Сферы высшей нервной деятельности — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Сферы высшей нервной деятельности

2017-09-10 703
Сферы высшей нервной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Память - это совокупность процессов, обеспечивающих запоминание, сохранение, воспроизведение и (или) забывание информации, получаемой через сенсорные системы. Благодаря памяти человек может обучаться, приобретать свой индивидуальный жизненный опыт, знания. За организацию памяти отвечают различные структуры головного мозга. В первую очередь это кора больших полушарий (лобная и височная доли), таламус и другие анатомические образования. Емкость памяти человека составляет приблизительно 1013—1016 бит. При этом активно используется лишь 5 - 10 % ее объема. Наибольшего развития память достигает к 23 - 25-летнему возрасту. В пожилом возрасте способность к запоминанию и воспроизведению информации постепенно ухудшается. Классификация памяти довольно сложна и осуществляется по нескольким принципам.

По способу приобретения выделяют: врожденную, приобретенную память и импринтинг.

· Врожденная память представляет собой, по сути дела, весь набор безусловных рефлексов, имеющихся у организма.

· Импринтинг занимает промежуточное положение между врожденной и приобретенной памятью. Эта специфическая форма обеспечивает запоминание и узнавание родителей. Импринтинг развивается в раннем детстве.

· Приобретенная память - информация, которую человек приобретает в течение своей жизни.

По модальности запоминаемой информации различают двигательную, эмоциональную, сенсорно-образную и символическую: словесную и логическую виды памяти.

· Двигательная память - это память на двигательные навыки, позу, положение тела. Она создает базу для автоматических действий: письма, игры на музыкальных инструментах, трудовых навыков и т.д.

· Эмоциональная память - способность к воспроизведению ранее испытанных эмоций при возникновении ситуаций, схожих с уже пережитыми. Этот вид памяти сохраняет пережитые человеком чувства.

· Сенсорно-образная память — память зрительная, слуховая, обонятельная и др. Она сохраняет ин­ формацию об образе: лицах людей, музыкальных мелодиях, запахах, художественных картинах и др.

· Символическая память подразделяется на словесную и логическую.

· Словесная обеспечивает запоминание и воспроизведение информации, передаваемой словами, например, при чтении, разговоре.

· Логическая (смысловая) память связана с запоминанием лишь смысла сообщений, без учета деталей, конкретной последовательности слов.

По наличию или отсутствию волевого компонента память может быть произвольной и непроизвольной.

· Произвольная память - запоминание информации, необходимой для человека. Она возникает при желании запомнить конкретную информацию и всегда сопровождается наличием цели запоминания. Произвольная память тесно связана с вниманием и волей. Необходима она для получения профессионального опыта, специальных знаний.

· Непроизвольная память не имеет цели, но благодаря ей формируется основная часть жизненного опыта человека.

По длительности хранения информации память бывает иконической (образной), кратковременной и долговременной (в том числе вечной).

· Иконическая память осуществляет мгновенное запечатление информации. Сохраняемый в ней образ максимально точен, но время его существования измеряется долями секунды (0,1 —0,5 с). За счет иконической памяти сохраняется, например, зрительный образ при моргании.

· Кратковременная память (в том числе и оперативная) обеспечивает возможность воспроизведения информации в течение короткого промежутка времени (от 20 с до нескольких минут). Ее объем, выраженный в буквах или словах, составляет в среднем 7±2 единиц. Оперативная память удерживает промежуточные результаты какой-либо деятельности.

· Долговременная память сохраняет информацию на часы, дни, недели, месяцы и годы. Для запечатления в ней информации, как правило, необходим произвольный характер запоминания, многократное повторение материала. Долгий след в памяти оставляют также события, имевшие яркий эмоциональный оттенок, большую значимость для человека.

