Единобожие в божественности (таухид аль-улюхийя) — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Единобожие в божественности (таухид аль-улюхийя)

2017-09-10 253
Единобожие в божественности (таухид аль-улюхийя) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Слово «улюхийя» в арабском языке образуется от слова «илях», которое означает «божество». «Божество» — это то, чему поклоняются по причине любви сердец к нему и его величия. Ему покоряются и перед ним унижаются, его боятся и его желают, к нему прибегают в несчастье и к нему обращают молитвы в важные моменты жизни, на него уповают в ожидании блага и у него ищут убежища. И все это возникает в сердце человека по отношению к божеству по той причине, что божество обладает качествами совершенства и величия, которые не доступны человеку и всему сотворенному.

Единобожие в божественности («таухид аль-улюхийя») – это убеждение сердцем в том, что только один Аллах является истинным божеством. Ведь только Аллах является Творцом всего сущего. Только Он управляет всеми процессами во вселенной, без Его желания не может произойти ни одна вещь во всем мироздании, Он является хозяином наших душ и к Нему предстоит возвращение и только Ему принадлежит вся власть.

Всевышний Аллах сказал:

﴿ وَلَقَدْ بَعَثْنَا فِي كُلِّ أُمَّةٍ رَسُولًا أَنِ اعْبُدُوا اللَّهَ وَاجْتَنِبُوا الطَّاغُوتَ ﴾

«Мы отправили к каждому народу посланника, чтобы они сказали им: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте ложных богов»» Сура «Пчелы» аят 36.

Всевышний Аллах сказал:

﴿ ذَٰلِكَ بِأَنَّ اللَّهَ هُوَ الْحَقُّ وَأَنَّ مَا يَدْعُونَ مِنْ دُونِهِ هُوَ الْبَاطِلُ وَأَنَّ اللَّهَ هُوَ الْعَلِيُّ الْكَبِيرُ ﴾

«Это потому, что Аллах есть Истина, а то, чему они поклоняются помимо Него, есть ложь, а также потому, что Аллах — Возвышенный, Большой» Сура «Хадж», 62.

И Всевышний Аллах в Коране сообщил нам о том, что все объекты поклонения людей, которых они принимают за божества, не являются таковыми, являются ложью. То есть поклоняясь им путем подчинения, взывания с мольбами, надежды, страха, прибегания за помощью, упования, человек не получит ничего от них. Как сказал Всевышний Аллах:

﴿ أَيُشْرِكُونَ مَا لَا يَخْلُقُ شَيْئًا وَهُمْ يُخْلَقُونَ {191} وَلَا يَسْتَطِيعُونَ لَهُمْ نَصْرًا وَلَا أَنْفُسَهُمْ يَنْصُرُونَ ﴾

«Неужели они приобщают в сотоварищи к Аллаху тех, которые ничего не творят, тогда как сами были сотворены, которые не способны оказать им поддержку и не способны помочь даже самим себе?» Сура «Преграды», аяты 191-192.

﴿ وَالَّذِينَ تَدْعُونَ مِنْ دُونِهِ لَا يَسْتَطِيعُونَ نَصْرَكُمْ وَلَا أَنْفُسَهُمْ يَنْصُرُونَ ﴾

«А те, к кому вы взываете вместо Него, не способны оказать вам поддержку и не способны помочь даже самим себе» Сура«Преграды», аят 197.

