Правильная постановка кисти при росписи изделия — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Правильная постановка кисти при росписи изделия

2017-09-10 795
Правильная постановка кисти при росписи изделия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Во время расписывания изделия рука всегда должна иметь опору, для того чтобы контролировать движение кисти руки и ровность линии.

Известно, что любая техника в жостово (сквозная или плотная) это всегда техника одного мазка, поэтому цветы на изделиях оживают, не выглядят замылено и цвета не превращаются в многослойную грязь.

Чтобы мазки были аккуратными и ложились в правильном направлении (по форме листика), а не куда попало нужно первое время потренироваться делать их на пластинах.

Такого же внимания требует к себе и любой жостовский орнамент: пышный, кружевной или каллиграфический, тонкий – все должны быть выполнены с безупречной аккуратностью.

Для тренировки нужно взять черную покрытую лаком и отшлифованную пластину, (т.к жостово всегда пишется по шлифованной лаковой поверхности любого изделия.) плоскую полукруглую кисть, любую плотную масляную краску, льняное масло, тряпочку и скипидар.

На тряпочку капаем немного льняного масла и протираем дощечку, чтобы мазки были красивыми протяжными, а не рваными.

Важно помнить, что кисть всегда должно быть в вертикальном положении (т.е перпендикулярна расписываемой поверхности)

Прямой мазок делается сверху вниз (или снизу вверх) с нажимом, постепенно отпуская. Получается полукруглый листик, его можно сделать коротким, длинным или мелкой рябью.

Левый и правый мазок выполняются также с нажимом и постепенно отпуская ведем кисть либо влево, либо вправо. Хвостик у такой капельки должен быть остренький.

Травинка, один из сложных мазков, у которого острый носик и длинный хвостик. Кисточку ставим ребром, ведем, плавно нажимаем и медленно отпускаем.

 

Вот основные мазки, которые чаще всего используются в росписи.

Технологическая карта росписи деревянного изделия

Этапы Стадии Операции
  Подготовка поверхности под роспись   - шлифовка (не менее 3 раз); Наждачная бумага М40  
  Разработка рисунка   - разработка композиции; - поиск цветовых решений;  
  Роспись - перенос рисунка на кальку; - перенос рисунка с кальки на расписываемую поверхность; - подклейка потали; - тенежка; - прописка; - чертежка; - бликовка; - уборка;  
  Отделка - покрытие лаком; - сушка; - нанесение 3-4 слоев лака; - шлифовка каждого слоя, начиная со второго; - помещение в упаковку.  

 

 

Инструменты Карандаши HB, H, B6 Ластик (мягкий) Степлер мебельный Наждачная бумага №1200 Кисть круглая колонок №1 Кисть плоская синтетика №2 Ватные палочки, диски Зубочистки Материалы Калька Бумага формата А1 Акварель Золотой акрил Скотч малярный Поталь Золотая паста Краска масляная «мастер класс» 339 краплак сквозная Краска масляная «мастер класс»228 индийская желтая Краска масляная «мастер класс» 716 травяная зеленая Краска масляная «мастер класс» (невская палитра) 1104502 кобальт синий полусквозный Масляный лак ПФ 283 Яхтный лак аэрозоль «универсальный» Льняное масло Скипидар   Оборудование Подручник (мостик) Баночка для льняного масла Баночка для скипидара Баночка для лака Баночка для тройника Емкость для разведения пасты Ветошь (для вытирания кистей) Палитра Коробочка для палитры Коробка для изделия

Технологический процесс

Прежде чем расписывать изделие, его надо купить.

Или сделать своими руками!

Чтобы изделие получилось хорошим, на каждом этапе нужно проверять качество работы. Проверять симметрию, заглаживать трещины и неровности. После чего изделие можно отправить в печь на обжиг, а после заняться подготовкой его поверхности под роспись.

Рисунок 1 - белье

Первый этап

Подготовка поверхности

Несколько слов о самом материале. Шамот – это измельченные черепки различной обожженной глины, которые смешивают с водой в определенной пропорции для получения лепного состава. Из всех керамических материалов шамот самый грубый, прочный и тяжелый. Из него трудно слепить пластичную и тонкую форму, идеально загладить поверхность. До обжига изделие выглядит совсем не привлекательно: серое, шершавое. После обжига материал становится водостойким, крепким, хорошо шлифуется, приобретает цвет от белого до рыже-розового, все в зависимости от того в каком отношении находятся в его составе белая и красная глина. Мой чайник получился светло-бежевого цвета.

И так, чтобы поверхность чайника перестала быть шершавой, его нужно отшлифовать грубой шкуркой. После шлифовки стряхнуть сухой тряпочкой. Не смотря на то, что материал от попадания на него влаги не разрушается, пыль лучше не смывать. Поверхность пористая, хорошо впитывает жидкости и медленно высыхает.

Этапы подготовки изделия под роспись завершены.

