Биологическое оружие и защита от него. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биологическое оружие и защита от него.

2017-09-01 343
Биологическое оружие и защита от него. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА

Пояснительная записка

Допризывная подготовка организуется и проводится на основании Закона Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» в учреждениях общего среднего, профессионально­технического и среднего специального образования.

Целью учебного предмета является патриотическое воспитание учащихся, формирование у обучаемых знаний и умений, необходимых для защиты суверенитета Республики Беларусь, а также морально­психологической готовности юношей к военной службе.

Задачами изучения допризывной подготовки являются:

образовательная — получение основных общих и специальных знаний, включающих в себя основы военного дела, знание конституционной обязанности граждан по защите Республики Беларусь, ознакомление с историей и современным состоянием Вооруженных Сил Республики Беларусь, формирование представления о героизме и мужестве белорусского народа в деле защиты Отечества, знание основ оказания первой помощи;

развивающая — развитие дисциплинированности, ответственности, стойкости, познавательных интересов учащихся;

воспитательная — воспитание у учащихся патриотизма, нравственности, духовности, гуманности, коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения, чувства личной ответственности за выполнение конституционного долга по защите Республики Беларусь.

Содержание обучения направлено на формирование у обучаемых высоких морально­психологических качеств, подготовку учащихся к выполнению долга по защите Отечества, развитие у них навыков поведения и действий в соответствии с требованиями общевоинских уставов.

Содержание предмета реализовано на основе деятельностного, личностно ориентированного, культурологического и компетентностного подходов.

Деятельностный подход направлен на формирование учебных умений и навыков как по основам военного дела и оказанию первой помощи, так и по осознанию цели, умению планировать ход предстоящей деятельности, осуществлять ее исполнение, анализ и рефлексию. Обучению придается проблемный характер, который побуждает обучающихся мыслить и самостоятельно принимать правильные решения.

Личностно ориентированный подход направлен на опору на личностные качества учащегося посредством изучения его индивидуальных особенностей, темперамента, черт характера, взглядов, вкусов, привычек, а также ориентацию образовательного процесса на развитие самостоятельности, необходимой при защите Отечества, ответственности учащегося за результаты своей социальной и гражданской деятельности.

С точки зрения культурологического подхода рассматриваются ценности культуры общения, поведения и взаимоотношений в воинском коллективе, а также ценности культуры быта и досуга, социальной среды и профессиональной культуры защитника Отечества.

Компетентностный подход является одним из направлений обновления образования на основе формирования и развития ключевых компетенций учащихся.

Основной ценностью становится освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать как в типичных, так и в нестандартных ситуациях повседневной жизни и военной службы.

Важное значение для становления личности учащегося, формирования его гражданской ответственности за обеспечение безопасности Республики Беларусь и ответственности за сохранение жизни имеют следующие метапредметные компетенции:

ценностно­смысловая — способность видеть, понимать и осознавать важность обеспечения безопасности Республики Беларусь, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;

социальная — способность реализовать себя, действовать в качестве сознательного и ответственного защитника Отечества, знать и соблюдать действующие в воинском коллективе ценности и нормы;

учебно­познавательная — способность учащегося овладевать навыками военного дела, приемами оказания первой помощи, приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки;

информационная — готовность самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию по основам военного дела, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

— коммуникативная — способность ясно и четко выражать свои мысли, представлять и обосновывать свою точку зрения, учитывать ситуацию, особенности общения в воинском коллективе.

Личностные компетенции:

— личностно­адаптивная — умение определять и выстраивать необходимый круг общения, заводить друзей;

— мотивационно­волевая — активизирует две важнейшие составляющие личности — волю и мотив. Они представляют собой «стержень» личности, для которого характерны такие свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, эмоции, волевые качества (уметь преодолевать трудности и лишения военной службы, добиваться поставленной цели);

— личностного самосовершенствования — способность к освоению способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, необходимого как для защиты Республики Беларусь, так и при оказании первой помощи пострадавшим (милосердие, терпимость, гуманность, сострадание, точность, аккуратность, ответственность, отсутствие страха);

— рефлексивная — проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений: видеть свои сильные и слабые стороны, находить пути устранения своих недостатков, осуществлять самосовершенствование, осмысление, оценку и самоанализ своих действий.

