Горбань В.В., Бурба Л.В., Тегай А.В. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Горбань В.В., Бурба Л.В., Тегай А.В.

2017-09-10 298
Горбань В.В., Бурба Л.В., Тегай А.В. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Горбань В.В., Бурба Л.В., Тегай А.В.

 

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Учебно - методическое пособие для студентов 5 - 6 курсов лечебного факультета.

 

 

Краснодар

УДК 613.94:615.825(075)

ББК 51.204.0

Г 67

Составители:

заведующий кафедрой поликлинической терапии с курсом «ОВП (семейная медицина)» ФПК и ППС ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России,

д.м.н. В.В. Горбань

доцент кафедры поликлинической терапии с курсом «ОВП (семейная медицина)» ФПК и ППС ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России,

к.м.н. Л.В. Бурба

ассистент кафедры поликлинической терапии с курсом «ОВП (семейная медицина)» ФПК и ППС ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России,

к.м.н. А.В. Тегай

Рецензенты:

Заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней

ГБОУ ВПО КубГМУ МЗ России

д. м. н., профессор А.С. Адамчик

 

Заведующий кафедрой терапии №2 ФПК и ППС

ГБОУ ВПОЛ КубГМУ МЗ России

д.м.н., профессор С.Г. Канорский

 

 

Учебно-методическое пособие «Физическая активность и ее роль в формировании здорового образа жизни» предназначено для студентов 5-6 курсов лечебного факультета. Краснодар, КубГМУ, 2015 - 49 с.

 

Учебно-методическое пособие «Физическая активность и ее роль в формировании здорового образа жизни» составлено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело (квалификация «специалист»), утвержденными Приказом Министерства образования и науки РФ от 08.11.2010 г. № 1118. Предназначено для студентов старших курсов лечебного факультета медицинских ВУЗов. Может быть использовано в качестве учебного пособия для клинических интернов и ординаторов, врачей терапевтов и семейных врачей.

 

 

Рекомендовано к изданию ЦМС КубГМУ

Протокол № 4 от 07..12. 2015г.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 4

ВВЕДЕНИЕ.. 5

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.. 6

Занятие №9. 7

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ. 7

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ (ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ): 8

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 8

ВЛИЯНИЕ ФА НА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЧЕЛОВЕКА.. 10

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ - ВРАЧЕБНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (ФАВР) 26

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ... 32

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.. 33

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.. 35

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 38

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Врач – важная ролевая модель для своих пациентов!
Medici cura te ipsum!

Здоровый выбор должен быть легким!

Учебно-методическое пособие «Физическая активность и ее роль в формировании здорового образа жизни» создано для обучения студентов старших курсов лечебного факультета вопросам преодоления гиподинамии, как универсального модифицируемого фактора риска развития хронических неинфекционных заболеваний на догоспитальном этапе.

В пособии изложены основные положения работы врача первичного звена здравоохранения по преодолению низкой физической активности среди населения, методы оценки физической тренированности индивида, методики дозирования интенсивности физической нагрузки, а также основные протоколы проведения консультирования пациентов по вопросам активного образа жизни.

Пособие состоит из введения, перечня основных профессиональных компетенций, которые студент должен приобрести в результате обучения, теоретического раздела, включающего подробную информацию об организации и технологи проведения консультирования по вопросам преодоления низкого уровня физической активности, контрольных вопросов, ситуационных задач

и тестового контроля.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Жизнь есть движение

Аристотель

Низкая физическая активность или ее полное отсутствие считается четвертым из важнейших факторов риска, которые являются причинами смерти в глобальном масштабе (на ее долю приходится 6% от общего числа смертельных случаев в мире). Предыдущие три позиции распределены следующим образом: артериальная гипертензия (13%), табакокурение (9%) и высокий уровень глюкозы в крови (6%). Излишний вес и ожирение становятся причиной смерти в 5% случаев от общего числа смертей в мире. Физическая инертность ассоциирована с такими заболеваниями (ВОЗ, 2009) как ишемическая болезнь сердца (в 30% случаев), сахарный диабет (27%), рак молочной железы и толстой кишки (в 21% - 25% случаев).