Второй этап

Разработка эскиза

На бумаге расчерчиваются развертки изделия в реальном размере. Учитывая форму изделия, используя элементы и особенности росписи, составляем композицию в виде разверток изделий.

Рисунок 2 - разработка эскиза

С эскизов переносим рисунок на кальку. Есть несколько способов переноса рисунка с кальки на изделие и каждый из них подходит к определенному виду изделия.

Припорох – один из самых точных способов перенести рисунок на изделие, но совсем не подходящий для объемных работ. В основном используется для плоских поверхностей. Кальку по контуру всего рисунка прокалывают иголочкой, накладывают на поверхность изделия и присыпают углем или мелом (в зависимости от фона).

Схема – тоже не плохой и точный вариант переноса рисунка. Благодаря этому способу легко сориентироваться в пространстве изделия и подогнать композицию к форме. Подходит для объемных изделий, форма которых чаще всего на эскизах искажается. У каждой композиции есть простая схема, к которой прикрепляются элементы (веточки, листики, усики, ягодки, цветочки).

Копирка – самый простой и точный способ, но если лист кальки не правильно расположить на форме изделия – это может все испортить. С обратной стороны обводим рисунок карандашом В6. Мягкий карандаш нужен для того, чтобы рисунок, при переводе, отпечатывался на форме изделия. Изделие оборачиваем в кальку с рисунком лицевой стороной к изделию. Пользуясь ее прозрачностью аккуратно, линия в линию повторяем рисунок карандашом Н, чтобы отпечаток был тонкий.

Рисунок 3 - перенос эскиза на изделие

Третий этап

Роспись

После переноса рисунка можно приступать к подклейке потали.

Поталь – это тончайшая золотая фольга, с ней следует очень аккуратно обращаться! Во-первых, она очень хрупкая и от малейшего дуновения улетает в другой конец кабинета (рекомендую не дышать, когда режете и подносите кусочки потали к месту приклеивания)

Ее нельзя трогать руками, из-за деструктивных жиров на ваших пальцах она может потемнеть. Поэтому, когда режете, одну сторону придерживаете широкой круглой кистью и отрывистыми (не резкими!) движениями отрезаете кусочек нужного размера. Не нужно резать ее четко по форме элемента, пусть кусочек потали заходит немного за край. Тонким слоем наносим лак пф 284 на места, к которым будем приклеивать поталь и буквально 2-3 минуты, чтобы лак был в состоянии «на отлип». «На отлип» - состояние лака, когда он сохраняет свойство приклеиваться, но не оставляет за собой следов на пальце. Приклеиваем кусочек потали к элементу и разглаживаем поверхность потали кисточкой. После оставляем сохнуть на 12 часов, а лучше на сутки. Масляный лак сохнет на разных поверхностях по-разному, поэтому лучше полагаться не на время, а проверить. Проверить можно легонечко надавив ногтем на поверхность, если остается ямка, то лак не высох до конца.

Рисунок 4 - клеем поталь с запасом, сушим

Если лак показался вам слишком густым, то его можно развести скипидаром, но не на крышечке, а в банке. Иначе скипидар плохо перемешается с лаком и поталь не приклеится в тех местах, где вместо лака скипидар. Чтобы вот так не рисковать берите для подклейки потали свежий, жиденький ПФ 284

После сушки, чтобы снять лишние, не приклеившиеся края потали, берем кусочек ватки или пушистую беличью кисть и аккуратно, круговыми движениями снимаем золото. (Остатки можно не выкидывать, а собирать в баночку и использовать как золотую крошку для оформления.)

Поталь наклеена, можно приступать к следующему этапу росписи.

Тенежка.

Рисунок 5 - снятие лишних краев
Так как поверхность чайника не ровная после покрытия лаком ее трудно будет идеально отшлифовать, поэтому работа красками делается сразу по потали, аккуратно, чтобы не запачкать сам чайник и с первого раза, потому что поталь трудно очистить.

Весь листик плотно покрывается сквозной краской плоской кистью синтетика №2 (рис 6)

Рисунок 6 - тенежка
Потом берется тонкая круглая кисть колонок №1 и аккуратно начинаем сдвигать краску, рисуя прожилки. Сначала намечаем центральную (рис 7) потом ребра и остальные прожилки делаем их более четкими, продолжая сдвигать краску и частенько вытирать кисточку от лишней накопившейся краски (рис 8). Чтобы золото в некоторых местах сияло ярче, предварительно смачиваем кисть в скипидаре, промакиваем тряпочкой и аккуратно снимаем лишнюю краску.

 

 

 

Рисунок 8 - снимаем лишнюю краску

Рисунок 7 - центр и прожилки

Чертежка

Перед тем, как приступить к следующему этапу, предыдущий этап всегда просушивается, покрывается тремя слоями лака, шлифуется и можно продолжать роспись. Еще раз повторюсь, так как поверхность чайника не ровная, после покрытия лаком ее не возможно будет полностью отшлифовать. Пропуск лачения изделия между этапами росписи жостово допустим, потому что это делается для того, чтобы не повредить и не испортить предыдущий.

