На светские нормы и ценности в условиях иррационализации общественного сознания — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

На светские нормы и ценности в условиях иррационализации общественного сознания

2017-09-01 316
На светские нормы и ценности в условиях иррационализации общественного сознания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как известно, одним из активных противников инновационного развития современного общества, выступает религиозный фундаментализм. По сути, - это крайнее консервативное течение, отстаивающее решающую и основополагающую роль религиозных ценностей и норм, отрицающее светские ценности и нормы, побуждающее к открытому противостоянию остальной части социума. Теоретической базой для религиозного фундаментализма служат религиозные тексты, священные книги, откровения святых, которые воспринимаются как истинные и уникальные, их попрание в среде фундаменталистов резко пресекается. Для нынешней эпохи всплеск религиозного фундаментализма не случаен, поскольку повсеместно ослабляется власть традиций, модернизируется общественная и повседневная жизнь. Международная интеграция побуждает региональные элиты делать более открытым свое общество для налаживания активного взаимодействия в различных сферах, особенно в экономической. Религиозный фундаментализм выступает как противник взаимопроникновения ценностей и норм различных культур, он способствует усилению влияния религиозных организаций на общественное сознание, а также установлению теократии. Среди факторов, активизирующих деятельность фундаменталистов, можно выделить: обострение социально-экономических противоречий, социальную напряженность, нестабильность, рост радикальных настроений среди различных социальных групп, падение уровня морали и нравственности, раскол, смута, революция.

В России, проблема религиозного фундаментализма стоит в списке острых проблем, с которыми она столкнулась. В связи с ослаблением российской государственности, низложением советской идеологии, системы нравов и убеждений, а также недостаточным контролем за деятельностью религиозных организаций, имеет место их активный рост и усиление влияния на общественное сознание. Доктрины отдельных религиозных организаций носят фундаменталистский характер. Действия по реализации этих доктрин иногда имеют деструктивный характер, побуждающий на совершение преступлений и открытое противостояние с обществом. Заметим, что среди ведущих конфессий России, присутствуют религиозные деятели, призывающие стать на путь фундаментализма. Это, несомненно, грозит межрелигиозными конфликтами, и провоцирует отрицание светских норм и ценностей.

Для наиболее точного понимания влияния религиозного фундаментализма на светские нормы и ценности, рассмотрим состояние человеческого сознания, ума, и попытаемся понять, почему люди зачастую предпочитают религиозные ценности и нормы. Поскольку религия базируется на очень древних пластах культуры, то она представляет собой очень мощный социальный институт, позволяющий обеспечивать соблюдение своих норм и требований ее последователями. Религиозное сознание апеллирует к трансцендентному, к познанию сверхъестественного и вечного. Как указывал Конт О., в теологическом состоянии человеческий ум, направляя свои исследования главным образом на внутреннюю природу вещей, на первые и конечные причины всех поражающих его явлений, стремясь, одним словом, к абсолютному знанию, рассматривает явления как продукты прямого и беспрерывного воздействия более или менее многочисленных сверхъестественных факторов, произвольное вмешательство которых объясняет все кажущиеся аномалии мира[332]. Человеческий разум в этом случае, обращается к трансцензусу, пытаясь осознать казуальность мировых процессов. Это сугубо узкое видение только через призму религиозных положений формирует одностороннее, и порой крайнее воззрение на окружающий человека мир. И в таком случае религиозные ценности и нормы считают непререкаемыми и свято чтятся. Можно утверждать их божественное происхождение, любое их нарушение, рассматривается при этом как отступничество, порицается или наказывается. Устанавливается четкая регламентация, выводится система наказаний (греховности) за их несоблюдение. Допустим, у салафитов, радикальных исламистов, очень четко прослеживается данная риторика. Они говорят о необходимости слепого следования нормам Корана, введения шариатских судов и возвращения к первоистокам. Торчинов Е.А. пишет, что в христианстве, напротив, Бог зачастую рассматривается в этических категориях как высшее благо и источник нравственности и морального закона[333]. Как видно, религии утверждают божественное происхождение моральных и нравственных ценностей. Они даны человеку, и в то же время дистанцируются от него. Человеческое сознание должно воспринимать их некритично, как наиболее верные и определяющие его жизнь, деятельность и взаимоотношения с другими людьми. И если следовать религиозным догматам, то все предопределено и не зависит от индивида, поэтому мы можем говорить о религиозном отчуждении. Маркс К. писал, что в религии самодеятельность человеческой фантазии, человеческого мозга и человеческого сердца воздействуют на индивидуума в качестве чего-то независимого от него самого, т.е. в качестве какой-то чужой деятельности, божественной или дьявольской[334]. Далеко не всегда деятельность религиозных последователей рационально осознаваема, последовательна, а значит, она отчуждена от него самого. Мистификация, сакрализация характера происходящих процессов и явлений, побуждает к всплеску аффектов, которые дезорганизуют сознание, лишая его рационального осмысления их смысла. Таким образом, сознание религиозных фундаменталистов буквально пропитано суевериями, синкретизмом, верой в предопределенность жизненного пути творцом, выступающего гарантом сохранения нерушимых и вечных догматов.