﴿ يُولِجُ اللَّيْلَ فِي النَّهَارِ وَيُولِجُ النَّهَارَ فِي اللَّيْلِ وَسَخَّرَ الشَّمْسَ وَالْقَمَرَ كُلٌّ يَجْرِي لِأَجَلٍ مُسَمًّى ۚ ذَٰلِكُمُ اللَّهُ رَبُّكُمْ لَهُ الْمُلْكُ ۚ وَالَّذِينَ تَدْعُونَ مِنْ دُونِهِ مَا يَمْلِكُونَ مِنْ قِطْمِيرٍ {13} إِنْ تَدْعُوهُمْ لَا يَسْمَعُوا دُعَاءَكُمْ وَلَوْ سَمِعُوا مَا اسْتَجَابُوا لَكُمْ ۖ وَيَوْمَ الْقِيَامَةِ يَكْفُرُونَ بِشِرْكِكُمْ ۚ وَلَا يُنَبِّئُكَ مِثْلُ خَبِيرٍ ﴾

«Он удлиняет день за счет ночи и удлиняет ночь за счет дня. Он подчинил солнце и луну, и они движутся до назначенного срока. Таков Аллах, ваш Господь. Ему принадлежит власть, а те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют даже плевой на финиковой косточке. Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения они отвергнут ваше поклонение. Никто не поведает тебе так, как Ведающий» Сура «Создатель», 13-14 аяты.

И то, что только один Аллах является истинным божеством находит свое выражение в словах свидетельства: «Ля иляха илля Аллах» – Нет божества достойного поклонения кроме Аллаха. Суть этого великого сви­детельства состоит в том, что никто, кроме Аллаха, не облада­ет правом на поклонение со стороны других. Суть этого свидетельства состоит в том, что никто кроме Аллаха не обладает божественными качествами: совершенства и величия.

Это свидетельство того, что только Он достоин обожествления, и только он достоин поклонения. Сердца обязаны обожествлять только Его, смиряться перед Ним, унижаться перед Ним, покоряться Ему, потому что только Он является Великим Господом и Творцом всего сущего. Только Он управляет всеми процессами во вселенной, только Он является обладателем всех качеств совершенства и далек от любых недостатков, и следовательно унижаться и смиряться следует только перед Ним. Всевышний Аллах один создает творение изначально и воссоздает его повторно, и никто не соучаствует в этом процессе наряду с Ним. А это означает, что только Он заслуживает поклонения, и никто не вправе быть Его сотоварищем в этом.

Если раб познал это и верит в истинность этого, то он непременно станет поклоняться душой и телом только одному Аллаху. Он будет неуклонно выполнять такие явные предписания ислама, как намаз, закят, пост, хадж, призыв к одобряемому и удержание от порицаемого, доброе отношение к родителям, поддержание родственных связей, и будет признавать сердцем такие основы религии, как вера в Аллаха, в Его ангелов, в Его Писания, в Его посланников, в Последний день и в предопределение с его добром и злом. При этом он будет стремиться к единственной цели – к достижению довольства своего Господа и обретению Его награды.

Призыв к единобожию такого рода являлся первым шагом всех посланников, как является оно главной обязанностью лю­бого достигшего совершеннолетия и дееспособного человека. Именно ради этого Аллах Всевышний создал джиннов и людей, ра­ди этого направлял Он к ним Своих посланников и ради этого ниспосылал Он им Свои Писания. Кроме того, именно из-за это­го возникали споры между посланниками и теми, к кому они бы­ли посланы, и это являлось причиной разделения людей на ве­рующих и неверных, счастливых и злосчастных.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنْسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ ﴾

«Я создал джиннов и людей только ради того, чтобы они поклонялись Мне» Сура «Рассеивающие», аят 56.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ وَقَضَىٰ رَبُّكَ أَلَّا تَعْبُدُوا إِلَّا إِيَّاهُ ﴾

«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кро­ме Него…» «Ночное путешествие», аят 23.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ وَمَا أُمِرُوا إِلَّا لِيَعْبُدُوا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ حُنَفَاءَ ﴾

«Им было велено лишь одно — поклоняться Аллаху, придер­живаясь искренней веры и будучи ханифами…» Сура «Явное доказательство», аят 5.