Предметные компетенции — это специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления:

— учебно­боевая — способность действовать в общевойсковом бою, ориентироваться в боевой обстановке;

— инженерно­техническая — способность выбирать позицию и осуществлять ее оборудование и маскировку;

— военно­медицинская — способность оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания, ранениях, переломах, осуществлять эвакуацию раненого;

— эмоционально­волевая — способность принимать решения и действовать в экстремальных условиях;

— военно­адаптивная — способность эффективно адаптироваться к условиям воинского быта, учебно­боевой и боевой деятельности;

— топографическая — способность пользоваться компасом, составлять схему маршрута движения по азимутам, двигаться по азимутам, читать топографическую карту и топографические знаки, ориентироваться на местности без карты;

— огневая (стрелковая) способность выполнять нормативы по неполной разборке (сборке) автомата АК­74, снаряжению магазина учебными патронами, вести стрельбу по неподвижной цели;

— строевая — способность выполнять основные строевые приемы без оружия.

Специфика учебного предмета «Допризывная подготовка» раскрывается в названии и содержании его разделов:

Раздел I. Защита Отечества (при проведении учебно­полевого сбора: Раздел I. Вооруженные Силы Республики Беларусь).

Раздел II. Основы военного дела.

Раздел III. Военно­медицинская подготовка.

 

На уроках допризывной подготовки необходимо применять разнообразные формы и методы обучения, вызывающие интерес учащихся к изучаемому материалу, прививающие им любовь к военному делу, обеспечивающие сознательное, прочное усвоение содержания учебной программы, способствующие выработке навыков самостоятельной работы и умению применять на практике полученные знания.

 

Основные требования
к результатам учебной деятельности учащихся

Учащиеся должны:

знать:

• основные положения Конституции Республики Беларусь о защите Республики Беларусь, Концепции Национальной безопасности Республики Беларусь, Военной доктрины Республики Беларусь, Законов Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» и «О статусе военнослужащих»;

• современную военно­политическую обстановку в мире;

• основные этапы становления и развития Вооруженных Сил Республики Беларусь;

• подвиги воинов­белорусов, проявивших мужество и героизм при защите Отечества в годы Великой Отечественной войны и в современный период;

• назначение, состав и структуру современной белорусской армии, основные виды вооружения и военной техники;

• назначение общевоинских уставов, общие права и обязанности военнослужащих;

• воинские звания и знаки различия Вооруженных Сил Республики Беларусь;

• правила воинской вежливости;

• права, обязанности и ответственность призывника, порядок приписки к призывным участкам и призыва на военную службу, службу в резерве;

• порядок поступления в учреждения высшего образования системы национальной безопасности Республики Беларусь;

• текст Военной присяги и порядок ее принятия;

• меры безопасности при обращении с оружием;

• основы тактики действий в составе подразделения и порядок действий солдата в общевойсковом бою;

• поражающие факторы и способы защиты от оружия массового поражения;

• назначение пневматической винтовки, устройство и основные характеристики автомата АК­74;

• основы, приемы и правила стрельбы из автомата АК­74 и пневматической винтовки;

• основные требования Дисциплинарного устава (поощрения, применяемые к солдатам; дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат);

уметь выполнять:

• команды «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно»; воинское приветствие на месте и в движении, подход к начальнику и отход от него;

• повороты на месте, движение строевым шагом;

• строевые приемы (выход из строя и возвращение в строй, повороты в движении);

• нормативы по неполной разборке (сборке) автомата АК­74, снаряжению магазина учебными патронами (при условии наличия макетов АК­74 и магазинов с учебными патронами);

• стрельбу из пневматической винтовки и установленные программой упражнения стрельб;

уметь:

• пользоваться средствами индивидуальной защиты — противогазом и респиратором, общевойсковым защитным комплектом;

• пользоваться компасом;

• составлять схему маршрута движения по азимутам, двигаться по азимутам, читать топографическую карту и топографические знаки, ориентироваться на местности без карты;

• действовать в общевойсковом бою, ориентироваться в боевой обстановке, выбирать позицию и осуществлять ее маскировку;

