Системы — биологическая, психологическая, социополитическая — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Системы — биологическая, психологическая, социополитическая

2017-08-23 210
Системы — биологическая, психологическая, социополитическая 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

За миллионы лет у наших человеческих и дочеловеческих предков сформировалось тело, сознание и система отношений социального сотрудничества, позволившие им выживать в самых различных усло­виях. Поначалу, еще до появления земледелия и оседлого образа жизни, наши далекие предки, объе­диненные в небольшие группы, кочевали в поисках пищи и крова. Только в последние 10 000 лет люди начали заниматься сельским хозяйством и сумели приручить диких животных, сделав их домашними. Бурное развитие промышленности в течение послед­них нескольких сотен лет позволило обеспечивать всем необходимым многомиллионное население больших городов, существование которых зиждется на сложной системе производства продукции, транс­портировки и хозяйственного обмена. И лишь в по­следние несколько десятилетий появилась возмож­ность быстрой передачи информации с помощью компьютеров и других средств массовой коммуника­ции, что позволило поддерживать стабильный уро­вень жизни населения. Разумно предположить, что основные телесные функции организма, лежащие в основе определенных эмоциональных состояний и стилей мышления, которые обеспечивали выживание наших предков на протяжении многих тысяч лет, были закреплены в генетической системе, унаследо­ванной современными жителями нашей планеты.

Одним из теоретических подходов, дающих воз­можность широкого охвата многих элементов биопсихосоциополитической комплексной человеческой природы, является общая теория систем. Эта теория, впервые предложенная Берталанффи (Bertalanffy)

В 1940 г., была усовершенствована самим ее основа­телем в 1968 г. (Bertalanffy, 1968) и Ласло в 1972 г. (Laszlo, 1972). Наиболее полно теория систем была сформулирована Миллером (J- G. Miller, 1978). Бронфенбреннер (Bronfenbrenner, 1979) также вы­сказывает сходную социополитическую точку зрения в своем исследовании микро- и макросистем, формируемых в процессе человеческого развития. Сущность системного мышления заключается в том, что изучению подвергается совокупность взаимодействующих элементов, а не отдельные объекты или причинно-следственные отношения. Ключевым сло-»о.м является взаимосвязь (relationship). Каждый элемент любой системы связан со всеми остальными ее элементами, и характер этих взаимосвязей отлича­ется от характера взаимосвязей, которые устанавли­ваются между системой и внешним миром. Измене­ния, затрагивающие отдельную часть системы, изме­няют всю структуру этих взаимосвязей. Например, когда женщина, страдающая неврозом, проходит tvpc психотерапии, ее семья, рассматриваемая как система, может претерпеть изменения как в худшую, так и в лучшую сторону. Все системы имеют свои границы (boundaries), определяющие область, внут­ри которой осуществляются внутрисистемные взаи­мосвязи. Любая клетка является живой системой. Соответственно, живой системой является любой человек, любая семья или любая нация.

Системы организованы в иерархии (hierarchies), или уровни, как показано на рис. 2.1. Отдельные клетки образуют внутренние органы, органы — це­лые организмы (например человек, животное и т. д.), индивидуальные организмы образуют семьи или группы. Такие теоретики, как Джеймс Миллер, по­лагают, что организующие принципы любых систем - одинаковы для всех уровней. Является ли это утвер­ждение верным во всех отношениях? Вероятнее все­го нет, но, несомненно, существуют некоторые харак­теристики, являющиеся общими для всех систем, начиная с мельчайших одноклеточных организмов и оканчивая самыми крупными организациями. Си­стемы высшего уровня производят отбор среди продуктов, которые они получают от своих подсистем, интегрируя их в свою собственную организацию и отвергая остальные как ненужные. Адаптация к ус­ловиям окружающей среды, главная движущая сила эволюции, осуществляется именно благодаря этому процессу. Саймону (Simon, 1981) удалось объяснить, каким образом иерархическая организация систем сделала процесс эволюции возможным. Промежу­точные устойчивые формы выступают в роли подси­стем, которые затем интегрируются в более сложные организационные формы.

Теория систем внесла значительный вклад в мыш­ление клинических психологов, позволив им осо­знать, что изменение каких-либо составляющих си­стемы или взаимоотношений между ними приводит к изменениям характера функционирования всей системы в целом. Это положение справедливо как для каждой отдельной подсистемы, изображенной на рис. 2.1, так и для более крупной системы, по от­ношению к которой данная подсистема является составной частью Изменения, происходящие на более высоких уровнях, оказывают влияние на функцио­нирование всех подсистем, а изменения на более низких уровнях вызывают изменения в функциони­ровании систем более высокого порядка. К приме­ру, если в результате болезни один ребенок в семье становится инвалидом, то это событие приводит к изменениям в структуре и функционировании всей семьи в целом. Болезнетворные бактерии и вирусы изменяли ход развития целых наций, унося жизни огромного количества людей, составляющих эти на­циональные системы. Экологические катастрофы оказали существенное влияние на человеческую ис­торию.

