Будущее профилактических вмешательств, исследований — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Будущее профилактических вмешательств, исследований

2017-08-23 192
Будущее профилактических вмешательств, исследований 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И ПРАКТИКИ

Развитие и распространение программ эффективных профилактических вмешательств во многом зависит от двух общих процессов. Во-первых, применение си­стематических научных характеризующих процедур, основанных на применении надежных и валидных конструктов и показателей, важных для любого ис­следования или оказания услуг во всех областях пси­хологии. Профессионалы, ориентированные на профилактику, погрязнут в море информации, если попытаются предоставлять профилактические услу­ги, не зная научной литературы и не будучи опытны­ми потребителями подобной информации. Точно так же как эффективные клиницисты позволяют научной литературе направлять свои терапевтические вмеша­тельства, так и профилактически ориентированные профессионалы должны пытаться как можно больше использовать эмпирически охарактеризованные и валидизированные технологии. Крайне важно, чтобы профессионалы профилактики развили в себе навы­ки, необходимые для того, чтобы потреблять научную литературу в должной мере разборчиво. Эти вопро­сы чуть подробнее освещены в главе 6.


МОДУЛЬ 14.5. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ И СЕМЕЙ

 

Интересная лонгитюдная профилактическая про­грамма была реализована и охарактеризована ис­следователями в Орегонском Центре социального научения (OSCL) (Reid et al., 1999; Reid & Eddy, 1997). Проект LIFT («Объединение интересов семей и учи­телей») разработал и реализовал вмешательство, от­части направленное на повышение родительской эффективности как средство сократить поведенче­ские и связанные с ними академические проблемы в критические переходные периоды (например, в 1 -м и 5-м классах). По ходу проекта LIFT матери участ­ников повысили частоту позитивных интеракций со своими детьми и сократили меры дисциплинарного характера. Эти сдвиги, вкупе с существенным улуч­шением родительских навыков преподавания после вмешательства, сделали матерей более эффектив­ными педагогами и лицами, налагающими запре­ты по праву родителей. Дети родителей, участвовавшие в проекте LIFT, продолжали выказывать мень­ше затруднений в поведенческих, эмоциональных и академических навыках, чем дети в соответственном контрольном состоянии (пожалуйста, обратите внима­ние на то, что проект LIFT — продолжающееся лонгитюдное исследование). По сути оказывается, что протокол усовершенствования навыков воспитания помог участвующим родителям стать более эффек­тивными педагогами и социализирующими агента­ми для своих детей. Кроме того, родители и учителя сообщили о возросшем удовлетворении в связи с протоколом усовершенствования навыков воспита­ния. Одним из выводов, к которым пришли изыска­тели LIFT, явилось то, что мощные эффекты их про­граммы можно было бы улучшить, если бы вмеша­тельство осуществили еще на более ранней стадии развития участвующих детей (например, в дошколь­ном возрасте, не дожидаясь первого класса].

 


Вторым крайне важным вопросом является генерализуемостъ, или экологическая валидностъ. Разработ­ка техник, которые можно использовать лишь в на­учных условиях, мало способствует профилактике клинически значимых проблем. Иначе говоря, разра­ботчикам профилактических программ необходимо, в сущности, понимать, в какой естественной среде будут применяться их технологии. Но одного пони­мания мало — важно, чтобы подобные факторы при­нимались в расчет с самых первых моментов концеп­туализации и продолжали учитываться на протяже­нии всех фаз разработки и характеристики новых технологий. Многократно утверждалось, что основная масса исследований лечения и профилактики не смог­ла «удовлетворить ожидания потребителей и постав­щиков, а также нужды тех, кто ведает государственной политикой» (Norquist et al., 1999) из-за отсутствия генерализуемости — невозможности перенести лабора­торные исследования в реальный мир. Интересное об­суждение культурной генерализуемое профилакти­ческих вмешательств см. в модуле 14.6.

