Особенности работы с текстом — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности работы с текстом

2017-09-01 189
Особенности работы с текстом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предисловие

Евангелие (в переводе с греческого — Радостная Весть) было возвещено в земном мире Богочеловеком Иисусом Христом. Он открыл нам это Святое Учение Своими словами, делами и всей Своей жизнью. Понять Сына Божиего, ставшего Сыном Человеческим, ответить на Его Любовь своею любовью — значит открыть для себя Вечную Жизнь и обрести победу над злом, грехом и само́й смертью.

Православная Христианская Церковь приняла от апостолов и сохраняет в себе всю полноту Откровения истины Христовой. Господь писал Евангельское учение в сердцах Своих учеников и апостолов, которые после рождения Христовой Церкви в день Пятидесятницы составили Ее ядро, первую христианскую церковную общину в мире.

Апостолы передавали людям разных народов, разных национальностей истины спасительной веры. Суть этого учения была записана учениками Христовыми и составила важнейшую часть Библии (Священного Писания) — Новый Завет.

Весь опыт богопознания содержится в живой памяти Православной Церкви. И наша вера основывается на этом духовном опыте Церкви. Источниками Ее вероучения являются Священное Писание и Священное Предание. Святой апостол Павел писал новообращенным христианам: Стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим (2 Фес.2:15). Таким образом, апостол говорит, что вера христиан строится на письменном источнике — Священном Писании (Послании) и устном (слове). Все Учение Христово он называет Преданием.

В широком смысле Священное Предание — это все то Откровение Божие, которое было дано Православной Церкви Ее Основателем Иисусом Христом. И важнейшей частью Священного Предания является Священное Писание Нового Завета. В узком смысле Священным Преданием можно назвать ту часть Откровения Божия, которая не записана в Новом Завете.

Голос Священного Предания мы слышим в богослужении, творениях святых отцов, догматах (истинах веры) и канонах (церковных правилах), во всем воспринятом от апостолов Христовых духовном опыте благодатной церковной жизни.

Понять Евангелие — значит понять Христа. Объяснять православное христианское учение веры можно разными путями. В данном пособии предлагается опробованный на опыте преподавания учащимся всех возрастных категорий путь познания основ православного христианского вероучения через осмысление духовного содержания важнейших церковных праздников и событий из жизни Основателя Христовой Православной Церкви.

Изучение основ Евангельского учения таким методом доступно людям всех возрастов и разного культурного уровня.

Важнейшей особенностью данного учебного пособия по изучению основ православной христианской веры является активное использование Священного Предания, а именно — православных традиционных икон и богослужебных текстов.

Православная икона осмысляет священное событие и во время молитвы помогает верующему человеку соприкоснуться с миром вечности. По словам одного священника, исповедника веры, икона — это окошко в Царство Небесное, и открывается оно во время молитвы.

У нас имеется многолетний опыт изучения христианства по иконам. Эта система преподавания опробована как при занятиях с дошкольниками, так и со школьниками, студентами, учителями. При этом с учетом интеллектуального уровня и подготовки учащихся осмысляется изображенное на иконах событие во всех деталях. Мы также используем сведения из Священного Писания и Священного Предания, включая богослужебные тексты. Все священные события необходимо выстраивать в одну логическую цепочку, увязывая их по смыслу друг с другом. Эта оправдавшая себя на опыте система предлагается в данном учебном пособии.

На занятиях с младшими школьниками нужно внимательно рассматривать сюжеты, изображенные на иконе: что это за событие, где оно происходит, кого и как изобразил иконописец, обратить внимание на детали. Ребенок мыслит очень конкретно, и именно через такие детали ему легче понять смысл события.

При работе с учащимися старшего возраста следует особое внимание уделить осмыслению тропарей праздников, а также датам неподвижных праздников. Для понимания смысла праздников, связанных с пасхальным циклом (то есть событий Страстной Недели, Вознесения и Сошествия Святого Духа), необходимо увидеть и прочувствовать их глубокую внутреннюю взаимосвязь.

Данное учебное пособие «Великие праздники» является первым выпуском серии «Основы православной веры». Пособие рассчитано в первую очередь на учащихся 4–6-х классов и рекомендовано для занятий, на которых учебный материал объясняется педагогом. Эта книга может также являться пособием по самостоятельному изучению основ православного христианского вероучения и для людей более старшего возраста. Мы постарались изложить материал доступным языком, но без примитивных упрощений. Книга будет очень полезна и людям, делающим первые шаги в Православной Церкви, так как позволяет заложить ту канву знаний, на которую очень логично ляжет информация, получаемая при дальнейшем изучении основ православной веры.

