Художественно-историческая глава — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Художественно-историческая глава

2017-09-10 872
Художественно-историческая глава 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Моей экзаменационной работой является керамический чайник, расписанный в стиле сквозное Жостово. Выбрала его, потому что меня вдохновил поднос: на черном фоне золотым кружевом фиолетовых ягод нарисована черника. Красиво и тонко прописаны листья, вьющиеся усики и привязки. Не смотря на декоративность самой техники, листья очень по живому пластичны и просты. Единственное что мне не понравилось - это черный фон и у меня возникла первая идея: нарисовать чернику по серебряному грунту сквозными красками. Эта идея воплотилась на плашках. Вторая идея стала воплощением моей курсовой работы – роспись керамического чайника по светлому фону шамота.

 

 

 

Рисунок 1 – фрагмент сквозного подноса


Рисунок 2 - тренировочная пластина

В ходе работы были поставлены следующие цели и задачи.

 

Цель – изучить и собрать материал по теме, разработать авторский эскиз и выполнить роспись керамического изделия в стиле сквозное Жостово, определись особенности применения этой техники в сочетании с керамикой.

 

Задачи:

 

1. Глубокое ознакомление с техникой сквозного Жостова, изучение характерных особенностей, колорита и композиционного строя.

2. Сбор иллюстративного материала по заданной теме.

3. Изучение исторических предпосылок появления данного вида росписи, дальнейшего развития, современных трактовок.

4. Разработка авторской композиции изделия, опираясь на сложившиеся традиции в росписи.

5. Роспись изделия и выявление технологических особенностей росписи керамики в стиле сквозное Жостово.

Рисунок 6 - поднос Леткова

Рисунок 7 - поднос Гончаровой Л.

Очень сильно пострадала жостовская роспись в советское время, когда культивировались один за другим лица временного правительства, пропагандировался «мир, труд, май», и рекламировались прочие достижения индустриализации. Все это отразилось даже на подносах.

Рисунок 8 - портрет Мичурина

Любое искусство переживает трансформацию в течение времени, однако все равно остается узнаваемым и близким к своему первоначальному типу, благодаря почитанию традиций. Не смотря на то, что портрет выполнен живописно, фрукты вокруг портрета вполне себе жостовские.

Жостовская роспись имеет две техники исполнения: сквозное письмо и плотное письмо.

Все выше представленные изображения относятся к технике плотного традиционного и не традиционного жостова. Отличие этих техник уже понятно из названия «плотное» - выполняется плотными масляными красками по белому или цветному замалевку, «сквозное» - выполняется сквозными, т.е прозрачными масляными красками по предварительно наклеенной потали или порошку. Однако самое главное отличие в том, что в плотной технике на тенежку накладывают световой слой, а в сквозной технике тенежку такими же мазками снимают, оставляя темные места и открывая светлые, в которых будет красиво светиться поталь или порошки.

Сквозная техника появилась вместе с приходом «китайской» моды. Утонченность, легкость и свечение характерны для этой техники.

Рисунок 9 - смешанная техника
Рисунок 9 - сквозное жостово
Часто техники смешивают. Это можно наблюдать на примере Петербургских подносов с красивыми сквозными орнаментами и рокайлями.

 

 

Технологическая глава

Проект изделия

Планшет выбирается исходя из реальных размеров изделия, затем на него натягиваем бумагу и выполняем проект.

1. Перед началом работы необходимо хорошо протереть поверхность стола. Для того что бы устранить мелкие частицы и остатки краски

2. Заготавливаем лист бумаги, который больше планшета на 3 или 4 см.

3.
Бумагу смачиваем с одной стороны при помощи поролоновой губки. Если бумага плотная, то ее смачивают с двух сторон. Так после высыхания бумага сожмется и плотно приляжет к планшету.

 

4. После этого планшет накладывают на заготовленную бумагу, следя за тем, чтобы со всех сторон остались одинаковые поля.

Рисунок 10

 

5. Со стороны каждого угла, край бумаги надрезается перпендикулярно вертикальной стороне планшета к самому краю угла. (рис.10)

 

6. Закреплять бумагу на планшет можно кнопками или мебельным степлером. Рекомендуется начинать натягивание бумаги с углов. Угол закладывается следующим образом: длинный край бумаги с горизонтальной стороны планшета натягивается и закрепляется (рис.11), хвостик загибаем на вертикальную поверхность и закрываем его коротким краем бумаги с вертикальной стороны планшета (рис.12), закрепляем.

