Руководствуйтесь при вождении изложенными ниже — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Руководствуйтесь при вождении изложенными ниже

2017-09-01 498
Руководствуйтесь при вождении изложенными ниже 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психологическими правилами!

Обращение к водителям

Уважаемые коллеги!

Брошюра, которую вы держите в руках, - первая попытка изложить в доступной форме некоторые психологические закономерности регуляции деятельности водителей при вождении транспортного средства (ТС), без понимания которых быть надежным водителем невозможно. И практика тому яркое доказательство. Каждый день на дорогах России регистрируется более 500 тяжелых дорожно-транспортных происшествий (ДТП), уносящих жизни в среднем 100 человек.

Высокий уровень аварийности на дорогах, вышедший из-под контроля государственных структур, свидетельствует об одном: существующая система профилактики ДТП, построенная на "технократических" принципах, себя исчерпала и сегодня демонстрирует свою полную несостоятельность. Поэтому требуется принципиально новая идеология обеспечения безопасности на дорогах, учитывающая менталитет россиянина, резко возросшие возможности транспортных средств, плотность и интенсивность движения, социально-экономическое положение страны и др. Одним из приоритетных направлений данной идеологии, без сомнения, должна стать разработка современной программы обучения вождению, построенной на передовых психологических и педагогических концепциях и глубоком знании психофизиологических закономерностей деятельности водителей. Особое внимание в программе следует уделить формированию психологии безопасного вождения, основанной на учении «человеческий фактор». Нельзя оставлять без психологической поддержки и водителей, побывавших в ДТП. Анти-аварийная (контраварийная) психологическая подготовка водителей обязана быть важнейшим мероприятием по профилактике ДТП.

К сожалению, все это - в перспективе и зависит от государственных структур, которые настойчиво придерживаются «технократического» подхода в обеспечении безопасности на дорогах. Что делать с водителями (кроме как ужесточать санкции!), они не знают. Поэтому, пока автотранспортная система функционирует по-старому, профилактика аварийности, связанной с ошибками при вождении, остается в руках самих водителей. Другими словами, по-прежнему «работает» известный российский лозунг: «Спасение утопающего - дело рук самого утопающего». Исходя из сложившейся ситуации, водителям остается лишь самостоятельно совершенствовать свою психологическую подготовку. Возникает справедливый вопрос: с чего начать?

Все мы, водители, хорошо знаем, что для обеспечения безопасности вождения существуют правила дорожного движения. Но, к глубокому сожалению, далеко не все мы следуем требованиям этих правил. Последнее объясняется тем, что между знаниями правил и их выполнением находятся внутренние (психические) механизмы, регулирующие деятельность водителя. Те, у кого эти механизмы работают исправно, соблюдают правила дорожного движения, а те, у кого эти механизмы дают сбой, их нарушают. Закономерности работы внутренних (психических) механизмов могут быть сформулированы тоже в виде правил, получивших определение «психологические правила безопасного вождения». Если знать эти правила и руководствоваться ими при вождении, то вероятность нарушения ПДД резко снизиться. Помните, что нет людей хороших и плохих, а есть люди с правильными и неправильными программами поведения. Измените свою программу поведения за рулем (если в этом есть необходимость) и Вы станете надежным водителем. Данная брошюра, надеюсь, поможет вам в решении этой проблемы.

С уважением, профессор В. Козлов

 

 

Введение

Обеспечение безопасности дорожного движения - глобальная проблема России. Достаточно напомнить, что ежегодно более 35 тыс. соотечественников погибает на дорогах страны. Это в 2,5 раза больше, чем было убито советских солдат и офицеров за 10 лет войны в Афганистане!!!

К глубокому сожалению, расследование многочисленных ДТП укладывается, как правило, всего в две казенные формулировки «водитель нарушил правила дорожного движения» или «водитель не справился с управлением», которые ничего на дают для понимания истинных причин произошедшего, а, следовательно, не позволяют разработать эффективные профилактические мероприятия по предотвращению ДТП. В результате авто-маховик человеческого горя в нашей стране ускоренно набирает свои смертоносные обороты, жестоко демонстрируя бессилие перед ним определенных государственных структур.

В то же время проведенный нами медико-психологический анализ ДТП показывает, что довольно часто их причинами становятся не слабые знания водителем правил дорожного движения (ПДД) или низкая его подготовка по управлению ТС, а нарушения функционирования внутренних (психических) механизмов регуляции деятельности, о которых водители в подавляющем своем большинстве ничего не знают. Это проявляется в агрессивном поведении при вождении, а также выполнении действий, не адекватных возникающей ситуации и приводящих к нарушению ПДД или небезопасному управлению ТС. Автотранспортная статистика изобилует подобными примерами. Достаточно вспомнить такие типовые случаи, как выезд на полосу встречного движения, разворот с пересечением двойной сплошной разметки, проезд железнодорожного переезда при закрытом шлагбауме и (или) включенной красной сигнализации, сокращение дистанции до впереди движущегося ТС, пренебрежение скоростным режимом движения с последующей потерей управления ТС, несоблюдение очередности проезда перекрестка, перестроение без оценки ситуации в смежном ряду и др.

Часто сам водитель не понимает, почему он не смог укротить свою агрессивность при движении или выполнил ошибочное действие, которое стало причиной аварии. К сожалению, не могут помочь ему в этом разобраться и сотрудники ГИБДД, т. к. внутренние механизмы регуляции деятельности при расследовании не анализируются. Вместе с тем без их понимания построить эффективную профилактику ДТП невозможно. Что это за внутренние механизмы, в чем их суть? На данном вопросе следует остановиться подробнее.