Обнадеживает, что одно из главных правитель­ственных учреждений, финансирующих профилакти­ку, Национальный Институт психического здоровья, осозначо важность гарантии полезности спонсируемых исследований в реальном мире (NIMH, 1998). В иссле­дованиях вмешательств и профилактики эта организа­ция взяла на вооружение модель общественного здо­ровья (Niederehe, Street & Lebowitz, 1999). Эта концеп­ция включает в себя ряд идей, в том числе общие принципы профилактических вмешательств, приме­нение систематических процедур характеристики и полезность вмешательств для учреждений по оказа­нию услуг, политиков и членов общин вообще. Что­бы фасилитировать этот здравый и ценный сдвиг, Го­сударственный консультативный психолого-психиат­рический совет по профилактическому исследованию психических расстройств (National Advisory Mental Health Council on Mental Disorders Prevention Research) порекомендовал ряд задач для профилактической ветви NIMH, изложенных в материале модуля 14.7.

Наверное, самой важной задачей в деле усовершен­ствования исследования профилактических вмеша­тельств, о котором говорится в модуле 14.8, является положение о необходимости для коммунитарных исследований расширить определение «профилактиче­ского исследования» (NIMH, 1998). Согласно NIMH, определение должно быть расширено так, чтобы вме­стить основные исследования в областях, способству­ющих развитию факторов риска и защиты во всех биологических, психологических и социокультурные сферах. Также было рекомендовано расширить об­ласть «профилактических исследований» на профи­лактику рецидивов (Dimefi & Marlatt, 1998), сопут­ствующих психических расстройств и негативного воздействия психологических нарушений на членов семьи. Исключительно важно утверждение о том, что в программах будущих исследований были объедине­ны профилактические процессы до и во время вме­шательства, а также процессы предоставления профи­лактических услуг (NIMH, 1998). В материале моду­ля 14.8 изложен ряд важных принципов, которые должны направлять усилия современной профилак­тической науки на развитие психологических, эмоци­ональных и поведенческих нарушений.

Еще одна достойная задача — положение об укреп­лении эпидемиологической основы профилактиче­ских исследований (NIMH, 1998). Проще говоря, это означает, что психологические исследования, свя­занные с профилактикой, должны руководствовать­ся расчетными показателями возникновения психо­логических расстройств. Эта информация, касаю­щаяся популяции и обычно собираемая в сфере эпидемиологии, отражает важнейшие отправные пун­кты для идентификации факторов риска и защиты. Когда паттерны риска и защиты в определенных по­пуляциях выявлены, данная информация использу­ется для выявления каузальных связей, могущих существовать между риском, защитой и исходом для психического здоровья.

МОДУЛЬ 14.6. КУЛЬТУРНАЯ ГЕНЕРАЛИЗУЕМОСТЬ РАЗЛИЧНОГО РОДА ПРОФИЛАКТИКИ

Если профилактические программы срабатывают, то годны ли они для всех, независимо от культур­ной и этнической разнородности? Развивающимся странам пошло бы на пользу, если бы демонстри­руемые профилактические программы могли при­меняться повсеместно. Но «все ли и всем едино» в мире профилактики? Передаются ли программы кросс-культурным путем? В ходе исследователь­ского проекта Сандберг, Хадийоно, Латкин и Падилла (Sundberg, Hadiyono, Latkin S. Padilla, 1995) проин­тервьюировали 27 информантов из развивающих­ся стран, которые имели представление о Соединен­ных Штатах. Развивающиеся страны отобрали в Азии и Южной Америке. Исследователи предъяви­ли информацию в виде кратких описаний 5 профи­лактических программ, показавших свою эффек­тивность в Северной Америке по данным книги ААП Fourteen Ounces of Prevent/on: A Casebook for Prac­titioners [Price et al., 1988). Программы охватыва­ли диапазон от программы для пренатального пе­риода и раннего младенчества до программы профилактики сердечных заболеваний у взрослых. Ин­тервьюируемые прочитывали описания и после от­вечали на вопросы об уместности прочитанного в их родном государстве. Как правило, информанты счи­тали, что программы не очень-то поддаются гене­рализации. Главными проблемами быпи финанси­рование, тренинг, культурные традиции и потреб­ность развивающихся стран в высших приоритетах. Программы, близкие к соматической медицине, по­казались более осуществимыми. Рекомендация заключалась в том, чтобы в других странах профи­лактические программы разрабатывались исходя из их нужд и культурных особенностей с использова­нием местных человеческих ресурсов. Информан­ты часто говорили, что западникам важно уразуметь различия в семейной сплоченности и большее при­нятие многих жизненных стрессов Однако инфор­манты согласились с тем, что местным программам могут помочь общие принципы и процедуры харак­теристики, применяемые в профилактической деятельности на Западе.


