Материалы для проведения учебных занятий — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Материалы для проведения учебных занятий

2017-09-01 188
Материалы для проведения учебных занятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Разработки уроков модуля

«Основы православной культуры»

 

в рамках комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

   
Темы уроков  
1 урок Россия – наша Родина _________________  
2 урок Культура и религия ___________________  
3 урок Человек и Бог________________________  
4 урок Православная молитва_________________  
5 урок Библия и Евангелие___________________  
6 урок Проповедь Христа____________________  
7 урок Христос и Его крест___________________  
8 урок Пасха_______________________________  
9 урок Православное учение о человеке________  
10 урок Совесть и раскаяние_________________  
11 урок Заповеди___________________________  
12 урок Милосердие и сострадание____________  
13 урок Золотое правило этики_______________  
14 урок Храм______________________________  
15 урок Икона______________________________  
16 урок Творческие работы учащихся__________  
17 урок Подведение итогов___________________  
18 урок Как христианство пришло на Русь______  
19 урок Подвиг_____________________________  
20 урок Заповеди блаженств__________________  
21 урок Зачем творить добро?________________  
22 урок Чудо в жизни христианина____________  
23 урок Православие о Божием суде___________  
24 урок Таинство Причастия_________________  
25 урок Монастырь_________________________  
26 урок Отношение христианина к природе_____  
27 урок Христианская семья__________________  
28 урок Защита Отечества____________________  
29 урок Христианин в труде__________________  
30 урок Любовь и уважение к отечеству________  

 

 


Материалы для проведения учебных занятий

По модулю «Основы православной культуры»

Урок 1. Россия – наша Родина.

Основные понятия урока: духовный мир человека; культурные традиции; отечество; Родина; многонациональная страна.

Материалы для организации работы с учащимися

1. Пословицы и поговорки.

Распределите предлагаемые пословицы и поговорки в несколько групп в зависимости от того, чему они посвящены. Постарайтесь определить, с каким общим понятием связаны пословицы и поговорки каждой из получившихся групп.

· Всяк кулик своё болото хвалит.

· Где нет борьбы, там нет и победы.

· Где родился - там и сгодился.

· Героем упадёшь - поднимут, трусом упадёшь - раздавят.

· Для Родины своей ни сил, ни времени не жалей.

· За свою Отчизну не жаль и жизни.

· Знали, кого били, потому и победили.

· Как дверь ни открывай, она возвращается к своему порогу.

· Каков Савва, такова ему и слава.

· Кому мир дорог, тот и нам дорог.

· Красна девушка косами, а солдат орденами.

· Кто Родине служит верно, тот долг исполняет примерно.

· Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.

· На своей земле не ходили в кабале.

· На что и меч, коль нечего сечь.

· На чужой сторонушке рад родной воронушке.

· Народы нашей страны дружбой сильны.

· От Родины теплом веет.

· Первое дело в жизни - служить Отчизне.

· Поднявший меч от меча и погибнет.

· Пока битва впереди - храбрецов хоть пруд пруди.

· Потому хорошо живётся, что дружба народов ведётся.

· При солнце тепло, при Родине добро.

· Родина - мать, умей за неё постоять.

· Родная сторона - золотая колыбель.

· Родную мать никем не заменишь.

· Своя земля и в горсти мила.

· Славу свою добывай в бою.

· Сражайся смело за родное дело.

· Старая слава новую любит.

· Что мир строит, то война разрушает.

· Чужая сторона - дремучий бор.

· Шаг вперёд - шаг к победе.

День народного единства.

В каждой стране есть свои государственные праздники, объединяющие всех граждан государства. Есть такие праздники и в России. Один из них – «День народного единства», отмечаемый ежегодно 4 ноября.

Как государственный праздник день 4 ноября стал отмечаться сравнительно недавно, с 2005 года. Но связан он с историческими событиями, которые происходили почти четыреста лет назад.

Тогда, в начале XVII века над Российским государством нависла смертельная опасность. В страну вторглись польские и шведские войска. Вот уже несколько лет они разоряли западные, северные и центральные ее районы. В самой столице, Москве, хозяйничали польские оккупанты. Ни царя, ни сильного правительства, способного организовать борьбу с захватчиками, в стране не было. Претендентов на власть за несколько лет сменилось множество, поэтому люди не знали, чьим приказам подчиняться. Отсутствовало и боеспособное войско. Многие полностью отчаялись: казалось, что России ни за что не удастся сохранить независимость.