 

 

Рисунок 11 Рисунок 12

7. Оставшиеся края закрепляем от середины по очереди каждую из противоположных сторон. Бумагу натягиваем осторожно, чтобы не порвать край.

 

8. Переворачиваем планшет и сушим в горизонтальном положении при комнатной температуре.

 

9. После того, как высох планшет, расчерчиваем места расположения разверток изделий, подписи.

 

10. Переносим развертки с эскизов на планшет. Чтобы не пачкать белую бумагу проекта сверху на него делаем маску из прозрачной кальки и на местах, с которыми будем работать, делаем открывающиеся окошки.

Технологический процесс

Прежде чем расписывать изделие, его надо купить.

Или сделать своими руками!

Чтобы изделие получилось хорошим, на каждом этапе нужно проверять качество работы. Проверять симметрию, заглаживать трещины и неровности. После чего изделие можно отправить в печь на обжиг, а после заняться подготовкой его поверхности под роспись.

Рисунок 1 - белье

Первый этап

Подготовка поверхности

Несколько слов о самом материале. Шамот – это измельченные черепки различной обожженной глины, которые смешивают с водой в определенной пропорции для получения лепного состава. Из всех керамических материалов шамот самый грубый, прочный и тяжелый. Из него трудно слепить пластичную и тонкую форму, идеально загладить поверхность. До обжига изделие выглядит совсем не привлекательно: серое, шершавое. После обжига материал становится водостойким, крепким, хорошо шлифуется, приобретает цвет от белого до рыже-розового, все в зависимости от того в каком отношении находятся в его составе белая и красная глина. Мой чайник получился светло-бежевого цвета.

И так, чтобы поверхность чайника перестала быть шершавой, его нужно отшлифовать грубой шкуркой. После шлифовки стряхнуть сухой тряпочкой. Не смотря на то, что материал от попадания на него влаги не разрушается, пыль лучше не смывать. Поверхность пористая, хорошо впитывает жидкости и медленно высыхает.

Этапы подготовки изделия под роспись завершены.

Второй этап

Разработка эскиза

На бумаге расчерчиваются развертки изделия в реальном размере. Учитывая форму изделия, используя элементы и особенности росписи, составляем композицию в виде разверток изделий.

Рисунок 2 - разработка эскиза

С эскизов переносим рисунок на кальку. Есть несколько способов переноса рисунка с кальки на изделие и каждый из них подходит к определенному виду изделия.

Припорох – один из самых точных способов перенести рисунок на изделие, но совсем не подходящий для объемных работ. В основном используется для плоских поверхностей. Кальку по контуру всего рисунка прокалывают иголочкой, накладывают на поверхность изделия и присыпают углем или мелом (в зависимости от фона).

Схема – тоже не плохой и точный вариант переноса рисунка. Благодаря этому способу легко сориентироваться в пространстве изделия и подогнать композицию к форме. Подходит для объемных изделий, форма которых чаще всего на эскизах искажается. У каждой композиции есть простая схема, к которой прикрепляются элементы (веточки, листики, усики, ягодки, цветочки).

Копирка – самый простой и точный способ, но если лист кальки не правильно расположить на форме изделия – это может все испортить. С обратной стороны обводим рисунок карандашом В6. Мягкий карандаш нужен для того, чтобы рисунок, при переводе, отпечатывался на форме изделия. Изделие оборачиваем в кальку с рисунком лицевой стороной к изделию. Пользуясь ее прозрачностью аккуратно, линия в линию повторяем рисунок карандашом Н, чтобы отпечаток был тонкий.

Рисунок 3 - перенос эскиза на изделие

Третий этап

Роспись

После переноса рисунка можно приступать к подклейке потали.