Физическая активность – это более широкое понятие, а не только занятия спортом. Спорт является важным компонентом интенсификации физической активности, но чаще всего он поддерживает тех, кто уже достаточно активен. Спортом занимается ограниченный круг людей. Занятия спортом покрывают лишь от 5 до 15% необходимых физических потребностей населения. И это происходит, как правило, путем интенсификации физической активности. Профессиональные спортсмены часто получают различные травмы, связанные с экстремальной физической активностью. Они регулярно тренируют свое тело, подвергая его чрезмерно интенсивным, частым и продолжительным физическим нагрузкам, не давая достаточно времени для восстановления между периодами перенапряжения. Нет необходимости быть профессиональным спортсменом для того, чтобы получать пользу от физической активности, основным источником которой является обычная ежедневная физическая деятельность людей: ходьба, плавание, езда на велосипеде, домашние дела, работа в саду, танцы. Общая польза для здоровья может быть получена от любого уровня физической активности, и она будет пропорциональна интенсивности и длительности занятий.

Основополагающим документом в осуществлении пропаганды физической активности среди населения являются «Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья», разработанные Всемирной организацией здравоохранения (2010 г.) и ориентированные на профилактику хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ).

Углубленное изучение данного аспекта профилактической медицины на додипломном этапе подготовки врача первичного звена здравоохранения регламентировано Федеральным Государственным Образовательным стандартом в рамках программы дисциплины «Поликлиническая терапия» и данное методическое пособие призвано решить ряд задач образовательного процесса на уровне старших курсов медицинских ВУЗов.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АГ – артериальная гипертензия

ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения

ЗБП - зона безопасного пульса

ИБС – ишемическая болезнь сердца

ИФТ - индекса физической тренированности

кДЖ - килоджоули

Ккал - килокалории

КФА - коэффициент физической активности

МЕТ - метаболический эквивалент

МЧСС – максимальная частота сердечных сокращений

СД - сахарный диабет

ФА – физическая активность

ХНИЗ - хронические неинфекционные заболевания

ЧПИТ- Ч астота, П родолжительность, И нтенсивность, Т ип ФА (принципы рекомендаций для занятий физической активностью)

VO2max - максимальное потребление кислорода

VO2peak - пиковое значение потребления кислорода

 

Занятие №9

Тема: «ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ».

Учебное время - 5 часов.

Цель занятия и ее мотивационная характеристика: научить проводить оценку уровня физической активности населения, овладеть методами индивидуализированного консультирования пациентов по рациональному ее использованию.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ

Студент должен знать Студент должен уметь
1. Понятие о физической активности и физической тренированности. 2. Виды физической активности (низкая, умеренная, интенсивная). 3. Объективные методы индивидуальной оценки степени тренированности населения (двухкилометровый тест ходьбы). 4. Принципы индивидуального подбора физических нагрузок, врачебный контроль и самоконтроль. 5. Положительные эффекты физических нагрузок на основные функциональные параметры. 6. О роли гиподинамии как факторе риска развития ХНИЗ: ИБС, АГ, СД, заболеваний бронхолегочной системы, рака толстого кишечника, молочных желез. 7. Методику проведения умеренной физической активности как метода профилактики кардиоваскулярных заболеваний. 8. Возможности пропаганды физической культуры и спорта среди различных групп населения с учетом возрастных особенностей человека, состояния здоровья, уровня физической подготовленности, склонности к тому или иному виду спорта. 9. Основные положения «Глобальных рекомендаций по физической активности для здоровья» (ВОЗ,2010). 1. Провести анкетирование населения по основным консультативным протоколам: «Встать со своего кресла» «Планирование первого шага» «Не терять темп» 2. Оценить полученные анкетные и лабораторные данные. 3. Определить уровень физической активности (низкая, умеренная интенсивная) у обследованного пациента. 4. Провести индивидуальное консультирование и составить рекомендации по умеренной и интенсивной физической активности. 5. Составить индивидуальный протокол оценки интенсивности физической активности по данным двухкилометрового теста ходьбы.  

