Модуль 2. 1 структуры обработки возможностей — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Модуль 2. 1 структуры обработки возможностей

2017-08-23 170
Модуль 2. 1 структуры обработки возможностей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С цепью помочь дезориентированным людям найти себя в жизни используется совокупность теорети­ческих положений, центральным из которых явля­ется концепция структур обработки возможностей (possibility processing structure, PPS). Эта концепция основывается на следующих основных допущениях:

1. Любое общество, в особенности столь сложное по своей структуре, как то, в котором мы живем, может успешно функционировать лишь в том случае, если составляющие его индивиды тем или иным способом содействуют его процветанию. Каждый человек должен занимать особое
место в социальной структуре общества или ис­полнять определенную социальную роль.

2. Для любого индивида существуют многочислен­ные варианты развития в пределах заданной структуры возможностей, характерной для каж­дого конкретного общества.

3. Время, которым располагает любой отдельный индивид, строго ограничено, поэтому каждый человек может реализовать лишь небольшую часть имеющихся у него возможностей одновременно или последовательно. Для того чтобы эта часть возможностей была успешно реализо­вана индивидом, все остальные имеющиеся возможности должны не приниматься им во внимание.

4. Каждый человек в процессе своего развития постоянно адаптируется к определенным социальным условиям. При этом он либо сам осуще­ствляет выбор среди возможностей, наличие которых осознает, либо должен отвергать или принимать варианты, выбранные за него други­ми людьми.

Если бы в каждой новой ситуации, с которой стал­кивается человек, перед ним стояла необходимость анализировать все имеющиеся возможности, то процесс принятия решения был бы чрезвычайно затруднен. Для упрощения выбора каждый человек естественным образом создает на базе своего жизненного опыта специфические ментальные струк­туры. Когнитивные психологи, изучая восприятие, память и интеллект, собрали доказательства су­ществования у человека структур, отвечающих за процессы обработки информации. Эти структуры рассматриваются как аналоги компьютерных про­грамм, контролирующих процесс обработки инфор­мации вычислительными машинами. Эти менталь­ные структуры обеспечивают системе возможность автоматически осуществлять необходимые изме­нения, всегда остающиеся недоступными прямому наблюдению, так что мы можем судить о них лишь по произведенным ими эффектам. Тайлер (Tyler, 1978] использует термин структуры обработки возможностей [possibility processing structure) для описания ментальных структур, определяющих ин­дивидуальный выбор тех или иных видов деятель­ности или жизненного пути. Терминология, разрабо­танная в рамках этой теории, часто используется психологами для описания различных независимых друг от друга предметов психологического исследо­вания, таких как паттерны интересов, нравствен­ные нормы, жизненные ценности, мировоззре­ние, самооценки, жизненные цели, индивидуаль­ные склонности и образ жизни. Все эти сферы человеческой жизнедеятельности функциониру­ют в качестве структур, контролирующих выбор тех или иных возможностей. В процессе разви­тия индивид формирует целый ряд структур, управ­ляющих выбором возможностей. Понимание сущно­сти структур, управляющих выбором возможностей, благодаря синтезу принципов, базирующихся на исследованиях процессов обработки информации, когнитивных стилей, стадий индивидуального раз­вития и психологическом обследовании личности, должно способствовать установлению более тес­ной связи между теорией и практикой в сфере пси­хологического консультирования и психотерапии. Более детальное обсуждение изложенных здесь взглядов и связанных с ними исследований можно найти в книге Тайлер «Индивидуальность» (Tyler, Individuality, 1978).

Источник: На основе материалов Sundberg. Taplin S. Tyler, 1Э83, p. 302.