Однако в этих условиях в стране было создано народное ополчение под командованием К. Минина и Д. Пожарского. Оно возникло не по государеву или правительственному указу, а по почину самих людей. Вошли в него, взяв в руки оружие, тоже в основном не военные, а простые люди. Проведя ускоренное обучение, ополчение двинулось к Москве, чтобы освободить ее от поляков.

22 октября 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли укрепления Китай-города, примыкавшего к московскому Кремлю. Польский гарнизон отступил в Кремль и был там блокирован. Четыре дня спустя, 26 октября командование гарнизона подписало капитуляцию, выпустив из Кремля московских бояр и других знатных лиц. На следующий день гарнизон сдался. Москва была освобождена. А в конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царём Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых. Россия снова получила прочную государственную власть; Смутное время закончилось.

В день 22 октября, когда войска народного ополчения одержали решающую победу, по православному календарю отмечается «Празднование Казанской иконе Божией Матери». Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы. Позднее, в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября) был объявлен государственным праздником. Он праздновался в течение трех столетий - вплоть до 1917 года.

22 октября – дата, указанная по старому стилю, действовавшему в России до 1917 года. Когда после революции 1917 г. вместо старого (юлианского) был принят новый (григорианский) календарь, между датами возникла разница в семь дней. Поэтому в современном календаре дата 22 октября приходится на день 4 ноября. Именно эта дата - 4 ноября по григорианскому календарю – была выбрана для государственного праздника, Дня народного единства.

Задания:

1. В честь какого события в современной России установлен праздник, отмечающийся 4 ноября - День народного единства?

2. Военных побед в истории нашего государства было немало, но далеко не каждая отмечается как общенациональный государственный праздник. Как вы думаете, почему победа, одержанная в 1612 году ополчением К. Минина и Д. Пожарского, удостоилась этой особой чести? (Что произошло бы, если бы не было этой победы?).

3. Как вы считаете, почему празднику, отмечаемому в честь событий 1612 года, дали именно такое название – День народного единства?

4. Как связан праздник, отмечаемый в день 4 ноября, с традициями православной культуры?

5. Какое отношение имеет разговор о государственном празднике – Дне народного единства - к понятиям, которые мы обсуждали сегодня на уроке?

Дополнительная информация для учителя:

НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ ПОД РУКОВОДСТВОМ МИНИНА И ПОЖАРСКОГО - объединение патриотических сил русского народа на завершающем этапе борьбы с польско-литовскими и шведскими оккупантами в начале XVII в. Возникло в сложной обстановке, после захвата интервентами значительной части страны, в т. ч. Москвы и Смоленска, и распада вследствие острых противоречий первого ополчения 1611 года. В сентябре 1611 в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин обратился к посадским людям с призывом собрать средства и создать ополчение для освобождения страны. Население города было обложено особым сбором для организации ополчения. Его военным руководителем был приглашен кн. Д.М. Пожарский. Из Н. Новгорода в другие города рассылались грамоты с призывом к сбору ополчения. В нем, кроме посадских людей и крестьян, собрались также мелкие и средние дворяне. Основные силы ополчения сформировались в городах и уездах Поволжья. Программа народного ополчения заключалась в освобождении Москвы от интервентов, отказе от признания на русском престоле государей иноземного происхождения (к чему стремилась боярская знать, пригласившая на царство польского королевича Владислава), создание нового правительства. Действия ополчения были поддержаны патриархом Гермогеном, отказавшимся выполнить требования московских бояр-изменников об осуждении ополчения и призывавшим к борьбе с интервентами.

В марте 1612 ополчение выступило из Нижнего Новгорода и направилось к Ярославлю. Здесь был создан временный “Совет всей Земли” — правительственный орган, в котором главную роль играли посадские люди и представители мелкого служилого дворянства. Одновременно происходило очищение района Поволжья от отрядов польско-литовских интервентов. Руководители казачества и южнорусского дворянства И.М. Заруцкий и Д.Т. Трубецкой вступили в переговоры с Мининым и Пожарским об участии в действиях ополчения, но одновременно поддерживали тайные связи с интервентами.