Очень полезными пособиями для преподавателей этого учебного курса могут стать книги протоиерея Бориса Балашова «Христос и мы» («Христианская жизнь», Клин, 2007) и «На камне или на песке?» (изд. 2-е, испр. и доп., «Христианская жизнь», Клин, 2009), «Десять заповедей» («Христианская жизнь», Клин, 2010).

Если Богу будет угодно, мы подготовим к изданию серию небольших учебных пособий «Основы православной веры».

Вторая книга этой серии посвящена осмыслению десяти заповедей, данных Богом на Синае.

При работе над книгой большую помощь оказали прихожане: Т. Б. Балашова, И. С. Ермакович, Е. А. Кислова, Н. В. Маценова, М. Д. Молотников, С. В. Синицына, О. С. Тишкова, Е. Д. Шеко, С. Н. Якубовский.

Часть 1. Бог, мир, человек

Бог — Творец мира

Дорогие друзья, давайте мысленно совершим экскурсию на молокозавод. Все мы употребляем в пищу молочные продукты: молоко, кефир или йогурт, расфасованные в пластиковые пакеты или твердую картонную упаковку. И вот на молокозаводе мы видим автоматическую линию, где без участия человека в пластиковые пакеты наливается молоко, пакет запечатывается и поступает туда, где в ящики складывается уже готовая продукция.

На другой автоматической линии в картонные коробки также наливается молоко, потом они заклеиваются, и с конвейера выходят готовые к продаже коробочки с молоком.

Мы будем удивлены и скажем: «Какая умная автоматическая линия!» Мы будем правы? Нет! Автоматическая линия — это система механизмов, ума не имеющая и никогда не имевшая. А откуда же взялась такая умная система? Ее придумали и сделали люди. Это плод их ума. И мы должны сказать: «Какие умные и толковые люди, инженеры и конструкторы, придумали эту автоматическую линию».

А вот еще одна история. Представьте себе, что вы стоите перед запертой дверью. Открываете ее ключом. Входите. Тщательно всё вокруг осматриваете. Ни одного человека в комнате нет. А на столе стоит вылепленный из пластилина медведь. Вы радостно воскликнете: «Ура! Мишка сам вылепился из пластилина!» Так ведь? Как думаете?

Что, вы не согласны? Говорите, что медведь сам не может вылепиться, его кто-то сделал своими руками?

Действительно, вы видели плоды чьего-то ума, кто-то потрудился и вылепил эту фигурку. И хотя в комнате никого нет, ясно, что сам мишка из пластилина без человека никак не получится.

Так и наш мир, в котором мы живем: звезды, солнце, луна, моря и реки, трава и деревья, рыбы и птицы, звери и домашняя скотина, а также и люди — все не само собой появилось. Их по собственному мудрому плану создал Бог — Творец нашего мира.

Со всех сторон мы видим удивительно красивые и очень умно устроенные Божии создания. Но известно, что ничто умное само по себе, без участия чьего-то ума получиться не может.

Вся природа, космос, все живые существа свидетельствуют о том, что они мудро созданы. И если мы не видим своими глазами их Создателя, то это вовсе не означает, что Его нет. Вспомним пластилинового медведя в пустой комнате…

Множество ученых из разных стран изучает наш мир, пытаясь проникнуть в его тайны, которым нет конца.

Знания о Боге мы можем получать ежедневно, наблюдая окружающий нас мир. Любуясь звездным небом, провожая взглядом стремительный полет ласточки, наблюдая за гусеницей, ползущей по тропинке, мы узнаем об их Создателе, сотворившем всё.

Кроме того, Бог Сам о Себе говорит в Своем Откровении, которое дал людям через Своего Сына. Это записано в Священном Писании христиан — Библии.

Вопросы:

1. Обладают ли умом станки, телевизоры, мотоциклы и велосипеды?

2. Могут ли из куска железной руды сами по себе без участия людей получиться гвоздь, шуруп и гайка?

3. Откуда мы можем получать знания о Боге — Творце мира?