. В этих подходах подчерки­вается вариативность определенных популяций в их средовых контекстах за установленные периоды вре­мени (NIMH, 1995). К сожалению, к концу 1990-х гг. базы данных с расчетными показателями возникно­вения психических проблем и соответствующих факторов риска устарели на 10-20 лет. В NIMH при­ступили к крупному лонгитюдному исследованию частотности и распространенности психических на­рушений в репрезентативной выборке из 10 000 жи­телей Соединенных Штатов в возрасте 15 лет и стар­ше (NIMH, 1999). Данные, собранные по реализации этого и будущих проектов, позволят и впредь разви­вать технологии целевых и эффективных профилак­тических вмешательств.

КОММЕНТАРИИ

Ключевой интерес для клинических профессиона­лов представляет задача NIMH (NIMH, 1998) по разработке паттерна систематических исследований в сфере «профилактических услуг». Этой задачей признается простой факт: ни одна программа изуче­ния профилактики и вмешательства не должна за­вершаться до применения и характеристики техно­логии в реальных условиях. Несмотря на свое дав­нишнее положение в качестве главного догмата коммунитарной психологии, в недавней истории этим этапом процесса исследования часто пренебре­гали и уклонялись от него (Leaf, 1999; NIMH, 1998). Как говорилось выше, в обзоре 1998 г. не было най­дено почти никаких работ такого рода, спонсирован­ных NIMH.

У неудач, постигших организацию научных иссле­дований, направленных на характеристику полезно­сти технологий профилактики и вмешательств и раз­работанных в искусственной научной среде, но для условий реального мира и для применения комму-нитарными учреждениями по оказанию соответству­ющих услуг, есть несколько причин. Наверное, одна из главных — остры!! недостаток профессионалов, владеющих и хорошо развитыми навыками исследо­вания профилактики и вмешательств, и адекватным опытом оказания клинических и профилактических услуг на коммунитарной основе. Существует много искусных и опытных методистов и много опытных профессионалов по оказанию клинических услуг, но мало кто владеет обеими квалификациями. Такое положение дел отражает трещин}', пролегавшую между исследователями и клиницистами на протя­жении большей част» XX п. в клинических дисцип­линах. Остается лишь сожалеть, что большинство исследователей клинической психологии, занимаю­щих посты в крупных научно-исследовательских институтах, обладают весьма небольшим опытом практической деятельности. Основная масса опы­та по оказанию услуг, находящаяся в распоряжении исследователей клинической психологии, образова­на тем, что эти ученые усвоили в интернатурах и при повышении квалификации по получении док­торских степеней. Большая часть их знаний полу­чена в научных лабораториях. С другой стороны, у многих профессионалов но оказанию клинических услуг нет времени, ресурсов или подготовки, необ­ходимых для проведения аффективной системати­ческой характеристики своих собственных профи­лактических вмешательств. Они часто прибегают к непроверенным методам


МОДУЛЬ 14.7. ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ NIMH В ОТНОШЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

1. Взять на вооружение и пользоваться расширенным определением профилактики.