В связи с приближением к Москве крупного подкрепления польско-литовскому гарнизону народное ополчение выступило из Ярославля и в к. июля — н. августа 1612 подошло к Москве, заняв позиции вдоль западных стен Белого города. В сражении 22 — 24 августа, когда на помощь ополчению пришли также казаки Трубецкого, были разгромлены и понесли тяжелые потери польско-литовские войска под командованием гетмана Ходкевича, пытавшиеся прорваться извне в Кремль. Участники народного ополчения проявили в сражении массовый героизм, а их руководители — высокое полководческое мастерство и личную храбрость. Победа в сражении 22-24 августа предрешила судьбу вражеских гарнизонов в Кремле и Китай-городе, которые капитулировали 22-26 октября 1612. Освобождение Москвы народным ополчением создало условия для восстановления государственной власти в стране и послужило мощным толчком к развертыванию массового освободительного движения против интервентов по всей стране. В ноябре 1612 руководители ополчения разослали по городам грамоты о созыве Земского собора для выборов нового царя. Состав Земского собора 1613 отразил выдающуюся роль посадского населения и низшего дворянства, а также казачества в освободительной войне против интервентов.

Минин (Захарьев-Сухорук) Кузьма Минич (скончался до середины 1616 г.), русский национальный герой, организатор и один из руководителей 2-го ополчения в период борьбы русского народа против польской и шведской интервенции начала XVII в. Минин — нижегородский посадский человек. Избранный 1 сентября 1611 земским старостой, возглавил народное движение по организации ополчения и сбору для него денежных средств. К военному руководству ополчением по инициативе Минина был приглашен князь Д.М. Пожарский. В период движения к Москве, боев за ее освобождение и до созыва Земского собора 1613 Минин входил в состав “Совета всей Земли”, временно выполнявшего функции русского правительства. В боях за Москву он проявил большую активность, высокие качества военного организатора и личную храбрость. В 1613 Минину присвоили чин думного дворянина, он был введен в состав Боярской думы. Вскоре Минин умер. Минину воздвигнуты памятники в Нижнем Новгороде — в кремле (1826, скульптор А.И. Колобов); в Москве на Красной площади (памятник Минину и Пожарскому,1818, скульптор И. П. Мартос).

http://rus-sky.org/

ПОЖАРСКИЙ Дмитрий Михайлович (1.11.1578-20.04.1642), князь, русский национальный герой, один из руководителей освободительной борьбы русского народа против польских и шведских интервентов в начале XVII в. Происходил из рода князей Стародубских. С 1602 года Пожарский — стольник при дворе Бориса Годунова, с 1613 года — боярин. С февраля 1610 Пожарский — воевода в городке Зарайске, где возглавил отпор захватчикам. В начале 1611 Пожарский участвовал в организации Первого ополчения 1611, в марте 1611 — в восстании москвичей против интервентов. В Москве был ранен, вывезен в Троице-Сергиев монастырь, а затем в Суздальский уезд в родовую вотчину. В конце 1611 года совместно с К. Мининым возглавил Второе ополчение, освободившее Москву 26 октября 1612. В 1613-1618 гг. руководил военными действиями против польских интервентов и поддерживавших их казачьих отрядов Сагайдачного. С 1619 Пожарский ведал Ямским, в 1624 — Разбойным, в 1636-1637 и в 1640-1642 — Судным и во время Русско-польской войны 1632 - 1634.


Урок 2. Культура и религия.

Основные понятия урока: культура; религия; православие; взаимосвязь русской культуры и православия.

Материал для организации работы с учащимися

ИСТОРИЯ, ПОДАРЕННАЯ АНГЕЛОМ

Николай ЕПИШЕВ

Солнце взошло и через открытое окно заглянуло в комнату. Его лучи забегали по лицу Алеши и разбудили его. Он встал, быстро оделся и выбежал во двор умываться. Холодная вода из колодца быстро прогнала остатки дремы. По дорожке к калитке шла бабушка Неонила, торопясь к обедне. "Бабушка, бабушка!" - радостно закричал Алеша, подбегая к ней и обнимая ее. Перекрестив внука, бабушка сказала: "Алеша, я пошла на службу в церковь, скоро приду, а ты оставайся со своим Ангелом-хранителем". Бабушка ушла в церковь, и тут только Алеша сообразил, что не успел спросить у бабушки, где же этот Ангел, который должен с ним остаться? Оглянувшись вокруг и увидев, что рядом никого нет, он подумал, что Ангел, наверно, хочет поиграть с ним в прятки, и пошел искать его.

