Трудовое обучение. Технический труд — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Трудовое обучение. Технический труд

2017-09-01 332
Трудовое обучение. Технический труд 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ. ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательный процесс по учебному предмету «Трудовое обучение. Технический труд» в VIII—IX классах осуществляется по учебным программам 2012 года, скорректированным в 2017 году.

Содержание учебной программы реализуется в процессе теоретического и практического обучения. Практическое обучение осуществляется в процессе практической деятельности учащихся.

Основной целью учебного предмета «Трудовое обучение. Технический труд» в VIII—IX классах является формирование общетрудовых, технико-технологических знаний, умений, навыков, приобретение опыта трудовой, хозяйственно-бытовой деятельности.

Реализация этой цели предполагает решение задач:

формирование: теоретических знаний, практических умений и навыков работы в различных сферах трудовой деятельности; основ графической и технологической грамотности; практических умений ведения домашнего хозяйства; навыков безопасного поведения;

развитие творческих, конструкторских способностей и познавательных интересов, технического и художественного мышления, коммуникативных умений, эстетического вкуса в процессе выполнения различных видов деятельности;

воспитание трудолюбия, культуры труда, коллективизма, инициативности и самостоятельности, культуры поведения и общения, уважения к мастерству; ценностного отношения к народному творчеству.

Содержание учебного предмета «Трудовое обучение. Технический труд» в VIII—IX классах представлено двумя содержательными линиями: «Обработка конструкционных материалов» и «Художественное творчество».

Содержательная линия «Обработка конструкционных материалов» включает два раздела «Обработка древесины» и «Обработка металлов», содержание которых направлено на последовательное овладение учащимися технологическими операциями по ручной и механической обработке древесины и металлов.

Содержательная линия «Художественное творчество» включает два раздела «Конструирование» и «Геометрическая резьба по древесине», содержание которых направлено на овладение учащимися основами конструирования и технологией геометрической резьбы по древесине.

Содержание учебной программы предусматривает ознакомление учащихся с оборудованием учебных мастерских и организацией учебных мест для ручной и механической обработки конструкционных материалов; правилами безопасного поведения; изучение видов и основных свойств используемых материалов, их экономное использование; изучение видов инструментов и приспособлений, безопасных методов и приемов их использования; раскрытие содержания, последовательности и приемов выполнения технологических операций; изучение различных видов ремонтных работ в быту и овладение приемами их выполнения; изучение видов технического и художественного творчества; ознакомление с технологическим процессом; чтение и оформление графической и технологической документации.

После каждого раздела учебной программы установлены требования к уровню подготовки учащихся, которые содержат для VIII—IX классов перечень основных знаний и умений, подлежащих контролю в процессе обучения.

В процессе трудового обучения учителю необходимо использовать межпредметные связи с такими учебными предметами, как физика, биология, химия, математика, информатика и черчение, которые активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают их мышление и память при переносе и обобщении знаний из разных предметов.

Формирование теоретических сведений осуществляется в процессе изучения нового материала и при инструктировании учащихся до выполнения ими практических заданий. Все виды учебных занятий по техническому труду носят практико-ориентированный характер. Учебной программой для VIII—IX классов практические задания представлены в виде графических, лабораторных и практических работ.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для VIII—IX классов

Название содержательной линии, раздела Количество часов
VIII IX
Обработка конструкционных материалов 40*/19** 18*
Обработка древесины 26/11  
Обработка металлов 14/8  
Художественное творчество 28/15  
Конструирование 4/2  
Геометрическая резьба по древесине 24/13  
Резерв времени 2/ 1  
ИТОГО 70/35  

 

* — количество часов для изучения разделов (тем) в школах;

** — количество часов для изучения разделов (тем) в гимназиях.

 

Практические умения и навыки, полученные на уроках трудового обучения, рекомендуется развивать на факультативных занятиях и в кружках по соответствующим программам.

В учебной программе для каждого класса учитель имеет право изменить последовательность изучения разделов и тем при условии сохранения целостности системы подготовки учащихся, не нарушая при этом логики изучения курса в целом. В целях повышения эффективности проведения учебных занятий по техническому труду учитель может использовать по своему усмотрению до 15 % учебного времени с учетом местных условий и наличия материально-технической базы мастерской.

Особое внимание в процессе трудового обучения следует обращать на соблюдение учащимися правил безопасного поведения при выполнении работ, противопожарной безопасности и санитарно-гигиенических условий труда в мастерских. Практические работы, предполагающие использование учебного станочного оборудования, должны выполняться с обязательным контролем со стороны учителя.

Инструменты, приспособления и учебное оборудование в мастерских должны соответствовать требованиям соответствующих нормативных документов по охране труда.

