Характеристика медицинской микробиологии как медицинской специальности — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Характеристика медицинской микробиологии как медицинской специальности

2017-09-01 337
Характеристика медицинской микробиологии как медицинской специальности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Медицинская микробиология является одной из быстро меняющихся биомедицинских дисциплин. Зародившаяся во второй половине 19 века, в 21 веке она существует как самостоятельная научная и медицинская дисциплина. Областью ее изучения являются микроскопические живые объекты – бактерии, вирусы, грибы, простейшие.

Сегодня медицинская микробиология играет важную роль в установлении и характеристике инфекционных рисков общественному благополучию и безопасности, включающих:

  • угрожающее распространение резистентности микробов к антимикробным препаратам;
  • быстрое распространение эпидемий известных инфекций;
  • возрастание опасности заноса опасных и особо опасных инфекционных заболеваний;
  • появление новых (неизвестных) и вновь возникающих (известных) возбудителей инфекционных болезней;
  • с 2013 года нарастание летальных исходов от инвазивных микозов (при отсутствии в России подготовки специалистов по медицинской микологии);
  • возрастание опасности биотерроризма.

В конце 19-начале 20 века основными методами исследований были микроскопический метод, применяемый и сегодня для выявления бактерий, микроскопических грибов и простейших, а также методы, направленные на выделение патогенного микроорганизма и его идентификацию. Методы, направленные на выделение живых патогенных микробов для их последующего исследования, получившие приоритетное значение в диагностических и санитарных микробиологических исследованиях в первой половине 20 века, существенно отличались для различных групп микроорганизмов, что и обусловило разделение медицинской микробиологии на четыре подраздела – бактериология, микробиологию, вирусологию и паразитологию.

Бурное развитие микробиологических субдисциплин и методов, применяемых в диагностике инфекционных заболеваний и в санитарных микробиологических исследованиях объектов окружающей среды, в конце 20го в начале 21 веков привело не к их окончательному обособлению, а, наоборот, к их сближению при решении медицинских задач. Это, в первую очередь, связано с общностью современной методической базы, применяемой для выявления и описания возбудителей инфекционных заболеваний: молекулярно-биологические и иммунологические методы все чаще заменяют или дополняют традиционные методы микроскопии, выделения и характеристики возбудителей – бактерий, микроскопических грибов, вирусов и простейших.

Новейшие методы исследований и автоматизированные системы все шире применяются в современных лабораториях, приводя к повышению информативности и достоверности результатов исследований, и, что особенно важно, значительно уменьшают время проведения анализа. В клинической медицине это позволяет значительно ускорить постановку диагноза и назначить обоснованное лечение, что, в конечном итоге, приводит к повышению эффективности лечения и, часто, к снижению летальности. Скорость, информативность и достоверность микробиологических исследований имеет не меньшее значение в санитарно-эпидемиологическом надзоре, при установлении этиологии вспышек заболеваний.

Оценка биологической безопасности объектов внешней среды требует комплексного подхода. Комплексный подход необходим и в клинических микробиологических исследованиях: при диагностике инфекционных заболеваний мы все чаще сталкиваемся с сочетанными инфекциями – вирусными и бактериальными и грибковыми, бактериальными и грибковыми, бактериальными и паразитарными, а также и любыми другими сочетаниями. Таким образом, комплексное исследование образца диагностического материала от больного или пробы для санитарного исследования позволит обеспечить большую достоверность анализа.

Потребности диагностики инфекционных заболеваний и современные риски общественному благополучию и безопасности ставят новые задачи перед специалистами-медицинскими микробиологами, в первую очередь — готовность к быстрой и наиболее эффективной диагностике инфекций и выявлению патогенных биологических агентов в образце, взятом у больного, или в образце из окружающей среды, с применением наиболее современных методов диагностики. Новейшие научные достижения в области медицинской микробиологии открывают новые возможности в диагностике как инфекционных, так и неифекционных патологий. Современный медицинский микробиолог должен быть готов к комплексному исследованию образца, к выявлению и исследованию характеристик любого микробиологического объекта – бактерий, микроскопических грибов, вирусов или простейших. Необходима подготовка специалистов – медицинских микробиологов нового поколения, с широким кругозором, способных быстро осваивать новые знания и технологии.