Где бы он мог быть? Проходя мимо умывальника, Алеша заметил, что большой черный жук барахтается в воде и никак не может выбраться. "Как же ты попал сюда?" - подумал Алеша, подставляя жуку широкую, похожую на мост щепку. Взобравшись на нее, жук отряхнулся от воды, расправил крылья и, благодарно жужжа, полетел к лесу. Алеша помахал ему вслед и отправился дальше. Ангела нигде не было видно. Проходя мимо кустов смородины, Алеша услышал жалобное и тихое мяуканье. Заглянув под куст, мальчик увидел соседского котенка Барсика. "Маленький потерялся, наверно, и дороги домой не нашел, - подумал Алеша. - Как же ты один всю ночь в темноте просидел?" Он взял котенка на руки и побежал к соседскому дому. Войдя во двор, Алеша увидел на крыльце миску с молоком и посадил рядом с ней Барсика.

- Ешь, Барсик! - Алеша погладил котенка, и тот благодарно замурлыкал.

А где же Ангел? Алеша направился к своему дому. Подойдя к калитке, он увидел двух маленьких птичек, которые вились и щебетали у корней большого дерева. Подойдя поближе, Алеша увидел совсем маленького птенца, выпавшего из гнезда. Птицы-родители с тревожным щебетом метались над своим птенцом, не зная, как ему помочь. Алеша посмотрел вверх и подумал: "Какое высокое дерево! Пожалуй, эта задача будет потруднее, чем вытащить из воды жука и отнести домой соседского котенка". Перекрестился Алеша, посадил птенца за пазуху и со словами: "Господи, благослови!" осторожно полез вверх. Лезть было трудно, птенец за пазухой изредка бился и пощипывал Алешу своим клювом. "Подожди, не мешай", - шептал мальчик, осторожно переставляя ноги. Ну, вот и гнездо. Еще миг, и птенец сидит на своем месте, а счастливые родители с радостным щебетом кружат вокруг гнезда.

- Что ты там делаешь на дереве? - вдруг слышит Алеша вопрос и видит, что под деревом стоит бабушка Неонила и смотрит на него.

- Бабушка, бабушка, здесь птенец упал! - Алеша, как мог, быстро слез с дерева и подбежал к бабушке.

- Где же он?
- Кто - он? - спрашивает бабушка.

- Да Ангел, с которым ты меня оставила!

Бабушка улыбнулась и присела на лавочку возле калитки.

- Садись, Алеша! Слушай.

"Давным-давно жил на свете преподобный Агафон. Жил он в уединении и приходил в город только за тем, чтобы продать свое рукоделие и купить хлеба. Однажды, придя в город, он увидел на площади больного, оставленного всеми. Почувствовав глубокое сострадание к нему, он на деньги, полученные от продажи рукоделия, нанял хижину и стал ухаживать за больным, пока тот не поправился, а затем, радуясь сделанному добру, возвратился к себе в пустыню".

- Вот так, Алеша, - сказала бабушка, прижав к себе внука и целуя его в лоб, - сострадание к страждущим и желание помочь слабым делает человека подобным Ангелу.

Задания:

1. Светской или религиозной культуры придерживалась бабушка Алеши? Почему вы так считаете? Найдите в тексте § 2 вашего учебного пособия (с.6-7) предложение, которое может служить подтверждением вашего вывода.

2. Почему бабушка привела Алеше пример про святого Агафона?

3. Можно ли сказать, что Алеша был подобен ангелу?


ВЕРНЫЙ ДРУГ

Борис Ганаго

У одного мужика была большая собака. Стала она стара и уже не могла сторожить хозяйское добро. Не захотелось мужику кормить даром собаку. Поехал он с нею на лодке и взял с собою веревку да камень. Отъехал подальше от берега, стал камень на веревку привязывать. Смотрит на него собака умными глазами, будто понимает, что затевает ее хозяин. Привязал мужик камень на шею собаки, встал и сбросил собаку в воду. Собака исчезла; но при этом лодка сильно наклонилась на бок, мужик не удержался, и сам упал в воду. Захлестнула его волна, совсем было тонуть стал. Вдруг чувствует: кто-то тащит его. А это его собака: камень у нее отвязался, и она бросилась спасать хозяина. Схватила зубами за рубаху, выплыла с ним к берегу и растянулась чуть живая. Заплакал мужик, обнял собаку, и стало ему стыдно и больно. До самой смерти кормил и холил он верного своего друга.