Контроль результатов учебной деятельности учащихся проводится в виде устного опроса учащихся, выполнения ими самостоятельных практических работ, тестовых заданий, технологических операций, творческих проектов, изготовления изделий, разработки графической и технологической документации. С учетом процессуального и результативного аспектов деятельности учащихся оценка практических работ должна осуществляться по следующим критериям: организация учебного места; соблюдение правил безопасного поведения; рациональность применения инструментов, приспособлений и оборудования; правильность выполнения технологических операций; уровень самостоятельности и творческий подход в процессе выполнения практической работы; время, затраченное на выполнение практической работы; соответствие изделия (заготовки) чертежу.

VІІІ класc

ОБРАБОТКА КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ (40/19 ч)

Обработка металлов (14/8 ч)

Точение металлов
(наружных цилиндрических поверхностей).
Сборка деталей из металлов на заклепках

Учебное место для ручной и механической обработки тонколистового металла, проволоки и сортового проката. Правила безопасного поведения.

Сталь и ее виды. Сортовой прокат, его виды, получение и применение. Экономное использование материалов.

Технология выполнения технологических операций с использованием тонколистового металла, проволоки и сортового проката. Виды технологических операций: точение металлов (наружных цилиндрических поверхностей), сборка деталей из металлов на заклепках. Инструменты и приспособления для ручной и механической обработки металлов. Назначение и устройство токарно-винторезного станка. Настройка токарно-винторезного станка и приемы управления им. Качество выполнения технологических операций. Правила безопасного поведения.

Профессии в металлообрабатывающей промышленности.

Лабораторные работы. Ознакомление с видами сталей. Ознакомление с видами сортового проката. Ознакомление с устройством токарного станка.

Практические работы. Выполнение технологических операций: точение металлов (наружных цилиндрических поверхностей), сборка деталей из металлов на заклепках. Установка и закрепление заготовки и токарных резцов на станке. Подрезание торцов и отрезание заготовок.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны:

знать:

• сталь и ее виды;

• понятие «сортовой прокат», виды сортового проката, процессы получения и применения сортового проката;

• инструменты, приспособления и учебное оборудование для ручной и механической обработки металлов и правила безопасного поведения;

• назначение и устройство токарно-винторезного станка;

уметь:

• определять виды стали, сортового проката;

• читать и оформлять графическую документацию на изготовление изделий из тонколистового металла, проволоки и сортового проката;

• читать и разрабатывать технологические карты на изготовление изделий из тонколистового металла, проволоки и сортового проката;

• выбирать заготовки из тонколистового металла, проволоки и сортового проката с припуском на обработку, экономно использовать материалы;

• выполнять технологические операции: точение металлов (наружных цилиндрических поверхностей), сборка деталей из металлов на заклепках;

• пользоваться инструментами, приспособлениями и учебным оборудованием для ручной и механической обработки металлов; соблюдать правила безопасного поведения;

• настраивать токарно-винторезный станок и управлять им; устанавливать и закреплять заготовки и токарные резцы на станке; подрезать торцы и отрезать заготовки.

 

Конструирование (4/2 ч)

Способы конструирования

Художественное конструирование. Свойства композиции изделия: метричность и ритмичность (метр, метрический повтор и ритм, ритмический повтор).

Профессии, связанные с конструированием.

Практическая работа. Чтение и разработка эскизов конструкций и композиций изделий.

Примерный перечень изделий: изделия из плоских и объемных деталей (материал: бумага, картон, древесина, металл), сувенирные изделия и др.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны:

знать:

• способы конструирования;

• свойства композиции изделия: метричность и ритмичность.

уметь:

• различать и использовать свойства композиции изделия: метричность и ритмичность;

• читать и выполнять эскизы конструкций и композиций изделий, оформлять графическую документацию для конструирования и изготовления изделий.

 

ІХ класc

Обработка древесины (10 ч)

Точение древесины (наружных фасонных поверхностей). Отделка древесины (прозрачная, непрозрачная)

Учебное место для ручной и механической обработки пиломатериалов и листовых древесных материалов. Правила безопасного поведения.

Виды ручной и механической обработки древесины. Технология выполнения технологических операций с использованием пиломатериалов и листовых древесных материалов. Виды технологических операций: точение древесины (наружных фасонных поверхностей), отделка древесины. Виды поверхностей изделий при точении. Виды и этапы отделки древесины (прозрачная, непрозрачная). Инструменты, приспособления и учебное оборудование для ручной и механической обработки древесины. Качество выполнения технологических операций. Правила безопасного поведения.

Профессии в деревообрабатывающей промышленности.