• оказывать первую помощь при ранениях, переломах, остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания, осуществлять эвакуацию раненого;

соблюдать:

• правила безопасности при обращении с оружием и стрельбе.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
всего в том числе
X класс учебно­ полевой сбор XI класс
  Раздел I. Защита Отечества (Раздел I. Вооруженные Силы Республики Беларусь (учебно­полевой сбор))        
  Раздел II. Основы военного дела        
  Раздел III. Военно­меди­цинская подготовка        
  Всего часов        

X КЛАСС

РАЗДЕЛ I

ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА

Доблесть и слава воинов в борьбе за свободу Отечества. Роль Красной и Советской армий в деле становления суверенной Беларуси. Мужество и героизм белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Воины­белорусы в Великой Отечественной войне. Героические подвиги белорусских партизан и подпольщиков на оккупированной территории.

Верность воинскому долгу. Героизм воинов­интернационалистов. Самоотверженность участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Примеры мужества и героизма воинов современной белорусской армии. Герои Беларуси.

Республика Беларусь — суверенное государство. Роль Вооруженных Сил в обеспечении национальной безопасности. Основные положения Конституции Республики Беларусь, Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, Военной доктрины Республики Беларусь. Современное состояние и основные направления дальнейшего развития белорусской армии.

Патриотизм как основа сознательного отношения граждан к защите государства. Государственная политика по укреплению в обществе чувства патриотизма и готовности к защите национальных интересов Республики Беларусь, воспитанию сознательного отношения граждан к вооруженной защите Отечества в контексте современной военно­политической обстановки.

Защита Отечества — почетная обязанность и конституционный долг гражданина Республики Беларусь. Правовые основы военной службы (Закон Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе»). Приписка к призывным участкам и призыв на военную службу, службу в резерве. Права, обязанности и ответственность призывника. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. Призывные комиссии. Оповещение призывников о явке для призыва. Обязательность явки в военный комиссариат (обособленное подразделение) по повестке. Порядок медицинского освидетельствования. Предоставление отсрочек и освобождение от призыва. Административная ответственность за неисполнение обязанностей призывника. Уголовная ответственность за уклонение от призыва.

Учреждения высшего образования системы национальной безопасности Республики Беларусь. Сроки обучения и порядок поступления (Военная академия Республики Беларусь, военные факультеты гражданских учреждений высшего образования, Академия МВД, учреждения высшего образования органов пограничной службы, МЧС).

РАЗДЕЛ II

ОСНОВЫ ВОЕННОГО ДЕЛА

• Тактическая подготовка

Современный общевойсковой бой. Определение общевойскового боя. Основы тактических действий в составе мотострелкового отделения. Огневые средства, применяемые мотострелковым отделением в общевойсковом бою. Обязанности солдата в бою. Действия в оборонительном бою. Выбор, отрывка и маскировка одиночного окопа для стрельбы из автомата. Использование местных предметов для укрытия, маскировки позиции при занятии обороны. Расчистка сектора обстрела, подготовка к ведению огня. Изготовка к стрельбе из различных положений при действиях в пешем порядке. Наблюдение за полем боя.

Передвижение на поле боя (скрытное выдвижение к объекту противника): перебежки и переползание с использованием местности и местных предметов.

Действия в наступательном бою. Подготовка к атаке: заряжание оружия, снаряжение гранат, выбор пути движения в атаку и наблюдение за сигналами командира.

 

• Огневая подготовка

Стрелковое оружие. Назначение пневматической (малокалиберной) винтовки, автомата АК­74.

Назначение частей и механизмов автомата АК­74. Положение частей и механизмов до заряжания, работа их при заряжании и выстреле (стрельбе). Требования безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Порядок неполной разборки и сборки автомата. Порядок снаряжения магазина патронами и заряжания оружия. Возможные задержки, неисправности автомата при стрельбе и способы их устранения. Принадлежности к автомату. Чистка и смазка автомата после стрельбы.

Основы и правила стрельбы. Явление выстрела. Начальная скорость пули. Образование траектории. Влияние внешних условий на полет пули. Изготовка для стрельбы. Выбор точки прицеливания. Корректирование стрельбы.

