индивидуально-личност­ному развитию);

поддерживающие (необходимые для решения отдельных про­блем, успешного прохождения сложных периодов в жизни, по­могающие преодолеть кризисные состояния);

дополняющие (служащие содержательной прибавкой к имею­щимся знаниям и обусловленные постоянным развитием внеш­него информационного контекста).

После того как мы аргументировали положение о том, что взрослому человеку имеет смысл учиться в разные периоды своей жизни, попробуем выяснить, чем же его обучение как процесс отличается от обучения ребенка. Взрослость распадается на не­сколько содержательно-смысловых этапов.

Первым из них (18—30 лет) является молодость, характеризую­щаяся выходом в потенциальную полноту сущностных возможно­стей человека: он уже способен иметь семью и детей, участвовать в социально-трудовой и социально-политической жизни общества. Практически перед ним открывается про­странство всесторонней активности. Это соз­дает очень непростую и принципиально новую ситуацию страте­гического выбора жизненного пути. Неслучайно в немецкой фи­лософской литературе период с 22 до 27 лет получил образное определение — «годы странствий». Причем за этим словосочета­нием скрывается глубокий смысл: странствия не только в геогра­фическом, физическом пространстве, но прежде всего духовные искания, определяющие дальнейшую судьбу человека. В не мень­шей степени этот период обычно становится временем проб и ошибок, извлечения из опыта первых жизненных уроков.

Второй этап — зрелость. В традиционном, бытовом толковании понятие «зрелый» обычно соотносят с достижением определен­ного возраста. Зрелость также определяется через опыт, время, уровень развития, деятельность, соответствие определенным тре­бованиям и др. (Значение слова «зрелый» — обдуманный, свиде­тельствующий об опытности; вполне сложившийся, достигший полного развития и т.п.) Во временном отношении зрелость чаще всего рассматривается как промежуток между молодостью и ста­ростью — от 30 до 55 — 60 лет.

Понятие зрелости, по мнению многих исследователей, это не только и не столько физиологическая отметка состояния ресурсов человека. Различают разные виды зрелости — физиологическую, психическую, социальную. Возраст зрелости отмечен прежде все­го нравственным качеством, поэтому зрелые годы могут состо­яться у человека только при условии предшествующего многолет­него интеллектуального и духовного труда. Это своеобразный итог усилий стать человеком, проявить себя как личность. Это время предъявлять вовне, обществу, другим людям плоды своего жиз­ненного творчества.

Мера социальной ответственности как один из важных показателей зрелости человека обозначена в Основном законе нашей страны — Конституции, где зафиксированы право 18-летних «самостоятельно осу­ществлять в полном объеме свои права и обязанности» (ст. 60), в том числе «избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления» (ст. 32); «заботиться о нетрудоспособ­ных родителях», находясь в трудоспособном состоянии (ст. 38). По дости­жении 21 года граждане могут быть избраны депутатами Государственной Думы.

Следующий этап взрослости — пожилой возраст. Становление человека в пожилом возрасте значительно отличается от предыду­щих этапов его жизни (пожилой, т.е. поживший, знающий толк в жизни). Это время «собирать камни», подводить итоги жизненно­го пути, оценивать приобретенный опыт, передавать его другим. Каждый человек, вступая в так называемый третий возраст, вы­бирает свою стратегию жизнедеятельности. Выйдя на пенсию, одни организуют и ведут домашнее хозяйство, активно участвуют в вос­питании внуков, трудятся на дачных участках. Другие начинают бурную общественную деятельность, третьи, напротив, замыка­ются в одиночестве.

Проблема образования пожилых людей с каждым годом при­обретает в мире все большую социальную значимость в связи с эффектом старения населения многих развитых стран (с начала 70-х годов XX в. уровень рождаемости в большинстве европейских стран упал ниже уровня, необходимого для воспроизводства населения. По ста­тистическим данным, пожилые люди сегодня составляют более трети населения Украины). Как пока­зывает практика, при наличии соответствующей мотивации по­жилой человек способен успешно осваивать не изведанные ранее сферы деятельности, формировать новые или корректировать скла­дывающиеся годами жизненные ориентации, овладевать новыми формами и кругом общения, нередко обретая при этом новые смыслы жизни. Вековой опыт показывает, что лишь в возрасте, который теперь принято называть третьим, перед человеком от­крывается возможность осваивать всю полноту способов и форм постижения мира. Это может быть философское, научное, рели­гиозное познание, художественное или техническое творчество, проникновение в глубину национальной культуры и традиций. Во многом содержательное наполнение жизни в пожилом возрасте определено предыдущим образовательным и культурным опытом, накопленным человеком.

Переход пожилого человека к состоянию старости очень ин­дивидуален. Несмотря на необратимые физиологические изменения организма, происходящие у каждого по-своему, период ста­рости может быть отмечен подлинной мудростью, становящейся источником жизненного опыта и знаний для окружающих. Люди, сумевшие к этому времени сделать существенный вклад в разви­тие науки, техники, культуры, образования, независимо от воз­раста служат нравственным ориентиром для молодого поколения и для тех, кто находится на начальных ступенях образования, спо­собного длиться всю жизнь.

Во многих странах образованием пожилых занимаются специа­лизированные учреждения: академии для пожилых, университе­ты для пенсионеров, университеты третьего возраста, курсы для работников, собирающихся на пенсию, и др. Ведутся поиски в области обеспечения этой категории населения специальными образовательными текстами. Так, в Китае уже несколько изданий выдержала единственная в мире однотомная энциклопедия для пенсионеров. В ней рассматривается свыше 2000 тем, особенно важных для пожилых людей. Четырнадцать разделов энциклопе­дии содержат основные данные и практические советы по вопро­сам геронтологии, личной гигиены, диеты, косметологии, а так­же конкретные рекомендации по участию пенсионеров в обще­ственной жизни.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.