2.

Упрочить эпидемиологическую основу профи­лактических исследований.

3. Сфокусироваться на исследовании риска для неблагоприятного развития и исходов у детей раннего детского возраста до и во время вме­шательств.

4. Распространить фокус внимания на депрессию и тревогу пожизненно.

5. Улучшить и усовершенствовать эмпирические основы для исследования нарушения поведения.

6. Расширить типы расстройств и популяций, по­падающих в прицел профилактических иссле­дований.

7. Расширить изучение профилактики развития коморбидности.

8.Разработать программу профилактических услуг исследования в сфере профилактиче­ской политики.

9. Стимулировать и поддерживать отдаленный контроль по завершении профилактических исследовательских программ.

10. Создать возможности для проведения профи­лактических исследований с особым внима­нием к дотациям в области подготовки.

 

Источник: По данным NIMH [1998).


Следовательно, чтобы до­стичь этой цели, скорее всего, потребуется сочетание нескольких условий: пересмотра приоритетов фи­нансирования, пересмотра возможностей подготов­ки, признания важности опыта деятельности в ре­альном мире и организации команд, которые заня­лись бы как исследованием, так и непосредственной практикой. Наверное, резонно ввести в обиход дву­сторонние семинары — систему обмена опытом меж­ду культурами исследования и оказания услуг. Бла­годаря этому трения между группами сделаются кре­ативными и продуктивными и послужат общему благу.

Еще две причины, лежащие в основе нехватки на­учных работ, характеризующих применение своих технологий в реальных общинах и реальными уч­реждениями, — это расходы и «экспериментальный контроль». Приходится рассмотреть обе половины расходного уравнения. Сколько стоят не организа­ция и не усовершенствование профилактических программ? Плюсы и минусы могут быть не только финансового характера. Представьте себе мучения, которых можно было бы избежать, и ресурсы, кото­рые могли бы оказаться в распоряжении у общества (скажем, 142 миллиарда долларов — именно эта сум­ма ежегодно расходуется Соединенными Штатами на охрану психического здоровья и лечение злоупот­ребления психоактивными веществами), если бы удалось предотвратить хотя бы малую часть новых случаев психических заболеваний и токсикомании.

В главе 6 мы обсудили важность систематической характеристики. Без этих характеристик мы не мо­жем определить, действительно ли какое-то конкрет­ное вмешательство привело к улучшению или пре­дотвратило проблемы в будущем. Без использования групп произвольного распределения и контрольных групп идентификация «активных ингредиентов» любое вмешательство — дело трудное, так как невоз­можно исключить влияние неконтролируемых фак­торов (или «третьих переменных»). Однако, как упоминал Зелигман (Seligman, 1998), чем больше

 

в исследовании экспериментального контроля, тем меньше возможность генерализации, распростране­ния данных за пределы конкретной среды, в которой их получили... Чудовищная дилемма!

С проблемами экспериментального контроля свя­зан и вопрос стоимости, особенно стоимости дли­тельных контрольных изысканий, обязательных для профилактических исследований. Оценка переме­щающихся популяций, представляющих интерес, и проведение вмешательств в коммунитарных услови­ях может обойтись чрезвычайно дорого. Возьмем простой пример: аренда места, необходимого для курсов родительского тренинга в городе, обходится намного дороже, чем оказание тех же услуг в уни­верситетской клинике или пустующей аудитории. Поэтому нередко путем наименьшего сопротивле­ния является проведение профилактических и кли­нических исследований в условиях школы. Когда клинические дисциплины будут усовершенствова­ны, они столкнутся с эволюционным выбором: идти или не идти по пути наименьшего сопротивления. Взамен им следует гарантировать, чтобы деньги пра­вительства и фондов, которые они тратят на техно­логии вмешательств, пошли на разработку программ, имеющих реальную ценность не столько для иссле­дователей, сколько для общины. В материале моду­ля 14.9 описан 5-этапный цикл профилактического исследования, который может помочь в достижении этих целей.