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ (ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ):

1. Выявлять и проводить мониторинг уровня физической активности как одного из факторов риска развития и прогрессирования хронических неинфекционных заболеваний на основании анамнеза, данных анкетирования, объективного, лабораторного и функциональных методов исследования.

2. Сформулировать индивидуальные рекомендации по режиму физической активности и методике проведения самоконтроля.

 

Виды физических упражнений

Динамические и статические.

В основе динамических упражнений лежит выполнение внешней работы, сопровождающееся изменением длины скелетных мышц (мышцы попеременно переходят то в состояние сокращения, то в состояние расслабления; изотонические сокращения). Выполнение динамических упражнений оказывает положительное действие на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, они значительно укрепляют мышцы тела. Они незаменимы для улучшения функционального состояния суставов и укрепления опорно-двигательного аппарата. Во время ходьбы в работу включены основные мышечные группы, умеренно усиливается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно повышается интенсивность энергетического обмена.

Статические упражнения основаны на развитии максимальных усилий, воздействующих на неподвижный объект или удерживающих дискомфортное положение тела. Внешняя работа при этом не выполняется, длина мышц остается неизмененной. Такие упражнения называют изометрическими, при их выполнении в наибольшей степени стимулируется синтез новых миофибрилл, максимально увеличивается сила каждого волокна при умеренном увеличении объема мышц. Одновременно происходит укрепление мышечного корсета и мышц нижних конечностей, увеличение подвижности и гибкости позвоночника, улучшается кровоснабжение и лимфообращение, стимулируются обменные процессы.

Физическая культура

Это вид культуры, который представляет собой процесс, средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей.

Физкультурное образование - процесс формирования специальных знаний, умений, двигательных навыков, а также развитие физических способностей человека. Его конкретное содержание и направленность определяются как потребностями личности, так и общества в физически подготовленных людях и воплощаются в их самостоятельной и организованной образовательной деятельности. В процессе физического образования идет физическое воспитание.

Физическое воспитание - процесс формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в интересах всестороннего развития личности, формирования положительного отношения к физической культуре, выработка ценностных ориентации, убеждений, вкусов, привычек, наклонностей.

Физическое развитие - процесс изменения форм и функций организма либо под воздействием естественных условий (питания, труда, быта), либо под воздействием целенаправленного использования специальных физических упражнений.

Это также результат воздействия указанных средств и процессов, который можно измерить в данный конкретный момент (размеры тела и его частей, показатели различных двигательных качеств и способностей, функциональные возможности систем организма).

Физическая подготовка - процесс формирования двигательных навыков и развития физических способностей, необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности. У спортсменов может определяться и как вид общей подготовки.

Двигательная реабилитация - вид физической культуры, целенаправленный, комплексный процесс использования физических упражнений для восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий. Может осуществляться с использованием массажа, водных и физиотерапевтических процедур и некоторых других средств.

ВЛИЯНИЕ ФА НА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЧЕЛОВЕКА

Примеры умеренной и интенсивной ФА

Умеренная ФА Интенсивная ФА
Ходьба (домой, на работу, на перерыв на обед) Бег трусцой  
Работа в саду (должна быть регулярной) Занятия аэробикой
Медленная езда на велосипеде по ровной или не очень холмистой местности Быстрая езда на велосипеде или езда на велосипеде по холмистой местности
Парный теннис Одиночный теннис и бадминтон
Катание на коньках или роликах Ходьба на лыжах по ровной местности
Аквааэробика Плавание в быстром темпе
Народные, классические или популярные танцы Прыжки на скакалке  
Подъем по лестнице пешком Баскетбол
Пеший туризм Футбол
Волейбол Хоккей

Рекомендации по выполнению физических упражнений

Рекомендации должны учитывать состояние здоровья пациента в настоящий момент, его образ жизни и желаемые цели при занятиях ФА. Занятия должны включать разминку (разогрев), активный период и период остывания.