Различают следующие основные этапы запоминания какой-либо информации: ознакомление с информацией; повторение; запоминание; хранение; воспроизведение или забывание. Механизмы запоминания чрезвычайно сложны и до сих пор еще нет четкой единой теории, объясняющей данный процесс. Некоторые ученые утверждают, что в центральной нервной системе возникает многократно повторяющаяся циркуляция нервного импульса. Другие объясняют механизм запоминания синтезом специфических веществ (белки, РНК), химическими изменениями в нейронах. Та информация, которая не имеет значения для человека или не воспроизводится длительное время, забывается. Это предохраняет память от чрезмерного ее переполнения несущественной информацией. Утрата памяти на события в определенный промежуток времени называется амнезией, которая может развиваться при черепно-мозговых травмах, различных заболеваниях головного мозга.

Внимание

Внимание - это направленность сознания человека на определенные объекты и явления окружающей действительности при одновременном частичном или полном отвлечении от всего остального. Без внимания обучение новым навыкам было бы невозможно. Умение сконцентрировать внимание - залог успешной деятельности. Сосредоточенность и концентрация внимания обеспечивают наилучшее запоминание изучаемого материала. Необходимый уровень внимания достигается активацией ЦНС. По принципу доминанты академика А. А. Ухтомского, наиболее актуальная на данный момент потребность определяет направленность внимания. Внимание подразделяется на: произвольное и непроизвольное.

· Непроизвольное внимание привлекают неожиданные, новые и интенсивные раздражители. Концентрация на них была названа И. П. Павловым ориентировочным рефлексом, или рефлексом «что такое?».

· Произвольное внимание характеризуется концентрацией на сознательно выбранный объект, в том числе учебный материал. Произвольное внимание всегда имеет определенную цель, но для него, особенно при необходимости длительной концентрации, требуется значительное волевое усилие.

Существует несколько характеристик внимания, основные из них устойчивость, концентрация и переключаемость.

· Устойчивость внимания определяется временем, в течение которого оно может быть направлено на тот или иной объект.

· Концентрация внимания характеризуется степенью сосредоточенности на каком-либо объекте. Концентрация и устойчивость внимания — это два тесно связанных друг с другом понятия. Максимальными они бывают при направленности на интересующий, актуальный (доминантный), важный для человека объект.

· Переключаемость внимания характеризует возможность быстрой смены объекта внимания. Это свойство должно быть хорошо развито, например, у водителей, летчиков. Именно им необходимо быстро переключаться на новые объекты, которые появляются в поле зрения, и одновременно следить за показаниями приборов.

Эмоции

Эмоции можно определить как внутренние переживания человека, отражающие его отношение к событиям, явлениям окружающего мира, другим людям, проявляющиеся определенным поведением. Внутренние переживания человека — это то, что он чувствует. Их можно описать словами, например, любовь и ненависть, радость и горе, симпатия и отвращение, вина и стыд, интерес и страх. Однако каждый человек испытывает эти чувства по-своему, т.е. они субъективны. В зависимости от отношения человека испытываемые им эмоции могут иметь различную окраску. Они могут быть положительными (радость, интерес) или отрицательными (страх, отвращение). Изменения в поведении могут иметь различный характер в зависимости от силы испытываемой эмоции. Некоторые эмоции могут побуждать человека на определенные действия, повышают или, наоборот, понижают его активность, работоспособность. Наиболее заметным отражением эмоций являются изменения мимики: улыбка как проявление радости, нахмуривание бровей при получении нежелательной информации и т.д. Эмоции могут проявляться так­ же в изменении работы тех или иных систем организма. В зависимости от силы испытываемой эмоции могут изменяться частота сердечных сокращений, частота дыхания. Некоторые из них могут проявляться изменением окраски кожных покровов, особенно кожи лица, например стыд может вызвать покраснение щек и т.д.

Сознание и мышление

Сознание - высший уровень психической деятельности головного мозга, свойственный только человеку. Это форма отражения реальной действительности человеком, регулирующая его поведение; организуемый головным мозгом процесс внутреннего контроля над взаимодействием организма с внешней средой, над осуществлением логических операций с хранящейся в памяти информацией. Сознание неразрывно связано с речью. Развивается оно постепенно с приобретением индивидуального опыта. Следовательно, существуют социальные факторы происхождения сознания, к которым относятся речь, трудовая деятельность и жизнь в обществе.

Структура сознания включает в себя знания об окружающем мире, знание о собственном «Я» (самосознание) и эмоциональную сферу.

