Политико-философские идеи П.Я. Чаадаева — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Политико-философские идеи П.Я. Чаадаева

2017-09-10 584
Политико-философские идеи П.Я. Чаадаева 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Петр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856 гг.) – сын богатого помещика, учился в Московском университете. Жил за границей, встречался с Шеллингом. Основная работа «Философские письма» (1829 – 1831 гг.) написана на французском языке, письма адресуются некой даме, которая желала посоветоваться с Чаадаевым о том, как упорядочить свою духовную жизнь. В своей работе:

1) восхваляет Западную Европу, где «идеи дома, справедливости, права, порядка… родились из самых событий, образовавших там общество…, входят необходимым элементом в социальный склад» и составляют «больше, чем психологию-физиологию европейского человека»;

2) по отношению к России настроен критически… «Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого». «Одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его, мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих». «Если бы мы не раскинулись от Берингова пролива до Одера, нас и не заметили бы…». И, в общем, мы жили и продолжаем жить лишь для того, чтобы послужить каким-то важным уроком для отдаленных поколений», – пишет П.Я. Чаадаев.

В 1836 г. в журнале «Телескоп» было опубликовано письмо Чаадаева, его объявили сумасшедшим, цензор был смещен, редактор выслал в Усть-Сысольск. Философские воззрения Чаадаева носят ярко выраженный религиозный характер. С его точки зрения, две силы являются действенными в нашей жизни. Одна из них находится внутри нас – «совершенная», от нее мы получаем идеи добра, долга, закона. Они передаются от поколения к поколению, благодаря преемственности. Он разделял взгляды Паскаля о том, что как единая природа, так и вся последовательная смена людей – есть один человек, пребывающий вечно. Наше «пагубное я» в какой-то мере разобщает человеческое «природой всеобщей».

Он рассматривал христианское учение как совокупность всего на основе возможного и необходимого перерождения нашего существа… Это означает, что «наша ветхая природа упраздняется и что зарождается в нас новый человек, созданный Христом». Удивительное понимание жизни, принесенное на землю создателем христианства: дух самоутверждения; отвращение от разделения; страстное влечение к единству – вот что сохраняет христиан чистым при любых обстоятельствах. Так сохраняется раскрытая выше идея, а через нее совершается великое слияние душ и различных нравственных сил мира в единую душу, в единую силу. Это слияние – все предназначение христианства.

Крепостничество вызывало у Чаадаева негодование. Он написал прокламацию (ее нашли потом в его библиотеке), которая заканчивалась такими словами: «Мы не хотим царя другого, окромя царя небесного». После его смерти опубликовали «Апологию сумасшедшего» в 1837 году, где он приходит к выводу, что бесплодность исторического прошлого России является, в известном смысле, благом. Русский народ обладает свободой духа для выполнения великих задач грядущего. Православная церковь сохранила сущность христианства во всей чистоте. Поэтому православие может оживить тело католической церкви, которое слишком механизировано. Призвание России состоит в осуществлении окончательного религиозного синтеза. Россия станет центром интеллектуальной жизни России. Она должна усвоить то, что есть ценного в Европе и начнет осуществлять свою богом предначертанную миссию.

П.Я. Чаадаев оказал существенное влияние на философское течение западников. Возникновение западничества, строго говоря, связано с деятельностью кружка Н.В. Станкевича. Туда входили: В.Г. Белинский, К.С. Аксаков, М.Ю. Лермонтов, М.А. Бакунин, В. Боткин, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин.

Философия права западников и славянофилов

В истории философии права выделяют две противоположные тенденции: тенденции западников и славянофилов. Славянофилы идеализировали национальные традиции, западники рассматривали Запад как образец для подражания. Некоторые историки считают, что эти две противоположные тенденции существуют и по сей день, правда, под другим названием и в других формах.

Западники

Основные идеи западников:

1. Идеализировали западный образ жизни и рационализм как способ мышления.

2. Признавали ведущую роль государства в социально-правовых концепциях.

3. Считали материализм основным социально-философским течением.

4. Рассматривали собственность как основу свободы человека.

5. Считали, что право – основной социальный регулятор государства и общества.