 

ЖЕСТОКИЕ ОПЫТЫ

Борис Ганаго

 

Повелел падишах Акбар опыт устроить. Мудрецы его уверяли, что если ребёнка даже не обучать слова произносить, то он всё равно сам заговорит на родном языке.

Собрали новорождённых детей разных национальностей, поместили их в разные комнаты, куда никакой звук не проникал. Обслуживали их немые слуги, так что они ни одного слова, ни от кого не слышали.

Прошли годы. И вот мудрецы вместе с Акбаром пришли проверить результаты своего эксперимента. Что же они услышали? Многоязычную речь? Богатство разнообразных звучаний? Увы, нет. Дети рычали, мяукали, издавали нечленораздельные звуки.

Поняли мудрецы: человеку, пришедшему в мир, кто-то должен был открыть это чудо, передаваемое из уст в уста — дар слова, хранящего в себе мудрость, опыт, душу народа. За каждым словом — своя история его рождения, свои открытия.

Появившийся в мире ребёнок тянется к разгадке этой тайны. Слово истины нужно ему как воздух.

У писателя Александра Грина есть рассказ “Пропавшее солнце” ещё об одном жестоком эксперименте, устроенном над малышом.

Сказочно богатый человек Хоггей от скуки решил позабавить себя. Он купил мальчика по имени Роберт и приказал слугам лишить мальчугана солнца. Малютку держали в комнатах без окон, где горели лампочки. Слово “солнце” при нём никто не смел произносить. Книги с ласковым словом “солнышко” выбрасывались.

Роберт рос бледным, болезненным. Когда ему исполнилось 14 лет, Хоггей позвал своих друзей. Они заключили пари, спор. Им было интересно посмотреть, что будет с отроком Робертом, когда тот впервые увидит солнце.

И вот перед самым закатом Роберта с завязанными глазами вывели в сад. Ему заявили: сейчас ты увидишь солнце, которое есть жизнь и свет мира. Сегодня последний день, когда оно светит. Было бы несправедливо лишить тебя этого зрелища.

С Роберта сорвали повязку. Когда впервые многоцветный мир — голубое небо, золотое солнце, бесконечная гамма красок — ворвались в него, он упал. Очнувшись, отрок не сошел с ума, как предполагали поспорившие, а постепенно стал догадываться, что истинная жизнь была отнята у него, что он был обманут. А солнце на его глазах, меняя цвета, склонялось за горизонт. Всё окружающее погружалось во мрак. Роберту внушали, что тьма будет вечной. Могло ли его сердце принять эту ложь? Правда, весь его предшествующий опыт приучал его видеть всё вокруг лишь при свете лампочки. Но теперь, увидев несколько мгновений вспыхнувший удивительным сиянием сад, он уже не мог допустить мысль, что эта красота, это торжество света было только мгновениями. Какой-то голос внутри подсказывал ему не терять надежды и ждать. И он ждал всю ночь. Какова же была его радость, когда утром он увидел побелевший небосклон. Потом тьма стала рассеиваться и отступать, а на востоке разливалось буйство красок.

Всем своим существом он чувствовал, что дело не только в этом видимом солнце. Для Роберта оно явилось не просто зрелищем, а открытием нового смысла бытия, встречей с каким-то иным Источником света, Источником жизни. Он не знал, как это назвать. Добрые слова, с детства, слагаемые в сердце, пробудили его мысль, душу, жажду познания. От них росла в нём непобедимая вера в Свет Истины.

Над целой страной в течении десятилетий был поставлен эксперимент — людей задумали лишить слова “Бог”. Но как бы не истребляли это Слово, оно жило в душе народа, оно оказалось неистребимым, ибо сказано:

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков. И Свет во тьме светит, и тьма не объяла Его.(Евангелие от Иоанна, 1:1-5).

*В каком рассказе открывает Бога в себе, в каком пробуждается совесть?


О силе молитвы

Христиане верят: если усердно молиться Богу и просить Его о помощи, Бог сделает все, что послужит истинной пользе человека. Иисус Христос так сказал об этом: "Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам; потому что всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злыми, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него".