Необходимость подготовки универсальных специалистов-медицинских микробиологов определяется также и экономическими соображениями. Современная микробиологическая лаборатория представляет собой сложное и дорогостоящее инженерное образование, оснащенное высокопроизводительными приборами и оборудованием, требующими высококвалифицированного регулярного обслуживания и управления. Еще большую ценность имеют специалисты, подготовленные для работы в таких лабораториях. Все это определяет необходимость наиболее полного и эффективного использования их инженерно-технического и кадрового потенциала и нецелесообразность разделения исследований по группам ожидаемых патогенов – вирусов, бактерий, микроскопических грибов или простейших, проведения таких исследований в разных лабораториях.

Все вышесказанное заставляет пересматривать подходы к подготовке специалистов в области медицинской микробиологии. Уже сегодняшние программы обучения специалистов с высшим образованием по медицинской микробиологии и программ подготовки специалистов высшей квалификации по специальностям «Бактериология» и «Вирусология» включают в себя фундаментальные вопросы физиологии, морфологии всех микроорганизмов, а также вопросы патогенеза и эпидемиологии инфекционных заболеваний, вызываемых вирусами, бактериями, микроскопическими грибами и простейшими. В программы также включены общие для всех групп исследований вопросы организации микробиологических исследований, принципы современных методов, единые санитарные правила работы с любыми патогенными биологическими агентами.

Повышается значение обучения общим принципам молекулярно-биологических и иммунологических методов. Происходящее переоснащение медицинских лабораторий, внедрение автоматизированных систем и информационных технологий в практику медицинских микробиологов делает актуальным включение этих вопросов в обучение современных специалистов-микробиологов, независимо от того, какие объекты, относящиеся к микроорганизмам, они выделяют и исследуют в своей практической деятельности.

Вместе с тем, объединенные единой методической базой и целесообразностью комплексного подхода как в клинических, так и в санитарно-эпидемиологических целях, сходными программами обучения, в России микробиологические исследования проводятся специалистами различных медицинских специальностей: бактериологами, вирусологами, лабораторными микологами и паразитологами.

Нельзя не отметить, что специальность «лабораторный миколог» исключена из перечня медицинских специальностей, приведенной в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования», и из номенклатуры специальностей медицинских специалистов с высшим образованием (Приказ Минздрава России от 07.10.2015 N 700н "О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование"), что не отвечает клиническим потребностям, определенным нарастающей значимости микозов (см. Таблицу 1), а также современным подходам к оценке влияния микроскопических грибов окружающей среды на здоровье человека.

 

 

Таблица 1. Летальность при наиболее распространенных инфекционных заболеваниях

  Рассчитанное число летальных исходов в мире ежегодно
Микозы (GAFFI, 2015) > 1 600 000
Туберкулез (ВОЗ, 2014 г.) 1 500 000
Малярия (ВОЗ, 2015 г.) 400 000
ВИЧ/СПИД* (2013 г.)   > 1 500 000 (330 000 – туберкулез, 700 000 – микозы)

 

Паразитологические исследования проводятся либо в клинико-диагностических лабораториях специалистами, либо врачами-паразитологами, имеющими недостаточную подготовку в области медицинской микробиологии, вне микробиологических лабораторий. Это приводит, в том числе, к распылению затрат на оснащение таких лабораторий, недозагрузку в них современных высокопроизводительных приборов.

Приведенные выше данные свидетельствуют о необходимости и целесообразности объединения всех специальностей микробиологического направления в единую специальность – «Медицинская микробиология». Такое объединение позволит повысить качество обучения специалистов, обеспечив новый уровень их подготовки, отвечающий современному уровню развития диагностических технологий в области медицинской микробиологии, а также клиническим и санитарно-эпидемическим потребностям.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.