В будущем актуальной станет и потребность в исследованиях, посвященных продвижению позитивного психического здоровья и высокого качества жизни. Внимание почти любого профилактического исследования остается прикованным к нарушенному поведению и заболеваниям. Профилактика и продвижение- не одно и то же. Первая фокусируется на том, что нарушено и нуждается в излечении, а второе- на том, что желательно и требует приращения. Продвижение относиться к наличию счастья,

доброты, ответственности и даже мудрости в жизни людей

МОДУЛЬ 14.9. ЦИКЛ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Цикл профилактического исследования [Mrazek S. Haggerty, 1994] состоит из пяти этапов;

1. Эпидемиология: Идентификация психического заболевания или расстройства и определение выра­женности проблемы в популяции, представляющей интерес.

2. Ход развития: Идентификация факторов риска и защиты, которые влияют на развитие психического заболевания или расстройства в популяции, представляющей интерес.

3. Испытания работоспособности: Разработка и выполнение пилотных исследований, полномасштаб­ные испытания и повторные испытания программы профилактики и вмешательства, мишенью которой являются поддающиеся воздействию факторы риска и защиты в популяции, представляющей интерес.

4. Испытания эффективности: Разработка и выполнение крупномасштабных испытаний работоспо­собной профилактической программы.

5. Распространение: Крупномасштабное распространение и оценка эффективных профилактических программ.

В настоящее время большинство психологов, занимающихся профилактикой, выполняют исследователь­ские проекты, сосредоточенные на этапах 1-3. В частности, изыскания на этапе 3 оказались весьма по­лезными в плане наполнения и модификации моделей развития, созданных на этапе 2. В последнее вре­мя ряд программ по исследованию профилактики начинает переходить к этапам 4 и 5. Цикл профилак­тического исследования официально завершается, когда программы коммунитарных услуг выходят из штопора и прочно становятся на ноги, обретая самобытность.

Источник Вклад J. Mark Eddy, Ph. D., Орегонский Центр социального научения.

 

(Для углубленного изучения позитивной психологии см. выпуск American Psychologist, представленный Seligman & Csikszentmihalyi, 2000.) Позитивный подход мы уже частично обсуждали, когда говорили о жизнестойкости. Эквивалентом нынешней, ориентированной на заболевания эпидемиологии для программ продвижения должно стать изучение качества жизни с использованием коммунитарных данных и национальных индикаторов.

Резюме

В данной главе мы предложили читателю широкий руг вопросов. Мы указали на огромные людские и экономически с затраты нашего общества, которое предпочитает эксплуатировать традиционную мо-ель, ориентированную на патологию: эта модель рассчитана на то, чтобы ждать, когда люди превратяться в «пациентов», а не предпринимать в первую очередь шаги по профилактике развития психологических проблем.

Профилактика психологических, эмоциональных поведенческих проблем требует понимания Клю­евых процессов развития и важности коммунитарого мышления. Профилактические вмешательства получают возможность реализоваться благодаря пониманию относительной роли факторов риска и за­щиты, а также их взаимодействия; возможно, со временем они помогут сократить количество новых случаев заболевания или хотя бы, в самом крайнем случае, уменьшить тяжесть уже развивающихся расстройств и нарушений. Профилактические программы, обращающиеся к факторам риска и защиты, тяготеют подпасть под три общие категории, часто именуемые первичной, вторичной и третичной. Мы выделили альтернативную классификацию — уни­версальные, селективные и показанные программы. Профилактическим исследованиям препятствуют дилеммы, с которыми часто сталкиваются в психоло­гии: как проделать обобщения и перенести результа­ты кропотливого исследования в условия реального мира? Важность применения эмпирически валидизированных подходов очевидна — и все же проблемой реальной полезности часто пренебрегали как иссле­дователи, так и финансирующие их учреждения. Дру­гой вопрос заключается в том, как могут сотрудничать и объединять свои усилия различные дисциплины и службы, участвующие в профилактических исследо­ваниях. Мы также вкратце поговорили о продвиже­нии качества жизни, которое сменит обычную профи­лактику расстройств по мере движения к общей цели улучшения человеческого бытия.