Рассказ «Детская молитва»

Детская молитва

В.Цветкова

Трудно жилось Марье Алексеевне с троими малолетними детьми, когда она осталась вдовою без всяких средств к существованию. Муж ее был дворянином и добрым отцом семейства, но, по ограниченности своего жалованья, ничего не скопил для жены и детей. Схоронила Марья Алексеевна мужа и задумалась: чем жить? Нужно хлопотать о месте в каком-нибудь казенном учреждении, где бы дали квартиру и стол; о жаловании уже рассуждать не приходилось, лишь бы приютиться с детьми. В ожидании такого места, вдова продавала свои пожитки и на эти деньги кормила детей. С нею жила еще старшая сестра ее, Анна Алексеевна, тоже вдова, уже пожилая женщина. Маленькая квартирка, состоящая из двух комнат, бедно обставленная, производила грустное впечатление вместе со своими обитателями, которые надеялись только на Божию помощь, ничего не имея в виду к материальному улучшению. Но вот их постигает новое горе: заболевает мать семейства. Болезнь начинается страшным жаром и каким-то незнакомым ощущением в горле, но больная молчит, боясь напугать своих детей.

— Маша, ты вся горишь, — замечает сестра ее.

— Да, мне сильно нездоровится, я, должно быть, слягу в постель, но, Бог милостив, может быть, пройдет; ведь приглашать доктора мы не можем, его нечем поблагодарить, да и лекарства покупать не на что, — отвечала больная.

К вечеру она, действительно, слегла в постель и начала бредить. На другой день Анна Алексеевна увидела, что дело плохо, и пошла к знакомому доктору, умоляя его навестить больную. Он не замедлил прийти на помощь и нашел у Марьи Алексеевны сильный дифтерит (Дифтерит — опасная заразительная горловая болезнь, от которой очень многие умирают).

— Сейчас же, не медля, нужно удалить детей, — распорядился он, — для безопасности.

— Что вы говорите, доктор, — возразила Анна Алексеевна, — куда же я их дену? Вы видите наше помещение!

— Куда-нибудь к родным, к знакомым, словом, куда хотите, но удалить необходимо.

Тут поднялся плач детей, раздирающий душу.

— Мы не пойдем никуда, мы будем ходить за мамой, мы никуда не пойдем от мамы!...

— Оставьте их на волю Божию, — просила Анна Алексеевна, — если умрет мать, то пусть умирают и они все, мне их некуда девать, пусть уж все умирают, — с отчаянием говорила она.

— По крайней мере, не впускайте их в эту душную спальню, где лежит больная, ведь вы подвергаете меня ответственности, оставляя детей при заразной болезни, — что мне с вами делать? Вот я пропишу, что нужно на первых порах, а завтра в 10 часов утра приду опять; но, не ручаюсь, может быть, к утру больной уже не будет в живых.

С этими словами добрый доктор уехал, оставив свои деньги на лекарство. Анна Алексеевна тотчас послала племянника Витю в аптеку, так как он был старший в семье, и велела ему, пока будут приготовлять лекарство, не дожидаться, а сбегать в часовню Пантелеймона и взять масла из лампады.

— Да помолись за больную! — крикнула ему тетка, когда он уже бежал по двору.

Девочки, семилетняя Катя и восьмилетняя Маня, находились у постели больной матери, и невозможно было отозвать их в другую комнату. Они плакали и целовали ее, стараясь вызвать, хотя один звук ее голоса.

— Мама, мамочка, проснись, милая мамочка, не умирай, дорогая мамочка, скажи хоть словечко!

Анна Алексеевна верила, что невозможное для людей возможно для Бога, и обратилась к Нему с усердной молитвой, тому же научила и детей.

— Маня, Катя! Если вы любите маму, то помолитесь Богу, чтобы вам не остаться круглыми сиротами; встаньте перед иконами и усердно молите Господа об исцелении вашей мамы, молите Царицу небесную и всех святых угодников Божиих, вот у меня есть акафист целителю Пантелеймону, читайте его и молитесь.