Миллер (1978) подробно анализирует отличи­тельные признаки живых систем. Во-первых, все живые существа являются открытыми системами, через которые протекает постоянный поток мате­рии, энергии и информации. Живые системы осуще­ствляют ввод (input) (всего, что проникает внутрь системы) и вывод (output) (всего, что выходит из си­стемы после ввода). Концепция ввода-вывода напо­минает знакомую психологам концепцию стимула-реакции, однако она охватывает значительно более широкий круг феноменов. Системы также являют­ся саморегулирующимися образованиями и имеют тенденцию сохранять устойчивое состояние, или динамическое равновесие. Концепция гомеостаза (homeostasis). которую психологи изучали на протя­жении многих лет, является примером этого свойства систем (сюда же можно отнести сложные согласо­ванные реакции желез внутренней секреции и нерв­ной системы). Системы, входящие в состав челове­ческого организма, поддерживают постоянную тем­пературу тела даже при очень жаркой или холодной температуре внешней среды, что может рассматри­ваться как пример гомеостаза. Концепция устойчи­вого состояния имеет еще более широкую сферу применения и охватывает даже те процессы, посред­ством которых скорость роста организма, запрограм­мированная в индивидуальном генетическом коде, сохраняется постоянной при меняющихся внешних условиях на протяжении всех стадий его развития.

Каким образом гомеостаз обеспечивает устойчи­вое состояние организма, в то же время делая воз­можным его изменение? Одной из наиболее все­объемлющих концепций в теории систем являет­ся концепция обратной связи (feedback theory), представляющая собою основу всех процессов, по отношению к которым инженеры и специалисты по вычислительной технике использовали термин ки­бернетические (cybernetic), т. е. самоуправляющиеся, системы. Информация, поступающая из системы по каналам вывода, постоянно возвращается в каналы ввода информации, управляя функционированием всей системы. Отрицательная обратная связь (ne­gative feedback) является существенным условием поддержания устойчивых состояний систем, нейтра­лизуя или компенсируя воздействие ряда непрерыв­но протекающих процессов. Так, избыточное поступ­ление сахара в кровь вызывает компенсаторный вы­брос инсулина, а острое ощущение тревоги побуждает к удалению от ее источника

 

 

 

 

Положительная обрат­ная связь (positive feedback) служит противополож­ной цели, увеличивая, а не уменьшая отклонения от устойчивых состояний, и вызывая тем самым изме­нения, которые могут иметь либо положительные, либо отрицательные последствия. Живые системы находятся в состоянии непрерывного изменения, и именно эта отличительная их черта дает надежду на успех психотерапии и других форм вмешательства, поскольку в основе любого психологического вме­шательства, несомненно, лежит способность системы к изменению.

Принятие системного подхода в психологии озна­чает отказ от представления о том, что единственная отдельно взятая причина порождает единичное след­ствие. Вопрос всегда должен ставиться следующим образом: как изменение одного компонента системы повлияет на функционирование всей системы в це­лом? Например, пациенты, страдающие тяжелыми психическими расстройствами и долгое время содер­жавшиеся в психиатрической клинике, смогут жить дома, если самостоятельно овладеют базовыми навы­ками жизнеобеспечения, такими как принятие пищи, использование туалета и умывание, что позволит им проживать в пансионе или в домашних условиях. Такая возможность может значительно изменить не только жизнь самих этих индивидов, но и окружаю­щих их людей. Семьи таких пациентов, некогда удру­ченные перспективой вынужденной госпитализации и длительного пребывания своих родных в лечебных учреждениях, теперь смогут оказывать им значи­тельно более активную поддержку. Пациенты же смогут сформировать положительную самооцен­ку, необходимую для успешной адаптации к жиз­ни в обществе.

Кроме того, каждая система, начиная с крошеч­ных одноклеточных организмов и заканчивая круп­нейшими общественными организациями, состоит из отдельных подсистем, выполняющих специализи­рованные функции. Наиболее важной из них явля­ется подсистема, ответственная за принятие реше­ний, получающая информацию от всех других под­систем и использующая ее для выработки ответной реакции всей системы в целом.