В обоих «Сахихах» приводится хадис, передаваемый со слов Ибн ’Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщившего о том, что когда посланник Аллаха ﷺ, отправлял My’аза, да будет доволен им Аллах, в Йемен, он сказал ему:

«Поистине, ты явишься к обладателям Писания, так пусть же свидетельство о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, станет первым из того, к чему ты призовешь их, и если они ответят на твой призыв, то сообщи им, что Аллах вменил им в обязанность совершение пяти молитв ежедневно, а если они согласятся и на это, то сообщи им, что Аллах вменил им в обязанность также и выплату закята, кото­рый следует собирать с их богатых и отдавать их бедным».

Кроме того, в обоих «Сахихах» приводится хадис, переда­ваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сооб­щившего, что посланник Аллаха ﷺ, сказал:

«Мне было велено сражаться с этими людьми до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет божества, достойного поклонения кроме Аллаха, и что я — посланник Аллаха, и если они сделают это, то тем са­мым защитят от меня свою жизнь и своё имущество, которые после этого могут оказаться доступными для других лишь по праву ислама, а отчёта с них вправе будет требовать только Аллах».

Кроме того, в обоих «Сахихах» приводится хадис, переда­ваемый со слов ‘Итбана бин Малика, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что посланник Аллаха, сказал:

«Поистине, Аллах запретил огню касаться того, кто ска­жет: ”Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”, стремясь к лику Аллаха».

Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَلَقَدْ بَعَثْنَا فِي كُلِّ أُمَّةٍ رَسُولًا أَنِ اعْبُدُوا اللَّهَ وَاجْتَنِبُوا الطَّاغُوتَ ﴾

«Мы отправили к каждому народу посланника, чтобы они сказали им: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте ложных богов»» Сура «Пчелы» аят 36.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ وَمَا أَرْسَلْنَا مِنْ قَبْلِكَ مِنْ رَسُولٍ إِلَّا نُوحِي إِلَيْهِ أَنَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا أَنَا فَاعْبُدُونِ ﴾

«Мы не посылали до тебя ни одного посланника без того, чтобы не внушить ему: “Нет божества, кроме Меня, так поклоняйтесь же Мне!”» Сура «Пророки», аят 25.

Кроме того, Аллах Всевышний упомянул о том, что послан­ники Его, такие как Нух, Худ, Салих и другие, говорили своим соплеменникам:

﴿ لَقَدْ أَرْسَلْنَا نُوحًا إِلَىٰ قَوْمِهِ فَقَالَ يَا قَوْمِ اعْبُدُوا اللَّهَ مَا لَكُمْ مِنْ إِلَٰهٍ غَيْرُهُ ﴾

«Поклоняйтесь Аллаху, нет у вас другого бога, кроме Него…» Сура «Преграды», аяты 59, 65, 73.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ شَرَعَ لَكُمْ مِنَ الدِّينِ مَا وَصَّىٰ بِهِ نُوحًا وَالَّذِي أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ وَمَا وَصَّيْنَا بِهِ إِبْرَاهِيمَ وَمُوسَىٰ وَعِيسَىٰ ۖ أَنْ أَقِيمُوا الدِّينَ وَلَا تَتَفَرَّقُوا فِيهِ ۚ كَبُرَ عَلَى الْمُشْرِكِينَ مَا تَدْعُوهُمْ إِلَيْهِ ﴾

«Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Он Нуху, то, что Мы дали тебе в откровении, то, что Мы заповеда­ли Ибрахиму, Мусе и ’Исе, сказав: “Соблюдайте установления религии и не впадайте в противоречия относительно неё”. Тяжко для многобожников то, к чему ты их зовёшь» Сура «Совет», 13.

Таким образом, Аллах велел Своим посланникам соблюдать установления религии и не впадать в противоречия относительно неё, из чего следует, что религия всех посланников едина, на что и указал посланник Аллаха ﷺ, сказавший: « Пророки — это братья, рожденные от разных жён и одного отца: матери у них разные, а религия од­на». Этот хадис приводят Бухари и Муслим со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.

Итак, в основе своей религия их едина, и религией этой является ислам, хотя отдельные положения религиозных законов могут и отличаться друг от друга.