· Знания об окружающем мире человек получает посредством органов чувств и сохраняет в памяти. В получении этих знаний определенную роль играет и мышление.

· Самосознание — это представление человека о самом себе, представление о собственном «Я».

· Эмоциональная сфера определяет чувственное отношение человека к тем или иным событиям, явлениям или людям.

Мышление — психическая деятельность человека, направленная на обобщенное и опосредованное познание действительности путем раскрытия связей и отношений между познаваемыми явлениями. Мышление позволяет человеку предсказывать результаты своих действий, моделировать какие-либо события, решать определенные задачи, проблемные ситуации, выделять общие черты и различия в группе близких явлений и предметов. Полноценное мышление было бы невозможно без развития речи. В основе мышления лежит интеллект. Результатом его является слово, умозаключение или действие.

Виды мышления:

· Наглядно-действенное мышление направлено на решение задач, действия с конкретными предметами. Этот тип мышления присущ также некоторым видам высших животных.

· Наглядно-образное мышление — осуществление мыслительных операций над образами предметов и объектов без непосредственного их участия.

· Абстрактно-логическое мышление осуществляется с помощью языка. Этот вид позволяет познать человеку отдельные свойства и качества вне их связи с другими особенностями предметов и явлений.

Сон

На протяжении всей жизни человека происходит постоянная смена двух состояний: бодрствования и сна.

Сон представляет собой периодически наступающее особое функциональное состояние организма, характеризующееся выключением сознания, относительной обездвиженностью, снижением мышечного тонуса и электрической активности мозга, специфическими вегетативными реакциями. Во время сна человек недоступен для общения, внешние раздражители воспринимаются им очень слабо (если они не слишком интенсивны). Сон дает возможность полноценного отдыха для всех органов и систем организма. Считается, что в среднем две трети жизни человек бодрствует, а одну треть занимает сон. Во время бодрствования человек выполняет физическую работу, обучается, активно отдыхает. При этом состоянии повышена функциональная активность головного мозга. Сон и бодрствование имеют свои характерные картины ЭЭГ. И. П. Павлов считал сон охранительным торможением ЦНС. Это торможение, по его мнению, необходимо организму для профилактики истощения, утомления структур центральной нервной системы.

Сон - физиологическая потребность организма, обеспечивающая восстановление сил, полноценный отдых. Если человек недосыпает, то уменьшается его работоспособность, снижается внимание. Отсутствие сна в течение 2 - 3 сут приводит к нарушениям речи, появлению галлюцинаций, другим психическим расстройствам. В экспериментах на животных лишение сна в течение 5-12 сут сопровождалось их гибелью. Таким образом, сон является жизненно необходимым состоянием.

Продолжительность нормального сна взрослого человека в среднем составляет 8 ч. У детей его продолжительность значительно больше. Например, в возрасте до 1 года ребенок спит большую часть су­ ток, в 4-летнем возрасте — в среднем 10—12 ч.

В нормальном сне выделяют периоды медленного (ортодоксального) и быстрого (парадоксального) сна. Эти периоды поочередно сменяют друг друга. За их смену отвечают различные структуры в ЦНС.

· Медленно волновой (медленный) сон составляет около 80 % общего времени сна. Длительность каждого отдельного его периода колеблется от 60 до 90 мин. В эти периоды уменьшается частота сердечных сокращений, частота дыхания, снижается обмен веществ, температура тела. У некоторых людей медленный сон может сопровождаться появлением храпа. Это явление связано с излишне выраженным мягким нёбом и расслаблением мышц языка с последующим его западением. Язык перекрывает дыхательные пути и при прохождении воздуха возникают характерные, не очень приятные для окружающих звуки. Периоды медленного сна сменяются периодами быстрого сна.