Лабораторная работа. Определение видов поверхностей изделий при точении.

Практические работы. Выполнение технологических операций: точение древесины (наружных фасонных поверхностей), отделка древесины (прозрачная, непрозрачная).

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны:

знать:

• виды ручной и механической обработки древесины;

• виды поверхностей изделий при точении;

• виды и этапы отделки древесины (прозрачная, непрозрачная);

• инструменты, приспособления и учебное оборудование для ручной и механической обработки древесины, правила безопасного поведения;

уметь:

• различать виды ручной и механической обработки древесины;

• читать и оформлять графическую документацию на изготовление изделий из пиломатериалов и листовых древесных материалов;

• читать и разрабатывать технологические карты на изготовление изделий из пиломатериалов и листовых древесных материалов;

• выбирать заготовки из пиломатериалов и листовых древесных материалов с припуском на обработку, экономно использовать материалы;

• выполнять технологические операции: точение древесины (наружных фасонных поверхностей), отделка древесины, проверять качество выполнения технологических операций;

• определять виды поверхностей изделий при точении;

• различать виды и этапы отделки древесины (прозрачная, непрозрачная);

• пользоваться инструментами, приспособлениями и учебным оборудованием для ручной и механической обработки древесины, соблюдать правила безопасного поведения.

Обработка металлов (8 ч)

Точение металлов (наружных конических поверхностей).
Сборка деталей из металлов на резьбе (нарезание резьбы вручную)

Учебное место для ручной и механической обработки сортового проката и тонколистового металла. Виды ручной и механической обработки металлов. Правила безопасного поведения.

Технология выполнения технологических операций с использованием сортового проката и тонколистового металла.

Виды технологических операций: точение металлов (наружных конических поверхностей), сборка деталей из металлов на резьбе. Назначение и виды резьбы. Метрическая резьба и ее элементы. Обозначение наружной и внутренней резьбы на чертежах. Инструменты и приспособления для ручной и механической обработки металлов. Нарезание наружной и внутренней резьбы вручную. Качество выполнения технологических операций. Правила безопасного поведения.

Профессии в металлообрабатывающей промышленности.

Лабораторная работа. Ознакомление с видами резьбы и элементами метрической резьбы.

Практические работы. Выполнение технологических операций: точение металлов (наружных конических поверхностей), сборка деталей из металлов на резьбе. Нарезание наружной и внутренней резьбы вручную.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны:

знать:

• виды ручной и механической обработки металлов;

• назначение и виды резьбы; метрическую резьбу и ее элементы;

• обозначение наружной и внутренней резьбы на чертежах;

• инструменты, приспособления и учебное оборудование для ручной и механической обработки металлов и правила безопасного поведения;

уметь:

• различать виды ручной и механической обработки металлов;

• определять виды резьбы, метрическую резьбу и ее элементы;

• читать и оформлять графическую документацию на изготовление изделий из сортового проката и тонколистового металла, обозначать наружную и внутреннюю резьбу на чертежах;

• читать и разрабатывать технологические карты на изготовление изделий из сортового проката и тонколистового металла;

• выбирать заготовки из сортового проката и тонколистового металла с припуском на обработку, экономно использовать материалы;

• выполнять технологические операции: точение металлов (наружных конических поверхностей), сборка деталей из металлов на резьбе; проверять качество выполнения технологических операций;

• пользоваться инструментами, приспособлениями и учебным оборудованием для ручной и механической обработки металлов, соблюдать правила безопасного поведения;

• нарезать наружную и внутреннюю резьбу вручную.

Конструирование (2 ч)

Художественное конструирование. Свойство композиции изделия: цветность (цвет). Виды основных свойств композиции изделия.

Практическая работа. Конструирование изделий.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны:

знать:

• свойства композиции изделия, виды основных свойств композиции изделия;

уметь:

• различать и использовать свойства композиции изделия;

• читать и выполнять эскизы конструкций и композиций изделий, оформлять графическую документацию для конструирования и изготовления изделий.

 

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ. ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательный процесс по учебному предмету «Трудовое обучение. Технический труд» в VIII—IX классах осуществляется по учебным программам 2012 года, скорректированным в 2017 году.

Содержание учебной программы реализуется в процессе теоретического и практического обучения. Практическое обучение осуществляется в процессе практической деятельности учащихся.

Основной целью учебного предмета «Трудовое обучение. Технический труд» в VIII—IX классах является формирование общетрудовых, технико-технологических знаний, умений, навыков, приобретение опыта трудовой, хозяйственно-бытовой деятельности.