Практическая стрельба. Требования безопасности при проведении стрельб. Выполнение упражнения № 1 стрельб из пневматической винтовки (практическое занятие).

Практическая стрельба. Требования безопасности при проведении стрельб. Выполнение упражнения № 2 стрельб из пневматической винтовки (практическое занятие).

 

• Строевая подготовка

Строи и их элементы. Управление строем. Предварительные и исполнительные команды. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю (практическое занятие).

Строевая стойка. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить». Повороты на месте.

Обучение выполнению поворотов на месте, команд «Направо», «Налево», «Пол­оборота направо», «Пол­оборота налево», «Кругом»(практическое занятие).

Движение строевым и походным шагом. Обучение движению строевым шагом, выполнению команд «Строевым шагом марш», «Шагом марш»(практическое занятие).

 

• Уставы Вооруженных Сил Республики Беларусь

Назначение и общее содержание общевоинских уставов. Общие права и обязанности военнослужащих. Воинские звания и знаки различия. Начальники и подчиненные, старшие и младшие. Приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения. Обязанности солдата.

Военная присяга. Содержание Военной присяги. Порядок принятия Военной присяги. Боевое Знамя воинской части Вооруженных Сил Республики Беларусь — символ воинской чести, доблести и славы. Описание, порядок вручения и хранения Боевого Знамени воинской части. Воинские ритуалы.

Воинская дисциплина. Обязанности военнослужащего по соблюдению воинской дисциплины. Применяемые поощрения и налагаемые дисциплинарные взыскания.

• Радиационная, химическая и биологическая защита

Краткая характеристика оружия массового поражения. Поражающие факторы ядерного взрыва. Радиоактивные вещества. Основные понятия о радиоактивности. Характеристики радиоактивных излучений. Виды радиоактивного облучения и его признаки.

РАЗДЕЛ III

ВОЕННО­МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА

Оказание первой помощи раненым в зоне укрытия. Осмотр пострадавшего: признаки жизни (сознание, пульс, дыхание, реакция зрачка на свет), признаки наружного кровотечения.

Остановка венозного кровотечения методом наложения давящей повязки и методом тампонады раны. Наложение асептической повязки на различные участки тела. Порядок наложения окклюзионной повязки на обширные раны. Правила наложения жгута: этапы, особенности, контроль.

Алгоритм оказания первой помощи при ранениях, кровотечениях, переломах, ожогах, обморожениях.

Алгоритм проведения реанимационных мероприятий: непрямой массаж сердца, искусственная вентиляция легких, восстановление проходимости дыхательных путей. Проверка проходимости верхних дыхательных путей: ротовая полость, глотка, гортань. Методика извлечения инородных тел из полости рта, глотки. Прием Хеймлиха. Порядок проведения сердечно­легочной реанимации.

 

Учебно­полевой сбор

(5 дней по 6 ч; всего 30 ч)

Раздел I
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Современные вооружение и военная техника белорусской армии. Ознакомление с вооружением и военной техникой воинской части.

Воинский коллектив и его особенности. Военнослужащие и взаимоотношения между ними. Размещение военнослужащих. Распределение времени и повседневный порядок.

Раздел II
ОСНОВЫ ВОЕННОГО ДЕЛА

• Тактическая подготовка

Действия в оборонительном бою. Действия солдата при подготовке к обороне вне соприкосновения с противником. Выбор, отрывка и маскировка одиночного окопа для стрельбы. Использование местных предметов для укрытия и маскировки позиции. Наблюдение за полем боя.

Действия в оборонительном бою. Переход к обороне в условиях воздействия противника. Выбор и занятие позиции для стрельбы, приемы и способы действий под огнем противника. Выбор, отрывка и маскировка одиночного окопа для стрельбы. Действия по командам и сигналам командира.

Передвижение на поле боя. Перебежки и переползание с использованием защитных свойств местности.

Действия в наступательном бою. Подготовка к атаке. Атака переднего края обороны противника.

• Огневая подготовка

Практическая стрельба. Требования безопасности при проведении стрельб. Выполнение стрельб.

 

• Строевая подготовка

Движение отделения строевым и походным шагом.

• Военно­прикладная физическая подготовка

Преодоление полосы препятствий. Изучение техники преодоления препятствий.