Разминка (разогрев): Обычно длится от 5 до 10 минут, может состоять из легких потягиваний, легких гимнастических упражнений или физических упражнений низкой интенсивности (например, ходьбы или небыстрой езды на велосипеде). Это очень важная переходная фаза, позволяющая скелетно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной системе подготовится к физической нагрузке.

Активная фаза: это сердечно-сосудистая или аэробная фаза, длительность ее 20-60 минут.

Период остывания: обычно длится от 5 до 10 минут. Также как и при разминке в этой фазе могут использоваться упражнения низкой интенсивности, такие как ходьба, или потягивания. Этот период важен для предотвращения снижения давления при резком прерывании физической нагрузки.

Планирование занятий пациента должно происходить в форме обсуждения и основываться на следующих принципах: частота, продолжительность, интенсивность, типы физических упражнений.

Основные принципы рекомендаций для занятий физической активностью (ЧПИТ):

· Ч АСТОТА

не менее 3-5 раз в неделю, лучше ежедневно;

· П РОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ 20-60 МИНУТ

- разминка (5-10 минут);

- нагрузка (15-40 минут);

- расслабление (5-10 минут).

· И НТЕНСИВНОСТЬ

- умеренная (от 50 до 70% МЧСС);

- интенсивная (70% МЧСС и более).

· Т ИПЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

- повторяющаяся ритмическая активность, вовлекающая большие группы мышц:

- аэробика,

- силовые упражнения,

- гибкость,

- упражнения на равновесие.

Повышение физической активности рекомендуют начинать с аэробики. Силовые упражнения должны выполняться в дополнение к аэробным упражнениям. Упражнения на равновесие особенно необходимы пожилым людям для предотвращения падений.

Использование силовых упражнений, которые являются интенсивной ФА, помогает укрепить мышцы у большинства пациентов. К ним относятся:

· поднятие тяжестей;

· упражнения с эспандером;

· упражнения, в которых вес тела используется для сопротивления, например, отжимания и подъем корпуса;

· тяжелая работа в саду, например, работа лопатой.

Силовые упражнения исчисляются количеством повторений и подходов. Повторение — это одно выполненное упражнение, например, поднятие тяжести или приседание. Подход — это группа повторений.

Для каждого упражнения рекомендуется выполнять по 2-3 подхода, от 8 до 12 повторений в каждом подходе. Силовые упражнения следует выполнять до тех пор, пока не станет сложно сделать еще одно повторение.

Необходимо удерживать пациентов от начала занятий с непосильных для них видов физических упражнений (слишком интенсивных или несвойственных их образу жизни).

Рекомендации для начинающих заниматься ФА должны включать в себя следующие принципы:

· Начинать медленно и постепенно.

· Наиболее подходящий уровень – умеренная ФА.

· Постепенно наращивать длительность занятий, добавляя несколько минут в день, до тех пор, пока не будет достигнут рекомендуемый уровень ФА.

· Когда рекомендуемый уровень ФА достигнут и становится привычным, необходимо постепенно наращивать длительность занятий или

их интенсивность, или то и другое.

Опросник для оценки риска

1. Говорил ли Вам когда-либо врач, что у Вас имеется заболевание сердца и рекомендовал Вам заниматься физической активностью только под наблюдением врача?
2. Возникали ли у Вас боли в области грудной клетки за последний месяц?
3. Бывает ли у Вас боль в грудной клетке, появляющаяся при физической нагрузке?
4. Имеется ли у Вас склонность к обморокам или падениям при головокружении?
5. Имеются ли у Вас заболевания костей или суставов, которые могут усугубиться при физической активности?
6. Рекомендовал ли Вам когда либо врач лекарства от повышенного кровяного давления или заболевания сердца?
7. Имеются ли у Вас какие-либо причины, основанные на собственном опыте или совете врача, не заниматься физической активностью без врачебного наблюдения?