_____________________________________________________________

Если у молодой девушки в результате автомобильной катастрофы остается парализован­ной нижняя часть тела, она лишается многих воз­можностей, которые могли бы быть реализованы в ее жизни. И наконец, наши собственные поступки лишают нас многих возможностей в будущем. Став членом молодежной группировки, занимающейся каким-либо видом преступной деятельности, подросток попадает в тюрьму, и это обстоятельство не дает ему возможности после выхода из тюрьмы устроиться на хорошую и высокооплачиваемую работу. Многие ситуации требуют от нас выбора той или иной ли­нии поведения, и мы не всегда способны предвидеть далеко идущие последствия наших поступков. И все же, несмотря на все эти ограничивающие факторы, за нами остается возможность сознатель­ного выбора и мы способны в гораздо большей сте­пени оказывать влияние на свое будущее, чем нам это может показаться. Данное соображение имеет огромную важность для клинической и консульта­ционной работы. По мере взросления мы формируем различного рода когнитивные структуры, способные автомати­чески производить сортировку возможностей. Каждому из нас присущи сугубо специфические жизнен­ные ценности, интересы, стратегии поведения, спо­собности к предвидению и риску, а также стили мышления и поведения, выполняющие роль фильт­ров, пропускающих лишь ограниченный объем по­тенциально доступной нам информации. Поскольку человеческий организм является сложной системой, непрерывно обрабатывающей и усваивающей новую информацию, у нас формируется ряд альтернатив­ных когнитивных структур, т. е. различных способов мышления, которые могут быть использованы при рассмотрении одной и той же ситуации. Именно по­этому процесс сортировки и фильтрации доступной нам информации никогда не бывает полностью ав­томатическим. Мы можем научиться развивать, осознавать и ис­пользовать альтернативные «способы видения мира» и таким образом научиться видеть больше возмож­ностей, чем нам кажется на первый взгляд. Что ка­сается случая с Марлен, то беседы с психологом, воз­можно, позволят ей осознать наличие в ее сознании нескольких альтернативных структур, посредством которых она воспринимает себя и окружающий мир. Она сможет проанализировать свою позицию по от­ношению к собственной семье, надежды, которые она возлагает на свою карьеру, те жизненные ценно­сти, которые она связывает с сексом, любовью и за­мужеством. Осознание этих когнитивных структур собственной личности, вероятно, поможет ей ре­шить, какие из альтернативных планов на будущее, намеченных в общих чертах в беседах с психологом, являются для нее наиболее реалистичными. Альтер­нативные возможности присутствуют всегда, нужно только уметь их найти. На каждом этапе нашего жизненного пути у нас всегда имеется некоторая свобода выбора направления нашей дальнейшей жизни. Занимаясь исследованиями творческих способно­стей, психологи уделяли значительное внимание изучению дивергентного мышления (divergent thinking). В противоположность типу мышления, которое тре­буется от испытуемого при выполнении тестов на интеллект (т. е. мышления, целью которого являет­ся достижение единственно правильного ответа), дивергентное мышление направлено на получение как можно большего числа возможных ответов на поставленную задачу. Один из широко применяе­мых исследователями приемов состоит в том, что испытуемого просят придумать как можно больше способов использования какого-нибудь обычного предмета, например кирпича, газеты или консервной банки. (Примеры кросс-культурных исследований в этой области см. в работе Bates, Sundberg & Tyler, 1970.) Успешному выполнению подобных заданий препятствует наложение самим индивидом чрезмер­ных ограничений на свое мышление. Так, индивиды, которые приводят лишь крайне скупой список воз­можных способов использования консервной банки, полагают, что ее можно применять только в качестве емкости для хранения. Но ведь консервную банку можно разрезать, расплющить, придать ей форму шара, раскрасить, проделать в ней отверстия; на ум может прийти также множество других вариантов. Людей можно обучить более успешному прохожде­нию тестов на оценку креативных способностей, благодаря выявлению и устранению представле­ний, ограничивающих их видение. Именно такой дивергентный способ мышления требуется для бо­лее адекватного рассмотрения возможностей, предо­ставляемых нам жизнью. В повседневной жизни выбор может потребовать принятия решения под давлением обстоятельств или в состоянии сильного эмоционального возбуждения. Отличаются ли решения, которые мы принимаем находясь во власти сильных