Никогда не рассчитывайте на случайную безопасность, лучше думайте об опасности и сделайте все, чтобы ее избежать — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Никогда не рассчитывайте на случайную безопасность, лучше думайте об опасности и сделайте все, чтобы ее избежать

2017-09-01 361
Никогда не рассчитывайте на случайную безопасность, лучше думайте об опасности и сделайте все, чтобы ее избежать 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Водители, которые не всегда владеют ситуацией на дороге и рассчитывают на то, что безопасность для них обеспечат коллеги (т.е. они ее прогнозируют), опасны не только для окружающих, но прежде всего для себя. Лишь активные действия с этой целью всех участников дорожного движения, и прежде всего по повышению их осмотрительности, могут обеспечить безопасность. Данное правило особенно актуально в ситуациях, где не все до конца ясно:

• плохая видимость,

• ограничен обзор,

• неадекватное поведение другого ТС и т.д.

Будьте предельно внимательными и осторожными в подобных ситуациях. Никогда не принимайте решения на дальнейшее движение или маневр, если ситуация до

конца не ясна, т. е. вы не владеете ею! Малейшая ваша оплошность чревата очень серьезными последствиями. Может быть полезным в подобных ситуациях и такое правило:

Никогда в своем мышлении не опирайтесь на представление о том, что вы надежно прогнозируете развитие событий на дороге и "все будет хорошо". Такая бесшабашность может дорого стоить. Ведь прогноз - дело неблагодарное и опасное (подробнее чуть ниже). Усложнение обстановки, как правило, происходит неожиданно и это необходимо учитывать. Поэтому действуйте в соответствии с изложенным правилом, что позволит вам разумно оценить ситуацию на дороге, и ваше подсознание всегда будет начеку. Даже когда сознание отвлечено, подсознание выполнит роль, образно выражаясь, сторожевого пса, который при возникновении опасности подаст сигнал сознанию, и вы примите правильное (уже осознанное) решение.

Любая деятельность, в т.ч. и водителя, опирается, как уже говорилось выше, на прогноз. В основе его лежит свойство головного мозга, названное "опережающим отражением". Чтобы человек ни делал, его мозг, образно


говоря, всегда находится "впереди" рук, ног. Но прогнозировать можно по-разному: на короткий отрезок времени и продолжительный, прогнозировать хорошее и плохое, прогнозировать по только что воспринятой информации и информации предыдущих поездок и т.п. Поэтому для водителя важно такое правило:

Прогнозируете благополучие - получите ДТП

Откуда такой пессимизм? Дело в том, что прогноз строится на текущей (или, что опаснее, прошлой) информации, а "заглядывает", т.е. формирует действие - на будущее. Поэтому, если будущая ситуация оказывается негативной, а ваши действия построены на положительной информации с прогнозом дальнейшего благополучия в развитии дорожной обстановки, то ДТП гарантировано. Вот наиболее характерные примеры.

Вы тронулись за впереди стоящим автомобилем на включенную левую "стрелку" светофора с незначительным ускорением, прогнозируя, что и он повернет налево. Но вдруг впереди движущегося автомобиля неожиданно появился пешеход, (которого вы не увидели), и водитель впереди движущегося ТС мгновенно затормозил. Ваш прогноз не сбылся, а у вас уже не было той безопасной дистанции, что позволила бы вам затормозить и не столкнуться. Результат - ДТП.

Или другой пример. Сдвоенные перекрестки (т.е. когда два перекрестка находятся на незначительном расстоянии и имеют светофорное регулирование). Вы движетесь по шоссе, увидели мигающий зеленый свет, но, увеличив усилие на педаль "газа", вместе с впереди находящимся ТС успели проскочить перекресток в надежде продолжить на той же скорости движение и через второй перекресток. Но вдруг впереди движущееся ТС начало резко тормозить, т.к. его водитель заметил желтый сигнал на следующем светофоре. Если вы его не увидели, но продолжаете движение, опираясь на старую информацию, то результат может быть только один - ДТП.

И еще один пример. Водитель много раз выезжал из деревни на проселочную дорогу, и у него сложилось четкое впечатление, что ТС на ней встречаются чрезвычайно редко. В очередной раз рано утром, когда еще вся деревня спала, он попытался выехать на эту дорогу, руководствуясь прошлым опытом (где, как отмечалось выше, даже днем ТС почти не встречаются), но, увы, в этот раз по проселочной дороге ехало ТС. Результат - ДТП.

Вообще-то значительно безопаснее и эффективнее, как отмечалось выше, строить свою деятельность не на прогнозировании, а на предвидении. Это значит, что водитель заранее должен знать, какие опасности ожидают его на том или ином участке дороги или в определенной ситуации, и упреждающе предпринимать действия, чтобы их избежать. Такой стиль вождения называется предусмотрительным и широко пропагандируется в развитых странах.