Чертежка выполняется золотой пастой или любыми плотными масляными красками. Паста разводится льняным маслом с добавлением лака, для того, чтобы пасты быстрее высыхала. Перемешиваем пасту кисточкой (белка №2) до однородной массы и аккуратно выполняем четрежку.

Важно! Золотая паста очень сильно пачкается, трудно стирается как в сухом состоянии, так и разведенная!

Рисунок 9 - чертежка

 

Бликовка

Этот этап выполняется самым последним, плотными светлыми красками, что бы подчеркнуть самые светлые части элементов композиции.

В технике сквозного письма бликовка используется не часто, так как самые светлые части уже подчеркнуты блестящей поталью в местах, где скипидаром аккуратно выбрана сквозная краска. Рисунок 10 бликовка

Уборка

«Уборка» является синонимом к словам «убранство, украшение». На этом этапе изделие украшается орнаментом. К нему разрабатывается отдельный эскиз, так же переносится с кальки на изделие или переведен с помощью геометрической схемы. Любой орнамент это закономерность, т.е повторение или чередование одного (нескольких) элементов. Каждый из этих элементов можно заключить в простую геометрическую схему: треугольник, круг, квадрат, в котором можно безошибочно ориентироваться. Такую схему легко можно перенести на изделие без кальки и намного подогнать по размеру, чтобы случайно не получилось слишком много или мало места для одного элемента.

Рисунок 11,12 орнамент в геометрической схеме

Рисунок 13 изделие готово к оттделке Этапы росписи завершены.

Четвертый этап

Отделка

Своего изделия я использовала масляный быстросохнущий яхтный лак «универсальный» аэрозоль.

Лак между слоями можно сушить 20 мин. За это время у лака образуется твердая пленочка, на которую можно класть следующий слой. Для полного высыхание слоев лака требуются 3 часа.

Рисунок 14 изделие готовое к упаковке

После третьего слоя лак надо отшлифовать, чтобы следующие слои ровно ложились на поверхность изделия.

 

Организация рабочего места

От правильной организации рабочего места может зависеть как темп, так и качество работы.

Прежде всего, нужно постараться работать только при дневном свете, ведь он очень дорог для нас. При нем и с цветом не ошибешься, и глаза побережешь. Справа от себя нужно постелить тряпочку, полотенце или салфетку. Так же справа – расположить баночку с водой, а лучше две(одна для более грязных кистей), рядом с баночкой положить палитру и кисти. Палитрой может служить кусок стекла, отороченный для безопасности изолентой, белой кафельной плиткой или тарелкой. На промыслах основные цвета разводят в отдельных емкостях-баночках, для однородного цвета. Если цвета разводить много, для многократного применения, после использования эта емкость прикрывается крышечкой из фольги, но палитра все-таки нужна, чтобы смешивать цвета и снимать с кисточки лишнюю краску. Если вы выкладываете краски на палитру, то удобнее, чтобы земляные цвета находились рядом, так же как кадмиевые и кобальтовые. Черный цвет пусть ляжет ближе к земляным и подальше от светлых, а белый - можно частями выкладывать рядом с основными частями. Здесь нет особого правила расположения, самое главное - чтобы вы сами определили для себя порядок и всегда следовали ему. Ведь когда соблюдаешь определенные правила, и все лежит на привычных для тебя местах, работа идет сама собой.

Также важно, чтобы было удобно сидеть. На многих промыслах предпочитают низкие стульчики или скамеечки под ноги. Посадка правым боком к столу.

Работу облегчают некоторые профессиональные приемы, например: для удобного положения руки используют скамеечку, планку, губку.

Также необходимо проветривать помещения и делать влажную уборку (т.к. пыль оседает на изделиях).

 

Заключение

Россия богата культурно-историческим наследием – это духовный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности, который, наравне с природными богатствами, является главным основанием для национального самоуважения и признания России мировым сообществом. Наследие во многом формирует менталитет, утверждает преемственность гуманитарных ценностей и сохраняет традиции. Сохранение культурного наследия – основа дальнейшего развития общества, это конституционная обязанность каждого гражданина страны.

«Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия…». (Конституции Российской Федерации, статья 44.3).

Нужно понимать, как важны сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защита, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защита и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

К историко-культурной среде обитания относятся и традиционные росписи России, в том числе одна из уникальных и неповторимых росписей – Жостово, которая, наряду с другими, представляет собой большую ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

Огромную роль в интересах настоящего и будущего поколений играет сохранность традиционных направлений в росписи, передача бесценного опыта старых мастеров. Это должно стать приоритетной задачей на ближайшее время, потому что техника Жостово продолжает развиваться и использоваться не только на металлических поверхностях.

В ходе выполнения курсовой работы были отобраны и изучены материалы по теме «Жостово». Составлены эскизы и выполнена роспись изделия в стиле «сквозное Жостово». Основная цель работы была достигнута. Поставленные задачи решены.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.