эмоций и влечений, от решений, принимаемых нами в спокойном состоя­нии? Ответ представляется очевидным. Эмоции, со­провождающие интенсивные висцеральные ощуще­ния, такие как боль, голод, сексуальное возбуждение, страх и гнев, оказывают значительное влияние на наши решения, принимаемые в момент пережива­ния этих эмоций. Ловенстейн (Loewenstein, 1996, Loewenstein and Frederick, 1999) показал, что харак­тер принимаемых нами решений зависит от того, в спокойном или в возбужденном состоянии они были приняты. Люди не способны точно предсказывать, как они будут себя вести, находясь под влиянием стресса. Так, например, наркоманы, лишенные воз­можности принимать наркотики, способны совер­шать поступки, которые они сочли бы крайне нера­зумными, находясь в спокойном состоянии; сексу­ально возбужденные подростки редко используют презервативы или другие средства защиты от СПИДа и прочих инфекций, передающихся поло­вым путем. На протяжении своей жизни люди посто­янно сталкиваются с проблемой выбора возможно­стей. Учет возможных долгосрочных последствий принимаемых решений может оказать существен­ную помощь пациенту, проходящему психотера­пию, однако как клиент, так и психотерапевт должны принимать во внимание возможность возникновения ситуаций, требующих принятия безотлагательных решений, а не только хладнокровного обдумывания своих действий. Нередко моделирование стрессовых ситуаций в процессе психотерапии оказывается очень полезным. Необходимо также помнить о воз­можности возникновения ситуаций, в которых чело­веку кажется, будто у него вообще нет никакого вы­бора. Это может произойти под влиянием сильного стресса или при определенных патологических со­стояниях психики. Например, 15-летний Кип Кин­кель, застреливший своих родителей и нескольких одноклассников в мае 1988 г., чувствовал, что поте­рял над собой контроль (по сообщению программы Frontline, Государственная служба радиовещания, 26 мая, 2000). Охваченный рыданиями Кип, добровольно при­знаваясь в содеянном полицейскому, неустанно по­вторял: «У меня не было выбора». Он твердо верил, что должен исполнить то, о чем твердили голоса, которые он слышал во время своих галлюцинаций. В процессе клинической работы психологи кон­струируют явные и неявные допущения, составляю­щие общий теоретический каркас для возможного использования различных концепции и методов, входящих в арсенал клинической психологии. Пси­хология в целом сумела лишь частично усвоить концепции общей теории систем и достигла еще меньшего прогресса в понимании того, что человек всегда стоит перед проблемой выбора различных возможностей. Поскольку человек одновременно включен во множество систем, его поведение не определяется влиянием только какой-либо одной из них. Благодаря тому, что мы обладаем интеллекту­альными способностями, позволяющими нам осо­знавать альтернативные возможности, проявлять предусмотрительность, выбирать и планировать, мы имеем возможность не зависеть исключительно от конкретных обстоятельств. Вся сфера деятельности клинической психологии пронизана идеей выбора — выбора теорий и концепций, помогающих понять проблемы пациентов, выбора системного уровня для осуществления терапевтического вмешательства, выбора наиболее адекватного психотерапевтическо­го метода, выбора, касающегося видоизменения, продолжения или прекращения использования того или иного метода психотерапии, посредством кото­рого оказывается помощь пациенту. Предположение о том, что альтернативные возможности всегда существуют как для нас, так и для тех людей, которым мы пытаемся помочь, является очень важным теоретическим допущением в клинической психологии. Янг (Young, 1978), подводя итоги своей многолетней научной деятельности, посвященной иссле­дованию мозга, подчеркивает, что возможность вы­бора — один из наиболее фундаментальных аспек­тов жизни на всех уровнях, начиная с отдельной клетки и заканчивая высокоразвитыми организма­ми: «Жизнь зависит от выбора альтернативных вариантов. Все живые существа должны выбирать. Люди имеют гораздо больше возможностей для выбора по сравнению с другими живыми существами, и это является одновременно и тяжкой ношей, и великой привилегией человека» (р. 20). Тот факт, что выбор является одновременно и тяжелой ношей и нашей привилегией, заставляет психологов затраги­вать проблемы, касающиеся личных жизненных ценностей, интересов и мотивов человеческих по­ступков, а также нравственных и этических норм современного общества. Проблема выбора имеет важ­ное значение не только для пациентов, но и для са­мих клинических психологов.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.