Другим существенным компонентом любой сис­темы является память (memory), обеспечивающая сохранение информации на протяжении коротких или длительных промежутков времени. Любая си­стема должна также находить способы сохранять как свои границы, так и свои взаимосвязи с внеш­ней средой. Хотя общая теория систем слишком сложна для того, чтобы излагать ее здесь подробно, мы можем отметить, что характер функций, выпол­няемых гуманитарными подсистемами, вынуждает психологов искать ответы на следующие вопросы: каким образом индивид или семья принимают ре­шения? насколько адекватными являются способы хранения информации или память крупных органи­заций, в каком состоянии содержатся их архивы, уделяется ли должное внимание опыту сотрудни­ков, проработавших в такой организации уже мно­го лет? обладает ли личность или организация возможностями для сохранения своей целостности, отвергая требования, идущие вразрез с ее целями? насколько позволяют индивиду поддерживаемые им информационные каналы предпринять крити­ческую оценку возможных путей преодоления сво­их проблем или принять решение о необходимости обратиться за социальной или эмоциональной под­держкой к окружающим?

Одним из наиболее важных решений, которое должен принять клинический психолог в процессе работы с пациентом, является ответ на вопрос: какая именно система нуждается во внесении изменений? Искалеченная рука и залитое кровью лицо челове­ка, находящегося в пункте скорой помощи местной больницы, не оставляют сомнений относительно того, какая система выступает в качестве объекта для безотлагательного вмешательства. Совершенно оче­видно, что травмированные органы требуют немед­ленной хирургической операции, или, говоря язы­ком теории систем, вмешательства на биологическом системном уровне. Однако когда речь идет о нали­чии каких-либо психологических проблем, перед психологом стоят более сложные задачи. На заре психотерапии считалось, что система отдельного индивида или личности является именно той систе­мой, которая требует вмешательства при помощи того или иного метода психотерапии. Однако по­степенно психологи пришли к пониманию того, что в проблемах индивида участвуют самые различные системы. Тогда они стали выбирать какую-то одну систему для осуществления вмешательства или, ина­че говоря, использовать медикаментозный, психоте­рапевтический либо семейный подход при оказании помощи пациенту. В последнее время все большее число клинических психологов приходят к выводу о том, что следует учитывать взаимозависимость в функционировании различных систем и очень час­то возникает необходимость работать с нескольки­ми системами одновременно. Вместо того чтобы за­давать вопрос: «Какую систему выбрать в качестве объекта для психологического вмешательства?», лучше сформулировать вопрос следующим образом: «Какое влияние оказывает каждая из систем на жизнь этого человека?» В качестве примера рассмот­рим следующий случай. 39-летний Джон уже много лет получает психиатрическую помощь. Терапевти­ческий подход, применяемый при его лечении, мо­жет служить примером одновременного воздействия на целый ряд различных систем:

Биологическая система: Соль лития — лекарство, кото­рое принимает Джон, — требует постоянного контроля дозировки. Индивиды отличаются по степени усвоения солей лития в плазме крови и по скорости их выведе­ния из организма, поэтому необходимо постоянно кон­тролировать концентрацию препарата в плазме крови. Личностная система: Джон нуждается в психотерапии с целью совершенствования своих социальных навы­ков, а также в том, чтобы проявления его сексуальнос­ти приобрели более приемлемый характер и не нано­сили вреда другим людям.

Семейная система: Работа, проводимая с семьей Джо­на, может ослабить негативное отношение родителей к тому, что их сын привыкает к жизни в пансионе. Ког­да Джон жил вместе с родителями, они сильно пережи­вали из-за того, что после их смерти за ним будет неко­му ухаживать, но теперь они никак не могут смириться с его отсутствием.

Организационная система: В банке, где Джон работал в бригаде уборщиков помещений, от сотрудников низ­шего звена постоянно требовали выполнения дополни­тельных обязанностей и часто изменяли установлен­ный график работы. От сотрудников банка требовалось осуществлять постоянное согласование и поддерживать контакт с администрацией банка, чтобы перед бригадой уборщиков ставились задачи, с которыми они были в состоянии справиться.

Общественная система: Сотрудник службы социаль­ной помощи, Сэнди Наттинг, регулярно навещал Джо­на с целью удостовериться в том, что Джон осознает воз­можности выбора, которые ему предоставляет жизнь в обществе. Джон особенно любит посещать концерты, проводящиеся в парке под открытым небом, но нужда­ется в помощи, чтобы прийти туда в назначенный для проведения концерта день.