Мир видимый и невидимый

Дорогие друзья! Наш удивительный мир был создан мудрым и любящим Богом. Вокруг нас много интересного. Но давайте задумаемся, все ли мы можем увидеть?

Вот, я возьму за руку ученика или положу руку ему на плечо. Моя рука соприкасается с телом — рукой или плечом ребенка.

Вы гладите кошку или собаку. В этом случае вы тоже соприкасаетесь с телом — телом животного. Тело можно видеть, трогать, измерять его вес или размеры. Оно вещественно.

А теперь поговорим о том, что веществом не является.

Так, любовь бестелесна (не имеет тела), и мы не можем ее потрогать или понюхать, но это не значит, что она не существует. Человек может выразить ее своим взглядом, словами или действиями, но потрогать или измерить ее величину не получится. Любовь не имеет веса или размера, она в уме и сердце человека.

Другой пример. Мама сделала очень приятный подарок своему сыну. Он поблагодарил ее, но в полной мере выразить свою любовь и благодарность стесняется, потому что рядом много незнакомых взрослых людей. Мама понимает состояние сына, хотя внешне его чувства почти никак не выражаются.

Мальчик упал с велосипеда и сильно разбил коленку. Очень больно! Но кругом много посторонних людей. Совсем не хочется показывать свои слезы. Мальчик крепится, улыбается, и никому не видно, что ему больно. Боль нельзя потрогать или измерить. Она не имеет цвета, вкуса и запаха. Но ведь она существует, хоть и невидима. Это мы все знаем.

К девочке на день рождения пришли одноклассники и подарили интересные книги и игры. Она поблагодарила друзей, пригласила к столу. Радость переполняет душу ребенка. Однако девочка стесняется ее бурно выражать. Когда одноклассники уйдут, она, уже никого не стесняясь, даст выход своим эмоциям. Когда человек рад, но скрывает свои чувства, радость, тем не менее, существует, хотя мы можем и не видеть ее внешних проявлений.

Таким образом, в человеке есть видимое (вещественное) — это его тело, и невидимое (невещественное): боль, радость, любовь, ум и многое другое, что относится не к телу, а ко внутреннему миру человека — его душе.

Бог невидим и тела не имеет, но Он сотворил мир видимый (телесный) и мир невидимый (духовный).

Видимый мир — это звезды, луна, солнце, земля, горы, реки, деревья, животные, люди, наконец.

Мир невидимый — это мир человеческой души, мир Ангелов1 и многое другое.

Все это — Божии творения.

О человеке как о высшем творении Бога поговорим в следующий раз.

Вопросы:

1. Что в человеке относится к миру видимому, а что — к миру невидимому?

2. Что в человеке относится к жизни тела?

3. Что в человеке относится к жизни души?

4. Что вы цените в маме и бабушке: красоту тела или красоту души?

Тело, жизнь, душа

Бог сотворил мир видимый и невидимый. Невидимые существа — Ангелы. Они живые, могут думать, чувствовать, совершать разные действия своей силой, исполняя волю Божию. Но они не имеют тела, и их нельзя потрогать. Они невещественны.

Поговорим теперь о том, что мы можем увидеть. Вот другое творение Божие — камень. Он имеет свое тело, вес, размеры. Его можно видеть и трогать, но он никого не видит и не слышит, не может думать и чувствовать. Камень вещественен, но он не живой.

На окне в горшке растет цветок, за окном во дворе – деревья. Мы их видим, можем пощупать и потрогать, так как они имеют свои тела. В отличие от камня они живые, дышат воздухом, питаются водой и веществами, которые берут из земли, растут и когда-то умирают. Но думать цветы и деревья не умеют. Они — живые растения.

По сравнению с растениями животные стоят на более высокой ступени развития. Они не только имеют тело и растут, у них есть еще ум, нервная система и психика. Собаки и кошки могут как-то думать, переживать, радоваться и страдать, любить и ненавидеть, то есть они имеют животную душу. Животные руководствуются инстинктами. Они не могут делать свободный выбор между добром и злом. Когда животные умирают, вместе со смертью тела умирает и их животная душа. В животном все смертно, как и в растении.