 

• Военная топография

Ориентирование на местности без карты. Ориентирование по компасу, небесным светилам, признакам местных предметов. Ориентирование по карте. Выполнение нормативов № 1—3.

Составление схем движения по азимутам. Движение по азимутам. Выполнение норматива № 4.

 

• Действия в экстремальных ситуациях

Понятие, виды экстремальных ситуаций. Действия человека в экстремальной ситуации. Экстремальные условия в воинской деятельности. Специфика экстремальных условий, возможных в воинской деятельности (боевой и учебно­боевой). Морально­психологическая готовность к военной службе.

 

Раздел III
ВОЕННО­МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА

Общие сведения о характере ранений на поле боя. Особенности оказания первой помощи под огнем противника, в зоне укрытия и зоне эвакуации. Отработка алгоритма оказания первой помощи при ранениях, кровотечениях, переломах, ожогах, обморожениях.

Отработка методики обращения с перевязочным материалом. Индивидуальное медицинское оснащение военнослужащих: аптечка индивидуальная (АИ), аптечка войсковая (АВ), пакет перевязочный индивидуальный. Предназначение, порядок и правила пользования.

Выполнение нормативов по проведению искусственной вентиляции легких, непрямого массажа сердца, остановке кровотечений, наложению мягких бинтовых повязок, иммобилизации плеча, предплечья, бедра, голени, позвоночника при переломах.

Показания к транспортной иммобилизации. Иммобилизация верхних и нижних конечностей табельными и подручными шинами. Иммобилизация верхних и нижних конечностей с помощью подручных материалов.

Эвакуация раненых из зоны укрытия. Отработка способов оттаскивания раненого на боку (раненый в сознании, раненый без сознания) с помощью подручных средств.

Эвакуация раненых из зоны укрытия на плащ­палатке, на руках (одним и двумя военнослужащими), с помощью лямки санитарной носилочной, на носилках.

XI класс

РАЗДЕЛ I

ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА

История и современность белорусской армии. Формирование Белорусского военного округа, его история и боевые традиции. Принятие БССР в ООН как субъекта международных отношений. Вклад Советской Армии в обеспечение стратегического ядерного паритета на планете.

Вооруженные Силы Республики Беларусь — правопреемник славных боевых традиций Красной и Советской армий. Армия суверенного государства. Состав и структура (виды Вооруженных Сил, род Вооруженных Сил, специальные войска). Вооружение и военная техника.Сухопутные войска: основные тактико­технические характеристики танка Т­72Б (масса, скорость, дальность стрельбы), боевой машины пехоты БМП­2 (масса, скорость, дальность стрельбы), бронетранспортера БТР­80 (масса, скорость, дальность стрельбы). Военная техника ракетных войск и артиллерии: «Полонез», «Ураган», «Смерч», «Град», «Точка» (масса, калибр, дальность стрельбы). Основные виды стрелкового оружия: АК­74, РПК, РПГ, ПМ (калибр, емкость магазина, прицельная дальность стрельбы). Военно­воздушные силы и войска противовоздушной обороны. Предназначение основных типов самолетов и вертолетов: Су­25, МиГ­29, Як­130, Ил­76, Л­39, Ми­24, Ми­8 (скорость, боевой радиус действия, вооружение), зенитно­ракетных комплексов: С­300, Тор­М2, «Бук», «Оса» (максимальная и минимальная дальность стрельбы).

Военная политика Республики Беларусь. Военная организация Республики Беларусь. Оборонительный характер Военной доктрины Республики Беларусь. Национальные интересы Республики Беларусь в военной сфере, отраженные в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь.

Современная военно­политическая обстановка в мире. Характерные черты современных вооруженных конфликтов, особенности их ведения на примере локальных военных конфликтов последнего десятилетия. Борьба с проявлениями фашизма и вооруженного экстремизма.

Моральный дух и патриотическое сознание граждан как основа национальной безопасности государства в современных условиях.

Законы Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» и «О статусе военнослужащих». Порядок прохождения срочной военной службы. Социальные гарантии, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

Международное гуманитарное право в период вооруженных конфликтов. Понятие, источники и принципы международного гуманитарного права.