Довольно часто религиозные фундаменталисты выступают против светских норм и ценностей. Они утверждают, что граждане, их придерживающиеся, отошли от истинных норм и ценностей – религиозных. Фундаменталисты пророчат гибельность такого пути, разрушение традиционных форм жизнедеятельности. Но иногда действия самих фундаменталистов, носят жестокий и агрессивный характер. Хитченз К. указывает, что родители, воображающие себя “свидетелями Иеговы” не позволяют делать своим детям переливание крови. Родители-“мормоны”, воображающие, что некто Джон Смит услышал глас божий и откопал набор золотых табличек, выдают своих несовершеннолетних дочерей замуж за любимых дядюшек, у которых иногда уже имеются другие жены, постарше. Шиитские фундаменталисты в Ираке снизили возраст половой “зрелости” до девяти лет, возможно, следуя примеру “пророка Мухаммеда” и его младшей “жены”. В Индии девочек-невест наказывают, а иногда и сжигают заживо, если их жалкое приданое не удовлетворяет принимающую сторону[335]. В России данная тенденция набирает силу. Вследствие иррационализации общественного сознания, с ослаблением защитных его механизмов, основополагающей роли разума, критического мышления, идет увеличение роли спонтанных, неосознанных импульсов, аффективных проявлений и бессознательных рефлексов. Именно в таких условиях наблюдается резкий скачок в противостоянии религиозного фундаментализма светским нормам и ценностям секулярного общества. Часть граждан, потерявшая четкую систему норм и ценностей, подвержена влиянию религиозных фундаменталистов и способствует нарастанию конфликтности в обществе. Поскольку российское общество поликонфессионально, то попытки православия, ислама, иудаизма или буддизма сделать свои нормы и ценности основополагающими ведут к дисгармонии и межрелигиозным трениям. Иррационализированное сознание с легкостью воспринимает религиозные положения и слепо следует им, не взирая на возможные последствия их воплощения. Разум в таких условиях не способен осмыслить широты этих последствий, поскольку неосознанное подчинение религиозным положениям позволяет совершать немыслимые, чудовищные преступления против отступников и иноверцев. Светские нормы и ценности невозможно приспособить для оправдания убийства во имя Бога, для принижения чести и достоинства человека. Светские ценности и нормы четко устанавливают границы возможного/невозможного, должного/недолжного. Они обязательны для всех членов общества.

Особое внимание стоит уделить проникновению религиозных организаций, в том числе и фундаменталистских, в органы политической власти. Если это произойдет, в силу определенных обстоятельств и факторов, то доминирующими в обществе станут религиозные ценности и нормы. Они станут носить общеобязательный характер, выступят в роли императивов и детерминантов социальной деятельности индивидов. Сергей Филатов отмечает, что общемировая тенденция в отношениях политики и религии состоит в стремлении всех основных политических сил, равно как и церквей, избегать открытого публичного противостояния. В США и Европе после Второй мировой войны открытые конфликты авторитетных политических сил с религией довольно редки. Даже когда церковь решительно лоббирует какие-либо политические решения, основные политические силы стараются не допустить прямого и открытого конфликта с церковью, а церковь стремится не персонифицировать врага[336].

В книге Маршака А.Л. и Сергеева В.В. указывается, что по данным социологических исследований, заметно изменилось отношение политических групп к религии. Оно прошло эволюцию от резко негативного к лояльно-позитивному. Большинство партий и движений России принимает религиозные убеждения как социальную данность и рассматривает религию как необходимое средство для сохранения национального самосознания, развития демократии и идеологического плюрализма. Отдельные политические лидеры неоднократно высказывались в том смысле, что религия и Церковь необходимы для помощи в управлении государством. Социологические наблюдения выявили потребительское отношение к религии со стороны ряда политических деятелей, выражающееся в использовании религиозного конфликта в политических интересах, что особенно ярко проявляется в ходе предвыборных кампаний. Кроме того, был выявлен низкий уровень религиозного образования верующих: Евангелие, Ветхий Завет, Жития святых читало менее 30% православных[337].

В мировой практике наблюдается, что религиозные фундаменталистские организации выступают как политическая сила и как духовная элита. В качестве примера может служить режим Талибан в Афганистане, отличающийся религиозной нетерпимостью, возвращением к публичным казням и телесным наказаниям. Эт свидетельствует о том, что фундаментализм крайне опасен, несет в себе агрессивное начало и формирует стереотипизированное, фанатичное мышление, придерживающееся ортодоксальных взглядов. Причем, эти убеждения базируются на иррациональных мотивациях, которые направляют деятельность индивидов, их интеракцию и отношение к остальному миру. Разум служит для планирования способов осуществления и претворения в социальную жизнь определенной системы идей, а также для разработки карательных мер в случае их неприятия.

Таким образом, светские нормы и ценности возможны только в секулярном обществе. Светская этика, на наш взгляд, – это залог стабильности и инновационного развития общества. Религиозный фундаментализм решительно противостоит светской этике, апеллируя к пережиткам прошлого, традициям, культам; он не учитывает специфики современной эпохи, ввиду своего крайне консервативного воззрения на мир. Общественное сознание мифологизируется, отрицается светский характер культуры, запрещаются некоторые формы искусства. Усиление религиозного фундаментализма – это реальная угроза не только для России, но и для мирового сообщества. Упрочнение позиций фундаменталистов – это демодернизационный ответ глобализирующемуся, усложняющемуся, и совершенствующемуся миру. Только на основе светских норм и ценностей мы можем воспитать полноценную личность, адекватно оценивающую национальную и мировую культуру, ее наследие и произведения искусства. Светские нормы и ценности должны лежать в основе современного образования и социогуманитарного знания для формирования более глубокого познания всех процессов и явлений, а также современного мировоззрения, лишенного стереотипов, предрассудков, домыслов, мировоззрения, в основе которого лежит рациональное начало, способствующее вычленению и изучению субъектов и объектов социальной реальности.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.