Девочки с верою ухватились за это средство и обе встали на колена. Они разостлали печатный лист на полу, для своего удобства, и начали читать акафист вслух, с горькими слезами. Акафист был напечатан по церковно-славянски, что их сильно затрудняло; они едва разбирали слова и поливали этот лист горькими слезами. Маня не могла надолго оставлять свою мать, и часто бегала в спальню посмотреть на нее, а Катя, не поднимаясь с колен, с рыданием молилась, склонившись на акафист головою. Слезы застилали ей глаза, поэтому читать она уже не могла, и молилась, повторяя свою собственную молитву: „Господи, спаси нам маму! Матерь Божия! помилуй маму! Святой угодник Божий, исцели нам маму!" Анна Алексеевна жалела, что не успела попросить священника причастить умирающую сестру, и сидела, прислушиваясь к хрипенью в груди больной, ожидая ее кончины. Но вот прибежал племянник Витя, едва переводя дух от быстрой ходьбы; он отдал тетке лекарство из аптеки и масло из часовни св. Пантелеймона. Вера породила надежду, и Анна Алексеевна торопливо взялась за целебное масло из часовни, отставив лекарство в сторону. С молитвой начала она натирать маслом все тело больной и продолжала это около получаса, а дети все молились. Вдруг больная открыла глаза и слабым голосом спросила:

— Какими это травами ты натираешь меня? уж очень они ароматичные (душисты) и так приятны для тела.

— Это масло из лампады целителя Пантелеймона.

— А, вот что, — я не знала, и больная приподняла руку перекреститься.

Анна Алексеевна употребила на растирание все принесенное масло, а затем одела больную теплым одеялом. Дети, утомленные слезами и усердной молитвой, скоро заснули на жестком диване, а тетка их сидела возле сестры, не спуская глаз с маленького образочка св. Пантелеймона, висевшего в головах больной. Она уже не могла молиться, она только смотрела на образок, как смотрят на врача, в искусство которого верят и отдают ему больного в полное распоряжение. Прислушиваясь к дыханию сестры, она заметила, что та стала дышать ровнее и спокойнее. Так прошла вся ночь. Утром, часов в восемь, больная попросила переменить на ней белье, потому что была в сильном поту. Она сама села на постели, перекрестилась и попросила чаю. Обрадованная Анна Алексеевна торопливо исполняла все ея требования. В десятом часу приехал доктор и, осторожно войдя, спросил: жива ли больная?

— Войдите к ней, ей лучше, — ответила Анна Алексеевна.

Он вошел и остановился, не веря своим глазам; взглянул на нетронутое лекарство и спросил:

— Чем вы лечили ее?

— Вот, врач, — ответила Анна Алексеевна, указывая на образок св. Пантелеймона, — а вот и лекарство, показала она на пузырек от масла. Доктор осмотрел больную и воскликнул:

— Ну, сильна вера ваша! Это чудо Бог сотворил — иначе и предположить не могу. Вы знаете, что у Марьи Алексеевны был сильнейший дифтерит, и я не рассчитывал застать ее живою, а теперь этой болезни и следа нет. Я поторопился узнать о результате (следствии) моего лекарства, а вы к нему и не прикасались.

— Простите, доктор, — я была в таком отчаянии, что верила только в Божию помощь, и поэтому предпочла это масло вашему лекарству.

— Мы молились за маму, — сказала маленькая Катя, — вот Бог и исцелил ее. Скажите, доктор, всем больным, чтобы молились Богу и читали акафист св. Пантелеймону; ведь вы верите, что это он исцелил нашу маму?

— Верю, детки, верю, это первый случай за все время моей практики (деятельности). Я плохой христианин, но все-таки советую, когда ваша мама совсем поправится, пойдите с ней и отслужите благодарственный молебен. Теперь я смело поздравлю вас, Марья Алексеевна, с быстрым выздоровлением; только один Бог мог вырвать вас из когтей смерти.

С этими словами доктор ушел, радостный и удивленный. Марья Алексеевна, действительно, скоро поправилась и жила еще несколько лет, а дети ее живы и здоровы и до сего времени.

Вопросы:

1. С какой молитвой дети обращались к Богу?

2. Чего просили дети у Бога? Услышал ли Господь их молитву?

3. Какую молитву посоветовал прочитать детям доктор, когда уходил от больной?

Урок 5. Библия и Евангелие.

Основные понятия урока: христианин, христианство, Библия, Священное Писание, Ветхий Завет, пророки, Христос, помазание, Новый завет, откровение Божие, Евангелие, апостолы, притча.

Материал для организации работы с учащимися

Священное Писание христиан

При рассказе о Священном Писании крайне желательно продемонстрировать детям Библию (или, хотя бы Новый завет).

Священное Писание христиан – Библия - составлялось разными людьми в течение нескольких тысячелетий. Христиане верят, что писали они не просто сами по себе, а по внушению Бога, вдохновлявшего их.