РАЗДЕЛ II

ОСНОВЫ ВОЕННОГО ДЕЛА

• Тактическая подготовка

Вооруженные силы иностранных государств. Вооружение и боевые возможности армий иностранных государств (Польша, Литва, Латвия).

Действия в наступательном бою. Порядок и способы преодоления минно­взрывных заграждений и препятствий, поражение противника c ходу огнем и гранатами, ведение рукопашного боя.

 

• Огневая подготовка

Практическая стрельба. Требования безопасности при проведении стрельб. Выполнение упражнения № 2 стрельб из малокалиберной винтовки (при отсутствии — пневматической винтовки или мультимедийного тренажера).

Основы и правила стрельбы. Приемы и способы ведения огня из автомата по появляющейся и движущейся целям.

Разведка целей посредством наблюдения. Определение исходных установок для стрельбы и целеуказание с применением различных способов. Определение установки прицела и точки прицеливания по высоте и направлению.

Порядок неполной разборки и сборки автомата. Правила хранения и содержания оружия.

Ручные осколочные гранаты. Назначение, боевые свойства и общее устройство гранат РГД­5, Ф­1, РГО, РГН. Положение частей и механизмов гранат до броска. Подготовка ручных гранат к броску, работа их частей и механизмов после броска. Требования безопасности при обращении с ручными гранатами.

 

• Строевая подготовка

Повороты в движении (практическое занятие).

Выход из строя и возвращение в строй. Воинское приветствие: на месте и в движении. Подход к начальнику и отход от него (практическое занятие).

Построение отделения в развернутый и походный строй. Перестроение отделения из развернутого строя в походный и обратно. Размыкание и смыкание отделения (практическое занятие).

• Уставы Вооруженных Сил Республики Беларусь

Общие обязанности военнослужащих. Правила воинской вежливости и поведения военнослужащих.

Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарная ответственность военнослужащих.

Суточный наряд роты. Назначение, состав, вооружение суточного наряда. Обязанности дневального по роте.

РАЗДЕЛ III

Военно­медицинская подготовка

Отработка алгоритма оказания первой помощи при проведении искусственной вентиляции легких, восстановлении проходимости дыхательных путей, извлечении инородных тел из полости рта, глотки. Проведение непрямого массажа сердца, остановка кровотечений. Наложение мягких бинтовых повязок. Иммобилизация плеча, предплечья, бедра, голени, позвоночника при переломах.


МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Медицинская подготовка организуется и проводится с девушками в учреждениях общего среднего образования, учреждениях профессионально­технического и среднего специального образования.

Цель медицинской подготовки— формирование ключевых компетенций по оказанию первой помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, уходу за больными, пропаганде здорового образа жизни среди подрастающего поколения; развитие устойчивых познавательных интересов у учащихся, способности самостоятельно изучить и оценить задачу, принимать самостоятельное решение и действовать в незнакомой ситуации; воспитание морально­волевых качеств, гуманности, нравственности и духовности по отношению к людям, чувства личной ответственности за жизнь ближнего.

Задачи медицинской подготовки:

• формирование знаний и умений по оказанию первой помощи при открытых и закрытых повреждениях, кровотечениях, ожогах, повреждениях электротоком, утоплении, поражении молнией, тепловом и солнечном ударах;

• обучение приемам иммобилизации и транспортировки пострадавшего при различных травмах и других несчастных случаях;

• овладение системой умений и навыков по оказанию первой помощи при неинфекционных и инфекционных заболеваниях и отравлениях;

• воспитание чувства личной ответственности за свои действия, гуманности, нравственности, духовности и милосердия;

• формирование практических умений и навыков по уходу за больными и пораженными;

• формирование информационной компетенции, умения работать с различными источниками информации;

• приобретение учащимися знаний о применении практических умений и навыков по медицинской подготовке в повседневной жизни чело­века.

Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса. Поэтому основным направлением обучения медицинской подготовке является освоение учащимися таких знаний, умений и навыков, которые позволяли бы учащемуся принимать решения и действовать как в типичных, так и в нестандартных ситуациях по сохранению жизни пострадавшего до прибытия спасательных служб. В связи с этим у учащихся должны формироваться следующие ключевые компетенции:

личностно­адаптивная — способность мыслить за рамками норм и правил, понимать альтернативные варианты выхода из сложившейся нестандартной ситуации, способность разрабатывать решения в нетипичных ситуациях;

— здоровьесберегающая компетенция — ценностное отношение к здоровью как основе всей жизнедеятельности человека, способности к усвоению здоровьесберегающих знаний, умений и навыков, готовности к проявлению опыта здоровьесбережения в повседневной жизни;

коммуникативная компетенция — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, которая направлена на достижение взаимопонимания между партнерами по общению, лучшее понимание ситуации и предмета общения (умения правильно установить контакт с пострадавшим или больным; понимание психологического состояния пострадавшего и отношения больного к своему заболеванию; уважение и внимательность к пострадавшему или больному; способность слушать и слышать; чувство сопереживания, способность работать в команде);

— ценностно­смысловая компетенция — способность видеть, понимать и осознавать важность выбора целевых и смысловых установок для своих действий и поступков в чрезвычайных ситуациях. От них зависит индивидуальная образовательная траектория учащегося и программа его жизнедеятельности в целом. Ценностное отношение и интерес к содержанию и процессу учебной деятельности формируются путем постоянного обращения к реальной жизни, к окружающей действительности.

Принципами обучения являются:

— принцип систематичности предполагает изложение учебного материала на уровнях отражения, понимания, усвоения, компетенции. На уровне отражения формируется общее представление об изучаемом предмете. На уровне понимания учащийся овладевает теорией учебного предмета. На уровне усвоения достигается связь теории с системой упражнений, практических заданий и действий. На уровне компетенции приобретается способность на практике использовать полученные знания, умения и навыки;

— принцип наглядности представляет собой широкий комплекс средств, методов, приемов, обеспечивающих четкое и ясное восприятие сообщаемых знаний и формирующих представление о взаимосвязи изучаемого учебного материала с реальной практикой и способность применять полученные знания на практике;

— принцип доступности обеспечивает успешное усвоение новых знаний и способов деятельности. Суть этого принципа состоит в том, что он отражает общенаучный принцип преемственности, последовательности и постепенности обучения, требует начинать изучение отдельных разделов с выявления уже имеющихся, сформированных ранее знаний, умений, навыков.

Структурно содержание медицинской подготовки представляется в шести разделах:

Раздел I. Первая помощь при травмах и несчастных случаях.

Раздел II. Лекарственные препараты и растения.

Раздел III. Общий уход за больными и пораженными.

Раздел IV. Первая помощь при заболеваниях и отравлениях.

Раздел V. Инфекционные заболевания.

Раздел VI. Медико­биологические аспекты полового воспитания.

Важным аспектом обучения является организация и стимулирование учителем активной познавательной деятельности учащихся. В ходе уроков рекомендуется создать ситуации, в которых учащиеся смогут не только усвоить знания, но и попытаться применить их при разрешении различных чрезвычайных ситуаций.

Особое внимание следует обратить на использование различных видов деятельности: работа с различными источниками информации (работа с учебными пособиями, таблицами и инструкциями, электронными средствами обучения), совместное выполнение заданий учителя, участие в дискуссии по проблемным ситуациям, выполнение практической работы, решение ситуационных задач, анализ экстремальных ситуаций, отработка практических умений и навыков по оказанию первой помощи с использованием манекена, накладки на руку (для отработки навыков подкожных и внутримышечных инъекций), различных видов бинтов, лейкопластырей, термометра и тонометра, одноразового шприца.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Наименование раздела Количество часов
Всего В том числе
X класс Медицинская практика XI класс
Цели и задачи медицинской подготовки        
Первая помощь при травмах и несчастных случаях        
Лекарственные препараты и растения        
Медико­биологические аспекты полового воспитания          
Общий уход за больными и пораженными        
Первая помощь при заболеваниях        
Инфекционные заболевания        
Всего часов        

 

X КЛАСС

(1 ч в неделю; всего 35 ч)

Цели и задачи медицинской
подготовки

(1 ч)

Цели и задачи медицинской подготовки. Первая помощь как комплекс мероприятий само­ и взаимопомощи, направленный на спасение человека при угрожающих его жизни состояниях. Оценка


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.144 с.