Наконец, мы хотим завершить главу, выразив на­дежду на то, что будущие поколения клиницистов признают важность интегрирования профилакти­ческих концептуализации в свою терапевтическую практику. Качество терапевтических вмешательств не просто сфокусировано на устранении имеющих­ся симптомных паттернов. Скорее, клиницистам всех теоретических направлений сослужит хорошую службу замена имеющегося аппарата на перспектив­ный подход, учитывающий важность пожизненного влияния на развитие.

Рекомендуемая литература и источники

 

Во второй половине XX в. признанным лидером в про­движении профилактической психологии — особенно первичной профилактики —Во второй половине XX в. признанным лидером в про­движении профилактической психологии — особенно первичной профилактики — стал Джордж Олби. Чтобы хоть сколько-то охватить историю его взглядом и отра­зить шпроту его и взглядов его коллег, можно порекомендовать статью Primary Prevention's Evolution (Albee & Gullotta, 1997), комментарий Олби к специально по­священному профилактике выпуску журнала по кон­сультированию (ноябрь 2000 г.) и книгу Children's Lives: Global Perspectives on Prevention (Albee. Bond & Monsey, 1992). Прочтите также Fourteen Ounces of Prevention: A Casebook for Practitioners (Price, Covven, Lorion & Ra­mos-McKay, 198S) — доступное описание 14 тщатель­но охарактеризованных и отобранных профилактичес­ких программ. Рейд, Эдди, Фетроу и Стулмиллер (Reid, Eddy, Fetrow & Stoolmiller, 1999) описывают влияние профилактических вмешательств на проблемное поведе­ние. О профилактических исследованиях можно узнать из двух источников: это работы Mrazek & Haggerty, 1994 и постановление Priorities for Prevention Research at NIMH, опубликованное Национальным Институтом психического здоровья (1998).

Психологи, интересующиеся профилактикой, заняты и ряде профессиональных организаций. Наиболее замет­ными среди них являются Американская ассоциация общественного здравоохранения (Americam Public Health Association), Общество поведенческой медици­ны (Society for Behavioral Medicine), Общество комму-нитарных исследований и мероприятии (Society lor Community Research and Action) (27-е подразделение ААП) и Общество профилактических исследований (Society for Prevention Research, SPR). Ссылки на веб-­страницы этих организаций, а также страницы профи­лактических исследований и центров тренинга находят­ся на веб-странице SPR [www.prcventionresearch.orgl или [www.oslc.org.ecpn]. Информацию о карьере в об­ласти профилактики можно найти на веб-странице Early Career Preventionists, куда также можно попасть со страницы SPR.

 

 

ГЛАВА 15

РАБОТА С КРУПНЫМИ СИСТЕМАМИ

ОРГАНИЗАЦИИ, ОБЩИНЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

На протяжении всей нашей книги мы твердили чи­тателю, что профессия клинической психологии на­много расширилась и вышла за рамки помощи от­дельным личностям. Все люди задействованы в бо­лее крупных системах. Клиническая психология как отрасль знания и профессия в итоге касается позна­ния групп, организаций, общин и внутренней поли­тики. У клинических психологов в ходе карьер^! ча­сто возникает возможность стать руководителями программ или занять некие посты по оказанию ус­луг в общинах, штатах и государстве вообще. Мно­гие клиницисты работают и на деловые организации. Начинающим клиницистам или тем, кто только по­думывает о подобной карьере, полезно взглянуть на картину в целом. Уже в предыдущих главах указы­валось на важность школ, групповой терапии, зако­на и прочих аспектов общества. В настоящей главе мы излагаем клинико-психологические аспекты организационных, коммунитарных и социальных проблем.