Общим смыслом слова «ислам» является «подчинение одному лишь Аллаху, что должно выражаться в поклонении только Ему и никому иному», и в этом отношении все пророки испове­довали ислам, на что и указал Аллах Всевышний, передав сло­ва Нуха, который сказал:

﴿ فَإِنْ تَوَلَّيْتُمْ فَمَا سَأَلْتُكُمْ مِنْ أَجْرٍ ۖ إِنْ أَجْرِيَ إِلَّا عَلَى اللَّهِ ۖ وَأُمِرْتُ أَنْ أَكُونَ مِنَ الْمُسْلِمِينَ ﴾

«Если же вы отвратитесь, то ведь я не прошу у вас награ­ды, ибо наградит меня только Аллах, мне же велено лишь быть одним из предавшихся Аллаху» Сура «Йунус», аят 72.

Что же касается Ибрахима и Йа’куба, то Аллах Всевышний сообщил о них следующее:

﴿ وَمَنْ يَرْغَبُ عَنْ مِلَّةِ إِبْرَاهِيمَ إِلَّا مَنْ سَفِهَ نَفْسَهُ ۚ وَلَقَدِ اصْطَفَيْنَاهُ فِي الدُّنْيَا ۖ وَإِنَّهُ فِي الْآخِرَةِ لَمِنَ الصَّالِحِينَ {130} إِذْ قَالَ لَهُ رَبُّهُ أَسْلِمْ ۖ قَالَ أَسْلَمْتُ لِرَبِّ الْعَالَمِينَ {131} وَوَصَّىٰ بِهَا إِبْرَاهِيمُ بَنِيهِ وَيَعْقُوبُ يَا بَنِيَّ إِنَّ اللَّهَ اصْطَفَىٰ لَكُمُ الدِّينَ فَلَا تَمُوتُنَّ إِلَّا وَأَنْتُمْ مُسْلِمُونَ ﴾

«Только неразумный отвращается от религии Ибрахима! Мы сделали его Своим избранником в этом мире, и, поистине, в мире вечном он будет в числе праведников. Когда сказал Ибрахиму Господь: “Предайся!”, — он отве­тил: “Я предался Господу миров”. Ибрахим, а также Йа’куб заповедали веру своим сынам: “О сыны мои! Аллах избрал для вас эту веру. Не умирайте же не предавшимися!”» Сура «Корова», аят 130-132.

Говоря об ’Исе, мир ему, Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَإِذْ أَوْحَيْتُ إِلَى الْحَوَارِيِّينَ أَنْ آمِنُوا بِي وَبِرَسُولِي قَالُوا آمَنَّا وَاشْهَدْ بِأَنَّنَا مُسْلِمُونَ ﴾

«Вспомни, как Я внушил апостолам: “Уверуйте в Меня и в посланника Моего”. Они ответили: “Мы уверовали, так засвидетельствуй же, что мы — предавшиеся”» Сура «Трапеза», аят 111.

А о других пророках Всевышний сказал следующее:

﴿ إِنَّا أَنْزَلْنَا التَّوْرَاةَ فِيهَا هُدًى وَنُورٌ ۚ يَحْكُمُ بِهَا النَّبِيُّونَ الَّذِينَ أَسْلَمُوا لِلَّذِينَ هَادُوا وَالرَّبَّانِيُّونَ ﴾

«Поистине, Мы ниспослали Тору, в которой содержится ру­ководство к прямому пути и свет. По ней судят иудеев проро­ки, которые предались Аллаху, а также раввины и учёные мужи…» Сура «Трапеза», аят 44.

Напомним ещё раз, что неотъемлемой частью ислама явля­ется подчинение одному лишь Аллаху, выражающееся в поклоне­нии только Ему. Тот, кто наряду с Аллахом подчиняется кому-нибудь ещё, является многобожником, а не подчиняется Ему тот, кто считает поклонение Аллаху ниже своего достоинства, однако объединяет их то, что и многобожники, и обуянные гордыней такого рода являются неверными.

