Цивилизационная концепция А.Тойнби. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Цивилизационная концепция А.Тойнби.

2017-08-23 374
Цивилизационная концепция А.Тойнби. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Главный труд англ. Историка А.Тойнби (1889-1975) – 12-томное «Исследование истории», над которым он работал более четверти века. В этой работе Тойнби отказывается следовать обычно используемой историками схеме, в которой всемирная история подразделяется на истории отдельных стран: историю Англии, историю России и т.д. Понять историю отдельной страны, как правило, невозможно без учета ее связей и взаимодействия с другими странами, утверждает он. Только в рамках некоторого поля исторического исследования можно объяснить ход интересующих историка процессов. Поле исторического исследования охватывает достаточно обширную пространственно-временную область, в которой располагается общество, состоящее из некоторого множества государств. Это общество и есть основная единица истории. Тойнби называет такое общество цивилизацией (слово цивилизация имеет другой смысл, не как у Шпенглера). Всемирная история – история различных цивилизаций. Приступая к своему капитальному историческому труду, Тойнби выделяет 21 цивилизацию, но в процессе исследования довел до 37. большинство из них до нашего времени не дожило. Существующих ныне цивилизаций Тойнби насчитывает семь: западная, православная, индуистская, китайская, дальневосточная, иранская, арабская. Тойнби отмечает, что самые древние цивилизации появились лишь несколько тысяч лет назад, а до этого на протяжении почти всей истории человечества цивилизаций не было и люди жили в обществах иного вида – примитивных. Примитивные общества – это племена и общины, которые занимали небольшую территорию и были немногочисленными по составу. Их на Земле существовало примерно 650. Если представить всемирную историю в виде древа, то примитивные общества – это корневая система, а ветви – цивилизации. По своему происхождению цив. могут быть первичными – возникающими из примитивных обществ непосредственно, вторичные – рождаются из первичных, третичные – из вторичных. Отношения между цивилизациями в таких исторических цепочках похожи на отношения в семье между родителями и детьми. «Младшие» цивил. наследуют какие-то свойства от старших, после рождения сначала опекаются старшими, а затем становятся самостоятельными и создают собственные традиции, нормы, ценности, идеалы. каждая цив. имеет специфич. Особенности, характеризующие три основные сферы в ее жизни – культуру, экономику, политику. Генезис и динамику цивил. Тойнби объясняет действием открытого механизма «Вызова и ответа». Ухудшение условий жизни общества – это Вызов, на который общество, чтобы выжить в новых условиях, должно дать Ответ. История любой цивилизации представляет собой последовательность актов Вызова и Ответа. Всякий раз Вызов побуждает общество к совершенствованию, а нахождение адекватного Ответа означает его подъем на более высокую ступень. Вызовы могут возникать вследствие изменений в природе – климатических сдвигов, наводнений, иссушения земель и пр. Ответы общества на них различны: переселение, строительство ирригационных сооружений, поливное земледелие. Ответ на Вызов – это творческий акт. Но к нему способны лишь немногие выдающиеся личности. Новации, с которыми они выступают, встречают сопротивление инертной нетворческой массы. Тойнби разделяет всех членов цивилизационного общества на две части: творческое меньшинство и инертное большинство. Именно творческое меньшинство вдыхает новую жизнь в общество. Каждая цивилизация проходит через жизненный цикл, состоящий из четырех стадий: генезис, рост, надлом, распад. Причиной надлома может быть конфликтность общества, упадок нравственности, безынициативность элиты. Характерный симптом надлома – идолопоклонство.

Культурно-историческая концепция Ясперса.

Ясперс

Немецкий философ-экзистенциалист К. Ясперс в отличие от Данилевского и Шпенглера ориентируется на идею общечеловеческой истории и культуры. Он дал критику типологической концепции культуры О. Шпенглера и создал свою, альтернативную шпенглеровской, концепцию типологизации культуры. Ясперс утверждал, что шпенглеровская концепция неповторимой коллективной души позволяет интерпретировать лишь явления духовной, точнее психологической, душевной жизни народов, а также стиля в искусстве. По убеждению К. Ясперса, определяющую роль в развитии истории и культуры играют не экономические, а духовные факторы. В споре с марксизмом он отстаивает роль духовной составляющей культуры, а в споре со Шпенглером - культурное единство народов. Провозгласив идею единства мировой истории и культуры, Ясперс не полностью отвергает, в ряде случаев соглашается со многими идеями концепции локальных цивилизаций. Тем не менее, он полагает, что история культуры имеет линейный характер и смысловое завершение, которое, как и общий контур истории и культуры, задан “истоками” и “целью” человеческого существования. В соответствии с этим, обозначая схему мировой истории, Ясперс выделяет 4 исторических культурных типа, соответствующих четырем гетерогенным периодам истории:

I. Доисторический первобытный период - прометеевский тип культуры (началась около 5000 г. до н.э);

II. Эпоха “великих” культур древности;

III. Эпоха основы человеческого бытия - собственное осевое время и созданная им универсалистская и гуманистическая культура, заложившая основу превращения локальной истории в единый мировой историко-культурный процесс (это приблизительно между VIII и II веками до н.э.)