Поталь – это тончайшая золотая фольга, с ней следует очень аккуратно обращаться! Во-первых, она очень хрупкая и от малейшего дуновения улетает в другой конец кабинета (рекомендую не дышать, когда режете и подносите кусочки потали к месту приклеивания)

Ее нельзя трогать руками, из-за деструктивных жиров на ваших пальцах она может потемнеть. Поэтому, когда режете, одну сторону придерживаете широкой круглой кистью и отрывистыми (не резкими!) движениями отрезаете кусочек нужного размера. Не нужно резать ее четко по форме элемента, пусть кусочек потали заходит немного за край. Тонким слоем наносим лак пф 284 на места, к которым будем приклеивать поталь и буквально 2-3 минуты, чтобы лак был в состоянии «на отлип». «На отлип» - состояние лака, когда он сохраняет свойство приклеиваться, но не оставляет за собой следов на пальце. Приклеиваем кусочек потали к элементу и разглаживаем поверхность потали кисточкой. После оставляем сохнуть на 12 часов, а лучше на сутки. Масляный лак сохнет на разных поверхностях по-разному, поэтому лучше полагаться не на время, а проверить. Проверить можно легонечко надавив ногтем на поверхность, если остается ямка, то лак не высох до конца.

Рисунок 4 - клеем поталь с запасом, сушим

Если лак показался вам слишком густым, то его можно развести скипидаром, но не на крышечке, а в банке. Иначе скипидар плохо перемешается с лаком и поталь не приклеится в тех местах, где вместо лака скипидар. Чтобы вот так не рисковать берите для подклейки потали свежий, жиденький ПФ 284

После сушки, чтобы снять лишние, не приклеившиеся края потали, берем кусочек ватки или пушистую беличью кисть и аккуратно, круговыми движениями снимаем золото. (Остатки можно не выкидывать, а собирать в баночку и использовать как золотую крошку для оформления.)

Поталь наклеена, можно приступать к следующему этапу росписи.

Тенежка.

Рисунок 5 - снятие лишних краев
Так как поверхность чайника не ровная после покрытия лаком ее трудно будет идеально отшлифовать, поэтому работа красками делается сразу по потали, аккуратно, чтобы не запачкать сам чайник и с первого раза, потому что поталь трудно очистить.

Весь листик плотно покрывается сквозной краской плоской кистью синтетика №2 (рис 6)

Рисунок 6 - тенежка
Потом берется тонкая круглая кисть колонок №1 и аккуратно начинаем сдвигать краску, рисуя прожилки. Сначала намечаем центральную (рис 7) потом ребра и остальные прожилки делаем их более четкими, продолжая сдвигать краску и частенько вытирать кисточку от лишней накопившейся краски (рис 8). Чтобы золото в некоторых местах сияло ярче, предварительно смачиваем кисть в скипидаре, промакиваем тряпочкой и аккуратно снимаем лишнюю краску.

 

 

 

Рисунок 8 - снимаем лишнюю краску

Рисунок 7 - центр и прожилки

Чертежка

Перед тем, как приступить к следующему этапу, предыдущий этап всегда просушивается, покрывается тремя слоями лака, шлифуется и можно продолжать роспись. Еще раз повторюсь, так как поверхность чайника не ровная, после покрытия лаком ее не возможно будет полностью отшлифовать. Пропуск лачения изделия между этапами росписи жостово допустим, потому что это делается для того, чтобы не повредить и не испортить предыдущий.

Чертежка выполняется золотой пастой или любыми плотными масляными красками. Паста разводится льняным маслом с добавлением лака, для того, чтобы пасты быстрее высыхала. Перемешиваем пасту кисточкой (белка №2) до однородной массы и аккуратно выполняем четрежку.

Важно! Золотая паста очень сильно пачкается, трудно стирается как в сухом состоянии, так и разведенная!

Рисунок 9 - чертежка

 

Бликовка

Этот этап выполняется самым последним, плотными светлыми красками, что бы подчеркнуть самые светлые части элементов композиции.

В технике сквозного письма бликовка используется не часто, так как самые светлые части уже подчеркнуты блестящей поталью в местах, где скипидаром аккуратно выбрана сквозная краска. Рисунок 10 бликовка

Уборка

«Уборка» является синонимом к словам «убранство, украшение». На этом этапе изделие украшается орнаментом. К нему разрабатывается отдельный эскиз, так же переносится с кальки на изделие или переведен с помощью геометрической схемы. Любой орнамент это закономерность, т.е повторение или чередование одного (нескольких) элементов. Каждый из этих элементов можно заключить в простую геометрическую схему: треугольник, круг, квадрат, в котором можно безошибочно ориентироваться. Такую схему легко можно перенести на изделие без кальки и намного подогнать по размеру, чтобы случайно не получилось слишком много или мало места для одного элемента.