При вождении человек, как известно, мотивирован на достижение конкретной цели (совершить поездку в заданное место) и опирается на определенные знания, включающие особенности работы систем ТС, маршрут, организацию и управление дорожным движением (ПДД, действие светофоров, знаков, разметки и др.), а также профессиональные умения и навыки вождения. Именно на формирование указанных слагаемых водительского мастерства нацелено обучение в автошколе. Но, как показывает практика, для обеспечения безопасного вождения этого крайне недостаточно. Оказывается, что при управлении ТС водитель наряду со знаниями, умениями и навыками использует (не всегда даже осознанно!):

• психические установки (уступать дорогу - не уступать; пропускать ТС - не пропускать; нарушать - не нарушать; оповещать других водителей об опасности - не оповещать; помогать в беде - не помогать другим участникам дорожного движения и т. д.);

• убеждения (я всегда прав или я тоже бываю не прав; я один умею правильно водить ТС или мне надо быть осторожнее в силу недостаточного опыта и т.п.);

• суждения (я спешу, поэтому могу нарушить ПДД, или я спешу, но нарушать ПДД не буду, т.к. это до добра не доведет; я - на роскошной иномарке и мне все должны уступать дорогу или мы все на дороге равны; я сейчас отомщу за «подрез» или меня «подрезали» случайно, по неопытности и т.п.), которые являются важным компонентом психических механизмов регуляции. В данном компоненте отражено отношение водителя к своим коллегам и пешеходам, требованиям нормативных документов, средствам организации и управления дорожным движением. Все это в совокупности составляет основу профессиональной культуры водителя и обеспечивает безопасное вождение ТС.

Формирование установок, убеждений и т.п. осуществляется на протяжении всей жизни человека с учетом его индивидуальных особенностей и при активном влиянии той среды, в которой он живет, воспитывается, приобретает профессию и работает. Важную роль в данном процессе играет автошкола, где происходит первоначальное обучение вождению и, что самое главное, закладываются основы профессиональной культуры будущего водителя. Еще раз подчеркнем, что обучение лишь внешне сводится к отработке умений и навыков. С


психологической точки зрения имеет место, прежде всего, формирование психических механизмов регуляции деятельности водителя, важным компонентом которых наряду с мотивацией являются установки водителя, его убеждения, суждения и др. Поэтому, какие механизмы, такая и регуляция, а какая регуляция, такая и надежность водителя, т. е. безопасность его поведения на дорогах.

Конечно, изменить менталитет человека или повысить его культуру за несколько десятков часов обучения в автошколе практически невозможно. Но показать роль профессиональной культуры в обеспечении безопасности дорожного движения, заставить человека о ней задуматься и нацелить его на ее формирование - задача для автошколы вполне посильная. Решить ее можно путем введения специального курса «Человеческий фактор и безопасность дорожного движения» (или «Психология безопасного вождения»). Но коль скоро в автошколах подобного курса нет, то предлагаем каждому водителю изучить изложенные в настоящей брошюре психологические правила безопасного вождения, которые позволят сформировать правильное (разумное!) отношение к автомобилю, скорости движения, другим водителям, пешеходам, требованиям ПДД, дорожным ситуациям и т. д. Нет сомнения, что в ряде случаев внимательное знакомство с правилами безопасного вождения даст возможность водителям внести коррективы в их, уже сформированные жизнью, неправильные установки, убеждения, суждения и др. Благодаря этому вы сможете существенно повысить безопасность вождения автомобиля.

Не менее полезным будет знакомство с психологическими правилами для водителей, переживших ДТП. К сожалению, антиаварийной (контраварийной) психологической подготовки с такими водителями в нашей стране, как отмечалось выше, не проводится, поэтому после аварии они могут, внимательно прочитав правила, самостоятельно определить, какое из них не было выполнено, что и стало первопричиной допущенной ошибки и, как следствие, ДТП.

Есть надежда, что изучение психологических правил окажется серьезной информационной основой для некоторых водителей в профилактике агрессивного поведения на дорогах.

Психологические правила безопасного вождения (ППБВ), представленные в брошюре, условно разделены на три группы:


первая группа: психологические правила, формирующие и отражающие общую культуру водителя

(Глава 1);

• вторая группа: психологические правила, формирующие и отражающие культуру мыслительных процессов водителя (Глава 2);

• третья группа: психологические правила, формирующие и отражающие культуру исполнительных действий водителя (Глава 3).

Следует обратить внимание на то, что в брошюре ППБВ излагаются в одной из двух форм: позитивной (как следует действовать) или негативной (как действовать недопустимо). Схема изложения ППБВ такая: сначала дается в лаконичной форме конкретное правило, после чего описывается его роль в регуляции поведения водителя и, наконец, приводятся возможные негативные последствия невыполнения положений этого правила.

 

В заключение один совет, как правильно изучать ППБВ. Оптимальный вариант следующий: необходимо освободится от всех дел и с карандашом в руках их спокойно прочитать, делая нужные пометки. После прочтения каждого правила целесообразно его осмыслить, а еще лучше «пропустить» через свой водительский опыт (если таковой имеется) или представить возможные ситуации, где прочитанное правило особенно «работает». Такой подход существенно улучшит внедрение правил в психические механизмы регуляции деятельности при вождении ТС, благодаря чему ваша безопасность за рулем станет значительно выше.

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.