Мы видим вокруг себя мир, его красоту и многообразие. Как возник этот мир? Люди понимали, что такое величие мог создать Кто-то могущественный и мудрый. И искали Его. Истинное знание о Боге было открыто еврейскому народу через избранных Им святых пророков. Святые пророки записали все то, что открыл им Бог. Писание, собранное до рождества Иисуса Христа, называется Ветхий Завет. Первоначально оно было записано на древнееврейском языке.

Слово «завет» означает «союз», «договор» с Богом. В Ветхом Завете говорится о древнем союзе с Богом. В этой Книге описаны события, которые происходили с людьми до рождения Христа. Православная Церковь насчитывает в составе Ветхого Завета 39 канонических (главных) и 11 неканонических книг (т.е. частей). Самые древние из них были созданы более 3 тысяч лет назад, последние – за 2 века до рождения Христа, т.е. 22 с лишним столетия назад.

Новый Завет рассказывает о жизни Иисуса Христа, Его учении, страдании и воскресении. Свидетелями жизни Иисуса были Его ученики, которые после смерти и воскресения Учителя продолжили распространение христианского вероучения. Название «Новый завет» отражает идею нового союза между людьми и Богом, заключенного во времена земной жизни Иисуса Христа.

Каноническое (официально признанное церковью) содержание Нового завета складывалось на протяжении первых веков христианства. Оно было написано учениками Христа и их последователями.

Новый завет состоит из 27 книг, признаваемых не только православной церковью, но и другими направлениями христианства:

- четырёх Евангелий, описывающих жизнь и проповеди Иисуса Христа;

- книги Деяний апостолов, которая является продолжением Евангелия от Луки;

- двадцати одного послания апостолов;

- книги Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис).

Евангелисты

Составителями Евангелий («евангелие» по-гречески значит «благая весть») были апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн.

Матфей был евреем, служил мытарем, то есть сборщиком налогов. Услышав глас Иисуса Христа: «Иди за Мной», он оставил свою должность и пошел за Спасителем. После смерти и воскресения Христа апостол Матфей проповедовал христианство в Сирии, Персии, а потом в Эфиопии, где был убит.

Марк -сын богатой жительницы Иерусалима по имени Марии, которая была страстной последовательницей Христа. Он не принадлежал к числу непосредственных учеников Христа, но затем стал учеником апостола Петра. Помогал Петру в записи главных событий жизни Христа, составивших евангелие от Марка. Положил начало распространению христианства в Египте, где через несколько лет он погиб от рук язычников.

Лука – один из 70-ти учеников Христа, образованный грек, врач, верный друг и помощник апостола Павла. По преданию, Лука написал первую икону Божьей Матери и стал первым иконописцем. Принял мученическую смерть в Греции, где проповедовал христианство.

Иоанн – один из первых 12 апостолов (учеников Христа, которым он доверил распространение христиансткого учения), сын рыбака Зеведея из области Галилея (в Палестине). В 18 лет он вместе с братом Иаковом последовал за Христом и стал его любимым учеником. Иоанн - единственный из апостолов, кто вместе с Матерью Иисуса до самого конца не оставил его в момент казни на кресте. Перед своим смертным вздохом Иисус поручил Иоанну заботиться о Своей Матери. Следуя этой просьбе, апостол Иоанн принял Пречистую Деву Марию в свой дом и служил Ей до самого Ее Успения (кончины).

Затем Иоанн отправился для проповеди Слова Божьего в страны Малой Азии. За проповедование Христа он подвергся гонениям и жестоким мучениям, но Господь сохранил его невредимым. Римский император Домициан сослал его на остров Патмос, где святой удостоился великого Откровения о судьбах мира, которое изложил в Апокалипсисе. После смерти императора апостол Иоанн возвратился в город Эфес. Здесь по внушению Духа Святого он написал Евангелие. Иоанн прожил более 100 лет и единственный из 12 апостолов обрел мирную кончину.День прославления Иоанна Богослова Православная церковь отмечает 9 октября.

Иоанна нередко называют «апостолом любви». Когда в старости ему трудно стало произносить проповеди, он все время повторял только: "Дети мои! Любите друг друга!". Удивляясь этому, ученики спросили его:

- Зачем ты, учитель, повторяешь одни и те же слова?

- Слова эти - заповедь Спасителя, - отвечал Иоанн, - и эта запов


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.112 с.