Человек имеет тело, он растет, питается. У человека есть все перечисленные признаки растений и животных. Он имеет ум, нервную систему и психику. Но ум его иной, намного глубже, чем у животных. Только человек может последовательно и разумно думать, рассуждать, придумывать и создавать новое, говорить, образовывать новые слова, понимать взаимосвязь явлений и событий. Только человек может записывать звуки буквами и нотами, создавать машины и инструменты. Ум у человека иной, творческий, потому что человек сотворен как образ, то есть портрет, Божий. Бог — Творец, и человек способен творить.

Дети сами делают игрушки, лепят из пластилина и глины, рисуют. Никакие животные этого делать не могут.

А еще человек имеет то, чего нет у животных и что нельзя увидеть, — бессмертную душу, которая может общаться с бессмертным, не имеющим тела Богом.

Древние философы говорили, что основное отличие человека от животного — то, что он может молиться.

Таким образом, человек имеет тело, как животные, и бессмертную душу, как Ангелы. Поэтому человек — существо духовно-телесное.

Вопросы:

1. Чем дерево отличается от камня?

2. Чем животные, например кошки или собаки, отличаются от растений?

3. Чем животное отличается от Ангелов?

4. Чем человек отличается от животных?

5. Что общего у человека с Ангелами и что — с животными?

Образ и подобие

В семье родился мальчик. Он маленький и беспомощный, совсем ничего не умеет. Но он живой. Мы смотрим на него и видим, что он похож на своего папу. А если мы достанем старые фотографии, где папа еще совсем маленький, то обнаружим удивительное сходство с малышом. Можно даже сказать, что мальчик — это папин портрет или образ.

Пока ребенок мал, он, в отличие от папы, ничего сам делать не умеет. Но время идет, малыш растет, умнеет, становится более самостоятельным, учится. Постепенно он уже становится похожим на взрослого папу. И не только лицом и ростом, но и умом, характером, голосом и тем, что уже многое умеет делать сам. Так он становится подобным отцу.

Ребенок родился образом отца. Вырастет — станет подобием отца.

Этот пример мы рассмотрели для того, чтобы понять, каким Бог сотворил человека.

В Библии мы читаем, что Бог замыслил сотворить человека по Своему образу и подобию. А когда человек был уже сотворен, о нем было сказано, что он сотворен «по образу Божию», но не говорится «и по подобию».

Человек создан как образ Божий, как Божий портрет. Он похож на Бога умом, способностью создавать новое, видеть и любить красоту, любить Бога и людей жертвенно (то есть сознательно ограничивая свои желания и потребности, а не ставя себя на первое место). Наша душа бессмертна. Да и весь человек с душою и телом призван наследовать Вечную Жизнь.

При сотворении все дары Божии были даны человеку как бы в начатке. Их можно сравнить с бутоном цветка. Вначале он мал и не очень красив. Но через некоторое время этот неказистый бутон раскроется и превратится в прекрасный цветок. Так и эти дары. Вначале они не очень заметно проявлялись в человеке. Но с течением времени он должен был нравственно и умственно возрастать и становиться взрослым во всех этих Богом данных дарах. Как ребенок растет, развивается и становится подобным своему отцу, так и человек своим умом, красотой души и духовно-нравственными качествами должен был вырасти и стать похожим на Бога, то есть подобным Ему. Так замыслил Бог. Но человек согрешил и исказил как себя, так и созданный Богом земной мир. Казалось бы, замысел Творца разрушен. Но наш Создатель продумал план спасения Своих любимых творений — людей, для того чтобы вернуть их на путь уподобления Богу. Этот замысел Творца начнет осуществляться с событий Благовещения и Рождества Христова.

Итак, образ Божий человеку дан при его сотворении, а подобием Бога он должен стать в результате подвига своей жизни на земле.

Вопросы:

1. Чем ребенок может быть похож на маму и папу?

2. Каким образом маленький ребенок может стать подобным своим взрослым родителям?

3. В чем мы можем видеть образ Божий в человеке?

4. Как может быть достигнуто подобие Богу?

Мужчина и женщина

Дорогие друзья, поразмышляем над тем, как интересно устроен Богом человек! У нас две руки. Может показаться, что они одинаковые, но это не так. Положим обе ладошки на стол и посмотрим: руки похожи друг на друга, но все же они разные или, как говорят, симметричные. У правой руки большой палец находится с левой стороны, а у левой — с правой. Посмотрим на ступни своих ног и увидим подобную картину. Ступни разные, но, как и руки, они соответствуют друг другу. Посмотрим на себя в зеркало. Видно, что правый и левый глаз, правое и левое ухо также похожи, но они не одинаковые, а симметрично соответствуют друг другу. Мы можем назвать их парными.