· Быстрый сон называют стадией быстрых движений глаз, за закрытыми веками, на фоне расслабления мышц, можно заметить быстрые движения глазных яблок. В стадии БДГ учащается дыхание, ускоряется сердечный ритм. Продолжительность ее в среднем 15 - 20 мин, после чего опять наступает медленный сон. Общая продолжительность быстро волнового сна составляет около 1,5 —2,0 ч. Парадоксальность быстро волнового сна: человек спит, а активность мозга соответствует бодрствованию. Существует предположение, что в стадии БДГ происходит упорядочение информации, полученной за день. При этом информация, не являющаяся необходимой для человека, подлежит забыванию. Именно в этот период человек переживает яркие и эмоциональные сновидения. Если его разбудить в стадии БДГ, то почти наверняка он сможет рассказать, что видел во сне. Лишение периода быстрого сна приводит к возникновению различных психических изменений: ухудшается память, человек становится раздражительным.

Существуют различные расстройства сна, один из основных - бессонница. Ей страдают около 10 % людей. Одной из тяжелых форм расстройств сна является сомнабулизм (лунатизм). Это состояние характеризуется тем, что человек встает с постели, разгуливает по спальне и дому, не просыпаясь. При пробуждении он не может вспомнить об этом факте. Различные нарушения сна негативно сказываются на состоянии всего организма, так как сон физиологически необходимый процесс. Отсутствие нормального сна означает отсутствие полноценного отдыха, что приводит к различным расстройствам психической и трудовой деятельности человека. За смену состояний сна и бодрствования ответственны некоторые структуры ЦНС, в частности ретикулярная формация.

Физиология труда

Труд в зависимости от объекта деятельности можно подразделить на умственный и физический.

· Физический труд характеризуется значительным мышечным напряжением. Он требует затраты большого количества энергии. Человек, выполняющий тяжелую физическую работу, должен получать соответствующее его энергетическим затратам питание.

· Умственный труд характеризуется постоянным напряжением внимания, обращением к памяти, использованием мышления. Умственный труд также характеризуется определенным эмоциональным напряжением. Накапливаясь, оно может переходить в особое стрессовое состояние.

Для максимальной производительности своего труда человек должен выполнять определенные правила. Практически все они направлены на профилактику утомления и переутомления. Под утомлением понимают уменьшение работоспособности, вызванное более или менее длительной работой.

Утомление - это нормальная реакция организма на любую деятельность. Это состояние необходимо для тренировки организма к тем или иным видам деятельности. И. М. Сеченов доказал, что при выполнении физической работы утомление в первую очередь развивается в нервных структурах, а не в мышцах. Это обусловлено истощением запасов медиаторов в синапсах. Полноценный отдых полностью ликвидирует утомление, однако если это условие невыполнимо, возникает переутомление.

Переутомление — совокупность стойких функциональных нарушений в организме человека, возникающих в результате многократно повторяющегося чрезмерного утомления, не исчезающих во время отдыха и являющихся неблагоприятными для здоровья. Переутомление приводит к резкому снижению работоспособности, снижению внимания, памяти, психоэмоциональным расстройствам. Для коррекции возникающих при переутомлении расстройств требуется вмешательство специалистов и применение адекватных физиотерапевтических процедур и фармакологических средств.

Избежать быстрого развития утомления и переутомления возможно при выполнении ряда условий:

· для максимальной эффективности работы требуется создание соответствующих условий деятельности. Например, для умственного труда необходимо создание оптимального освещения, желательно отсутствие отвлекающих от работы шумов. При этом рекомендуется вначале выполнять письменные задания, а потом устные; вначале — более трудную работу, а потом — более легкую.

· в процессе работы следует периодически отдыхать. Отдых может быть активным (физические упражнения, спорт) или пассивным (отдых, не связанный с физической активностью). Желательно, чтобы отдых заключался в смене деятельности. На­ пример, если человек занимается умственным трудом, то отдых было бы целесообразно проводить в виде различных физических упражнений.

· наилучшая работоспособность обеспечивается путем соблюдения режимов труда, отдыха и питания. Адекватное по энергозатратам питание, пища, богатая витаминами и минеральными веществами, своевременная смена труда отдыхом обеспечивают наилучшее приспособление человека к условиям его повседневной деятельности.

· необходимо обеспечить нормальный по продолжительности сон. Здоровый сон - залог высокой работоспособности в течение последующего дня.

· физические тренировки, закаливание позволяют максимально подготовить организм к будущим нагрузкам.

 

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.