При организации взаимодействия на дороге важно создать, как отмечалось выше, оптимальные условия для движения других его участников. И здесь поможет следующее правило:

Думайте о других водителях, но не думайте за них

 

 

К сожалению, в автошколах и некоторых книгах учат думать именно за других водителей, поэтому кому-то может показаться, что в данном правиле идет лишь игра предлогами "о" и "за". Нет, это не так. Пытаться думать за другого человека, а тем более за нескольких - бесперспективно, если не сказать неразумно. Такое мышление зачастую становится причиной ДТП, т. к. вероятность точного прогноза действий другого водителя крайне низка. Нельзя думать за другого и на этом ложном представлении строить программу своих действий по вождению! Узнать, что у человека в голове, даже когда загорается один из сигналов светофора, невозможно. Вот характерный пример. Вы движетесь на большой скорости. Впереди замигал зеленый сигнал светофора. Вы думаете, что водитель впереди движущегося ТС постарается, как и вы, успеть проехать перекресток. А он, в отличие от вас, не спешит и начинает тормозить. Вы же при мигающем зеленом сигнале светофора нажали на педаль "газа", тем самым быстро сократили дистанцию между ТС. Результат понятен - ДТП. В подобных ситуациях разумно думать о том, что другой водитель в отличие от вас может себя вести иначе.

Кстати, в какой бы ситуации вам не приходилось принимать решение, связанное с предотвращением столкновения или наезда на пешехода и т. п., всегда придерживайтесь следующего правила, которое сформулировано несколько грубовато, зато легко для запоминания:

Принимая решение (особенно в сложных ситуациях), лучше всех считать слепыми, глухими и тупыми, чем зрячими, слышащими и умными

 

Это правило помогает водителю исключить в своих мыслях необоснованную надежду на адекватность поведения другого участника движения (водителя, пешехода) или попытку думать за него. Придерживайтесь данного правила, и вы не попадете в ДТП, после которого произнесете одну из сакраментальных фраз: "А я думал, что Вы меня видели (слышали)" или "А я думал, что вы поступите так -то...". Поэтому действуйте в соответствии с обстановкой, но самостоятельно, страхуясь от возможных ошибок другого водителя или пешехода.

Находясь за рулем ТС, водитель крайне редко бывает свободен от проблем и мыслей, связанных с решением житейских вопросов. Иногда от этих мыслей сравнительно легко избавиться: сел в ТС - и они пропали. Но бывают проблемы, которые не отпускают вас и во время поездки. Они все время будоражат мозг, отвлекая от вождения. Отсюда и такое правило:

Чем больше житейских проблем и чем они сложнее, тем выше активность сознания и ниже скорость движения

Почему рекомендуется иметь более высокую активность сознания при наличии сложных житейских проблем? Потому, что вождение ТС осуществляется с опорой на сформированные навыки, т.е. действия, выполняемые при минимальном контроле сознания. Но это только в тех случаях, когда в сознании доминирует деятельность по вождению ТС. Но в этом случае сознание находится в состоянии, готовым мгновенно подключиться в любой момент на помощь подсознанию, если того требует обстановка. Если же превалируют житейские проблемы, то контроль со стороны сознания ослабевает, а восприятие важной для вождения ТС информации, особенно при сложных дорожных условиях на дороге, тормозится. Результат развития такой ситуации один - ДТП. Не позволяйте житейским проблемам во время движения хозяйничать в вашем сознании, мыслительных процессах! Особую опасность это представляет для неопытных водителей, у которых еще слабо сформированы умения и навыки вождения и сознание играет большую роль в обеспечении безопасности на дороге. В соответствии с изложенным должна быть и меньше скорость вождения, поскольку надежность водителя, переживающего житейские проблемы, снижена.

Нередко водитель, находясь за рулем, ощущает не груз житейских проблем, а неуверенность в профессиональной (водительской) подготовке, личное неблагополучие, в т.ч. связанное со здоровьем. Отсюда вытекает важное следующее правило:

 

Не все в порядке в профессиональной подготовке, личной жизни, состоянии здоровья - "ползите"

Конечно, "ползите" понимается условно, как снижение обычной скорости движения, а при

необходимости, - и занятие крайнего правого ряда. Ведь водитель, неуверенный в себе, испытывающий внутренний дискомфорт или недомогание, отличается меньшей надежностью (у водителя снижается чувствительность к поступающим сигналам, увеличивается время реакции, ухудшается работа механизмов памяти, падает скорость мыслительных процессов и т.д.). Следовательно, скоростной режим должен соответствовать состоянию водителя. Понятно, что нестись со скоростью потока в измененном состоянии - безумство. Формула, прививаемая в автошколе, что в потоке следует ехать со скоростью потока, в корне не верна.

Иногда водитель оказывается под прессингом текущих дел, вызывающих неблагоприятный психоэмоциональный фон, который способен негативно отразиться на качестве вождения ТС. Отсюда следует очередное правило:

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.