Здесь нам следует сделать одно предостережение. Возможности оказания помощи пациенту или кли­енту имеют свои ограничения. К примеру, бывают ситуации, когда может не хватать обслуживающего персонала в психиатрической клинике или финан­совых средств, выплачиваемых по страховому поли­су, или же семьи пациентов могут не считать нуж­ным оказывать необходимую поддержку своим нуж­дающимся в специальном уходе родственникам.

Поэтому при принятии решения клинический психолог должен принимать во внимание ограниче­ния, накладываемые фактической ситуацией.

Стресс и копинг (преодоление стресса)

С теорией систем тесно связаны имеющие важное для клинической психологии значение понятия стресса и преодоления стресса, которые указывают на взаимосвязь между внутренними физиологиче­скими процессами и условиями внешней окружаю­щей среды. Оба термина имеют отношение к нару­шению гомеостаза или динамического равновесия системы. Стресс представляет собой требования, превышающие возможности системы, что влечет за собой напряжение, тревогу, потребность в дополни­тельной энергии, физиологическом и психологи­ческом усилии, а копинг — это те способы, при по­мощи которых система пытается справиться с эти­ми требованиями, а также способы преодоления стресса.

Внешние раздражители, вызывающие стресс или чрезмерное напряжение систем, вне зависимости от того, имеют ли они физическую, психологическую или социальную природу, часто называют стрессо­рами (stressors). Как животные, так и люди на про­тяжении всей своей эволюции нуждались в выработ­ке мгновенных и энергичных реакций в случае опасности. На опасность человек реагирует либо

бегством от ее источника, либо попыткой с этой опасностью справиться; такой способ реагирования получил название «агрессии или бегства» («бей или беги»). Например, если женщина, управляющая ав­томобилем, видит перед собой внезапно появившу­юся на дороге машину, она нажимает на педаль тормоза и поворачивает руль, пытаясь избежать столкновения; при этом она, как правило, громко вскрикивает. В тот же самый момент многие физио­логические функции ее организма претерпевают мгновенные изменения: сердце начинает биться бы­стрее, в кровь выделяется дополнительное количе­ство адреналина, происходят изменения в пищева­рительной системе. Если даже ей удается избежать столкновения, она испытывает сильное волнение и, для того чтобы успокоиться, может заговорить с пассажиром, находящимся в ее машине, или включить автомобильный радиоприемник. Способы преодоления стресса носят название копинга. Переживание стресса представляет собой общераспространенное явление в современном американском обществе. Так, например, исследование с участием 8000 чело­век, среди которых были ученики средней школы и молодые люди в возрасте до 20 лет, проведенное в Мичигане, показало, что почти 2/3 опрощенных со­общали о том, что переживают стресс по меньшей мере раз в неделю. Каждый третий из опрошен­ных учеников средней школы сообщил, что испы­тывает стресс ежедневно (по данным агентства Рей­тер от 30.10.99 [www.psychwatch.com]). Степень под­верженности стрессу неодинакова в индустриально развитых странах мира. Японские дети в меньшей мере подвержены стрессу, несмотря на напряженную учебную программу в общеобразовательных школах. Макгарви (McGarvey, 1999) указал на возможную взаимосвязь между модернизацией общества и фи­зиологическим стрессом. К примеру, у коренных жителей островов Самоа*,- испытавших на своем собственном опыте «несовместимость различных стилей жизни», наблюдалось повышенное кровяное давление в результате попыток достичь более вы­сокого жизненного статуса путем приобретения большего количества европейских товаров. Доступ­ность алкоголя и наркотиков, ввозимых из европейс­ких стран, также вызывала изменения в образе жиз­ни коренного населения, приводившие к стрессу. Таким образом, изменения на всех системных уров­нях могут быть вызваны изменением условий жиз­ни.

В одной из первых и наиболее значительных ра­бот Ганса Селье «Жизненный стресс» (Selye, The Stress of Life, 1956) высказывается предположение о существовании общего адаптационного синдрома — реакции организма на стресс, протекающей в не­сколько стадий. Сначала возникает реакция трево­ги, и немедленно вслед за этим организм отвечает на возникшую опасность по принципу «бей или беги». Если, действуя таким образом, организм не справля­ется с опасностью в течение непродолжительного промежутка времени, его силы истощаются. Однако если напряжение слишком велико и продолжается

слишком долго, это может привести к необратимым физиологическим изменениям в организме и даже к его гибели. Одним из интересных направлений ис­следований в области здравоохранения является изучение связи между стрессом и иммунной систе­мой, предохраняющей организм от различных забо­леваний. Многие стрессоры имеют социальную или психологическую природу. Попросите нескольких людей перечислить стрессоры, воздействию которых они подвергаются в повседневной жизни, и вы по­лучите самые разнообразные ответы, например: вы­пускные экзамены, разрыв любовных отношений, беременность, несчастные случаи, усталость от тяже­лой работы. Восприятие возможных источников опасности носит строго индивидуальный характер. Фактор, являющийся сильным стрессором для одно­го человека, может восприниматься как пустяк дру­гим. Существует также положительный стресс, на­званный Селье эвстрессом (eustress), который игра­ет роль стимулирующего фактора, позволяющего приобретать навыки разрешения жизненных про­блем и содействующего развитию личности. Извест­ное выражение «через тернии к звездам» выражает именно эту идею.