Примечание: Если у Вас имеется острое заболевание (ОРВИ) или не очень хорошее самочувствие в настоящее время – отложите заполнение опросника.

 

При наличии хотя бы одного положительного ответа врач должен решить вопрос о необходимости дополнительного обследования пациента до того, как дать какие-либо рекомендации.

Занятия умеренной ФА показаны всем пациентам, ответившим отрицательно на все вопросы. Рекомендации заниматься интенсивной ФА без дополнительного обследования могут быть даны практически здоровым лицам.

Отдельные категории пациентов при назначении им интенсивной ФА нуждаются дополнительном медицинском обследовании. Это:

· курящие;

· лица, имеющие сердечно-сосудистые заболевания в настоящее время;

· имеющие два или более из следующих факторов риска развития ИБС:

- повышенное артериальное давление

- повышенный уровень холестерина

- семейный анамнез сердечно-сосудистых заболеваний;

- сахарный диабет;

· мужчины старше 40 лет;

· женщины старше 50 лет;

· ответившие положительно на любой из вопросов при оценке риска.

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ - ВРАЧЕБНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (ФАВР)

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Понятие о физической активности.

2. Понятие о физической тренированности.

3. Дать определение понятия низкой физической активности, привести примеры.

4. Дать определение понятия умеренной физической активности, привести примеры.

5. Дать определение понятия интенсивной физической активности, привести примеры.

6. Перечислить заболевания, для которых низкая физическая активность является фактором риска.

7. Что является основным критерием эффективности физической активности для здоровья человека?

8. Кому необходимо дополнительное медицинское обследование для решения заниматься интенсивной физической активностью?

9. Какова формула определения максимальной частоты сердечных сокращений и как она используется для индивидуализации уровня физической активности?

10. Как рассчитать умеренную физическую активность?

11. Как рассчитать интенсивную физическую активность?

12.Консультативный протокол «Встать со своего кресла» и его интерпретация.

13. Консультативный протокол «Планирование первого шага» и его интерпретация.

14. Консультативный протокол «Не терять темпа» и его интерпретация.

15.«ЧПИТ» - что означает эта аббревиатура в индивидуальном консультировании пациента по вопросам физической активности?

16. Перечислите основные принципы занятий физическими упражнениями.

17. Что такое тест двухкилометровой ходьбы и как он проводится?

18. Методика определения уровня физической тренированности на основе данных теста двухкилометровой ходьбы.

19. Влияет ли уровень физической активности на энергетические затраты организма человека и как? Приведите примеры.

20. Укажите поправочные коэффициенты уровня физической активности при расчете суточной энергетической потребности организма.

21. Какие уровни физической активности эффективны при избыточной массе тела, при ожирении, приведите примеры.

22. В чем заключаются особенности консультирования пациентов пожилого и старческого возраста по вопросам физической активности?

23. В чем заключаются особенности консультирования пациентов с ожирением по вопросам физической активности?

24. В чем заключаются особенности консультирования курящих пациентов по вопросам физической активности?

25. В чем заключаются особенности консультирования пациентов молодого возраста по вопросам физической активности?

26. В чем заключаются особенности консультирования пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями по вопросам физической активности?

27. В чем сущность «Глобальных рекомендаций по физической активности и здоровью» (ВОЗ, 2010)?

28. Рекомендации по уровню физической активности для лиц 18 – 65 лет согласно «Глобальным рекомендациям» ВОЗ.

29. Рекомендации по уровню физической активности для лиц старше 65 лет согласно «Глобальным рекомендациям» ВОЗ.

30. Какая бытовая нагрузка может быть умеренной по интенсивности (приведите примеры)?

31. Какая бытовая нагрузка может быть интенсивной (приведите примеры)?

32. Кто из медицинских работников и почему должен проводить консультирование пациентов по вопросам физической активности?