У человека два глаза, но орган зрения один. А двумя глазами мы видим не две разные картины перед собой, а лишь одну. И только два глаза дают полное видение — объемное.

Можно привести и другой пример. Так, у человека один центр слуха в голове, но два уха. И слышим мы одновременно двумя ушами.

В Библии сказано: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт.1:27).

Священное Писание говорит: Сотворил Бог человека, — то есть одного. Но тут же сказано, что мужчину и женщину сотворил их. Получается, что один человек состоит из двух половинок — мужчины и женщины.

Вспомним, что в человеческом теле один орган слуха и два уха; один орган зрения и два глаза. Так же Бог устроил, что и мужчина, и женщина — люди, но разные, друг другу соответствующие и друг друга во всем дополняющие.

Проведем небольшой эксперимент. Растопырим веером пальцы на ладонях, потом, не сжимая их, соединим руки вместе и сожмем так, чтобы пальцы одной руки располагались между пальцами другой. При этом пальцы правой руки опустятся на тыльную (наружную) поверхность левой кисти, а пальцы левой руки — на тыльную сторону правой кисти. Сделаем это так, чтобы нам было удобно.

Посмотрим на свои соединенные руки. Почти у половины людей, точнее, немного более, чем у половины, сверху расположился правый большой палец. Это правши. А у другой, меньшей части людей, сверху будут левые большие пальцы. Это левши. У левшей и правшей несколько по-разному устроен мозг и ум. Они не хуже и не лучше друг друга, они просто немного разные.

Если левша сложит пальцы указанным способом, чтобы сверху оказался правый большой палец, а правша так, чтобы сверху был левый, им будет неудобно. В этом случае им придется выполнять движения, не свойственные людям их типа. А в человеческом организме каждый орган выполняет только определенные для него задачи. При этом все органы должны слаженно работать, только так организм будет здоров. Тогда можно сказать, что разные органы соответствуют друг другу. И наши руки — правая и левая — устроены Богом разными, но соответствующими друг другу.

Так и мужчина, и женщина устроены Господом разными, но соответствующими друг другу.

Вопросы:

1. Для чего нужны человеку:

– два разных глаза;

– два разных уха;

– две разные руки;

– две разные ноги?

2. Почему в Библии сказано, что Бог сотворил одного человека, и тут же сказано, что сотворил мужчину и женщину?

Грехопадение

Сотворённые Богом люди, мужчина и женщина, жили в прекрасном саду — Раю — в мире и любви с Богом и друг с другом.

У человека с Богом было полное взаимное доверие и глубокая любовь. К своему Творцу он относился как к лучшему другу и Отцу, а Бог к нему — как к верному другу, сыну и Своему самому высшему и совершенному творению.

Злой дух, он же сатана или дьявол1, падший, то есть согрешивший ангел, завидовал счастливой жизни человека в Раю и решил его погубить. Но пока человек с Богом и безоговорочно верит и доверяет Богу, его нельзя победить. Значит, чтобы получить влияние на людей, дьяволу надо разрушить отношения взаимной веры и любви между человеком и Богом. Бога искушать сатане не под силу, да и бессмысленно, ведь Он есть Сама Любовь. Бог всегда таким был, есть и будет вечно. Поэтому нарушить отношения любви со стороны Бога невозможно. Остается искушать людей и с их стороны ломать доверительные отношения с Богом.

К нашему несчастью, план дьявола во многом удался. Человек предал Божию Любовь, потерял полное доверие к своему Творцу, со стороны человека эти отношения оказались сломанными.

Если нас предаст близкий друг, то наша связь веры и доверия друг к другу порвется. Если согрешивший, предавший нас человек покается, будет скорбеть и горевать о своем поступке, придет к нам просить прощения, то наши отношения можно лечить и восстанавливать.

Так же если бы и человек после грехопадения осознал свое предательство, скорбел, раскаялся бы в нем, а не оправдывал себя, сваливая вину на других, то светлые отношения доверия с Богом можно было бы почти сразу восстановить. Ведь Бог никогда не переставал и не перестанет любить человека. Но, хотя Бог и призывал человека к покаянию, люди ожесточились и перестали верить в Божию любовь.