Михаил Александрович Бакунин(181–1876 гг.) – сын помещика, с 1828 по 1833 г. учился в артиллерийской школе, с 1835 г. – вышел в отставку. Примкнув к кружку Н.В. Станкевича, М.А. Бакунин изучал философию И. Канта, И. Фихте, Г.В.Ф. Гегеля. Утверждал, что жизнь – вечная и божественная, это воля и деятельность духа. В 1840 г. жил г. Бремене, где он учился немецкому языку и философии. Утверждал, что свобода духа абсолютна, отрицание является условием положительного, поэтому Бакунин переходит от консерватизма к проповеди разрушения всего старого.

В своей работе он раскрывает понятие свободы духа, который является абсолютным, а отрицание является условием положительного развития. «Доверился вечному духу, писал он, ломающему и разрушающему только потому, что он в то же время является неприкасаемым, вечно созидающим источником жизни. Страсть к разрушению – страсть творческая»[32].

Следующий период его жизни был бурным. Он принимал участие во многих политических выступлениях, неоднократно его приговаривали к смерти, провел много лет в тюрьме. Стал материалистом и разработал свою теорию анархизма. В 1868 г. в журнале «Народное дело» написал статью, где утверждал, что освобождение личности возможно на основе атеизма и материализма.

В своих книгах «Бог и государство», «Федерализм, социализм и антитеологизм» Бакунин пишет, что всем свободным людям власть не нужна, так как эти люди заинтересованы помогать друг другу. В этом человек видит смысл развития собственной личности. Позже эта теория стала называться теорией гуманного эгоизма. В диалектическом методе философии Гегеля, которая была для Бакунина вершиной развития, он отдавал большое предпочтение философии отрицания всего существующего и стал основателем анархизма.

Общество, утверждал М.А. Бакунин, это свободный союз свободных общин. Отрицал традиции, все устои общественной жизни. Этот взгляд на мир, выраженный в работах Н.Г. Чернышевского, и его единомышленника Добролюбова (1836–1861 гг.), И.С. Тургенев удачно назвал нигилизмом. Наиболее ярким представителем нигилизма был Д.И. Писарев.

Дмитрий Иванович Писарев (1840–1868 гг.) – сын богатого помещика, его постигла ранняя смерть, он утонул. Написал много произведений, был популярен. В ранней юности глубоко верил в бога, давал в кружке мистиков обед безбрачия. Позже стал приверженцем вульгарного материализма; увлекался Фоггом, Молешоттом, Бюхнером. Он считал, что оживленная интеллектуальная жизнь XVIII в. была следствием результата потребления возбуждающих напитков – чая и кофе. «Можно вообразить, что разнообразие пищи, ведущее за собой разнообразие составных частей крови, служит основанием разносторонности ума и гармонического равновесия между разнородными силами и стремлением характера»[33].

Писарев объяснял поведение людей побуждениями эгоизма и проповедовал освобождение личности от любого рода принуждения. Делать добро, – значит, быть полезным народу и выполнять работу свободно, без принуждения со стороны власти. Презирал искусство и философию. Он заявлял, что пара ботинок для него ценнее всего творчества Шекспира.

Он проповедовал разрушение, подобно Бакунину. «Что будет сломано, то сломано. Стоит любить только то, что выдержит удар. Что разбивается вдребезги, то хлам. В любом случае – бей налево и направо»[34]. Он надеялся, что социальный прогресс будет достигнут, благодаря значительному увеличению «мыслящих реалистов», которые в созидании жизни будут руководствоваться открытиями естественных наук».

Иван Михайлович Сеченов (1829–1905 гг.) – русский естествоиспытатель, исследователь проблем психологии и теории познания, основоположник физиологической школы и естественно-научного направления в психологии в России. Основная работа «Рефлексы головного мозга» (1863 г.).

В своей книге «Рефлексы головного мозга» попытался показать, что все акты в жизни людей и животных «по способу происхождения суть рефлексы». По его мнению, «в основе актов мышления, содержанием которых является сравнение, наблюдение не открывает ничего, кроме частного возбуждения чувствующих снарядов и связанной с ним репродукции предшествующих сходных впечатлений с их двигательными последствиями».