33. Дать понятие «Коэффициента физической активности».

34. Дать интерпретацию групп физической активности трудоспособного населения.

35. Что такое принцип адекватности физической нагрузки и как он оценивается?

36. Каковы энергетические затраты лиц разных возрастных групп и уровней физической активности?

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача1.

На приеме у врача «Центра здоровья» находится пациентка 48 лет, без жалоб. При обследовании выявлено: Пульс78 ударов в 1 минуту, ритмичный, удовлетворительных характеристик, АД 140/90 мм рт. ст., индекс массы тела 29,8 кг/м2, общий холестерин 5,0 ммоль/л, триглицериды 1,75 ммоль/л, глюкоза крови 5,8 ммоль/л.

Вопросы:

1. Дать оценку данным объективного обследования.

2. Определить группу здоровья.

3.Дать рекомендации по занятиям физической активностью.

Эталон ответа:

1. Артериальная гипертензия 1 степени, избыточная масса тела, гипертриглицеридемия.

2. 11-я группа здоровья.

3. В связи с тем, что у пациентки АГ, необходимо обследование для уточнения причины АГ. В дальнейшем может быть рекомендована интенсивная физическая активность (ЧСС более 75% от МЧСС).

Задача 2.

На приеме у врача центра здоровья женщина 56 лет, врач по профессии.

Вопрос:

1. Рассчитать энерготраты пациентки с учетом пола, возраста и физической активности.

Эталон ответа:

Женщина 56 лет, врач. Необходимо расписать график проведения одного дня.

Сон – 8 часов × 50ккал = 400 ккал

Работа в кабинете - 8 часов × 110ккал = 880ккал

Домашние дела - 4 часа × 100ккал = 400ккал

Отдых (телевизор, чтение книг) – 2 часа × 65ккал = 130 ккал

Медленная ходьба (дорога на работу, магазины) – 2часа × 190ккал = 380 ккал

В сумме 2190ккал, для женщины необходимо отнять из расчета 10%, и это будет = 2000 ккал, учитывая возраст пациентки (после 30 лет, за каждое 10-летие отнимаем по 10%, т.к. энергообмен снижается физиологически) еще 20% за возраст = 2000 – 400 = 1600ккал

Таким образом, энерготраты в сутки равны 1600 ккал.

Задача 3.

На приеме у врача отделения профилактики мужчина 38 лет, весом 73,8 кг, практически здоровый, работающий на заводе слесарем.

Вопрос.

Рассчитать оптимальную калорийность суточного рациона пациента с учетом уровня его физической активности.

Эталон ответа.

Калорийности суточного рациона зависит от пола и возраста пациентов и рассчитывается по следующим формулам:

ЖЕНЩИНЫ

18 – 30 лет:(0,0621 × вес в кг+2,0367) × 240(ккал)

31 – 60 лет (0,0342 × вес в кг+3,5377) × 240(ккал)

> 60 лет: (0,0377 × вес в кг+2,7545) × 240 (ккал)

МУЖЧИНЫ

18 -30 лет: (0,0630 × вес в кг+2,8957) × 240(ккал)

30 - 60 лет: (0,0484 × вес в кг+3,6534) × 240(ккал)

> 60 лет: (0,0491 × вес в кг+2,4587) × 240(ккал)

Полученные результаты умножить на один из коэффициентов:

1,0 – низкая физическая активность;

1,3 – умеренная физическая активность;

1,5 – высокая физическая активность

Учитывая, что наш пациент работает слесарем, а значит ведет достаточно активный образ жизни, калорийность его суточного рациона равна:

(0,0484 × 73,8 +3,6543) × 240 = 1734 ккал

С учетом коэффициента физической активности полученный результат умножаем на 1,5:

1734 ккал × 1,5 = 2601 ккал в сутки.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

№ теста ответ № теста ответ № теста ответ
  а II г   г
  б   д   г
  а   в   д
  а   а   а
  б   б   г
  а   а   в
  б   д   д
  а   д   в
  б   д   а
  в   г   д

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1.