Рисунок 11,12 орнамент в геометрической схеме

Рисунок 13 изделие готово к оттделке Этапы росписи завершены.

Четвертый этап

Отделка

Своего изделия я использовала масляный быстросохнущий яхтный лак «универсальный» аэрозоль.

Лак между слоями можно сушить 20 мин. За это время у лака образуется твердая пленочка, на которую можно класть следующий слой. Для полного высыхание слоев лака требуются 3 часа.

Рисунок 14 изделие готовое к упаковке

После третьего слоя лак надо отшлифовать, чтобы следующие слои ровно ложились на поверхность изделия.

 

Организация рабочего места

От правильной организации рабочего места может зависеть как темп, так и качество работы.

Прежде всего, нужно постараться работать только при дневном свете, ведь он очень дорог для нас. При нем и с цветом не ошибешься, и глаза побережешь. Справа от себя нужно постелить тряпочку, полотенце или салфетку. Так же справа – расположить баночку с водой, а лучше две(одна для более грязных кистей), рядом с баночкой положить палитру и кисти. Палитрой может служить кусок стекла, отороченный для безопасности изолентой, белой кафельной плиткой или тарелкой. На промыслах основные цвета разводят в отдельных емкостях-баночках, для однородного цвета. Если цвета разводить много, для многократного применения, после использования эта емкость прикрывается крышечкой из фольги, но палитра все-таки нужна, чтобы смешивать цвета и снимать с кисточки лишнюю краску. Если вы выкладываете краски на палитру, то удобнее, чтобы земляные цвета находились рядом, так же как кадмиевые и кобальтовые. Черный цвет пусть ляжет ближе к земляным и подальше от светлых, а белый - можно частями выкладывать рядом с основными частями. Здесь нет особого правила расположения, самое главное - чтобы вы сами определили для себя порядок и всегда следовали ему. Ведь когда соблюдаешь определенные правила, и все лежит на привычных для тебя местах, работа идет сама собой.

Также важно, чтобы было удобно сидеть. На многих промыслах предпочитают низкие стульчики или скамеечки под ноги. Посадка правым боком к столу.

Работу облегчают некоторые профессиональные приемы, например: для удобного положения руки используют скамеечку, планку, губку.

Также необходимо проветривать помещения и делать влажную уборку (т.к. пыль оседает на изделиях).

 

Заключение

Россия богата культурно-историческим наследием – это духовный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности, который, наравне с природными богатствами, является главным основанием для национального самоуважения и признания России мировым сообществом. Наследие во многом формирует менталитет, утверждает преемственность гуманитарных ценностей и сохраняет традиции. Сохранение культурного наследия – основа дальнейшего развития общества, это конституционная обязанность каждого гражданина страны.

«Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия…». (Конституции Российской Федерации, статья 44.3).

Нужно понимать, как важны сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защита, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защита и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

К историко-культурной среде обитания относятся и традиционные росписи России, в том числе одна из уникальных и неповторимых росписей – Жостово, которая, наряду с другими, представляет собой большую ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

Огромную роль в интересах настоящего и будущего поколений играет сохранность традиционных направлений в росписи, передача бесценного опыта старых мастеров. Это должно стать приоритетной задачей на ближайшее время, потому что техника Жостово продолжает развиваться и использоваться не только на металлических поверхностях.

В ходе выполнения курсовой работы были отобраны и изучены материалы по теме «Жостово». Составлены эскизы и выполнена роспись изделия в стиле «сквозное Жостово». Основная цель работы была достигнута. Поставленные задачи решены.

Список терминов

1 тенежка – один из этапов росписи Жостово, нанесение сквозной краски на загрунтованный силуэт цветка.

2 рокайли – декоративный элемент росписи Жостово на Петербургских подносах.

3 плашка – предварительная, пробная работа в материале, загрунтованная дощечка покрытая эмалью и отшлифованная.

4 уборка – украшение изделия орнаментом.

5 бликовка – усиление световых частей цветов, ягод и прочих элементов композиции.

6 белье – неподготовленное,чистое изделие.

7 чертежка – прорисовка элементов композиции.

8 на отлип – состояние лака, когда сохраняются его клейкие свойства и он не оставляет на пальце следов после прикосновения.