Одна из важных задач, стоящих перед родителя­ми, заключается в том, чтобы обеспечить ребенку достаточную нагрузку, способствующую развитию полезных навыков; но в то же время эта нагрузка не должна быть чрезмерной, превратившись в постоян­ный источник стресса.

Модель диатеза-стресса (Diathesis-Stress Model). Суть этой концепции заключается в том, что отдельные индивиды имеют врожденную или физи­ческую предрасположенность к развитию тех или иных отклонений, однако фактически это происхо­дит только в том случае, если человек подвергается воздействию сильного и продолжительного стресса, с которым он не в состоянии справиться. Психологи довольно часто используют эту концепцию для обо­снования более общей биопсихосоциальной теории, заявляя, что предрасположенность к различным от­клонениям может быть обусловлена не только гене­тически и биологически, но и являться следствием ранних психологических и социальных пережива­ний. Например, можно предположить, что у ребен­ка, здорового от рождения, но лишенного достаточ­но тесного контакта с родителями или воспитателя­ми, проявляющими лишь формальную заботу о нем, по мере взросления может развиться предрасполо­женность к застенчивости или не будет навыков, необходимых для взаимодействия с другими людь­ми. В значительной степени теория травмы {trauma theory) основывается на представлении о том, что сильный эмоциональный шок, пережитый в раннем детстве в результате жестокого обращения, изнаси­лования, инцеста, несчастного случая или войны, на­кладывает отпечаток, оказывающий влияние на всю последующую жизнь индивида.

Преодоление стресса (копинг). Под термином копит понимаются когнитивные и поведенческие попытки индивида адаптироваться к изменениям жизненных ситуаций, в особенности тех, которые вызывают стресс. Копинг можно связать с предло­женной Фрейдом концепцией защитных механизмов (defense mechanisms). На это указывают Сомерфельд и Маккрей (Somerfeld and McCrae, 2000) в своем обзоре наиболее объемных научных трудов, посвя­щенных проблеме стресса. Защитные механизмы представляют собой бессознательные процессы, ис­пользуемые людьми в попытке справиться с нерв­ным напряжением и тревогой; к их числу относятся вытеснение (мотивированное забывание) и перенос (выражение своего гнева по отношению к человеку, не являющемуся источником отрицательных эмо­ций: например, разгневанный ребенок наносит удар брату или сестре вместо одного из своих родителей). Выяснилось, что эти бессознательные защитные ме­ханизмы крайне трудно поддаются изучению по­средством эмпирических методов. Однако развитие когнитивной психологии в конце XX столетия при­вело к разработке надежных методов оценки уровня адаптации и связи сознательных реакций человека с интрапсихическими процессами. Термин копинг начал применяться для исследования сознательных методов, используемых людьми в процессе адапта­ции к стрессу. Методы копинга варьируют от край­не неадекватных до высокоэффективных — начиная с отрицания самого существования проблемы или проекции своей проблемы на других людей и закан­чивая попытками рационального решения проблемы или сублимации (удовлетворения влечения в соци­ально приемлемой форме, такой как разрядка агрес­сивности с помощью игры в теннис или футбол). Нередко подчеркивается важное отличие проблем­но-ориентированного копинга от копинга эмоцио­нального, хотя оба подхода имеют непосредственное отношение к психологическому вмешательству. Крупный теоретик и исследователь Ричард Лазарус (Lazarus, 2000), много лет занимавшийся изучением проблем стресса, в своем обзоре, посвященном со­временным научным представлениям о стрессе и методам копинга, высказывает оптимизм в отноше­нии перспектив дальнейшего изучения этой темы, несмотря на неудачи многих ее исследователей. Он настоятельно доказывает необходимость проведения большего числа наблюдений за повседневной жиз­нью индивидов с целью выявления поддерживаемых ими взаимосвязей с окружающей средой. Он также призывает к проведению большего количества дол­госрочных исследований, связанных с психологией индивидуального развития, и указывает на то, что следует уделять больше внимания изучению пози­тивных методов копинга.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.