Это учение нашло свое продолжения в работах И.П. Павлова, В.М. Бехтерева. Бехтерев пытался истолковать всю общественную жизнь как систему рефлексов, пытался доказать, что высочайшее творческое проявление человеческого интеллекта – суть условные рефлексы.

В середине XIX в. в России значительное распространение получил материализм.

Круг основных философских проблем, которые рассматривал Сеченов: «Что такое личность? Какова природа человека? Как согласовать интересы личности и человека?». Он приходит к выводу, что в социалистическом обществе эти проблемы нашли свое решение. «Только социализм может дать свободу и благосостояние всем членам общества», – считал он.

Основное кредо материализма:

1) человек – материальное существо, результат эволюции;

2) основной принцип научного мышления – причинность;

3) философский материализм тесно связан с идеей социализма. Измени общество – изменится сам человек.

 

Славянофилы

Основные идеи славянофилов:

1. Идеализировали прошлое России, русский национальный характер.

2. Высоко ценили самобытные особенности русской культуры – она должна развиваться по своему особенному пути, отличному от западных народов.

3. Россия должна оздоровить Запад духом православия и российским общественным идеалом.

Иван Киреевский (1806–1856 гг.) – сын помещика, получил хорошее домашнее образование. Жуковский был его домашним учителем. Знал немецкий, латинский, французский, английский языки. Киреевский, подобно другим одаренным русским людям, довольствовался своей внутренней жизнью и не торопился высказывать свои мысли публично.

Пришел к выводу после посещения заграницы, что Германия – страна глупая, дубовая, хотя дубов в Германии, кроме самих немцев, почти нет. Испытал отвращение к мелочному рационализму Запада. Слушал лекции Шлейермахера «О воскрешении И. Христа». Позже писал, что в них мелочные рациональные вопросы, ответы на которые должно дать сердце.

И Киреевский пришел к выводу, что основной принцип, в котором состоит главное достоинство русского ума и характера, это целостность. «Вера – авторитет для разума, это высшая разумность, живительная для ума». Вера – действительное событие внутри жизни, через которое человек входит в существенное общение с божественными вещами (с высшим миром, с небом, с Божеством). Бог создал мир как единое целое, а человек его разделил. Рациональное (формально отвлеченное), позитивное (чувственности) в западном обществе преобладает. В социальной жизни эти тенденции нашли свое выражение в системе римского права.

И. Киреевский отрицал немецкую классическую философию. Утверждал, что западная образованность построена по принципу дуализма и рационализма.

Таблица 4. Различия между Западом и Россией

 

Запад Россия
1. Богословие, опирающееся на рационализм, доказательства истины при помощи связывающих понятий. 1. Стремление к цельности бытия внутреннего и внешнего, умозрительного и житейского.
2. Государство возникло на базе насилия и завоевания. 2. Государство – естественное развитие национальной жизни.
3. Разделение народа на враждебные классы. 3. В старой России – единодушие народа.
4. Земельная собственность – основа гражданских отношений. 4. Собственность – случайное вы­ра­жение личных взаимоотноше­ний.
5. Формально логическая законность: раздвоение духа, науки, государства, классов, семьи, обязанностей. 5. Законность вытекает из самой жизни. В России стремление к цельности бытия внутреннего и внешнего.

Западный человек – самодоволен, русский – самокритичен. Задача: соединение этих двух цивилизаций. Идеал общественного порядка Киреевский видел в общине.

 

Федор Михайлович Достоевский (182–1881 гг.) был одним из самых глубоких критиков материализма, его художественное творчество проникнуто философскими идеями. В центре его размышлений – Свобода. Она – тяжелое бремя, но без нее нет человека, ибо без свободы он не может познать истину, он теряет Бога. Его рассуждения о свободе проникнуты диалектикой[35].

Достоевский считал, что идеи социализма и революции в обществе приведут к такому принудительному добру, которое неизбежно выродится в насилие и зло. Он чувствовал, что человечество готово отказаться от бремени свободы, от страдальческого пути к добру и принять идею принудительного счастья. Это отречение от свободы ради куска хлеба неизбежно приведет к деспотизму, к насилию, к подчинению «суровой необходимости», к торжеству зла. «Легенда о Великом инквизиторе» – есть суровое предостережение Достоевского попыткам установления принудительного добра.