А раз разрушились отношения с Богом, то разрушились и отношения взаимной любви и доверия между самими людьми.

В человеческих сердцах райское состояние оказалось потерянным. А следствием этого стало и то, что мир, в котором предстояло жить человеку, перестал быть Раем. В него вошло зло и изуродовало прекрасный мир, созданный Богом.

Но Бог верен в Своей любви к человеку. Он решил Сам стать Человеком, чтобы со стороны людей разрушить стену недоверия и отчуждения, возникшую между людьми и Богом. Эту стену надо было сломать именно с той стороны, с которой она возникла, то есть со стороны людей.

Вопросы:

1. Какие отношения между Богом и людьми были в Раю?

2. Какие отношения между самими людьми были в Раю?

3. Кто завидовал счастью человека?

4. Кто стал причиной грехопадения человека?

5. Кто перестал любить: Бог или человек?

6. Как Бог задумал спасти человека и восстановить отношения любви и доверия между Богом и человеком?

Часть 2. Бог пришел к людям

Рождение Божией Матери

В течение тысячелетий человеческой истории Бог готовил людей к встрече с Собой, такой встрече, в которой сыны и дочери Адама (первого сотворенного человека) смогут поверить и довериться Богу и со своей стороны ответить на Его любовь.

На земле Палестины в еврейском народе немногим более двух тысяч лет назад жила благочестивая супружеская пара — Иоаким и Анна. Иоаким был потомком царя Давида. А Давиду было обещано Богом, что из его потомства произойдет Христос — Спаситель мира.

Иоаким и Анна более пятидесяти лет жили счастливой семейной жизнью. Они были добрыми и трудолюбивыми. Жили в достатке, но не замыкались в рамках своей семьи. Их любви хватало на всех. Предание сообщает, что свои доходы они делили на три части: одну часть — для храма, Богу, другую — для бедных, и только третью часть оставляли себе. О чем это говорит?

Чем у человека больше богатства, тем больше оно для него значит, и тем труднее ему с ним расставаться. Легко ли ребенку две трети, то есть бо́льшую часть, своих игрушек или любимых вещей отдать другим? Нет, конечно. Так же и взрослым. Поэтому про Иоакима и Анну можно сказать, что в своей долгой семейной жизни они научились по-настоящему любить не только друг друга, но и, самое главное, Бога и Его любимых творений — людей. Любовь — это именно то качество человека, которое делает его похожим на Бога, ведь Бог есть Любовь.

Все у Иоакима и Анны было хорошо, только не было у них детей. В те времена это считалось наказанием Божиим и позором для супругов. Много оскорблений и незаслуженных обид пришлось вытерпеть Иоакиму и Анне от своих соплеменников.

Супруги много лет молились Богу, чтобы Господь даровал им дитя. Но дело не в том, что они хотели иметь утешение и опору в старости. Они мечтали принести Богу в дар самое дорогое что может быть на свете — светлую и чистую душу своего ребенка, чтобы их дитя чистой и богоугодной жизнью могло радовать Создателя.

Творец мира видел добродетельную жизнь супругов и в течение многих лет готовил их к величайшему служению: дать жизнь такому человеку, такой Дочери, которая сможет стать достойной Матерью для Самого Божиего Сына. И вот, в старости, когда по состоянию здоровья у них не могло уже быть детей, Господь дает им дивную радость — под сердцем Анны, жены Иоакима, забилось маленькое сердечко нового человека — ее Дочери. И через положенное для развития и роста ребенка время родилась Девочка, Которой дали имя Мария.

Всю ту любовь, которой научились Ее родители, они постарались вложить в сердце своей Дочери. Та вера, которую имели Иоаким и Анна, согрела душу Девочки, и Она с молоком матери впитала веру и любовь к Своему Творцу.

Это событие — рождение Девы Марии — мы называем Рождеством Пресвятой Богородицы.

Вопросы:

1. Кто такие Иоаким и Анна?

2. Какими людьми они были?

3. Чего им не хватало для полноты счастья и почему?

4. Какое дитя дал Господь престарелым родителям Иоакиму и Анне?

Жизнь в храме

Мы уже говорили о том, что Иоаким и Анна решили посвятить Богу самое дорогое что у них было — свое долгожданное дитя.