Как нам осмыслить сложные вопросы, завязанные на многих индивидах? Теория общих систем, о ко­торой мы говорили в главе 2 и других главах, воору­жает нас некоторыми способами выявления сходства и осмысления взаимозависимостей между различ­ными уровнями. Применяя идеаторные инструмен­ты систем и субсистем, мы могли бы, к примеру, за­дать следующие вопросы: четко ли разграничены системы в составе более крупной системы? Не сосредоточилась ли функция группового принятия ре­шения в руках одного-единственного лица? Являют­ся ли причиной неадекватной работы организационной памяти неполадки в протоколе и политике? Нуждаются ли перцептивные и связанные с обрат­ной связью коммунитарные процессы (например коммунитарные методы отчета в своих мероприятиях, планах и проведении собраний) в такой реконструкции, чтобы политики прислушались к проблеме непривилегированной группы? Мы должны отметить, что хотя точка зрения общих систем позволяв нам изучать общие элементы, большинство груш организаций и общин исходят из уникальных точек зрения и лексиконов соответствующего уровня области знания. Системы, как полагают, позволяв взглянуть на ситуацию лишь мимолетно, однако такой поверхностный взгляд может оказаться полезным в качестве первого знакомства.

0РГАНИЗАЦИИ Организация — социальная структура или учреждение с неизменной задачей — это может быть, скажем бизнес или общественная служба. Организация е сообщество людей, однако обладает статусом и продолжительностью существования, выходящим за рамки любого отдельного индивида. Она обычно либо инкорпорирована по закону, если состоит в ча­стной собственности или имеет некоммерческий ха­рактер, либо организована согласно закону, если речь идет о правительственных организациях. В за­висимости от конкретных целей организации отли­чаются друг от друга служащими, правилами, уста­вами, разделением труда, а также материальными условиями и особенно рисками, на которые они идут или которые преодолевают, а также областями кон­куренции, в которой они участвуют. У организаций есть адреса и имущество, что подкрепляет их ста­бильность. Организации интересуют клиническую психологию по нескольким причинам. Во-первых, они являются производственной средой для боль­шинства клиентов — средой, которая глубоко вли­яет на жизнь клиентов и, соответственно, их близ­ких. Как обсуждалось в главе о работе с детьми, уникальными возможностями по объединению мо­лодежи и влиянию на нее обладает организация осо­бого типа — школа. Кроме того, большинство кли­нических и консультирующих психологов работают и в таких организациях, как клиники, центры, боль­ницы и университеты, выполняя еще большее чис­ло ролей — оценивая и разрабатывая лечебные про­граммы, давая характеристику их эффективности, обеспечивая клиническую супервизию и тренинг, руководство и т. д. Поэтому в клинической деятель­ности важно понимать и оценивать значимость орга­низаций.

Что такое эффективная организация и как ее опознать? В материале модуля 15.1 мы обобщаем требования, содержащиеся в инструкциях одного из штатов по присуждению ежегодной Премии ка­чества.

Все больше коммерческих компаний, некоммер­ческих организаций и правительственных учрежде­ний применяют к себе подобные критерии. Критериальные области, представленные в индустриально-организационной литературе за последние несколько десятилетий, демонстрируют довольно резкий отход от иерархического, пирамидного стереотипа в орга­низациях. Современные критерии признают цен­ность индивидуальной инициативы, ответственность руководства за воспитание подчиненных и четкое требование того, чтобы силы и новаторство всех и каждого полностью совпадали с целями организа­ции. Другим ключевым элементом является то, что организации должны распознавать и документиро­вать непрестанное усовершенствование. Соискательский формат предоставляет прагматическую модель организаций и позволяет увидеть возможную роль психологов в организациях.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.