Лекция 2: Правовое регулирование иностранных инвестиций — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Лекция 2: Правовое регулирование иностранных инвестиций

2017-09-10 313
Лекция 2: Правовое регулирование иностранных инвестиций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нормативно-правовое регулирование иностранных инвестиций в России

2.2 Государственное регулирование привлечения иностранного капи­тала

Деятельность международных финансовых организаций

 

Ый вопрос

Привлечение и функционирование иностранного капитала на сего­дняшний день регламентируется широким спектром законодательных актов, которые условно можно разделить на 3 – и категории:

1. Международные договора и соглашения, участницей которых явля­ется РФ, среди них:

- многосторонние соглашения (Вашингтонская конвенция 1966 г.; Се­ульская конвенция 1988 г. [1]; Оттаванская конвенция);

- двухсторонни соглашения (в России существует типовой проект по­добного соглашения, которое Россия подписывает со многими странами, осуществляющими инвестирование на территории РФ, там рассмотрены права и обязанности, как инвесторов, так и принимающей стороны, т.е. Рос­сии).

Двусторонние межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций – это соглашения между двумя государствами, направленные на разрешение всех вопросов, возникающих в ходе инвестици­онного процесса. Главная цель: создать более благоприятные условия для взаимных ка­питаловложений по сравнению с предусмотренными специальными норма­тивными актами или по сравнению с другими странами. В таких соглаше­ниях определяется режим для иностранного инвестора.

Иностранным инвесторам может предоставляться:

- национальный режим инвестирования, при котором иностранным инвесторам предоставляется тот же экономический режим, что и местным предприятиям;

- режим наибольшего благоприятствования, при котором в данной стране представители всех иностранных государств пользуются равными правами, что исключает возможность дискриминации каких-либо инвесторов по сравнению с инвесторами третьих стран;

- режим справедливого и равномерного обращения, предусматриваю­щий равные условия для иностранных инвесторов между конкретными стра­нами (как вы к нам, так и вы к нам).

Кроме того, в двусторонних соглашениях содержаться гарантии от экспроприации (проводимые государством принудительные, безвозмездные или возмездные изъятия, отчуждения имущества) инвестиций, а в случае их национализации предусматривается справедливая компенсация не только са­мих инвестиций, но и связанной с ними выгод.

Соглашения гарантируют ин­весторам свободный вывоз прибылей от инвестиций, а также возможность репатриации основного капитала, запрет несправедливой конкуренции и т.д. Двусторонние соглашения имеют приоритет над национальным зако­нодательством.

2. Соглашения об избежание двойного налогообложения [2] (более 70 до­говоров, предусмотрено ст. 232, 311 НК).

Цель: достижение между государствами соглашения, устанавливаю­щего их взаимные права и обязанности в налоговых отношениях. Соответст­венно договора РФ регулируют отношения по таким налогам:

- налог на доходы физических лиц;

- налог на прибыль;

- налог на имущество.

Для определения налогового статуса лица в большинстве стран мира применяют принцип резидентства и принцип территориальности.

Избежать двойного налогообложения юридического или физического лица можно двумя способами:

- путем одностороннего освобождения от налога предоставляемого в стране постоян­ного местопребывания;

- путем заключения соглашений по устранению двойного налогообложения

В международной практике используют 2 – а основных метода избе­жание двойного налогообложения:

1) Метод налоговых выплат (метод освобождения) – когда сумма прибыли, полученная филиалом в принимающей стране, не включается в расчет налоговых обязательств материнской компании в стране базирования.

 

Прибыль материнской компании – Прибыль филиалов =

Налогооблагаемая база

 

2) Метод налогового кредита – когда сумма налогов, уплаченных в принимающей стране, вычитается из суммы налоговых обязательств инве­стора в стране базирования (применяется в России).

 

Налоговые обязательства материнской компании –

налоговые обязательства филиала =

налоговые обязательства, подлежащие уплате

 

Принципиальная разница между ними состоит в том, что метод осво­бождения касается подлежащих налогообложению доходов, а метод зачета относится к уплаченным налогам (А СТАВКИ НАЛОГОВ В ПРИНИМАЮ­ЩЕЙ СТРАНЕ И СТРАНЕ БАЗИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫ).

 

В Российской Федерации, как правило, применяется метод налогового кредита. Одной из причин этого является то обстоятельство, что при этом значительно сужаются возможности для международного уклонения от нало­гов[3].

Применяемые соглашения об избежании двойного налогообложения 80 стран (по состоянию на 01.01.2013).

ВАЖНО: Если международным налоговым соглашением, предусмот­рена иная ставка налога, чем предусмотренная Налоговым кодексом РФ, то применяется ставка, указанная в соглашении об избежании двойного налого­обложения! (Статьей 7 Налогового Кодекса РФ установлен принцип приоритета действия международ­ных соглашений России, касающихся налогообложения и сборов, над нормами национального законодатель­ства).