Дева Мария три года воспитывалась родителями, а затем по их обету (то есть по обещанию, данному родителями Богу) Ее отдали в Иерусалимский храм, где такие девочки могли жить до четырнадцати лет. За те три года, которые Мария прожила со Своими родителями, Иоаким и Анна смогли привить Ей такую любовь к Богу, что трехлетняя девочка спокойно оставила родителей, и Сама пошла в храм. Родители и девушки с зажженными свечами сопровождали Ее до храмового порога.

В храм вела лестница из пятнадцати больших ступеней. Когда трехлетнюю Девочку поставили на первую ступень, ведущую в храм, Она, как на крыльях, быстро поднялась по всем пятнадцати ступеням, потому что Ее душа стремилась к Богу. По преданию к святыням храма Ее ввел сам первосвященник (то есть священнослужитель, возглавлявший службу в храме).

Всем нам хорошо известно, что малыш может остаться лишь с тем человеком, которого хорошо знает и кому доверяет. Чаще всего это мама, папа, бабушка, дедушка или другой родной или близкий человек. А для маленькой Марии близким стал Сам Бог и Его храм.

Живя при храме, Она училась читать, писать, изучала Священное Писание, занималась рукоделием, выполняла разные работы по храму. Там же Она училась углубляться в молитву, там же постигла тайну общения с Богом. Так проходила Ее жизнь лет до четырнадцати.

Престарелые родители умерли, и девочка осталась круглой сиротой. Но у Бога сирот нет. Любящий Бог заменил Деве Марии отца и мать, а храм для нее стал родным домом.

Вопросы:

1. Сколько времени Дева Мария прожила в родном доме?

2. Почему Деву Марию родители отдали жить в храм?

3. Легко ли было маленькой девочке оставить любимых родителей?

4. Чем занималась Дева Мария, живя при храме?

Рождество Иисуса Христа

Дева Мария жила в доме Иосифа и готовилась стать матерью. Ангел, посланный Богом, явился во сне Иосифу и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф.1:20–21).

В священных книгах Ветхого Завета было пророчество, что Христос Спаситель родится в Вифлееме, городе, в котором родился царь Давид.

Палестина, где жили иудеи, была завоевана римлянами и вошла в состав Римской империи. Иудейский царь полностью зависел от Римского императора. В то время в империи проводилась перепись населения. В Иудейской земле, учитывая местные традиции, перепись проводилась не по месту жительства, а по месту, откуда был родом человек и где хранились родословные списки.

Иосиф и Дева Мария были родственниками, потомками царя Давида. Поэтому они должны были пройти перепись в Вифлееме.

Приехали они туда зимой. Было уже достаточно холодно. Дева Мария должна была вот-вот родить. В Вифлеем на перепись приехало много народа. Все дома были переполнены. Иосиф никак не мог найти дом, куда бы его с Марией пустили ночевать. Кто-то предложил им для ночлега хлев, располагавшийся в одной из пещер, которых много было в этой гористой местности. Они часто использовались в хозяйственных целях.

В одной из таких пещер и расположились на ночлег Иосиф с Девой Марией. В этом же хлеву, рядом с ними, находилась и домашняя скотина.

Евангелие сообщает: Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице (Лк.2:6–7).

Была ночь, когда в Вифлеемской пещере у Девы Марии родился Младенец. Вместо детской кроватки Мама положила новорожденного Малыша в ясли, то есть кормушку для скота, куда хозяева клали солому и другой корм для своих животных.

Для своего Владыки потеснилась домашняя скотина, а у людей не нашлось места для Бога. На поле охраняли свои стада пастухи. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим (Лк.2:9). Ангел сказал им: Не бойтесь, — и возвестил им великую радость: Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях (Лк.2:11–12). После этого пастухи увидели великое множество Ангелов, которые радостно прославляли Бога: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк.2:14).

Слово «благоволение», как мы уже видели раньше, состоит из корней двух слов: «благо» и «воля». В человеке, когда он обретает веру во Христа, должен произойти переворот, изменение в его внутренней жизни. Его воля должна стать благой, то есть направленной к добру.

Пастухи пошли в Вифлеем, нашли пещеру, где было светло от разведенного в ней огня и где в кормушке лежал спеленутый новорожденный Младенец. Поклонившись Ему, пастухи рассказали Деве Марии, что возвестил им Ангел.

Вопросы:

1. Как Иосиф узнал о тайне Девы Марии?