IV. Послеосевая “имперская эпоха, основанная на развитии науки и техники и частично вернувшая человечество и его культуру в русло локально-исторического существования цивилизаций. По мнению Ясперса, человек четыре раза как бы отправляется от новой основы.

 

15. Устойчивое и изменчивое в культуре. Виды и источники социокультурных изменений.

Социокультурная динамика

Проблема культурных изменений принадлежит к числу фундаментальных в научном знании. Именно поэтому ее разработкой в той или иной мере занимались практически все исследователи культуры, а потребность в результатах этих исследований имеет место во всех сферах социальной жизни. Особенно актуальной она становится тогда, когда в связи с резкими переменами, происходящими в обществе, возникает необходимость в управлении, прогнозировании и проектировании разного рода процессов (не только собственно культурных, но и политических, экономических, технико-технологических и др.).

Когда речь идет не просто о культурных изменениях, а об изменениях, в которых имеет место целостность и направленность, когда можно проследить определенные закономерности, то говорят о динамике культуры. Если иметь в виду, что культура является содержательным аспектом совместной, то есть, социальной жизни людей, то будет правильно говорить о социокультурной динамике.

 

 

16. Эволюционистская модель социокультурной динамики. Проблема прогресса в культурном развитии.

Ускорение темпов - закономерность исторического прогресса, каждая последующая эпоха имеет более короткий жизненный цикл по сравнению с предыдущей. Впервые идею сокращения продолжительности глубинных исторических волн высказал Фернан Бродель, выделивший в европейской истории 4 последовательных цикла: 1250-1507-1510; 1507-1510-1733-1743; 1733-1784-1896; и четвертый начался с 1896 г.

Специалисты подсчитали, что в последние десятилетия человечество совершило 80-90 % открытий и изобретений, сделанных за всю свою историю. Одним из критериев ускорения развития культуры, критерием отбора, "жизнеспособности" культурной новации выдвигается принцип информационного ускорения (А.С. Дриккер). И если бы удалось вывести коэффициент ускорения, то это позволило бы с достаточной точностью прогнозировать многое в жизни человеческого общества.

Принцип эволюции универсален и применяется к разным объектам - к космосу как целому, к растениям, животным, людям, поведению, языку и историческим формам человеческой жизни и деятельности, к обществам и культурам, к системам веры и науки.

Эволюционизм в культурной антропологии восходит к концепциям Ч. Спенсера, Э. Тайлора, Моргана, рассматривавших его в качестве особого типа последовательности необратимых изменений культурных феноменов, которые обусловлены необходимостью адаптации людей, организованных в общества, к их природному окружению. Это было началом научного подхода к культуре человечества, выявлявшим причинно-следственные связи и закономерности

Понятие "прогресс", особенно в сочетании с прилагательным "научно-технический", естественно и логично в парадигме предопределенности поступательного развития истории человеческой цивилизации. Однако когда речь идет о культуре в целом, а не только о ее технико-технологической составляющей, понятие прогресса далеко не охватывает всех возможных траекторий ее изменений. Так, К. Поппер считает, что вера в закон прогресса, которая так характерна была для Гегеля и Маркса, сковывает историческое воображение. Ему ближе позиция историка Г. Фишера: "Факт прогресса ясно и четко начертан на скрижалях истории, однако прогресс не является законом природы. Достигнутое одним поколением может быть утеряно следующим".

К. Поппер подчеркивает, что необходимо различать понятие прогресса в истории, духовной жизни, в сфере науки, технике и искусстве.

К. Ясперс отмечает, что "в технический век, и даже в преддверии его, странным образом повсеместно возникает духовный и душевный регресс, который в наши дни стал общеевропейским явлением. Социологи фиксируют обе тенденции, существующие одновременно: и факт возрастания внимания к душевной жизни человека, к оттенкам его чувств и духовной рефлексии, но и духовное обнищание, провоцируемое массовой культурой, примитивизацию чувств и реакций.

Таким образом, изменения в культуре могут быть прогрессивными и регрессивными, постепенными, эволюционными и революционными, могут быть состояния кризиса и стагнации, или застоя. Все это многообразие и исследуется в рамках проблемы социокультурной динамики.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.