 

Для освобождения от уплаты налогов, проведения зачетов и получения налоговых вычетов при сдаче налоговой отчетности в Российской Федерации, налогоплательщик обязан предоставить в налоговые органы документы, подтверждающие, что он является:

- резидентом государства, с которым у Российской Федерации заключен договор об избе­жании двойного налогообложения;

- а также справку, подтверждающую полученныый доход и уплату налога в иностранном государстве.

В соответствии с пунктом 3 статьи 311 Налогового Кодекса РФ, размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных российской организацией за пределами РФ, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации.

Следовательно, сумму налога, которая была удержана с российской организации в ино­странном государстве, не всегда в полном объеме можно принять к зачету при уплате этой органи­зацией налога на прибыль в России.

 

3. ФЗ и указы Президента РФ.

Основным документом, регламентирующим деятельность иностран­ного инвестора, на территории РФ является ФЗ № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г.[4]

Данный закон в первую очередь определяет основные гарантии в отно­шении ин. инвестора, его права, обязанности, ответственность, экономи­ческие основы привлечения капитала и пр.

Центральной нормой закона является «дедушкина оговорка», которая предусматривает, что на инвестора не распространяются неблагоприятные изменения в законодательстве. По отношению к нему продолжают действо­вать нормы, при которых инвестирование началось. Российское правитель­ство гарантирует в этом законе защиту от принудительных изъятий и сво­бодного перевода денег за рубеж.

ФЗ «О порядке осуществления в РФ иностранных инвестиций в хо­зяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и национальной безопасности государства»[5], данный ФЗ принят для защиты Конституционного строя России и вводит ряд ограниче­ний для ин.инвесторов:

- ин.инвесторы не вправе заключать сделки влекущие установление контроля над организациями, имеющими стратегическое значение для эко­номики России;

- если ин.инвестор намерен приобрести в такой организации более 25 % УК, то подобная сделка подлежит согласованию на уровне Правительства РФ;

- ограничения, связанные с обязательным сохранением в собственно­сти российских организаций определенных активов:

а) для предприятий авиастроения максимальный предел уча­стия ин.инвесторов – 25 %;

б) для организаций осуществляющих воздушные перевозки - 49 %;

в) для страховых организаций – 25 %.

- ограничения, связанные с обязательным сохранением федеральной собственности отдельных видов деятельности:

а) сохранение в федеральной собственности 75 % + 1 акция – для организаций электроэнергетики;

б) сохранение в федеральной собственности и собственности российских компаний – 50 % + 1 акция – для организаций газоснабжения;

в) сохранение в федеральной собственности 100 % акций ОАО «РЖД».

Кроме того ограничения затрагивают предприятия осуществляющие производство спец.техники, вооружения, атомная энергетика, космическая деятельность, естественные монополии, разработку месторождений нефти, газа, золота и меди. Ограниченно разрабатываются те полезные ископае­мые, которые имеют стратегическое значение для оборонной промышленно­сти.

ФЗ 116 от 22.07.2005 г. «Об особых экономических зонах в Россий­ской Федерации»;

ФЗ 173 от 10.12. 2003 г. «О валютном регулировании и валютном кон­троле»;

ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 05.03.99. № 46 – ФЗ;

- ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22.04. 96 №39 – ФЗ;

- ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.98 № 164 – ФЗ;

- ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений от 25.02.99. № 39 – ФЗ;

В качестве факультативных норм опосредованно влияющих на усло­вия осуществления инвестиций можно указать:

- налоговый кодекс РФ;

- таможенный кодекс РФ.

 

Ой вопрос

Процесс регулирования иностранных инвестиций в России осуществ­ляется на основе Принципов приема прямых иностранных инвестиций, раз­работанных МБРР совместно с МВФ:

− недискриминация, защита и гарантии иностранных инвесторов;

− беспрепятственный перевод валюты;

− недопущение экспроприации иностранных капиталовложений;

− обращение для разрешения споров между иностранным инвестором и принимающим государством к арбитражу МЦУИС международный центр по урегулированию инвестиционных споров.

Методы государственного регулирования

привлечения иностранного капитала:

1) методы стимулирования иностранных инвестиций:

- режим функционирования иностранного капитала на территории страны – реципиента (национальный, наибольшего благоприятствования, ре­жим справедливого обращения);

- система государственных гарантий для иностранных инвесторов.

- налоговое регулирование

Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой при реали­зации государственной политики стимулирования привлечения иностранных инвестиций исходят из налоговых стимулов. Эти стимулы образуют основу налогового регулирования.

Инструментами налогового регулирования являются[6]:

− налоговый кредит;

− инвестиционные скидки (применяется в форме сниженных налого­вых ставок аналогично практике налогового кредита);

− налоговые каникулы;

− ускоренная амортизация;

− инвестиционные субсидии;

− льготы косвенного налогообложения, в частности снижение ставки таможенных пошлин.

- валютное регулирование (может включать и валютные ограниче­ния);

- таможенное регулирование.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.