2. Почему Иосиф с Девой Марией пошли в Вифлеем?

3. Почему Богомладенец родился в пещере?

4. Кто и как первым узнал о родившемся Иисусе Христе?

Поклонение волхвов

Некоторое время после рождения Богомладенца Святое семейство жило в Вифлееме. Вскоре Иосифу удалось снять комнату в одном из домов этого города. А в это время в отдаленных восточных странах ученые мудрецы, которые в Евангелии называются «волхвами», оказались в полном недоумении. Они изучали звездное небо, и их внимание привлекла внезапно появившаяся новая необычная звезда. В те времена верили, что такое бывает, когда рождается великий человек. По появлению этой звезды волхвы поняли, что в Иудее родился новый, необыкновенный и великий Царь.

Евангелие сообщает: Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф.2:1–2). На востоке — это там, где они жили, откуда пришли в Палестину.

Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним (Мф.2:3).

Иудеи ненавидели Ирода. Он был очень подозрительным, жестоким и боялся любого возможного соперничества. Услышав слова волхвов, все жители города со страхом ждали кровопролития и смерти.

У ученых людей Ирод узнал, что, как указывала Библия, Христос должен был родиться в Вифлееме. Царь пригласил волхвов и с притворной лаской беседовал с ними. Он выведал время появления звезды и уверил волхвов, что сам очень хочет поскорее поклониться новорожденному Царю. Ирод просил волхвов на обратной дороге прийти к нему и указать место, где находится Младенец. Жестокий царь любой ценой решил убить родившегося в Вифлееме великого Царя.

Волхвы этого не поняли и продолжили свой путь: Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (Мф.2:9–11).

Ладан — это приятно пахнущее вещество, которое использовали во время молитвы дома и в храмах. Смирна — смола, которая задерживала гниение. Ее использовали при погребении умерших.

Золото принесли Иисусу Христу как Царю. Ладан — как Богу. Смирну — как человеку, которому предстоит умереть.

Вопросы:

1. Как волхвы узнали о рождении Спасителя?

2. Откуда Ироду стало известно, где родился Спаситель?

3. Как волхвы нашли Младенца Христа?

4. Какие дары волхвы принесли новорожденному Царю?

Икона Рождества Христова

Икона Рождества Христова помогает нам духовно прикоснуться к событию Рождества Господа нашего Иисуса Христа.

В центре иконы — запеленутый Богомладенец. Рядом — только что родившая Своего Первенца Пресвятая Дева. Младенец лежит в яслях (кормушке для скота) в Вифлеемской пещере. Бессловесные животные потеснились в своем хлеву, дав место Сыну Божиему родиться Сыном Человеческим. Только люди не хотят дать место Богу в своем сердце, впустить в свою жизнь Создателя мира и Судию вселенной. И это продолжается уже более двух тысяч лет.

Грех, совершенный человеком, тяжким грузом лежит на всей живой и неживой природе.

Любого родившегося младенца прежде, чем завернуть в пеленки, нужно омыть — искупать. Эта сцена изображена в левом нижнем углу иконы. Омовение Младенца подчеркивает подлинность рождения Сына Божия, то, что Он — полноценный, настоящий Человек, а не только принял человеческий вид.

В правой нижней части иконы изображается святой праведный Иосиф. Он показан в позе тяжелого раздумья. Перед ним фигуры, символически изображающие искушения Иосифа о Деве Марии. Все его сомнения разрешил Ангел Гавриил: Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого (Мф.1:20).

В правой части иконы изображено явление Ангела, несущего пастухам весть о рождении Спасителя. Левее Ангела-благовестника мы видим Ангельский хор, воспевший хвалебную песнь Богу в ночь Рождества, и радостное ликование Ангельского мира.

В верхней части священного изображения сияет Вифлеемская звезда, указывающая путь к Богомладенцу волхвам, которых мы видим в левой части иконы.

Можно ли перепутать икону Рождества Христова с иконой Рождества Богородицы? Нет. Некоторое сходство есть лишь в названиях икон. А взглянув на эти иконы, мы сразу отличим их. Ведь Богоматерь родилась в уютных условиях родного дома и спала в Своей детской кроватке. А Спаситель мира родился в пещере-хлеву и был положен в ясли — кормушку для скота.

Праздничная икона (икона праздника) раскрывает перед на


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.147 с.