Никакого принудительного счастья, утверждал он, быть не может, как бы человечество не устраивало свой быт, это не заменит работу души. Не всякая свобода ведет к добру. Она может превратиться в рабство, если перерастет в своеволие, ничем не ограниченное желание поступать только в соответствии со своими желаниями, волей. Своеволие губит человека, он становится рабом своих страстей. И только через искупление человек восстанавливает истинную свободу, свободу творить добро. Поэтому Достоевский так много уделял внимания страданию, которое, по его мнению, есть единственный путь искупления зла.

Ф.М. Достоевский развил аргументацию в пользу бессмертия души и построил историко-философскую концепцию, делящую историю человечества на три стадии:

1) патриархальность (естественный коллектив);

2) цивилизация (болезненный индивидуализм);

3) христианство (синтез предыдущих).

С позиции этой схемы он политизировал против социализма как порождения католицизма и атеизма. Социализм – путь внешнего устроения человечества, тогда как, полагал Достоевский, в основе всякой социальности всегда лежало нравственное самосовершенствование человека.

 

7.3 Либерально-философская и правовая идеология в России конца XIX–XX вв. (Г.В. Плеханов, Н.А. Бердяев, Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев)

 

Русские философы основные свои идеи развивали в веке XX, начало которого ознаменовано таким взлетом философской мысли, что это время получило название русского духовного Ренессанса, серебряного века русской литературы. Не все они разделяли идеи своих предшественников, но все они выросли на идеях русских философов XIX в. Развернула свою деятельность целая плеяда русских философов, оставивших глубокий след в русской культуре: С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев.

Это было время правления и реформы Александра II. В философии выделялись Б.Н. Чичерин, Дебольский, Л.М. Лопатин. Большое место стала занимать религия философии В. Соловьева. В литературе появилось новое течение – символизм. Поэты символисты Д. Мережковский, А. Белый, Вяч. Иванов, В. Брюсов не только создавали художественные ценности, но и выражали в них религиозные и философские идеи; их считали декадентами.

Основными проблемами русской философии были проблемы свободы и социальной справедливости, они активизировались с позиции позитивизма, материализма, марксизма и этического идеализма. Активно обсуждается роль интеллигенции в обществе. Многие русские философы начинали свой творческий путь с марксизма. Это Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, Ф. Франк и другие, но затем перешли на позиции религиозной философии.

 

Георгий Валерьевич Плеханов (1856–1918 гг.) – материалист, философ марксизма. Он считал, что развитие общественно-экономической формации происходит закономерно, каждая формация должна исчерпать себя, а после этого перейти к другой. Марксисты: Л.И. Аксельрод, А.А. Богданов, Н. Бухарин, В.И. Ленин, А.В. Луначарский и другие. Марксизм в России не был единым течением, большую роль играл позитивизм. Например, Богданов внес вклад в развитие теории систем, выдвинул идею создания науки об общих законах организации, предвосхитившую идеи кибернетики; увлекался махизмом. Не избежал позитивистских идей и А.В. Луначарский.

После победы Октябрьской революции философия марксизма в России стала теоретической основой политики партии большевиков, и в качестве таковой получила государственную поддержку. Это обеспечило ей господствующее положение в общественном сознании, но одновременно лишило возможностей независимого творческого развития и, в конечном счете, привело к ее догматизации.

Николай Александрович Бердяев (1874–1948 гг.) принадлежал к группе русских мыслителей XX в., которые строили свои философские учения на христианских ценностях.

Философия Н.А. Бердяева

1) В центре – личность, она выше государства и нации. Творение мира произошло из божественного ничто. Свобода – не творение Бога, а значит не вина Бога, что человек творит зло, обладая свободой.

2) Призвание человека – творчество. «Под творчеством я понимаю не создание культурных продуктов, а потрясение всего человеческого существа, направленного к иной, высшей цели, к новому бытию»[36]. Творчество неотделимо от свободы. Творческий акт есть рождение нового бытия, только через творчество можно прийти в царство Божие. Однако творческие акты не всегда приводят к задуманным целям, почему в результате творчества не рождается новый мир, новая земля?