Реализация этой цели предполагает решение задач:

формирование: теоретических знаний, практических умений и навыков работы в различных сферах трудовой деятельности; основ графической и технологической грамотности; практических умений ведения домашнего хозяйства; навыков безопасного поведения;

развитие творческих, конструкторских способностей и познавательных интересов, технического и художественного мышления, коммуникативных умений, эстетического вкуса в процессе выполнения различных видов деятельности;

воспитание трудолюбия, культуры труда, коллективизма, инициативности и самостоятельности, культуры поведения и общения, уважения к мастерству; ценностного отношения к народному творчеству.

Содержание учебного предмета «Трудовое обучение. Технический труд» в VIII—IX классах представлено двумя содержательными линиями: «Обработка конструкционных материалов» и «Художественное творчество».

Содержательная линия «Обработка конструкционных материалов» включает два раздела «Обработка древесины» и «Обработка металлов», содержание которых направлено на последовательное овладение учащимися технологическими операциями по ручной и механической обработке древесины и металлов.

Содержательная линия «Художественное творчество» включает два раздела «Конструирование» и «Геометрическая резьба по древесине», содержание которых направлено на овладение учащимися основами конструирования и технологией геометрической резьбы по древесине.

Содержание учебной программы предусматривает ознакомление учащихся с оборудованием учебных мастерских и организацией учебных мест для ручной и механической обработки конструкционных материалов; правилами безопасного поведения; изучение видов и основных свойств используемых материалов, их экономное использование; изучение видов инструментов и приспособлений, безопасных методов и приемов их использования; раскрытие содержания, последовательности и приемов выполнения технологических операций; изучение различных видов ремонтных работ в быту и овладение приемами их выполнения; изучение видов технического и художественного творчества; ознакомление с технологическим процессом; чтение и оформление графической и технологической документации.

После каждого раздела учебной программы установлены требования к уровню подготовки учащихся, которые содержат для VIII—IX классов перечень основных знаний и умений, подлежащих контролю в процессе обучения.

В процессе трудового обучения учителю необходимо использовать межпредметные связи с такими учебными предметами, как физика, биология, химия, математика, информатика и черчение, которые активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают их мышление и память при переносе и обобщении знаний из разных предметов.

Формирование теоретических сведений осуществляется в процессе изучения нового материала и при инструктировании учащихся до выполнения ими практических заданий. Все виды учебных занятий по техническому труду носят практико-ориентированный характер. Учебной программой для VIII—IX классов практические задания представлены в виде графических, лабораторных и практических работ.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для VIII—IX классов

Название содержательной линии, раздела Количество часов
VIII IX
Обработка конструкционных материалов 40*/19** 18*
Обработка древесины 26/11  
Обработка металлов 14/8  
Художественное творчество 28/15  
Конструирование 4/2  
Геометрическая резьба по древесине 24/13  
Резерв времени 2/ 1  
ИТОГО 70/35  

 

* — количество часов для изучения разделов (тем) в школах;

** — количество часов для изучения разделов (тем) в гимназиях.

 

Практические умения и навыки, полученные на уроках трудового обучения, рекомендуется развивать на факультативных занятиях и в кружках по соответствующим программам.

В учебной программе для каждого класса учитель имеет право изменить последовательность изучения разделов и тем при условии сохранения целостности системы подготовки учащихся, не нарушая при этом логики изучения курса в целом. В целях повышения эффективности проведения учебных занятий по техническому труду учитель может использовать по своему усмотрению до 15 % учебного времени с учетом местных условий и наличия материально-технической базы мастерской.

Особое внимание в процессе трудового обучения следует обращать на соблюдение учащимися правил безопасного поведения при выполнении работ, противопожарной безопасности и санитарно-гигиенических условий труда в мастерских. Практические работы, предполагающие использование учебного станочного оборудования, должны выполняться с обязательным контролем со стороны учителя.

Инструменты, приспособления и учебное оборудование в мастерских должны соответствовать требованиям соответствующих нормативных документов по охране труда.

Контроль результатов учебной деятельности учащихся проводится в виде устного опроса учащихся, выполнения ими самостоятельных практических работ, тестовых заданий, технологических операций, творческих проектов, изготовления изделий, разработки графической и технологической документации. С учетом процессуального и результативного аспектов деятельности учащихся оценка практических работ должна осуществляться по следующим критериям: организация учебного места; соблюдение правил безопасного поведения; рациональность применения инструментов, приспособлений и оборудования; правильность выполнения технологических операций; уровень самостоятельности и творческий подход в процессе выполнения практической работы; время, затраченное на выполнение практической работы; соответствие изделия (заготовки) чертежу.

VІІІ класc

ОБРАБОТКА КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ (40/19 ч)


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.