Такова исламская религия, помимо которой Аллах не примет ничего иного. Суть её состоит в том, чтобы подчинять­ся Аллаху, совершая в каждый период времени именно то, что было велено Им совершать в это время. Так, например, сначала Аллах Всевышний велел мусульманам молиться, обращаясь в сто­рону Иерусалима, а потом Он велел им обращаться лицами к Ка­абе, а это значит, что как одно, так и другое действие в своё время являлось частью религии ислама, поскольку в обо­их случаях суть религии состояла в подчинении и исполнении своих религиозных обязанностей, хотя по форме дей­ствия молящихся и отличались друг от друга. Нечто подобное можно сказать и о том, что касается посланников Аллаха, ко­торые исповедовали одну и ту же религию. Несмотря на то, что законы, которые при­носили с собой различные посланники, могли отличаться друг от друга, это ни в коей мере не мешало им быть единовер­цами.

Аллах Всевышний сделал неотъемлемой чертой религии по­сланников то, что приходивший к людям раньше другого, должен был сообщить им радостную весть о предстоя­щем появлении другого и уверовать в него, в то время как при­ходившему позже следовало подтвердить истинность миссии сво­его предшественника и уверовать в него.

Аллах Всевышний ска­зал:

﴿ وَإِذْ أَخَذَ اللَّهُ مِيثَاقَ النَّبِيِّينَ لَمَا آتَيْتُكُمْ مِنْ كِتَابٍ وَحِكْمَةٍ ثُمَّ جَاءَكُمْ رَسُولٌ مُصَدِّقٌ لِمَا مَعَكُمْ لَتُؤْمِنُنَّ بِهِ وَلَتَنْصُرُنَّهُ ۚ قَالَ أَأَقْرَرْتُمْ وَأَخَذْتُمْ عَلَىٰ ذَٰلِكُمْ إِصْرِي ۖ قَالُوا أَقْرَرْنَا ۚ قَالَ فَاشْهَدُوا وَأَنَا مَعَكُمْ مِنَ الشَّاهِدِينَ ﴾

«Вот, Аллах взял с пророков завет: “Вот то, что Я дарую вам из Писания и мудрости, после чего к вам явится посланник, подтверждающий истинность того, что с вами. Вы непременно должны уверовать в него и помогать ему”. Сказал Он: “Согласны ли вы и принимаете ли на этих условиях то, что Я на вас воз­лагаю?” Они ответили: “Согласны”. Сказал Он: “Засвидетельст­вуйте, и Я буду свидетелем вместе с вами”» Сура «Семейство Имрана», аят 81.

Ибн Джарир ат-Табари сообщает, что ’Али бин Абу Талиб и Абдуллах бин ’Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, гово­рили:

«Кого бы из пророков ни посылал Аллах к людям, Он обя­зательно брал с него завет в том, что если при жизни его к людям будет направлен Мухаммад ﷺ, то он обязательно уверует в него и будет оказывать ему помощь, и ещё Аллах повелевал ему взять завет с членов его общины в том, что если при их жизни к людям будет направлен Мухаммад ﷺ, то они обязательно уверуют в него и будут помогать ему».

Таким образом, Аллах велел людям уверовать во всех по­сланников, о чём, если будет угодно Аллаху, мы поговорим по­дробнее, когда речь пойдёт о четвёртой основе веры.

Условия свидетельства о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Ал­лаха

Для того, чтобы эти великие слова, произнося которые человек объявляет о своём присоединении к ре­лигии Ислама, принесли произносящему их пользу, он должен соблюсти семь необходимых условий. Указания на них имеются в Коране и Сунне, однако речь идёт не о том, чтобы запоминать наизусть соответствующие условия, а о том, чтобы придерживаться их смысла, ибо может слу­читься так, что один человек станет соблюдать все эти усло­вия, хотя и не сможет их перечислить, а другой будет помнить всё, поступая вопреки этому.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.