3) Чтобы ответить на этот вопрос нужно коснуться еще одной проблемы – идеи объективизации. Он считал ее основной. А понять ее трудно, из-за противоречивости. Творческий акт необходим, чтобы личность порвала с обыденностью, чтобы она вышла из-под господства царящей в мире необходимости и осознала свою свободу. Но творческий акт имеет своим результатом какой-либо продукт, который изначально отягощен материей и ведет дух к объективизации, то есть к той же обыденщине, из которой дух вырывается в акте творчества.

Таким образом, творчество, в процессе которого личность стремится вырваться из мира обыденности, чтобы обрести независимость и свободу, теряет всякий смысл, поскольку результат его снова связывает человека с этим реальным миром, так как неизбежно объективируется.

Николай Федорович Федоров (1828–1903 гг.). Оригинальные идеи его мало известны, хотя они оказали влияние на В. Соловьева, Ф.М. Достоевского, Л.Н.Толстого. Н.Ф.Федоров – незаконный сын князя П.И. Гагарина, родился в 1828 г. Окончил Одесский лицей Ришелье, затем преподавал историю и географию в провинциальных городах. В течение многих лет Федоров был библиотекарем Румянцевской библиотеки в г. Москве. Страстный библиограф и любитель книги, Федоров знал наизусть все книги в библиотеке и их место в ней. Обладал огромной эрудицией во всех областях знания. Каждый, кто сталкивался с Федоровым, поражался точности и многообразию его знаний. В начале 90-х годов библиотеку посетила группа инженеров, отъезжающих в Сибирь для проведения изыскательских работ на трассе Сибирской железной дороги. Взглянув на их карту, он обнаружил две ошибки: в одном случае была неверно указана высота горы, в другом – не был обозначен ручей. По словам инженеров, вернувшихся годами позже, Федоров оказался вполне прав[37].

Федоров жил насыщенной духовной жизнью. Он до минимализма свел свои материальные потребности, занимал крошечную комнату, спал не более 4 часов в сутки на непокрытом горбатом сундуке, подкладывая вместо подушки что-то твердое. Его пища состояла из чая, черствых булочек, сыра, соленой рыбы. Часто месяцами Федоров не употреблял горячую пищу. Деньги для него были помехой. Он не имел даже теплого пальто. Слава и популярность, с точки зрения Федорова, – это проявление безрассудства. Его статьи печатались под псевдонимом, часто свои сочинения он не издавал совсем. После смерти друзья опубликовали его работу «Философию общего дела».

Несмотря на аскетическую жизнь, обладал превосходным здоровьем. Он заболел тогда, когда по настоянию друзей, отказался от своих привычек. Н.Ф. Федоров заболел воспалением легких и умер. Все его любили и ценили. В.С. Соловьев писал Н.Ф. Федорову: «Ваш план является шагом вперед, сделанным человеческим умом на пути к Христу». Л.Н. Толстой говорил: «Он очень беден, он все отдает, он весел и кроток». Федоров свое учение связывал с христианством, в частности, с православием, где центральную роль играет идея воскрешения из мертвых. Долг человека – достижение сверхнравственности, осуществление синтеза теоретического и практического разума и становления разума всеобщего».

Установив господство над природой, человек победит смерть. Человек должен воскресить всех прародителей. Люди стремятся к самосохранению и поэтому воюют друг с другом, нация с нацией и т.д. Силы человечества, поэтому, разобщены и недостаточны для установления господства над природой.

Силы человечества направлены на борьбу человека с человеком, нации с нацией. Этот строй возник на базе эгоизма и Федоров назвал его зооморфический. Ученые здесь имеют ложные ориентации, они изучают только то, что есть, а не то, что могло бы быть. Такие ученые не интересуется конечной целью жизни. Отсюда – изобретения используются не во благо, а во зло человечества.

 

Идеальное общество по Федорову


 

Единство действия
Единство сознания

=

 

Рисунок 11 – Идеальное общество по Федорову.

Цели человечества по Федорову должны состоять в следующем – научиться управлять силами природы; покончить с голодом; устранить источники вражды.