9 припорох – способ переноса рисунка с кальки на изделие.

10 поталь – тончайшая фольга, бывает золотая, серебряная, с разводами и разноцветная.

11 золотая паста – мелкая-мелкая золотая пыль собранная в комочек.

12 сквозная краска – прозрачная краска.

 

 

Приложение

 

 

Список литературы

Книги:

Б.И.Коромыслов – Жостовская роспись

И. Богуславская - Жостовская роспись

Н. О. Крестовская - Искусство жостова

О.Л. Голубева - Основы композиции

М. Н. Сокольникова - Основы композиции

С. В. Горожанина Е.В. Куценко -Народные художественные промыслы Подмосковья

А. Миловский - Народные промыслы

Н. Величко - Русская роспись

Энциклопедия народных промыслов и ремесел

Народные художественные промыслы СССР

В.П. Антонов - Народные художественные промыслы России

 

Сайты:

http://www.zhostovo.ru

http://www.ya-zemlyak.ru

 

Введение

Моей экзаменационной работой является керамический чайник, расписанный в стиле сквозное Жостово. Выбрала его, потому что меня вдохновил поднос: на черном фоне золотым кружевом фиолетовых ягод нарисована черника. Красиво и тонко прописаны листья, вьющиеся усики и привязки. Не смотря на декоративность самой техники, листья очень по живому пластичны и просты. Единственное что мне не понравилось - это черный фон и у меня возникла первая идея: нарисовать чернику по серебряному грунту сквозными красками. Эта идея воплотилась на плашках. Вторая идея стала воплощением моей курсовой работы – роспись керамического чайника по светлому фону шамота.

 

 

 

Рисунок 1 – фрагмент сквозного подноса


Рисунок 2 - тренировочная пластина

В ходе работы были поставлены следующие цели и задачи.

 

Цель – изучить и собрать материал по теме, разработать авторский эскиз и выполнить роспись керамического изделия в стиле сквозное Жостово, определись особенности применения этой техники в сочетании с керамикой.

 

Задачи:

 

1. Глубокое ознакомление с техникой сквозного Жостова, изучение характерных особенностей, колорита и композиционного строя.

2. Сбор иллюстративного материала по заданной теме.

3. Изучение исторических предпосылок появления данного вида росписи, дальнейшего развития, современных трактовок.

4. Разработка авторской композиции изделия, опираясь на сложившиеся традиции в росписи.

5. Роспись изделия и выявление технологических особенностей росписи керамики в стиле сквозное Жостово.

Художественно-историческая глава

История промысла

Рисунок 3 - поднос Вишнякова А.
Жостовская роспись является народным художественным промыслом, развитым в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Промысел этот возник в начале 19 века, главным образом под влиянием уральской цветочной росписи по металлу, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существует с 1825 г.". В 1830 г. производство подносов в окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства. В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну — “Металлоподнос” в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи. С 1938 года мастеров по росписи подносв готовили в школе бригадного ученичества, прямо на производстве.

Обучали молодежь А.П.Гогин, В.И.Дюжаев, П.И.Плахов. Ведущие художники жостовского промысла — А.И.Лезнов, И.С.Леонтьев, Д.С.Кледов, Н.П.Антипов, Е.П.Лапшин, Н.Н.Гончарова, Н.Н.Мажаев, Б.В.Графов и др.

Рисунок 4 - поднос Антипова

Традиционная тема украшения жостовских подносов это букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты. Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Чаще всего используется черный фон. Объемы цветов и листьев как бы вырастают из глубины фона.

Выписка из книги Андрея Исаева «Промыслы Московской губернии»

1876 год.

Рисунок 5 - поднос Гончаровой Н.
«Подносное производство было занесено в Троицкую волость из Москвы. Здесь мы встречаем любопытный пример того, как одна отрасль промышленности может перейти в совершенно другую, имеющую с первой, по-видимому, мало общего. Некто Коробов устроил в конце прошлого века /18 век 1790г./ в Москве заведение для выделки разных вещей из папье-маше и вскоре перенес его в деревню Жостово, Троицкой волости. Еще раньше или одновременно с Коробовым устроил подобное заведение в Москве Филипп Вешняков. Он был известен за человека горячо преданного своему делу. Рассказывают, что он нередко не спал целые ночи напролет, придумывал какое-либо усовершенствование в своих товарах.