РАСХОД ЭНЕРГИИ НА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

 

Вид деятельности Расход энергии
кДж/мин ккал/мин
Повседневная активность
Сон 3,4—5 0,8—1,2
Отдых лежа 3,8—5,5 0,9-1,3
Отдых сидя 5,9—7,1 1,4—1,7
Отдых стоя 7,1—8 1,7-1,9
Личная гигиена (одевание, умывание и др.) 7,1—10,1 1,7-2,4
Прием пищи 5,9—6,7 1,4—1,6
Прием душа 17,6 4,2
Беседа сидя 6,3—7,6 1,5—1,8
Беседа стоя 7,6—8,4 1,8—2
Ходьба 3 км/ч 12,2—14,7 2,9—3,5
Ходьба 5 км/ч 18,9—23,5 4,5—5,6
Подъем в гору (с уклоном 5°) со скоростью 3 км/ч 18,9 4,5
Подъем по лестнице 35,3—39,1 8,4—9,3
Спуск по лестнице 11,8—16,4 2,8—3,9
Домашняя работа
Шитье ручное или на машине 5,5—6,7 1,3—1,6
Чистка обуви, картофеля 8,8—12,6 2,1—3
Стирка мелких вещей 12,6—17,2 3.0-4,1
Глажение белья 15.1—17,6 3,6—4,2
Застилание постели 16,4—22,7 3,9—5,4
Подметание пола 7.1-8,4 1,7-2
Мытье пола 12,6—20,6 3,0—4,9
Мытье окон 15,5-17,2 3,7-4,1
Мытье посуды 10,1 2,4
Развешивание белья для сушки 18,9 4,5
Замешивание теста 13,9 3,3
Выбивание и чистка ковров 14,7-33,6 3,5—8
Канцелярская работа и умственный труд
Работа регистратора, почтальона 4,6 — 6,3 1,1—1,5
Печатание на машинке 5,9 — 8,8 1,4-2,1
Чтение 6,3 — 7,1 1,5—1,7
Учеба, слушание лекций, самоподготовка 7,1 — 8 1,7-1,9
Работа в лаборатории 6,1 — 10,5 1,7-2,5
Работа в больнице
Врач-хирург 10,5 2,5
Медицинская сестра 9,2 2,2
Лаборант 8,4—9,7 2-2,3
Санитар 15,5 3,7
Активный отдых, физическая культура, спорт
Рисование сидя 6,8—9,2 1,9-2,2
Игра на пианино, скрипке, флейте 9,2—11,3 2,2-2,7
Игры с детьми 14,7—16,8 3,5—4
Танцы 23,1 5,5
Езда на велосипеде со скоростью 8 км/ч 18,9 4,5
- 15 км/ч 21,8—29,4 5,2—7
Верховая езда шагом 12,6—14,3 3,0-3,4
- рысью 33,6—36,1 8,0-8,6
- галопом 45,4 10,8
Бег со скоростью 8 км/ч 39,9 9,5
- 180 м/мин 52,5 12,5
- 320 м/мин 94,1 22,4
Ходьба на лыжах по пересеченной местности 41,6—66,8 9,9—15,9
Катание на коньках 31,5 7,5
Альпинизм 38,2 9,1
Плавание 21,0-58,8 5-1,4
Гребля 17,2-47 4,1-11,2
Баскетбол   11,2
Волейбол 14,7 3,5
Футбол 37,4—55,9 8,9—13,3
Бадминтон 26,9 6,4
Теннис 29,8 7,1
Настольный теннис 20,2 4,8
Гимнастика 10,5—25,2 2,5—6
Упражнения на снарядах 33,2—42,4 7,9—10,1
Трудотерапия больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями
Пробивание дырок, в коже полулежа   1,2
Плетение коврика сидя 5,5 1,3
Резьба по дереву полулежа 6,3 1,5
Вязание (23 петли в 1 мин) 6,3 1,5
Тканье на настольном станке 6,3—7,6 1,5—1,8
Паяние 6,7 1,6
Переплетные работы (легкие) 6,7—8 1,6—1,9
Вырезание узора на коже сидя 7,6 1,8
Тканье на напольном станке 8,4  
Резьба по дереву 8,4—9,2 2—2,2

 

 

Приложение № 2.