 

Управление природой

                   
     
     
 
 
Управление метеорологическими процессами (хорошие урожаи).  
   
Освоение электромагнитной энергии земного шара и превращение земли в подобие космического корабля.  
 
 

 


Рисунок 12 – Управление природой на земном шаре и во всей Вселенной.

 

Главная задача человечества на современном этапе – это воскрешение всех наших передков. «Нужно жить не для себя (эгоизм), не для других (альтруизм), но с каждым и для каждого; это союз живущих мертвых (отцов)». Разложение тела и исчезновение его частиц не является абсолютным препятствием к их воссозданию, так как частицы тела не могут выйти за пределы пространства. Идеал – царство Божие в этом мире.

Экономист и философ, профессор Харбинского университета Н.А. Сетницкий в своей книге «О конечном идеале»[38], утверждал, что многие проекты в СССР осуществлены под влиянием идеи Федорова (борьба с засухой в Туркестане, строительство Беломорканала).

Федоров, видимо, имел в виду воскрешение из мертвых в непреображенном виде, воскресшие нуждались бы в пище, одежде. Поэтому возникает проблема заселения других галактик.

Учение Федорова – это натурализм и христианство. Однако оно непоследовательно. Он утверждал, что:

1) тело, состоящее из частиц, неизбежно связано с борьбой за существование, а значит и со злом;

2) сохранение тела потребует большого труда;

3) вечное тело – вечное зло.

Идеал христианства – преображенное тело. Его создает дух человека, который любит бога больше чем самого себя, и всех ближних – как самого себя. Разлад между людьми, разлад человека и природы порождает борьбу за существование.

«Философские работы Федорова производят впечатление значительных, но незрелых, хотя в них содержатся оригинальные и глубокие размышления» (Лосский).

Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900 гг.) родился в семье профессора Московского университета С. Соловьева. Большое влияние на него оказал дед Соловьева, священник, он был добрым человеком, подлинным христианином.

В. Соловьев любил песни, стихи, у него было развито мистическое отношение к вещам. Ранец он называл Григорием, а карандаш – Андреем. Его посещали видения, их было три. Первый раз – в десятилетнем возрасте во время богослужения. В стихотворении «Три свидания», написанное перед смертью, он так его описывает:

«Алтарь открыт… Но где священник, дьякон?

А где толпа молящихся людей?

Страстей потоп, – бесследно вдруг иссяк он.

Лазурь кругом, лазурь в душе моей.

Пронизана лазурью золотистой, в руке держа цветок нездешних стран,

Стояла ты с улыбкою лучистой,

Кивнула мне и спряталась в туман»[39].

В 13 лет Соловьев пережил религиозный кризис, который длился с 1866 по 1871 г., философ стал материалистом и последователем Писарева и Бюхнера. Социализм считал упрощенным идеалом. Позже В. Соловьев преодолел материализм через чтение Б. Спинозы, Д.С. Милля, Ф. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, А. Шопенгауэра, Э. Гартмана. После изучения трудов этих материалистов он создал свою собственную философскую систему.

Первой философской работой В. Соловьева была магистерская диссертация «Кризис западной философии» (против позитивистов).

Основные тезисы его работы:

1) неверие опустошает душу и доводит до самоубийства;

2) бог есть все.

Основные работы – «Оправдание добра», «Смысл любви», «Чтение о Богочеловеке», «Религиозные отвлеченных начал». Преодолев религиозный кризис юношеских лет, Соловьев пришел к убеждению, что духовно можно возродиться только благодаря истине во Христе. В настоящее время необходимо рассмотреть вопрос о том, как восстановить христианство, так как оно разрушено «в ложной форме», – теперь пришло время «восстановить истинное христианство».

В. Соловьев считал, что предстоит задача: «восстановить истинное христианство» в новую, соответствующую ему, разумную бессловесную форму… Представь себе, что некоторая, хотя бы небольшая часть человечества вполне серьезно, с сознательным и сильным убеждением будет исполнять в действительности учение безусловной любви и самопожертвования, – долго ли устоят неправда и зло в мире!»[40].

Основным делом жизни В. Соловьева стало создание христианской православной философии.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.