Сын его, Осип, искусный мастер отделился от отца, приехал в деревню Жостово, Троицкой волости и устроил здесь свое заведение около 1825 г. Заведение это постепенно увеличивалось в размерах и, улучшаясь в качестве товаров, послужило рассадником, откуда вышли другие мастерские: Хозяева их были образованы путем ученичества.

Наряду с различными баульчиками, табакерками, портсигарами и др. здесь выделывались также и подносы из папье-маше. Не будучи довольно прочными, они должны были, при столкновении на выставке в Митаве /1836г./ с сибирскими железными, уступить им пальму первенства.

Побежденные производители не упали духом и вместо того чтобы наполнить рынок картонными подносами, уже утратив доверие публики, усвоили приемы, необходимые для производства железных подносов.

Сибирские были прочны, но плохо покрывались краской – недостаток, который сумели устранить здешние производители, сделавшиеся через то опасными соперниками сибирским торговцам. Значительный спрос на подносы, вызвал усиление этого производства, образование новых мастерских.

Вновь возникшие производства изготовляют только подносы, а в стареющих и до сих пор делаются безделушки из картона, что представляет любопытный пример совмещений двух промыслов технически совершенно различных, но связанных исторически. Впрочем, выделка подносов имеет далеко преобладающее значение. Если у человека сложилась привычка к обработке металла, в какой бы ни было форме, то ему не трудно будет перейти к изготовлению и других из этого металла изделий.

Так в среду подносчиков стала в последнее время проникать выделка разных других металлических вещей, как-то: церковных свечей, кокард для солдатских фуражек, досок для часов и т.д., эти новые предметы вводили московские торговцы.

Нуждаясь в тех или других мастерах, и не имея их под руками, торговцы давали подносчикам заказы на разные другие изделия. То есть мастера, находя цену выгодной, принимали заказы и, получив навык в новом деле, часто оставляли прежнее ремесло и принимались за новое. Ростки, бросаемые в здешнюю промышленную почву Московскими торговцами, пускали корни, и производство расширялось, один род разветвлялся на многие разновидности.»

Поскольку в росписи нет строгих рамок на определенный сюжет, композицию, художники фантазией не скупились. Таким образом, жостовская роспись сейчас разделяется на две категории: традиционное (цветочная или фруктовая композиция на черном фоне) и не традиционная (пейзажи, животные, иногда люди на любом фоне). Пластичность мазка, правильно положенного рукой мастера, придавала форме движение, а композиции динамичность. Работы получались живые и сказочно реалистичные. Художники: Летков В., Лебедев М., Гончарова Л.

Рисунок 6 - поднос Леткова

Рисунок 7 - поднос Гончаровой Л.

Очень сильно пострадала жостовская роспись в советское время, когда культивировались один за другим лица временного правительства, пропагандировался «мир, труд, май», и рекламировались прочие достижения индустриализации. Все это отразилось даже на подносах.

Рисунок 8 - портрет Мичурина

Любое искусство переживает трансформацию в течение времени, однако все равно остается узнаваемым и близким к своему первоначальному типу, благодаря почитанию традиций. Не смотря на то, что портрет выполнен живописно, фрукты вокруг портрета вполне себе жостовские.

Жостовская роспись имеет две техники исполнения: сквозное письмо и плотное письмо.

Все выше представленные изображения относятся к технике плотного традиционного и не традиционного жостова. Отличие этих техник уже понятно из названия «плотное» - выполняется плотными масляными красками по белому или цветному замалевку, «сквозное» - выполняется сквозными, т.е прозрачными масляными красками по предварительно наклеенной потали или порошку. Однако самое главное отличие в том, что в плотной технике на тенежку накладывают световой слой, а в сквозной технике тенежку такими же мазками снимают, оставляя темные места и открывая светлые, в которых будет красиво светиться поталь или порошки.

Сквозная техника появилась вместе с приходом «китайской» моды. Утонченность, легкость и свечение характерны для этой техники.

Рисунок 9 - смешанная техника
Рисунок 9 - сквозное жостово
Часто техники смешивают. Это можно наблюдать на примере Петербургских подносов с красивыми сквозными орнаментами и рокайлями.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.125 с.