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ПРЕПЯТСТВИЯ

ПРЕПЯТСТВИЯ   __ Физическая активность - это тяжелая работа   ___У меня нет времени     ___ Занятия физической активностью не доставляют мне удовольствия ___ Я обычно очень устаю от занятий физической активностью ___У меня нет безопасного места для занятий физической активностью ___Мне не с кем заниматься физической активностью   ___ Нет подходящего места     ___ Я боюсь травм   ___ Очень плохая погода   ___ Заниматься физической активностью скучно   _У меня слишком большая избыточная масса тела   ___ Я слишком стар     КАК ИХ ПРЕОДОЛЕТЬ   Выберите те занятия физической активностью, которые доставляют вам удовольствие и легки для вас. “Нет достижений без боли -это миф” Мы тратим на занятия только около 30 минут. Можете вы обойтись без трех 30-минутных телевизионных передач в неделю? Не занимайтесь “физической активностью”. Начните с того, что вы любите или с какого-либо вида игры, заставляющей вас двигаться.   Скажите себе: ”Эти занятия физической активностью придадут мне больше энергии” Посмотрите, не случится ли этого   Если вокруг вас небезопасно, вы можете ходить пешком на работу, ходить с группой людей или ходить по утрам     Может быть, вы не интересовались. Сосед, член семьи или коллега по работе могут быть желательными партнерами. Или вы можете выбрать такой вид физической активности, который приносит вам удовольствие Выберите такой вид физической активности, которым вы можете заниматься недалеко от вашего дома или работы. Ходите недалеко от дома или занимайтесь аэробикой дома вместе с телевизионной передачей. Ходите очень осторожно, это замечательный вид физической активности для улучшения вашего здоровья Существует много видов занятий физической активностью, которыми вы можете заниматься дома Слушание музыки во время занятий физической активностью займет ваши мысли. Ходьба, езда на велосипеде или бег могут сопровождаться видами интересного пейзажа Вы можете получить пользу от занятий физической активностью, не смотря на ваш вес. Выберите такой вид физической активности, который будет удобен для вас, например, ходьба Никогда не поздно начать. Если вы больны, для вас очень важно обсудить с врачом занятия физической активностью

 

 

Приложение 3.

Заполняется только врачом

Основываясь на вашем состоянии здоровья, ваш врач рекомендует вам для его улучшения выполнять следующее:

____ Вы можете заниматься как умеренными, так и энергичными видами физической активности.

___ Наилучшим образом улучшить свое здоровье вы можете начав программу регулярной ходьбы или других занятий умеренной физической активности. Если вы хотите заниматься такими тяжелыми видами физической активности как бег трусцой, вы должны пройти тест на толерантность к физической нагрузке.

___ Прежде чем вы увеличите свой уровень физической активности, вам необходимо пройти тест на толерантность к физической нагрузке.

Предлагаемая программа (FITT) Частота Ч_____раз в неделю Интенсивность И___умеренная___интенсивная Тип Т______тип физической активности Время В____ минут на занятие в начале Основные факторы риска ССЗ Курение Низкая физическая активность Гипертония Повышенный уровень липидов Низкая физическая активность Положительный семейный анамнез

Я согласен попробовать заниматься физической активностью

по этому плану с_______________ по _________________

________________________ __________________________

Подпись пациента Подпись врача

 

Виды физической активности

Умеренная Ходьба (домой, на работу, на перерыв на обед) Работа в саду (должна быть регулярной) Медленная езда на велосипеде Народные, классические или популярные танцы Катание на коньках или роликах Парный теннис Подъем по лестнице пешком Интенс

Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.129 с.